Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСАИЯ I
27, С. 145-146 опубликовано: 21 мая 2016г.


Содержание

ИСАИЯ I

(Зубков Илья Гавриилов; 1741, г. Суздаль Московской губ.- 4.12.1807, Саровская пуст.), иером., строитель Саровской пуст. Род. в купеческой семье Гавриила и Агриппины Зубковых. В 1763 г., получив увольнение от суздальского купечества, поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. В 1770 г. в Москве, во время остановки на пути из лавры домой, встретился с родственником, московским купцом 1-й гильдии Г. В. Лихониным. Крупный благотворитель Саровской пуст., Лихонин посоветовал Зубкову поступить в Саровскую обитель. В авг. 1770 г. он «как временный посетитель» прибыл в Саров. В мае 1771 г. подал прошение о постриге еп. Владимирскому и Муромскому Иерониму (Фармаковскому). В ответ на запрос архиерея 12 июня 1771 г. строитель Саровской пуст. иером. Ефрем (Коротков) свидетельствовал: И. «с августа 1770 послушание имеет пономарское, и прочие разные проходит послушания в кротости и трезвости и прочим смиренномудрием, пострижение в монашество истинно непременное его желание. А чтоб до него касались какие дела и подозрения в суевериях к расколу, за ним, Зубковым, не предвидится» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 176. Л. 3; Саровская общежительная пуст. 1908. С. 98-99).

Исаия (Зубков), строитель Саровской пуст. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. XIX в. (ГИМ)
Исаия (Зубков), строитель Саровской пуст. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. XIX в. (ГИМ)

Исаия (Зубков), строитель Саровской пуст. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. XIX в. (ГИМ)
27 апр. 1772 г. в г. Владимире послушник И. Зубков был пострижен в монашество с именем Исаия. За неимением штатной вакансии И. был зачислен в гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь, но фактически оставался в Сарове. 6 авг. 1772 г. в г. Владимире еп. Иеронимом (Фармаковским) рукоположен во диакона. Указом от 19 нояб. 1772 г. И. был переведен из Гороховецкого мон-ря в Саровскую пуст. на иеродиаконскую вакансию, образовавшуюся в сент. В Саровской обители И. проходил пономарское послушание во время ранней литургии, затем служил помощником ризничего и казначея иером. Иосифа. Строитель иером. Ефрем полностью доверял И., часто посылал его с различными поручениями, в т. ч. за покупками в Москву. 13 июля 1774 г. во Владимире еп. Иеронимом И. был рукоположен во иерея. После кончины иером. Иосифа (21 мая 1785) общим собранием братии 16 июня И. был избран на должность казначея, к-рую «исправлял по самой чистой христианской совести, со всевозможным усердием и рачением».

Особые отношения связывали И. с Прохором Мошниным (прп. Серафимом Саровским). Когда в 1780 г. послушник Прохор заболел и «ни один врач не мог определить вида его болезни, но предполагали, что это сделалась водяная болезнь», И. и строитель иером. Пахомий (Леонов) попеременно ухаживали за больным. Именно И. стал восприемником при пострижении в мантию (13 авг. 1786) прп. Серафима Саровского. Вместе с иером. Пахомием (Леоновым) И. духовно окормлял старицу прп. Александру Дивеевскую (Мельгунову), основательницу Дивеевской общины. Незадолго до ее кончины († 13 июня 1787) Дивеево посетили проезжавшие мимо по служебным делам И., строитель Пахомий (Леонов) и иеродиак. Серафим. По просьбе больной Александры подвижники совершили таинство Елеосвящения. Перед кончиной старица завещала им «не покидать неопытных послушниц ее в попечении» (Серафим (Чичагов). 2004. С. 47, 58-60).

Перед смертью иером. Пахомий († 6 нояб. 1794) рекомендовал братии И. в качестве своего преемника. 12 нояб. И. был избран строителем пустыни (казначеем при этом стал иером. Маркеллин). Выбор был подтвержден распиской 25 монахов; среди подписей имеется автограф и прп. Серафима Саровского (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 176. Л. 8-8 об.) - редкий, возможно единственный, случай, когда преподобный подписал документ. 16 дек. 1794 г. указом еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) И. был утвержден в должности строителя.

