Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАПИОН (СЫСОЕВ)
62, С. 483-487 опубликовано: 2 декабря 2025г. 


Содержание

СЕРАПИОН (СЫСОЕВ)

(† 2.05. 1653), свт. (пам. 28 июля - в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), митр. Сарский и Подонский (1637-1653), местоблюститель Патриаршего престола (1640-1642, 1652). Род. в г. Кашине Тверского у. Его родители - прот. Савва Максимов Сысоев и Стефанида (в схиме Филонида; † 17 марта 1634) (Лебедев. 1867. С. 60; Павел (Крылов). 1897. С. 51). С. продолжил служение отца, став священником кашинской ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Болоте (была приписана к Воскресенскому собору как кладбищенская). Родители С. были похоронены у юж. стены этого храма, в память о них С., уже будучи митрополитом, прислал церкви 25-пудовый колокол (Арсений (Завьялов), архим. Описание кашинского Димитровского мон-ря Тверской епархии. Тверь, 1901. С. 3; Завьялов И., свящ. Г. Кашин, его история, святыни и достопримечательности. СПб., 1909. С. 55).

Овдовев, С. принял монашество в Макариевом Калязинском во имя Святой Троицы мужском монастыре, начавшем восстановление после разорения в Смутное время.

Не ранее 1628 г. калязинский старец стал настоятелем Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря в Москве. Его предшественник, архим. Евфимий, в кон. окт. 1628 г. был возведен на Тверскую кафедру (Строев. Списки иерархов. Стб. 170). После разрухи Смутного времени мон-рь стал «божедомским», в нем отпевали умерших внезапной или насильственной смертью. В 1630-1634 гг. при архим. С. в Спасо-Андрониковом монастыре пребывал «грек архимандрит Никифор, называемый «затворник»», приехавший в Россию за милостыней из афонского скита св. Анны (Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. // ЧОЛДП. 1884. № 3. С. 295).

В день кончины патриарха Филарета (Романова), 1 окт. 1633 г. (в праздник Покрова Пресв. Богородицы), среди настоятелей московских обителей, участвовавших в соборовании, был и архимандрит «Ондроньевскаго» мон-ря (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1884. Стб. 1048), т. е. С. Очевидно, он участвовал и в отпевании почившего предстоятеля. Царь Михаил Феодорович во время богомольной поездки по Москве и ее окрестностям 13 мая 1634 г. «ходил молитца к Спасу на Новое и в Симонов и в Ондроньев монастыри» (РИБ. Т. 9. С. 558). Возможно, посещение царем Андрониковой обители способствовало церковной карьере будущего митрополита.

8 июля 1634 г. новый патриарх Иоасаф I (1634-1640) перевел С. настоятелем во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырь во Владимире-на-Клязьме, где он провел 3 года (Соловьёв. 1894. С. 74; Григорий (Воинов), архим. Списки настоятелей моск. Спасо-Андрониева 2-кл. монастыря. М., 18912. С. 17).

1 янв. 1637 г. в Успенском соборе была совершена архиерейская хиротония С., к-рый в присутствии царя был возведен на Сарскую и Подонскую кафедру, называвшуюся также по местоположению владычной резиденции Крутицкой (в лит-ре с нач. XIX в. встречаются ошибочные сведения о поставлении С. в 1543 - ИРИ. Ч. 1. С. 237).

С. обратился к царю с челобитьем, чтобы разрешить вопрос, связанный с епархиальной вотчиной, располагавшейся южнее Москвы. Царь Михаил Феодорович пожаловал в 1624 г. Сарскому и Подонскому митр. Ионе (Архангельскому) грамоту на владение с. Сундырь, где была устроена Троицкая пуст. Позднее, очевидно, возникла проблема с проведением ремонтно-строительных работ, но местные жители, чуваши и черемиса, препятствовали «крутицким» крестьянам «рубить лес в округе домовой вотчины Сундырской пустыни… в Кокшайском уезде». После обращения С. царь послал соответствующую «указную» грамоту в Кокшайск воеводе Л. И. Дубенскому (Описание грамот Коллегии экономии. М., 2018. Т. 2. С. 223).

Уже вскоре после своей архиерейской хиротонии, 15 февр. 1637 г., С. участвовал в совершении традиц. панихиды о почивших предстоятелях Русской Церкви в Успенском соборе Московского Кремля, к-рую возглавлял патриарх Иоасаф I (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1884. Стб. 118).

