Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОМИ
36, С. 515-520 опубликовано: 16 июля 2019г.


КОМИ

(Республика Коми), субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 416,8 тыс. кв. км. Адм. центр - Сыктывкар (в 1586-1780 погост Усть-Сысола, в 1780-1930 г. Усть-Сысольск). К. расположена на северо-востоке европ. части России, граничит с Архангельской, с Кировской, со Свердловской, с Тюменской областями и Пермским краем. Население - 872 тыс. чел. (2014). Национальный состав: русские - 65,1%, коми - 23,7, украинцы - 4,2, татары - 1,3, белорусы - 1, немцы - 0,6, чуваши - 0,6, ненцы - 0,5, представители др. национальностей - 3%. Республика включает 5 городских округов и 15 муниципальных районов.

История

Собор в честь Вознесения Господня в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. XXI в.
Собор в честь Вознесения Господня в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. XXI в.

Собор в честь Вознесения Господня в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. XXI в.
Исконным населением К. являются предки народов коми и коми-пермяков - упоминаемая в летописях пермь вычегодская, проживавшая в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Появление здесь древнерус. населения связано с формированием в XI в. Сухоно-Вычегодского пути, включенного в военно-торговую трассу от Приладожья до Урала. В XII-XIII вв. регион стал ареной столкновения интересов Вел. Новгорода и Владимирского великого княжества, в XIV-XV вв.- Новгородской республики и Московского великого княжества. В XIII-XIV вв. началась колонизация рус. крестьянами земель по нижней Лузе и нижней Вычегде, а затем по Мезени и Печоре. Окончательное вхождение территории совр. К. в состав Русского гос-ва произошло в посл. трети XV в. В 1379-1396 гг. монах из Ростова св. Стефан (с 1383 епископ Пермский) проповедовал на территории К. христианство и крестил древних коми; в 1383 г. была учреждена Пермская епархия с центром в Усть-Выме (ныне с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на), выделенная из Ростовской епархии (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия). Св. Стефан создал алфавит древнего языка коми и перевел на этот язык ряд богослужебных книг, что положило начало местной письменности. Епископ выступал в крае также как представитель московской администрации, наделенный значительными полномочиями.

Собор во имя св. Стефана в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. ХХ в.
Собор во имя св. Стефана в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. ХХ в.

Собор во имя св. Стефана в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. ХХ в.
К кон. XVII в. границы между территориями расселения коми и русских на западе и северо-западе стабилизировались. Большинство населения проживало в старожильческих районах - на нижней Вычегде, Выми, Сысоле, Лузе. В XVI в. здесь сложились основные этнографические группы коми: вымичи, нижневычегодцы, прилузские коми. В связи с расселением коми на северо-восток и юго-запад в XVII в. оформились группы сысольцев, удорских коми и коми-ижемцев. К кон. XVII в. в крае насчитывалось ок. 360 населенных пунктов. В связи с неурожаями (особенно длительными в 30-40-х гг. XVII в.), голодом и нехваткой земельных угодий часть населения К. переселилась в Вятский край, Прикамье и за Урал.

Во 2-й пол. XVII в. территория совр. К. в основном относилась к Яренскому и Пустозерскому уездам. Согласно губ. реформе 1708 г., Пустозерский у. вошел в Архангелогородскую губ., Яренский у.- в Сибирскую губ. (в 1711 включен в состав Архангелогородской губ.). В 1780 г. (согласно «Учреждению о губерниях» 1775 г.) основная территория совр. К. была разделена между Яренским и Усть-Сысольским уездами, входившими в состав Вологодской губ. (до 1796 наместничество). Остальные территории в XVIII - нач. XX в. относились к Архангельской, Вологодской, Пермской, Сибирской и др. губерниям.

Основными занятиями коми были охота, рыболовство и промыслы. Большое значение имело оленеводство. Благодаря рус. крестьянам распространялось земледелие: обеспеченность населения своими хлебами составляла до 30% от потребительской нормы. В 1637 г. купец Д. Г. Панкратьев основал Серёговский солеваренный завод на р. Вымь, к-рый в 90-х гг. XVII в. стал крупнейшим в России. В 1730-1761 гг. были открыты 4 железоделательных и чугунный заводы, к сер. XIX в. пришедшие в упадок. В XVII в. через территорию К. проходил торговый путь в Сибирь, игравший большую роль в освоении вост. земель. Наряду с этим возрастало значение др. торгового пути, к-рый связывал Русский Север с Вятской землей и Поволжьем. Во 2-й пол. XIX в. на Печоре и Вычегде появились грузовые и пассажирские пароходы. В 1898 г. было введено регулярное товаропассажирское сообщение от Усть-Сысольска до Вел. Устюга, в 1907 г.- до Вологды и Архангельска.

В XIX - нач. XX в. в составе населения преобладали коми, значительную часть представляли русские, остальные народы были малочисленны. По переписи 1897 г., в совр. границах К. насчитывалось ок. 142 тыс. коми и 14-16 тыс. русских, в 1917-1918 гг. из 214 тыс. жителей коми по-прежнему составляли почти 90%, русские - ок. 10%. Ок. 96,8% населения (1897) являлись сельскими жителями; до 1861 г. это были гл. обр. черносошные (государственные) крестьяне (свыше 95%).

Советская власть была установлена в марте-апр. 1918 г. С осени 1918 г. происходили военные столкновения частей РККА и белых армий. Весной 1920 г. советская власть была восстановлена на всей территории К. В 1918-1921 гг. основная территория К. входила в состав Северо-Двинской губ. Декретом ВЦИК от 22 авг. 1921 г. из основной территории Печорского у. Архангельской губ., Усть-Сысольского у. и основной территории Яренского у. Северо-Двинской губ. образована автономная область (АО) Коми (Зырян). 2 мая 1922 г. она была разделена на 4 уезда: Ижмо-Печорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский. В 1929-1936 гг. АО Коми (Зырян) входила в состав Северного края. Летом 1929 г. Большеземельская тундра отошла новообразованному Ненецкому национальному округу, при этом в АО Коми (Зырян) был включен ряд волостей бывших Архангельской и Вятской губерний. 15 июля 1929 г. введено деление АО на 9 районов: Визингский, Ижмо-Печорский (с 1930 Ижемский), Прилузский, Сторожевский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский (с 1930 Сыктывкарский) и Усть-Цилемский. Центром области оставался г. Усть-Сысольск, переименованный 23 марта 1930 г. в Сыктывкар. 5 дек. 1936 г. АО Коми (Зырян) преобразована в Коми АССР.

В 20-х гг. XX в. в К. работали многочисленные экспедиции, подготовившие дальнейшее освоение запасов угля, нефти и др. ресурсов. По сравнению с 1913 г. к кон. 20-х гг. в 2 раза возросли объемы лесозаготовок, в 1926 г. вступил в строй Усть-Сысольский лесопильный завод. Однако доля промышленности составляла всего 2% от валовой продукции, более 60% приходилось на сельское хозяйство. В кон. 20-х - 30-х гг. XX в. многократно возросла заготовка древесины, появились деревообрабатывающие предприятия, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности стали одними из ведущих в республике. В 1934 г. в пос. Чибью (с 1939 Ухта, с 1943 город) введен в действие нефтеперерабатывающий завод. В 1934 г. в Воркуте вошла в строй 1-я угольная шахта, затем - мощная шахта «Капитальная», в 1940-1941 гг. были заложены еще 5 шахт. В 1937-1941 гг. построена Северо-Печорская (с 1947 Печорская) железная дорога (Котлас - Воркута; с 1959 в составе Северной железной дороги). В 1961 г. открыто постоянное движение по линии Микунь-Сыктывкар.

В кон. 20-х - 50-х гг. XX в. К. была местом ссылки репрессированных. В 1929 г. создан Ухтапечтрест, начавший освоение угольных и нефтяных месторождений с помощью труда заключенных. В 1929-1956 гг. на территории К. в систему ГУЛАГ входили: Северный лагерь ОГПУ (1929-1933), Ухтпечлаг (1931-1938), Ухтижемлаг (1938-1955), Воркутлаг (1938-1957), Северо-Печорский ИТЛ (1940-1950), Интинский ИТЛ (1941-1948) и др. К 1 янв. 1942 г. на территории К. насчитывалось до 200 тыс. заключенных.

