(† 28.05.1489), свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Московский и всея Руси. Г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря незадолго до 1445 г., когда пожар уничтожил монастырский архив (о гибели монастырских актов известно из грамоты мон-рю вел. кн. Василия II Васильевича 1448 г.- АСЭИ. Т. 2. С. 346. № 350). В 1445 г. Г. уже являлся архимандритом Симонова мон-ря, поскольку монастырские старцы ок. 1463 г. говорили на суде, что грамоты «погорели... при архимандрите Геронтье» (Там же. С. 368. № 374), но к времени пожара в мон-ре еще не было грамот на имя Г. Симонов мон-рь находился под великокняжеским патронатом, назначение Г. зависело от правителя. Г. был среди церковных деятелей, активно поддерживавших вел. кн. Василия II во время борьбы с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский стол в 1446-1447 гг. Возвратив в февр. 1447 г. вел. княжение, Василий II уже 28 марта дал Симонову мон-рю жалованную тарханную и несудимую грамоту с широким объемом привилегий (полный судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка - АСЭИ. Т. 2. № 349, ср.: № 345, 351; АЮБДР. Т. 1. № 31/IX; АФЗХ. Л., 1983. № 153. С. 189-190). 29 дек. 1447 г. Г. был участником Собора в Москве, направившего Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору. Г. вместе с митрополитом и др. иерархами сопровождал московское войско в походе на Шемяку, напавшего на Кострому в 1449 г. После взятия 27 янв. 1450 г. великокняжескими войсками столицы владений Шемяки - Галича симоновские соляные варницы у Соли Галицкой были на 5 лет освобождены от дани. В 1451 г. Г. вместе с духовником Василия II спасским архим. Трифоном и духовником вел. княгини чудовским архим. Феодосием (буд. митрополит) был «послухом» при составлении духовной грамоты вел. кнг. Софии Витовтовны (ДДГ. № 57. С. 178). Все эти факты позволяют говорить о Г. как о человеке, близком к великокняжеской семье.
Между 1451 и 1453 гг. (по мнению А. Б. Мазурова, в 1452 (Средневековая Коломна. С. 203, 438)) Г. был хиротонисан во епископа Коломенского, являлся одним из ближайших помощников митр. св. Ионы, исполнял его особо важные поручения. В 1454 г. в послании Смоленскому еп. Мисаилу свт. Иона писал, как в 1453 г., во время набега татар на костромские пределы, он и вел. князь посылали к можайскому кн. Ивану Андреевичу «Коломеньскаго владыку Геронтия», чтобы можайский князь «пошел на оборонь христианьству, воевод ли бы с своими людми послал» (АИ. Т. 1. С. 104. № 56; РФА. Ч. 1. С. 204. № 60). В 1455 г. Г. участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о Ростовском архиеп. Феодосии, к-рый, руководствуясь Студийско-Алексиевским уставом, разрешил вкушение скоромной пищи в Богоявленский сочельник, пришедшийся на воскресный день. В дек. 1459 г. собравшиеся в Москве иерархи, в т. ч. Г., направили послание западнорус. епископам, призывая их сохранять единство митрополии и не признавать поставленного в Риме митр. Григория Болгарина. Одновременно великорус. иерархи засвидетельствовали свою верность митр. Ионе. В 1461 и 1464 гг. Г. участвовал в интронизации предстоятелей Русской Церкви митрополитов Феодосия и Филиппа I, 22 марта 1461 г.- в хиротонии Тверского еп. Геннадия (Кожина), в дек. 1472 г.- в хиротониях Рязанского еп. Феодосия и Новгородского архиеп. Феофила. Г. присутствовал при перенесении мощей Московских святителей в 1472 г., перед началом строительства нового Успенского собора. По предположению Мазурова, в 1462 г., к 10-летию архиерейства Г., для него в великокняжеской мастерской был изготовлен епископский жезл из моржовой кости, ставший одним из шедевров древнерус. декоративно-прикладного искусства ( ныне хранится в НГОМЗ). Как считает А. В. Чернецов, посох Г. со временем оказался у Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) (Чернецов А. В. Резные посохи (работа кремлевских мастеров). М., 1987. С. 7).
После кончины 5 апр. 1473 г. митр. Филиппа I 23 апр. Собор избрал новым митрополитом всея Руси Г. На митрополичий двор он был введен 4 июня, интронизация состоялась 29 июня. За время управления Г. Русской Церковью ее единство не было восстановлено. После смерти в 1472 г. митр. Григория Болгарина не ранее 1475 г. главой Западнорус. митрополии был избран Смоленский еп. Мисаил, вскоре вступивший в переговоры с Римом об унии. 15 сент. того же года К-польский патриарх Рафаил I поставил Киевским и всея Руси митрополитом тверского мон. Спиридона. Не принятый в 1476 г. польск. кор. и литов. вел. кн. Казимиром IV, Спиридон вскоре оказался в заточении. Обстоятельства и время его перехода в Московскую Русь неизвестны, но здесь он между 1483 и 1503 гг. (возможно, при Г.) был задержан и отправлен в Ферапонтов мон-рь. Тверской еп. Вассиан (Стригин-Оболенский) в написанной при его поставлении в дек. 1477 г. грамоте Собору дал обещание «к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане... или кто будеть иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединениа ми с ним не имети никакова» (РФА. Ч. 3. Прил. № 38. С. 689-690). Г. предпринял попытку наладить отношения с Иерусалимским Патриархатом. В июне 1480 г. Иерусалимский патриарх Иоаким, находясь в Каире при дворе егип. султана, принял купца Григория Русина, к-рый просил его написать послание Г. «в порадование и приятельство». Патриарх направил грамоту в Москву с благословением митрополита и его паствы (РФА. Ч. 2. № 101. С. 306-307; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством с пол. XVI до кон. XVIII ст. // ППС. 1895. Вып. 43. С. 4-5).
При Г. начался новый этап формирования ансамбля митрополичьего двора в Московском Кремле. После сильного пожара 1473 г. Г. «поставил у двора своего на Москве врата, кирпичем кладены ожиганым, да и полату заложил на своем дворе», возведение обширных («на четырех подклетех каменых») митрополичьих палат завершилось в нояб. 1474 г. В том же году у митрополичьего двора была заложена ц. Ризоположения - домовый храм предстоятелей Русской Церкви (вторично заложена в 1484, освящена 31 авг. 1485). Г. вложил в храм сборник, содержащий «Никифора Влеммида любомудрьца избрание псалом» (ГИМ. Син. № 408/713). Загородной резиденцией Московских митрополитов, начиная со свт. Феогноста, было с. Голенищево, где Г. в 1473/74 г. «у Алексеева чюдотворцева сада церковь поставил Ивана Богослова и двор срядил, и с теремы, и с погребы, и с ледники и со всем устроил... И тамо сам Геронтей прихождаше часто, понеж бе место тихо и покойно от многих плищей» (АФЗХ. Ч. 1. С. 46-47; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 354).
В 1479 г. в Московском Кремле было завершено строительство величественного Успенского собора, ведшееся при Г. после обрушения в ночь на 20 мая 1474 г. недостроенного здания, заложенного при митр. Филиппе. 12 авг. 1479 г. Г. освятил главный храм Русской митрополии, 24 авг. туда были торжественно перенесены мощи свт. Петра (в память об этом было установлено празднование), 27 авг. в соборе упокоились останки др. Всероссийских митрополитов. Cофийская II летопись (отражающая митрополичий свод 1518 г.) приводит эпизод строительства собора: архит. Аристотель Фьораванти «в алтаре же над митрополичим местом крыж лятскии (католич. крест.- а. М.) истеса на камени за престолом, егоже митрополит последи стесати повеле» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 286).
Отношения Г. с вел. князем до кон. 70-х гг. сохраняли характер взаимной поддержки. В 1477 г. по благословению Г. и освященного Собора начался поход на Новгород, приведший к окончательной ликвидации новгородской государственности. Со временем, однако, умножались случаи вмешательства светской власти в церковные дела. В 1478 г. вел. князь произвел частичное изъятие церковной недвижимой собственности в присоединенной Новгородской земле. По-видимому, после 1479 г. прекратились пожалования Иоанна III Васильевича митрополичьему дому. Шло планомерное сокращение иммунитетных прав митрополичьей кафедры, ее земли все чаще жаловались вел. князем в условное владение служилым людям. Проявлением нарушения главой гос-ва церковных установлений стало то, что при закладке в 1479 г. на московском посаде ц. во имя свт. Иоанна Златоуста (небесного покровителя вел. князя) Иоанн III сделал «игумна» этого храма «выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323). Возможно, одной из причин охлаждения отношений между Г. и Иоанном III было различное представление о порядке избрания митрополита. Г., как и его предшественники на кафедре, начиная со свт. Ионы, считал себя вправе «благословить» при жизни преемника (об этом свидетельствует повольная грамота Тверского еп. Вассиана 1477 г., в к-рой Тверской архиерей обещает «не отступать» от Г. и от его преемника, «кого Бог избереть, и благодать Святого Духа, и отец нашь святейший митрополит Геронтий всея Русии кого на то на свое место, на Рускую митрополию, благословить ко престолу Пречистыа Богоматери и ко гробу святого чюдотворца Петра» - РФА. Ч. 3. Прил. № 38. С. 689-690). Вел. князь стремился сам распоряжаться высшими церковными должностями, о чем говорят сведе́ние по его инициативе с кафедры Новгородского архиеп. Феофила в нач. 1480 г. и поставление после смерти Г. по воле Иоанна III митрополитами Зосимы, затем Симона, а также смещение митр. Зосимы в 1494 г.
В 1478/79 г. возник спор между верейско-белозерским кн. Михаилом Андреевичем и Ростовским архиеп. Вассианом I (Рыло) о подчиненности Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. Когда архиеп. Вассиан назначил в мон-рь игумена, этому воспротивился кн. Михаил Андреевич, ссылаясь на восходящее к прп. Кириллу Белозерскому и кн. Андрею Дмитриевичу право патроната князя над мон-рем, подтвержденное жалованной грамотой 1473 г. Г. после судебного разбирательства поддержал белозерского князя, велев судить «по старине» (АСЭИ. Т. 3. № 223; Т. 2. № 315). По воле вел. кн. Иоанна III, к-рый угрожал митрополиту соборным судом, если он не примет сторону Ростовского архиепископа, грамота Г. кн. Михаилу Андреевичу была изъята и уничтожена (ее текст сохр. в составе копийной книги Кириллова Белозерского мон-ря).
Следующий конфликт митрополита с вел. князем возник во время освящения Успенского собора в Кремле. При совершении крестного хода Г. шел против солнца, по мнению вел. князя, он должен был идти «посолонь». Большинство духовенства и мирян были на стороне Г., Иоанна III поддержали только Ростовский архиеп. Вассиан и архим. кремлевского Чудова мон-ря св. Геннадий (Гонзов), буд. Новгородский архиепископ. (Данный вопрос вставал и ранее, при митр. Ионе, когда созванный в 1451 Собор постановил «ходити к востоку, как при тех митрополитех (Киприане и Фотии.- а. М.) было» (Клосс, Назаров. С. 384).) Споры о «хождении посолонь» разгорелись с новой силой через 2 года. По всей видимости, в окружении Г. в 1481 г. было составлено полемическое сочинение о порядке освящения храмов. В нем утверждается, что ходить «посолно» «есть ересь и Святому Писанию сопротивно» (Клосс, Назаров. С. 387). Данный вопрос обсуждался (нужно думать, по просьбе Г.) за пределами Русской митрополии. В грамоте Василия, еп. Романова Торга (в Молдове), доставленной в Москву в 1484 г., «хождение посолонь» объявлялось уподоблением католикам (Бычков А. Ф. Описание церковнослав. и рус. рукописных сборников имп. Публичной б-ки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 507-508). Так же расценивается «хождение посолонь» в краткой статье в составе сборника, датируемого 1490/91 г.: «Аще ли кто от священник начнет инако мудрьствовати, яко же еретицы фрязи, анафема таковаго, и послушающеи его, яко единомысленници с ними осудятся» (РГБ. Муз. № 3271. Л. 44 об.; Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции // Тр. Комиссии по древнерус. лит-ре. Л., 1932. Т. 1. С. 42).
Иоанн III продолжал настаивать на своем мнении и до окончательного решения вопроса запретил освящать новопостроенные на его средства церкви Иоанна Златоуста на посаде и Рождества Богородицы в Кремле. 24 авг. 1481 г. Г., оставив посох в Успенском соборе, вернулся в Симонов мон-рь с намерением отказаться от кафедры в случае, если вел. князь не покается. Учитывая, что абсолютное большинство духовенства и иноков были на стороне митрополита (в защиту Иоанна III выступали только Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский), сменивший на кафедре умершего в 1481 Вассиана, и архим. Геннадий (Гонзов)), правитель был вынужден уступить. Он послал к Г. своего сына Иоанна Молодого с просьбой вернуться на кафедру, а затем по требованию митрополита и сам прибыл в Симоново. Покаявшись, Иоанн III обещал впредь быть послушным митрополиту.
Отстаивая независимость церковной жизни, Г. неизменно поддерживал вел. князя в решении вопросов общегос. значения. Митрополит не покинул Москву во время нашествия хана Ахмата летом-осенью 1480 г. Г. способствовал примирению вел. князя с братьями - удельными князьями Андреем и Борисом, а также возвращению в столицу матери вел. кн. Иоанна III инокини Марфы, что воодушевило москвичей. Вероятно, по инициативе Г. в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери. Чудотворный образ не вернулся во Владимир, был помещен в новопостроенном кремлевском Успенском соборе, 23 июня было установлено празднование иконе с крестным ходом. В окт. 1480 г., когда, по летописи, сама собой зажглась свеча перед гробом свт. Петра в Успенском соборе, Г., совершив молебен Богородице и свт. Петру, «воду святил и вощаницу оноа свещи, нарядив, послал к великому князю на Угру» (ПСРЛ. Т. 12. С. 201). В нояб., во время «стояния на Угре» московской рати против ордынских войск хана Ахмата, Г. направил вел. князю грамоту, призывая его мужественно противоборствовать врагам. По возвращении в Москву Иоанна III Г. совершил благодарственный молебен в Успенском соборе.
В 1484 г. Г. вновь, на этот раз из-за болезни, уехал в Симонов мон-рь, взяв с собой ризницу и митрополичий посох, что свидетельствует о нежелании оставить кафедру. Возможно, действия митрополита объясняются тем, что он узнал о плане вел. князя заменить его более лояльным иерархом. После выздоровления Г. захотел вернуться на митрополичий двор в Кремле, однако этого не позволил вел. князь, пославший к митрополиту бывш. троицкого настоятеля Паисия (Ярославова), к-рый должен был убедить Г. сложить сан. После долгих переговоров Г. бежал из мон-ря (возможно, вновь пытаясь вернуться в свою резиденцию), но был задержан. Иоанн III предложил Паисию по низложении Г. стать митрополитом, но тот отказался. В итоге, очевидно, был достигнут некий компромисс, в результате к-рого Г. сохранил кафедру - вскоре после 1 нояб. того же года «възведе князь великии того же митрополита Геронтиа на стол» (ПСРЛ. Т. 23. С. 184). Однако возможность влиять на великокняжескую политику была Г. утрачена. Сочувствие главе Церкви в столкновениях с вел. князем выражено в летописном своде кон. 80-х гг. XV в., к-рый, по мнению А. Н. Насонова, был составлен в митрополичьей канцелярии, а по мнению Б. М. Клосса и В. Д. Назарова - священником московского Успенского собора (обе т. зр. оспаривались Я. С. Лурье, к-рый считал данную летопись неофиц. монастырским сводом). Содержание памятника впосл. было использовано при составлении свода 1518 г. (отразившегося в Софийской II и Львовской летописях). Великокняжеская летопись обошла тему конфликта светской и церковной властей молчанием.
