Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЛАГОДАРЕНИЕ
5, С. 296-298 опубликовано: 13 июля 2009г.


БЛАГОДАРЕНИЕ

[греч. εὐχαριστία], выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христ. молитвы.

В Свящ. Писании Б.- глубинный религ. ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу. Евр. слово  , переводимое, как правило, рус. «Б.», имеет характер благодарного исповедания. Указанное религ. состояние выражает также слово «благословение», евр.  : на благословение Бога, дающего Своему творению жизнь и спасение, отвечает благословение человека, «восхищенного всемогуществом и щедростью Божией и воздающего благодарение Творцу (Дан 3. 90; ср.: Пс 67. 20, 27; Неем 9. 5 сл.; 1 Пар 29. 10 сл.)» (Словарь библейского богословия / Ред. К. Леон-Дюфур. К.; М., 1998. Стб. 51). В основе Б. в Свящ. Писании лежит встреча человека с Богом, исполняющая его благодатью и раскрывающаяся со всей полнотой во Христе. В ветхозаветном понимании благодарить Бога - значит провозглашать Его чудеса и свидетельствовать о Его делах. Такое Б. воссылает Богу все творение (Пс 148-150; см. ст.: Хвалитные псалмы и стихиры). Закон ВЗ предписывал приносить Богу «жертву мирную» благодарения (   ), или, по переводу LXX, «жертву спасительную хвалы» (θυσία αἰνέσεως σωτηρίου - Лев 7. 11-15, ср.: Ам 4. 5). Как ответ на благодеяния Божии, Б. проходит через весь ВЗ, начиная с древнейших текстов - таких, как песнь Моисея (Исх 15. 1-21), песнь Деворы (Суд 5),- и постоянно встречается в более поздних книгах (Ис 12; 25; 42. 10 сл.; Иер 20. 13; Дан 3. 26-45, 51-90; 1 Пар 16. 8 сл.; 29. 10-19; Неем 9. 5-37; Тов 13. 1-8; Иф 16. 1-17; Сир 51. 1-12), особенно в псалмах (ср.: Пс 29; 39; 114; 123 и др.).

“Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.)
“Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.)

“Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.)

С полнотой Откровения в НЗ Б. приобретает бо́льшую глубину. Вслед за ветхозаветным преданием христ. понятие Б. неотделимо от исповедания (Ð μολογέω - Мф 11. 25; Лк 2. 38; Евр 13. 15), хвалы (αἰνέω - Лк 2. 13, 20; Рим 15. 11), прославления (δοξάζω - Мф 5. 16; 9. 8) и благословения (εὐλογέω - Лк 1. 64, 68; 2. 28; 1 Кор 14. 16; Иак 3. 9). Непрестанной «жертвой хвалы» становится «плод уст, прославляющих имя» Божие (Евр 13. 15). Своеобразное значение христ. Б. как ответа на полученную благодать, подаваемую во Христе, приобретают производные от глагола εὐχαριστέω (встречаются в НЗ более 60 раз). Б. сопровождалась земная жизнь Иисуса Христа (Мф 26. 27; Мк 8. 6; 14. 23; Лк 10. 21; 22. 17, 19; Ин 6. 11; 11. 41). Являя образ совершенного Б., воздаваемого Отцу, Христос подает пример подлинно христ. Б., к-рое воссылает верующий Богу «через Иисуса Христа» (Рим 1. 8; 7. 25; Кол. 3. 17). Словом εὐχαριστία именуется величайшее таинство христ. Церкви - принесение Бескровной Жертвы и Причащение Ей (см. ст. Евхаристия). В евхаристической молитве (анафоре) Церковь возносит Б. Богу за все Его дела (творение, искупление, освящение).

