(Сребрянский Митрофан Васильевич; 1.08 (или 31.07) 1870, с. Трехсвятское Воронежского у. и губ. (ныне с. Кашары Задонского р-на Липецкой обл.) - 5.04.1948, с. Владычня Лихославльского р-на Калининской (ныне Тверской) обл.), преподобноисп. (пам. 23 марта и 28 нояб. (обретение мощей), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе Тверских святых и в Соборе Воронежских святых), архим. Род. в семье потомственного свящ. Василия Васильевича Сребрянского (ок. 1838 - 14 февр. 1914), служившего в одном из храмов с. Трехсвятского, и его супруги Юлии Петровны (в девичестве Голубятникова), дочери священника. Через год после рождения Митрофана свящ. Василия Сребрянского перевели в ц. Казанской иконы Божией Матери близлежащего с. Макарье (ныне Новоусманского р-на Воронежской обл.). В семье было 10 детей, их воспитывали в большой строгости (напр., дети с 4 лет постились). Старший брат С., Иван, впосл. стал директором воронежской гимназии, остальные братья стали священниками: свящ. Стефан (род. ок. 1863) и его супруга Людмила Дмитриевна в нач. марта 1918 г. были зверски убиты на одном из хуторов Уфимской губ.; прот. Сергий (род. ок. 1867) служил в разных церквах Воронежской и Орловской губерний, умер от тифа в 1924 г. в с. Б. Приваловская Воронежской губ.; прот. Василий (22 июля 1874 - 10 авг. 1960) служил в Воронежской губ. и Центральночернозёмной обл., ему принадлежит более 100 трудов по пчеловодству.
М. В. Сребрянский окончил Воронежское ДУ (1889) и Воронежскую ДС (1892), под влиянием народнических идей поступил в Варшавский ветеринарный ин-т. Посещал правосл. храм в Варшаве, где познакомился со своей будущей женой - Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью протоиерея ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Владычня (Новоторжского у. Тверской губ. (ныне деревня Лихославльского р-на Тверской обл.)), окончившей курс тверской гимназии и навещавшей в Варшаве родственников. Склоняясь к духовному поприщу, долгое время размышлял о правильности выбранного им пути, пока ему во сне не явился его небесный покровитель - свт. Митрофан Воронежский, к-рый благословил его. 29 янв. 1893 г. они обвенчались; 2 марта еп. Воронежский Анастасий (Добрадин) рукоположил его во диакона; он получил место (назначение было подписано 18 янв.) в ц. первомч. Стефана слободы Лезиновка (Острогожского у. Воронежской губ., ныне село Россошанского р-на Воронежской обл.). 1 марта 1894 г. еп. Острогожский Владимир (Соколовский-Автономов) назначил диак. М. В. Сребрянского на место полкового священника 47-го драгунского Татарского полка, расквартированного в г. Рыпин (Плоцкой губ.); 20 марта рукоположил его во иерея; 9 апр. его зачислили в списки полка. В воспоминаниях С. писал о чудесных событиях, связанных с его рукоположением: хиротония должна была состояться в воронежском Акатовом во имя святителя Алексия монастыре: он уже отслужил там всенощную и скорбел, что примет сан священника не у мощей свт. Митрофана Воронежского, к-рые находились в Благовещенском кафедральном соборе. Однако утром стало известно, что еп. Владимир передумал и намерен служить в Благовещенском соборе. 15 янв. 1896 г. назначен 2-м священником двинского военно-крепостного собора (собор Рождества Христова в Даугавпилсе (Латвия)); с 1 сент. также исполнял обязанности законоучителя двинской начальной школы.
3 мая 1897 г. назначен священником полковой ц. Покрова Пресв. Богородицы 51-го драгунского Черниговского полка (Орёл), шефом которого была вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна; вступил в должность 25 мая. По воспоминаниям клира и паствы, был ревностным пастырем, прекрасным проповедником, обладал даром утешения страждущих. Он выстроил новое здание церкви (1898-1899), открыл при приходе б-ку и школу, построенную на свои средства (с 1 сент. 1903 заведующий школой и законоучитель в ней). По свидетельству мон. Надежды (Бреннер), в этот период удостоился явления Пресв. Богородицы, Которая благословила его строить храм и помогала в постройке Своим заступничеством (напр., при нехватке кирпича явилась во сне местной кирпичной заводчице и т. п.). Награжден набедренником (5 янв. 1895, за отлично-усердную службу), медалью «В память царствования имп. Александра III» (26 февр. 1896), скуфьей (21 дек. 1899, за труды в деле сооружения храма), золотым наперсным крестом с украшениями из Кабинета Его Императорского Величества (6 мая 1900, пожалован прмц. Елисаветой Феодоровной), камилавкой (6 мая 1903). Во время торжеств, связанных с прославлением мощей прп. Серафима Саровского в Сарове (с 17 июля 1903), был отдельно представлен прмц. Елисавете Феодоровне и беседовал с ней; вел. княгиня отметила в нем искреннюю веру, простоту, смирение и отсутствие лукавства.
15 янв. 1904 г. назначен полковым священником 51-го драгунского Черниговского полка, 11 июня, с началом русско-япон. войны, выступил со своим полком в поход в Маньчжурию. Во время службы в действующей армии вел дневник (печатался в ж. «Вестник военного духовенства»; в 1906 вышел отдельной книгой). 15 марта 1905 г. переведен в 61-ю пехотную дивизию на должность благочинного. В служебном формуляре указано, что свящ. М. В. Сребрянский был в сражениях Ляоянском (авг. 1904), Шанхайском (сент.-окт. 1904), у Инкоу (дек. 1904 - янв. 1905), в Мукденских сражениях (февр.-март 1905), у дер. Санвайцзы (июнь 1905), где «под огнем неприятеля совершал богослужения, напутствовал раненых и погребал убитых». При любой возможности ставил походную церковь и служил (в дневнике он отмечал, что облачение и напрестольный крест подарила ему прмц. Елисавета Феодоровна). 3 мая 1906 г. вместе с 61-й дивизией покинул Маньчжурию и 2 июня вернулся в Орёл. За период войны был награжден орденом св. Анны 3-й степени с мечами (5 нояб. 1904, «за отличие в делах с японцами с 13 по 25 авг. 1904 г.»), орденом св. Анны 2-й степени с мечами (19 мая 1905, «за разновременные отличия в делах против японцев»), золотым наперсным крестом на георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества (27 авг. 1905), орденом св. Владимира 4-й степени с мечами (1 нояб. 1905, «за труды под огнем противника 18 июня 1905 г. у д. Санвайза»).
12 окт. (по др. данным, 16 сент.) 1906 г. за выдающиеся заслуги во время русско-япон. войны был возведен в сан протоиерея. В семье не было детей; супруги воспитали 3 племянниц-сирот и приняли решение взять на себя подвиг целомудрия. Прмц. Елисавета Феодоровна, занимаясь устройством Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия, рассматривала различные проекты устава и искала духовника для обители, похожего на прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). Книга прот. М. В. Сребрянского о служении на войне и его образ жизни заинтересовали вел. княгиню: она вызвала его в Москву, обсудила с ним устав обители, а также предложила ему должность духовника. Он долго отказывался, но в результате чудесного случая (во время прогулки, когда он окончательно решил отказать прмц. Елисавете, у него парализовало руку, и лишь через 2 часа, после раскаяния и молитвы, он почувствовал руку вновь) дал согласие. Однако орловская паства не хотела отпускать прот. Митрофана, и он несколько месяцев медлил с отъездом, затем написал отказ. После этого, как написано в его воспоминаниях, он «снова лишился руки». Его вызвали в Москву; после молитвы об исцелении перед Иверской иконой Божией Матери и обещания принять предложение прмц. Елисаветы Феодоровны, рука «была возвращена». После он поехал в Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь, где взял на новое поприще благословение у прп. Алексия (Соловьёва) и др. старцев. Когда прот. М. В. Сребрянский уезжал из Орла, многотысячная толпа «запрудила вокзал и полотно железной дороги, так что поезд не мог двинуться»; вызывали конную полицию, и лишь спустя неск. часов «поезд отошел, провожаемый плачем и стонами покинутых духовных детей».
27 сент. 1908 г., поскольку обустройство Марфо-Мариинской обители еще не было завершено, митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) назначил прот. М. В. Сребрянского настоятелем ц. Покрова Пресв. Богородицы на Б. Ордынке. После открытия обители (10 февр. 1909) он приступил к своим обязанностям духовника сестер, настоятеля храма, помощника и духовного наставника настоятельницы обители. Прмц. Елисавета Феодоровна неоднократно писала о нем имп. мч. Николаю II Александровичу, отмечая его искреннюю веру, строгую аскезу, любовь к людям, глубокую образованность. Три раза в неделю прот. М. В. Сребрянский устраивал открытые лекции, на которые приходило много людей. На исповедь к нему также приезжали издалека. 2 окт. 1916 г. награжден митрой «за отлично-усердное служение его Святой Церкви, труды по обстоятельствам военного времени и полезную деятельность в обители».
Осенью 1917 г., по время революционных событий, прмц. Елисавету Феодоровну пытались арестовать; однако возглавлявший отряд унтер-офицер узнал в прот. М. В. Сребрянском, вышедшем побеседовать с солдатами, знаменитого пастыря из Орла и увел солдат. Прмц. Елисавету Феодоровну арестовали 7 мая 1918 г. и в тот же день выслали в Екатеринбург: она передала общи
ну попечению прот. М. В. Сребрянского и сестры-казначеи. 25 дек. 1919 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) наградил прот. М. В. Сребрянского грамотой и иконой Спасителя.
