Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРИСТОВ
3, С. 237-238 опубликовано: 10 ноября 2008г.


АРИСТОВ

Федор Федорович (14.10.1888, г. Варнавин Костромской губ., совр. пос. Варнавино Нижегородской обл.- 5.11.1932, Москва), историк, этнограф, географ, литературовед. Род. в дворянской семье, отец - профессор Военно-медицинской академии. А. закончил Кадетский корпус, в 1912 г.- историко-филологический фак-т Московского ун-та и экономическое отд-ние Московского коммерческого ин-та. Постоянно живя в Москве, был одним из организаторов и председателем студенческого об-ва «Славия», генеральным секретарем одноименного всеслав. политического об-ва, принимал участие в работе многочисленных слав. культурно-просветительских орг-ций: Галицко-русского об-ва, Русско-чешского об-ва памяти Я. Гуса, Русско-хорватского об-ва им. Ю. Крижанича, львовского об-ва им. М. Качковского и др. В 1908 г. редактировал ж. «Славянский путешественник», с 1909 г. сотрудничал в газ. «Прикарпатская Русь» (Львов), с 1913 г. заведовал слав. отделом в ж. «Русский архив». В 1915 г. редактировал ж. «Славянское объединение», в к-ром печатались доклады и речи участников «Общеславянских трапез» - культурно-просветительских собраний слав. об-в в Москве. Публиковал статьи под псевдонимами Сатин, Славянолюбов, Всеславянский. В начале первой мировой войны ушел на фронт добровольцем, выполнял обязанности военного корреспондента. Закончил Александровское военное уч-ще (1915), где затем служил курсовым офицером. После Октябрьской революции 1917 г. критиковал политику большевиков в отношении Церкви, образования и армии. В 1918-1920 гг. преподавал в Тифлисском ун-те, в 1920-1922 гг. жил в Феодосии, в 1922-1932 гг.- в Москве, работал библиотекарем в школе ФЗУ при ткацкой фабрике «Трехгорка», завучем в мастерских Гжельской керамической школы, преподавал в МГУ, Московском ин-те востоковедения, Ин-те журналистики. В 20 - нач. 30-х гг. подвергался обыскам, во время к-рых был конфискован ряд сочинений А. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Ф. Ф. Аристов. Фотография. 20-е гг. XX в.
Ф. Ф. Аристов. Фотография. 20-е гг. XX в.

Ф. Ф. Аристов. Фотография. 20-е гг. XX в.

Основное направление научной деятельности А.- исследование истории Карпатской Руси. С 1907 г. на протяжении мн. лет он собирал материалы по этнографии, географии, лит-ре, религии, экономике этого края, к-рые составили основу созданного им Карпаторусского музея в Москве (насчитывал свыше 100 тыс. различных экспонатов). Музей состоял из рукописного отдела (ок. 5 тыс. рукописей карпаторус. писателей и ученых), книгохранилища, художественно-иконографического и научно-справочного отделов, кабинетов карпаторус. писателей по персоналиям. Основные материалы музея А. предполагал издать в 30 томах под общим названием «Библиотека карпато-русских писателей под редакцией Ф. Ф. Аристова». В 1915-1916 гг. в «Библиотеке карпато-русских писателей» были опубликованы сочинения О. А. Мончаловского, А. А. Полянского, Д. А. Маркова, Ф. И. Свистуна, после чего издание прекратилось; бо́льшая часть материалов музея погибла в 1917-1918 гг. Незначительная часть рукописей из музейного отдела позже была найдена А. и вместе с новыми материалами составила основу семейного архива («Карпато-русского архива»).

Изучению жизни и творчества деятелей Карпатской Руси А. посвятил 3-томное исследование «Карпато-русские писатели», из к-рого был опубликован только 1-й том (М., 1916), содержащий очерк «История Карпатской Руси» и биографии писателей Д. И. Зубрицкого, А. В. Духновича, Я. Ф. Головацкого, А. И. Добрянского-Сачурова, А. И. Павловича, А. С. Петрушевича, И. Н. Гушалевича. В 1-м томе А. особое внимание уделил гонениям на Православие в Карпатской Руси, в частности на примере судьбы выдающегося религ. деятеля архим. св. Алексия (Кабалюка). 2-й и 3-й тома исследования были набраны в гранках, но не опубликованы (хранятся в семейном архиве Аристовых). В 1918 г. за труд о карпаторус. писателях А. был награжден Шахматовской премией РАН.

А. планировал написать фундаментальный труд «Основы русской политики в национальном вопросе», с 1905 г. собирал материалы по данной проблеме. В лекции «Русское религиозное и национальное самосознание» (1918) А. рассматривал религ. начало как основополагающее для рус. концепции государственности. Сущность рус. религ. самосознания он видел в «идеале Святой Руси», служение к-рому предполагает, по мнению А., защиту всех «единоверных народов» (греков, румын, сербов, болгар, грузин и др.). А. считал, что рус. народ, сохранивший в неприкосновенности правосл. веру, обязан встать во главе движения по объединению христиан, восстановлению христ. вселенской Церкви.

