Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АФАНАСЬЕВ
4, С. 73-74 опубликовано: 4 марта 2009г.


АФАНАСЬЕВ

Александр Николаевич (12.07.1826, г. Богучар Воронежской губ.- 23.09.1871, Москва), историк, фольклорист, этнограф, литературовед, журналист. Из дворянской семьи. В 1844 г. окончил Воронежскую гимназию. В 1844-1848 гг. учился на юридическом фак-те Московского ун-та, слушал лекции К. Д. Кавелина, Т. Н. Грановского, С. П. Шевырёва. В ун-те сформировались демократические убеждения А. В 1849-1862 гг. служил в Главном архиве Мин-ва иностранных дел, с 1855 г.- в должности старшего делопроизводителя Комиссии печатания гос. грамот и договоров; уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами» (с А. И. Герценом). В 1848-1853 гг. являлся постоянным сотрудником ж. «Современник», в 1858-1859 гг. издавал ж. «Библиографические записки». С 1865 г. служил помощником секретаря Московской городской думы, с 1867 г.- секретарем съезда мировых судей 2-го округа Москвы. Член ряда ученых об-в: ОИДР (с 1850), РГО (с 1852), ОЛРС (с 1864). Скончался от туберкулеза, похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

А. Н. Афанасьев. 50-е гг. XIX в.
А. Н. Афанасьев. 50-е гг. XIX в.

А. Н. Афанасьев. 50-е гг. XIX в.
В историю рус. культуры А. вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания рус. народных сказок (ок. 600 текстов). Более трети сказок были предоставлены А. из архива РГО, ок. 200 текстов передал ему В. И. Даль, А. пользовался также материалами др. собирателей фольклора и немногочисленными собственными записями. Первоначально собрание сказок было напечатано в 8 вып. (1855-1863), тексты публиковались по мере поступления. В следующем издании (М., 1863. 4 вып.) А. расположил сказки в определенном порядке и вынес комментарии к ним в отдельный (4-й) вып. Позднее на основе своего собрания А. составил сб. «Русские детские сказки» (1870). Сборники А. многократно переиздавались в полном виде и в извлечениях, были переведены на иностранные языки. К «Народным русским сказкам» примыкают еще 2 сборника, подготовленные А.: «Народные русские легенды» (1859), запрещенные в 1860 г. после протеста обер-прокурора Святейшего Синода А. П. Толстого, и «Русские заветные сказки», опубликованные анонимно в Женеве в 1867 г. (рукопись в полном виде увидела свет в 1997).

А. является автором многочисленных трудов, посвященных рус. истории, этнографии и фольклору. Свою 1-ю статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в студенческие годы (Современник. 1847. № 6, 7). Начиная с 1850 г. А. писал статьи, рецензии и обзоры для журналов и научных периодических изданий: «Современник», «Отечественные записки», «Временник ОИДР», «Архив историко-юридических сведений, относящихся к истории России», «Известия ОРЯС», «Филологические записки» и др. В ст. «Языческие предания об острове Буяне» (ВОИДР. 1851. № 9) А. изложил собственное понимание слав. мифологии, к-рое впосл. легло в основу его главного научного труда «Поэтические воззрения славян на природу». В этой книге А. почти с исчерпывающей полнотой представил в систематизированном виде все, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре вост. славян к сер. 60-х гг. XIX в. Книга А. имеет большое источниковедческое значение, поскольку автор пользовался не только опубликованными материалами, но и сведениями, извлеченными из архивов, переданными ему др. собирателями, и собственными записями. В то же время среди источников А. были и такие, в к-рых содержались сомнительные, недостоверные сведения о слав. мифологии (напр., сочинения С. М. Шпилевского, И. П. Сахарова).

Мифологическая концепция А. сформировалась под влиянием трудов Я. Гримма, А. Куна, М. Мюллера, В. Манхардта, В. Шварца, Ф. И. Буслаева. Вслед за Гриммом и Буслаевым А. рисовал эстетически привлекательный образ языческого прошлого, приписывая особое значение пантеистическому восприятию природы, культам небесных светил и светоносных богов. Следуя концепции «мифологии природы», А. стремился в образах фольклора отыскать зашифрованные в них мифы о природных явлениях (гроза, восход солнца, смена времен года и др.). Разделяя гипотезу Мюллера о том, что мифология представляет собой «болезнь языка», А. уделял особое внимание соотношению слова и мифа. Из-за достаточно искусственного характера мифологическая концепция А. была скептически воспринята современниками (Кавелиным, А. А. Котляревским, А. Н. Пыпиным, Буслаевым), тем не менее отдельные реконструкции А. признаны совр. исследователями и даже оцениваются как проявление своеобразного «научного ясновидения» (Вяч. Вс. Иванов).

Арх.: ГАРФ. Ф. 279.
Соч.: Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М., 1865-1869, 1994р . 3 т.; Письма // Из истории русской фольклористики. Л., 1978. С. 64-92; Древо жизни. М., 1982; Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986; Живая легенда и вещее слово. М., 1988; Происхождение мифа. М., 1996.
Изд.: Народные русские сказки. М., 1984-1985. 3 т.; Народные русские легенды. Новосиб., 1990; Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, 1857-1862. М., 1997.
Лит.: Шлюбский А. О. К истории русской этнографии: Цензурные мытарства А. Н. Афанасьева // СЭ. 1940. № 4. С. 128-141; Равич Л. М. А. Н. Афанасьев и журнал «Библиографические записки» // Сов. библиогр. 1971. № 6. С. 45-60; Лазутин С. Г. Дневник А. Н. Афанасьева // Подъем. 1973. № 4. С. 153-160; Иванов Вяч. В. О научном ясновидении Афанасьева, сказочника и фольклориста // Лит. учеба. 1982. № 1. С. 157-161; Бараг Л. Г., Новиков Н. В. А. Н. Афанасьев и его собрание народных сказок // Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М., 1984. Т. 4. С. 377-426; Померанцева Э. В. А. Н. Афанасьев и братья Гримм // СЭ. 1985. № 6. С. 84-90; Бухерт В. Г. А. Н. Афанасьев в Московском главном архиве МИД // Отеч. арх. 1994. № 2. С. 97-100; Библиография работ А. Н. Афанасьева // Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. М., 1996. С. 513-558; Топорков А. Л. Теория мифа в рус. филологической науке XIX в. М., 1997; А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу: Справ.-библиогр. мат-лы. М., 2000.
А. Л. Топорков
Ключевые слова:
Этнографы Историки российские Афанасьев Александр Николаевич (1826 - 1871), историк, фольклорист, этнограф Фольклористы Литературоведы
См.также:
АРИСТОВ Федор Федорович (1888-1932), историк, этнограф, географ, литературовед
ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист
АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна; 1888- 1972), филолог, исследователь древнерус. лит-ры и фольклора
БЕЛЯЕВ Виктор Михайлович (1888–1968), рус. музыковед, историк и фольклорист
ГИЛЬФЕРДИНГ Александр Федорович (1831 - 1872), историк, филолог-славист, этнограф
ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи
ДИНЕКОВ Петр (1910 - 1992), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966)
ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921 - 1996), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962)
МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933)
АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР