Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АСТРАХАНСКАЯ И КАМЫЗЯКСКАЯ ЕПАРХИЯ
3, С. 637-643 опубликовано: 26 февраля 2009г. 


АСТРАХАНСКАЯ И КАМЫЗЯКСКАЯ ЕПАРХИЯ

Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название.

Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия. Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии. Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин). Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету "Астрахань православная", ежемесячную телепередачу "Церковь и мир", ежемесячную радиопередачу "Встреча длч вас", сайт епархии (http://astreparh.ru)

XVII - нач. XX в.

После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня. В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов). Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь, на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

Астраханский кремль
Астраханский кремль

Астраханский кремль
Значительная удаленность Астраханского края от центра, постоянная военная опасность со стороны крымских татар, степняков отрицательно сказывались на жизни региона, в т. ч. церковной. Единственным относительно стабильно развивавшимся рус. поселением была Астрахань. Большинство жителей крепостей составляли служилые люди - годовальщики, гулящие люди и казаки, местные храмы не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские мон-ри в отличие от мон-рей центральных районов России из-за постоянной военной опасности не создали стабильного хозяйства. Чрезвычайно тяжелы были для Астраханского края последствия Смутного времени: Царицынская и Саратовская крепости были полностью уничтожены, Астрахань и Терская крепость обезлюдели, Троицкий мон-рь был разграблен, сильно пострадал Спасский мон-рь. В течение 9 лет после кончины свт. Феодосия († 1606) Астраханская кафедра вдовствовала, лишь в 1615 г. в Астрахань прибыл новый архиеп. Онуфрий. В память об освобождении Астрахани от войск И. М. Заруцкого и М. Мнишек воздвигли ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.

Благодаря правительственной поддержке епархиальное хозяйство в 20-50-х гг. XVII в. было быстро восстановлено. Основным источником дохода для архиерейского дома и мон-рей являлись не земли, как в Центр. России, а рыбные и соляные промыслы, известны случаи пожалования рыбными ловлями также белого духовенства. Мон-ри осваивали территории, прилегающие к городу, возле мон-рей возникали слободки, где жили монастырские слуги. В сер. XVII в. в Астрахани существовало 5 мон-рей и ок. 20 церквей. Ситуация вне Астрахани и ее округи была совершенно иной, число поселений в Н. Поволжье увеличилось незначительно. В Терках в 1-й пол. XVII в. упоминаются соборная Воскресенская ц. и Благовещенский мон-рь, в Царицыне - ц. во имя Иоанна Предтечи и мон-рь во имя Пресв. Богородицы, в Саратове - Богородичный и Крестовоздвиженский мон-ри, в Чёрном Яру и Красном Яру имелось только по соборной церкви. Несмотря на малочисленность, уже в то время мон-ри и храмы А. е. превратились в центры духовного просвещения края. На богомолье в Астрахань и Царицын приезжали не только жители окрестных поселений, но и казаки, христиане из Закавказья. Духовенство Астраханской епархии развернуло активную миссионерскую деятельность среди степняков.

В мае 1656 г. на Астраханскую кафедру был хиротонисан архим. астраханского Троицкого мон-ря сщмч. Иосиф. В мае 1667 г. на Большом Соборе обсуждался вопрос об учреждении в России митрополичьих округов и увеличении числа епископий. Особое внимание было уделено Астраханской епархии, ее архиерею был дарован сан митрополита с предоставлением права облачаться в саккос и права совершать шествие на осляти в Неделю ваий. В 1671 г., когда Астрахань была захвачена восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина, митр. Иосиф обратился к горожанам с призывом покаяться и принести повинную царю. Захватив митрополита, повстанцы после жестоких пыток казнили его. С кон. XVII в. сщмч. Иосиф наряду с игум. Кириллом, основателем астраханского Свято-Троицкого мон-ря, почитались в крае как местночтимые святые. В 1672 г. царь Алексей Михайлович лишил астраханское духовенство ряда льгот и возложил на него часть гос. расходов: в казну должны были идти пошлины с митрополичьих рыбных ловель, с ловель Троицкого, Преображенского, Вознесенского мон-рей и причта соборной церкви; митрополит, мон-ри и соборное духовенство должны были подтвердить свои права на ловли и промыслы.

Успенский кафедральный собор Астрахани. 1698–1710 гг.
Успенский кафедральный собор Астрахани. 1698–1710 гг.

Успенский кафедральный собор Астрахани. 1698–1710 гг.

Серьезные изменения в жизни епархии произошли в царствование Петра I. В 1697 г. царь запросил сведения о том, сколько архиерейский дом и мон-ри имеют угодий, сколько в них людей и какие тратятся суммы на их содержание. В том же году по указу царя астраханский воевода И. А. Мусин-Пушкин изъял из архиерейской казны 10 тыс. р., взамен архиерейский дом стал получать на содержание по 1996 р. 16 алт. и 4 деньги в год. С 16 астраханских городских церквей впервые была собрана церковная дань, всего же по епархии данью было обложено 25 церквей. Начиная с 1697 г. Астраханским митрополитам было вменено в обязанность отсылать в Москву годовые приходные и расходные книги, с полученных духовенством доходов от продажи рыбы было велено брать пошлины. В 1700 г. астраханский Троицкий мон-рь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение подмосковного Троице-Сергиева мон-ря, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы, ранее принадлежавшие астраханской обители. В 1705 г. правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. В том же году в Астрахани вспыхнул бунт, инициатором к-рого стал архимандрит Вознесенского мон-ря Рувим. Причиной бунта помимо ухудшения экономического положения населения явилась борьба правительства со старообрядчеством, широко распространенным в крае. В 1707-1708 гг. Поволжье было вовлечено в восстание под предводительством К. Булавина. Несмотря на социальную напряженность на Н. Волге, правительство Петра продолжало сокращать расходы на содержание духовенства Астраханской епархии. Спустя 2 года после смерти митр. Сампсона († 1714) в Астрахань был назначен уже не митрополит, но епископ - Иоаким. В 1721 г. был упразднен астраханский Сретенский мон-рь, в 1723 г.- астраханский во имя Иоанна Предтечи мон-рь (восстановлен в 1727), ранее был закрыт Вознесенский мон-рь, загородные Воскресенский и Покровский мон-ри были приписаны к архиерейскому дому, из доходов к-рого должны были получать содержание. В царицынском Троицком мон-ре в 1720 г. жили архимандрит и 3 монаха, в июле 1722 г. царицынский архимандрит был переведен в Астрахань и мон-рь остался без настоятеля. Упадок церковной жизни наблюдался и в др. городах епархии.

Положение епархии заметно изменилось после персид. походов Петра I 1722-1723 гг., когда власти, по-видимому, осознали, что Астраханский край может сыграть важную роль в развитии связей России с Закавказьем. В сент. 1723 г. на Астраханскую кафедру с титулом «епископ Астраханский и Ставропольский» был назначен сподвижник архиеп. Феофана (Прокоповича) еп. Лаврентий (Горка), бывш. архимандрит московского Воскресенского мон-ря. Учрежденный в нач. XVII в. Астраханский судный духовный приказ в 1728 г. был реорганизован в Астраханскую духовную консисторию. В 20-50-х гг. XVIII в. астраханское духовенство начало систематическую миссионерскую деятельность среди калмыков. В 1724 г. в Калмыцкую степь был послан иером. Никодим (Ленкевич), благодаря его проповеди в 1725-1734 гг. было крещено до 1700 чел. В 1732 г. по предложению архим. Никодима в астраханском Иоанно-Предтеченском мон-ре было открыто уч-ще для обучения крещеных детей-калмыков.

Во 2-й четв. XVIII в. началось постепенное заселение территорий между Царицыном и Астраханью. Создание на них храмов, мон-рей, школ требовало значительных материальных и людских ресурсов. Для укрепления материального положения епархии к ней было присоединено неск. городов, находившихся к северу от нее, со значительно более развитой церковной структурой. В 1749 г. Астраханский еп. Иларион добился приписки к своей епархии Пензы и Корсуни, в следующем году - Петровска и Мокшан, в результате в Астраханскую епархию вошло более 300 церквей, 4 муж. и 3 жен. мон-ря, размеры епархии и количество церквей стали самыми большими за все время ее существования. Еп. Иларион был возведен в сан архиепископа. В столь обширных границах епархия просуществовала до 1758 г., когда часть ее городов отошла к Тамбовской епархии. В 1773 г. в Астраханскую епархию входили: города Астрахань, Царицын, Кизляр, Дмитриевск, Дубовка, Саратов, Петровск; крепости Красный Яр, Енотаевская, Чёрный Яр, Моздокская, Фелшанская; городки Гурьев, Ахтубинский, Селитринный. По всей епархии насчитывалось 259 церквей, из них в Саратове и его десятине - 134, Петровске и его десятине - 48, Дмитриевске и его десятине - 17, в Царицыне - 6, в Дубовке с казачьими станицами - 6, в Астрахани и ее округе - 47 церквей. В сев. районах епархии церковные структуры были намного более развитыми, нежели в юж.

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство, первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов). 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство, в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство.

В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва. В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости». В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка.

Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв.
Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв.

Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв.

В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан. Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва.

В 1823 г. при архиерейской кафедре было открыто попечительство о бедных духовного звания, в 1877 г. еп. Герасим (Добросердов) учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания и при нем вскоре был создан детский приют. В 1896 г. открылся епархиальный свечной завод.

В 1903 г. в епархии насчитывалось: 231 церковь, в т. ч. 6 соборных, 9 монастырских, 173 приходские, 3 при казенных и богоугодных заведениях, 2 домовые, 4 кладбищенские, 4 миссионерские, 1 походная, 29 приписных, а также 27 часовен и молитвенных домов; церковно- и священнослужителей (за исключением монашествующих) - 695 чел. В 1910 г. стараниями владыки Георгия (Орлова) в епархии появилась плавучая ц. во имя свт. Николая Мирликийского для окормления рыбаков в море (существовала до 1916).

В 1902 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский освятил в Астрахани храм во имя св. равноап. кн. Владимира, построенный в память 900-летия Крещения Руси. В 1912 г. в епархии началась подготовка к прославлению митр. Иосифа. Прот. И. Саввинский выпустил брошюру «Святитель Иосиф, митрополит Астраханский», где собрал сведения о чудесных исцелениях по молитвам к священномученику, в том же году по инициативе еп. Феофана (Быстрова) синодальная комиссия вскрыла гробницу митр. Иосифа для освидетельствования мощей. Решение о канонизации сщмч. Иосифа принял Поместный Собор РПЦ в 1918 г. Указ Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Белавина) и Свящ. Синода об общерус. почитании сщмч. Иосифа был получен в Астрахани в 1919 г.

1918 - 1990 гг.

В кон. 1917 г. была закрыта Астраханская ДС, в дек. вышел последний номер «Астраханских ЕВ». В 1918 г. прекратили существование Астраханская консистория и епархиальное жен. уч-ще, дом соборного духовенства в кремле был занят Реввоенсоветом, закрыли Успенский кафедральный собор. Архиерейский дом стал резиденцией коменданта кремля, помещения семинарии и Спасо-Преображенского мон-ря были заняты курсами красных командиров. Храмы кремля стали использоваться как хозяйственные помещения для армейских нужд.

В сент. 1918 г. в Астрахани возник Епархиальный союз церквей во главе с Царёвским еп. Леонтием (Вимпфеном), союз провозгласил своей задачей демократизацию Церкви и ограничение власти архиереев. Астраханский архиеп. Митрофан (Краснопольский) прекратил общение со своим викарием. В 1919 г. началась кампания по очистке края от контрреволюционных сил, в ходе к-рой были расстреляны причт и совет церкви с. Карантинного (11 чел.), староста астраханской Владимирской ц., 23 июня расстреляли архиеп. Митрофана и еп. Леонтия. Епископов обвинили в причастности к контрреволюционной группе «Цианистый калий», к-рая якобы имела цель отравить военное руководство города и часть личного состава воинских частей. До назначения правящего архиерея Патриарх Тихон возложил управление Астраханской епархией на викарного Енотаевского еп. Анатолия (Соколова). После перевода в марте 1920 г. на Астраханскую кафедру архиеп. Палладия (Соколова) еп. Анатолий был назначен еп. Царёвским, спустя 3 месяца архиеп. Палладий скончался и еп. Анатолий вновь встал во главе епархии. Проповеди еп. Анатолия, в к-рых архиерей объяснял происходившие в России события как борьбу Бога с антихристом, послужили поводом для обвинения еп. Анатолия в подстрекательстве к беспорядкам в отдельных городах и селениях края. Объезд архиереем епархии в 1920 г. закончился акциями гражданского неповиновения, после чего были проведены массовые аресты священнослужителей.

В кон. 1921 г. на Астраханскую кафедру был назначен архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский), до апр. 1922 г. остававшийся в Москве, где он был арестован. В нач. мая в Астрахани началось следствие по делу еп. Анатолия (Соколова), ключаря кафедрального собора о. Димитрия Стефановского и др., обвиненных в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В июле 1922 г. еп. Анатолий уклонился в обновленчество и создал раскольнический «епархиальный совет». Обновленцы при поддержке властей заняли часть храмов епархии. В июне 1923 г. общегородское собрание духовенства и мирян постановило считать еп. Анатолия отпавшим от правосл. Церкви и прервать с ним общение, в ответ епископ запретил большинство астраханского духовенства в священнослужении. Осенью 1923 г. церковноприходской совет, в к-рый входили представители всех правосл. общин Астрахани, направил прошение Патриарху Тихону с просьбой назначить др. епископа.

В кон. 1923 г. архиеп. Фаддей, вернувшись из заключения, приехал в Астрахань. К 1924 г. в его подчинении находилось всего 10 храмов, остальные были в руках обновленцев. Пустующие обновленческие храмы власти начали закрывать и сносить. Соборным храмом архиеп. Фаддея стала ц. во имя св. равноап. кн. Владимира, Покровская ц. была крестовой. Владыка оказывал на верующих в это трудное время огромное нравственное влияние, участвовал в проводившихся в Астрахани в 1924-1925 гг. публичных диспутах на тему «Есть ли Бог?». После ссылки в нояб. 1926 г. архиеп. Фаддея в г. Кузнецк Саратовской обл. Астраханской епархией временно управлял Енотаевский еп. Стефан (Гнедовский). В 1928 г. на кафедру был назначен вернувшийся из обновленчества Смоленский еп. Филипп (Ставицкий), в следующем году возведенный в сан архиепископа. 13 сент. 1929 г. архиеп. Филипп и 5 астраханских священнослужителей были арестованы по обвинению в контрреволюционном заговоре и в марте 1930 г. сосланы. В 1929-1931 гг. епархией временно управлял Вольский еп. Андрей (Комаров), объявивший войну «фаддеевщине» и «филипповщине» и прекративший возношение за богослужением имени правящего архиеп. Филиппа. Действия еп. Андрея вызывали протесты со стороны верующих, неск. раз не допускавших архиерея в храмы, архиеп. Филипп запретил еп. Андрею служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г., когда еп. Андрей находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. Алексий (Орлов). В 1933 г. Андрей (Комаров) был назначен еп. Астраханским, в 1934 г. возведен в сан архиепископа. В 1935 г. он был обвинен в злостной неуплате налогов и приговорен к штрафу, после суда архиепископ устранился от управления епархией и вскоре уволился на покой. Астраханская кафедра осталась вдовствующей.