Несмотря на то что Бог «благ к неблагодарным и злым» (Лк 6. 35), в евангельской притче о 10 прокаженных (Лк 17. 11-19) содержится предостережение от неблагодарности, а в притче о мытаре и фарисее осуждается лицемерное Б. фарисея: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лк 18. 11). Согласно ап. Павлу, к Б. Бога приводит богопознание, к-рое доступно для всех людей «через рассматривание творений» (Рим 1. 20). Он отмечает, что причина многочисленных грехов, в к-рые впадали язычники, состояла в том, что они, «познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили» (Рим 1. 21). Основополагающую идею христ. Б. ап. Павел выражает в призыве: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5. 18). Поводом для Б. Бога могут быть как знаменательные действия Божии, так и реальности повседневной жизни. Рассуждая, напр., о принятии пищи, ап. Павел пишет: «Кто ест... благодарит Бога. И кто не ест... благодарит Бога» (Рим 14. 6). Обличая лжеучителей, гнушающихся браком и пищей, он говорит: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим 4. 4; ср.: 1 Кор 10. 30). Сам ап. Павел являет пример непрестанного Б., призывая к этому адресатов своих посланий. Б. приносится им за духовных чад, дарованных ему Богом (1 Фес 1. 2; Кол 1. 3; 2 Фес 2. 13), за победу над смертью (1 Кор 15. 57), за успех в деле благовествования (2 Кор 2. 14; 1 Фес 2. 13), вообще за все происходящее (2 Кор 9. 15; 1 Тим 1. 12; 2 Тим 1. 3; и др.). В послании к Ефесянам (1. 3-14) содержится вдохновенный гимн, прославляющий Бога за дар усыновления во Христе, искупление и прощение грехов. Иоанна Богослова св. ап. Откровение представляет Б. как вечную хвалу, воздаваемую Богу в Небесном Иерусалиме (4. 9-11; 11. 16-17; 15. 3-4; 19. 1-8).

Правосл. традиция рассматривает Б. как нравственную обязанность христианина. Воспитание в себе чувства Б., «благодарного изумления перед беспредельной благостью Бога» (свт. Феофан Затворник), располагает сердце к восприятию еще бо́льших духовных даров: «Дарования Божии к человеку привлекает сердце, возбуждаемое к непрестанному благодарению… Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога, и, если сердце пребывает в благодарении, нисходит на него благодать» (Isaac Syr. Sermo 85). «Кто неблагодарен за малое, тот и в большем ленив и несправедлив… И дар не остается без усугубления, разве только когда нет за него благодарности» (Sermo 2).

По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), Б. «рождает и усиливает веру, приближает к Богу. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Бога. ...Вера... руководит к благодарению Бога, и от благодарения углубляется вера» (Творения: В 5 т. СПб., 1905. Т. 4. С. 285-287). Б. производит в душе спокойствие и радость, «несмотря на то, что отвсюду окружают скорби» (Там же. Т. 5. С. 96-97). Свт. Тихон Задонский определяет Б. как «внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости» Божией. По его мысли, образ сердечного Б. показал нам Сам Христос, когда произнес: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли» (Лк 10. 21) (Творения: В 5 т. М., 1889. Т. 2. С. 279).

“Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Всякое дыхание да хвалит Господа”. Литография. 1871 г. (ГЛМ)
“Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Всякое дыхание да хвалит Господа”. Литография. 1871 г. (ГЛМ)

“Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Всякое дыхание да хвалит Господа”. Литография. 1871 г. (ГЛМ)

Б., по мысли св. отцов, рождается от осознания, что «всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божии и от Бога». Для того чтобы «возжечь в себе чувство благодарения Богу и всегда хранить его», необходимо чаще вспоминать благодеяния Божии к человечеству и к себе самому (Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. М., 2001. С. 250, 252). Б., по словам свт. Феофана Затворника, есть чувство незаслуженной милости Божией. Наиболее всего Б. проистекает от размышления о творении, промысле Божием и в особенности об искуплении (Начертание христ. нравоучения. М., 1998. С. 396). Б. христиан должно быть непрестанным, т. к. оно является отражением ангельского Б.: «Итак, будем воздавать непрестанно благодарение Спасшему и всегда Спасающему нас, Которого благодарят ангелы, премирные Силы, небесные Воинства, Херувимы и Серафимы, благолепнейшими гласами непрестанно и немолчно взывая и вещая: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф (Ис 6. 3)» (Barsan. Quest 161). По мере преуспеяния в духовной жизни человек вступает во все более тесное общение со своим Творцом и от избытка духовной радости, подражая ангелам, «начинает хвалебную песнь Богу, которой никогда уже не прекращает. В этом - предначатие жизни, которая во всей силе будет явлена в Царствии Небесном» (Феофан Затворник, свт. Тридцать третий псалом. М., 19033. С. 30). Постоянное Б. и славословие Бога свидетельствуют о высшей степени совершенства духовной жизни христианина и являются началом ангельской жизни на земле (Там же). Кроме того, согласно прп. Варсонофию Великому, непрестанное Б. «ходатайствует пред Богом о немощи человеческой» (Quest. 142; ср.: 168, 183). «Посему и употреблению пищи, пития и сна да предшествует благодарение… сохраняй себя во всем, и Бог благодарения сохранит тебя. ...Благодари за все, ибо в сем состоит духовная и душеполезная пища и покой» (Ibid. 504, 689).

