(Ломидзе Симеон) [груз. სერაპიონი გარეჯელი] (1789, с. Сакулия, царство Имерети (Зап. Грузия) - 18.07. 1851, лавра Давидгареджи, пуст. Гареджи, Тифлисская губ.), прмч. (пам. груз. 12 авг., в Соборе Гареджийских преподобномучеников (см. ст. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар и Симон Гареджийские)) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), иером., насельник монастыря Давидгареджи пуст. Гареджи.
Долгое время о С. Г. и пострадавших с ним преподобномучениках не было известно ничего, кроме их монашеских имен и обстоятельств кончины. Сведения о святых собрал по архивным материалам диак. Г. Мачуришвили. С. Г. род. в крестьянской семье, в раннем возрасте научился грамоте, изучал Свящ. Писание, церковное пение и Типикон. После женитьбы в 1812 г. Симеон с благословения митр. Кутаисского сщмч. Досифея (Церетели) был рукоположен во диакона еп. Никозским Афанасием (Мачавариани) в Архангельской ц. с. Сакулия. В 1814 г., после смерти супруги, диак. Симеон решил принять постриг, оставил малолетнего сына (род. в 1812) на попечение своей семьи и переехал в Вост. Грузию. С благословения настоятеля монастыря Давидгареджи архим. Илариона (Вачнадзе) диак. Симеон жил сначала в с. Сагареджо с насельниками пуст. Гареджи, через 2 года был переведен в качестве послушника в мон-рь Давидгареджи. В 1821 г. из-за болезни диак. Симеон вновь переехал в с. Сагареджо и заштатно служил в местной ц. апостолов Петра и Павла.
Очевидно, узнав об этих обстоятельствах, экзарх Грузии архиеп. Иона (Василевский (Васильевский); 1821-1832) 14 апр. 1825 г. потребовал от благочинного Сагареджойского благочиннического окр. Телавского у. прот. Давида Киташвили разъяснить ситуацию и прислать к нему диак. Симеона (сохр. рапорт прот. Д. Киташвили от 19 апр.- ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 1354. Л. 8). Также по указанию экзарха Грузино-Имеретинская синодальная контора изучила обстоятельства дела и выяснила, что диак. Симеон не имел «разрешения и письменного согласия тамошнего (т. е. имеретинского.- Авт.) духовного правительства» (заключение конторы см.: Там же. Л. 6), что этот вопрос уже пытался разрешить в 1818 г. временно исполнявший обязанности настоятеля Давидгареджи архим. Виталий (Борисов-Жегачёв; в 1817-1818 ректор Тифлисской ДС, позже архиепископ Астраханский и Енотаевский), пославший запрос митр. Имеретинскому сщмч. Досифею, от которого пришел ответ 22 мая (Там же. Л. 5).
В 1825 г. диак. Симеон получил разрешение экзарха жить в с. Сагареджо и заштатно служить в ц. апостолов Петра и Павла (Там же. Л. 7); 3 июня 1830 г. с благословения экзарха диак. Симеон вновь стал насельником Давидгареджи. 4 нояб. 1843 г. настоятель Давидгареджи архим. Иоанн (Авалиани) обратился к экзарху Грузии архиеп. Евгению (Баженову; 1834-1844) с просьбой разрешить постриг диак. Симеона с последующим рукоположением его во иерея (распоряжение архиеп. Евгения Грузино-Имеретинской синодальной конторе от 25 нояб. см.: ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 8706. Л. 1). 13 дек. синодальная контора рассмотрела этот вопрос; 27 дек. архим. Иоанн постриг диак. Симеона в монахи с наречением имени Серапион. 4 янв. 1844 г. в тифлисском кафедральном соборе Сиони экзарх рукоположил С. Г. во иерея.
С. Г. принял мученическую кончину в Давидгареджи 18 июля 1851 г. во время нападения на мон-рь лезгин. Сохранилось письмо в Грузино-Имеретинскую синодальную контору архим. Иоанна (Авалиани) от 25 июля, к-рый во время этих событий находился в Тифлисе и, вернувшись, собрал свидетельства выживших очевидцев. Из документа известно, что лезгины проникли в обитель вечером и обратились с просьбой попить воды. В монастыре в это время было 9 монахов и 7 послушников; еще двое послушников ходили за водой и, увидев в мон-ре чужих людей, убежали за помощью в др. мон-рь Гареджи - Натлисмцемели; еще трое успели спрятаться. Лезгины взяли в плен 5 чел., остальных убили, мон-рь разграбили.
Очевидно, убиенные братия, в т. ч. С. Г., были причислены ГПЦ к лику святых в 1946 г.: в церковных календарях за 1945 и 1946 гг. их имена отсутствуют, а в календаре за 1947 г. они уже упоминаются как преподобномученики Гареджийские.