(Моргачёва Евфимия Ефимовна, в схиме Евфимия; 14.09.1806, с. Ломовое Раненбургского у. Рязанской губ.- 13.02.1877, Сезёновский мон-рь в с. Сезёнове Лебедянского у. Тамбовской губ.), местночтимая прп. (пам. 13 февр.; также в Соборах святых: Тамбовских - 28 июля, Воронежских - 4 сент., Липецких - 10 сент., Рязанских - 10 июня), первая игумения Сезёновского в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновского женского монастыря (ныне в Елецкой и Лебедянской епархии Липецкой митрополии).
С. происходила из крестьянской семьи. В детстве отличалась кротким и незлобивым характером; избегала шумных игр, предпочитая вместо этого помогать родителям в воспитании младшего брата Игнатия (впосл. иеромонах Димитриевского муж. мон-ря Ряжского у. Рязанской губ.; всего кроме С. в семье было 3 сына и 2 дочери). По достижении брачного возраста, несмотря на наличие предложений от женихов, приняла решение посвятить жизнь служению Богу. Родители с пониманием относились к стремлению С. к духовной жизни и не препятствовали ей. Весной 1824 г., направляясь с паломничеством в Киев, познакомилась с затворником блж. Иоанном (Быковым Иваном Лукичом; † 1839; местночтимый святой), жившим в уединенной келье в с. Сезёнове; с этого времени считала его своим духовным руководителем. Следуя совету блж. Иоанна, отказалась принять монашество и остаться в Киеве. По возвращении из Киева обучилась грамоте у жившей в с. Юсове Раненбургского у. мон. Дарии (Харлампьевой); стала с усердием читать Свящ. Писание и религ. лит-ру.
В 1825 г. семья С. решила переселиться в Самарскую губ. Блж. Иоанн посоветовал С. остаться в родных местах. Т. к. семейный дом С. в с. Ломовом был продан, она жила в построенной для нее крестьянами близ приходского храма маленькой келье, где первоначально не было даже печи. С. постоянно посещала церковные службы, читала в селе Псалтирь по усопшим, часто встречалась и беседовала с блж. Иоанном. Жила на подаяние односельчан, для которых выполняла мелкие работы: пряла, вязала, шила, помогала в поле. Блж. Иоанн не благословил С. на подвиг юродства, к которому она склонялась, порекомендовав вместо этого строго соблюдать уединение и проводить время в молитве, духовном чтении и богомыслии.
В 1838 г. блж. Иоанн принял решение построить на месте своих подвигов в с. Сезёнове большой, каменный, 7-престольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Помощницами в этом начинании он избрал С. и жившую в с. Сезёнове и прислуживавшую ему в качестве послушницы старицу прп. Дарию (Кутукову; 1782-1858; местночтимая святая). Блж. Иоанн благословил С. ходить по окрестным городам и селам со сборной книгой, испрашивая пожертвования на строительство храма. Вскоре после кончины блж. Иоанна в 1839 г. прп. Дария и С. были отстранены недоброжелателями от строительства храма. Однако осенью 1840 г. прп. Дарию попросили вернуться в Сезёново; туда же переселилась С. Она намеревалась вести в Сезёнове монашеский образ жизни вместе с прп. Дарией и еще 4 сестрами, однако вскоре ей пришлось принять деятельное участие в реализации намерения сестер основать в память о блж. Иоанне на месте его подвижничества и погребения жен. мон-рь.
В 1840-1844 гг. С. постоянно странствовала с целью сбора пожертвований по городам и селам Рязанской губ. После 1845 г. она в течение 8 лет находилась в С.-Петербурге, откуда высылала в Сезёново прп. Дарии пожертвования и приобретаемые на средства благотворителей иконы, церковную утварь и др. предметы, к-рые требовались для устройства храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1849) и буд. мон-ря. В 1845 г. С. впервые подала в Святейший Правительствующий Синод прошение об открытии монастыря, однако оно не было удовлетворено. В следующем году С. составила новое прошение - о дозволении учредить не мон-рь, а жен. монашескую общину, к-рое после нек-рого промедления получило положительный ответ. В окт. 1849 г. была официально учреждена Сезёновская Иоанновская жен. община; ее начальницей была утверждена прп. Дария. 11 апр. 1853 г. по ходатайству С. община была преобразована в заштатный третьеклассный общежительный Сезёновский мон-рь.