В 30-х гг. XX в. в Астрахани были снесены: старый собор Рождества Богородицы, церкви Воздвиженская, Смоленская, Троицкая, в честь сошествия Св. Духа, во имя св. Афанасия Афонского, единоверческая Вознесенская, Никольская, ц. в Спасо-Преображенском мон-ре, колокольня в Благовещенском мон-ре. Снесено неск. глав и колокольня Казанской ц., Знаменская ц. переделана под хлебозавод, ц. во имя свт. Николая Гостинского - под архив, в ц. Павла Исповедника разместился народный суд, архиерейский дом в кремле с 30-х гг. XX в. использовался как Дом офицеров, с колокольни кремля в 1934 г. был снят крест.

В 1942-1943 гг. А. е. временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков). В 1943 г. на Астраханскую кафедру из ссылки вернулся архиеп. Филипп (Ставицкий), в соответствии с определением Свящ. Синода от 26 июня 1944 г. принявший в церковное управление также Сталинградскую обл., в к-рой насчитывалось 16 правосл. церквей и молитвенных домов; архиеп. Филипп стал именоваться Астраханским и Сталинградским. В июле 1945 г. стараниями владыки в разрушенном Сталинграде возобновились богослужения в Казанской ц., в 1945 г. в Сталинградской обл. насчитывалось 25 действующих церквей и молитвенных домов, в 1947 г.- 42. Серьезным препятствием для возрождения храмов являлся недостаток священнослужителей. Сбор средств в фонды обороны страны, в фонды помощи инвалидам войны и детям-сиротам был одним из основных направлений патриотической деятельности духовенства епархии как в военные, так и в послевоенные годы. В 1947 г. по решению Совета по делам РПЦ взимание церковных средств на патриотические цели прекратилось. Желая подтвердить свою готовность к оказанию помощи гос-ву, в 1948 г., накануне выпуска госзайма, архиеп. Филипп разослал всем настоятелям церквей телеграммы с призывом принять активное участие в подписке на заем, в результате храмы епархии сдали свои облигации в фонд гос-ва. 15 июля 1959 г. Сталинградская обл. была отделена от Астраханской епархии и присоединена к Саратовской, Астраханские архиереи стали вновь именоваться Астраханскими и Енотаевскими.

В 60-80-х гг. XX в. А. и Е. е. являлась одной из самых маленьких рус. епархий, число приходов не достигало 20 (в 1988 - 15), большинство священников были людьми немолодыми. В 70-80-х гг. в Астраханском кремле проводились восстановительные работы, в ходе к-рых были отреставрированы Троицкий собор и Кирилловская часовня, потолочная роспись старейшего в Астрахани храма во имя свт. Николая Мирликийского.

90-е гг. XX в. - нач. XXI в.

Возрождение церковной жизни в епархии началось в 90-х гг. XX в. В 1990 г. на колокольне Астраханского кремля был установлен трехметровый крест, в 1991 г. при Покровском кафедральном соборе открылась б-ка духовной лит-ры. В 1992 г. А. и Е. е. был передан Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня и часовня игум. Кирилла, градостроителя Астраханского. В мае 1992 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) был вскрыт гроб небесного покровителя Астрахани митр. Иосифа, его святые мощи были положены в раку, установленную в Успенском соборе, и перед ними начали служить молебны. В 1994 г. у бывш. Благовещенского мон-ря был воздвигнут поклонный кирилло-мефодиевский белокаменный крест в память о подвиге равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. В 1995 г. возобновлен астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь. В 1999 г. верующим возвращен храм во имя св. равноап. кн. Владимира, в к-ром располагался автовокзал. 28 июля 1999 г. во время Патриаршего крестного хода, посвященного 2000-летию Рождества Христова, на звонницу и главный купол храма были подняты кресты, 19 авг. в возобновленном храме совершена первая литургия. Активно ведется строительство церквей и молитвенных домов в селах Астраханской обл. В 1992 г. в А. и Е. е. было 32 прихода, в 1996-м - 37, в 1999 г.- 44 прихода. Молитвенные комнаты действуют в тюрьмах, больницах, детдомах, домах престарелых и реабилитационных центрах.

