Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САЛАМАН
61, С. 169-170 опубликовано: 30 июля 2025г. 


САЛАМАН

[Греч. Σαλαμάνης] Персянин († 1-я пол. V в.), прп., молчальник (пам. 23 янв.). Источником сведений о С. является «История боголюбцев» Феодорита, еп. Кирского (Theodoret. Hist. rel. 19). С. следует отличать от Саламана (Саламиния), к-рый упомянут в «Церковной истории» Созомена (Sozom. Hist. eccl. VI 32; VIII 15); тот подвизался в мон-ре в Палестине и имел братьев в отличие от сирийского анахорета, о котором рассказывает еп. Феодорит.

Как сообщает «История боголюбцев», С. род. в сел. Каперсана на зап. берегу р. Евфрат. Святой стремился к безмолвию; он отыскал себе хижину за рекой и поселился там, не оставив ни дверей, ни окон. Покидал он ее только раз в год, подлезая под стеной своего убежища, чтобы запасти еды на следующий год. Святой никогда и ни с кем не разговаривал.

Спустя долгое время архиерей ближайшего города, узнав о добродетелях С., прибыл к нему, чтобы рукоположить подвижника во иерея. Приказав сделать пролом в стене хижины, епископ вошел и хиротонисал святого, а затем дал ему наставление о значении священнического сана. За это время С. не произнес ни слова. Тогда архиерей покинул жилище и велел вновь заделать пролом.

Впосл. жители Каперсаны разрушили хижину святого и перенесли подвижника в такое же убежище, построенное ими в своей деревне. Через некоторое время жители селения на другом берегу реки проделали то же самое и вернули С. в прежнее жилище. При этом С. хранил спокойствие и безмолвие. О кончине подвижника еп. Феодорит не сообщает; согласно синаксарным повествованиям, С. скончался мирно.

В Синаксаре К-польской ц. (сер. Х в.) память С. со сказанием, в котором воспроизводится в сокращенном виде повествование еп. Феодорита (SynCP. Col. 423-424), указана под 17 февр.; также она стоит под 31 дек. в нек-рых синаксарях (Mess. gr. 103, XII в; Ambros. D 74 Sup., XII-XIII вв.). В Синаксаре XIV в. (ркп. Paris. gr. 1582) днем его памяти названо 23 янв. Именно эта дата cтала основной в позднейшей традиции (см., напр.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3 Σ. 132-134).

Память С. со сказанием включена в славяно-рус. стишные Прологи (Болгария, XIV в.) под 23 янв. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 64-65); впосл. сказание о С. было внесено в ВМЧ свт. Макария, митр. Московского, под той же датой (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 411 (1-я паг.)). В слав. «Книге житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, жизнеописание П. изложено кратко. В современном месяцеслове РПЦ святой ошибочно именуется «Персянином», хотя жил и подвизался в Сирии; вероятно, это связано с тем, что сказание в Синаксаре К-польской ц. называет родное поселение святого «Персана» (искаженное «Каперсана»).

В зап. «исторических» мартирологах память П. отсутствует. В Римский Мартиролог память П. также внесена не была.

Ист.: ActaSS. Ian. T. 3. P. 103-104; Theodoret. Hist. rel. 19 // SC. 257. P. 58-63 (рус. пер.: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев. М., 1996. С. 237-238); Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 2. Л. 418.
Лит.:Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 415; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 22, 47; Sauget J.-M. Salamano // BiblSS. Vol. 11. Col. 573-574.
П. А. Пашков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Молчальники, определение, входящее в имя некоторых подвижников как указание на их подвиг Саламан Персянин († 1-я пол. V в.), преподобный, молчальник (пам. 23 янв.)
См.также:
ПЕТР († ок. 403-405), молчальник, прп. Галатийский (Антиохийский) (пам. 1 февр., 25 нояб.; пам. греч. 1 февр.)
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)