Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕТ-ГУВРИН
5, С. 15-16 опубликовано: 9 июня 2009г.


БЕТ-ГУВРИН

[Бейт-Джибрин], археологический памятник в Шефеле. Впервые упоминается Иосифом Флавием (Иуд. война. IV 8. 1) как селение в центре Идумеи.

После гибели соседней Мареши в 40 г. до Р. Х. Б.-Г. стал столицей региона и достиг процветания в рим. и визант. периоды. В визант. время здесь существовала епископская кафедра. Крестоносцы (Фульк Анжуйский, ок. 1136) построили крепость Бет-Гиблин (Гибелин), переданную Ордену госпитальеров.

В Б.-Г. изучены памятники от рим. до поздней мусульм. эпохи. Рим. период представлен хорошо сохранившимся амфитеатром (3 тыс. кв. м; раскопки А. Клонер, 1982-1992) и постройкой с мраморным порталом, колоннами с коринфскими капителями, названной в посвятительной греч. надписи на фасаде постоялым двором, к-рый был сооружен «в правление Флавия Квинтиана, наиславнейшего комеса и дукса».

Общий вид раскопок
Общий вид раскопок

Общий вид раскопок

Б.-Г. известен напольными мозаиками, сохранившимися от трехнефной базилики Махат аль-Урд (территория совр. кибуца Бет-Гуврин, в 200 м к северу от руин Б.-Г.; открыты в 1941-1942 Д. Барамки). Боковые нефы, заканчивавшиеся пастофориями, украшали композиции с растительным и геометрическим мотивами. В сев. нефе (с востока на запад) представлены изображения амфоры и 2 павлинов, двух мужчин в лодке, возлежащего прор. Ионы. В разделенном орнаментом на круги юж. нефе также изображены 2 павлина, держащие гирлянду над вазой с фруктами, лев, двое мужчин в лодке, один из к-рых простер над водой руку (последняя композиция утрачена). Сцены боковых нефов образуют единую композицию на тему истории прор. Ионы. На свободных участках боковых нефов помещена галерея изображений, составляющих подобие цветного ковра (бык, конь, краб, рыбы, птицы, корзины с фруктами). Головы на мозаиках уничтожены в исламский или иконоборческий периоды. Главный неф вымощен геометрическим узором; мозаики нартекса и юж. пастофория практически уничтожены, в атриуме мозаика была одноцветной.

Под нартексом обнаружена вырубленная в скале квадратная в плане гробница, разделенная опорами на 8 прямоугольных ячеек (в т. ч. с аркосолиями), перекрытых плитами с отверстиями для поднятия. По сторонам аркосолиев на стенах были изображены красные кресты с монограммой имени Иисуса Христа. Первоначально гробницу датировали III в., но типология сооружений, крестов, надписей, а также керамика из раствора не позволяют говорить о времени ранее V в. В исламский период храм перестроили в баню.

На холме юго-восточнее Б.-Г. изучено (1921, 1927; Библейская школа, Л. Венсан, Ф. М. Абель) сооружение с огромными по площади напольными мозаиками (5 уровней). На 2-м уровне располагался колонный зал (10´ 5 м), по периметру украшенный сценами охоты с изображением слонов, волков, леопардов и медведей. Центр занимали медальоны на фоне растительного орнамента с аллегориями времен года и сражающимися животными. Наиболее ранняя возможная дата - эпоха имп. Константина Великого (IV в.), но более вероятны V или нач. VI в. 3-й уровень был украшен композициями с амфорами, виноградными лозами, животными и птицами. 6 строк греч. надписи сообщают, что мозаика сложена учениками Ободии, «безупречного и добросердечного священника» (местного епископа?). Время создания определяется по монете 527 г. Мозаики выше расположенных уровней были также на христ. темы, но практически не сохранились.

Значительный интерес представляет кладбище Б.-Г., где среди погребений иудейской общины (с кон. III по VIII в.) отмечен ряд христ. гробниц IV-VI вв. с изображениями крестов. Возможно, по традиции здесь, на родовых кладбищах, хоронили иудеев, принявших христианство. К кон. VIII в. кладбище прекратило существование и его сменили огромные колоколовидные пещеры, образованные при добыче мягкого известняка в поздний визант. и ранний араб. период VII-X вв. В пещерах высечены надписи по-арабски, снабженные изображением креста. Этот факт дает представление о путях ассимиляции араб. культуры христианами, самарянами и евреями на этапе, когда араб. язык уже используется как общий, но большая часть населения сохраняет христианство.

В 1982 г. в Б.-Г. раскопана церковь крестоносцев (30-е гг. XII в.), базиликальная в плане (длина 35 м), трехнефная, с 3 полукруглыми апсидами, из к-рых выступает наружу только одна. 2 ряда квадратно-крестообразно-уступчатых столпов с приставленными по 4 сторонам колонками подчеркивают ее романо-готический облик.

Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Израиль древний География историческая Археология всеобщая Древний Рим Бен-Гуврин, археологический памятник в Шефеле
См.также:
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АКСУМ столица Аксумского царства
АМАРНСКИЕ ПИСЬМА глин. таблички, в кот. освещается период XIV в. до РХ, впервые упомянут Иерусалим
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
АСОР город на севере Ханаана
БААЛЬБЕК памятник религ. рим. архит-ры в Ливане
БЕЙТ-МИРСИМ ступенчатый холм на юге Хевронской возвышенности
БЕЙТ-РАС городище рим. г. Капитолиада в Десятиградии
БЕЛГРАД столица Сербии