В 1991 г. Астраханское епархиальное управление выпустило неск. номеров газ. «Астраханский православный собеседник», с сент. 1996 г. ежемесячно выходит газ. «Свет Православия» (тираж 8 тыс. экз.), с апр. 1999 г. издается бюллетень отдела религ. обрядов и катехизации «Хоругвь» (тираж 1000 экз.), в эфир выходит 30-минутная телепрограмма «Православный календарь». С 1992 г. при Покровском кафедральном соборе еженедельно проводятся катехизические беседы. При Успенском соборе Астраханского кремля и Михаило-Архангельской церкви г. Ахтубинска действуют 2-годичные курсы по подготовке катехизаторов из мирян. Свыше 700 чел. посещают 17 воскресных школ. Книжный фонд приходских б-к насчитывает более 7 тыс. томов. В 1999 г. епархиальный совет учредил «Просветительский центр имени сщмч. Иосифа, митрополита Астраханского».

В нояб. 1999 г. в Астрахани работала межрегиональная конференция «Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе», на к-рой было создано «Астраханское православное педагогическое общество». В задачи об-ва входит оказание помощи в подготовке светских педагогов и воспитателей для преподавания основ Православия. В июне 2000 г. состоялся 1-й выпуск из прошедших в об-ве переподготовку 54 учителей, к-рые начали преподавать в школах курс «Основы православной культуры». В мае 2000 г. в Астрахани прошла конференция, посвященная 2000-летию христианства. А. и Е. е. в лице Астраханского еп. Ионы (Карпухина) за благотворительную деятельность удостоена губернаторской грамоты «Благодетель губернии». Еп. Иона является председателем созданного в 2001 г. Астраханского областного межконфессионального совета.

Мон-ри

В 2001 г. в А. и Е. е. был 1 действующий мон-рь: астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. (основан в 1689, упразднен в 1723, восстановлен в 1727, закрыт в 1919, возобновлен в 1995).

В XVI - нач. XX в. на территории епархии существовали мон-ри: астраханский в честь Св. Троицы (муж., основан в 1568, передан в ведение Троице-Сергиева мон-ря в 1700, упразднен в 1764), астраханский в честь Преображения Господня (муж., основан ок. 1578, упразднен в 1873), астраханский в честь Вознесения Господня (муж., основан в 1604, упразднен в 1705), астраханский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (жен., впервые упом. в 1614, закрыт в 1922), астраханский в честь Сретения Господня (муж., основан в 1623, упразднен в 1721), астраханский в честь Покрова Богородицы (муж., построен в 1708, упразднен в 20-х гг. XX в.), Болдинский в честь Воскресения Господня, на р. Болде (муж., основан в 1708, упразднен в 1823), Чуркинская Высокогорская во имя свт. Николая Мирликийского пуст. в устье р. Чурки (муж., построена в 1731, закрыта в 20-х гг. XX в.), Воскресенско-Мироносицкий в дер. Барановке, близ г. Чёрного Яра (жен., основан в 1896 как жен. община, в 1902 преобразован в мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.).

