Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОСТА-РИКА
38, С. 284-289 опубликовано: 23 октября 2019г.


КОСТА-РИКА

[Испан. Costa Rica, República de Costa Rica; Республика Коста-Рика], гос-во в юж. части Центр. Америки. На северо-востоке омывается Карибским м., на западе и юге - Тихим океаном (протяженность морской границы 1290 км). Граничит на севере с Никарагуа, на юго-востоке с Панамой (общая протяженность сухопутных границ 639 км). К.-Р. принадлежит о-в Кокос в Тихом океане. Территория - 51,1 тыс. кв. км. Столица - Сан-Хосе (288 тыс. чел. (2011)). Крупные города: Лимон (61 тыс. чел.), Либерия (53,4 тыс. чел.). Офиц. язык - испанский. Административно-территориальное деление: 7 провинций (Сан-Хосе, Алахуэла, Картаго, Эредия, Лимон, Гуанакасте, Пунтаренас). К.-Р.- член ООН (1945), МВФ (1946), МБРР (1946), ОАГ (1948), ВТО (1995). География. На большей части территории преобладает горный рельеф. В центральной части с северо-запада на юго-восток тянутся вулканические хребты Кордильера-де-Гуанакасте с вулканами Миравальес (2028 м), Ринкон-де-ла-Вьеха (1806 м) и одним из самых активных в К.-Р. вулканов - Ареналь (1633 м; непрерывная активность с 1968), Центр. Кордильера с вулканами Ирасу (3432 м; крупнейшее извержение в 1963-1965), Турриальба (3328 м), Барба (2906 м), Поас (2704 м) и др. К юго-западу от хребта Центр. Кордильера на высоте 900-1200 м расположено вулканическое Центральное плато - наиболее освоенный и густонаселенный район страны. В южной части возвышается сильно расчлененный хребет Кордильера-де-Таламанка высотой до 3819 м (гора Чиррипо-Гранде - высшая точка страны). На п-овах Никоя и Оса преобладают низковысотные горные массивы соответственно до 830 и 745 м. Вдоль тихоокеанского и карибского побережий тянутся прибрежные низменности: аллювиальные, пологоволнистые, местами заболоченные. Наиболее значительные из них расположены вдоль восточного побережья (Прикарибская низменность) и на северо-западе страны (бассейн р. Темписке). Территория находится в пределах субэкваториального климатического пояса. Климат сев.-вост. и юго-зап. районов К.-Р. наиболее влажный (3000-4000 мм осадков в год); характерно обилие осадков в течение всего года с незначительным их уменьшением в янв.-марте (50-100 мм осадков в месяц) и максимумом в сент.-окт. (св. 600 мм в месяц). Среднемесячные температуры составляют от 23 до 26°С. В сев.-зап. части страны осадков выпадает существенно меньше (1 тыс.-1,5 тыс. мм в год), сухой сезон в дек.-апр., среднемесячные температуры от 26,5 до 28,5°С. В горах количество осадков определяется экспозицией склонов (наименее увлажнены подветренные зап. склоны и межгорные котловины); температуры снижаются с высотой: средние температуры на высоте ок. 1 тыс. м - 21-23°С (Сан-Хосе), в высокогорьях среднегодовые температуры не превышают 10°С. Речная сеть густая. Реки бассейна Карибского м. (Сан-Хуан, Парисмина, Матина и др.) полноводны в течение всего года, для рек бассейна Тихого океана (Темписке, Рио-Гранде-де-Тарколес, Рио-Гранде-де-Терраба) характерны сезонные колебания стока и летние паводки. Реки порожисты, большей частью несудоходны (за исключением рек Сан-Хуан и Сарапики в нижнем течении).

