Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАШКЕВИЧ
55, С. 195-196 опубликовано: 28 февраля 2024г. 


ПАШКЕВИЧ

(Паскевич) Василий Алексеевич (1742 или ок. 1749? - 9.03.1797, С.-Петербург), рус. композитор, скрипач, певчий, педагог. Год рождения П. исследователи определяют исходя из возраста, в к-ром музыкант был принят на придворную службу (1742 г.- Рабинович. 1948. С. 61), или руководствуясь указом имп. Екатерины II Алексеевны от апр. 1763 г. (РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Д. 110. Л. 27), согласно к-рому 4 «спавших с голоса» певчих Придворной певческой капеллы (в их числе П.) были определены «музыкантскими учениками» (1749 - Порфирьева. 2000. С. 341). Упоминание Н. Ф. Финдейзена о том, что П. попал в капеллу в 1756 г., т. е. в 7-летнем возрасте, как и мн. другие малолетние певчие (Финдейзен. 1928. С. 217), согласуется со 2-й датой. По-видимому, мутация у юноши произошла в 13-14 лет и его, как имеющего способности к композиции, оставили при капелле.

«Обедня» В. А Пашкевича. Партия баса. Рукопись. Титульный лист (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 905. Л. 2)
«Обедня» В. А Пашкевича. Партия баса. Рукопись. Титульный лист (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 905. Л. 2)

«Обедня» В. А Пашкевича. Партия баса. Рукопись. Титульный лист (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 905. Л. 2)
В Придворной певческой капелле П. был учителем малолетних певчих, пел во время придворных богослужений как взрослый певчий, писал церковную музыку. Предположение Е. М. Левашёва о том, что П. учился композиции самостоятельно, «через практику», А. Л. Порфирьева считает необоснованным. По мнению Левашёва, учителем П. мог быть В. Манфредини (он был в С.-Петербурге в 1758-1769 придворным капельмейстером, учителем музыки наследника Павла Петровича), Порфирьева допускает также влияние на П. придворного капельмейстера в 1768-1775 гг. Т. Траэтты.

В 1773-1774 гг. П. пригласили на должность учителя пения в АХ, где он «делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих» (РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 555. Л. 1-12; цит по: Левашёв. 1985. С. 47). В 1776 г. он был принят в штат придворного бального оркестра скрипачом (РГИА. Ф. 468. Оп. 36. Д. 39. Л. 13-24). В 1777 г. музыкант был занят организацией «особых комнатных балов» (Там же. Д. 38. Л. 30).

Комические оперы П. на бытовые сюжеты ставили в Эрмитажном театре и в Вольном российском театре, где в 1780-1783 гг. он заведовал муз. частью. П. также учил музыке детей Воспитательного дома, участвовавших в постановках, сам выступал в спектаклях как актер и певец. В 1783 г. Вольный театр был преобразован в публичный в структуре Императорских театров, и с 23 авг. П. был зачислен в Первый придворный оркестр (Архив Дирекции. 1892. С. 125). В 1789 г. ему был пожалован чин коллежского асессора (см.: Mooser. 1951. Vol. 2. P. 65). На либретто Екатерины II композитор сочинил оперу «Февей» (1786) и - совместно с К. Каннобио и Дж. Сарти - музыку к историческому представлению «Начальное управление Олега» (1790; изд. 1791). Известно также, что он сочинял хоры для театрального фестиваля 1780 г. в честь именин императрицы (Левашёв. 1985. С. 52) и ему заказали кантату «Амур и Психея» к помолвке вел. кн. Александра Павловича с нем. принцессой Луизой Марией Баденской.

Хоровое мастерство П. смог усовершенствовать в Придворной певческой капелле. Точно неизвестно, когда его назначили «большим певчим» (РГИА. Ф. 469. Оп. 4. Д. 2229). В 1786 г. он значится в капелле как «придворный певчий» (Камер-фурьерский церемониальный журнал 1786 г. СПб., 1886. С. 75).

М. Г. Рыцарева считает, что П. сочинял концерты уже в 70-х гг. XVIII в., однако его ранние духовные сочинения были несовершенны: гр. В. Г. Орлов писал сыну (1787): «Вейнгаймер [капельмейстер капеллы] возвратил концерт Пашкевича и пишет, что его путно поправить никак нельзя» (РГБ. Ф. 219. Карт. 8. Ед. хр. 8. Л. 28 об., 35; цит. по: Рыцарева. 2006. С. 161). Пять духовных концертов («Ныне время явися», «Приидите, взыдем», «Радуйтеся, людие, и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши, Господи, мой глас») продавались в 1806 г. в Москве в магазине Рейнсдорпа и Керцелли (Grand catalogue de musique qui se vend chez Reinsdorp et Kerzelly. Moscou, 1806). Долгое время считалось, что ноты всех концертов П. утеряны, но в 2018 г. Е. Ю. Антоненко обнаружила концерт «Приидите, возрадуемся Господеви» (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 879. Л. 79); полной реконструкции это произведение не поддается.

Литургию (Обедню) П. можно отнести к кон. 80-х гг. XVIII в. Ее партитура была найдена в сер. 80-х гг. XX в. Т. Б. Гавриловой в ГЦММК. Это комплект поголосников, принадлежавший ярославскому помещику Ивану Борноволокову и переданный им в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь. В рукописи указаны год создания (1790), цена (2 р. 50 к.) и вклеена марка муз. магазина Х. Б. Гене (ср. объявление о продаже этого сочинения: Моск. ведомости. 1793. № 54, 6 июля. Л. 5). Первоначально она была написана для двойного хора: в альтовой партии есть указание «Альт первый». «Слава. Единородный» упоминается в реестре певческой б-ки, к-рый датирован янв. 1793 г. (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 25. «Каталог певческой ноте», в качестве автора ошибочно указан С. А. Дегтярёв). Рыцарева пишет о близости музыки П. к старинному полународному-полуцерковному стилю, что отличает ее от галантно-распевной лирики Д. С. Бортнянского, указывает на арочные связи в цикле и рондальность общей структуры (Рыцарева. 2006. С. 160-164; характеристику литургии см. также в работах: Тетерина. 1986. С. 61-63; Лебедева-Емелина. 2018. С. 77-81).

После кончины Екатерины II имп. Павел I сразу же уволил П. из придворного штата, выплатив ему «единовременное вознаграждение», но не назначив пенсии после 35-летней службы (РГИА. Ф. 469. Оп. 4. Д. 2229). Из письма Д. С. Бортнянского гр. Н. П. Шереметеву следует, что П. еще в нач. 1797 г. числился учителем малолетних певчих в капелле наряду с Ф. Ф. Макаровым. Бортнянский пытался отстоять П. накануне сокращения капеллы, задуманного Павлом I (Рыцарева. 2015. С. 152-154). По предположению Рыцаревой, увольнение П. произошло в нач. февр. 1797 г. и еще до коронации нового самодержца П. скончался. После смерти П. осталась его вдова Афимья с годовалой дочерью Анной, их судьба неизвестна.

Муз. соч.: Арх.: ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 903–906 (Литургия целиком); Ед. хр. 25: «Каталог певческой ноте». 1793 г., № 89. Ед. хр. 39 («Приидите, поклонимся», альт). Ед. хр. 918–821. № 5 («Приидите, поклонимся», без авторства); МГК. Науч. муз. б-ка им. С. И. Танеева. Х–41782. № 7 (Херувимская, атрибутирована С. А. Дегтярёву); Хоровой концерт «Приидите, взыдем» // ГЦММК. Ф. 283. № 996. Л. 24 (тенор); № 879. Л. 79 (бас); № 944. Л. 66 (бас); изд.: Литургия // Лебедева-Емелина А. В. Русская хоровая культура 2-й пол. XVIII в.: Канд. дис. М., 1993. Т. 7: Нот. Прил. С. 38-55.
Лит.: Архив Дирекции императорских театров / Сост. В. П. Погожев, А. П. Е. Молчанов, К. А. Петров. СПб., 1892. Вып. 1. Отд. 2; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. Л., 1928. Т. 2. Вып. 6. С. 217; Рабинович А. С. Русская опера до Глинки. М., 1948; Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siècle. Gen., 1951. Vol. 2. P. 65; Вольман Б. Л. Русские печатные ноты XVIII в. Л., 1957. С. 136-137; Левашёв Е. М. В. А. Пашкевич // История рус. музыки: в 10 т. М., 1985. Т. 3. С. 46-83; Тетерина Н. И. Музыкально-литургический цикл в России: Осн. этапы ист. развития от Дилецкого до Рахманинова: Дипл. Горький, 1986. С. 61-63 [о Литургии]; Порфирьева А. Л. Пашкевич В. А. // Муз. Петербург: Энцикл. словарь. СПб., 2000. Т. 1: XVIII в. Кн. 3. С. 340-344; Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма: Кат. произв. М., 2004. С. 487-491; она же. Хоровая культура России екатерининской эпохи. М., 2010. С. 87-90, 108, 186; она же. Русское хоровое искусство 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. как целостное худож. явление: Докт. дис. М., 2018. С. 77-81 (о Литургии П.); Рыцарева М. Г. Духовный концерт в России 2-й пол. XVIII в. СПб., 2006. С. 160-164; она же. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. СПб., 2015. С. 152-154.
А. В. Лебедева-Емелина
Ключевые слова:
Композиторы русские Педагоги музыкальные Пашкевич (Паскевич) Василий Алексеевич (1742 или ок. 1749? - 1797), русский композитор, скрипач, певчий, педагог
См.также:
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - "Могучей кучки"
ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер