Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАНАСТИР
43, С. 301-302 опубликовано: 5 февраля 2021г.


МАНАСТИР

Мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония), на правом берегу р. Црна. Об истории мон-ря до 1271 г. сведений не сохранилось; в XVI в., в период тур. господства, он не был разрушен и продолжал существовать. Монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был возведен в 1095 г. при имп. Алексее Комнине; в 1266 г. перестроен и расписан (1271) по заказу игум. Акакия (в миру - Иоанникий) при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе. Работами мастеров руководил диак. Иоанн, референдарий Охридской архиепископии. Эти сведения известны благодаря сохранившейся в росписи пространной посвятительной надписи (на греч. языке), к-рая помещена на стенах центрального нефа над ростовыми изображениями святых в нижнем ярусе (надпись прочел и расшифровал проф. Ф. Баришич; см.: Баришић. 1964).

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир
Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир
Церковь свт. Николая Чудотворца представляет собой 3-нефную базилику, сложенную из туфа и камней; главный неф перекрыт цилиндрическим сводом и отделен от боковых аркадой. В качестве опор для нешироких, но высоких пролетных арок использованы столбы. Потолки в боковых нефах деревянные, плоские (результат реставрации кон. XIX - нач. XX в.). Центральный неф заканчивается на востоке апсидой, циркульной внутри и граненой снаружи, с двойным окном в нижней части, боковые апсиды - полукруглые; все 3 снаружи украшены декоративными слепыми нишами.

Росписи в ц. свт. Николая Чудотворца были открыты в 1954 г. и впервые опубликованы Д. Коцо и П. Мильковиком-Пепеком в 1958 г. Их тематика обширна. В центральной апсиде композиции: «Богоматерь с поклоняющимися архангелами» (в конхе), «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (в нижней зоне); над апсидой на вост. стене - «Благовещение». На сев. и юж. стенах главного нефа: в 2 нижних ярусах - фигуры святых воинов, мучеников ростовые (в нижнем ряду), поясные (во 2-м ряду) и в медальонах; циклы земной жизни Спасителя и Страстной (в верхнем ярусе). В нижнем ярусе росписи главного нефа особо выделены образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя церкви (на сев. стене), и ростовой 3-фигурный Деисус (на юж. стене); они расположены ближе всего к зоне алтаря, напротив друг друга. В сев. нефе: в апсиде - архангел (в конхе) и святители Ахиллий и Епифаний, в сев.-вост. углу справа от апсиды - 2 диакона и 2 столпника, один из к-рых прп. Симеон; на стенах - святые в рост и по пояс (в 2 нижних ярусах), ктиторская композиция в нижнем ярусе, в 3-м ярусе на юж. стене развернутая сцена «Страшный суд». В юж. нефе в апсиде - ап. Иоанн Богослов (бюст, в конхе), ниже - святители Онисифор и Тарасий (в рост). Святительский ряд на том же уровне на сев. стене апсиды продолжают фигуры Петра Александрийского, Климента Анкирского, на юж. стене изображения утрачены. На сев. и юж. стенах нефа - по аналогии с центральным и сев. нефами - расположены однофигурые изображения избранных преподобных и святителей (в рост и по пояс); рядом с ростовым образом свт. Николая Чудотворца на сев. стене помещено изображение Богоматери с Младенцем, а также композиция «Древо Иессеево» (частично переходит на стены арок), на западной - «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (встречается впервые в памятниках Македонии); помимо этого в верхнем ярусе стенописи на вост., юж. и сев. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца, включающий 8 сцен.

На склонах арок, разделяющих центральный и боковые нефы,- полуфигуры избранных святых, среди к-рых преобладают образы праотцев и пророков. Редким по иконографии является изображение праотца Авраама, держащего в руках медальоны с образами Ревекки и Исаака; это 1-й известный пример такого извода в визант. искусстве Македонии.

Архангел. Роспись конхи церкви во имя свт. Николая Чудоторца монастыря Манастир 1271 г.
Архангел. Роспись конхи церкви во имя свт. Николая Чудоторца монастыря Манастир 1271 г.

Архангел. Роспись конхи церкви во имя свт. Николая Чудоторца монастыря Манастир 1271 г.
Исследователи росписи М. (Коцо и Мильковик-Пепек, В. Джурич, П. Костовска, А. В. Захарова) единодушны во мнении, что стенописи ц. свт. Николая Чудотворца были выполнены группой мастеров, работавших одновременно. Они выделяли руки 3 или 4 художников и отмечали присутствие в стенописи неск. манер, представляющих различные стилистические направления в визант. искусстве XIII в. Коцо и Мильковик-Пепек писали о 3 манерах: в 1-й выполнены образы пророков в арках между центральным и сев. нефом и образы святых в диаконнике, во 2-й - росписи центральной апсиды, фигуры одних святых в боковых нефах и других в центральном (святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат), а также праотцев в арках между центральным и южным нефом, в 3-й - остальные фрески центрального нефа. Манеры 4 художников различает Костовска. Джурич считал самой слабой с художественной т. зр. роспись сев. нефа. Наиболее развитыми в стилистическом отношении он находил росписи в главном нефе и на столпах, ведущих в юж. неф, а архаическими, связанными с традициями визант. искусства XI-XII вв., в частности с фресками ц. Св. Софии в Охриде,- росписи в юж. нефе. В росписи главного нефа в неск. ликах, исполненных пластично и обобщенно, исследователь видел черты, современные палеологовскому искусству (Джурич. 2000. С. 49). По мнению Захаровой, бо́льшую часть фресок в апсиде и юж. нефе выполнил мастер, для к-рого характерны нек-рая консервативность и сознательная подчеркнутая ориентация на произведения позднекомниновского маньеризма (ц. вмч. Георгия в Курбинове, 1191; фрески в апсиде ц. свт. Николая в г. Прилепе). Второй мастер исполнил значительную часть отдельных фигур в главном нефе и, вероятно, нек-рые сцены евангельского цикла в верхних частях стен; этот художник ориентировался на новейшие столичные образцы (фрески ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, ок. 1265; ц. Архангелов в г. Прилепе, ок. 1394, и др.). Третий художник написал неск. фигур праотцев в проходах из главного нефа в южный. Его манера ближе всего к манере знаменитых солунских мастеров Михаила и Евтихия, создавших росписи ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1295). Фрески М.- «ранний пример того стиля, для которого характерен подчеркнутый интерес к передаче трехмерности, жесткая моделировка словно граненых поверхностей, гипертрофированная мощь фигур, резкая выразительность некрасивых, грубоватых лиц, нередко граничащая с гротеском» (Захарова. 2012. С. 127).

Т. о., росписи М. свидетельствуют, с одной стороны, о глубокой приверженности мастеров традициям визант. искусства комниновского времени, а с другой - об их знакомстве с передовыми художественными течениями современного им искусства 2-й пол. XIII в.

Лит.:Koco D., Miljković-Pepek P. La basilique de St. Nicolas en village Manastir dans la région de Moriovo // CIEB, 10. 1957. P. 138-140; они же (Koцо, Мильковик-Пепек). Манастир. Скопjе. 1958; Ljubinković R. La peinture murale en Serbie et en Macédoine aux XIå et XIIå siècle // Corso di cultura sull'arte ravennate e bizantina. 1962. Vol. 9. P. 430-431; Баришић Ф. Два грчка натписа из Манастира и Струге // ЗРВИ. 1964. Кн. 8. Бр. 2. C. 13-31; Miljković-Pepek P. Contribution aux recherches sur l'évolution de la peinture en Macédoine à XIII siècle // L'art byzantine du XIIIe siècle. Beograd, 1967. P. 189-196; Gerstel S. E. J. Beholding the Sacred Mysteries: Programs of the Byzantine Sanctuary. Seattle, 1999; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, Слав. Македония. М., 2000. С. 48-53, 339-342 (примеч. 12); Костовска П. Маченичките допосjа во Свети Никола, во Манастир, Мариово // Зб. средновековна уметност. Скопjе, 2007. Бр. 6. С. 43-49; Захарова А. В. Фрески ц. св. Николая в с. Манастир и основные направления в живописи Македонии XIII в. // Лазаревские чт.: Искусство Византии, Др. Руси, Зап. Европы: Мат-лы науч. конф. 2011 г. М., 2012. С. 123-136.
С. П. Заиграйкина
Ключевые слова:
Монастыри византийские Манастир, монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония)
См.также:
АГАВР визант. мон-рь в р-не Вифинского Олимпа
АДЕЛЬФАТ название различных форм дохода от монастырских владений в средние века
АЛАХАН-МАНАСТЫР совр. название раннехрист. комплекса в Исаврии
ВАЗЕЛОН Патриарший ставропигиальный мон-рь во имя Иоанна Предтечи (Византия)