Архиереи: архиеп. свт. Феодосий (Харитонов; 1602 - 19.12.1606), архиеп. Онуфрий (15.02.1615 - 23.07.1628), архиеп. Макарий (13.01.1629 - 28.01.1638), архиеп. Рафаил (17.05.1638 - 20.12.1640), архиеп. Пахомий (17.07.1641 - 31.05.1655), митр. сщмч. Иосиф (4.05.1656 - 11.05.1671), митр. Парфений (25.02.1672 - 5.10.1680), митр. Никифор (26.06.1681 - 28.10.1682), митр. Савватий (4.03.1683 - 1.07.1696), митр. Сампсон (2.02.1697 - 3.04.1714), еп. Иоаким (22.01.1716 - 23.06.1723), еп. Лаврентий (Горка; 8.09.1723 - 22.05.1727), еп. Варлаам (Линицкий; 7.09.1727 - 7.06.1730), еп. Лев (Юрлов; назначен в июне 1730, в епархию не прибыл, 2.10.1730 лишен сана, расстрижен и сослан), еп. Иларион (15.08.1731 - 9.06.1755), еп. Мефодий (10.05.1758 - 29.05.1776), архиеп. Антоний (Румовский; 27.08.1776 - 10.11.1786), архиеп. Никифор (Феотоки; 28.11.1786 - 16.04.1792), архиеп. Тихон (Малинин; 18.05.1792 - 14.11.1793), еп. Феофил (Раев; 6.02.1794 - 11.03.1794), архиеп. Платон (Любарский; 11.03.1794 - 18.08.1805), архиеп. Афанасий (Иванов; назначен 18.08.1805, умер в день назначения), архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко; 20.12.1805 - 7.12.1806), архиеп. Сильвестр (Лебединский; 25.01.1807 - 10.01.1808), архиеп. Гаий (Токаов; 10.01.1808 - 20.02.1821), архиеп. Иона (Василевский; 22.04.1821 - 1.10.1821), архиеп. Авраам (Шумилин; 29.10.1821 - 7.05.1824), архиеп. Мефодий (Пишнячевский; 27.06.1824 - 30.09.1825), архиеп. Павел (Саббатовский; 26.01.1826 - 7.02.1832), еп. Виталий (Борисов-Жегачёв 12.03.1832 - 4.12.1840), еп. Стефан (Романовский; 1.03.1841 - 4.12.1841), еп. Смарагд (Крыжановский; 31.12.1841 - 12.11.1844), архиеп. Евгений (Бажанов; 12.11.1844 - 15.04.1856), архиеп. Афанасий (Дроздов; 15.04.1856 - 6.04.1870), еп. Феогност (Лебедев; 27.06.1870 - 7.12.1874), еп. Хрисанф (Ретивцев; 29.12.1874 - 8.12.1877), еп. Герасим (Добросердов; 8.12.1877 - 24.06.1880), еп. Евгений (Шерешилов; 26.07.1880 - 16.12.1889), еп. Павел (Вильчинский; 16.12.1889 - 21.11.1892), еп. Исаакий (Положенский; 21.11.1892 - 19.12.1892), еп. Павел (Вильчинский; 19.12.1892 - 13.11.1893, повторно), еп. Митрофан (Невский; 13.11.1893 - 10.08.1896), еп. Сергий (Серафимов; 10.08.1896 - 13.04.1902), архиеп. Георгий (Орлов; 27.04.1902 - 11.06.1912), еп. Феофан (Быстров; 25.06.1912 - 8.03.1913), архиеп. Никодим (Боков; 8.03.1913 - 13.03.1914), архиеп. Филарет (Никольский; 20.03.1914 - 24.05.1916), сщмч. архиеп. Митрофан (Краснопольский; 6.07.1916 - 21.06.1919), еп. Палладий (Соколов; окт. 1919 - дек. 1919), в 1919-1920 гг. епархией временно управлял еп. Енотаевский Анатолий (Соколов), архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1921 - 27.06.1927), в 1927 г. епархией временно управлял еп. Енотаевский Стефан (Гнедовский), архиеп. Иннокентий (Ястребов; 1927 - 22.05.1928), еп. Филипп (Ставицкий; 13.06.1928-1929), с 1929 г. епархией временно управлял еп. Вольский, вик. Саратовской епархии, Андрей (Комаров), в 1930-1931 гг.- еп. Енотаевский Алексий (Орлов), архиеп. Андрей (Комаров; 30.09.1933-1939), в 1939-1942 гг. кафедра не замещалась, в 1942-1943 гг. епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков), архиеп. Филипп (Ставицкий; дек. 1943 - 30.10.1947, повторно), еп. Николай (Чуфаровский; 30.10.1947 - 12.12.1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12.12.1947 - 12.12.1952, в третий раз), 12.12.1952 - 7.06.1953 епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Гурий (Егоров), еп. Леонид (Лобачёв; 7.06.1953 - 9.02.1954), еп. Сергий (Ларин; 9.02.1954 - 27.07.1959), архиеп. Гавриил (Огородников; 27.07.1959 - 15.09.1960), архиеп. Павел (Голышев; 15.09.1960 - 23.06.1964), еп. Иона (Зырянов; 5.07.1964 - 27.02.1968), архиеп. Михаил (Мудьюгин; 30.07.1968 - 27.12.1979), архиеп. Феодосий (Дикун; 27.12.1979 - 19.02.1990), еп. Филарет (Карагодин; 11.03.1990 - 13.08.1992), еп. Иона (Карпухин; 25.10.1992, с 2002 архиепископ, с 24 марта 2013 митрополит - 15 июля 2016); митр. Никон (Фомин; с 15 июля 2016 ).