В годы Великой Отечественной войны К. обеспечивала страну нефтью, углем, лесом, была открыта группа газовых месторождений, создан мощный газодобывающий комплекс. Во 2-й пол. 40-х - 80-х гг. XX в. К. превратилась в индустриальный регион (особое развитие получил лесопромышленный комплекс, нефтяная и газовая промышленность). Центры наиболее крупных лагерей и места сосредоточения промышленности были преобразованы в города (Воркута (1943), Ухта (1943), Печора (1949), Инта (1954), Сосногорск (1955); в 1959 статус города получил Микунь, в 1984 - Усинск и Вуктыл, в 1985 - Емва). К. стала одним из самых урбанизированных регионов СССР: по переписи 1989 г., 76% населения (1 261 тыс. чел.) проживало в городах. За счет притока населения из других регионов СССР изменился национальный состав. В 1989 г. коми составляли ок. 23% населения, русские - ок. 57, украинцы - 8,2, представители др. национальностей - 11,8%.

Собор в честь Вознесения Господня в с. Иб Сыктывдинского р-на. Фотография. Нач. XXI в.
Собор в честь Вознесения Господня в с. Иб Сыктывдинского р-на. Фотография. Нач. XXI в.

Собор в честь Вознесения Господня в с. Иб Сыктывдинского р-на. Фотография. Нач. XXI в.
В 1990 г. Коми АССР преобразована в Коми ССР. 26 мая 1992 г. постановлением Верховного Совета Коми ССР утверждено новое официальное название - Республика Коми. 17 дек. 1994 г. была принята Конституция Республики Коми.

Религия

Большинство верующих в К.- православные. В 2013 г. в республике действовали 177 зарегистрированных религ. орг-ций: 102 православные (входят в Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию РПЦ), 2 общины старообрядцев, католическая, 62 протестантские, иудейская, 9 мусульм. общин.

Русская Православная Церковь

Храм Воскресения Христова в г. Усинск. Фотография. Нач. XXI в.
Храм Воскресения Христова в г. Усинск. Фотография. Нач. XXI в.

Храм Воскресения Христова в г. Усинск. Фотография. Нач. XXI в.
С XII в. территория К. входила в Новгородскую (сев. и вост. части) и Ростовскую (юго-зап. земли) епархии Русской Церкви. В 1383 г. была учреждена Пермская епархия, включавшая земли совр. К.: по берегам рек Вычегда, Вымь и Сысола (Вычегодская Пермь). В 1676 г. Яренская и Вымская земли были переданы созданной в 1658 г. Вятской и Великопермской епархии (см. Вятская и Слободская епархия). В 1682 г. территории северо-восточнее Сев. Двины, бассейна Печоры и Сев. Приуралье, переданные в 1674 г. из Патриаршей области Новгородским митрополитам, отошли новоучрежденной Холмогорской и Важской епархии (см. Архангельская и Холмогорская епархия). В том же году Яренский у. вошел в состав новоучрежденной Великоустюжской епархии, в 1780 г. к ней присоединился также Усть-Сысольский у. В 1788 г. в связи с ликвидацией Великоустюжской кафедры эти уезды отошли Вологодской епархии. В 1888-1917 гг. юж. и центральная части совр. К. относились к Великоустюжскому викариатству Вологодской епархии, сев. и зап. части - к Пинежскому викариатству Архангельской епархии (с 1913). 6 окт. 1995 г. Свящ. Синод РПЦ учредил на территории К. Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию. (Подробно об истории правосл. Церкви на территории К. см. в ст. Сыктывкарская и Воркутинская епархия.)

П. П. Котов

Старообрядчество

Троице-Стефано-Ульяновский муж. мон-рь в с. Ульяново Усть-Куломского р-на. Фотография. Нач. XXI в.
Троице-Стефано-Ульяновский муж. мон-рь в с. Ульяново Усть-Куломского р-на. Фотография. Нач. XXI в.

Троице-Стефано-Ульяновский муж. мон-рь в с. Ульяново Усть-Куломского р-на. Фотография. Нач. XXI в.