Основополагающей идеей культурно-исторической концепции А. является представление о единстве слав. мира. Разъединение его, по мнению А., есть следствие слабой реализации национального самосознания у славян, прежде всего у русских. А. считал, что в выработке общеслав. мировоззрения значительную роль должны играть граничащие с Россией слав. области - Галиция, Карпаты, Буковина, где на протяжении мн. веков утверждалась идея культурной и этнической общности местного слав. населения с рус. народом, несмотря на распространение униатства и политический гнет со стороны Австрийской империи. Грядущее воссоздание слав. единства виделось А. прежде всего в развитии этнокультурных связей. Предпосылкой «всеславянского объединения», с т. зр. А., является создание гос-ва, к-рое кроме России, Украины и Белоруссии должно включать Галицкую, Угорскую и Буковинскую Русь. Сохранение богослужебного и языкового единства могло, по мнению А., облегчить переход карпаторус. населения из униатства в Православие.

А. также занимался историей и этнографией др. слав. и вост. народов, в частности чехов, словаков, китайцев, японцев, готовил к изданию исследования «Европа и Азия», «Русские исследователи Азии», «Словарь русских востоковедов».

Арх.: Семейный архив Аристовых («Карпато-русский архив»), Москва; РГАЛИ. Ф. 196.
Соч.: Исслед.: Славянская идея // Славия. 1909. № 1; Национальный вопрос: (Крит. оценка новейшей лит-ры по национальному вопросу) // Прикарпатская Русь. 1909. № 55, 57; Обсуждение малорусского вопроса в обществе «Славия» // Там же. 1910. № 231; Л. Н. Толстой и славянский вопрос // Там же. 1910. № 345, 346; Общеславянский язык. М., 1911; Галицко-русские писатели. М., 1911; А. В. Духнович // РА. 1913. Кн. 2; А. И. Добрянский-Сачуров // Там же. Кн. 3, 4; Гонения на православное движение в Угорской Руси // Итоги жизни. 1914. № 5/6; Россия и судьба Чехии // Моск. листок. 1915. № 29; Карпато-русские писатели // Славянское объединение. 1915. № 1/2; Угро-русская литература // Там же. № 5/6; Карпато-русские писатели: Исслед. по неизд. источникам. М., 1916. Bridgeport, 1977. Т. 1; А. А. Полянский // Полянский А. А. Избр. соч. М., 1916. С. 3-14; Русские национальные социалисты (идеология, программа и устав партии). М., 1917; Русский религиозный вопрос в Закавказье. Тифлис, 1918; Национальный вопрос в России. Тифлис, 1918; Русское религиозное и национальное самосознание. Тифлис, 1918; И. И. Шараневич: К 100-летию со дня рождения. Львов, 1929; В. К. Арсеньев-Уссурийский // Землеведение. 1930. Т. 32. Вып. 3-4; Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси. М., 1995. Библиогр.: Хронологический перечень напечатанных сочинений А. В. Духновича. Ужгород, 1928; Библиография трудов П. К. Козлова // Землеведение. 1930. Т. 32. Вып. 3-4 (совм. с А. А. Борзовым); Карпато-русская библиография. Львов, 1930; А. Ф. Кралицкий: Хронол. перечень напечатанных соч. А. Ф. Кралицкого 1850-1893 гг. Ужгород, 1930.
Лит.: Погодин А. Л. Выброшенные за борт // Русская Свобода. [Пг.; М.], 1917. № 22/23. С. 3-5; Федор П. Ф. Ф. Аристов: (К 25-летию его науч.-лит. деятельности). Ужгород, 1930; Аристова Т. Ф., Ваврик В. Р. Ф. Ф. Аристов: 1888-1932 гг. // КСИС. 1959. Вып. 27; Аристова Т. Ф. Биограф Ф. Ф. Аристов о современнике П. К. Козлове и В. К. Арсеньеве // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. М., 1981. С. 12-13; она же. Ф. Ф. Аристов // Народы Азии и Африки. 1985. № 1. С. 79-80; она же. Создатель Карпато-русского музея // Мир музея. 1995. № 6. С. 26-27; она же. Ф. Ф. Аристов и карпато-русская проблема // Аристов Ф. Ф. Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси. М., 1995. С. 3-11; Гайзер Ф. Актуальные проблемы славяноведения и карпатоведения в исследованиях проф. Ф. Ф. Аристова и его дочери Т. Ф. Аристовой // Чехословацкая русистика. [Прага], 1989. [Т.] 34. Вып. 4; Разгулов В. М. Выдающийся русский славист-карпатолог. Ужгород, 1995; он же. Ф. Ф. Аристов и Карпатороссия. Берегив, 2001.
Т. Л. Бабинина
Ключевые слова:
Этнографы Историки российские Литературоведы Аристов Федор Федорович (1888-1932), историк, этнограф, географ, литературовед Географы русские
См.также:
АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826 - 1871), историк, фольклорист, этнограф
ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист
ГИЛЬФЕРДИНГ Александр Федорович (1831 - 1872), историк, филолог-славист, этнограф
ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи
ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921 - 1996), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962)
МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933)
АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР
АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт
АДЕЛУНГ Федор Павлович (Фридрих Пауль) (1768-1843), историк, филолог, востоковед
АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна; 1888- 1972), филолог, исследователь древнерус. лит-ры и фольклора