Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
53, С. 612-613 опубликовано: 13 сентября 2023г.


ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

(Охтинское) викариатство Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. Было названо по Охтенскому р-ну Петрограда (до 1917 - Охтенский пригородный участок), где находилось крупнейшее в городе единоверческое (см. ст. Единоверие) кладбище. Последнее было основано на Б. Охте (местность на правом берегу р. Охты) в 1803 г., расширялось в 1831, 1857 и 1862 гг.; к 1917 г. на Большеохтенском единоверческом кладбище действовали 3 церкви.

Единоверческая ц. в честь свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1838 гг. Архит. А. И. Мельников. Фотография. Нач. XX в.
Единоверческая ц. в честь свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1838 гг. Архит. А. И. Мельников. Фотография. Нач. XX в.

Единоверческая ц. в честь свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1838 гг. Архит. А. И. Мельников. Фотография. Нач. XX в.
15 марта 1918 г. петроградская единоверческая община (бывш. Единоверческое братство) на основании п. 19 Определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), постановила возбудить ходатайство перед епархиальным начальством об учреждении при Петроградской епархии Охтенской единоверческой кафедры. На содержание Охтенского архиерея и канцелярии при нем община постановила ежегодно выделять 3,6 тыс. р. и безвозмездно передать Охтенской кафедре принадлежащий общине доходный дом в Петрограде. 19 марта на имя Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) представители столичного единоверческого духовенства и мирян подали прошение об учреждении О. в. Резолюцией от 2 апр. митрополит одобрил учреждение О. в. и распорядился представить ему проект правил об избрании Охтенского архиерея. На собрании петроградских единоверцев 14 апр. правила были приняты, 19 апр. их утвердил митр. сщмч. Вениамин. 28 апр. для подготовки и проведения выборов архиерея была избрана исполнительная комиссия (6 чел.) во главе с В. И. Комарницким. 19 мая прошли собрания единоверческих приходов, на к-рых были определены 79 клириков и мирян, имевших право участвовать в выборах Охтенского епископа.

30 мая 1918 г. в Петрограде открылось епархиальное собрание, на котором тайным голосованием определили 3 кандидатов на Охтенскую кафедру: настоятеля петроградской Николаевской единоверческой ц. прот. Симеона Шлеёва (50 голосов), Кирилловского еп. сщмч. Варсонофия (Лебедева (6 голосов)), а также старосту Николаевской единоверческой ц., приват-доцента Петроградского ун-та и члена Поместного Собора А. А. Ухтомского (1 голос; впосл. его кандидатура заменена кандидатурой протоиерея петроградской Покровской единоверческой ц. Василия Боголюбова). 31 мая после литургии, совершённой митр. сщмч. Вениамином в Николаевской единоверческой ц., состоялись выборы Охтенского епископа, в к-рых участвовал 71 выборщик (8 отсутствовали). 61 голос получил прот. Симеон Шлеёв, 8 голосов - еп. сщмч. Варсонофий, 1 голос - прот. В. Боголюбов.

7 июня 1918 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) и Синод, рассмотрев представление Петроградского митр. сщмч. Вениамина, постановили открыть О. в. «с местожительством для епископа в г. Петрограде».

В нач. июня прот. Симеон Шлеёв был пострижен в мантию с именем Симон (см. ст. Симон (Шлеёв), сщмч., еп.), затем возведен в сан архимандрита. 15 июня в Петрограде в храме Троицкого подворья патриарх свт. Тихон совершил наречение 1-го единоверческого епископа России сщмч. Симона, на следующий день в Троицком соборе Александро-Невской лавры патриарх возглавил его архиерейскую хиротонию, совершённую «по старопечатным книгам». Епископ Охтенский состоял «в зависимости» от Петроградского митрополита. «Главным среди других церквей, подведомственных епископу Охтенскому», являлся петроградский Николаевский единоверческий храм на Николаевской ул. (с 1918 ул. Марата). Еп. сщмч. Симон фактически остался его настоятелем и в архиерейском сане - он продолжал жить в квартире настоятеля и получал «положенное по сей должности содержание». Указом Синода от 11 июля 1919 г. Николаевской ц. присвоено «наименование соборного храма с правами уездных городских соборов». С весны 1920 г. еп. сщмч. Симон временно управлял Уфимской епархией с сохранением титула «Охтенский». Он был убит в Уфе 18 авг. 1921 г.