на территории совр. К. начало распространяться в посл. трети ХVII в., через Усть-Цильму и Ижму часто проезжали посланцы Выголексинского общежительства. Позднее рост числа последователей «старой веры» в регионе был связан с переселенцами из Чердынского края, проживавшими по притокам Печоры. В нач. ХVIII в. в Усть-Цильме осели старообрядцы с Пинеги, Мезени, Сев. Двины и из центральных районов России. С приходом на нижнюю Печору рус. староверов и заселением ими притоков Печоры - Пижмы, Цильмы, Нерицы - началось обособление рус. населения от иноэтничного окружения (правосл. коми и языческих ненецких племен). Особенную строгость в общении с внешним миром проявляли пижемские староверы. Предположительно в 20-х гг. XVIII в. на Пижме выходец из Выголексинского общежительства П. Клокотов и соловецкий мон. Феофан устроили Великопоженский скит, сыгравший важную роль в укоренении в крае старообрядчества; в 40-х гг. XVIII в. в нем жили до 100 старообрядцев-поморцев (см. также Древлеправославная поморская церковь). В 1743 г. на Печору и Мезень была направлена противораскольническая экспедиция, при приближении которой насельники скита (78 чел.) во главе с наставником Иваном Акиндиновым совершили самосожжение. Экспедиция арестовала 69 чел. (этим событиям посвящены «Повесть о самосожжении в Мезенском уезде», «Помянник сгоревших в Великопоженском общежительстве в 1743 году»). В 1825 г. скит был восстановлен, в нем располагались часовня с 3 приделами, трапезная, 17 келий, хозяйственные постройки. В 1831 г. в скиту жили 85 чел., была налажена переписка книг, изготовляли резные иконы. В 1851 г. власти закрыли скит, на его месте образовалась дер. Скитская, где со временем продолжали богослужение. В сер. ХVIII в. на Цильме был основан Омелинский скит, где имелись часовня, муж. и жен. кельи. Усть-Цильма стала в этот период важным центром старообрядчества. Там получали подготовку наставники, оттуда «старая вера» распространялась среди коми-зырян: на верхней и средней Печоре (районы совр. Печоры, Вуктыла и Троицко-Печорска, где живут поморцы, федосеевцы и странники), на верхней Вычегде (совр. Усть-Куломский р-н, в котором живут «глухие нетовцы» спасова согласия), на Удоре (бассейн рек Вашка и Мезень, совр. Удорский р-н, где живут филипповцы и странники). В нач. XIX в. последователи староверия появились среди летских коми в бассейне р. Летки. В ХIХ в. рост численности населения в регионе обусловливался притоком переселенцев, гл. обр. с Мезени. В отличие от изолировавшихся от внешнего мира пижемских старообрядцев староверы с Мезени, обосновавшиеся в верховьях р. Нерицы, роднились с правосл. коми. В Омелинском скиту в 1805 г. жили ок. 40 чел.; 1844 г. власти закрыли скит.

В устной традиции сохранились известия еще об одном небольшом ските - в 83 км вверх по Тобышу, притоку Цильмы - на месте, называемом теперь Покойное. Скит поддерживали оленеводы Усть-Цильмы. В сер. ХIХ в. все его насельники из-за болезней и тяжелых условий погибли. Память о «покойных», как и о «самосгоревших» на Пижме, способствовала распространению старообрядчества на нижней Печоре. По данным епархиального миссионерского комитета, в Печорском у. в 1890 г. числилось 3670 старообрядцев, в 1916 г.- более 8 тыс. В нач. ХХ в. на территории К. насчитывалось более 11 тыс. старообрядцев разных согласий; по мнению исследователей, эти данные занижены. В 1912/13 г. на Удоре проживало 14 незарегистрированных старообрядческих наставников, существовало 7 молелен (филипповцев, поморцев, скрытников), на верхней Вычегде было 5 наставников, имелось 5 моленных домов (нетовцы), на верхней Печоре действовали 3 наставника, имелись 3 филипповские молельни (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 19187. Л. 67, 78).

В кон. XIX - нач. XX в. на Удоре и на верхней Печоре распространилось согласие странников. В 1885 г. они жили в с. Чупрове, деревнях Коптюга, Муфтюга, Верхозерье. Многие из них были арестованы, в 1909 г. возобновили деятельность (НА Респ. Коми. Хр. 1. Ф. 7. Оп. 1. Д. 304. Л. 35, 70, 79). На верхней Печоре распространение страннического вероучения в 20-30-х гг. XX в. связано с деятельностью старца Еварета (Евареста). Из-за сложной политической и экономической ситуации идея скрытников о побеге из «мира антихристова» как о единственно возможном пути спасения нашла много сторонников. В 30-х гг. XX в. страннические кельи существовали в селах Покча, Подчерье и Возино, а также на берегах рек Подчерье, Щугер, Илыч. Несмотря на притеснения со стороны властей, скиты действовали до нач. 70-х гг. (НА Коми науч. центра Уральского отд-ния РАН. Ф. 1. Оп. 13. Д. 167. Л. 15-19, 57). В 30-40-х гг. XX в. в К. был фактически уничтожен институт старообрядческих наставников.

