Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САТКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
61, С. 678-682 опубликовано: 3 сентября 2025г. 


САТКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Храм во имя свт. Николая Чудотворца в Сатке. 1913 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Храм во имя свт. Николая Чудотворца в Сатке. 1913 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Храм во имя свт. Николая Чудотворца в Сатке. 1913 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
(Саткинская единоверческая кафедра) Уфимской епархии (см. ст. Уфимская и Стерлитамакская епархия), существовало в 1918-1936 гг. Названо по Саткинскому заводу (с 1928 пос. Сатка, с 1937 город (неофициально именовался г. Сатка с нач. 20-х гг. XX в.)) Златоустовского у. Уфимской губ. (с 17 авг. 1922 Челябинской губ.; с 3 нояб. 1923 Златоустовского окр. Уральской обл.; с 4 нояб. 1926 районный центр; с янв. 1934 входит в состав Челябинской обл.). Учреждено 7 марта 1918 г. определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в числе 4 единоверческих (см. ст. Единоверие) кафедр для единоверческих приходов, выразивших желание иметь собственных единоверческих епископов с согласия местных правящих архиереев. Определение Собора не называло единоверческие кафедры викарными, хотя фактически усваивало единоверческим архиереям круг обязанностей викария: самостоятельное управление вверенными им приходами при канонической зависимости от местных архиереев. Местом пребывания Саткинского епископа был избран единоверческий Воскресения Господня мужской монастырь Златоустовского у. (ныне в пос. Иструть Саткинского р-на Челябинской обл.).

Саткинская единоверческая кафедра

Вблизи от Воскресенского мон-ря располагались крупные селения со значительным числом единоверцев. С XVII - нач. XVIII в. берега р. Сатки и горы зап. склона Юж. Урала служили убежищем старообрядцам, имевшим здесь свои скиты и потаенные моленные. Значительная часть рабочих открытого в 1756 г. бароном А. С. Строгановым Троице-Саткинского чугуноплавильного завода и др. заводов Урала были старообрядцами различных согласий и толков (белокриницкого, поморского, полушкинского, перфильевцев, тихвинцев, перекрещенцев, филипповцев, федосеевцев и др.). Учрежденный в 1849 г. в Златоустовском у. Воскресенский мон-рь сыграл посильную роль в борьбе с расколом среди беглопоповцев Саткинского, Белорецкого, Златоустовского и др. горных заводов Урала, в подготовке единоверческих кадров и к нач. ХХ в. превратился в духовный центр уральского единоверия. В это время в Сатке проживали до 10 тыс. чел. Насельники Воскресенского мон-ря, единоверцы Сатки и др. единоверческих приходов Уфимской и Мензелинской епархии участвовали во всероссийском ходатайстве о даровании единоверцам собственного архиерея, к-рое поступило в Синод в дек. 1905 г. с приложением 120 приговоров крупных приходов 31 епархии.

В марте 1918 г. с согласия Уфимского и Мензелинского еп. Андрея (Ухтомского) на Саткинскую кафедру выдвинул свою кандидатуру видный деятель единоверия вдовый прот. Никольской ц. Петрограда Симеон Шлеёв (впосл. епископ Охтенский сщмч. Симон (Шлеёв)), к-рый был хорошо известен в Уфимской епархии как прекрасный проповедник, в 1900-х гг. по приглашению Уфимских архипастырей совершивший 5 миссионерских поездок по селениям Златоустовского и Стерлитамакского уездов, в к-рых он провел ок. 30 публичных собеседований со старообрядцами. В марте-апр. 1918 г. единоверцы Уфимской епархии выдвинули его кандидатом на Саткинскую кафедру и одновременно кандидатом на единоверческую Мстёрскую кафедру. 31 мая того же года прот. Симеон был избран епископом Охтенским (см. ст. Охтенское (Охтинское) викариатство), принял постриг и 16 июня был рукоположен на Охтенскую кафедру в Александро-Невской лавре в Петрограде патриархом Московским и всея России свт. Тихоном (Беллавиным). Об этих событиях в Уфе не было известно, поскольку в связи с мятежом Чехословацкого корпуса к лету 1918 г. была нарушена связь с Москвой.

21 июля того же года еп. Андрей (Ухтомский) провел в Никольской единоверческой ц. Сатки собрание по вопросу выборов епископа на Саткинскую кафедру, полагая, что прот. С. Шлеёв отказался от назначения на нее (Левицкий. 1918. С. 12-13). Участники собрания выдвинули кандидатами на кафедру самого еп. Андрея и его брата Алексея Алексеевича Ухтомского, к-рый много лет являлся старостой Никольской единоверческой ц. Петрограда. Однако еп. Андрей предложил избрать постоянную комиссию по приисканию епископа, «чтобы не устраивать постоянных съездов по этому поводу». В итоге окончательное решение вопроса собрание оставило на усмотрение еп. Андрея.

13 февр. 1919 г. церковноприходской совет Никольской единоверческой ц. Сатки обратился к еп. Андрею с просьбой вступить в управление С. в., разрешить созвать Саткинский епархиальный съезд для выработки устава православно-старообрядческого (единоверческого) Совета при епископе Саткинском и избрания членов Совета. В связи со сложной обстановкой в условиях гражданской войны 15 февр. 1919 г. еп. Андрей согласился временно принять на себя управление С. в. и назначил на 19 марта епархиальный съезд в Сатке, к-рый прошел под председательством викария Уфимской епархии Златоустовского еп. Николая (Ипатова), замещавшего еп. Андрея. Был принят устав, согласно которому Совет при епископе Саткинском должен включать 3 пресвитеров и 3 мирян и еще необходимо избрать кандидатами 2 пресвитеров и 2 мирян; председателем Совета станет епископ Саткинский. В резолюции съезда было особо отмечено, что в случае невозможности присутствия на Совете еп. Андрея председательствовать должен один из членов Совета в сане священника по назначению епископа (Наше Возрождение. Златоуст. 1919. № 2, 6 апр.).

Отъезд еп. Андрея в Сибирь вместе с отступающей Белой армией и его арест 8 февр. 1920 г. в г. Новониколаевске (ныне Новосибирск) вынудили единоверцев самостоятельно продолжать поиск кандидата во епископа. В дек. 1919 г. они подали прошение патриарху Тихону о назначении на Саткинскую кафедру настоятеля Воскресенского единоверческого мон-ря игум. Антония (Миловидова; впосл. епископ). Вопрос был рассмотрен патриархом и Синодом 29 дек. 1919 г. (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 1. Л. 136), однако решение принято не было за отсутствием мнения правящего архиерея. 18 мая 1921 г. игум. Антоний был возведен патриархом Тихоном в сан архимандрита, но вопрос о его хиротонии вновь был отложен в связи с новым арестом еп. Андрея (8 марта 1921 в Омске).

Прибывшему в кон. февр.- нач. марта 1922 г. на Уфимскую кафедру еп. Борису (Шипулину; впосл. архиепископ) пришлось решать проблемы, связанные с кампанией по изъятию церковных ценностей, а затем и с начавшимся обновленческим расколом (см. ст. Обновленчество), и вопрос о С. в. им не рассматривался. В окт. 1922 г. еп. Борис был арестован, власть в епархии при поддержке большевиков захватило самочинное обновленческое ЕУ, во главе к-рого встал «епископ» Николай (Ипатов). В этих обстоятельствах православный союз уфимских приходов пригласил в епархию еп. Андрея (Ухтомского), назначенного в это время на Томскую кафедру. 14 нояб. 1922 г. экстренным собранием уфимского духовенства и мирян еп. Андрей был избран временно управляющим Уфимской епархией и провозгласил временную ее автокефалию (самоуправление), возглавив борьбу с обновленческим расколом. Вместе с вернувшимся из обновленчества еп. Николаем (Ипатовым) еп. Андрей совершил первые 2 тайные хиротонии православных викариев для Уфимской епархии, которые после его ареста в нач. дек. совершили еще неск. архиерейских хиротоний. Еп. Андрей и его архиереи руководствовались в своей деятельности постановлением № 362 патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. (о мерах на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или в связи с вынужденным прекращением деятельности последнего) и посланием заместителя патриарха Ярославского и Ростовского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. (о временном самостоятельном управлении епархиями в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним впредь до восстановления законной высшей церковной власти). Впоследствии патриарх Тихон признал законными все хиротонии, совершённые в период Уфимской автокефалии.

3 янв. 1923 г. во епископа Нижегородской слободы града Уфы был рукоположен иером. Петр (Гасилов). В апр. 1923 г. он был арестован и выслан за пределы Башкирской АССР, в Саткинский завод (к тому времени относившийся к Челябинской губ.), где по решению собора епископов Уфимской автокефалии вступил в управление С. в., хотя и не принадлежал к единоверию.

29 июня 1923 г. в связи с ходатайством Осинского уездного церковного совета собор уфимских автокефальных епископов одобрил открытие Осинского викариатства и назначил его главой еп. Петра (Гасилова) «для временного управления всеми общинами верных православию Пермской епархии» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209. Л. 4 об.). На Саткинскую кафедру единоверцы тогда же избрали иером. Руфина (Брехова; впосл. епископ).

15 июля 1923 г. управлявший Уфимской автокефалией Давлекановский еп. Иоанн (Поярков; впосл. архиепископ) письменно сообщил патриарху свт. Тихону о том, что в Сатке живет еп. Петр, «управляющий единоверческою епископиею Саткинскою и призываемый ныне в г. Осу Пермской губ. для временного управления всеми общинами верных православию Пермской епархии», а также о желании видеть Саткинским единоверческим епископом иером. Руфина (Там же. Л. 4-4 об.). Планы православных Осы были нарушены арестом в ночь на 14 июля почти всех членов Осинского уездного церковного совета, и еп. Петр остался в Сатке «впредь до особого извещения». Вопрос об Осинском вик-стве потерял актуальность в связи с открытием 6 сент. Оханского викариатства Пермской епархии и назначением его главой настоятеля Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни архим. Никона (Соловьёва) с возведением его в сан епископа и поручением временного управления правосл. приходами Пермской епархии. В том же месяце патриарх Тихон благословил еп. Петру (Гасилову) остаться на Саткинской единоверческой кафедре.

В связи с арестом в окт. 1923 г. еп. Никона (Соловьёва) и обострением вопроса об управлении правосл. приходами Пермской епархии 11 февр. 1924 г. патриарх свт. Тихон и Синод постановили «в г. Осе открыть кафедру викарного епископа, на каковую переместить викария Уфимской епархии Преосвященного Саткинского Петра» (Там же. Д. 262. Л. 1). С. в. при этом не было замещено. Еп. Петр выбыл из Сатки 4 марта 1924 г.

Приходы, объединенные в Саткинское единоверческое благочиние, оказались в формальном ведении обновленческого Златоустовского ЕУ во главе с еп. Николаем (Ипатовым). Однако прошедший в Саткинском заводе 22-23 марта 1924 г. съезд православных старообрядцев Златоустовского округа, при участии делегатов от 11 приходов, принял решение перейти в «ведение и управление единоверческого епископа Павла (Волкова.- Авт.), впредь до прибытия самостоятельного епископа на Саткинскую кафедру» (Арх. Златоустовского гор. округа. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 9. Л. 35). Стремление единоверческих общин Ярославской, Сарапульской, Уфимской, Златоустовской и др. епархий находиться под руководством своего архипастыря получило поддержку высшей церковной власти и определением патриарха свт. Тихона (Беллавина) от 10 авг. 1924 г. о пределах канонической юрисдикции Керженского еп. Павла (Волкова), к-рый получил полное право на управление всеми единоверческими приходами РПЦ, «которые к нему обратятся». Перейдя под рук. еп. Павла, саткинские единоверцы продолжили прилагать усилия к получению своего епископа.

К нач. 1925 г. в Уфимской епархии православные разделились на сторонников и противников церковной политики еп. Иоанна (Пояркова), к-рый в 1924 г. предпринял ряд действий по «отмежеванию» от патриарха свт. Тихона. Находившийся в ссылке в г. Теджен Туркменской ССР еп. Андрей (Ухтомский), все еще сохранявший статус избранного временно управляющего Уфимской епархией, расценил подобные действия как полное подчинение политике богоборческой власти, «полуобновленчество» - обновленчество скрытое, «еще более опасное, чем обновленчество открытое». По кончине патриарха свт. Тихона еп. Андрей сообщил в Уфу, что готов рукополагать епископов для противодействия этим новым формам обновленчества внутри Церкви. Совершение хиротоний он обосновывал отсутствием законного правосл. церковного центра и теми же документами высшей церковной власти, которые позволили в 1922 г. объявить автокефалию Уфимской епархии и совершить в ней ряд архиерейских хиротоний.

В июне 1925 г. из Уфы в Теджен выехали 3 кандидата во епископы, в т. ч. игум. Руфин (Брехов), избранный единоверцами на Саткинскую кафедру, архим. Антоний (Миловидов) и архим. Питирим (Ладыгин; с 1927 схиеп. Петр). Еп. Андрей вместе со ссыльным Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) 19, 20 и 21 июня совершили хиротонии кандидатов (игум. Руфина предположительно 20 июня). В кон. июня еп. Руфин прибыл на кафедру. По имеющимся данным, первоначально он имел титул «Саткинский и Иргинский» - как самостоятельный единоверческий архиерей, в ведении которого могли находиться единоверческие приходы не только Уфимской епархии, но и епархий Урала.

По-видимому, патриарший местоблюститель Крутицкий митр. сщмч. Петр (Полянский) признал данные хиротонии, на что указывают офиц. списки правосл. иерархов РПЦ на 1926 г., подписанные митр. Петром до дек. 1925 г. и хранившиеся в патриаршей канцелярии в Москве. В них значилось имя епископа Нижегородской слободы града Уфы Питирима (Ладыгина) как епископа Уфимской епархии (списка единоверческих епископов в известном фрагменте документа нет).

По просьбе еп. Андрея 16 сент. 1925 г. еп. Руфин принял участие в хиротонии в г. Полторацке (ныне Ашхабад, Туркменистан) беглопоповского архим. Климента (Логвинова) во «епископа для томских старообрядческих общин», к-рая задумывалась как шаг на пути воссоединения общин беглопоповцев России с РПЦ. Главный Церковный Совет Древлеправославной Церкви (см. ст. Русская Древлеправославная церковь) решениями от 14 нояб. 1925 г. и от 23 мая 1926 г. отказался признать архиерейское достоинство архим. Климента и обвинил его в уклонении в никонианство; при этом было указано, что епископы Андрей и Руфин не считаются присоединенными к старообрядческой Церкви. Тем не менее данные события стали основанием для обвинений еп. Андрея и еп. Руфина в переходе в старообрядчество.

Вступивший в управление Церковью заместитель патриаршего местоблюстителя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) придерживался жесткой линии в отношении не признавших его прав на управление Церковью еп. Андрея (Ухтомского) и его ставленников. Эту линию при непосредственной поддержке властей энергично проводил и временно управляющий Уфимской епархией Давлекановский еп. Иоанн (Поярков). Для борьбы с «андреевской» иерархией 16 марта 1926 г., незадолго до возвращения еп. Андрея из ссылки, еп. Иоанн созвал Уфимское епископское совещание при участии своих викариев, епископов Аскинского Серафима (Афанасьева) и Байкинского Вениамина (Фролова), а также Златоустовского еп. Николая (Ипатова). Совещание признало неканоничными все хиротонии, совершённые еп. Андреем после смерти патриарха свт. Тихона для Уфимской, Саткинской единоверческой и Златоустовской епархий, постановило пресекать деятельность рукоположенных им лиц и запретило их в священнослужении. Отдельное упоминание в документе Саткинской кафедры в одном ряду с Уфимской и со Златоустовской указывает на ее самостоятельный к тому времени статус. С 31 мая по 4 июня 1926 г. в Уфе состоялось 2-е архиерейское совещание при участии тех же епископов, а также Петра (Савельева), бывш. епископа Белебеевского, к-рое приняло решение о церковно-дисциплинарных мерах по отношению к клирикам, мирянам и правосл. общинам, входящим в молитвенно-евхаристическое общение с еп. Андреем или его ставленниками, ни один из к-рых запрещения не признал.

Для пресечения влияния «андреевских» епископов Руфина (Брехова) и Антония (Миловидова) Усть-Катавского на единоверцев Урала 3 окт. 1926 г. на Саткинскую кафедру был рукоположен единоверческий иером. Вассиан (Веретенников), находившийся в общении с митр. Сергием (Страгородским). В результате на Саткинской кафедре появились 2 параллельные иерархии: «андреевская», не поминавшая митр. Сергия как главу РПЦ, и официальная, «сергиевская».

Саткинская кафедра (непоминающих «андреевского течения»)

Кафедральной для еп. Руфина была Ветлужская Рождество-Богородицкая ц. Сатки, в которой он служил и до хиротонии. В соответствии с идеями еп. Андрея (Ухтомского) еп. Руфин серьезно занимался организацией церковноприходской общины и разных направлений ее деятельности: религиозной, воспитательной (обучение детей Закону Божию, катехизису, церковному пению и проч.), благотворительной (устроил трапезную для братии и неимущих прихожан), экономической (открыл кустарную портняжную мастерскую). Были основаны сестричество и братство, членами которых являлись как прихожане, так и подвизавшиеся при храме монашествующие, в большинстве постриженные самим епископом. Предполагалось построить дом под общежитие-монастырь, на что, однако, не было получено разрешения властей. Еп. Руфин находился в постоянной переписке с еп. Андреем, неоднократно ездил к нему в ссылку в Ср. Азию и Казахстан, поддерживал его деньгами и посылками, а в 1927 г. устроил в Сатке сбор подписей под ходатайством к властям об освобождении архипастыря. Летом 1927 г. ездил в Москву, где предпринял неудачную попытку примириться с митр. Сергием.

Еп. Саткинский не принял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия, осенью того же года участвовал в создании Уфимско-Уральской автокефальной епархии (непоминающих «андреевского течения») и сыграл важную роль в укреплении ее иерархии. Он продолжал консолидацию единоверческих приходов Урала и в июле 1928 г. вместе с еп. Вениамином (Троицким) рукоположил видного деятеля единоверия архим. Стефана (Расторгуева; впосл. «архиепископ Московский и всея Руси», первоиерарх Древлеправославной церкви) во епископа Иргинского, передав ему в управление часть приходов. После этого носил титул «Саткинский».

28 нояб. 1928 г. еп. Руфин (Брехов) был арестован. После этого епископами «андреевского течения» С. в. не замещалось. По освобождении в 1932 г. еп. Руфин вернулся в Башкирию и возглавил Уфимскую автокефальную епархию (непоминающих «андреевского течения»).

Саткинская кафедра (в общении с митр. Сергием (Страгородским))

Еп. Саткинский Вассиан (Веретенников) прибыл на кафедру в окт. 1926 г. Проживал в Сатке, кафедральным храмом на протяжении 10 лет его служения являлась саткинская Никольская единоверческая ц.

Определение патриарха свт. Тихона от 10 авг. 1924 г. о пределах канонической юрисдикции единоверческого епископа Керженского стало правилом и в отношении др. единоверческих архиереев, в их числе еп. Вассиана. В результате Саткинская кафедра, учрежденная как викарная, фактически стала самостоятельной с неопределенными границами. Еп. Вассиан управлял единоверческими приходами на канонической территории не только Уфимской, Златоустовской и Челябинской, но и Пермской, Свердловской и др. епархий Урала. Так отвечая на рапорт Пермского преосвященного, недовольного подчинением единоверцев епархии Саткинскому еп. Вассиану, митр. Сергий (Страгородский) 5 мая 1931 г. указал: «…каждый единоверческий епископ ведает теми единоверческими приходами, которые пожелали быть в его ведении независимо от того, в какой православной епархии они находятся; отношение православных епископов к единоверческим то же, что и вообще между православными епископами, независимы один от другого…» (ЖМП, 1931-1935. С. 94).

