(† 2.05. 1653), свт. (пам. 28 июля - в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), митр. Сарский и Подонский (1637-1653), местоблюститель Патриаршего престола (1640-1642, 1652). Род. в г. Кашине Тверского у. Его родители - прот. Савва Максимов Сысоев и Стефанида (в схиме Филонида; † 17 марта 1634) (Лебедев. 1867. С. 60; Павел (Крылов). 1897. С. 51). С. продолжил служение отца, став священником кашинской ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Болоте (была приписана к Воскресенскому собору как кладбищенская). Родители С. были похоронены у юж. стены этого храма, в память о них С., уже будучи митрополитом, прислал церкви 25-пудовый колокол (Арсений (Завьялов), архим. Описание кашинского Димитровского мон-ря Тверской епархии. Тверь, 1901. С. 3; Завьялов И., свящ. Г. Кашин, его история, святыни и достопримечательности. СПб., 1909. С. 55).
Овдовев, С. принял монашество в Макариевом Калязинском во имя Святой Троицы мужском монастыре, начавшем восстановление после разорения в Смутное время.
Не ранее 1628 г. калязинский старец стал настоятелем Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря в Москве. Его предшественник, архим. Евфимий, в кон. окт. 1628 г. был возведен на Тверскую кафедру (Строев. Списки иерархов. Стб. 170). После разрухи Смутного времени мон-рь стал «божедомским», в нем отпевали умерших внезапной или насильственной смертью. В 1630-1634 гг. при архим. С. в Спасо-Андрониковом монастыре пребывал «грек архимандрит Никифор, называемый «затворник»», приехавший в Россию за милостыней из афонского скита св. Анны (Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. // ЧОЛДП. 1884. № 3. С. 295).
В день кончины патриарха Филарета (Романова), 1 окт. 1633 г. (в праздник Покрова Пресв. Богородицы), среди настоятелей московских обителей, участвовавших в соборовании, был и архимандрит «Ондроньевскаго» мон-ря (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1884. Стб. 1048), т. е. С. Очевидно, он участвовал и в отпевании почившего предстоятеля. Царь Михаил Феодорович во время богомольной поездки по Москве и ее окрестностям 13 мая 1634 г. «ходил молитца к Спасу на Новое и в Симонов и в Ондроньев монастыри» (РИБ. Т. 9. С. 558). Возможно, посещение царем Андрониковой обители способствовало церковной карьере будущего митрополита.
8 июля 1634 г. новый патриарх Иоасаф I (1634-1640) перевел С. настоятелем во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырь во Владимире-на-Клязьме, где он провел 3 года (Соловьёв. 1894. С. 74; Григорий (Воинов), архим. Списки настоятелей моск. Спасо-Андрониева 2-кл. монастыря. М., 18912. С. 17).
1 янв. 1637 г. в Успенском соборе была совершена архиерейская хиротония С., к-рый в присутствии царя был возведен на Сарскую и Подонскую кафедру, называвшуюся также по местоположению владычной резиденции Крутицкой (в лит-ре с нач. XIX в. встречаются ошибочные сведения о поставлении С. в 1543 - ИРИ. Ч. 1. С. 237).
С. обратился к царю с челобитьем, чтобы разрешить вопрос, связанный с епархиальной вотчиной, располагавшейся южнее Москвы. Царь Михаил Феодорович пожаловал в 1624 г. Сарскому и Подонскому митр. Ионе (Архангельскому) грамоту на владение с. Сундырь, где была устроена Троицкая пуст. Позднее, очевидно, возникла проблема с проведением ремонтно-строительных работ, но местные жители, чуваши и черемиса, препятствовали «крутицким» крестьянам «рубить лес в округе домовой вотчины Сундырской пустыни… в Кокшайском уезде». После обращения С. царь послал соответствующую «указную» грамоту в Кокшайск воеводе Л. И. Дубенскому (Описание грамот Коллегии экономии. М., 2018. Т. 2. С. 223).
