Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРАКЛОНА
Т. 26, С. 304-305 опубликовано: 18 февраля 2016г.


ИРАКЛОНА

(Ираклий Младший, Константин) [греч. ῾Ηρακλωνᾶς, ῾Ηρακλεωνᾶς, ῾Ηράκλειος; лат. Heraclius] (626, Лазика - после нояб. 641, о-в Родос?), визант. имп. (апр. или май-нояб. 641). Сын имп. Ираклия (610-641) и августы Мартины. Род. во время большого похода имп. Ираклия на Восток против персов, в к-ром Мартина его сопровождала. При крещении получил имя Константин, которое позже использовалось как официальное при чеканке монет (Catalogue of the Byzantine Coins. 1968. P. 390). 1 янв. 632 г. (Niceph. Const. Brev. hist. P. 185-186; Кулаковский. История. С. 110) провозглашен кесарем, 4 июля 638 г.- августом с именем Ираклий, как соправитель своего отца и сводного брата Константина III, 1 янв. 639 г.- консулом (Niceph. Const. Brev. hist. P. 191). В нек-рых позднейших визант. источниках (в хрониках Феофана Исповедника, Георгия Кедрина, Иоанна Зонары) появляется его уменьшительное прозвище Ираклона, вероятно данное юному И., чтобы отличать его от др. представителей династии Ираклидов с именами Ираклий и Константин. В др. источниках (в хрониках Иоанна, еп. Никиуского, в «Краткой истории» патриарха Никифора I, в соч.«О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного) он назван Ираклием.

После кончины Ираклия (11 февр. 641) в соответствии с его волей управление гос-вом перешло Константину III, И. и Мартине. Однако жители К-поля выступили против Мартины, заявив, что признают царями только Константина III и И. Первые полгода после смерти Ираклия И., являясь 2-м августом, находился в тени, в то время как вся политическая власть была сосредоточена в руках Константина III. После его скоропостижной смерти в апр. или мае 641 г. (точная датировка является предметом научной полемики: Stratos. 1972. P. 184-185) единственным августом стал 15-летний И., а реальная власть сосредоточилась в руках Мартины.

Незадолго до смерти Константин III, опасаясь за судьбу своего сына Ираклия (будущий имп. Констант II), приказал своему сподвижнику комиту царских щедрот Филагрию заручиться поддержкой малоазийских соединений армии, раздав от его имени подарки в войсках. Исполнение поручения было возложено на приближенного Филагрия, армянина Валентина Аршакуни. После смерти Константина Филагрий по распоряжению Мартины был пострижен в монахи и сослан в крепость Септем (ныне Сеута, сев. побережье Африки). Узнав об этом, Валентин поднял мятеж и под предлогом обеспечения безопасности сыновей Константина III двинулся с войсками к Халкидону. Чтобы повлиять на настроение жителей столицы, И. вышел к народу вместе с сыновьями Константина и принес клятву в том, что не причинит им вреда, а затем переправился в Халкидон, желая выступить перед войсками. Однако эти меры не дали результата: народ стал требовать венчания на царство сына Константина III Ираклия (Константа II). Несмотря на противодействие Мартины и поддерживавшего ее патриарха Пирра К-польского, И. принял это требование, и венчание Константа состоялось в кон. сент. 641 г. в соборе Св. Софии.

Эти события сопровождались выступлениями против патриарха Пирра, которого обвиняли в отравлении Константина III (Theoph. Chron. P. 341). Под давлением патриарх был вынужден покинуть столицу. В окт. 641 г. на К-польскую кафедру взошел Павел II. После этого возобновились переговоры с Валентином: ему были предложены пост комита экскувитов, обещаны щедрые подарки его войскам и снятие ответственности за мятеж, в ответ требовалось признать августом Давида, младшего брата И. Давид стал 3-м соправителем и принял имя Тиверий, однако дальнейшие переговоры затянулись и не привели к результату.