Еп. Вассиан был участником и одним из почетных председателей III Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), проходившего 19-27 июня 1927 г. в Н. Новгороде. Съезд принял постановление о том, что единоверческие епископы самостоятельны в работе, но в важных делах должны советоваться со старшим епископом, к-рым был избран Керженский еп. Павел (Волков), и до нач. 30-х гг. еп. Вассиан по отдельным вопросам подчинялся ему. Вопрос о единоверческих епископах Руфине (Брехове) и Антонии (Миловидове) на съезде не обсуждался.

После увольнения еп. Павла (Волкова) на покой в 1933 г. еп. Вассиан остался единственным единоверческим архиереем в РПЦ. Определением Патриархии от 22 дек. того же года ему было поручено управление единоверческими Керженской (см. ст. Керженское викариатство) и Мстёрской (см. ст. Мстёрское викариатство) кафедрами, в результате под упр. еп. Вассиана объединились все единоверческие приходы в СССР. В сер. 30-х гг. еп. Вассиан имел первенствующую кафедру и носил титул «Саткинский и Керженский». Еп. Вассиан помимо служения в Сатке совершал архипастырские поездки по единоверческим приходам Урала, лично знал единоверческое духовенство Свердловска (ныне Екатеринбург), Н. Тагила, Казани, Москвы, Горького (ныне Н. Новгород), городов Семёнова, Павлова, Иваново-Вознесенска (ныне Иваново) и др. После ареста еп. Вассиана 2 марта 1936 г. в Сатке С. в. не замещалось. 11 марта 1937 г. митр. Сергий (Страгородский) передал управление единоверческими приходами епархиальным архиереям, на общих основаниях впредь до новых распоряжений.

Арх.: Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д. П-9125; Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д. 33900-П; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209, 262; Мат-лы Информ. центра МВД РФ по Респ. Башкортостан.
Ист.: Собор, 1918. Определения. Вып. 2. Прил. 2. С. 3-5; Собор, 1918. Деяния. Т. 7. С. 164-166; ЖМП, 1931-1935. С. 94, 129, 148; Андрей (Ухтомский), еп. История моего старообрядчества / Публ.: А. В. Знатнов // Наш современник. 2007. № 1. С. 192-228; Труды II и III Всерос. съездов правосл. старообрядцев (единоверцев). 2018. С. Михайловская Слобода. С. 295-349.
Лит.: Левицкий В., свящ. К выборам еп. Саткинского // Уфимский церковно-народный голос. 1918. № 23/25. С. 12-16; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 113; Т. 5. С. 373, 496; Акты свт. Тихона. С. 944, 947; Златоустовские купола / Ред.: Л. П. Заева, А. В. Козлов. Златоуст, 2001. С. 52; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 123, 133, 160; Святители земли Нижегородской / Сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 475-478; Зимина Н. П. Путь на Голгофу. М., 2005. Т. 1: Жизнеописание сщмч. Симона, еп. Охтенского. С. 217-219, 289, 293, 385, 402; она же. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Свят. Патриарха Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117; она же. О единоверии и путях преодоления раскола в РПЦ в 1917-1925 гг. // Празднование 210-летия единоверия в Михайловской Слободе: Архиерейское богослужение и церк.-ист. конф. М., 2011. С. 49-73; она же. Уфимская автокефальная епархия «непоминающих» андреевского течения: История, иерархия, ликвидация (1927-1938) // ЕжБК, 23-я. 2013. С. 196-209; Мазырин А., диак. К истории высшего управления РПЦ в 1935-1937 гг. // Там же, 16-я. 2006. Т. 1. С. 171; Саранча Е., свящ., Миролюбов И., свящ., Зимина Н. П. Кр. очерк истории единоверия // Кр. очерк истории единоверия: 320-летие единоверческого храма Арх. Михаила с. Михайловская Слобода. М., 2009. С. 5-64; Зеленогорский М. Жизнь и труды архиеп. Андрея (кн. Ухтомского). М., 20112. С. 131-132, 155, 174-177, 181-182, 187, 251, 288, 292-293, 295, 296, 303, 317, 323, 371, 373, 376, 377, 381, 395, 414; Губонин. История иерархии. 2019. С. 445.
Н. П. Зимина