[Греч. ῾Ροῦφος; лат. Rufus] (I в.), ап. от 70 (пам. 8 апр. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70), еп. Фивский. Ап. Павел приветствует Р. вместе с его матерью, называя его «избранным (ἐκλεκτός) в Господе» (Рим 16. 13; ср.: Деян 9. 15). С одной стороны, этот эпитет мог использоваться для обозначения всех христиан (ср.: Рим 8. 33), с другой - он явно выделяет Р. среди упомянутых в этой главе верующих, а значит, это приветствие может рассматриваться как указание на его особое служение или положение в общине Рима (ср.: Пс 17. 27; Прем 3. 14; 2 Ин 1. 1; Ign. Ep. ad Philad. 11. 1).
Существует гипотеза, согласно которой такое наименование может означать особый род избранных христиан: они знали Христа в Его земной жизни (Jewett, Kotansky. 2007. P. 968). По мнению древних экзегетов, такое определение означало принадлежность Р. к священнослужению (Ambrosiaster. In Rom. 16. 13). Лат. имя Rufus было популярным в рим. эпиграфике того времени, его носителями преимущественно были свободнорожденные (см., напр.: CIL. Vol. 6. N 13208 - Lampe. 2003. P. 181). Ап. Павел в переносном смысле называет мать Р. «моей» (Рим 16. 13), что можно понимать как указание на то, что она проявила гостеприимство и заботу по отношению к апостолу как к члену их семьи, к-рая, вероятно, имела знатное происхождение (Lampe. 2003. P. 183).
В Мк 15. 21 упоминается Р.- брат Александра и сын Симона Киринеянина, что свидетельствует о его значимой роли в раннехрист. общине. Возможно, что в этом тексте НЗ речь идет об одном и том же апостоле, если учитывать представление о том, что ап. Марк написал Евангелие для христиан Рима, а значит, он упоминает Р. как того, кто был уже им известен (Dunn. 1988. P. 897; Lattanzi. 1961). Сохранилось предание о том, что он происходил из иудеев и за свое прежнее исповедание веры в страданиях заслужил уважение среди рим. христиан (Pelag. In Rom. 16. 13). Однако против традиции отождествления этих 2 персонажей говорит отсутствие упоминания ап. Павлом как его известного отца, так и брата в Рим 16. 13 (хотя, возможно, что к этому времени их уже могло не быть в живых). Кроме того, известно, что Р. из Мк 15. 21 происходил из семьи иудеев (Lampe. 1992. P. 839). Никаких древних свидетельств отождествления этих персонажей нет. Так, напр., в апокрифе «Деяния Петра и Андрея» (V в. по Р. Х.- CANT, N 237) упоминаются «Руф и Александр», однако никаких указаний на то, что речь идет о Р. из Рим 16. 13, в этом источнике не содержится (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 527-529). В анонимном греко-сир. списке XII в. Р. как апостол от 70 и Руф как сын Симона упомянуты отдельно (Ibid. P. 470, 472).
Р. представлен в большинстве визант. каталогов апостолов от 70. В наиболее древнем списке (V-VI вв.), приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что Р., упоминаемый ап. Павлом, был епископом в Фивах (Vitae prophetarum. 1907. Р. 121). В поздних вост. списках приводятся редкие и противоречивые сведения: согласно сир. списку апостолов из рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17193 (874 г.), Р. проповедовал жителям Дайлама (ныне Гилян, Иран) и претерпел там мученичество (Esbroeck M., van. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 145). В сир. списке, приписываемом еп. Евсевию Кесарийскому, из рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 2695 (XI в.) говорится, что он пострадал за проповедь жителям Зевгмы (ныне в 10 км от Газиантепа, Турция - Ibid. P. 157).
В Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.) под 8 апр. отмечается память Р., упомянутого в Послании к Римлянам ап. Павла, как епископа г. Фив в Элладе вместе с др. апостолами от 70 - Агавом и Иродионом (SynCP. Col. 591), под 26 июня поминаются его страдания (Ibid. Col. 774), под 30 июня память Р. как епископа Афин включена в Собор св. апостолов (Ibid. Col. 786).
В греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), память Р. совершается 8 апр. вместе с теми же апостолами, а также приводятся краткие сведения из визант. синаксарей и двустишия, посвященные их памяти (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 202-203). У Софрония (Евстратиадиса), митр. Пентапольского, отражающего в своем календаре практику совр. греч. Церквей, Р. как апостол от 70 и епископ Фив почитается под 8 апр., 17 и 26 июня (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 410). В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского память Р. также отмечена под 8 апр. (Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2007. Τ. 8. Σ. 87), а в русском варианте этого издания сказано о возможности его отождествления с Р. из Мк 15. 21 (Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 492). Он упоминается в день памяти апостолов от 70 под 2 анекан (9 апр.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) как епископ и сын Симона Киринеянина (PO. T. 21. Fasc. 3. P. 275).
При переводе визант. Синаксарей память Р. попадает в стишные славяно-рус. Прологи (XIV-XV вв.) под 8 апр. с теми же апостолами, как в визант. традиции (а также со сщмч. Флегонтом, апостолом от 70), вместе со сказанием и c двустишиями (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 24) и под 26 июня - отдельно (Там же. Т. 10. С. 60). В ВМЧ митр. Макария память Р. с апостолами Агавом и Иродионом присутствует под 8 апр. с кратким сказанием и под 5 нояб.- с двустишием (ВМЧ. Апр., дни 1-8. Стб. 312-313, 178). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память Р. вместе с апостолами от 70 Агавом и Иродионом, Асинкритом, Флегонтом и Ермой отмечена под 8 апр. со сказанием из греч. Синаксарей (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 224); под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70 эти сведения повторены (Там же. Кн. 2. Л. 265). Так же и в издании «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 163; Апр. С. 144-145). Под 8 апр. память Р. с теми же апостолами закрепилась в совр. календаре РПЦ (ПЦК. 2020. С. 96). В службе этим апостолам 8 апр. в 3-й песни канона на утрене о Р. говорится, что он «словом благодати низверг языческие жертвенники» (Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 161), при этом в подробном житийном сказании к службе он отождествляется с сыном Симона Киринеянина (Там же. С. 165).
В сер. IX в. память Р. встречается под 17 дек. в Мартирологе Флора Лионского (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 447) - вероятно, как попытка соотнести его с Руфом, о к-ром говорится в послании св. Поликарпа, еп. Смирнского (Polycarp. Ad Phil. 9 - MartRom. Comment. P. 592). В IX в. Адон, архиеп. Вьеннский († 874/5), в Мартирологе под произвольной датой 21 нояб. поместил память «блаженного Руфа» как того, о ком упоминает ап. Павел в Рим 16. 13 (MartAdon. 1984. P. 388). Парижский мон. Узуард († 877) в составленном им Мартирологе повторил слова архиеп. Адона (MartUsuard. 1965. P. 345). В Римский Мартиролог память Р. на основании сведений архиеп. Адона входит под 21 нояб.- под этой же датой она присутствует и в совр. календаре Римско-католической Церкви, где он почитается как святой и «избранный в Господе» (MartRom (Vat.). P. 600).
В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) Р. упомянут в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 8 апр.: «Святые апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерма, скончались в разных муках» (Ерминия ДФ. С. 210). В части Ерминии, содержащей список 70 апостолов с описанием внешнего вида каждого, о Р. сказано: «С проседью в широкой бороде» (Там же. С. 156). В рус. иконописных подлинниках описание Р. включено под 8 апр. в Софийский список подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.); его рекомендовано писать вместе в апостолами Иродионом и Агавом обликом «аки Георгий (вмч. Георгий Победоносец.- Ред.)», т. е. юным, безбородым, с вьющимися короткими волосами и облаченным в хитон, гиматий, с омофором - характерным для иконографии апостолов атрибутом епископского служения («риза багоръ с белилы, исподь киноварь; а на нем амфор»), с крестом в левой руке, символизирующим здесь мученическую кончину святого (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 89-90). В подлинниках сводной редакции (XVIII в.) возрастная характеристика Р. и образ для его уподобления разнятся. В подлиннике, изданном С. Т. Большаковым, переписчик пользовался Софийским списком, но в его интерпретации Р. (под 8 апр.) уподоблен ап. Иродиону: «Рус, брада Фролова (мч. Флора Иллирийского.- Ред.)», т. е. он не юн, как вмч. Георгий, а достиг возраста зрелого мужа (Большаков. Подлинник иконописный. С. 47). В подлиннике по списку Г. Д. Филимонова Р. предстает седовласым: «Подобием сед, образом и власы, аки Матфей Евангелист, брада поскуднее, риза апостольская вохряная, исподняя лазоревая, в омофоре, и Евангелие» (под 4 янв. и под 8 апр.- сходные описания) (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 238, 314-315). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) поместил следующее описание (под 8 апр.): «По имени - типа римского; с короткою, с проседью бородой и кудрявыми волосами; в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 136).
В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) показан единоличный ростовой образ апостола, близкий к изображению ап. Иродиона (различается положение правой руки, у Р.- на уровне груди) (Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 8 апр.).
В настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), образ святого, представленного под 28 июня вместе с ап. Матфеем и его учеником Ферапонтом, идентифицируется как Р. (Миjовић. Менолог. С. 281). Единоличный образ Р. под 26 июня включен в состав миней в греко-груз. рукописи (т. н. Афонская книга образцов - РНБ. O.I.58. Л. 118 об., кон. XV в.) - седовласый апостол с округлой средней длины бородой изображен в рост, благословляющим правой рукой, с крестом (?) в опущенной левой руке, на нем зеленый гиматий и голубой хитон.
В рус. минейных памятниках на апр., как правило, под 8-м числом помещается образ ап. Иродиона, реже - 3 апостолов этого дня памяти (напр., на иконе кон. XIX в. из частного собрания; Бенчев И. Иконы св. покровителей: Альб. М., 2007. С. 127). В станковых циклах XVIII в.- святцах работы Г. П. Тепчегорского (1704 (?), 1714), созданных под влиянием западноевроп. искусства барокко (сложная постановка фигур, акцент на драпировке одежд), и работы И. К. Любецкого (1730), гравированных грубым офортом, апостолы Иродион, Агав и Р. изображены вместе, но возрастная трактовка образа Р. различается: в 1-м случае он - юный, безбородый, во 2-м - средовек (Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 43. Кат. 33.8; С. 51-52. Кат. 35.7).
Р. представлен на получивших распространение в XVII в. иконах Собора 70 апостолов (напр., на иконах «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ)).