Население

Население К.-Р., по данным на 2014 г.,- 4,9 млн чел. 83,6% составляют креолы. Индейцы языковой группы чибча (брибри, кабекар и др.) живут в основном на юге страны, составляют 2,4%; мулаты - 6,7%, выходцы из др. латино-амер. стран - 7,6, вест-индские негры (выходцы с Ямайки и из Африки) - 2, американцы - 0,37, китайцы - 0,2%; среди остальных - англичане, арабы, евреи и др. (общей численностью не более 1%). Среднегодовой прирост населения - 1,24%. Рождаемость - 16 на 1 тыс. чел., смертность - 4,49 на 1 тыс. чел. Детская смертность - 8,7 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 78,23 лет (мужчины - 75,59, женщины - 81,01). В возрастной структуре: 24,8% - дети до 15 лет, 67,9% - лица трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет), 7,3% - лица старше 65 лет. Городское население составляет 72,8%.

Государственное устройство

К.-Р.- унитарное гос-во. Конституция принята 7 нояб. 1949 г. Форма правления - президентская республика. Глава гос-ва и правительства - президент, избираемый на 4 года (без права переизбрания). Одновременно с президентом избираются 2 вице-президента. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (Законодательная ассамблея). Состоит из 57 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Исполнительная власть осуществляется президентом с помощью кабинета министров, к-рый назначает президент. В К.-Р. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Национальное освобождение, Гражданское действие, Освободительное движение, Социал-христианское единство.

Религия

Ок. 69% населения - католики, 14% составляют протестанты, 2% - буддисты, последователи традиц. верований - 2,3%. Представители др. конфессий немногочисленны. Ок. 11% населения не принадлежат ни к одной религии.

Православие

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Сан-Хосе. Фотография. 2014 г.
Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Сан-Хосе. Фотография. 2014 г.

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Сан-Хосе. Фотография. 2014 г.
В столице К.-Р., г. Сан-Хосе, с 1994 г. существует правосл. община в честь Владимирской иконы Божией Матери (до 2008 - в честь Покрова Пресв. Богородицы) в юрисдикции РПЦЗ. Основатель общины - прот. Даниил Маккензи, настоятель Свято-Владимирской ц. в Майами. Численность общины - ок. 100 чел., в основном русские и украинцы, выходцы из бывш. СССР, а также греч. и румын. эмигранты. Первый храм в честь Владимирской иконы Божией Матери строился в Сан-Хосе в 2008-2012 гг. В основании храма была помещена капсула с частицей мощей св. кн. Андрея Боголюбского. При храме действуют трапезная и воскресная школа.

Римско-католическая Церковь

Римско-католическая Церковь представлена архиепископством-митрополией Сан-Хосе (епископства-суффраганы: Алахуэла, Картаго, Сьюдад-Кесада, Лимон, Пунтаренас, Сан-Исидро-де-Эль-Хенераль, Тиларан-Либерия). Общее число католиков - ок. 3,4 млн чел. (An. Pont. 2011).

Протестантские церкви, деноминации и секты

Баптисты имеют неск. орг-ций в стране: Ассоциацию баптист. миссий Хеврона (18 общин, ок. 3 тыс. членов), Ассоциацию баптист. конвенции К.-Р. (32 общины, свыше 3,5 тыс. чел.), Ассоциацию фонда баптист. библейской церкви К.-Р. (19 общин, свыше 10,5 тыс. чел.) и др. К пятидесятническим орг-циям относятся Ассамблеи Бога (860 общин, свыше 120 тыс. чел.), Церковь четырехстороннего Евангелия (84 общины, 12,5 тыс. чел.), Церковь святой пятидесятницы (70 общин, 17 тыс. чел.) и др. Среди др. протестант. деноминаций - англикане (18 общин, ок. 1,6 тыс. чел.), адвентисты (63 общины, 30 тыс. чел.), мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней, 51 община, свыше 13 тыс. чел.), Иеговы свидетели (228 общин, 36 тыс. чел.) и др.

Ислам

Проникновение ислама в К.-Р. началось в XVI в. с прибытием в числе конкистадоров морисков (крещеных испан. мусульман), а также первых африкан. рабов-мусульман. На нач. XX в. пришлась волна миграции приверженцев ислама из Ливана и Сев. Африки, в сер. XX в., после начала арабо-израильского конфликта,- из Палестины. На нач. XXI в. численность мусульман составляла ок. 1,5 тыс. чел. (преимущественно ливанцы и палестинцы). Действуют 2 мечети: в Монтелимаре в столичной пров. Сан-Хосе (мечеть Омара ибн аль-Хаттаба, суннитская, построена в 2003, при ней - ислам. культурный центр и школа), в Сан-Хосе (шиитская, неофициальная, фактически частный молельный дом).

Иудаизм

Иудаизм был привнесен в К.-Р. испанскими поселенцами (конверсами) в XVI в. В XIX в. с островов Карибского бассейна и Панамы прибывали торговцы-сефарды, которые быстро ассимилировались местным населением и приняли христианство. Дальнейшее проникновение иудаизма связано с прибытием эмигрантов из стран Вост. и Центр. Европы (гл. обр. из Польши), Ближ. Востока в 20-30-х гг. XX в. В 1933 г. построена синагога, в 1934 г. создан общественный Сионистский центр. На нач. XXI в. численность исповедующих иудаизм составляла ок. 3 тыс. чел.; большинство иудеев принадлежат к ортодоксальному направлению и проживают в столице. Наблюдается приток иудеев из др. стран Лат. Америки в связи с относительно высоким уровнем жизни в К.-Р. В 2005 г. был создан музей иудейской общины. Существует также небольшая община иудеев-реформистов со своей синагогой в столичном округе Мата-Редонда.

Буддизм

Буддизм проник в К.-Р. в нач. XX в. вместе с кит. рабочими, к-рые принимали участие в строительстве железных дорог. В 1974 г. при содействии посольства Японии создан 1-й буддийский культурный центр. В 1989 г. состоялся визит далай-ламы в К.-Р. На нач. XXI в. буддизм исповедовало ок. 90 тыс. чел., представлены практически все его основные школы.

Традиционных верований

Традиционных верований придерживаются ок. 100 тыс. чел. Синкретические традиц. верования распространены среди коренного индейского населения (кабекар, брибри, борука), проживающего в основном на территории провинций Сан-Хосе, Лимон, Пунтаренас.

Новые религиозные движения

Новые религиозные движения представлены бахаизмом (ок. 4 тыс. чел.; см. Бахаи религия).

Религиозное законодательство

Конституция К.-Р. гарантирует свободу вероисповедания (ст. 75); гос. религией является католицизм. Католич. Церковь имеет преимущества в получении субсидий от гос-ва, строительстве культовых сооружений, а также обладает правом регистрации браков наравне с гос. органами (браки, заключенные в церквах др. религ. конфессий, подлежат дополнительной гос. регистрации). Гос-во признает многообразие верований, которые не противоречат «универсальной морали» (ст. 75) и не приводят к нарушению общественного порядка. Ст. 28 конституции запрещает клирикам вести политическую пропаганду.

История

Руины ц. ап. Иакова в Картаго. 1575 г.
Руины ц. ап. Иакова в Картаго. 1575 г.

Руины ц. ап. Иакова в Картаго. 1575 г.
Наиболее ранние свидетельства человеческой деятельности на территории К.-Р. датируются X-VII тыс. до Р. Х. К ним относятся каменные орудия (топоры, молотки, ножи), а также предметы вооружения (наконечники стрел и копий) из долины Турриальба (пров. Картаго). Основными занятиями местного населения были охота и собирательство. Постепенный переход к земледелию произошел в IV тыс. до Р. Х. (находки сельскохозяйственных орудий труда из камня, дерева и кости, окаменевших клубней и корешков возделываемых культур, гл. обр. маиса, ямса и батата). Ранние образцы примитивной керамики (горшки, цилиндрические сосуды) относятся к III-II тыс. до Р. Х.

К нач. VI в. по Р. Х. усложнилась социальная организация, произошел переход от родоплеменного строя к соседской общине, повысилась роль вождя (касика). В этот период началось производство изделий из металла (медь и золото), из жада и др. минералов зеленого цвета (сакрального и церемониального назначения), усложнились формы керамических изделий, на них появляются антропоморфный и зооморфный орнаменты. Каждое племя, по-видимому, считало, что оно произошло от определенного представителя фауны (от кошек, обезьян, птиц, ящериц, змей), к-рый становился объектом поклонения (зоолатрии) и часто изображался на керамике. Общество разделилось на состоятельных во главе с вождем-касиком (его власть стала передаваться по наследству) и рядовых членов племени (земледельцы, ремесленники). Важную роль начали играть служители культа (шаманы). Некоторые животные стали объектами особого почитания (напр., ягуар). В этот период появились большие деревни, были построены сложные объекты инфраструктуры (мосты, дороги, оросительные каналы), развивалась обработка металлов, усилились процессы обмена между регионами. К нач. XVI в. численность населения составляла ок. 400 тыс. чел.

Проникновение европейцев на территорию совр. К.-Р. началось в сент. 1502 г., когда на карибском побережье страны высадилась экспедиция Х. Колумба. Открытые земли были названы Нуэво-Картаго (Нов. Карфаген). Совр. название К.-Р. (в переводе с испан.- «богатый берег») страна получила в сер. XVI в. Завоевание территории К.-Р. испанцами встретило упорное сопротивление местного населения. В 1562, 1564-1565 гг. в ходе успешных экспедиций Х. Васкес де Коронадо подчинил центральные районы и основал г. Картаго (1563). К сер. 70-х гг. XVI в. территория К.-Р. была окончательно покорена испанцами, уничтожившими значительную часть местного населения, и вошла в состав генерал-капитанства Гватемала.

Руины ц. Непорочного Зачатия Пресв. Богородицы в Ухаррасе. 1686–1693 гг.
Руины ц. Непорочного Зачатия Пресв. Богородицы в Ухаррасе. 1686–1693 гг.

Руины ц. Непорочного Зачатия Пресв. Богородицы в Ухаррасе. 1686–1693 гг.

В экспедициях конкистадоров принимали участие католич. миссионеры. Первым священником на территории совр. К.-Р. считается Диего де Агуэро, участвовавший в экспедиции 1522 г. На открытом п-ове Никоя Агуэро основал временную деревню для индейцев и смог обратить в христианство 6 тыс. чел. В 1544 г. на Никое был основал 1-й католич. храм в К.-Р.- ц. св. Власия.

В колониальный период экономика страны развивалась медленными темпами из-за отсутствия значимых запасов полезных ископаемых, плохой инфраструктуры и отдаленности региона от основных маршрутов испан. торговли. В сельском хозяйстве преобладали мелкие крестьянские хозяйства креолов; культивировались традиц. индейские культуры - кукуруза, фасоль, томаты, тыква, хлопок. Экономическая отсталость региона, а также постоянные нападения англ. и нидерланд. пиратов обусловили крайне медленный рост численности населения колонии (в 1600 - 25 тыс. чел.; в 1778 - 24,5 тыс. чел.; в 1801 - 52,5 тыс. чел.; в 1821 - 60 тыс. чел.).

В 1534 г. было образовано еп-ство Никарагуа и К.-Р. с кафедрой в г. Леон (Никарагуа), находившееся в юрисдикции архиепископа Севильи. В 1546 г. оно перешло в подчинение архиепископа Лимы, а в XVII в.- архиепископа Мехико. В 1635 г. в Картаго был основан мон-рь, в 1675 г. построена базилика Нуэстра-Сеньора-де-лос-Анхелес (разрушена в результате землетрясения в 1910, восстановлена в 1912). Мон-рь является местом паломничества верующих со всей страны.

Базилика Богоматери Ангелов в Картаго. 1639 г.
Базилика Богоматери Ангелов в Картаго. 1639 г.

Базилика Богоматери Ангелов в Картаго. 1639 г.