В этот период они с супругой решили принять монашество. Постриг был совершён по благословению патриарха Тихона до 1922 г. (по др. данным, в 1919); прот. Митрофан был наречен именем Сергий, во имя прп. Сергия Радонежского, Ольга Владимировна - именем Елисавета, в память о прмц. Елисавете Феодоровне. Вскоре С. был возведен в сан архимандрита. 23 марта (по др. данным, 10 мая) 1923 г. арестован ГПУ за оглашение в церкви послания патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей (от 28 февр. 1922) - несмотря на то что изъятие ценностей в храмах обители прошло без эксцессов. 24 авг. 1923 г. комиссией при НКВД РСФСР по адм. высылкам по обвинению в антисоветской агитации был осужден на срок 1 год ссылки в г. Берёзов (ныне пос. Берёзово в Ханты-Мансийском АО). Ссылку отбывал в Тобольске, где сблизился с мч. Феодором Ивановым. 27 февр. 1925 г. С. вернулся к служению в Марфо-Мариинской обители и поселился в своей старой квартире в одном из домов обители. Ему было разрешено совершать службы и произносить проповеди и запрещено занимать адм. должности в приходе и принимать участие в приходской деятельности. В 1925 г. началась кампания по закрытию обители; часть келейного корпуса была отведена под поликлинику. Некоторые ее работники, желая занять квартиру С., донесли на него в ОГПУ. 29 апр. он был вновь арестован по обвинению в антисоветской деятельности и помещен в Бутырскую тюрьму. 2 июля С. был освобожден; за это время сестер арестовали, обитель закрыли, квартиру С. заняли. Вместе с мон. Елисаветой С. уехал в с. Владычня (ныне Тверской обл.) и поселился в доме тестя. С 1927 г. стал служить в ц. Покрова Пресв. Богородицы. К нему приезжали духовные чада, многие по его молитвам получали исцеления. Продукты и одежду, которые ему привозили, С. раздавал нуждающимся.
30 и 31 янв. 1930 г. в ОГПУ на С. поступили доносы; через неск. дней он был арестован. 23 марта было составлено обвинительное заключение, для к-рого использовался написанный С. «Дневник полкового священника». На основании выдержек из дневника С. инкриминировали монархические настроения, «борьбу с революционным движением в 1905 году», поддержку «контрреволюционных воззваний» свт. Тихона в отношении церковных ценностей, срыв мероприятий, связанных с коллективизацией, и др. С. виновным себя не признал. 7 апр. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорен к 5 годам ссылки в Северный край.
С. жил в одной из деревень на р. Пинеге, работал на лесозаготовках - водил лошадь, возившую бревна, и корчевал пни. К нему на поселение приехали мон. Елисавета и мон. Милица (Заморина), знавшая С. еще по служению в Орле. Окрестные жители любили С., видя в нем молитвенника и труженика. Через 2 года из-за преклонного возраста, болезней, а также за успешно выполняемую работу С. был досрочно освобожден без права проживания в Москве и Московской обл. В 1933 г. С. и мон. Елисавета приехали в Москву на один день, простились с разоренной Марфо-Мариинской обителью и уехали в с. Владычня.
Они поселились на краю села в доме, к-рый им купили духовные чада С.; ходили молиться в оставшийся незакрытым храм прор. Илии в соседнем селе. С. тайно служил по домам, окормлял чад. В последние годы жизни при нем жили вернувшиеся из ссылки неск. монахинь Марфо-Мариинской обители (мон. Любовь (Журило), мон. Надежда (Бреннер) и др.). С. сам ухаживал за парализованной мон. Елисаветой. Окружавшие его люди отмечали, что С. обладал дарами исцеления, прозорливости, непрестанной молитвы. Духовником С. в 1945-1948 гг. был прот. Квинтилиан Вершинский.
Воспоминания о С. оставили мон. Надежда (Бреннер), прот. Квинтилиан Вершинский, Н. Н. Соколова и др. С. преставился 5 апр. 1948 г., похоронен на местном кладбище с. Владычня при значительном стечении людей. Мон. Елисавета скончалась через 2 года. Когда ее хоронили, случайно сдвинули крышку гроба С., его мощи оказались нетленными. Местное почитание С. началось сразу после похорон. 19 сент. 1999 г. С. был канонизирован в Тверской епархии как местночтимый святой. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 11 дек. 2000 г. состоялись обретение и перенесение его мощей в кафедральный собор Воскресения Христова г. Твери. В 2002 г. в скиту Марфо-Мариинской обители во Владычне (основан в 2000) была построена деревянная церковь, освященная во имя С.