Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЖМАКИН
19, С. 364-366 опубликовано: 8 октября 2013г.


ЖМАКИН

Василий Иванович (12.07.1853, с. Николаевка Николаевского у. Самарской губ.- 26.05.1907, С.-Петербург), прот., магистр богословия. Род. в семье диакона, в 1875 г. окончил Самарскую ДС, в 1879 г.- СПбДА. В академии Ж. учился на одном курсе с В. В. Болотовым. За канд. соч. «Церковноучительная деятельность митрополита Даниила» был удостоен высшей студенческой премии. Московскому митр. Даниилу была посвящена и 1-я печатная работа Ж. «Взгляд митрополита Даниила на отношение к еретикам» (ЖМНП. 1879. № 5. С. 1-51). Переработав канд. соч., Ж. написал фундаментальный труд «Митрополит Даниил и его сочинения», за который получил степень магистра богословия и был награжден полной Уваровской премией (речь перед защитой «Черты современности в сочинениях митрополита Даниила» (ХЧ. 1882. Ч. 1. № 3/4. С. 457-466)). Содержание труда Ж. значительно шире его названия. В исследовании, основанном на большом количестве источников, подробнейшим образом проанализированы и охарактеризованы сочинения митр. Даниила в контексте исторических событий, а также рус. общественной мысли и лит-ры кон. XV - 1-й трети XVI в. Ряд произведений митр. Даниила и нек-рых его современников был опубликован в приложениях к работе. Ж. предположил, что по предсмертному распоряжению вел. кн. Василия III Иоанновича митр. Даниил должен был фактически руководить боярским правительством, хотя в реальности этого не произошло. Автор, находившийся под влиянием либеральных взглядов О. Ф. Миллера и Н. И. Костомарова, характеризовал идейное направление прп. Иосифа Волоцкого и его последователя митр. Даниила как «консервативно-формальное», чуждое «критицизму» и слепо следующее всякому церковному авторитету; направление прп. Нила Сорского и нестяжателей - как «критическое», «нравственно-либеральное», проникнутое «идеей свободы», признающее «право личности как нравственного существа», а последователей ереси жидовствующих - как «людей увлечений и жизненной ломки». Из-за спорности взглядов сочинение Ж. вызвало критику со стороны проф. КазДА П. В. Знаменского, отметившего в рецензии (ЦВ. 1884. № 27) слабость фактической аргументации автора, неопределенность понятия «критицизм» и отсутствие доказательств для подобных оценок. Отзывы на труд Ж. оставили также Вл. Качановский (ЖМНП. 1881. № 11. С. 372-392) и Е. Е. Голубинский (Там же. 1882. № 11. С. 8-11). Книга Ж. оказала большое влияние на современное ему и позднейшее (вплоть до 2-й пол. XX в.) литературоведение и историографию, в особенности на «Историю русской литературы» А. Н. Пыпина (СПб., 1898. Т. 2).

С 4 окт. 1879 г. Ж. служил помощником инспектора СПбДС. 20 мая 1884 г. рукоположен во иерея к Александро-Невской ц. Николаевского кадетского корпуса в С.-Петербурге, одновременно назначен законоучителем корпуса. Также служил законоучителем в частной жен. гимназии Е. М. Гедды в С.-Петербурге. 14 мая 1896 г. возведен в сан протоиерея. Был авторитетным пастырем, хорошим проповедником и строгим, требовательным законоучителем. Стремясь поддерживать в воспитанниках религ. настроение, устраивал поездки в различные мон-ри и церкви. Опубликовал исторический очерк об Александро-Невской ц. (Ист. очерк ц. Николаевского кадетского корпуса // ВВД. 1892. № 8-9).

С 13 сент. 1900 г. Ж. постоянно присутствовал на заседаниях Учебного комитета при Святейшем Синоде. В 1906 г. стал редактором офиц. ж. Синода «Церковные ведомости», сменив прот. П. А. Смирнова. При Ж. издание стало более актуальным и разнообразным по содержанию. На страницах журнала появлялись статьи по церковно-общественным вопросам, регулярно печатались распоряжения епархиального начальства, постановления съездов духовенства, освещались ход заседаний Предсоборного присутствия 1906 г., деятельность Гос. думы и т. д.

Ж. принадлежат многочисленные статьи по рус. церковной истории, написанные в основном по архивным материалам и опубликованные в различных светских и духовных журналах (нек-рые статьи подписаны «В. Ж.» и «Ж-н»). Ж. продолжал начатые в 80-х гг. XIX в. исследования, посвященные XVI в. С кн. «Митрополит Даниил и его сочинения» были идейно и содержательно связаны статьи «Нил Полев» (ЖМНП. 1881. № 8. С. 185-199), «Борьба идей в России в первой половине XVI в.» (Там же. 1882. № 4. С. 147-161) и др. Ж. написал работу «Русское общество XVI века» (СПб., 1880), опубликовал в «Журнале Министерства народного просвещения» ряд источников, напр. ответ анонимного автора на послание Н. Булева Ростовскому архиеп. Вассиану II (Санину) под названием «Памятник русской противокатолической полемики XVI века» (ЖМНП. 1880. № 10. Отд. наук. С. 319-332). Работа «Ересь есаула Котельникова» была посвящена учению секты духоносцев, основанной Е. Котельниковым.

