Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАТЕНА
55, С. 17 опубликовано: 16 января 2024г.


ПАТЕНА

Патена. 1490–1500 гг. Мастер Валле дель Рено (Музей Катарейнеконвент, Утрехт)
Патена. 1490–1500 гг. Мастер Валле дель Рено (Музей Катарейнеконвент, Утрехт)

Патена. 1490–1500 гг. Мастер Валле дель Рено (Музей Катарейнеконвент, Утрехт)
[Лат. patena, от греч. πατάνη - блюдо], в зап. литургической традиции наименование дискоса. В средневек. лат. источниках П. именуется также discus, patera, platina. Представляет собой круглое плоское металлическое блюдо (крайне редко 8-угольное или прямоугольное), на к-рое полагается гостия для освящения и последующей раздачи причастникам. В позднеантичный и раннесредневековый периоды известны П. декоративного характера (patenae pendentiles) и П. для хризмы, используемой в чине крещения (patenae chrismales). Древние П. для Евхаристии часто имели крупные размеры, поскольку их использовали для одновременного освящения большого количества гостий (напр., с такой П. изображен имп. Юстиниан на мозаике в ц. Сан-Витале в Равенне). По мере распространения практики совершения приватной мессы размеры П. уменьшались и стали сопоставимы с размерами Чаши (совсем маленькие использовались для чина виатика (см. ст. Viaticum)). П. для раздачи причастия иногда имели ручку.

Для изготовления П. обычно используют золото или серебро, но в древности они могли быть из стекла, слоновой кости, оникса, алебастра. Центральная часть П. часто украшалась изображением креста, ветхозаветных образов и раннехрист. символов (агнец, голубь, хрисмон и т. п.), по краю могли помещаться драгоценные камни. В романскую эпоху было распространено изображение благословляющей десницы. Помещались и иконографические композиции со сценами из НЗ. Готические П. украшали разнообразным геометрическим орнаментом, надписями по краю (формулами освящения, молитвенными прошениями) и образами из смальты в центре. В Новое время основные требования к форме П. были сформулированы католич. святым К. Борромео для изготовления использовать только золото или серебро, по краю необходимо делать невысокий бортик; центральное углубление должно соответствовать диаметру Чаши; изображения и украшения на П. не должны мешать предстоятелю собирать частицы гостии (Caroli Borromaei Instructionum fabricae et supellectilis ecclesiasticae libri duo (1577) / Ed. E. van Dreval. P.; Arras, 1855. P. 276). Размер П. всегда один и тот же и составляет 15-20 см в диаметре.

Совр. католич. П. крайне просты по форме и имеют лишь небольшое изображение креста в центре. Для их изготовления может использоваться не только любой драгоценный металл (если он окисляется, то П. должна быть позолочена внутри), но и, как в древности, др. материалы (твердые породы древесины, слоновая кость и проч.), за исключением хрупких и недолговечных (Instructio generalis Missalis Romani. 328-329).

П. обязательно освящается (молитвы освящения встречаются уже в ранних Сакраментариях; совр. чины помещаются в Понтификале («Чин благословения Чаши и патены») и в Ритуале («Чин благословения предметов, используемых в богослужении»)).

Лит.: Fleury Ch. Rohault, de. La Messe: Études archéol. sur ses monuments. P., 1898. T. 4. P. 155-167; Braun J. Das christl. Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932. S. 197-246; Leclercq H. Patène // DACL. 1938. T. 13. Pt. 2. Col. 2392-2414.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Литургика. Основные понятия Священные сосуды и вещи, употребляемые при богослужении (см. также "Декоративно-прикладное искусство") Патена, в западной литургической традиции наименование дискоса
См.также:
ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин