Согласно Liber Pontificalis, С. занимал Римскую кафедру 8 лет и 19 дней. На основании этих указаний можно установить, что его избрание состоялось через 4 дня после смерти еп. Келестина, 31 июля 432 г. При епископском рукоположении присутствовали 2 вост. епископа - Гермоген и Лампетий, направленные в Рим свт. Кириллом, архиеп. Александрийским, с сообщением о сложной церковной ситуации, сложившейся после Вселенского III Собора в Эфесе (431). Устранение новой церковной схизмы на Востоке стало одной из важных задач С.
Ко 2-й пол. 432 - 433 г. относится серия писем С., посвященных вост. делам. Из первых 2 посланий одно было адресовано свт. Кириллу и др. вост. иерархам, другое - лично свт. Кириллу. В целом тон посланий проникнут духом примирения: оставляя в силе окончательное осуждение Нестория, С. призвал адресатов восстановить церковное общение с Иоанном I, архиеп. Антиохийским, и его сторонниками при условии, что они согласятся с решениями Собора (PL. 50. Col. 583-590). Сначала С. занял позицию наблюдателя и не участвовал в переговорах между Александрией и Антиохией, проходивших при посредничестве имп. посланника - трибуна и нотария Аристолая. Впрочем, еп. Акакий Веррийский, также сторонник примирения, в одном из посланий упоминал о том, что С. обращался к нему и к свт. Кириллу Александрийскому, интересуясь ходом переговоров (ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 4. P. 93; письмо С. к еп. Акакию не сохр.).
Основная часть корреспонденции С. относится ко времени, когда соглашение уже было достигнуто. Архиеп. Иоанн Антиохийский направил послание в Рим, по-видимому, еще в кон. июля 432 г. (ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 7. P. 158), «по прошествии года» после событий в Эфесе. Он писал также от имени др. епископов Востока, принадлежавших к его партии. Архиеп. Иоанн оправдывал свою позицию на Эфесском Соборе тем, что решения против Нестория были приняты наспех и с процессуальными нарушениями (без участия всех вост. епископов). Далее архиепископ подчеркивал свое согласие в вопросах веры и с Римским епископом, и с императором, и со свт. Кириллом Александрийским. Ради мира в Церкви он был готов согласиться с осуждением Нестория, к-рое признавал правильным по сути. Второе послание архиеп. Иоанна Антиохийского, адресованное не только С., но также свт. Кириллу Александрийскому и св. Максимиану, архиеп. К-польскому, было отправлено, по-видимому, уже после апр. 433 г., когда свт. Кирилл официально объявил о восстановлении церковного общения с «восточными». Это послание представляет собой своего рода синодик примирения, свидетельствующий о том, что Антиохийская Церковь отныне находилась в полном церковном общении с Римом, К-полем и Александрией (ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 4. P. 33; ср.: PL. 50. Col. 592-594). Послание схожего содержания, отправленное свт. Кириллом Александрийским, было адресовано не только С., но и Римскому Собору, состоявшемуся к годовщине поставления C. (31 июля 433).
17 сент. 433 г. С. направил на Восток 2 послания, адресованные архиеп. Иоанну Антиохийскому и свт. Кириллу Александрийскому. В них он выразил радость по поводу достижения согласия в Церкви. Послание, адресованное предстоятелю Александрийской Церкви (PL. 50. Col. 602-606), представляет собой ответ на вышеупомянутое письмо к С. и Римскому Собору. Римский епископ положительно оценил деятельность свт. Кирилла как инициатора примирения, подчеркнув при этом авторитет Римского престола: «Ко блаженному апостолу Петру собралось все братство... к нам вернулись братья». Послание к архиеп. Иоанну Антиохийскому (ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 2. P. 108-110; PL. 50. Col. 607-610) является, вероятно, ответом на какое-то несохранившееся письмо. C. поздравляет архиеп. Иоанна с восстановлением общения со Вселенской Церковью и, в частности, с Римской Церковью, чье учение, подчеркивает С., может быть названо апостольским, поскольку оно было унаследовано от ап. Петра. В этом послании С. с одобрением высказывается о решении имп. Феодосия II отправить в ссылку Нестория и рекомендует своему адресату архиеп. Максимиана К-польского, каноничность поставления к-рого в Антиохии признали не сразу.