Уже вскоре после своей архиерейской хиротонии, 15 февр. 1637 г., С. участвовал в совершении традиц. панихиды о почивших предстоятелях Русской Церкви в Успенском соборе Московского Кремля, к-рую возглавлял патриарх Иоасаф I (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1884. Стб. 118).
В «Лествице властем», составленной при патриархе Иоасафе I и сохранившейся в архиве Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря, первоначально названы митрополиты свт. Аффоний Новгородский, Матфей Казанский и Варлаам II Ростовский, 4-м указан «Серапион митрополит Сарский и Подонский» (Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 3. С. 263).
В 1640 и 1641 гг. С. вместо патриарха по благословению последнего совершал чин «шествия на осляти» в день Вербного воскресения (Устинова. 2013. С. 46; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 464 об.).
21 нояб. 1640 г. по указу умирающего патриарха С. вместе с архимандритом Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря Кириллом, игуменом московского в честь Богоявления мужского монастыря Ионой, патриаршим духовником соловецким иером. Серапионом и др. священниками «святили маслом» патриарха Иоасафа I (Устинова. 2013. С. 39-40; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 426-426 об.). После кончины Иоасафа I († 28 нояб. 1640) С. более года был местоблюстителем Патриаршего престола.
Отпевание и погребение почившего патриарха 3 дек. 1640 г. возглавил старейший по времени своей хиротонии Ростовский митр. Варлаам II, которому сослужил С. с духовенством (РИБ. Т. 10. С. 225). Сарского и Подонского митрополита сопровождали его протодиакон, большая «станица» певчих, «подъяки», «орлешник и посошник» (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1884. Стб. 1052). Как местоблюститель С., вероятно, взял на себя подготовку к патриаршему погребению. В расходных книгах Патриаршего казенного приказа сохранились записи об этом погребении, сделанные в первые дни после смерти патриарха: были заказаны «гроб дубовый», «святительская шапка» из «хлопчатой бумаги», разнообразные ткани на облачение патриарха, покров на обивку «одра» в Успенском соборе, кирпич «выкладывать могилу» и проч. (Устинова. 2013. С. 81-84; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 601-608). Проводилась массовая раздача милостыни, для нищих были организованы поминальные столы в патриаршей Столовой палате. На патриаршем погребении были произведены огромные денежные раздачи, так, С. получил 40 р. (Устинова. 2013. С. 84; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Л. 608 об.).
Последующие поминальные мероприятия по почившем патриархе также организовывал и проводил С. Напр., 3 марта 1641 г. по царскому указу С. с Коломенским еп. Рафаилом в присутствии многочисленных архимандритов, игуменов и представителей белого духовенства служил в Успенском соборе панихиду по патриархе. После панихиды состоялась щедрая раздача денег духовенству из патриаршей казны. Сам С. получил 1 р. (Устинова. 2013. С. 55; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 490-490 об.).
Во время местоблюстительства С. в отсутствие патриарха из патриаршей казны в государеву на оплату ратным людям и на др. нужды были сделаны колоссальные займы - в мае и июне 1641 г. в Новгородскую четверть были взяты 4500, 500 и 5702 р. соответственно (Устинова. 2013. С. 56-57; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 492 об.- 494).
17 июня 1641 г. С. возглавил хиротонию во архиепископа Астраханского Пахомия (Борзунова), бывш. архимандрита Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря.
В 1641 г. по повелению царя Михаила в Москву была принесена из нижегородского имения кн. Б. М. Лыкова-Оболенского Страстная икона Божией Матери. На месте встречи чудотворного образа у Тверских ворот был возведен храм, который положил начало Страстному иконы Божией Матери женскому монастырю. Вероятно, С. принимал участие в этом торжестве.
В нач. янв. 1642 г. в Москве проходил Земский собор, созванный для того, чтобы решить судьбу взятого и удерживаемого донскими казаками Азова. На 1-м заседании присутствовали Крутицкий митрополит, архимандриты и игумены. Нужно было в письменном виде выразить свое мнение по данному поводу: «…а к Крутицкому митрополиту Серапиону послано таково ж письмо, чтобы он, собрав архимаритов и игуменов, и протопопов и весь Освященный Собор, о том деле говоря и написав мысль свою на письме, объявили государю» (СГГД. Ч. 3. С. 380). 13 янв. ответ духовенства «принял от Крутицкого митрополита сын боярский Семен Сатынников», в к-ром говорилось: «…нам, государь, то все не за обычай. А будет, государь, по настоящему нынешнему времени твое Царское величество изволит рать строить; и мы, твои государевы богомольцы, ратным людям в подможение ради помогать, елико сила наша может» (Там же. С. 384; см. также: Черепнин Л. В. Земские Соборы Русского гос-ва в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 262-272).
Для избрания нового предстоятеля Русской Церкви в Москву на Избирательный Собор собрались иерархи. После 2-го молебна в Успенском соборе жребий вынул С. (ДРВ. 1788. Ч. 6. С. 235). Интронизация патриарха Иосифа (1642-1652) состоялась в воскресенье 27 марта 1642 г. в Успенском соборе. С. присутствовал на последовавшем затем царском приеме (Там же. С. 247). На следующий день иерархи нанесли визит патриарху, а 14 апр., на Пасхальной неделе в четверг, на приеме у царя были патриарх Иосиф, Новгородский митр. свт. Аффоний и С., а также настоятели мон-рей (Там же. С. 256-257).
Во время венчания на царство Алексея Михайловича 28 сент. 1645 г. С. совершил каждение принесенных царских регалий перед московским Успенским собором (Там же. Ч. 7. С. 245-246).
3 июня 1648 г., после того как 1 июня в Москве вспыхнул Соляной бунт, патриарх Иосиф по царскому повелению с Владимирской иконой Божией Матери выходил к Лобному месту на Красной пл. с целью усмирения народа; первосвятителя сопровождали 2 иерарха - С. и Суздальский архиеп. Серапион (1634-1653) (Севастьянова. 2003. С. 15-16; Базилевич К. В. Городские восстания в Моск. государстве XVII в.: Сб. док-тов. М.; Л., 1936. С. 74), однако их увещания остались безуспешными.
С. участвовал в Земском соборе 1649 г., к-рый принял Соборное уложение, заменившее Судебник 1550 г. царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Крутицкому митрополиту принадлежит 3-я подпись на свитке Уложения, следующая после подписей патриарха и Ростовского митр. Варлаама (Соборное уложение 1649 г.: Текст, коммент. Л., 1987. С. 404). 11 марта 1649 г. С. участвовал в поставлении Новоспасского архим. Никона (Минова) (впосл. патриарх Московский и всея Руси) на Новгородскую и Великолукскую митрополию (Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 613-614). Подпись С. стоит также под Соборным решением о единогласном пении, по к-рому вышло постановление не вносить изменений в существующую практику (Деяние Моск. церк. Собора 1649 г.: (Вопрос об единогласии в 1649-1651 гг.) // ЧОИДР. 1894. Кн. 4. Отд. 3. С. 33, 37). Решение подверглось критике царского духовника протопопа Стефана Вонифатьева (см. также Ревнителей благочестия кружок). Вскоре после этого патриарх Иосиф обратился за пояснениями к К-польскому патриарху Парфению II Новому (Молодому) (1644/46-1651), указав и на данную проблему. По получении от него ответа 9 февр. 1651 г. в царских палатах собрались Освященный Собор и Боярская дума, к-рые «уложили пети единогласно, и грамоты по всем градом были посыланы» (ААЭ. Т. 4. С. 487; см. также: Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 365-366). Среди иерархов, участников Собора, упоминается и С. (Служебник. М., 1651. Л. 5).
В конце апр. 1652 г. царь Алексей Михайлович выдал С. послушную грамоту, свидетельствующую о том, что он «выменил полюбовно у боярина у князя Юрья Алексеевича Долгорукова в Московском уезде, в Васильцове стану, пустошь Новинки на свою пустошь Малцово в том же уезде» (Соловьёв. 1894. С. 76). В качестве вотчины С. известно также с. Нов. Воскресенское (Описание грамот Коллегии экономии. М., 2016. Т. 1. С. 305). В 1652 г. во время «посадского строения» пострадали московские владения С.- были обмерены и переданы под выгоны и государеву пашню земли между Кожуховской и Коломенской дорогами (Смирнов П. П. Посадские люди и их классовая борьба до сер. XVII в. М., 1948. Т. 2. С. 358).
В грамоте в Калязинский мон-рь, где принял иноческий постриг С., он называет его «великою обителию» (Лебедев. 1867. С. 109-110). В описании обители указаны евхаристические сосуды, пожертвованные Сарским и Подонским митрополитом в место своего пострижения (Описание Троицкого Колязина мон-ря. Тверь, 1853. С. 41). С. сделал также 2 вклада в Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра): 4 июня 1639 г. он пожаловал «денег 20 рублев», 13 марта 1650 г.- комплект облачений (риза, епитрахиль и поручи) «да денег 20 рублев» (Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987. С. 39). В Кормовой книге Троице-Сергиева мон-ря он был отмечен одним из вкладчиков среди Крутицких архиереев: «Вл(а)д(ы)ки Крутицкие: митрополита Матфея, митрополита Павла, митрополита Серапиона» (Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: (Исслед. и публ.). М., 2008. С. 241).
15 апр. 1652 г. С. вместе с Ростовским митр. Варлаамом возглавил богослужение в Успенском соборе наряду с др. иерархами в день кончины патриарха Иосифа (Собрание писем царя Алексея Михайловича / Изд.: П. И. Бартенев. М., 1856. С. 165; БЛДР. Т. 17. С. 305), 17 апр. участвовал в погребении почившего первоиерарха, а на следующий день был у царя на пасхальной (празднично-поминальной) трапезе вместе с митрополитами Казанским Корнилием (1650-1656) и Ростовским Варлаамом II (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 306).
9 июля 1652 г. С. принял участие во встрече в Москве мощей свт. митр. Филиппа Московского (см. Филипп II (Колычев), свт.), а 17 июля присутствовал на праздничной трапезе в царских палатах (Там же. Стб. 321-322; см. также: Николаевский П. Ф., прот. Путешествие Новгородского митр. Никона в Соловецкий мон-рь за мощами свт. Филиппа // ХЧ. 1885. № 3/4. С. 330).
После интронизации нового патриарха Никона 25 июля 1652 г. 8 авг. состоялось поставление Новгородского митр. Макария III (1652-1662), затем, 15 (или 22) авг.- хиротония нового Ростовского и Ярославского митр. Ионы (Сысоевича) (1652-1690) (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 324-325). Во всех этих событиях по своему статусу должен был принимать участие С. 16 февр. 1653 г. Сарский и Подонский митрополит сослужил патриарху Никону на панихиде в Успенском соборе по всем предстоятелям Русской Церкви (Севастьянова. 2003. С. 56). Это последнее известное событие, связанное с именем С.
По имевшейся традиции С., достигнув преклонного возраста, оставил кафедру и ушел на покой в обитель своего пострижения - Калязинский мон-рь, где вскоре скончался. Исследователи XIX - нач. XX в. датировали кончину С. 2 мая 1652 г. (Павел (Крылов). 1897. С. 52; Денисов. С. 827), в то время как датировать кончину святителя следует 1653 г. (в совр. литературе встречается также мнение, что он скончался в 1654 (Барсегян (Куксинская) Т. В. Московский Спасо-Андроников мон-рь: Посвящ. 650-летию основания обители и иконописцу прп. Андрею Рублёву. М., 2013. С. 110). Ошибочно и утверждение, что С. был погребен на Крутицах (Григорий (Воинов), архим. Списки настоятелей моск. Спасо-Андрониева 2-кл. мон-ря. М., 18912. С. 17; Строев. Списки иерархов. Стб. 1035; Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 3. С. 92). Скончавшегося иерарха погребли в Троицком соборе Калязина монастыря, «в западной части паперти с правой стороны от западных дверей соборного храма» (Павел (Крылов). 1897. С. 52).
В зап. части паперти-галереи, правее от входа в храм, на месте погребения С. впосл. была устроена гробница из белого камня. Во 2-й пол. XIX в. там находился теплый придел в честь Нерукотворного образа Спасителя (Лебедев. 1867. С. 61). На гробнице иерарха была надпись: «Святитель Серапион под камнем сим лежит. Всяк пришедши ко гробу его да ублажит / И Бога дивнаго в святых Своих прославит, / Да молитвами преподобных от бед нас избавит» (Соловьёв. 1894. С. 78. Примеч. 168; Кубарев А. Г. Калязинский некрополь: Г. Калязин Тверской губ. СПб., 1997. С. 65. (Рос. некрополь; 3)).
Над гробницей возвышалась позолоченная сень, изготовленная в 1803 г. Наверху были «представлены митра, крест, посох, трикирий и дикирий. А с правой стороны портрет его. Святитель изображен… во весь рост в полном архиерейс[ком] облачении и кроме лика живописного, одежды и прочее вышито разными шерстями… По преданию этот портрет устроен иждивением какого-то С[анкт]-Петербургского купца, бывшего в болезни. Святитель, явясь во сне и объявя свое имя, повелел больному изобразить свой образ в таком виде, в каком недужный сподобился видеть святителя и отослать изображение в Калязин монастырь. Оно доставлено было в 1779 г. чрез Калязинского архим. Стефана, бывшего тогда в С.-Петербурге (архим. Стефан настоятельствовал в Калязинской обители в 1776-1781 гг.- Авт.)» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 214; см. также: Лебедев. 1867. С. 61). В лит-ре имеется, однако, утверждение, что покров был доставлен в обитель в 1799 г. (Павел (Крылов). 1897. С. 55), но с этим нельзя согласиться.
Явление святителя петербургскому купцу, изготовление его покрова и его почитание в обители позволили архим. Леониду (Кавелину) включить его имя в справочный труд «Святая Русь» (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 122-123). Еще ранее сведения об иерархе поместил в «Месяцеслове» архиеп. Димитрий (Самбикин) (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 214; см. также: Он же. 1908. С. 118-120). Архиеп. Сергий (Спасский) в кон. XIX в. включил имя С. в список неканонизованных святых (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 572). Напротив, Е. Е. Голубинский в 1903 г. включил его имя в список святых Русской Церкви, на самом деле почитаемых (Голубинский. Канонизация святых. С. 340).
С. особо почитался в Калязинской обители. В Синодике обители записан род «преосвященнаго митрополита Серапиона» (Синодик. XVII в. // ТГОМ. Калязинский краевед. музей. Осн. ф. № 920. Л. 232). В Калязинском мон-ре творился корм по С. 16 апр. и 1 июля (Кормовая книга 1654 г. // Там же. № 909. Л. 198, 241). Авторы XIX в. отмечали, что «память о митрополите Серапионе в Колязине сохраняется с благоговением и у гробницы его совершаются по нем весьма часто панихиды» (Павел (Крылов). 1897. С. 52; см. также: Лебедев. 1867. С. 61-62), что «к останкам святителя Серапиона в Калязине имеют глубокое уважение и веруют, что оные находятся под осенением благодати Божией» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 214), «2 мая в Колязинском монастыре совершается память его (служение Литургии и панихиды)» (Он же. 1908. С. 120). В 30-х гг. XX в. в связи со строительством Угличской ГРЭС здания Калязинского мон-ря были уничтожены, а его территория в 1940 г. была затоплена, при этом утрачена и могила святителя.
Канонизация С. подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых, учрежденный в 1979 г. по инициативе архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) (Алексий (Коноплёв), архиеп. Послание клиру и мирянам Калининской епархии // ЖМП. 1979. № 11. С. 15; Виктор (Олейник), архим. Праздничное богослужение в кафедр. соборе // Там же. С. 194; Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 570-571).