В 1990 г. была зарегистрирована община Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) в с. Усть-Цильма, в 1992 г. освятили молитвенный дом. В нач. XXI в. Усть-Цилемский р-н представляет собой старообрядческий центр, группы поморцев существуют в каждом из 38 населенных пунктов района. В 2013 г. освящена ц. во имя свт. Николая в Усть-Цильме. В 1994 г. зарегистрирована община поморцев в Сыктывкаре. В 2009 г. завершено строительство ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Возрождаются общины последователей ДПЦ в Печоре, в Ухте, в с. Объячеве на верхней Печоре.

В ряде районов К., прежде всего на нижней Печоре, сохранялись и переписывались старообрядческие книги. Поиски в К. древнерусских рукописей начал В. И. Малышев в 1937 г. В 50-х гг. XX в. археографические экспедиции Пушкинского Дома стали систематическими, их результаты отразились в работе Малышева «Усть-цилемские рукописные сборники ХVI-ХХ вв.» (1960) и в Усть-Цилемских собраниях в Древлехранилище ИРЛИ. Наличие большого числа выговских рукописей в Усть-Цильме (не только списков, создававшихся в Выговском общежительстве для распространения среди поморцев др. регионов, но и рукописей выговского архива) подтверждает тесные связи Усть-Цильмы с Выгом. В сер. 60-х гг. XX в. состоялась 1-я экспедиция ИРЛИ на Удору, продолженная в 70-80-х гг. учеными Сыктывкарского гос. ун-та. Экспедиция выявила местную рукописную традицию и сформировала Вашкинскую книжную коллекцию ИРЛИ. В Усть-Цильме проходят Мяндинские чтения, посвященные рукописной книжности и истории края.

Е. А. Агеева, В. В. Власова,Т. И. Дронова

Бывшие общины Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)

Община РПЦЗ появилась в К. в 1998 г. в результате выхода из РПЦ Стефано-Афанасиевского мон-ря в с. Вотча. В 1999 г. насельники мон-ря создали скит в дер. Бердыш Троицко-Печорского р-на. В 2001 г. они перешли сначала в юрисдикцию митр. Виталия (Устинова) - РПЦЗ(В), в 2006 г.- в Российскую православную церковь (РосПЦ). В результате расколов в РПЦЗ скит долгое время пустовал, в 2008 г. он был воссоздан как Андроников скит в юрисдикции РПЦЗ(В). В 2001-2007 гг. в Сыктывкаре существовала община св. Прокопия Устюжского РосПЦ. В 2006 г. в РосПЦ перешел созданный в 2004 г. приход во имя св. Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских в с. Ыб Сыктывдинского р-на. Все общины не зарегистрированы.

Римско-католическая Церковь

Первые католики появились в К. в 30-х гг. XX в. в связи с депортацией советских немцев в лагеря на территории К. Имелось неск. католич. общин без священников, верующие тайно приходили на молитвенные собрания. Напр., община в Човью (ныне в черте Сыктывкара) существовала вплоть до сер. 90-х гг. XX в., когда большинство католиков уехали из К. В 2003 г. в Ухте был зарегистрирован приход св. Терезы из Лизьё, относящийся к архиепархии Божией Матери в Москве.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Протестанты появились в К. в период коллективизации, в кон. 20-х гг. XX в., в связи с переселением в край раскулаченных крестьян (в т. ч. немцев) с Украины, из Поволжья и др. регионов. Немногочисленные общины лютеран, пятидесятников, адвентистов предположительно прекратили существование в сер. 30-х гг. XX в. Новые общины появились в 1941 г., когда началась депортация советских немцев в К. Было распространено т. н. братское лютеранство. Его особенностью является автономность общин, к-рые собираются для молитвы в частных домах. В 40-х гг. возникла евангелическо-лютеран. община Сыктывкара, соединившая представителей разных течений лютеранства, т. о. сложился стихийный союз братского и церковного лютеранства. Община в основном состояла из немцев, богослужения проводились на немецком языке. Братские общины подвергались преследованиям до кон. 60-х гг. XX в., когда гос-во неофициально их признало. В 1975 г. была зарегистрирована община в Сыктывкаре. В связи с эмиграцией немцев и оттоком молодежи в другие протестантские церкви численность общины уменьшалась. В 90-х гг. XX в. усилились связи лютеран К. с Евангелической церковью Германии, пасторы из Германии стали приезжать для работы с братскими общинами К. К кон. XX в. лютеранские общины в К. пополнялись за счет русских и представителей др. народов РФ. В 1996 г. в Сыктывкаре была образована община св. Иоанна Крестителя Уральского пробства Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии; к 1998 г. община насчитывала ок. 100 чел., богослужения совершались на языке коми. Церкви Ингрии принадлежит также приход Рождества Христова в пос. Троицко-Печорск.

Баптисты появились на территории К., в Усть-Вымском у., в 20-х гг. XX в., в 1927 г. община состояла из 43 чел. В 1922 г. была создана община баптистов в с. Ыб, к 1924 г. насчитывавшая 30 чел. В кон. 20-х гг. оба сообщества, видимо, прекратили существование. В 1943 г. основана община в Сыктывкаре (возможно, существовала и ранее). В 60-х гг. XX в. группы баптистов имелись также в Ухте, Печоре, Сосногорске, Воркуте, Инте и др. Всего в К. насчитывалось ок. 350 баптистов. В 2013 г. были зарегистрированы 3 баптист. общины, входящие в Российский союз евангельских христиан-баптистов, Совет церквей евангельских христиан-баптистов, Коми христианскую церковь евангельской веры (зарегистрирована в 1999).

Пятидесятнические общины действуют на территории К. с 20-х гг. XX в. (начали регистрироваться в 90-х гг.), рост числа пятидесятников пришелся на 70-е гг. В 2013 г. в К. действовали 27 зарегистрированных пятидесятнических орг-ций, которые входили в Церковь христиан веры евангельской пятидесятников (ХВЕП) в составе Российской церкви христиан веры евангельской (ХВЕ), в Церковь полного Евангелия «Источник Жизни» в составе Ассоциации независимых церквей ХВЕ, в Церковь ХВЕ «Исход» и др.

В К. также зарегистрированы 4 общины адвентистов седьмого дня (в Ухте, Печоре, Усинске, Воркуте), 9 общин Иеговы свидетелей (Сыктывкар, Ухта и др.), община методистов (Сыктывкар) и др.

Ислам

Появление мусульман на территории К. связано с репрессиями 30-40-х гг. XX в., среди ссыльных было немало татар. Новый приток мусульм. населения в регион связан с освоением месторождений угля и нефти в 50-70-х гг. XX в. В 1991 г. в Усинске была зарегистрирована первая в К. мусульм. община. В 2003 г. общины Усинска, Сыктывкара и Воркуты образовали Духовное управление мусульман Республики Коми. В 2014 г. в К. действовали 9 мусульм. общин, ислам исповедуют татары, башкиры, аварцы, чеченцы, ингуши и др.

Иудаизм

В 1939-1940 гг. в К. было депортировано население из присоединенных к СССР Зап. Белоруссии, Зап. Украины и Польши, значительную часть к-рого составляли евреи; 2-я волна переселения евреев в К. пришлась на 50-60-е гг. XX в. Евр. общественная орг-ция «Шолом» была создана в 1991 г. В 2002 г. зарегистрирована религ. орг-ция «Еврейская община города Сыктывкара», в 2008 г.- евр. община Ухты, входящие в Федерацию еврейских общин России.

Новые религиозные движения

В 2004 г. в Сыктывкаре была зарегистрирована орг-ция Об-ва сознания Кришны, в наст. время она не существует. В столице К. действует Рериховское об-во.