В «Лествице властем», составленной при патриархе Иоасафе I и сохранившейся в архиве Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря, первоначально названы митрополиты свт. Аффоний Новгородский, Матфей Казанский и Варлаам II Ростовский, 4-м указан «Серапион митрополит Сарский и Подонский» (Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 3. С. 263).

В 1640 и 1641 гг. С. вместо патриарха по благословению последнего совершал чин «шествия на осляти» в день Вербного воскресения (Устинова. 2013. С. 46; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 464 об.).

21 нояб. 1640 г. по указу умирающего патриарха С. вместе с архимандритом Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря Кириллом, игуменом московского в честь Богоявления мужского монастыря Ионой, патриаршим духовником соловецким иером. Серапионом и др. священниками «святили маслом» патриарха Иоасафа I (Устинова. 2013. С. 39-40; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 426-426 об.). После кончины Иоасафа I († 28 нояб. 1640) С. более года был местоблюстителем Патриаршего престола.

Отпевание и погребение почившего патриарха 3 дек. 1640 г. возглавил старейший по времени своей хиротонии Ростовский митр. Варлаам II, которому сослужил С. с духовенством (РИБ. Т. 10. С. 225). Сарского и Подонского митрополита сопровождали его протодиакон, большая «станица» певчих, «подъяки», «орлешник и посошник» (Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1884. Стб. 1052). Как местоблюститель С., вероятно, взял на себя подготовку к патриаршему погребению. В расходных книгах Патриаршего казенного приказа сохранились записи об этом погребении, сделанные в первые дни после смерти патриарха: были заказаны «гроб дубовый», «святительская шапка» из «хлопчатой бумаги», разнообразные ткани на облачение патриарха, покров на обивку «одра» в Успенском соборе, кирпич «выкладывать могилу» и проч. (Устинова. 2013. С. 81-84; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 601-608). Проводилась массовая раздача милостыни, для нищих были организованы поминальные столы в патриаршей Столовой палате. На патриаршем погребении были произведены огромные денежные раздачи, так, С. получил 40 р. (Устинова. 2013. С. 84; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Л. 608 об.).

Последующие поминальные мероприятия по почившем патриархе также организовывал и проводил С. Напр., 3 марта 1641 г. по царскому указу С. с Коломенским еп. Рафаилом в присутствии многочисленных архимандритов, игуменов и представителей белого духовенства служил в Успенском соборе панихиду по патриархе. После панихиды состоялась щедрая раздача денег духовенству из патриаршей казны. Сам С. получил 1 р. (Устинова. 2013. С. 55; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 490-490 об.).

Во время местоблюстительства С. в отсутствие патриарха из патриаршей казны в государеву на оплату ратным людям и на др. нужды были сделаны колоссальные займы - в мае и июне 1641 г. в Новгородскую четверть были взяты 4500, 500 и 5702 р. соответственно (Устинова. 2013. С. 56-57; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 492 об.- 494).

17 июня 1641 г. С. возглавил хиротонию во архиепископа Астраханского Пахомия (Борзунова), бывш. архимандрита Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря.

В 1641 г. по повелению царя Михаила в Москву была принесена из нижегородского имения кн. Б. М. Лыкова-Оболенского Страстная икона Божией Матери. На месте встречи чудотворного образа у Тверских ворот был возведен храм, который положил начало Страстному иконы Божией Матери женскому монастырю. Вероятно, С. принимал участие в этом торжестве.

В нач. янв. 1642 г. в Москве проходил Земский собор, созванный для того, чтобы решить судьбу взятого и удерживаемого донскими казаками Азова. На 1-м заседании присутствовали Крутицкий митрополит, архимандриты и игумены. Нужно было в письменном виде выразить свое мнение по данному поводу: «…а к Крутицкому митрополиту Серапиону послано таково ж письмо, чтобы он, собрав архимаритов и игуменов, и протопопов и весь Освященный Собор, о том деле говоря и написав мысль свою на письме, объявили государю» (СГГД. Ч. 3. С. 380). 13 янв. ответ духовенства «принял от Крутицкого митрополита сын боярский Семен Сатынников», в к-ром говорилось: «…нам, государь, то все не за обычай. А будет, государь, по настоящему нынешнему времени твое Царское величество изволит рать строить; и мы, твои государевы богомольцы, ратным людям в подможение ради помогать, елико сила наша может» (Там же. С. 384; см. также: Черепнин Л. В. Земские Соборы Русского гос-ва в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 262-272).

Для избрания нового предстоятеля Русской Церкви в Москву на Избирательный Собор собрались иерархи. После 2-го молебна в Успенском соборе жребий вынул С. (ДРВ. 1788. Ч. 6. С. 235). Интронизация патриарха Иосифа (1642-1652) состоялась в воскресенье 27 марта 1642 г. в Успенском соборе. С. присутствовал на последовавшем затем царском приеме (Там же. С. 247). На следующий день иерархи нанесли визит патриарху, а 14 апр., на Пасхальной неделе в четверг, на приеме у царя были патриарх Иосиф, Новгородский митр. свт. Аффоний и С., а также настоятели мон-рей (Там же. С. 256-257).

Во время венчания на царство Алексея Михайловича 28 сент. 1645 г. С. совершил каждение принесенных царских регалий перед московским Успенским собором (Там же. Ч. 7. С. 245-246).

3 июня 1648 г., после того как 1 июня в Москве вспыхнул Соляной бунт, патриарх Иосиф по царскому повелению с Владимирской иконой Божией Матери выходил к Лобному месту на Красной пл. с целью усмирения народа; первосвятителя сопровождали 2 иерарха - С. и Суздальский архиеп. Серапион (1634-1653) (Севастьянова. 2003. С. 15-16; Базилевич К. В. Городские восстания в Моск. государстве XVII в.: Сб. док-тов. М.; Л., 1936. С. 74), однако их увещания остались безуспешными.

С. участвовал в Земском соборе 1649 г., к-рый принял Соборное уложение, заменившее Судебник 1550 г. царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Крутицкому митрополиту принадлежит 3-я подпись на свитке Уложения, следующая после подписей патриарха и Ростовского митр. Варлаама (Соборное уложение 1649 г.: Текст, коммент. Л., 1987. С. 404). 11 марта 1649 г. С. участвовал в поставлении Новоспасского архим. Никона (Минова) (впосл. патриарх Московский и всея Руси) на Новгородскую и Великолукскую митрополию (Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 613-614). Подпись С. стоит также под Соборным решением о единогласном пении, по к-рому вышло постановление не вносить изменений в существующую практику (Деяние Моск. церк. Собора 1649 г.: (Вопрос об единогласии в 1649-1651 гг.) // ЧОИДР. 1894. Кн. 4. Отд. 3. С. 33, 37). Решение подверглось критике царского духовника протопопа Стефана Вонифатьева (см. также Ревнителей благочестия кружок). Вскоре после этого патриарх Иосиф обратился за пояснениями к К-польскому патриарху Парфению II Новому (Молодому) (1644/46-1651), указав и на данную проблему. По получении от него ответа 9 февр. 1651 г. в царских палатах собрались Освященный Собор и Боярская дума, к-рые «уложили пети единогласно, и грамоты по всем градом были посыланы» (ААЭ. Т. 4. С. 487; см. также: Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 365-366). Среди иерархов, участников Собора, упоминается и С. (Служебник. М., 1651. Л. 5).

В конце апр. 1652 г. царь Алексей Михайлович выдал С. послушную грамоту, свидетельствующую о том, что он «выменил полюбовно у боярина у князя Юрья Алексеевича Долгорукова в Московском уезде, в Васильцове стану, пустошь Новинки на свою пустошь Малцово в том же уезде» (Соловьёв. 1894. С. 76). В качестве вотчины С. известно также с. Нов. Воскресенское (Описание грамот Коллегии экономии. М., 2016. Т. 1. С. 305). В 1652 г. во время «посадского строения» пострадали московские владения С.- были обмерены и переданы под выгоны и государеву пашню земли между Кожуховской и Коломенской дорогами (Смирнов П. П. Посадские люди и их классовая борьба до сер. XVII в. М., 1948. Т. 2. С. 358).

В грамоте в Калязинский мон-рь, где принял иноческий постриг С., он называет его «великою обителию» (Лебедев. 1867. С. 109-110). В описании обители указаны евхаристические сосуды, пожертвованные Сарским и Подонским митрополитом в место своего пострижения (Описание Троицкого Колязина мон-ря. Тверь, 1853. С. 41). С. сделал также 2 вклада в Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра): 4 июня 1639 г. он пожаловал «денег 20 рублев», 13 марта 1650 г.- комплект облачений (риза, епитрахиль и поручи) «да денег 20 рублев» (Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987. С. 39). В Кормовой книге Троице-Сергиева мон-ря он был отмечен одним из вкладчиков среди Крутицких архиереев: «Вл(а)д(ы)ки Крутицкие: митрополита Матфея, митрополита Павла, митрополита Серапиона» (Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: (Исслед. и публ.). М., 2008. С. 241).

15 апр. 1652 г. С. вместе с Ростовским митр. Варлаамом возглавил богослужение в Успенском соборе наряду с др. иерархами в день кончины патриарха Иосифа (Собрание писем царя Алексея Михайловича / Изд.: П. И. Бартенев. М., 1856. С. 165; БЛДР. Т. 17. С. 305), 17 апр. участвовал в погребении почившего первоиерарха, а на следующий день был у царя на пасхальной (празднично-поминальной) трапезе вместе с митрополитами Казанским Корнилием (1650-1656) и Ростовским Варлаамом II (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 306).

9 июля 1652 г. С. принял участие во встрече в Москве мощей свт. митр. Филиппа Московского (см. Филипп II (Колычев), свт.), а 17 июля присутствовал на праздничной трапезе в царских палатах (Там же. Стб. 321-322; см. также: Николаевский П. Ф., прот. Путешествие Новгородского митр. Никона в Соловецкий мон-рь за мощами свт. Филиппа // ХЧ. 1885. № 3/4. С. 330).

После интронизации нового патриарха Никона 25 июля 1652 г. 8 авг. состоялось поставление Новгородского митр. Макария III (1652-1662), затем, 15 (или 22) авг.- хиротония нового Ростовского и Ярославского митр. Ионы (Сысоевича) (1652-1690) (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 324-325). Во всех этих событиях по своему статусу должен был принимать участие С. 16 февр. 1653 г. Сарский и Подонский митрополит сослужил патриарху Никону на панихиде в Успенском соборе по всем предстоятелям Русской Церкви (Севастьянова. 2003. С. 56). Это последнее известное событие, связанное с именем С.

По имевшейся традиции С., достигнув преклонного возраста, оставил кафедру и ушел на покой в обитель своего пострижения - Калязинский мон-рь, где вскоре скончался. Исследователи XIX - нач. XX в. датировали кончину С. 2 мая 1652 г. (Павел (Крылов). 1897. С. 52; Денисов. С. 827), в то время как датировать кончину святителя следует 1653 г. (в совр. литературе встречается также мнение, что он скончался в 1654 (Барсегян (Куксинская) Т. В. Московский Спасо-Андроников мон-рь: Посвящ. 650-летию основания обители и иконописцу прп. Андрею Рублёву. М., 2013. С. 110). Ошибочно и утверждение, что С. был погребен на Крутицах (Григорий (Воинов), архим. Списки настоятелей моск. Спасо-Андрониева 2-кл. мон-ря. М., 18912. С. 17; Строев. Списки иерархов. Стб. 1035; Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 3. С. 92). Скончавшегося иерарха погребли в Троицком соборе Калязина монастыря, «в западной части паперти с правой стороны от западных дверей соборного храма» (Павел (Крылов). 1897. С. 52).

Почитание

В зап. части паперти-галереи, правее от входа в храм, на месте погребения С. впосл. была устроена гробница из белого камня. Во 2-й пол. XIX в. там находился теплый придел в честь Нерукотворного образа Спасителя (Лебедев. 1867. С. 61). На гробнице иерарха была надпись: «Святитель Серапион под камнем сим лежит. Всяк пришедши ко гробу его да ублажит / И Бога дивнаго в святых Своих прославит, / Да молитвами преподобных от бед нас избавит» (Соловьёв. 1894. С. 78. Примеч. 168; Кубарев А. Г. Калязинский некрополь: Г. Калязин Тверской губ. СПб., 1997. С. 65. (Рос. некрополь; 3)).

Над гробницей возвышалась позолоченная сень, изготовленная в 1803 г. Наверху были «представлены митра, крест, посох, трикирий и дикирий. А с правой стороны портрет его. Святитель изображен… во весь рост в полном архиерейс[ком] облачении и кроме лика живописного, одежды и прочее вышито разными шерстями… По преданию этот портрет устроен иждивением какого-то С[анкт]-Петербургского купца, бывшего в болезни. Святитель, явясь во сне и объявя свое имя, повелел больному изобразить свой образ в таком виде, в каком недужный сподобился видеть святителя и отослать изображение в Калязин монастырь. Оно доставлено было в 1779 г. чрез Калязинского архим. Стефана, бывшего тогда в С.-Петербурге (архим. Стефан настоятельствовал в Калязинской обители в 1776-1781 гг.- Авт.)» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 214; см. также: Лебедев. 1867. С. 61). В лит-ре имеется, однако, утверждение, что покров был доставлен в обитель в 1799 г. (Павел (Крылов). 1897. С. 55), но с этим нельзя согласиться.

Явление святителя петербургскому купцу, изготовление его покрова и его почитание в обители позволили архим. Леониду (Кавелину) включить его имя в справочный труд «Святая Русь» (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 122-123). Еще ранее сведения об иерархе поместил в «Месяцеслове» архиеп. Димитрий (Самбикин) (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 214; см. также: Он же. 1908. С. 118-120). Архиеп. Сергий (Спасский) в кон. XIX в. включил имя С. в список неканонизованных святых (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 572). Напротив, Е. Е. Голубинский в 1903 г. включил его имя в список святых Русской Церкви, на самом деле почитаемых (Голубинский. Канонизация святых. С. 340).

С. особо почитался в Калязинской обители. В Синодике обители записан род «преосвященнаго митрополита Серапиона» (Синодик. XVII в. // ТГОМ. Калязинский краевед. музей. Осн. ф. № 920. Л. 232). В Калязинском мон-ре творился корм по С. 16 апр. и 1 июля (Кормовая книга 1654 г. // Там же. № 909. Л. 198, 241). Авторы XIX в. отмечали, что «память о митрополите Серапионе в Колязине сохраняется с благоговением и у гробницы его совершаются по нем весьма часто панихиды» (Павел (Крылов). 1897. С. 52; см. также: Лебедев. 1867. С. 61-62), что «к останкам святителя Серапиона в Калязине имеют глубокое уважение и веруют, что оные находятся под осенением благодати Божией» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 214), «2 мая в Колязинском монастыре совершается память его (служение Литургии и панихиды)» (Он же. 1908. С. 120). В 30-х гг. XX в. в связи со строительством Угличской ГРЭС здания Калязинского мон-ря были уничтожены, а его территория в 1940 г. была затоплена, при этом утрачена и могила святителя.

Канонизация С. подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых, учрежденный в 1979 г. по инициативе архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) (Алексий (Коноплёв), архиеп. Послание клиру и мирянам Калининской епархии // ЖМП. 1979. № 11. С. 15; Виктор (Олейник), архим. Праздничное богослужение в кафедр. соборе // Там же. С. 194; Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 570-571).

Ист.: Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории, археологии и статистики моск. церквей, собр. из книг и дел преждебывших Патриарших приказов. М., 1884; Севастьянова С. К. Мат-лы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003; Устинова И. А. Делопроизводственные док-ты Патриарших приказов 1-й пол. XVII в.: Расходная кн. 1640/41 г. // ВЦИ. 2013. № 1/2 (29/30). С. 5-97.
Лит.: Лебедев А. Н. Описание Троицкого Колязина муж. 1-кл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Соловьев Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархии // ЧОИДР. 1894. Кн. 3. Отд. 1. С. 74 (отд. паг.); Павел (Крылов) иером. Троицкий Колязин 1-кл. муж. мон-рь. Калязин, 1897; РБС. Т.: Сабанеев - Смыслов. 1904. С. 341; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской Патерик: Кр. сведения о тверских местно чтимых святых. Каз., 1908. С. 122-124; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 326, 365, 613; Жития рус. святых. Тутаев, 2000. Т. 1. С. 337; Патерик владимирского Богородице-Рождественского мон-ря. Владимир, 2000. С. 101-102; Мануил. Рус. иерархи, 992-1892. 2003. Т. 2. С. 561-562; Рус. святые и подвижники Православия: Ист. энцикл. М., 2010. С. 675.
Архим. Макарий (Веретенников),И. А. Устинова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) Святители Русской Православной Церкви Митрополиты Русской Православной Церкви Собор Тамбовских святых (28 июля) Серапион (Сысоев) († 2.05. 1653), митрополит Сарский и Подонский (1637-1653), святитель (пам. 28 июля - в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
См.также:
АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня)
АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.)
ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1707), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых)