Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕВКИЙ
40, С. 341-343 опубликовано: 5 мая 2020г.


ЛЕВКИЙ

[Лат. Leucius] (I-III или IV-V вв.), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский). Сохранилось неск. Житий Л. (BHL, N 4894-4898b) на лат. языке, которые датируются VIII-XIII вв. и имеют множество исторических неточностей. Согласно одному из наиболее ранних Житий (BHL, N 4894, 4898b), написанному, вероятно, между VIII и X вв. (Lanzoni. P. 307), во времена имп. Феодосия в Александрии жил благочестивый муж Евдикий, у к-рого был сын Евприский (впосл. получивший от Бога имя Левкий). Когда мальчику исполнилось 10 лет, его мать Евфродисия умерла и отец, взяв ребенка, ушел в мон-рь. Монахи обучали мальчика и настолько привязались к Евприскию, что после кончины игумена единодушно решили назначить 18-летнего юношу его преемником. Однако тот отказался, считая себя недостойным. Спустя 7 лет монахи снова предложили Евприскию возглавить их обитель, а тот ответил, что не пострижен и не имеет священнического сана. В день Успения Пресв. Богородицы Евдикий с сыном и множество народа из Александрии и соседних селений торжественно молились в ц. во имя Божией Матери. После чего во сне Евдикию было Божественное откровение о его скорой кончине и о том, что он должен принять имя Евдиклий, а сын его - имя Левкий, означающее «прииде на него Дух Господень», и тогда сын станет епископом и просветит светом Христовой веры г. Врунтисиополь (Брундизий; ныне Бриндизи) в Италии. Проснувшись, отец рассказал сыну о видении, и тот воздал Богу благодарение за Его милость. Во время молитвы с неба раздался голос, обращавшийся к Л. Все присутствовавшие слышали этот голос и испугались, не понимая, откуда он раздается и кто среди них называется Левкием. Наутро диакон, войдя в алтарь, просил, чтобы явился тот, кто носит это имя. Некий маг Зерей объявил народу, что он Левкий и послан от Бога для проповеди истинной веры, а учение местного еп. Елена назвал ложным. Когда Л. попросил мага изложить его веру, тот ничего не ответил, но, приняв молитвенную позу, с помощью колдовских чар поднялся над землей. Евдиклий рассказал народу о своем видении и обвинил Зерея во лжи, а Л. назвал его магом и колдуном. Однако тот сумел убедить толпу не верить Л., и многие отошли от истинной веры, последовав за Зереем. Евдиклий с сыном пришли к епископу, рассказали о случившемся и решили устроить испытание огнем: посреди поля был разведен костер, Л. и епископ в доказательство истинности своего учения прошли сквозь него, оставшись невредимыми, а затем предложили Зерею сделать то же самое. Он отказался, и тогда его потащили силой, но Л. спас полуживого мага из огня. Народ раскаялся в своем отступничестве и прославил Бога. На следующий день епископ рукоположил Л. в архипресвитера.

Одним из первых его деяний было изгнание из оглашенного эфиопа беса, к-рый принял образ огромного змея, убил множество иудеев и язычников в Египте, а затем, поселившись в некоем городе, стал поедать не только людей, но и животных. В страхе народ обратился к еп. Елену с просьбой избавить их от ужасного зверя. Елен послал к ним диакона, и тот с помощью епископского посоха заставил змея изрыгнуть тела всех ранее съеденных людей. В тот город пришел Л.; помолившись, он окропил святой водой умерщвленных змеем людей и, прикасаясь посохом Елена, воскресил их. Более 3 тыс. чел. уверовали в истинного Бога и крестились. В это время 6 нечестивых мужей решили изгнать из Александрии всех верующих во Христа, и один из них обезглавил еп. Филиппа в алтаре ц. ап. Марка. Охваченные праведным гневом христиане предали убийцу огню и убили его единомышленников. Затем в Александрию прибыли моряки-венецианцы и, похитив часть мощей ап. Марка, бежали. Еп. Елен пришел в город, похоронил останки еп. Филиппа на месте его мученической кончины, освятил там алтарь в его честь, а Л. назначил его преемником. Мощи ап. Марка епископ перенес в др. место и приказал построить для них новую церковь. Спустя нек-рое время епарх Александрии Сатурнин решил убить Л. Узнав об этом, народ хотел восстать против правителя, но епископ призвал жителей к миру, сказав, что в видении Бог велел ему назначить вместо себя диакона Севира, брата Евгении-девы, а самому удалиться в Италию, во Врунтисиополь, для проповеди истинной веры среди язычников. Л. с диаконами Евсевием и Дионисием, 5 учениками и присоединившимися к ним по дороге пресвитерами Львом и Савином прибыл в Италию. Сойдя с корабля, епископ обратил к вере и крестил трибуна Армалеона и 67 воинов, а затем и множество др. людей, собравшихся послушать его проповедь у зап. ворот города, недалеко от амфитеатра. Правитель Антиох, родственник императора, призвал к себе Л. и уверовал во Христа вместе с 27 тыс. жителей Врунтисиополя, после того как по молитве епископа и его клира с неба пролился обильный дождь, к-рого не было в тех краях уже 2 года. В память об этом событии бывш. язычники построили храм во имя Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи на месте своего крещения. Л. наставлял и укреплял в вере паству и мирно отошел ко Господу 11 янв. Антиох похоронил останки епископа согласно его воле на том месте, где Л. сошел с корабля, когда прибыл из Александрии, и возвел там мартирий в честь святого.

В более позднем Житии (BHL, N 4897), составленном предположительно в XI в. синкеллом епископа Трани (лат. Турен) Иоанна, сюжет практически полностью повторяется, за исключением нек-рых деталей: о маге Зерее не упоминается; епископ не назван по имени; в эпизоде со страшным змеем диакон не фигурирует; рассказ об убийстве еп. Филиппа и о строительстве новой церкви для оставшихся после ограбления мощей ап. Марка отсутствует; также не говорится о брате Евгении, ставшем преемником Л. на Александрийской кафедре.

Точное время жизни святого установить невозможно: согласно наиболее раннему Житию, Л. жил при имп. Феодосии, возможно, это Феодосий I Великий (379-395) или Феодосий II (408-450), однако далее упоминаются прмц. Евгения (пам. 24 дек.) и ее отец, назначенный епископом Александрии, время жизни к-рых относится к эпохе правления имп. Коммода (180-192) или имп. Валериана (253-260). В сказании из Лекционария жен. монастыря Капуи Л. также назван современником прмц. Евгении, к-рую он обратил к вере (ActaSS. Jan. T. 1. P. 668-669). В Житии Л. (BHL, N 4895-4896), написанном еп. Бриндизи Пеллегрино д'Асти (1216-1222) в нач. XIII в., события относятся ко времени понтификата Пия I, еп. (папы) Римского (142-157), при этом неверно указывается 164 г. Павел Диакон († ок. 797) в «Книге о Мецских епископах» называет Л. учеником ап. Петра (Pauli Warnefridi. Liber de episcopis Mettentibus // MGH. SS. Hannover, 1829. T. 2. P. 261). Указание на то, что Л. происходил из Александрии, по мнению Ф. Ланцони, возникло из-за ошибки при переписывании Иеронимова Мартиролога (V-VI вв.), в результате чего под 11 янв. несколько святых оказались связаны с этим егип. городом (Lanzoni. P. 305-306). В различных источниках Л. называется по-разному: в Иеронимовом Мартирологе под 11 янв. указана память «Левкия исповедника», свт. Григорий I Великий называет его мучеником (Greg. Magn. Reg. epist. XI 57). О мученической кончине святого рассказывается и в книге по истории Церкви Италии Дж. Каппеллетти, к-рый пишет, что Л. был взят в плен в Ачеренце и пострадал за Христа в 312 г. недалеко от г. Грумент в Лукании (Cappelletti G. Le chiese d'Italia: dalla loro origine sino ai nostri giorni. Venezia, 1866. Vol. 20. P. 420). Нек-рые исследователи считают, что Л. был первым епископом Бриндизи и жил ок. II-III вв., другие относят время его еп-ства к IV-V вв., после еп. Марка, присутствовавшего на I Вселенском (Никейском) Соборе 325 г. (Otranto. 2012. P. 182).