Ист.: Житие св. Стефана, еп. Пермского, написанное Епифанием Премудрым. СПб., 18972; Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись: Док-ты по истории коми // Ист.-филол. сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 257-271; Документы по истории народа коми: Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в. / Сост.: Н. П. Воскобойникова, М. А. Мацук. Сыктывкар, 1985.
Лит.: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники ХVI-ХХ вв. Сыктывкар, 1960; Беленкина Т. И. Из истории классовой борьбы коми народа. Сыктывкар, 1971; Гагарин Ю. В. Старообрядцы. Сыктывкар, 1973; он же. История религии и атеизма народа Коми. М., 1978; Жеребцов И. Л. Формирование этнической территории коми (зырян). Сыктывкар, 1977; он же. Населенные пункты Республики Коми: Ист.-демогр. справ. М., 2001; Турубанов А. Н. Создание целлюлозно-бумажной промышленности в Коми АССР. М., 1979; Давыдов В. Н. Образование автономной области Коми. Сыктывкар, 1981; История Коми АССР с древнейших времен. Сыктывкар, 19812; История северного крестьянства. Архангельск, 1984. Т. 1; Святитель Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления / Под ред. Г. М. Прохорова. СПб., 1995. (Древнерус. сказания); История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы: Исслед. и мат-лы к 600-летию со дня преставления Стефана Пермского. Сыктывкар, 1996; Котов П. П. Динамика уровня земледелия в Коми крае в кон. XVIII - нач. XX в. Сыктывкар, 1996; Мацук М. А., Шаньгина В. В. Торговля и пути сообщения в Коми крае в XIX в. Сыктывкар, 1996; Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. 2 т.; Морозов Н. А. ГУЛАГ в Коми крае, 1929-1956 гг. Сыктывкар, 1997; он же. Особые лагеря МВД СССР в Коми АССР (1948-1954 годы). Сыктывкар, 1998; Рогачев М. Б. Приходское духовенство Коми края в конце XIX - начале ХХ в. // Вестник культуры Респ. Коми. Сыктывкар, 2000. № 1. С. 9-17; Атлас Республики Коми. М., 2001; Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001; Дронова Т. И. Русские старообрядцы - беспоповцы Усть-Цильмы: Конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (кон. ХIХ - нач. ХХ в.). Сыктывкар, 2002; она же. Старообрядческие общины Усть-Цильмы и Сыктывкара: Пути сохранения традиций // Очерки рус. народной культуры / Отв. ред.: И. В. Власова. М., 2009. С. 197-220; Старообрядческий центр на Вашке. Устная и письменная традиция Удоры: Мат-лы и исслед. / Под ред. А. Н. Власова. Сыктывкар, 2002; Чувьюров А. А. Локальные группы коми Верхней и Средней Печоры: Проблемы языковой, историко-культурной и конфессиональной самоидентификации: Дисс. СПб., 2003; Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты: По мат-лам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004; Терюков А. И. Из истории перевода Священного Писания на язык коми-зырян (П. И. Савваитов и Г. С. Лыткин) // Христианство в регионах мира / Отв. ред.: Т. А. Бернштам, А. И. Терюков. СПб., 2008. Вып. 2. С. 229-245; Юхименко Е. М. Книжное наследие Выга в гос. хранилищах // Духовное наследие народов Республики Коми: История и современность. Сыктывкар, 2009. С. 16-23; Власова В. В. Старообрядческие группы коми: Конфессиональные особенности соц. и обрядовой жизни. Сыктывкар, 2010; она же. Религиозная идентичность в локальных сообществах: Сельские правосл. общины в Республике Коми // Идентичность: Интеллектуальные практики и соц. проекты. Сыктывкар, 2010. С. 7-22; Вторые Мяндинские чтения: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Сыктывкар, 2011. Т. 1; История Коми с древнейших времен до современности. Сыктывкар, 20112. 2 т.
Ключевые слова:
Страноведение. Российская Федерация История. Российская Федерация КОМИ, (Республика Коми), субъект Российской Федерации в составе Северо-Западного федерального округа География. Российская Федерация. Респубрика Коми Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Республика Коми Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Республика Коми Православие на территории разных стран. Российская Федерация. Республика Коми
См.также:
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ (Карачаево-Черкесская Республика), субъект РФ в составе Северо-Кавказского федерального окр.
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Дальневосточного федерального окр.
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
АЛБАЗИНЦЫ потомки рус. казаков - поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Рос. Федерации
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БАШКОРТОСТАН субъект РФ
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