Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТРОНА
Т. 44, С. 328-329 опубликовано: 5 мая 2021г.


Содержание

МАТРОНА

(† ок. 1306-1310, устаревшая дата - 1462), прп. Хиосская (пам. греч. 20 окт.). Древнейшим источником, повествующим об этой святой, является Похвальное слово Нила Диасорина, митр. Родосского (1355-1369), написанное примерно 50 лет спустя после смерти М. Митр. Нил происходил с Хиоса и в миру носил имя Никита Мирсиниот. Именем Никита подписана составленная им служба М., старейший список к-рой находится в рукописи Ath. Laur. Θ 50, 1456 г. Похвальное слово было опубликовано с нек-рыми ошибками и неточностями архим. Арсением (Иващенко; впосл. епископ Кирилловский) вместе с произведениями митр. Нила (Арсений (Иващенко). 1891). При издании правосл. агиографической сер. «Митерикон» исправления этого текста сделаны по рукописи Ath. Dionys. 228, XV в. (Τσάμης. 1990).

Синаксарное Житие в составе службы М. (20 окт.) практически при каждом издании подвергалось редактированию (1-е изд. на средства господаря валашского св. Константина Брынковяну; 2-е изд.- в 1736 в Бухаресте под ред. Кесария Дапонте). В 3-й раз служба с Житием были изданы в переработанном виде в сб. «Новый Лимонарь» (ΝΛ. 1819. Σ. 26-44; синаксарное Житие - Σ. 32-42). По настоянию свт. Макария Нотары прп. Никифор Хиосский радикально исправил и дополнил подробностями синаксарное Житие. В нем в качестве даты смерти святой указан 1462 г., однако Нил Диасорин жил значительно раньше, а древнейший список службы, посвященной М., датируется 1456 г.

Житие

Святая род. в с. Волисос в сев.-зап. части Хиоса в благочестивой зажиточной семье. Ее родителей звали Лев и Анна. В крещении она получила имя Мария, у нее было еще 6 сестер. В юном возрасте Мария покинула родной дом и стала вести аскетический образ жизни на горе Катавасис. Обнаружив ее, родители упросили дочь вернуться домой. Но, видя ее стремление к подвижничеству, в конце концов согласились, чтобы Мария приняла монашество. Она вернулась на гору Катавасис и провела там 3 года, а затем поселилась в небольшом мон-ре в Хиосе - главном городе о-ва Хиос, где подвизалось только 3 насельницы. Выделенное М. родителями наследство она разделила на 2 части: одну потратила на милостыню, другую - на возведение храма Христа Спасителя (как сообщил Нил Диасорин) или вмч. Артемия (согласно «Новому Лимонарю»). В комментариях к «Новому Лимонарю» есть предположение, что под храмом Христа Спасителя подразумевается церковь, построенная М. в квартале Туркопарикия, но комментатор не разделяет это мнение и считает, что речь идет о церкви, известной впосл. как ц. прп. Матроны, в к-рой она была похоронена и где была обретена ее честная глава (ΝΛ. 1819. Σ. 34). Во время строительства церкви был обнаружен богатый клад. Во избежание искушения по молитве святой золото превратилось в угли. Все удивлялись воздержанию М.: она ничего не ела в течение дня и только поздно вечером вкушала немного хлеба для поддержания сил. Нил Диасорин упоминает о постоянном псалмопении, непрерывной молитве и говорит о потоках слез преподобной (Τσάμης. 1990. Σ. 182-183). М. отличалась глубоким смирением, имела дар примирять врагов, утешать и вразумлять. После смерти игумении сестры избрали М. на ее место.

В 1306 г., во время набега каталон. наемников на Хиос, нападению подвергся и мон-рь, где подвизалась М. Святая обратилась с горячей молитвой к Господу, чтобы Он избавил их от бесчестия, и одного каталонца немедленно постигла Божия кара - он умер на месте. М. была расстроена таким исходом, т. к., взывая о спасении, она не просила его смерти, и по желанию святой Господь воскресил каталонца.

За 7 дней М. узнала о своей кончине. Она была похоронена в храме, «который сама построила» (ΝΛ. 1819. Σ. 36). Прижизненные и посмертные чудеса сделали М. одной из самых любимых святых Хиоса. Описание чудес занимает значительное место в синаксарном Житии, датированные события охватывают с 1700 по 1761 г. По молитве к М. исцелялись не только христиане, но и мусульмане (напр., турок из Магнисии с усохшей левой частью тела и слепой турок с Хиоса). Многие из выздоровевших в благодарность за исцеление приносили в мон-рь богатые дары. Напр., хромой европеец, исцеленный в 1700 г., привез из Венеции подсвечники и паникадило, супруга валашского господаря в 1701 г.- митрополичье облачение и большую серебряную лампаду.

При строительстве новой, большей по размеру церкви мон-ря Матроны была обретена глава святой. Дата этого события не указана, но говорится, что в это время остров принадлежал генуэзцам (до 1566). Генуэзский правитель выдал мон-рю Матроны документ, подтверждающий, что найденная реликвия - подлинная глава святой. Данному событию посвящен праздник 15 июля, составлена служба, изданная в 1-й раз в Венеции в 1780 г., во 2-й раз - в К-поле в 1815 г. и в 3-й раз, исправленная прп. Никифором Хиосским,- в 1819 г. в составе «Нового Лимонаря» (ΝΛ. 1819. Σ. 45-51) (впосл. неоднократно переиздавалась).

В апр. 1822 г. мон-рь Матроны и ее гробница были разграблены и сожжены турками. Мощи святой и церковная утварь оказались во владении паши Бурсы. Одной рабыне-христианке удалось спасти святыни. Она передала их на Афон. Так в монастыре Зограф оказалась честная глава М., в Дионисия преподобного монастыре - десница и Псалтирь, принадлежавшие святой, дискосы, потиры и рукописи из мон-ря М. Части мощей М. хранятся также в мон-ре свт. Николая Чудотворца на Санторине, в мон-ре Матроны на о-ве Идра и в прп. Дионисия Олимпийского монастыре близ Литохоро.

С 1912 по 1970 г. в Хиосе на месте мон-ря Матроны существовала поклонная часовня М., а в 1970 г. была построена ц. прп. Матроны (принадлежит «Истинной Православной Церкви» Греции).

К северо-востоку от с. Меса-Дидима построен мон-рь прп. Матроны (Халандрон). Он был основан по указанию М., к-рая являлась во сне местному богатому землевладельцу Роидису с требованием превратить строившуюся им башню в монастырь.

Ист.: BHG, N 1220; ΝΛ. 1819. Σ. 26-51 (2-я паг.); Арсений (Иващенко), архим., ред. Нила митр. Родосского 4 неизд. произведения. М., 1891. С. 1-54; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 11. Σ. 296-310; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 186-188; Τσάμης Δ. Μητερικόν. Θεσ., 1990. Τ. 1. Σ. 162-205.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325; Janin R. Matrona di Chio, santa // BiblSS. T. 9. Col. 103-104; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 328; Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 223-224.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Матрона († ок. 1306-1310, устаревшая дата - 1462), преподобная Хиосская (пам. греч. 20 окт.)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)