Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛИЙ
7, С. 33-34 опубликовано: 15 апреля 2009г.


ВАСИЛИЙ

Сщмч. Василий Амасийский. Икона. XIX в.
Сщмч. Василий Амасийский. Икона. XIX в.

Сщмч. Василий Амасийский. Икона. XIX в.
[греч. Βασιλεύς, Βασίλειος] († ок. 322), сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей), еп. Амасийский, пострадал при восточнорим. имп. Лицинии. Был избран на Амасийскую кафедру в нач. IV в., присутствовал на Соборах в Анкире и Неокесарии в 314 и 315 гг. (Le Quien. OC. T. 1. Col. 524-525). В. вызвал гнев Лициния тем, что скрывал от его домогательств девицу Глафиру, служанку его жены имп. Констанции. Благочестивая девица, происходившая из благородной итал. семьи, с гневом отвергла ухаживания императора, попросив заступничества у своей госпожи. Констанция, переодев Глафиру в муж. платье, велела тайно вывести ее из Никомидии, дав ей с собой много золота, серебра и драгоценных камней, по дворцу же пустили слух, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. После долгого путешествия Глафира оказалась в г. Амасия, где нашла приют в доме благочестивого христианина Квинтия. Там ее и посетил В., к-рый посоветовал ей вести уединенную жизнь, чтобы не навлечь беды на местных христиан со стороны правителя города. В то время В. вел строительство храма, и прав. Глафира пожертвовала ему все свои деньги. Она написала Констанции, где скрывается, сообщила о строительстве храма, попросив прислать еще золота для окончания работ. Та с радостью исполнила просьбу, однако письмо Глафиры случайно попало в руки имп. Лициния. Он потребовал от правителя Амасии доставить В. и Глафиру в Никомидию. Но святая скончалась прежде, чем приказ дошел до амасийского правителя (пам. 26 апр.), поэтому к императору был отправлен один В. Вместе с ним в Никомидию последовали 2 диакона - Парфений и Феотим.

В Никомидии В. был заключен в тюрьму, а диаконы поселились у христианина Елпидифора. Накануне суда В. виделся с Елпидифором и диаконами и рассказал о ночном явлении Господа, объявившего, какая кончина ожидает В. Диаконов он просил не скорбеть о нем и возвратиться в Амасию. Елпидифору В. предрек за служение странникам награду на небесах. На суде император обвинил епископа в сокрытии Глафиры, но обещал прощение и почести, если В. принесет жертвы богам. Ничего не добившись, Лициний приказал избить святого, а затем отрубить ему голову. После казни тело и главу мученика воины положили в лодку и, отплыв далеко в море, бросили в воду в разных местах, как об этом было возвещено В. в темнице. Ночью Елпидифору трижды являлся ангел с известием, что В. ожидает своих друзей в Синопе. На пути в Синоп ему снова явился ангел с указаниями, где в море следует искать тело В. По просьбе Елпидифора рыбаки сетью вытащили неповрежденное тело святого, лишь на шее остался шрам от меча, от мощей исходило чудное благоухание. Христиане отвезли их в Амасию и погребли в храме, построенном святым.

Греч. житие В. (BHG, N 239) составил пресв. Иоанн Никомидийский, посещавший мученика в темнице и бывший свидетелем казни, а также получивший сведения о В. от Елпидифора и диаконов. В житии говорится, что В. усечен 28 марта. Мощи обретены в море через 25 дней, т. е. 21 или 22 апр., прибыли в Амасию и погребены через 5 дней, т. е. 26 апр.

Монахи афонского Иверского мон-ря, посылая в 1651 г. рус. царю Алексею Михайловичу десницу В., писали: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина» (Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 81-82).

Сохранилось также похвальное слово В., написанное Астерием, еп. Амасийским (BHG, N 249).

Ист.: BHG, N 239-240; ActaSS. Apr. T. 3. Col. XLII-XLVI [житие Иоанна, пресв. Никомидийского], XLVII-L [Похвала Астерия, еп. Амасийского]; Mansi. T. 2. Col. 34, 46; Δουκάκης. ΜΣ. Σ. 409-418; ЖСв. Апр. С. 421-430.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 157; Honigman E. Patristic Studies // ST. 1953. Vol. 173. P. 6-27; Janin R. Basile (38) // DHGE. T. 6. Col. 1103-1104; Νικολόπουλος Π. Γ. Βασιλεύς // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 714; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 76-77.
Л. А. Бугаевская

Гимнография

По Типикону Великой ц. IX-XI вв. в день памяти В. на Пс 50 поются тропарь 1-го гласа: «Τοῦ ἀθλοφόρου σου τὸ λείψανον ἐδυσώπησεν καὶ βυθός» (Страстотерпца Твоего мощей устыдилась и пучина), на литургии прокимен 7-го гласа (Пс 149. 5), апостольское чтение 1 Кор 3. 9-17, аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 17-16. 2 (общее мученику), причастен Пс 32. 1 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 274).