Особый акцент св. отцы делают на необходимости Б. в скорби. По словам свт. Тихона Задонского, кто только в благополучии благодарит Бога, тот не имеет любви к Нему (Т. 3. С. 129). Для того чтобы научиться воздавать Б. Богу за скорби, прп. Исаак Сирин советует постоянно содержать в уме «тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных», чтобы самому «воздавать должное благодарение за малые и ничтожные скорби... и быть в состоянии переносить их с радостью» (Isaac Syr. Or. 2). Воздавать Б. в нищете и др. скорбях можно, по мнению прп. Исаака Сирина, в таких словах: «Благодарю Тебя, Боже мой, что дал мне благодать эту и честь - обнищать ради имени Твоего и сподобил меня вкусить скорби, положенной на пути заповедей Твоих, в недуге и нищете, как вкушали святые Твои, шествовавшие путем сим» (Or. 57). Б. за постигшие скорби вменяется вместо подвижничества (Barsan. Quest. 345) и даже доставляет мученический венец («Кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический» - Ioan. Chrysost. In Col. VIII. 5). Выражать Б. Богу, по словам свт. Иоанна Златоуста, человек может через покаяние: «Исповедовать свои согрешения - и значит благодарить Бога. Кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он сознает виновность в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то и наиболее благодарит Бога» (Ioan. Chrysost. In Matth. III 5).

Несмотря на то что благодарить Бога следует «чаще, чем дышать» (свт. Тихон Задонский), достойно возблагодарить Бога, по мысли св. отцов, человеку невозможно. Тем не менее благодарить следует по мере сил: «Мы никогда не достигнем того, чтобы по достоинству благодарить Его, однако будем приносить Ему посильное благодарение устами и сердцем, и Он по человеколюбию Своему может сравнить оное с двумя лептами [евангельской вдовицы]» (Barsan. Quest. 401; см. также: Ioan. Chrysost. Hom. in Gen. XXVI 6).

Дух Б. пронизывает правосл. богослужебную традицию через непрестанные славословия и хваления, входящие в состав как Божественной литургии, так и др. священнодействий. Особое чинопоследование, целиком посвященное Б., представляет благодарственный молебен («Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием»), заканчивающийся величественной хвалебной песнью свт. Амвросия, еп. Медиоланского, «   ». В XX в. Трифоном (Туркестановым), митр. Дмитровским, был составлен благодарственный акафист «Слава Богу за все», в к-ром возносится Б. Богу «за все ведомые и сокровенные благодеяния... за земную жизнь и за небесные радости Царства... будущего» (кондак 1). Способность воспринимать всю свою жизнь как единый Божий дар, заслуживающий непрестанного Б., является одним из высших нравственных проявлений духовно развитой личности.

М. В. Никифоров
Ключевые слова:
Добродетели христианские Литургика. Основные понятия Богословие библейское Благодарение, выражение хвалы и прославления Бога, вид христианской молитвы
См.также:
ВРЕМЯ обозначает течение, длительность и последовательность событий
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин
АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
АККЛАМАЦИЯ в христ. литургич. обиходе - текстовая, либо текстово-мелодическая формула