Ж. проявлял интерес к изучению придворных церемоний, особенно коронации и погребения. В серии церковно-исторических очерков «Коронации русских императоров и императриц» он рассмотрел церемонии коронации монархов - от Екатерины I до Александра II, в т. ч. сюжет о посмертной коронации Петра III. Особо интересовался эпохой имп. Павла I, в частности проведением праздников и постов при дворе. В 1903-1904 гг. к 200-летнему юбилею С.-Петербурга напечатал в «Церковных ведомостях» статьи, посвященные столичным храмам. Он также создал серию биографий церковных деятелей XVIII и XIX вв.: Новгородских и С.-Петербургских митрополитов Гавриила (Петрова) и Михаила (Десницкого), Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони), Пензенского еп. Иннокентия (Смирнова), Тверского архиеп. Амвросия (Протасова), Астраханского архиеп. Сильвестра (Лебединского) и др. Посвятил неск. публикаций истории княжеской семьи Ширинских-Шихматовых, в частности игум. Аркадиевского вяземского монастыря Августе (Ширинской-Шихматовой). Кроме того, Ж. издал «Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия: Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых» (СПб., 1890), «Письма прот. А. А. Самборского к имп. Александру I и кн. А. Н. Голицыну за 1806-1815 гг.» (СПб., 1894), «Письма о воспитании благородной девицы и обращении ее в мире кн. Алексея Александровича Ширинского-Шихматова» (М., 1901), «Письма высочайших особ к митр. Амвросию» (ХЧ. 1902. Ч. 2. № 9. С. 368-391), «Приветствия русских архипастырей воцарившемуся имп. Александру I» (Там же. 1903. Ч. 1. № 1. С. 136-146).

28 мая 1907 г. в Александро-Невской ц. Николаевского кадетского корпуса состоялось отпевание Ж., которое в сослужении большого числа духовенства совершил настоятель Петропавловского собора прот. А. Дернов. На отпевании присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский и др. синодальные чиновники, а также почитатели и духовные дети Ж. Погребeниe на Никольском кладбище Александро-Невской лавры совершил Нарвский еп. Антонин (Грановский).

Соч.: Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881; Россия и Черногория в нач. XIX в. // ДНР. 1881. № 3. С. 407-454; Английская миссия за Байкалом: (1817-1840) // ХЧ. 1881. Ч. 2. № 9/10. С. 454-472; Церемониал погребения Феофана Прокоповича, архиеп. Новгородского // Там же. 1882. № 1/2. С. 268-272; Ересь есаула Котельникова. СПб., 1882; Амвросий Протасов, архиеп. Тверской // РС. 1882. Т. 34. С. 615-640; Амвросий Орнатский, еп. Пензенский // Там же. 1883. Т. 39. С. 129-178; Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский: Биогр. очерк. СПб., 1885 (То же: Обличитель масонства: Жизнеописание свт. Иннокентия Пензенского. М., 2006); Путешествие иером. Аникиты по святым местам Востока в 1834-1836 гг. СПб., 1891; Основание рус. духовной миссии в Афинах // ХЧ. 1893. Ч. 2. № 9/10. С. 343-351; Погребение К-польского патр. Григория V в Одессе // РС. 1894. № 12. С. 198-213; Игум. Вяземского Аркадиевского мон-ря Августа (в мире кнж. Ширинская-Шихматова). М., 1897; Коронации рус. императоров и императриц: Церк.-ист. очерк. СПб., 1898; Митр. Гавриил Бодони // РА. 1898. № 11. С. 309-377; № 12. С. 487-512; Начало единоверия (1780-1796) // ХЧ. 1900. Ч. 2. № 12. С. 979-1004; Эпизод из истории единоверия // Там же. 1903. Ч. 2. № 10. С. 458-485; К биогр. митр. Новгородского Гавриила // ПрибЦВед. 1901. № 3; Сильвестр Лебединский, архиеп. Астраханский // Там же. 1902. № 38; Груз. католикос Антоний II в России // ХЧ. 1905. Ч. 1. № 1. С. 101-117; № 2. С. 268-286; Ч. 2. № 10. С. 531-550.
Лит.: Сослуживец: Памяти В. И. Жмакина // Пед. сб. 1907. № 9. С. 251-255; Прот. В. И. Жмакин // ПрибЦВед. 1907. № 22. С. 885-888; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960; Казакова Н. А. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI cт. М., 2002; Тимофеева Е. С. «Церк. ведомости» (1888-1918): История издания: АКД. М., 2007.
А. А. Бовкало, А. А. Турилов
Ключевые слова:
Историки Церкви русские Протоиереи Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Жмакин Василий Иванович (1853 - 1907), протоиерей, магистр богословия
См.также:
АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
ВЕРХОВСКИЙ Павел Владимирович (1879-1943), прот., историк Церкви, специалист по церковному праву
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
БОГОЛЮБОВ Дмитрий Иванович (1869 – 1953), прот., миссионер
БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (1872 - 1934), прот., богослов
БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества
БОГОЯВЛЕНСКИЙ Леонид Константинович (1872 – 1937), прот.
БУТКЕВИЧ Тимофей Иванович (1854 - 1925), прот., богослов, историк Церкви