После захвата Брундизия лангобардами в 674 г. почитание Л. широко распространилось по др. городам Италии. По сведениям из письма свт. Григория от июля 601 г., мощи Л. покоились в Брундизии, частица их находилась в посвященном ему мон-ре примерно в 5 милях от Рима на Фламиниевой дороге, но была, по словам настоятеля этой обители, тайно похищена. В связи с этим свт. Григорий обратился к Петру, еп. Отрантскому, к-рый временно замещал епископа Брундизийского, с просьбой даровать др. частицу мощей Л. этому монастырю (Greg. Magn. Reg. epist. XI 57). Согласно Liber Pontificalis, в VIII в. на месте мон-ря находилась церковь во имя Л., отреставрированная папой Адрианом I (772-795) и существовавшая еще в IX в. (LP. Vol. 1. P. 509, 521; Vol. 2. P. 141). Вероятно, мон-рь и церковь находились в совр. квартале Тор-ди-Куинтo (Tor di Quinto), недалеко от Мульвиева моста. В 768 г. мощи Л. были перенесены из Брундизия в Турен и положены в ц. во имя Пресв. Богородицы. Во время нашествия сарацин останки святого были куплены графом Беневента (ныне Беневенто) и перенесены в его родной город. Однако вскоре жители Турена направили в Беневент посольство с просьбой вернуть мощи их покровителя; после долгих переговоров часть мощей Л. была доставлена в Турен, под кафедральным собором к-рого сохранилась крипта, где некогда покоились останки святого. В музее Трани хранится деревянный бюст-реликварий Л. В 881 г. еп. Бриндизи Феодосий (865-895) получил из Трани руку Л. и начал строительство церкви на месте древнего мартирия святого. Церковь была закончена при его преемнике Иоанне и до 1113 г. считалась кафедральным собором Бриндизи. В 1190 г. архиеп. Пьетро да Бизиньяно установил празднование 1 мая в честь освидетельствования мощей Л. и освящения храма. Церковь была разрушена в 1720 г. В 1771 г. в кафедральном соборе Бриндизи был освящен алтарь во имя Л., где хранятся его мощи. Л. считается покровителем Атессы, где в соборе находятся серебряный бюст-реликварий Л. и ребро дракона, от к-рого, согласно местной традиции, святой некогда избавил жителей города. В Каноса-ди-Пулья были обнаружены останки древней базилики VI в., построенной на месте языческого храма Минервы и первоначально посвященной святым бессребреникам Косме и Дамиану; в VIII в. церковь была переосвящена в честь Л. Самое раннее сохранившееся изображение Л. датируется XIII в. и находится на серебряной пластине раки св. Феодора, хранящейся в музее диоцеза Бриндизи.

В визант. Синаксарях и в совр. греч. церковных календарях память святого отсутствует. В нек-рых списках Иеронимова Мартиролога память Л. отмечена под 8 янв. с указанием на г. Брундизий, однако в большинстве рукописей святой поминается под 11 янв. вслед за исповедниками Петром и Севиром и указанием на Александрию. В «исторических» Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Флора Лионского, Узуарда) Л. был также включен в одну группу с этими святыми. В результате в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний дважды внес в Римский Мартиролог под 11 янв. память Л.: вместе с Петром и Севиром Александрийскими, а затем отдельно: «Левкия, Брундизийского епископа и исповедника»; в действующей редакции Римского Мартиролога память Петра и Севира отсутствует, о Л. говорится, что он почитается как первый епископ Бриндизи.

На основе лат. Житий свт. Димитрий, митр. Ростовский, составил сказание о Л., согласно к-рому святой жил во время имп. Коммода и при рождении был назван Евтропием. В рассказе также говорится о прмц. Евгении и ее отце; до назначения епископом Александрии Л. был поставлен игуменом мон-ря блж. Ермия.

Ист.: BHL, N 4894-4898b; ActaSS. Jan. T. 1. P. 667-673; MartHieron. P. 31, 35; MartRom. P. 15; ЖСв. Июнь. С. 460-471; MartRom. (Vat.) P. 89.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 186; Т. 3. С. 228; MartHieron. Comment. P. 31-32, 35-36; MartRom. Comment. P. 16; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 326; Lanzoni. Diocesi. Vol. 1. P. 55, 65, 223, 305-309, 311-312; Delehaye. Origines. P. 310; Jurlaro R. Leucio // BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1348-1349; Falla Castelfranchi M. Il culto di San Leucio in Puglia, Abruzzo e Molise. Il periodo longobardo e il ruolo di Benevento alla luce delle fonti cronachistiche e agiografiche, in San Leucio d'Alessandria e l'Occidente // Atti del II Conv. nazionale su «Il santo patrono», Brindisi 1984. Brindisi, 1991. P. 37-62; Carito G. Gli arcivescovi di Brindisi sino al 674 // Parola e storia. 2007. Vol. 1. N 2. P. 197-225; idem. Gli arcivescovi di Brindisi dal VII al X sec. // Ibid. 2008. Vol. 2. N 2. P. 289-308; Otranto G. Agiografia e origini del cristianesimo in Puglia // Bizantini, Longobardi e Arabi in Puglia nell'Alto Medioevo: Atti del XX congr. intern. di studio sull'alto Medioevo: Savelletri di Fasano (BR), 3-6 nov. 2011. Spoleto, 2012. P. 163-184; Campiche A. San Leucio // Santuari d'Italia: Puglia / Ed. G. Otranto, I. Aulisa. R., 2012. Vol. 1. P. 217-219.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Левкий (I-III или IV-V вв.), епископ Врунтисиопольский (Брундизийский), исповедник Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.)
См.также:
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)