В Студийском уставе служба на память В. уже не совершается с той торжественностью, к-рая имела место в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) и Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 148) есть краткие описания службы В. без тропаря и службы святому на литургии. Студийская Минея XII в. (ГИМ. Син. № 165) содержит будничную службу В. (Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59). Краткое изложение службы входит в состав иерусалимских Типиконов вплоть до используемого ныне в РПЦ. Праздничного знака у службы нет (см. ст. Знаки праздников месяцеслова).

Согласно совр. рус. печатной Минее, служба В. включает: кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси днесь»: «        » (в греч. Минее отсутствует); канон 4-го гласа Феофана (греч. текст: AHG. T. 8. P. 312-320), с акростихом «̀λδβλθυοτεΥμνος γεραίρω τὸν σοφὸν Βασιλέα» (Песнью чествую мудрого Василия), ирмос: «᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου» (   ), нач.: «῾Υμνῆσαι, ἀοίδιμε, προαιρουμένῳ σοφίας μοι» (       ); одну группу стихир, тропарь отсутствует. В греч. Минее в службу входят: канон Иосифа 2-го гласа, ирмос: «δεῦτε λαοί, ᾄσωμεν» (   ), нач.: «Τῷ Βασιλεῖ, τῶν οὐρανίων δυνάμεων» («Царю небесных сил»; тот же канон встречается и в слав. рукописях, напр.: ГИМ. Син. № 172, кон. XIV - нач. XV в.: «Цесареви небесныхъ силъ. венець нося предъстоиши» - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 93); седален тоже иной.

Известны также каноны В. (что, вероятно, объясняется особым его почитанием в К-поле): Германа 3-го гласа, без акростиха, по нек-рым рукописям имеет 2-ю песнь, ирмос: «Τῷ ῥυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας» (    ), нач.: «Τῷ στεῤῥεώματι τῆς τοῦ Χριστοῦ ἐκκλησίας ὡς ωσφόρον λάμψαντα τῇ οἰκουμένῃ» («Твердыней Христовой церкви, как утренняя звезда, просвещающая вселенную»); тот же канон содержится в слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. № 165) со 2-й песнью: «Въ небесьхъ храма цьркъвьнааго. яко дьньницу сияющю вьселеную. благодать яви христовьная» - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59); 4-го гласа, с акростихом «Παθῶν βασιλεὺς καὶ πλάνης ὤφθης, πάτερ» (Страстей царь и скиталец явился, отче) и именем «Георгия» в богородичнах, ирмос: «Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος» (   ), нач.: «Πορθήσας τοῦ θανάτου φρούρια» (Разрушив смерти крепость); 4-го гласа, с акростихом «Τὴν σὴν μεγίστην, Βασιλεῦ, μέλπω χάριν. ᾿Ιωσήφ» (Твою величайшую, Василий, пою благодать. Иосиф), ирмос «᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου» (   ), нач.: «Ταῖς θείαις δυνάμεσι συναυλιζόμενος, πάνσοφε» (С божественными силами пребывая, всемудрый) (AHG. T. 8. P. 321-328; Ταμεῖον. Σ. 191-192).

А. А. Лукашевич

Иконография

В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. № 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого.

В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоn. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг.

Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 162, 210; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 260; Миjовић. Менолог. C. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 298; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 58.
Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Епископы Русской Православной Церкви Иконография священномучеников Святые неразделенной Церкви Василий († ок. 322), епископ Амасийский, священномученик (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей) Гимнография священномучеников
См.также:
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
ВИКЕНТИЙ († 304), сщмч. Августопольский (Сарагосский, Валенсийский), (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.)
ЕВСЕВИЙ († 379 или 380), еп. Самосаты, сщмч. (пам. 22 июня)
ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
ЕРМОЛАЙ, ЕРМИПП И ЕРМОКРАТ († ок. 305), священномученики Никомидийские (пам. 26 июля)
ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.)
ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)
КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)