При И. в Саровской пуст. были выстроены 2-этажная каменная кузница с помещениями для слесарей (1799), новый конный двор (1801), перестроены ворота под склад, надстроены больничные кельи, вост. корпус (1798-1800) и 3 вост. башни (1802-1803). В 1795 г. обитель закупила коров для нового скотного двора, устроенного на месте мельницы Масленковой (пустыньку стали называть Маслихой; ныне больничный городок в г. Сарове). В пустыньках Маслихе, Сатисской Ватажке, Дальней и др. И. завел пчельники. В 1799 г. завершилось возведение колокольни, оставшейся недостроенной после иером. Пахомия. Постройка, выдержанная в классическом стиле, образовывала архитектурную доминанту монастырского комплекса. 1 окт. 1806 г. И. освятил на колокольне ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Будучи хорошим хозяйственником, И. продолжал соблюдать саровскую традицию раздачи нуждающимся избытков монастырских доходов. 1 окт., в праздник Покрова Пресв. Богородицы, после окончания литургии нищие собирались на гостином дворе и насельники выдавали им полушубки, кафтаны, сапоги, рукавицы и др.

По свидетельству иером. Ефрема (Короткова), главной отличительной чертой И. была «простодушная кротость, но не без смиренномудрия». Слава о добродетелях И. достигала отдаленных мест, привлекая к нему большое число иноков и мирян. Старец-строитель советовал «сидети иноку хотящему спастися в келии своей», подвизаться в непрестанной молитве, «воздерживати чрево свое от брашен» и «язык от многоречия» (Авель (Ванюков). 1853. С. 101-103). В 1803 г. штат монашествующих был увеличен на 20 чел., общее число с 13 больничными монахами составило 63 чел. (кроме послушников).

При И. Саровская пустынь стала славиться как «рассадник истинного монашества», ежегодно опытные саровские насельники отзывались в другие российские монастыри. Так, в 1796 г. прп. Серафиму предложили возглавить алатырский во имя Св. Троицы мон-рь с возведением в сан архимандрита. Он отказался ехать в эту обитель, и туда был послан иером. Авраамий Алатырский. После перевода в 1796 г. казначея иером. Маркеллина настоятелем новгородского Клопского мон-ря 28 июля того же года И. писал Тамбовскому еп. Феофилу, что скорбит о «лишении первого и лучшего своего помощника, разделявшего с ним тягость первых годов настоятельства». В ответ еп. Феофил порадовался, что Саровская пуст. «прославляется примерным образом жизни», и провидчески поскорбел, «что обители небезопасно страшным упадком, если избранных разберут, которых везде, по слову евангельскому мало, и оставят только званых» (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 100-101).

За советом к И. (а не к саровскому игум. Исаии II (Путилову), с которым его иногда отождествляют) обращалась первоначальница екатеринбургского (Новотихвинского) мон-ря Т. А. Митрофанова (игум. Таисия). В нач. XIX в. И. передал Митрофановой Саровский устав и отправил Пермскому еп. Иустину (Вишневскому) ходатайство об учреждении в г. Екатеринбурге общежительной жен. обители. В 1802 г. Митрофанова передала привезенный ей Саровский устав еп. Пермскому Иустину, к-рый утвердил его. Многолетняя дружба связывала И. с архиеп. Астраханским Никифором (Феотоки). Пребывая на покое в Даниловом московском мон-ре, свт. Никифор переписывался с саровским строителем.

И. способствовал расцвету саровского пустынножительства: при нем в лесных хижинах вдали от монастыря подвизались иеросхим. Дорофей, мон. Мефодий (схим. Марк Молчальник), игум. Назарий (Кондратьев) и др. Прп. Серафим удалился в дальнюю пустынную келью по бессрочному отпускному билету, выданному 20 нояб. 1797 г. И. со словами: «...впредь ему никому не препятствовать пребывание иметь в оном месте, утверждаю… Для верности печать прилагаю». После разбойного нападения окрестных крестьян на прп. Серафима в сент. 1804 г. И., «любя преподобного и заботясь о нем», настоятельно рекомендовал ему оставаться в монастыре. Однако прп. Серафим, прожив в обители ок. 5 месяцев, стал уговаривать И. вновь отпустить его в пустынь. Строитель уступил «христианской неустрашимости духа и любви к пустынножительству». Когда нападавшие были найдены, старец убедил И. «не взыскивать с них» (Серафим (Чичагов). 2004. С. 87-89). О стремлении И. к пустынножительству свидетельствуют обстоятельства последнего года его жизни. Пребывая на покое, будучи тяжело больным, И. утешался единственным - общением с прп. Серафимом в Дальней пустыньке, куда его привозил на тележке келейник послушник Иона (впосл. саровский игум. Исаия (Путилов)).

27 нояб. 1806 г. сильная болезнь привела И. «в совершенное изнеможение». 12 дек. И. призвал братию в свою келью и объявил о намерении оставить должность, о чем вскоре подал прошение Тамбовскому еп. Феофилу. Но архиерей ответил отказом, даже намеревался в случае ухода И. на покой назначить на должность саровского строителя насельника др. мон-ря. Однако 5 янв. 1807 г. епископ разрешил братии избрать нового строителя, и 7 янв. И. вместе с иноками избрал казначея иером. Нифонта (Черницына) и представил архиерею на утверждение выборный лист. 21 янв. 1807 г. еп. Феофил утвердил кандидатуру о. Нифонта как исполняющего должность строителя, а И. предписал оставаться в звании строителя. Вторичное представление последовало в февр. того же года. Вскоре после оставления должности строителя И. разбил левосторонний паралич, отказали ноги. И. был погребен в левой части алтаря Успенского собора, рядом с могилой иером. Пахомия (Леонова). В 1951 г. храм был взорван, захоронение И. не сохранилось.