Вернувшись в 1853 г. в Сезёново, С. 20 дек. приняла монашеский постриг и была избрана настоятельницей мон-ря, т. к. прп. Дария по причине преклонного возраста отказалась занять эту должность. 22 нояб. 1855 г. С. была официально утверждена игуменией мон-ря; 14 мая 1860 г. в награду за понесенные труды ей был пожалован наперсный крест. Сначала в сотрудничестве с прп. Дарией, а затем самостоятельно С. неустанно занималась организацией внешней и внутренней жизни мон-ря. Благодаря ее заботам к кон. 50-х гг. XIX в. были достроены монастырская ограда и заложенный прп. Дарией в 1849 г. 5-престольный храм в честь Рождества Христова. В 1864 г. С. начала перестройку сооруженного в нач. 50-х гг. XIX в. под рук. прп. Дарии на месте кельи блж. Иоанна храма в честь Преображения Господня. Новый храм, освященный во имя Св. Троицы, был 2-этажным. На нижнем этаже, углубленном по окна в землю, располагались захоронения блж. Иоанна и прп. Дарии, перед к-рыми горели неугасимые лампады. В левом приделе храма находился колодец, вырытый прп. Дарией в 1854 г. в соответствии с полученным ей от блж. Иоанна откровением; вода в колодце считалась целительной. С. руководила строительством неск. служебных зданий мон-ря: келий для монахинь, трапезной, сиротского приюта и др. Она намеревалась устроить также колокольню, однако этот замысел осуществить не успела. Во время игуменства С. земельные владения мон-ря достигли 700 дес.; сельское хозяйство обеспечивало жизнь многочисленных насельниц обители. С. охотно принимала в число монахинь всех обращавшихся, оказывала им материальную и духовную помощь в начальный период обустройства в монастыре. Малолетние дети поступавших в мон-рь насельниц при необходимости помещались в приют, куда принимали также сирот; при приюте была организована начальная школа, где детей учили не только наукам, но и ремеслам.
Несмотря на начальственное положение и хозяйственные заботы, С. вела строгую монашескую жизнь: постоянно совершала по четкам Молитву Иисусову, ежедневно помимо обычного монашеского правила читала Псалтирь, часто молилась по ночам в келье и в храме возле могил блж. Иоанна и прп. Дарии; просила сестер в свободное вечернее время читать для нее в келье жития святых; была неприхотлива в еде, предпочитая растительную пищу.
В нач. 70-х гг. XIX в. здоровье С. стало ослабевать; с 23 нояб. 1876 г. она уже не выходила из кельи. Чувствуя приближение кончины, С. неск. раз приобщалась Св. Таин, над ней было совершено таинство Елеосвящения. В самый день кончины С. по ее просьбе была пострижена служившим в мон-ре свящ. Георгием Тихонравовым в великую схиму с именем Евфимия. До последних минут С. сохраняла здравое сознание; перед смертью простилась с окружавшими ее насельницами и прихожанами мон-ря. С. была погребена в нижней части построенного ею Троицкого храма.
В 20-40-х гг. XX в. храмы и здания Сезёновского мон-ря подверглись разорению. После возвращения сохранившихся построек мон-ря РПЦ в 2005 г. в нижней части Троицкого храма у левой стены в склепе были обнаружены останки С., а также фрагменты гроба, облачения, обуви. Обретенные мощи С. были перезахоронены на том же месте и ныне почитаются насельницами возрожденной обители и паломниками.