После провозглашения независимости генерал-капитанства Гватемала (сент. 1821) К.-Р. в 1822 г. вошла в состав Мексиканской империи А. де Итурбиде, в 1823 г.- Соединённых провинций Центр. Америки, сохраняя при этом собственные правительство и внутреннюю автономию. В том же году столицей К.-Р. стал Сан-Хосе (основан в 1736). В 20-х гг. XIX в. в К.-Р. сформировались либеральное и консервативное политические течения. В 20-30-х гг. XIX в. правительство К.-Р., представленное гл. обр. либералами, осуществило ряд прогрессивных преобразований. В период правления губернатора Х. Моры Фернандеса (1824-1833) была принята первая Конституция К.-Р. (1825), улучшена система народного образования, началось строительство дорог. Конституция гарантировала соблюдение основных гражданских прав, католицизм провозглашался гос. религией (ст. 25), а от всех граждан требовалось «религиозное подчинение» (ст. 10). Губернатор Б. Каррильо Колина (1835-1842) раздал свободные земли, на к-рых предполагалось выращивать кофе, что привело к появлению т. н. кофейных баронов, оказывавших значительное влияние на политическую ситуацию в стране.

В 1838 г. К.-Р. вышла из состава Соединённых провинций Центр. Америки. 31 авг. 1848 г. конгресс К.-Р. принял декларацию о суверенитете и независимости Республики Коста-Рика; были утверждены флаг и гимн гос-ва. В кон. 50-х гг. XIX в. начался быстрый подъем экономики. Значительно возросли производство и экспорт кофе и бананов. В то же время во 2-й пол. XIX в. в стране происходили военные перевороты, одна за другой принимались и отменялись конституции (1844, 1847, 1848, 1859, 1869, 1871). В посл. трети XIX в. были построены неск. железнодорожных веток, соединивших карибское и тихоокеанское побережья страны, а также столицу с портами. В экономику страны стал активно проникать иностранный капитал, прежде всего североамериканский. К нач. XX в. компании «United Fruit Co.» принадлежало ок. 10% территории страны; она превратилась в крупнейшего владельца железных дорог и монопольного экспортера бананов.

Общей чертой многочисленных конституций 2-й пол. XIX в. было провозглашение католицизма единственной гос. религией. Конституция 1847 г. запрещала публичные некатолич. богослужения, что было связано с распространением протестантизма североамер. и англ. проповедниками. Однако эти меры не смогли остановить деятельность последних. В 1840 г. в Сан-Хосе было проведено первое протестант. богослужение среди англоязычных жителей города, с 1845 г. в столице действовало Британское, а с 90-х гг. XIX в.- Американское библейские об-ва, в 1865 г. построена 1-я протестантская церковь. Из последующих конституций (1848, 1859, 1869, 1871) запрет на деятельность протестант. проповедников был изъят, однако в них подчеркивалось, что правительство не должно оказывать финансовую поддержку иным конфессиям, кроме католицизма. Формулировка о «толерантном отношении» к др. религиям была впервые включена в Конституцию 1869 г. и сохранилась в Конституции 1871 г., действовавшей до 1917 г. Важным событием в религиозной жизни К.-Р. XIX в. было учреждение епископства в Сан-Хосе (1850, подчинялось до 1921 архиепископу Гватемалы).

Католическая ц. св. Исидора Мадридского в Коронадо. 1935 г.
Католическая ц. св. Исидора Мадридского в Коронадо. 1935 г.

Католическая ц. св. Исидора Мадридского в Коронадо. 1935 г.

В 1-й период правления президента Р. Хименеса Ореамуно (1910-1914) был введен повышенный налог на наследство (поступившие от него средства использовались для развития народного образования), численность армии сокращена до 1 тыс. чел. Сменивший его А. Гонсалес Флорес инициировал проведение налоговой реформы, предусматривавшей повышенное налогообложение банановых и нефтяных компаний. В 1917 г. в результате гос. переворота он был свергнут, к власти пришел консерватор Ф. А. Тиноко Гранадос, при к-ром была принята новая конституция (1917), гарантировавшая свободу вероисповедания при сохранении статьи о католицизме как гос. религии. Однако уже в 1919 г. Тиноко Гранадос был вынужден уйти в отставку, а конституция была отменена.