11 нояб. 1923 г. временно управлявший Петроградской епархией Лужский еп. Мануил (Лемешевский; впосл. митрополит) в рапорте на имя патриарха свт. Тихона ходатайствовал о восстановлении вдовствовавшего О. в., чтобы положить «предел той смуте среди единоверцев, которая создалась у них за это время». Кандидатом «как православного духовенства гор. Петрограда, так и единоверцев» был указан вдовый прот. Н. Клементьев, настоятель петроградского Свято-Духовского собора на Б. Охте (впосл. архиеп. сщмч. Николай (Клементьев)). Еп. Мануил просил «в интересах торжества Православия в Петрограде» о совершении хиротонии прот. Н. Клементьева «на месте». Разрешение патриарха было получено, он поручил направить в Петроград Подольского архиеп. сщмч. Петра (Полянского; впосл. митрополит) для возглавления хиротонии, однако архиеп. сщмч. Петр не смог прибыть в Петроград и хиротония не состоялась. 28 мая 1924 г. Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников; впосл. архиепископ) и Шлиссельбургский еп. сщмч. Григорий (Лебедев) направили новое ходатайство о посвящении прот. Н. Клементьева во епископа с титулом «Охтенский, с правом почетного Настоятельства в Свято-Духовском соборе», предлагая при этом «считать замещение Охтенской кафедры временным, впредь до занятия оной кандидатом, выставленным единоверческими приходами». В качестве возможных вариантов для создания новых титулов они указали на 2 безуездных города - Ораниенбаум (ныне Ломоносов) и Сестрорецк («последний по территории близко примыкает к Охте»). В ответ на представление 12 июня 1924 г. была учреждена кафедра викарного архиерея Ленинградской епархии в Сестрорецке (см. ст. Сестрорецкое викариатство) с назначением на нее прот. Н. Клементьева. О. в. в дальнейшем не замещалось.

В 1925-1926 гг. существовало обновленческое (см. ст. Обновленчество) О. в. Ленинградской епархии. 19 дек. 1924 г. «епископом» Охтенским назначен «архимандрит» прмч. Владимир (Пищулин), «хиротонисан» 8 марта 1925 г. в ленинградском Казанском соборе. 10 окт. того же года он был перемещен на Псковскую обновленческую кафедру, назначения не принял и был уволен на покой. 14 авг. 1926 г. воссоединился с Московской Патриархией в сане иеромонаха, в связи с чем раскольничьим синодом 24 авг. 1926 г. «за переход в тихоновщину» исключен из списка обновленческих «епископов». 8 нояб. 1925 г. в ленинградской Екатерининской ц. на Васильевском о-ве во «епископа» Охтенского хиротонисан член обновленческого синода прот. Николай Платонов, состоявший в браке (приводимые в ПЭ сведения о том, что с 8 по 18 нояб. 1925 он титуловался «епископом Гдовским» (Т. 10. С. 481), не подтверждаются). 18 нояб. 1925 г. Охтенский «епископ» Николай Платонов утвержден 4-м викарием Ленинградской обновленческой епархии, 25 июня 1926 г.- 2-м викарием с возведением в сан «архиепископа». Кафедра находилась в Ильинском, что на Пороховых, соборе Ленинграда. 3 авг. 1926 г. обновленческое О. в. было упразднено, Николай Платонов переименован в «архиепископа Гдовского».

Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 11. Л. 244-244 об.; Ед. хр. 218. Л. 219; Ед. хр. 273. Л. 97-97 об.
Ист.: Определение Свящ. Собора Правосл. Рос. Церкви о единоверии // ЦВед. 1918. № 11/12. С. 78-79; Выписки из постановлений Свят. Патриарха и Свящ. Синода Правосл. Рос. Церкви // Там же. № 21/22. С. 163; Движения и передвижения по службе с 11 июня 1926 г. // ВССПРЦ. 1926. № 11. С. 3; То же с 24 авг. 1926 г. // Там же. № 12/13. С. 6.
Лит.: Красножен М. Е. К поставлению первого единоверческого еп. Симона Охтенского // ПрибЦВед. 1918. № 23/24. С. 703-706; Зимина Н. П. Путь на Голгофу: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Симона, еп. Охтенского. М., 2005. Т. 1. С. 219-228, 238-242, 246, 270, 273-275; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 183-184, 411, 645. (МИЦ; 54).
А. К. Галкин