Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САН-ТОМЕ И ПРИНСИПИ
61, С. 550- опубликовано: 3 сентября 2025г. 


САН-ТОМЕ И ПРИНСИПИ

Сан-Томе и Принсипи
Сан-Томе и Принсипи

Сан-Томе и Принсипи
[Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи; португ. República Democrática de São Tomé e Príncipe], гос-во на островах Сан-Томе, Принсипи, Ролаш, Кабраш и др. у зап. побережья Африки. Территория 1001 кв. км. Население 213,9 тыс. чел. (2021). Столица - Сан-Томе. Офиц. язык - португальский. Административно-территориальное деление: 6 округов (все - на о-ве Сан-Томе) и автономный р-н Принсипи. Член ООН (1975), МВФ (1977), МБРР (1977), Африканского союза (1975; до 2002 Орг-ция африканского единства), ВТО (наблюдатель). География. Сан-Томе и Принсипи - острова вулканического происхождения с характерным гористым рельефом. Самыми высокими точками островов являются гора Пику-де-Сан-Томе на о-ве Сан-Томе (2024 м) и пик Принсипи на о-ве Принсипи (948 м). Вершины пиков выше 700 м часто покрыты снегом. Длина береговой линии составляет 209 км. Характерный для островов тропический морской климат сформирован воздушными массами Атлантического океана, а также прибрежными горами и болотами. Среднегодовая температура воздуха на равнинах составляет +26°С, на горных высотах показатель понижается до +20°С. Самый жаркий месяц - янв., когда температура на равнинах поднимается до +30°С, в самый холодный месяц, июль, температура понижается до +20°С. Сезон дождей длится с окт. по май, сухой сезон - с июня по сент. Наибольшее количество осадков выпадает на юго-западе и в центральных горных районах Сан-Томе (3500-5000 мм). Речная сеть развита сильно за счет стекающих с гор быстрых и порожистых рек. Значительную часть территории островов (30%) занимают леса. При относительной скудости животного мира флора богатая и разнообразная.

Население

В основном креолы, говорящие на диалектах нижнегвинейского креольского языка: сантомийцы (о-в Сан-Томе, 85%; делятся на потомков рабов форру и метисов; самоназвание «тонгаш»), анголары, или нгола (юг о-ва Сан-Томе, 3%), и принсипийцы (о-в Принсипи, 0,1%). Проживают также временные мигранты - рабочие из Анголы, Мозамбика и Кабо-Верде (сервисайш), европейцы (в основном португальцы) и азиаты (в основном китайцы).

Численность населения за 1950-2021 гг. возросла более чем в 3,5 раза (ок. 60 тыс. чел. в 1950; 117 тыс. чел. в 1990). Естественный прирост населения высокий (1,5%, 2021), что обусловлено высокой рождаемостью (28,9 на 1 тыс. чел.), более чем в 4,5 раза превышающей смертность (6,3 на 1000 чел.). Показатель фертильности 3,69 ребенка на 1 женщину; младенческая смертность 45,3 на 1 тыс. живорожденных. В возрастной структуре населения преобладают лица трудоспособного возраста (15-64 года) - 57,3% и дети (до 15 лет) - 39,8%; пожилые люди (старше 65 лет) составляют 2,9%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни постепенно увеличивается. В 2021 г.- 66,7 года (мужчины - 65,1, женщины - 68,4). Соотношение мужчин и женщин примерно равное. Средняя плотность населения 221,9 чел. на кв. км (2021). Наиболее плотно заселены равнинные сев.-вост. и сев. районы о-ва Сан-Томе (в округе Агуа-Гранди плотность ок. 3700 чел. на кв. км), наименее - горные юж. и зап. районы о-ва Сан-Томе (окр. Кауэ, ок. 25 чел. на кв. км) и о-в Принсипи. Доля городского населения 74,4% (2020). Крупнейший город - Сан-Томе (80,1 тыс. чел., 2018), др. крупные города - Невиш, Сантана, Триндади.

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции, принятой 5 нояб. 1975 г. (с поправками 1990 г.), С.-Т. и П.- унитарное государство. По форме правления - смешанная республика. Главой государства является президент, избираемый в ходе прямых всеобщих выборов сроком на 5 лет с правом одного переизбрания. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. Премьер-министр и члены правительства (по предложению премьер-министра) назначаются президентом. Законодательная власть осуществляется Национальным собранием - однопалатным парламентом, депутаты к-рого избираются по многомандатным округам сроком на 4 года в ходе прямых всеобщих выборов. Основные политические партии: «Независимое демократическое действие», «Движение за освобождение Сан-Томе и Принсипи/Социал-демократическая партия», «Партия демократического сближения - группа «Размышление»», «Движение независимых граждан Сан-Томе и Принсипи». Высшими судебными органами власти являются Верховный суд, состоящий из 5 судей, назначаемых Национальным собранием, и Конституционный суд.

Религия

По оценкам на 2015 г., большинство населения С.-Т. и П. (82,3%) исповедует христианство. 66,5% жителей являются католиками, 15,8% - принадлежат к различным протестант. деноминациям и псевдохрист. сектам. Проч. религии исповедуют 3,2% населения. Атеисты, агностики, а также люди, не принадлежащие ни к одной религии или затрудняющиеся определить свою религ. принадлежность, составляют менее 15%.

Римско-католическая Церковь

в С.-Т. и П. представлена еп-ством Сан-Томе и Принсипи, учрежденным 3 нояб. 1534 г. По данным на кон. 2019 г., в стране действует 14 приходов, в к-рых служат 11 священников (из них 7 монашествующих). Общее количество католиков в С.-Т. и П. оценивается в 115 тыс. чел. (An. Pont. 2020. P. 676). Ряд монашеских объединений (конгрегация Св. Духа, конгрегация Сыновей Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии и др.) занимаются в стране активной миссионерской деятельностью. На островах действует Мальтийский орден.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Методисты представлены в стране приходом Свободной Методистской церкви, насчитывающим ок. 400 чел.

Адвентисты седьмого дня (АСД), начавшие свою деятельность в С.-Т. и П. в 1938 г., объединены в Миссию Сан-Томе и Принсипи, к-рая входит в состав Юго-Западной объединенной миссии Анголы. По состоянию на 2019 г. адвентисты имеют в стране 23 общины, к-рые насчитывают более 7 тыс. прихожан.

Пятидесятники классического типа (2 и 3 кризисов) представлены рядом конфессиональных групп. Ассамблеи Бога имеют в стране 12 общин и ок. 6 тыс. верующих. Нигерийскими миссионерами была основана община Библейской церкви «Глубокая Христианская Жизнь», насчитывающая ок. 400 верующих. Пятидесятники новой волны представлены Евангелической церковью, имеющей в стране 3 общины, в которых насчитывается ок. 3 тыс. верующих.

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в 80-х гг. ХХ в., насчитывает в С.-Т. и П. 100 общин и 11 тыс. прихожан.

Свидетели Иеговы (см. в ст. Иеговы свидетели), действующие в С.-Т. и П. с 1965 г., насчитывают 2,5 тыс. адептов в 14 собраниях.

Иудаизм

Появлению иудеев на островах предшествовали гонения в Португалии, начатые в 1496 г. кор. Мануэлом I (1495-1521). В 1497 г. 2 тыс. евр. детей в возрасте от 3 до 10 лет были депортированы на о-в Сан-Томе, где они получили католич. образование в изоляции от своих семей. Через 5 лет выжили только 600 из 2 тыс. детей. Несмотря на усилия католич. священников, часть детей продолжала придерживаться иудаизма. Их потомки привнесли в креольскую культуру острова некоторые евр. традиции и обычаи. В нач. ХVII в. католич. еп. С.-Т. и П. Педру св. Августина Фигейра даи Кунья Лобу (1615-1620) жаловался на «проблему иудаизма» на острове. В ХХ в. наблюдался приток евр. торговцев, занимавшихся продажей какао и сахара. Нек-рые из них похоронены на кладбищах С.-Т. и П. По данным на 2019 г., количество иудеев в стране не превышает 200 чел.

Ислам

Мусульм. сообщество С.-Т. и П. невелико, однако в последнее десятилетие оно увеличивается за счет массового притока мигрантов из Нигерии, Камеруна и др. африкан. стран. Число мусульман в С.-Т. и П. колеблется от 2 до 4 тыс. чел.

Традиционные африканские верования

После начала португ. колонизации С.-Т. и П. с Африканского континента на острова привозили черных рабов для работы на плантациях. Они принесли традиц. африкан. культы и верования (анимизм, тотемизм и культ предков). На нач. XX в. приверженцы традиц. африкан. верований составляли до 97% населения островов. К 1964 г. число последователей сократилось до 17%, а к 1995 г.- до 1,2%. Отрицательная динамика объясняется возросшей активностью и относительной успешностью католич. и протестант. проповедников. В С.-Т. и П. распространено обычное для стран тропической Африки двоеверие. В наст. время общее количество последователей африкан. племенных верований не превышает 2 тыс. чел.

Новые религиозные движения

представлены последователями бахаизма (см. ст. Бахаи религия), которые основали первые общины в нач. 70-х гг. XX в., впосл., в сер. 90-х гг., резко расширив свои ряды. По данным на 2019 г., общее количество последователей веры Бахаи составляет более 7 тыс. чел.

Религиозное законодательство

Конституция 1975 г. с поправками 1990 г. в ст. 8 провозглашает С.-Т. и П. светским гос-вом, в к-ром религ. институты отделены от политических. В ст. 15 утверждается принцип равенства граждан перед законом вне зависимости от их социального или расового происхождения, пола, политических взглядов, религ. верований или философских убеждений. Ст. 27 Конституции страны гарантирует свободу совести, религии и вероисповедания. Пункт 2 ст. 27 гласит, что никто не может быть подвергнут преследованиям, лишен прав из-за религ. убеждений или вероисповедания. В свою очередь п. 3 запрещает органам власти допрашивать кого-либо о религ. убеждениях, за исключением сбора статистических данных, не поддающихся индивидуальной идентификации. Пункт 4 обеспечивает религ. конфессиям свободу самоуправления, преподавания основ вероучения, а также отправления своих религ. обрядов. Ст. 31 декларирует, что гос-во не может сохранять за собой право выстраивать образовательную и культурную политику в соответствии с к.-л. политической, идеологической или религ. системой взглядов. По закону все религ. орг-ции должны быть зарегистрированы в гос. органах.

Исторический очерк

Впервые необитаемый остров в Гвинейском зал. обнаружили в 1471 г. португ. моряки, позднее давшие ему название Сан-Томе в честь ап. Фомы. В 1472 г. был открыт соседний остров, к-рый сначала был назван в честь св. Антония (Santo Antão), а затем стал известен как о-в Принсипи. Освоение о-ва Сан-Томе началось в 1493 г., когда Алвару ди Каминья получил его в качестве лена от португ. кор. Жуана II (1481-1495). В 1500 г. стал заселяться о-в Принсипи. Каминья удостоился особой привилегии покупать рабов для развития островов, и к сер. XVI в. за счет развития рабовладельческих хозяйств колония оказалась основным поставщиком сахара на европ. рынок.

Под властью португальцев на островах стал распространяться католицизм. 3 нояб. 1534 г. папа Римский Климент VII отделил от еп-ства Фуншал (Мадейра) территорию, на к-рой впосл. было создано самостоятельное католич. еп-ство «св. Фомы на острове» (episcopatus Sancti Tomae in insula) (юрисдикция этого еп-ства в 1534-1612 распространялась в т. ч. на католиков Мозамбика, а в 1534-1842 - на католиков Гвинеи и Габона). Для рабов, ввезенных на плантации о-ва Сан-Томе, в 1556 г. был издан 1-й в португ. владениях в Африке католич. катехизис, ставший 1-й в истории книгой на языке банту. В 1597 г. на о-ве Сан-Томе уже были кафедральный собор и 7 приходов, а на о-ве Принсипи - церковь.

В ХVII в. острова стали важным центром транспортировки африкан. рабов в Бразилию, что осложняло деятельность католич. миссионеров. В течение следующих полутора столетий католич. еп-ство пребывало в запустении. После кончины в 1812 г. последнего епископа, постоянно жившего на островах,- Куштодью св. Анны д'Алмейда и краткого периода, когда кафедру в 1816-1819 гг. номинально занимал Бартоломеу св. Мучеников Мая, нового епископа не назначали более 120 лет.

В нач. XIX в. выращивание какао и кофе оживило пришедшую в упадок экономику островов. Рабство было официально отменено в Португалии и ее колониях в 1869 г., однако его сменила система плантационных хозяйств, основанная на эксплуатации наемных рабочих. Тяжелые условия наемного труда, а также его принудительный характер часто приводили к волнениям. К нач. ХХ в. полностью оформились колониальные адм. структуры. 11 июня 1951 г. колония получила статус португ. заморской провинции. Выступления трудящихся продолжались и в ХХ в., их кульминацией стала вспышка беспорядков в 1953 г., в результате к-рой 3 февр. неск. сот африкан. рабочих были убиты в столкновениях с португ. управляющими. Данный инцидент, вошедший в историю как «резня в Батепе», остается важным событием в колониальной истории островов, правительство официально отмечает его годовщину.

Между 2 мировыми войнами шел процесс углубления религ. жизни. На островах стали появляться миссионеры из протестант. орг-ций: из Анголы прибыли проповедники Евангелической церкви (1935) и АСД (1938). В 20-30-х гг. XX в. для местных жителей создавались образовательные, просветительские и благотворительные структуры, повышалась активность приходской жизни. В 1941 г. Папский престол назначил управляющего епископской кафедрой, к-рая оставалась вакантной с нач. XIX в.; им стал архиеп. Мойзиш Алвиш ди Пинью (1941-1966). При этом Римско-католическая Церковь в сознании местных жителей ассоциировалась с колониальным режимом.

К 60-м гг. XX в. на островах проживали ок. 56 тыс. католиков, ок. 3 тыс. протестантов и ок. 10 тыс. приверженцев африкан. традиц. культов. С 1960 по 1975 г. в С.-Т. и П. проповедовали миссионеры таких орг-ций, как Ассамблеи Бога (1960), Свободная Методистская церковь (1970), свидетели Иеговы (1975).

В кон. 50-х гг. XX в., во время подъема национально-освободительного движения стран Африки, группа жителей Сан-Томе сформировала Комитет освобождения, боровшийся с колониальным господством. На базе этой орг-ции в 1972 г. возникло социалистическое «Движение за освобождение Сан-Томе и Принсипи» (португ. Movimento de Libertação de São Tomé e Príncipe, MLSTP, МЛСТП), к-рое, будучи запрещенным местными властями, развернуло свою деятельность в соседнем Габоне.

В течение 60-х гг. XX в. освободительное движение усиливалось, а после Апрельской революции 1974 г. в Португалии ситуация на островах полностью изменилась. Новый португ. режим был намерен отказаться от своих заморских владений; в нояб. 1974 г. его представители встретились в Алжире с лидерами МЛСТП и разработали соглашение о передаче суверенитета. 12 июля 1975 г. гос-во С.-Т. и П. обрело независимость. На пост президента был избран генеральный секретарь МЛСТП Мануэл Пинту да Кошта. Премьер-министром стал его соратник Мигел Тровоада. Страна перешла на однопартийную систему: МЛСТП стало единственной безраздельно правящей партией вплоть до 1990 г. Этот период характеризовался конфронтацией между президентом Пинту да Коштой и премьер-министром Тровоадой, которая достигла апогея в 1979 г., когда обвиненный в заговоре Тровоада был посажен в тюрьму. Отбыв срок заключения, он эмигрировал во Францию, где жил до возвращения в С.-Т. и П. (1991).

После обретения независимости в стране произошли изменения и в религ. сфере. При формальном декларировании свободы совести и вероисповедания социалистическая партия объявила курс на «деколонизацию» католич. Церкви. Политическая конъюнктура предполагала замену религ. сознания идеологическими формулировками. В условиях С.-Т. и П. девиз «деколонизации» католич. Церкви оказался приемлемым, поскольку на островах (в отличие от стран континентальной Африки) Церковь не принимала прямого участия в национально-освободительном движении. Правительство чувствовало себя вправе предложить жителям островов, в т. ч. католикам, «искупление» прежнего состояния колониализма путем подчинения новой системе коллективных ценностей, реализуемой в ходе проведения марксистской «народной» политики.

В кон. 1989 г. в результате внутренней дискуссии в МЛСТП произошла легализация оппозиционных политических партий и страна перешла на многопартийную политическую систему. В 1990 г. МЛСТП стало именоваться «Движением за освобождение Сан-Томе и Принсипи/Социал-демократическая партия» (МЛСТП-ПСД). С.-Т. и П.- одна из первых африкан. стран, к-рой удалось в 1990 г. провести реальные демократические реформы. Была повторно провозглашена свобода вероисповедания, что существенно изменило многие религ. процессы в обществе. Началось возрождение протестант. орг-ций, в страну стали прибывать новые протестант. миссионеры. В июне 1992 г. папа Римский Иоанн Павел II, участвуя в торжествах по случаю 500-летия христианства в Анголе, в рамках пастырского визита 6-7 июня посетил также С.-Т. и П. В 1991 г. были проведены свободные и прозрачные выборы. Бывш. премьер-министр Тровоада, находившийся в эмиграции с 1986 г., вернулся в качестве независимого кандидата и был избран президентом страны. Тровоада был переизбран на 2-х многопартийных президентских выборах в 1996 г. «Партия демократического сближения - группа «Размышление»» свергла МЛСТП-ПСД и заняла большинство мест в Национальном собрании, при этом МЛСТП-ПСД стала ведущей партией меньшинства. В кон. 1992 г. последовали муниципальные выборы, на к-рых МЛСТП-ПСД взяла реванш, победив в 5 из 7 региональных советов. На досрочных выборах в законодательные органы в окт. 1994 г. МЛСТП-ПСД получила большинство мест в Национальном собрании; успех был повторен и на выборах в нояб. 1998 г. На очередных президентских выборах, проведенных в июле 2001 г., в 1-м туре победил Фрадики Бандейра Мелу ди Менезиш, кандидат, поддерживаемый партией «Независимое демократическое действие». Парламентские выборы в марте 2002 г. ввиду отсутствия явного победителя привели к формированию коалиционного правительства. В июле 2003 г. произошла попытка гос. переворота, организованная неск. военнослужащими во главе с Ф. Перейрой и представителями Христианского демократического фронта. Однако данное выступление с помощью международного посредничества было остановлено без кровопролития, и в результате соглашения Менезиш был восстановлен на посту. На президентских выборах 30 июля 2006 г. Менезиш, получив большинство голосов избирателей, был избран президентом на 2-й срок. В февр. 2009 г. был раскрыт антипрезидентский заговор, подготовленный Христианским демократическим фронтом во главе с Арлешью Коштой, к-рый был арестован вместе с 30 др. заговорщиками. 7 авг. 2011 г. в С.-Т. и П. во 2-м туре президентских выборов, победителем вновь стал Пинту да Кошта, получивший 52,9% голосов. На президентских выборах 17 июля 2016 г. победу одержал кандидат от партии «Независимое демократическое действие» Эваристу Карвалью, опередивший Пинту да Кошту.

В последние десятилетия наблюдается значительный приток миссионеров в С.-Т. и П., особенно неопятидесятников и харизматиков. Характерно, что миссионеры кон. XX - нач. XXI в. приезжают преимущественно из Африки, из таких стран, как Зимбабве, Замбия и ЮАР. Однако, несмотря на значительную активность христ. проповеди (как традиц. христ. Церквей, так и новых миссий), прогнозируется некоторое снижение количества христиан в стране ввиду роста числа агностиков и лиц, затрудняющихся с выбором определенного исповедания.

Христ. орг-ции участвуют в социальном и благотворительном служении. Ровные взаимоотношения между церковными структурами и государством позволяют решать различные вопросы в общественной, хозяйственной и образовательной сфере.

Лит.: Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19812; Сан Томе и Принсипи // Африка: Энцикл. справ. М., 1987. Т. 2. С. 331-334; Hodges T., Newitt M. São Tomé and Príncipe: From Plantation Colony to Microstate. L., 1988; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Lawrenceville (N. J.), 1995. P. 56-57, 160-161; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000. P. 52-54; Barrett. Encyclopedia. 2001. Vol. 1. P. 6; Nascimento A. As dimensões políticas das religiosidades em São Tomé e Príncipe // Revista Tempo, Espaço, e Linguagem. 2014. Vol. 5. N 3. P. 60-92.
А. В. Старикова, Э. Небольсин