В 1921 г. еп-ство Сан-Хосе было преобразовано в архиеп-ство. В том же году были образованы епископство в Алахуэле и апостольский викариат в Лимоне. В 1926 г. покровительницей К.-Р. была объявлена Дева Мария с центром культа в г. Картаго (базилика Нуэстра-Сеньора-де-лос-Анхелес).

В нач. XX в. появились новые политические партии и организации. В 1901 г. основана Национально-республиканская партия, выражавшая интересы крупной буржуазии, кофейных плантаторов и значительной части национальной интеллигенции. В 20-х гг. XX в. сложились первые коммунистические группы, в 1931 г. создана Коммунистическая партия (с 1943 партия Народный авангард).

Великий вход в ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Сан-Хосе. Фотография. 2010 г.
Великий вход в ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Сан-Хосе. Фотография. 2010 г.

Великий вход в ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Сан-Хосе. Фотография. 2010 г.

В 1940 г. президентом страны был избран лидер Национально-республиканской партии Р. А. Кальдерон Гуардия, пользовавшийся широкой поддержкой партии Народный авангард и католических орг-ций. В дек. 1941 г. К.-Р. объявила войну Германии, Италии и Японии. В 1941 г. создана Коста-Риканская палата социального страхования, в 1943 г. принят Трудовой кодекс, в конституцию страны включена глава о социальных гарантиях. Осуществление реформ, начатых Кальдероном Гуардией, было продолжено правительством Т. Пикадо Мичальски (1944-1948).

В 1-й пол. XX в. усилилась деятельность протестантских орг-ций: в 1917 г. была основана Методистская епископальная церковь, в 1921 г. шотл. пресвитериане учредили Миссию Латиноамериканского крестового похода евангелизации (ныне Латиноамериканская миссия), в 1939 г. миссионерами-евангелистами из штатов Теннесси и Индиана были основаны 2 Церкви Бога. В 1943 г. появились миссии «Баптистов Юга», в 1944 г.- Ассамблея Бога, в 1945 г.- Церковь Бога (пятидесятники из Пуэрто-Рико), в 1946 г.- Ассоциация амер. баптистов.

На президентских выборах 1948 г. победу одержал представитель консерваторов О. Улате-и-Бланко, однако Законодательная ассамблея признала результаты выборов недействительными, что дестабилизировало внутриполитическую обстановку. 12 марта 1948 г. Х. Фигерес Феррер, лидер национал-реформистской партии Национальное освобождение (ПНО; основана в 1945), поднял вооруженное восстание и 8 мая 1948 г. захватил власть. Возглавляемое им Временное правительство подготовило новую конституцию, к-рая предоставила избирательное право женщинам, снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет, упразднила Вооруженные Силы страны и др. После принятия конституции (7 нояб. 1949) и утверждения Улате-и-Бланко в должности президента Фигерес Феррер сложил с себя обязанности главы Временного правительства.

В 1953 г. в результате выборов пост президента страны вновь занял Фигерес Феррер. Он увеличил расходы на общественное строительство, установил минимальные закупочные цены на селькохозяйственные продукты, а также добился соглашения с руководством «United Fruit Co.», в соответствии с к-рым компания стала отчислять правительству К.-Р. треть прибыли, полученной в этой стране. В кон. 50-х - 60-х гг. XX в. правительство страны проводило политику тесного сотрудничества с США. При президентах М. Эчанди Хименесе (1958-1962), Ф. Х. Орличе Больмарсиче (1962-1966) и Х. Х. Трехосе Фернандесе (1966-1970) увеличились капиталовложения США в экономику страны.

В 70-х гг. XX в. К.-Р. укрепила дипломатические, торгово-экономические и культурные отношения с социалистическими странами. Была национализирована собственность иностранных железнодорожных компаний, а нефтяным трестам США запрещалось проводить разведку и добычу нефти в прибрежных районах и территориальных водах страны.

В 1983 г. правительство Л. А. Монхе Альвареса провозгласило принцип постоянного невооруженного нейтралитета К.-Р. Однако, добиваясь экономической помощи от амер. правительства, Монхе Альварес был вынужден взять на себя обязательство оказывать содействие США в борьбе с партизанским движением в Центр. Америке, прежде всего в Сальвадоре. Принцип невооруженного нейтралитета стал строго соблюдаться в период президентства О. Ариаса Санчеса (1986-1990), к-рый закрыл размещенные в К.-Р. близ никарагуанской границы лагеря «контрас» - военизированных группировок, боровшихся при поддержке США против правительства Д. Ортеги Сааведры.

С 90-х гг. XX в. большую роль в политической жизни К.-Р. играла партия Социал-христ. единство (образована в 1984). Ее представители в 90-х гг. ХХ в.- 2006 г. занимали пост президента страны. Пытаясь побороть инфляцию и повысить темпы экономического развития, правительство сократило социальные программы, провело частичную приватизацию предприятий госсектора, а также отменило мн. ограничения в финансовой и банковской сферах для национального и иностранного капитала.

В 2006-2010 гг. президентом Ариасом Санчесом проводилась политика, направленная на модернизацию производственной базы основных отраслей хозяйства, развитие инфраструктуры, использование наукоемких технологий, снижение уровня бедности, укрепление системы здравоохранения и социального обеспечения, борьбу с коррупцией и преступностью. В 2010 г. впервые в истории страны президентом стала женщина - Л. Чинчилья Миранда. С мая 2014 г. Президентом К.-Р. является Л. Г. Солис Ривера.

В нач. XXI в. наблюдалось снижение числа католиков, что связано как с общей секуляризацией общества, так и с деятельностью протестантской и др. церквей, занимающих более либеральную позицию. Согласно переписи 2011 г., из 69% католиков 23% являются непрактикующими. Возросло число сторонников нетрадиционных религий, а также тех, кто не исповедуют никакой религии (с 3,5% в 90-х гг. XX в. до 11% в 2011).

Лит.: Fernández Guardia R. La independencia: Historia de Costa Rica. San José, 19713; Леонов Н. С. Очерки новой и новейшей истории стран Центр. Америки. М., 1975; Seligson M. A. Peasants of Costa Rica and the Development of Agrarian Capitalism. Madison, 1980; Meléndez Chaverri С. Historia de Costa Rica. San José, 19832; Cruz V., de la. Historia general de Costa Rica. San José, 1988-1990. 5 vol.; Quirós Vargas C. La era de la encomienda. San José, 1990; Acuña Ortega V. H., Molina Jiménez I. Historia económica y social de Costa Rica, 1750-1950. San José, 1991; Historia general de Centroamérica. Madrid, 1993. 6 vol.; Fonseca Corrales E. Centroamérica: Su historia. San José, 1996; Brenes Quesada L. G., Volio Brenes M., Botey Sobrado A. M. Historia de Costa Rica. San José, 1997. 2 vol.; Evans S. The Green Republic: A Conservation History of Costa Rica. Austin, 1999; Historia del istmo centroamericano. San José, 2000. 2 vol.; Botey Sobrado A. M. Costa Rica: Estado, economia, sociedad y cultura desde las sociedades autóctonas hasta 1914. San José, 20022; Molina Jiménez I. Costarricense por dicha: Identidad nacional y cambio cultural en Costa Rica durante los siglos XIX y XX. San José, 2002; The Costa Rica Reader: History, Culture, Politics / Ed. I. Molina Jiménez, S. Palmer. Durham, 2004; Solórzano J. C. Costa Rica en el siglo XVI: Descubrimiento, exploración y conquista. San José, 2006; Страны и регионы мира: Экон.-полит. справ. М., 20093; Fernández L. Historia de Costa Rica. [Charleston, 2009]; Rankin M. A. The History of Costa Rica. Santa Barbara, 2012.
М. А. Астахов