Арх.: ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 135 [Биографии и док-ты к биографиям настоятелей Саровского мон-ря]; Д. 176 [Личное дело строителя мон-ря иером. Исайи (1771-1794)]; Д. 361 [Мат-лы к биографии игум. Нифонта и к ист.-стат. описанию Саровского мон-ря (1806-1842)]; Д. 990 [Описание ист. памятников Саровского мон-ря]; Д. 1061 [Программа для составления истории мон-ря с прил. разных ист. док-тов (1875)].
Соч.: Переписка с Авелем (Ванюковым) // РГБ ОР. Ф. 214. Д. 55; [Духовные назидания] // Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996p. С. 101-103.
Лит.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996p; Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1884, 1991p; Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908; Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. Н. Новг., 2004; Муравьёв А. Н. Саровская пуст. // К батюшке Серафиму: Восп. паломников в Саров и Дивеево (1823-1927). М., 2006. С. 91-136; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006 3. С. 118; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2008 3.
Е. А. Мавлиханова, Д. Б. Кочетов

Иконография

И. представлен на гравюре сер. XIX в., к-рая была выполнена, очевидно, на основе прижизненного изображения и отпечатана в виде отдельного листа (ГИМ; из собр. П. С. Уваровой; см.: «Место сие тебе будет во спасение…»: К 300-летию Саровской Успенской пуст.: Кат. / Сост.: Я. Э. Зеленина и др. М., 2006. С. 44. Кат. 35), а также помещена в кн.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853. И. изображен вполоборота влево, по пояс, в мантии и клобуке, опирается на игуменский посох; у него тонкие черты лица, проницательный взгляд, большая окладистая борода, брови сведены к переносице. Гравюра послужила оригиналом для повторений в технике литографии, включенных в саровские издания 2-й пол. XIX в., напр. для эстампа 1870 г. московской мастерской А. В. Морозова (ЦМиАР; см.: Зеленина Я. Э. Особенности монастырского портрета (на примере изображений настоятелей и подвижников Саровской пуст.) // Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы 3 Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.- Саров - Дивеево, 28 июня - 1 июля 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 203).

Существовали и др. портреты И. Известно, что в 1831 г. прп. Антоний (Путилов) в письме из Оптиной пуст. просил брата иером. Исаию (Путилова) о заказе изображений 4 известных саровских старцев - игуменов прп. Назария (Кондратьева) и И., преподобных Серафима и Марка («...всех в малом виде на одной картине величиною не более в аршин...» - Степашкин В. А. К вопросу о прижизненном изображении иером. Серафима и местночтимых иконах Саровской пуст.: На основании новых архивных находок // Мат-лы 2-й и 3-й науч.-практ. конф. по проблемам истории, культуры и воспитания (авг. 1998, февр. 1999). Саров, 1999. Вып. 2. С. 107).

Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1001.
Э. П. И.
Ключевые слова:
Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Иеромонахи Русской Православной Церкви Строители монастырей Русской Православной Церкви Иконография (портретные изображения и фотографии) монашествующих Русской Православной Церкви Исаия I (Зубков Илья Гавриилов; 1741-1807), иеромонах, строитель Саровской пустыни Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь, в г. Сарове Нижегородской обл., возрождена 17.07.2006 Монашество Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни
См.также:
ЕФРЕМ (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694 - 1778), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.
ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.
ИОАНН (Попов Иван Федорович; 1669 - между 1737 и 1738), иеросхим., основатель Саровской пуст.
ИСАИЯ II (Путилов Иона Иванович; 1786-1858), игум., настоятель Саровской пуст.
АВРААМИЙ (Алексий; † 1640), мон., возобновитель Макариева Желтоводского мон-ря
АВРААМИЙ († не ранее 1702), мон., строитель Андреевского московского мон-ря
АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
АДРИАН ЮГСКИЙ (Семеновский Андрей; 1800–1853), иером.
АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 1748-1824), иером.
АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель
АРСЕНИЙ ГРЕК (ок. 1610 - после 1666), иером., переводчик, преподаватель риторики, медик
АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ (Корецкий; † после 1653), иером. киевского Братского монастыря, переводчик, лексикограф
АФАНАСИЙ РУСИН (2-я пол. XIV в. - после 1436), тверской иером., подвизавшийся на Афоне