Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМ
62, С. 535 опубликовано: 5 декабря 2025г. 


СЕРАФИМ

Прп. Серафим (Амелин). Фотография. Кон. 40-х гг. ХХ в.
Прп. Серафим (Амелин). Фотография. Кон. 40-х гг. ХХ в.

Прп. Серафим (Амелин). Фотография. Кон. 40-х гг. ХХ в.
(Амелин Семен Дмитриевич; 21.07.1874, дер. Соломина Фатежского у. Курской губ.- 18.10. 1958, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст.), прп. (пам. 9 сент. в Соборе Глинских святых), схиархим., настоятель Глинской пуст., старец. Из крестьянской семьи. В 1893 г. поступил в Глинскую пуст., где уже подвизался его дядя Нил. В обители вначале трудился на общих послушаниях, ежедневно ходил на откровение помыслов к старцам, обучался у них посту и молитве, читал творения св. отцов. Уже в юные годы его отличали особый тихий нрав и кроткая сдержанность в обращении. В 1899 г. пострижен в рясофор, в том же году начал трудиться в иконописной мастерской и вскоре был назначен ее начальником. 28 нояб. 1904 г. пострижен в мантию с именем Серафим. В 1913 г. рукоположен во диакона, в 1917 г.- во иерея, был назначен ризничим. Принял схиму, но до самой кончины носил ее тайно. С нояб. 1919 г. нес послушание казначея, стал ближайшим помощником настоятеля обители архим. Нектария (Нуждина). В 1920 г. награжден наперсным крестом. После закрытия Глинской пуст. в 1922 г. и изгнания из нее монахов проживал в с. Ковёнки Путивльского у. Курской губ. (с 1925 Путивльского р-на Украинской ССР, ныне в черте пос. Шалыгино Шосткинского (ранее Глуховского) р-на Сумской обл., Украина). Занимался столярными и слесарными работами, жил в миру по строгим монашеским правилам. По данным из личного архива схиархим. Иоанна (Маслова), в нач. 30-х гг. ХХ в., когда С. грозили арест или высылка, местные жители тайно вывезли его в лес и на время укрыли от властей.

Во время Великой Отечественной войны, в сент. 1941 г., территория Сумской обл. была оккупирована нем. войсками. В Ковёнках местными жителями была открыта ранее закрытая Илиинская ц., где С. стал служить настоятелем. В авг.-сент. 1942 г. архим. Нектарий (Нуждин) и 11 насельников Глинской пуст., среди которых был и С., вернулись в свою разоренную обитель, где к тому времени сохранились лишь здания больничного корпуса с Крестовоздвиженской ц. и архиерейского гостевого дома, в к-ром стали жить монахи. В кон. 1942 или в нач. 1943 г. архим. Нектарий, чувствуя близкую кончину, принял решение передать управление обителью одному из старших отцов, которым по жребию стал С. 23 мая 1943 г. Белгородский и Грайворонский еп. Панкратий (Гладков) утвердил его в должности настоятеля Глинской пуст. и возвел в сан игумена. В том же году еп. Панкратий наградил С. посохом и крестом с украшениями. Единомысленно с духовно единым старческим братством С. возродил в Глинской пуст. прежний киновийный устав и строгую монашескую жизнь. Близким соратником С. в возрождении старчества был духовник обители схиигум. Антоний (Ветер; † 1946). В 1943 г. в пустыни проживало уже 25 насельников, в 1944 - 37. Во время войны община жила в крайней бедности, часто единственным питанием монахов и послушников была вареная свекла. Насельники собирали хворост в лесу и занимались огородничеством на выделенном им небольшом участке болотистой земли. В сент. 1943 г. Сумская обл. была освобождена от нем. оккупации; Глинская пуст. получила офиц. регистрацию, ей была выделена земля для посева, появились свой скот и пасека, однако власти обложили обитель высокими налогами. В первые, особенно трудные, послевоенные годы община голодала, но делилась всем возможным с богомольцами, особенно заботилась о сиротах и вдовах.

В 1948 г. С. был возведен в сан архимандрита. Главное внимание как настоятель он уделял восстановлению подвижнического уклада жизни братии. Духовной основой возрожденной Глинской пуст., как и ранее, стало старчество, по-новому развивавшееся в обители во время настоятельства С. и принесшее обильные духовные плоды. В Глинской пуст. в это время подвизались архимандриты Тихон (Беляев), Артемий (Миньковский), Антоний (Прохода), иеросхимонахи Иов (Полхов), Петр (Дробязка), Мелетий (Шечко), Алексий (Заярный), Паисий (Гришкин), схимонахи Симон (Хондошко) и Варсонофий (Середа). В кон. 40-х гг. XX в. в обитель вернулись знаменитые глинские старцы - преподобные схиархимандриты Андроник (Лукаш), назначенный благочинным и ризничим, и Серафим (Романцов), ставший духовником общины. Выросло и число братии, хотя до нач. 50-х гг. почти половину насельников составляли иноки, бывшие в Глинской пуст. до ее закрытия в 1922 г. К 1952 г. в Глинской пуст. было уже 60 насельников, в т. ч. младший брат настоятеля Тихон Амелин (поступил послушником в 1950).

После 1953 г., когда временно смягчился гос. надзор над Церковью, благодаря трудам С. наступил недолгий при советской власти период процветания Глинской пуст., ставшей почитаемым центром духовного просвещения, старческого окормления и нравственного возрождения. Строго подвижническая жизнь глинских старцев, высокий духовный авторитет ее настоятеля привлекали в монастырь ревнителей иноческого жития. С каждым годом возрастало число паломников, приезжавших в Глинскую пуст. за духовной помощью. На поступавшие от верующих щедрые пожертвования активно проводилось благоустройство обители. Гос. органы дали разрешение на строительство новых зданий (хотя и не в просимых С. объемах). К 1955 г. было закончено возведение дома с кельями для монахов, в том же здании размещалась аптека. В 1955-1958 гг. под рук. С. в обители были построены: трапезная с кухней, пекарней и подвалом для хранения продуктов и овощей, кузница, новая каменная прачечная, большой кирпичный сарай со столярной мастерской, сапожная мастерская, гараж, склад для хранения продуктов и одежды с бетонным овощехранилищем под ним. Особое внимание С. уделял украшению храма Глинской обители. В нем был устроен новый иконостас, поставлены еще 2 заклиросных иконостаса. Была пополнена монастырская ризница.

Деятельность С. как настоятеля была проникнута мудрым душепопечительством. Он налагал послушания, точно определяя способности человека, и выбирал то послушание, которое будет полезнее для спасения его души. Не любил повелевать и показывать свою власть, но всегда и во всем был начальником и руководителем. Учил братию быть внимательными, жить в благочестии, не творить свою волю, а иметь полное послушание у старцев. Наставлял всегда коротко, четко, назидательными и особо меткими словами, имел дар духовного прозрения. Покорял всех, даже недовольных им, своим смирением. Замечания делал с кротостью, но в случае необходимости проявлял строгость. Отличительной чертой С. было миротворчество, его молитвы укрепляли братию в духовной жизни. Во время его настоятельства жизнь обители была наполнена милосердием, духовным миром и тишиной. Это отмечали не только братия, но и многочисленные паломники, посещавшие Глинскую пуст. По болезни в последние годы жизни он редко возглавлял богослужения, но если служил, то всегда со слезами, особенно во время Божественной литургии, когда углублялся в размышления о любви Божией к роду человеческому. Богослужение, совершаемое им, имело особую благодатную силу.

В февр. 1957 г. С. обратился к священноначалию с просьбой освободить его от обязанностей настоятеля по причине болезненного состояния и старости. 14 марта того же года новым настоятелем Глинской пуст. стал архим. Таврион (Батозский), однако он вызвал недовольство братии нарушениями принятых в обители правил. 13 янв. 1958 г. по желанию братии настоятелем Глинской пуст. вновь был назначен С., но его настоятельство было кратковременным. После непродолжительной болезни С. скончался, 20 окт. состоялось его погребение. Отпевание возглавил в сослужении 20 иереев и 4 диаконов Степанаванский еп. Грузинской Православной Церкви прп. Зиновий (Мажуга; впосл. митрополит), бывш. насельник Глинской пуст., близкий сподвижник глинских старцев. С. был похоронен у Крестовоздвиженского храма обители. В 1961 г., после закрытия советскими властями Глинской пуст., при перенесении останков старцев на общее братское кладбище были обретены нетленные мощи С. Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 8 мая 2008 г. С. причислен к лику местночтимых святых. Определением Архиерейского Собора РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 2017 г. установлено общецерковное почитание С.

Лит.: Павлин, иеродиак. Некрологи [Серафим (Амелин), схиархимандрит, Сумская епархия] // ЖМП. 1958. № 12. С. 10-11; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просвет. деятельность в XVI-XX вв. М., 1994. С. 252-360; он же. Глинский патерик. М., 1997. С. 574-591; Великие рус. старцы: Жизнеописания, чудеса, духовные наставления. М., 2011. С. 658-662.
Д. Н. Н.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Собор Глинских святых Серафим (Амелин Семен Дмитриевич;1874 - 1958), преподобный (пам. 9 сент. в Соборе Глинских святых)
См.также:
МАКАРИЙ (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?) - 1864), иеросхим., прп. Глинский (пам. 21 февр. и в Соборе Глинских святых)
МАРТИРИЙ (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?) - 1865), мон., прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых)
СЕРАФИМ (Романцов Иван Романович; 1885 - 1976), схиархим., старец, прп. (пам. 9 сент. в Соборе Глинских святых)
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)