В нач. нояб. 641 г. (по гипотезе У. Тредголда, 5 нояб.- Treadgold. 1991. S. 433) в столице произошел мятеж, в результате к-рого И. и Мартина были свергнуты, а Констант II признан единственным императором. Визант. историки и хронисты умалчивают об обстоятельствах этого мятежа. Нек-рые подробности сообщает Иоанн Никиуский: возмущение произошло из-за письма от имени Мартины и Пирра, согласно к-рому некий логофет Давид должен был взять на себя командование в борьбе с Валентином, жениться на Мартине и отстранить от власти детей Константина III. Узнав о заговоре, горожане обвинили Мартину в связях с болг. ханом Кубратом (Кувратом) и восстали. Легендарный характер сообщения не вызывает сомнений (Stratos. 1972. P. 219-220). И., Мартина и ее остальные дети были схвачены, сосланы на о-в Родос и подвергнуты истязаниям: Мартине отрезали язык, а И. отсекли нос в знак его рождения от кровосмесительного брака. Дата смерти И. неизвестна. Арм. историки Сeбеос и Вардан Великий сообщают, что он был убит по приказу Валентина Аршакуни.

Наиболее значительным внешнеполитическим событием независимого правления И. стала полная утрата Византией Египта. Договор о перемирии, заключенный с арабами возвращенным из ссылки патриархом Александрийским Киром в нояб. 641 г., составлен от имени И., однако тот не имел к нему прямого отношения и не знал о его содержании (RegImp, N 220).

О религиозной политике И. известно весьма мало. В февр. 641 г. папа Иоанн IV обратился в К-поль с антимонофелитским посланием, известным как «Апология папы Гонория I» (CPG, N 9383). В лат. версии Анастасия Библиотекаря это послание адресовано только Константину III, однако в араб. версии, дошедшей в «Истории» патриарха Александрийского Евтихия, также и И. Прп. Максим Исповедник в послании к кувикуларию Иоанну упоминает о некоем указе И. от мая 641 г. на имя эпарха Карфагена (RegImp, N 219), к-рое из-за своего еретического содержания вызвало сильные волнения в одном из карфагенских жен. мон-рей (PG. 91. Col. 460). Т. о., самостоятельное правление И. знаменуется возвращением К-поля к монофелитской политике, что, вероятно, связано с усилением позиций патриарха Пирра.

Ист.: Theoph. Chron. P. 341-342; Chronique de Jean, évêque de Nikiou / Éd., trad. H. Zotenberg. P., 1883. P. 572-580; Себеос, еп. История / Пер.: Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. С. 95; Const. Porphyr. De cerem. II 27-28; Niceph. Const. Brev. hist. P. 68, 74-84.
Лит.: RegImp, N 219-220; Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection. Wash., 1968. Vol. 2: Phocas to Theodosius III, 602-717 / Ed. Ph. Grierson. P. 389-401; Stratos A. N. Byzantium in the 7th Cent. Amst., 1972. Vol. 2. P. 186-205; Kaegi W. E. Byzantine Military Unrest, 471-843: An Interpretation. Amst., 1981. P. 154-157; Haldon J. F. Byzantium in the 7th Cent.: The Transformation of a Culture. Camb.; N. Y., 1990. P. 51-52; Kaegi W. E., Kazhdan A. Heraklonas // ODB. Vol. 2. P. 918; Sahas D. J. The 7th Cent. in Byzantine-Muslim Relations: Characteristics and Forces // Islam and Christian-Muslim Relations. Birmingham, 1991. Vol. 2. N 1. P. 3-22; Treadgold W. A Note on Byzantium's Year of the Four Emperors (641) // BZ. 1991. Bd. 84. S. 431-433; Heraclonas (Heraclius) // PLRE. 1992. Vol. 3. P. 587-588; Кулаковский. История. Т. 3. С. 110, 161-173; Успенский. История. Т. 1. С. 445.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Императоры византийские Ираклона (Ираклий Младший, Константин; 626 - после 641), византийский император (апр. или май-нояб.641)
См.также:
АЛЕКСАНДР (ок. 870-913), имп. Византии (с 11 мая 912)
АЛЕКСЕЙ I КОМНИН (ок. 1057-1118), визант. император с 1081
АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН (ок.1153-1211 или 1212), визант. имп. в 1195 – 1203
АЛЕКСЕЙ II КОМНИН (1169 – 1183), визант. имп. с 1180