Арх.: ГА Астраханской обл. Ф. 1010. Оп. 1. Д. 36; Ф. 294. Оп. 2. Д. 2. Л. 1-2; Ф. 599. Оп. 2. Т. 1. Д. 905; Ф. Р-3371. Оп. 1. Д. 5, 8; ГА Волгоградской обл. Ф. Р-141. Оп. 1. Д. 83; ОР РНБ. F. I. № 782; РГИА. Ф. 797. Оп. 1. Д. 3223; Ф. 834. Оп. 3. Д. 2447.
Ист.: АИ. Т. 4. № 196, 202; Т. 6. № 12, 65.
Лит.: Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М., 1841; Матвеев С. И. Епархия Астраханская и Терская // ЖМНП. 1842. Ч. 34. Отд. 2. С. 1-16; Строев. Списки иерархов; Каменский Н. Т. Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886; Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887; Благонравов М. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902; Юдин П. 300-летие Астраханской епархии // Aстраханские ЕB. 1902. № 23; Саввинский И. Астраханская епархия (1602-1902 гг.). Астрахань, 1905. 2 вып.; Покровский П. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и приделы. Каз., 1912. Т. 2; Золотарев П. Летописное сказание // ПСРЛ. Т. 31. С. 206-233; Кузнецов А. И. Историческая Астрахань и ее памятники. Астрахань, 1967-1970. 2 кн. Ркп.; Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России кон. XVII - нач. XVIII в. М., 1982; Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб., 1994; Дубаков А. В. Образование Астраханской епархии // Средневековое Православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 146-173; он же. Правовой статус и административная система Астраханской епархии в XVIII в. // Стрежень: Науч. ежегодник. Волгоград, 2000. Вып. 1. С. 154-164; он же. Астраханская епархия в XVI-XVII вв.: Спорные вопросы истории // Россия XV-XVIII столетий. Волгоград, 2001. С. 49-76; Религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX в.: Сб. док-тов. Волгоград, 1998; Книга памяти: Из тьмы забвения. Астрахань, 2000. Т. 1: 1918-1954 гг.; Кузнецова Н. В. Государственно-церковные отношения в первые послевоенные годы, 1945-1948 гг.: (На примере Сталинградской обл.) // Мир Православия. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 226-236.
А. В. Дубаков