Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
19, С. 648 опубликовано: 29 ноября 2013г.


ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Зарзмская икона Божией Матери. 20-е гг. XI в. (Национальный музей Грузии)
Зарзмская икона Божией Матери. 20-е гг. XI в. (Национальный музей Грузии)

Зарзмская икона Божией Матери. 20-е гг. XI в. (Национальный музей Грузии)
[Лаклакидзевская; груз. ზარზმის ღმრთისმშობლის ხათი] (47×35 см, с окладом - 80×64 см), деревянная, покрыта чеканной пластиной (серебро, позолота), живописные лики утрачены. Создана в монастыре Зарзма в 20-х гг. XI в. З. и. датируют на основании исторических сведений об активизации деятельности рода Лаклакидзе в нач. XI в. и художественно-стилистического анализа иконы, пластическое решение которой тесно связано с произведениями грузинской чеканки 1-й четв. XI в. (Мартвильский и Бретский кресты, Шемокмедские пластины и др.). В XVI в. З. и. была перенесена в монастырь Шемокмеди, с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии.

Наряду с фресками каппадокийских церквей (Токалы-килисе, 950-964; Каранлык-килисе, 1060-1061, и др.) З. и. принадлежит к древнейшим сохранившимся образцам иконографического типа Богоматери Умиление. В среднике чеканной пластины помещено поясное изображение Богоматери с Младенцем слева. Богомладенец, приникнув к щеке Матери, нежно обнимает Ее за шею. Богоматерь поддерживает Младенца правой рукой за ножки снизу, левой - за плечо. Персты Ее рук экспрессивно увеличены. Фон средника заполнен сплошь растительным орнаментом, в правой верхней части помещена органично сочетающаяся с лиственным узором надпись, выполненная асомтаврули: «Матерь Христа» (დედაი ჟრისტეისი). Четкий обобщенный силуэт фигур, прекрасно переданные пластические формы, декоративная разработка поверхности придают образу спокойную величавость и монументальность.

Широкие поля З. и. заполнены 15 рельефными сценами из жизни Христа и Богоматери (10 - праздничного цикла, 5 - детства Богородицы): «Распятие Господне», «Сошествие во ад», «Вознесение и Успение Пресв. Богородицы» (вверху), «Благовещение», «Сретение», «Преображение Господне» (слева), «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Рождество Господне» (справа), «Праведные Иоаким и Анна с первосвященником», «Прав. Анна у фонтана», «Прав. Иоаким в пустыне», «Рождество Богородицы», «Чудо жезла Иосифова» (внизу). В распределении сцен не соблюдена историческая последовательность событий.

Поля и средник разделяет полоса ктиторской надписи, выполненной асомтаврули: «Святая Царица, будь заступницей перед Сыном Твоим и Богом нашим всем Лаклакидзе: эриставт-эриставу Мириану и Хурцику, сыновьям Хурцика: Мириану, Сасану, Курдиа (?). Я, убогая Евпраксия, мать Хурцика и Мириана, украсила икону эту как молитву всех Лаклакидзе, в поминовение души моей». Зигзагообразный узор позолоченной проволоки, заключенный между 2 тонкими жгутами, обрамляет и надпись, и всю икону. Рельефные буквы, украшенные миниатюрными листочками, выделяются на пунсонированном фоне орнаментальностью, подчеркивая скульптурную выразительность фигур.

Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 137-138; Кондаков Н. П., Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 121-123. Рис. 60; Кондаков. Иконография Богоматери. 1911. С. 169-172. Рис. 118; Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'Evangile aux XIV, XV et XVI siècles. P., 1916. P. 22, 183, 223. Fig. 3; Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство VIII-XVIII вв.: Альбом, ист. очерк и аннот. Тбилиси, 1957. Табл. 37-41; он же. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 194-212. Фотогр. 203-205; Thierry N. La Vierge de Tendresse à l'еpoque macеdonienne (867-1056) // Зограф. Београд, 1979. Вып. 10. С. 70. Фотогр. 17; Javakhishvili A., Abramishvili G. Jewellery and Metalwork in the Museum of Georgia. Leningrad, 1986. Pl. 135-150 (на англ., нем. яз.); Чичинадзе Н. Чудотворные к-польские иконы и груз. иконопись XI-XIV вв. // Древности Грузии. 2004. № 6. С. 78-79 (на груз. яз.).
К. Мачабели
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Умиление, иконографический тип Зарзмская икона Божией Матери, создана в монастыре Зарзма (Грузия) в 20-х гг. XI в. Зарзма, в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 12 янв.)
«БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 дек.)
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси
ГАЛИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "УМИЛЕНИЕ" (празд. 28 мая, 20 июля, 15 авг.), чудотворный образ, явленный прп. Авраамию Галичскому
ГОРБАНЁВСКАЯ [ГОРБАНЕВСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Девпетерувская, Девпетерусская] Икона Божией Матери (празд. 29 февр.)
ДНЕПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ один из вариантов извода Корсунской иконы Божией Матери
ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Жировичская] икона Божией Матери (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне
КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 10 мая, 2 июня и 6 сент.), чудотворная
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)