Вост. епископы по-разному оценивали соглашение между Антиохией и Александрией. Сохранялась партия твердых противников Эфесского Собора во главе с еп. Александром Иерапольским. В кон. 433 г. 2 представителя этой партии, епископы Евферий Тианский и Елладий Тарсийский, обратились с посланием к С. (ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 4. P. 145-148; PL. 50. Col. 593-602). Послание было написано в уважительном тоне по отношению к Римской кафедре, но содержало резкое осуждение личности и учения свт. Кирилла Александрийского. Авторы призывали Римского епископа, словно нового Моисея, спасти правосл. народ от рабства «Египтянина» (т. е. Кирилла) и как мудрый кормчий вывести корабль Церкви из бури. Епископы Евферий и Елладий считали незаконным осуждение Нестория, обвиняли архиеп. Иоанна Антиохийского в лицемерии и просили пересмотреть решения Эфесского Собора. Они утверждали, что их позицию разделяют 22 митрополита и множество др. епископов из обеих Киликийских провинций, Евфратисии, Каппадокии II (митрополия Евферия), Вифинии, Фессалии и Мёзии. Однако С. оставил послание без ответа.
Особняком стоит послание С., адресованное Флавиану, еп. г. Филиппы в Македонии (ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 7. P. 143). Еп. Флавиан был участником «официального» Эфесского Собора и ревностным сторонником свт. Кирилла. Его смущало желание Римского епископа примириться с антиохийской партией. К сожалению, послание С. немногословно, т. к. основное должен был устно передать еп. Флавиану папский посланник. В общих выражениях С. советовал Флавиану крепко держаться веры, за которую он так доблестно сражался.
Следующая серия посланий С. (между 435 и 437) посвящена вопросу о юрисдикции Римской кафедры над Вост. Иллириком, где епископ Фессалоникийский по традиции считался папским викарием. Однако в 435 г. еп. Периген Коринфский, митрополит Ахайи, поставил под сомнение прерогативы Фессалоникийской кафедры и отказался подчиняться папскому викарию. Митр. Анастасий Фессалоникийский направил в Рим Луку, еп. Диррахия (ныне Дуррес) и митр. Нового Эпира, с просьбой повлиять на Перигена. С. призвал еп. Перигена к смирению и велел соблюдать традицию, к-рую уважали его предшественники (PL. 50. Col. 610-611). Второе послание (от 8 июля 435) было адресовано митр. Анастасию и готовившемуся в Фессалонике Собору. Папа писал, что митрополит Фессалоникийский претендует не на к.-л. исключительные привилегии, но лишь на то, что было ему даровано предшественниками как викарию в Иллирике. По-видимому, Периген внял увещеваниям С., т. к. продолжения конфликт не получил (Ibid. Col. 611-612).
18 дек. 437 г. папа обратился с письмом к свт. Проклу, архиеп. К-польскому, призвав его не принимать без рекомендательных грамот прибывающих в К-поль епископов Вост. Иллирика, а также воздержаться от рассмотрения их жалоб, поскольку юрисдикция над этой территорией, по словам С., принадлежит Риму. В том же послании Римский епископ сообщал, что отклонил апелляцию Иддуи, еп. Смирнского, который ранее был осужден свт. Проклом (Ibid. Col. 612-613). Также 18 дек. 437 г. датировано послание С., адресованное всем епископам Иллирика. В связи с предстоящим Собором в Фессалонике Римский епископ послал в качестве своего легата пресв. Артемия и подтвердил прерогативы митр. Анастасия Фессалоникийского. С. призвал воздержаться от исполнения канонов восточных Соборов, которые не были одобрены в Риме и противоречат папским постановлениям (Ibid. Col. 616-618).
Практически вся деятельность С. была ориентирована на Восток, что в значительной мере определялось тем наследием, к-рое он получил от еп. Келестина I. На Западе мн. церковные структуры оказались в изоляции от Рима из-за варварских нашествий. Однако это не означало полного разрыва отношений. Так, Викентию Леринскому, писавшему в кон. 30-х гг. V в. «Памятную записку против Нестория», было известно послание С. от 17 сент. 433 г., адресованное архиеп. Иоанну Антиохийскому (Vincent. Lirin. Common. 32). Тем не менее в самой Италии деятельность С. ограничивалась текущими делами. Согласно Liber Pontificalis, за время пребывания на Римской кафедре он рукоположил 28 пресвитеров и 12 диаконов Римской Церкви, возвел 52 епископов на различные кафедры Италии.
При С. вновь стало известно об одном из видных деятелей пелагианства - Юлиане Экланском, к-рый в 418 г. был лишен кафедры за отказ признать окружное послание Римского еп. Зосима (Epistula Tractoria). Согласно хронисту Просперу Аквитанскому, Юлиан обратился к С. с просьбой принять его в церковное общение и восстановить на кафедре. Из-за вмешательства архидиак. Льва (в 440-461 папа Римский Лев I Великий) С. отверг это прошение. У Проспера Аквитанского это известие помещено под последним годом понтификата С. (Prosper. Chron. Anno 439 // PL. 51. Col. 596), однако, вероятно, эти события следует отнести ко времени сразу после избрания С. на Римскую кафедру.
Liber Pontificalis сообщает, что в марте 434 (спустя 1 год и 8 месяцев после поставления С.) некий Басс, по-видимому сенатор, выдвинул против Римского епископа тяжкие обвинения. По приказу императора Зап. Римской империи Валентиниана III (425-455) обвинения были рассмотрены Собором 56 епископов, признавших невиновность С. Басс был приговорен к наказанию за клевету: к отлучению от Церкви и конфискации имущества. Когда через 3 месяца Басс скончался, С., не державший на него зла, собственноручно совершил его погребение в фамильной усыпальнице при базилике св. Петра. Этот рассказ, вероятно, основан на 2 подложных документах: послании С. к вост. епископам (датировано 1 апр. 434) с извещением о своем оправдании Собором (Mansi. T. 5. Col. 1054) и полемическом трактате «Дело об очищении Сикста» (Gesta de Xysti purgatione). Они принадлежат к числу т. н. Симмаховых фальшивок, созданных в нач. VI в., чтобы обосновать неподсудность папы Римского.
В Liber Pontificalis особенно подробно описывается деятельность С. по строительству, восстановлению и украшению рим. храмов. Эти работы финансировались за счет казны Римской Церкви, а также за счет пожертвований имп. Валентиниана III. Так, император подарил 200 либр серебра для украшения гробницы (confessio) в базилике ап. Павла на Остийской дороге; гробницу ап. Петра в Ватиканской базилике С. украсил 400 либрами серебра, а император пожертвовал золотое изображение Спасителя и 12 апостолов. На средства С. была также роскошно украшена гробница сщмч. Лаврентия. Иногда строительство велось на частные средства. Так, некий пресв. Петр, родом из Иллирика, построил ц. св. Сабины (см. Санта-Сабина), о чем свидетельствует сохранившаяся мозаичная надпись. Возведение храма началось ок. 422 г., еще при еп. Келестине I, и завершилось после 432 г. Строительная деятельность С. была связана также с восстановлением зданий, пострадавших после взятия Рима вестготским кор. Аларихом в 410 г. Напрямую об этом говорится только в отношении нового серебряного фастигия (особой конструкции в виде триумфальной арки перед алтарным пространством) в Латеранской базилике, пожертвованного имп. Валентинианом III взамен унесенного варварами. С. провел строительные работы в Латеранском баптистерии, возможно, именно тогда баптистерий приобрел октагональный план взамен первоначального круглого. Во времена С. и, возможно, по его указанию была сделана надпись на крещальной купели (8 дистихов) (подробнее см. в ст. Латеранский комплекс).
Другой значительной постройкой времен С., о которой многократно упоминается в Liber Pontificalis, был «титул Луцины» на Марсовом поле, где воздвигли религ. комплекс во имя сщмч. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Лучина). Базилика была выстроена на месте прежней инсулы на участке, возможно предоставленном имп. Валентинианом III (упом. как один из главных ктиторов). При базилике был устроен баптистерий (стал 4-м в Риме наряду с баптистериями в Латеране, при базиликах Санта-Мария-Маджоре и Санта-Сабина). Надписи на контрфорсе и в апсиде свидетельствуют о том, что при С. также велись строительные работы в «титуле Апостолов» (Сан-Пьетро-ин-Винколи). За городом при базилике Апостолов на Аппиевой дороге С. основал мон-рь, один из первых в окрестностях Рима (см. в ст. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура). С. также установил в катакомбах Каллиста мраморную плиту с именами погребенных там епископов.
С именем С. связана и базилика Санта-Мария-Маджоре. Сооруженное или, по крайней мере, завершенное в понтификат С. здание сохранило, несмотря на все перестройки, первоначальный план и нек-рые элементы интерьера, гл. обр. в наосе (о мозаиках и иконографической программе базилики подробно см. в ст. Санта-Мария-Маджоре). В Liber Pontificalis перечисляются пожертвования базилике, сделанные Римским епископом: алтарь из чистого серебра весом 300 либр, богатое убранство и сосуды, дома и поместья, переданные для содержания церкви; упоминается также о возведении баптистерия с порфировыми колоннами, схожими, по-видимому, с установленными в Латеранском баптистерии. В отличие от др. храмов, возведенных при С., базилика Санта-Мария-Маджоре была построена и украшена полностью за счет церковной казны; в Liber Pontificalis в связи с ней не упоминается об императорских дарах.
С. был похоронен в катакомбах близ усыпальницы сщмч. Лаврентия на Тибуртинской дороге. Память С. впервые появляется с краткой заметкой из Liber Pontificalis в Мартирологе Адона Вьеннского под произвольной датой 28 марта. Оттуда она перешла в Мартиролог Узуарда, а далее в Римский Мартиролог (XVI в.). В совр. редакции Римского Мартиролога память С. перенесена на 19 авг., день его кончины.