Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТРОНА
Т. 44, С. 325-328 опубликовано: 4 мая 2021г.


МАТРОНА

Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 169)
Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 169)

Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 169)

[Греч. Ματρώνα] († ок. 492 или 510-515), прп. К-польская (пам. 9 нояб.).

Источники

Житие М. (т. н. Vita prima - BHG, N 1221) содержится в рукописи Paris. gr. 1519, XI в., изданной И. Делеэ (ActaSS. 1910. Nov. T. 3. P. 790-813). Исследователь предположил, что это произведение написано монахом к-польского монастыря прп. Вассиана, автор использовал записи подвизавшейся вместе с М. мон. Евлогии (Ibid. P. 786, 789). Гипотеза Э. Топпинг о том, что Житие написано одной из насельниц монастыря Матроны (Catafygiotu-Topping. 1988. P. 223-224), опровергается употреблением автором по отношению к себе грамматических форм мужского рода. Делеэ датирует написание Жития М. не ранее сер. VI в., т. к. в тексте упоминается иерусалимская ц. св. Марии Новой, построенная имп. Юстинианом I и освященная в 543 г. По неизвестным причинам в Житии не говорится о том, что в последние годы жизни М. выступала против монофизитской политики императоров Зинона (474-475, 476-491) и Анастасия I (491-518). В «Церковной истории» Феодора Чтеца (нач. VI в.) мон-рь Матроны упоминается в числе не принявших «Энотикон» (482) имп. Зинона. Имп. Анастасий и К-польский патриарх Македоний II попытались оказать давление на эти мон-ри. Действовавший по поручению Македония диак. Хрисаорий счел за лучшее оставить в покое М., которая «сотворила много необыкновенных вещей», когда тот принуждал ее принять этот документ. С принявшими «Энотикон» насельницами М. прекратила общение (Theodoros Anagnostes. 1971. S. 129). Все эти сведения известны из пересказа в «Хронографии» Феофана (Theoph. Chron. Vol. 1. P. 141-142). Они помещены в ней под 498/9 г., но хронология Феофана не всегда точна; напр., С. Манго относит это событие к 500 г. (Mango. 1996. Р. 16).

В Х в. Симеон Метафраст отредактировал слишком большое по объему Житие М. (BHG, N 1222). Существует также краткое Житие (Vita brevior - BHG, N 1223).

Житие

М. род. в Перге Памфилийской (близ совр. Антальи, Турция) в благочестивой семье и была выдана замуж за состоятельного и знатного человека по имени Дометиан. После рождения дочери, которую назвали Феодотией, М. стала вести подвижнический образ жизни: не заботилась о своем внешнем виде, не мылась и избегала близости с мужем. Когда супруги переехали в К-поль, любимым занятием М. стало посещение церквей. Там она познакомилась с блаженной девицей Евгенией, которая посвятила жизнь служению Господу. М. была готова каждый день проводить в храме на молитве с утра до ночи. Однако супруг считал ее долгие отсутствия подозрительными и в конце концов перестал выпускать жену из дома. М. горячо молила Бога устроить ее жизнь так, чтобы она могла беспрепятственно благоугождать Ему. Однажды М. упросила мужа разрешить ей пойти в храм св. Апостолов. При этой церкви жила благочестивая девица Сусанна, которой М. вверила свою дочь Феодотию, а сама, назвавшись евнухом Вавилой, поступила в муж. мон-рь прп. Вассиана, т. к. ей было видение, что от преследований мужа ее спасут некие иноки. Поскольку мон-рь прп. Вассиана возник в 50-х гг. V в., М. пришла туда не ранее 455 г. (Mango. 1996. P. 16). Она со смирением исполняла все послушания и, чтобы не быть узнанной, хранила молчание и удалялась ото всех. Постом и бдениями М. изнуряла свою плоть и всегда пребывала в молитве. Братия удивлялась ее добродетельному житию. М. пробыла в мон-ре 3 года, а затем по Божию Промыслу одновременно прп. Вассиану (пам. 10 окт.) и Акакию, игум. Авраамиева монастыря, было открыто в видении, что она женщина. Когда прп. Вассиан обличил М., она поведала свою историю, и он, видя ее горячее желание служить Богу, взял на себя попечение о ней. Он отослал М. к Сусанне (к тому времени умерла дочь М. Феодотия), а затем отправил в жен. мон-рь в Эмесу, т. к. Дометиан вел непрестанные поиски супруги. Эмесские монахини оказали М. теплый прием. Она превосходила всех инокинь смирением и монашескими подвигами, ее жизнь стала примером трудного пути, ведущего в Царство Божие. Спустя некоторое время скончалась игумения мон-ря, и М. была избрана на ее место.

Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 59)
Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 59)

Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 59)

Автор Жития повествует о том, что во время обретения близ Эмесы честной главы св. Иоанна Предтечи один слепорожденный попросил М. помазать его св. миром, которое источала эта святыня, и тотчас прозрел. Благодаря этому чуду слава о добродетельном житии М. стала распространяться в Сирии. Однако здесь имеет место хронологическая неточность: обретение главы св. Иоанна Предтечи произошло в 452 или 453 г., за неск. лет до прибытия М. в Эмесу. Вскоре о местонахождении М. узнал Дометиан и поспешил в Эмесу. В монастыре, где подвизалась М., устав запрещал мужчинам входить в обитель, и Дометиан послал к подвижнице благородных горожанок, которые сообщили, что в Эмесу встретиться с М. прибыл издалека один человек, наслышанный о ее святости и совершенном добродетельном житии. М. расспросила женщин, как он выглядит, и, поняв, что это ее муж, велела им передать приезжему, чтобы он подождал 7 дней. Ночью она отправилась в Иерусалим. Дометиан последовал за М. на Св. землю, настойчиво разыскивая ее повсюду. Однажды они встретились в храме Воскресения Господня, но Дометиан не узнал М., т. к. она закрыла лицо и нагнулась, как будто что-то собирала. М. немедленно покинула Иерусалим. Она посетила Синайскую гору, а оттуда пошла в Берит (ныне Бейрут), где поселилась в заброшенном идольском капище, несмотря на бесовские искушения. Однажды трое жителей Берита увидели подвижницу и рассказали о ней в городе. Услышав о строгом житии М., ее примеру захотели последовать несколько благочестивых девиц, которые, хотя и были язычницами, любили воздержание и целомудрие. М. обратила их ко Христу, они приняли крещение от Беритского епископа и стали вести иноческую жизнь вместе с М. Языческая жрица по имени Евхея пришла к М. и попросила, чтобы та наставила ее в христ. вере. Когда в Берите наступил языческий праздник, идолопоклонники не нашли жрицы и, узнав, что она ушла к М., отправились туда, возглавляемые родственниками Евхеи. Они пообещали, что если Евхея не придет утром в Берит для совершения праздника, то они предадут огню мон-рь Матроны и всех находящихся в нем. М. собрала много дров и хвороста и, обложив кругом капище, послала к беритским язычникам сказать, что она готова сгореть и стать благоуханной жертвой Христа. Язычники, удивившись ее мужеству, оставили свое намерение. А Евхея приняла крещение и присоединилась к 7 сестрам.

Спустя несколько лет М. захотела увидеть своего духовного отца прп. Вассиана, но боялась ехать в К-поль, т. к. там жил Дометиан. Кроме того, она хотела уйти в Александрию или в Антиохию, т. к. в Берите все восхваляли ее равноангельскую жизнь. Помимо искушения тщеславием, распространявшаяся о М. молва грозила тем, что в Берит мог приехать Дометиан. М. прилежно молилась Богу, чтобы Он открыл ей правильный путь. Однажды она увидела во сне 3 спорящих мужей, каждый из к-рых хотел взять ее в жены. Их звали Александр, Антиох и Константин. Они бросили жребий, и М. досталась Константину. М. поняла, что это означает благоизволение Божие, чтобы она отправилась в К-поль и увидела своего духовного отца прп. Вассиана (между 472 и 474, как предполагают исследователи - Ibidem). Тот обрадовался, узнав о ее трудах и подвигах и об усердной любви к Богу. Оказалось, что муж М. умер. Прп. Вассиан попросил Беритского епископа отпустить собранных М. сестер в К-поль. Мон-рь Матроны посетила Верина, супруга имп. Льва I Великого (457-474). Мн. страждущие приходили к М. и получали по ее молитвам телесное и душевное исцеление. Так, Антиохиана, супруга патрикия Сфоракия, после своего исцеления построила просторный мон-рь, куда к М. пришли как новые сестры, так и ее прежняя духовная наставница Евгения. Число монашествующих составило 12 чел.

М. заранее знала о приближающейся кончине, сподобившись видения райского сада и уготованной ей светлой палаты. Преподав сестрам последние духовные наставления, М. скончалась в возрасте 100 лет, из которых 25 лет она прожила в миру и 75 - в монашестве. Традиционно считается, что М. скончалась ок. 492 г. Манго на основании данных Жития М. предположил, что она род. ок. 430 г. и умерла в 510-515 гг. (Ibidem).

Согласно Житию, М. скончалась 7 нояб., поэтому в ряде древних визант. календарей ее память указана под этим числом или под 8 нояб. Но впосл. празднование ее памяти установилось 9 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 347-348). М. считают основательницей жен. монашества в К-поле (Hatlie. 2007. Р. 96). В VI в. ее слава была так велика, что Феодор Чтец посвятил описанию ее подвига больше места, чем ее наставнику, о к-ром лишь добавил в конце рассказа: «...и Вассиан, чудный монах, в это же время просиял» (Theodoros Anagnostes. 1971. S. 109). До XII в. мон-рь Матроны и ее мощи фигурируют в описаниях К-поля (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 451). Однако в палеологовский период паломники, посещавшие К-поль, не упоминают о мон-ре Матроны, что свидетельствует об угасании интереса к этой святой.

Пространное Житие М. (BHG, N 1221) было переведено на славянский язык в Х в. и включено как в домакариевские Четьи-Минеи (напр., РГБ. Троиц. № 669, нач. XV в., и РГБ. Вол. № 592, посл. четв. XV в., и др.), так и в Великие Минеи Четьи (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 295-336), составленные свт. Макарием (Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 83). В южнославянских списках данное Житие не встречается. В сборнике текстов XV в., извлеченных из Четьей-Минеи за сент.-март с Панегириком за сент.-янв. (Белград. Унив. б-ка. Чорович № 30. Л. 125б - 144), содержится редакция Жития М., выполненная Симеоном Метафрастом (Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 137, 290). Краткие Жития М. входят в состав нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 282-283, 336-337).

Ист.: BHG, N 1221-1223; ActaSS. 1910. Nov. T. 3. P. 790-813 [Vita prima], 813-822 [Житие Симеона Метафраста], 822-823 [Vita brevior]; PG. 116. Col. 920-953; Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte / Hrsg. G. C. Hansen. B., 1971; Τσάμης Δ. Μητερικόν. Θεσ.,1990. Τ. 1. Σ. 112-161; Life of St. Matrona of Perge / Transl. J. Featherstone // Holy Women of Byzantium: 10 Saints' Lives in English Translation / Ed. A.-M. Talbot. Wash., 1996. P. 18-64.
Лит.: Лопарев Х. Описание нек-рых греч. житий святых // ВВ. 1897. Т. 4. Вып. 3/4. С. 343-345; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 462; Janin. Églises et monastères. P. 329; idem. Matrona, badessa a Costantinopoli, santa // BiblSS. T. 9. Col. 104-105; Patlagean E. Le histoire de la femme déguisée en moine et l'évolition de la sainteté féminine à Byzance // Studi Medievali. Ser. 3. 1976. T. 17. P. 610-614; Bennasser K. A. Gender and Sanctity in Early Byzantine Monasticism: A Study of the Phenomenon of Female Ascetics in Male Monastic Habit: Diss., New Brunswick, 1984; Catafygiotu-Topping E. St. Matrona and Her Friends: Sisterhood in Byzantium // Κατηγήτρια: Essays Presented to J. Hussey for Her 80th Birthday / Ed. J. Chrysostomides. Camberley (Surrey), 1988. P. 211-224; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 327-328; Mango C., introd. Life of St. Matrona of Perge // Holy Women of Byzantium. Wash., 1996. Р. 13-17; Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 94-96; Hatlie P. The Monks and Monasteries of Constantinople, ca. 350-850. Camb. etc., 2007. Р. 90, 95-100, 106, 108-109, 126, 245; The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography / Ed. S. Efthymiadis. Farnham, 2011. Vol. 1. P. 62-63, 80.
О. В. Лосева

Иконография

Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 86 об.)
Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 86 об.)

Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 86 об.)

Имя М. упоминается в греч. руководстве для иконописцев, Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в ряду др. преподобных жен (без описания) (Ерминия ДФ. С. 178). Святую изображают в монашеских одеждах. Ее образ представлен в минейных циклах на ноябрь. На миниатюрах в рукописях: в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 169, 1-я четв. XI в.) - в рост, в 3/4-ном повороте вправо, к небесному сегменту, руки в молении, облачена в темно-коричневое платье и скрывающий фигуру длинный серый мафорий; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266r, кон. XI в.) - фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - в молении открыта ладонью вовне, облачена в охристое платье, темную мантию, в схиме, с аналавом; в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340 гг.) - полуфигура, в руке держит крест; дважды в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) - оглавно (Л. 59) и в рост (Л. 86 об.), так же как и в рукописи Vat. gr. 1156. В настенных минологиях притворов ряда храмов: ц. Сорока мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230) - на одре; ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - фронтально, в рост, с крестом в правой руке, левая - в молении; ц. вмч. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (2-я пол. XIVв.; надпись не сохр.); собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - фронтально в рост, руки скрыты мафорием; ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561) - оплечно.

Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника)
Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника)

Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника)

С XIV в. изображение плата на голове М. иногда заменяет клобук с расширяющейся вверх тульей (напр., на фреске в притворе мон-ря Дечаны под черным клобуком с наметкой виден светлый плат, напоминающий совр. апостольник). В подобном головном уборе М. изображена среди избранных святых на нижнем поле балканской иконы «Деисус, с Этимасией и святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). В поствизант. время встречаются и плат (мафорий или куколь) (греч. икона XVII в., ГИМ) и клобук (роспись ц. свт. Николая в Рэдэуци, Румыния, 1559). Иконы М. сохранились в Музее византийской культуры в Фессалонике (XVI в.), в собрании Р. Андреадиса (кон. XVI - нач. XVII в.) и др.; М. представлена в темном схимническом одеянии, с 8-конечным крестом в руке, на покрывающем голову плате (куколе) - монограмма «IC XC NIKA».

В рус. иконописных подлинниках описание облика М. помещается под 9 нояб., впервые встречается в Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.). Рекомендации подлинника касаются не только состава и цвета одежд святой («риза багрова, на главе плат, испод риза бела дик»), но и композиционного решения: М. надлежит изображать между мучениками Онисифором и Порфирием, чья память празднуется в тот же день (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 13; то же в подлинниках сводной редакции XVIII в. с некоторыми расхождениями и уточнениями, см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 46-47 - «на главе схима», в одной руке крест, другая «молебна»; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 188 - «на главе наметка темная, руки к сердцу прижаты крестообразно»). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) представлен единоличный ростовой образ преподобной, в иконографии, известной, в частности, по миниатюрам визант. рукописей,- в монашеских одеждах, на голове клобук с расширяющимися вверх полями, в правой руке крест, ладонь левой открыта перед грудью, в молении (см.: Строгановский подлинник. С. 129). В руководстве для иконописцев (1910), составленном акад. В. Д. Фартусовым, в основу представлений об облике М. положено описание из Жития святой: «Старица 100 лет, греческого типа, лицом красива, но очень худощава от поста; скромна, добра, приветлива и очень умна» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 69).

Изображения преподобной сохранились в минеях в составе избранных святых, в т. ч. на полях икон. Как небесная покровительница жены Петра Семеновича Строганова (1583-1639) Матроны Ивановны, урожд. Бобрищевой-Пушкиной (1594-1668), она изображалась на произведениях лицевого шитья, выполненных во 2-й четв.- сер. XVII в. по заказу Строгановых в их мастерской: «Святые Феодор Сикеот и Георгий, с избранными святыми на полях» (сер. XVII в., СИХМ; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 7); на пелене с Владимирским образом Божией Матери (1626, СИХМ; см.: Там же. Кат. 61). В русских памятниках XVII-XIX вв. общие черты иконографии М. те же, что и в визант. искусстве: святая изображается в монашеском платье - в мантии, иногда в схиме, на голове плат (как правило, имеет форму округлого куколя), в руке обычно держит крест. Так она представлена на иконах: «Избранные святые: прп. Феодор, арх. Михаил, вмч. Георгий, прп. Матрона» (XVIII в., С.-Петербург, частное собрание; см.: Sotheby's: Icons, Russian Pictures and Works of Art. L., 1991. P. 123); на старообрядческой иконе «Благовещение» - на поле, напротив прп. Марона (Мароя) (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. Кат. 84); «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, прп. Евдокия, прп. Симеон Столпник, мц. Татиана и прп. Матрона» (собрание В. А. Бондаренко); «Святые Симеон Персидский, Михаил Синадский и Матрона» (1-я треть XIX в., в окладе 1821 г.); «Покров Богоматери. Богоматерь «Утоли моя печали». Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми» (частное собрание, Екатеринбург) - справа от свт. Николая, вместе со святыми Тихоном и Ириной (см.: Уральская икона. Екат., 1998. С. 186. Кат. 242). На минейных иконах: напр., на мстёрской иконе на ноябрь из комплекта годовых миней (1-я пол. XIX в., частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 351) - М. в куколе и мантии. На гравированных святцах: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на ноябрь М. изображена под 9-м числом вместе с мч. Онисифором - в мантии поверх платья, на голове плат, левая рука прижата к груди, правая опущена (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 39. Кат. 33. 3); на гравированном листе святцев на ноябрь работы И. К. Любецкого (1730) - под мантией схима, на голове плат, напоминающий куколь (см.: Там же. С. 50. Кат. 35. 3). На миниатюре из Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. № 812. Л. 102, 50-е гг. XIX в.), образ М. близок к рекомендациям иконописного подлинника Новгородской редакции по Софийскому списку XVI в.- в монашеском облачении, в куколе греч. образца.

Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 587; Миjовић. Менолог. С. 195, 203, 204, 255, 325, 342, 348, 352, 366; Евсеева. Афонская книга. С. 223, 251.
Н. В. Герасименко, Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Матрона († ок. 492 или 510-515), преподобная Константинопольская (пам. 9 нояб.)
См.также:
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)