В 1487 г. из грамоты Новгородского архиеп. Геннадия Г. узнал о появлении в Новгороде ереси жидовствующих. Геннадий возлагал надежды на активное участие митрополита в искоренении ереси, о чем писал в том же году Сарскому еп. Прохору (Казакова, Лурье. С. 310). Новгородский архиепископ послал вел. князю и митрополиту «подлинники» следственного дела еретиков. В нач. 1488 г. в Москве был созван Собор, на к-ром рассматривались присланные свт. Геннадием сведения. По-видимому, центральная власть (как духовная, так и светская) не придала особого значения этому делу, лишь 3 новгородца (2 священника и диакон) были признаны виновными, за что их «биша... по торгу кнутьем». О соборном решении Новгородскому архиепископу, не участвовавшему в Соборе, сообщили в посланиях вел. князь и Г.
Впосл. свт. Геннадий упрекал Г. в нерешительности: «Геронтий митрополит о том великому князю не подокучил, да тем еретиком конца не учинили» (Там же. С. 375). Попутно он ставил в вину Г. то, что тот не воспрепятствовал переносу храмов, мон-рей и кладбища за пределы Кремля в связи с начавшимся в нем строительством. При Г. в Кремле служили переведенные вел. князем в Москву из Новгорода в 1480 г. протопопы Алексий (в Успенском соборе) и Денис (в Архангельском соборе), к-рых свт. Геннадий обличал как еретиков. По мнению прп. Иосифа Волоцкого, изложенному в «Сказании о новоявившейся ереси», Г. «сам же убо христианьская мудръствуа, о прочих же ни мало попечеся, погыбающим... Христовемь овцамь еретическымь учением, или грубостию съдръжим, или не радяше о сих, или бояшеся дръжавнаго» (Там же. С. 471, 481). Новый Собор на новгородских еретиков состоялся только после смерти Г.- в окт. 1490 г., при новопоставленном митр. Зосиме.
Как предстоятель Русской Церкви Г. возглавил ряд епископских хиротоний: в июле 1473 г.- хиротонию Никиты (Семешкова) во епископа Коломенского, в дек. 1477 г.- хиротонию Вассиана (Стригина-Оболенского) во епископа Тверского. В 1481 г. были поставлены Коломенский еп. Герасим (Смердков), Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский) и Рязанский еп. Симеон, к-рый в период управления Г. Коломенской епархией был протопопом в Коломне, затем являлся духовником митрополита. 4 сент. 1483 г. Г. возглавил хиротонию во архиепископа Новгородского троицкого старца Сергия (впервые в истории Новгородский владыка был избран по жребию в Москве). 9 дек. 1484 г. Суздальским епископом был поставлен спасский игум. Нифонт. 12 дек. 1484 г. «с благоволением и с советом сына своего, государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси» (Казакова, Лурье. С. 316) Г. возглавил хиротонию во архиепископа Новгородского Геннадия, неизменно выступавшего сторонником Иоанна III в конфликтах с митрополитом. (Еще недавно, в янв. 1482, по повелению Г. Геннадий был посажен в ледник под митрополичьей палатой за то, что разрешил братии Чудова мон-ря пить после еды освященную в Богоявленский сочельник воду. Архимандрит был освобожден по ходатайству вел. князя и бояр.) При поставлении Г. потребовал от Геннадия исповедание веры, и тот справедливо расценил этот факт как проявление недоверия к себе. Последней хиротонией, к-рую возглавил Г., было поставление Тихона (Малышкина) во архиепископа Ростовского 15 янв. 1489 г.
По мнению издателей митрополичьего формулярника нач. XVI в., Г. может быть атрибутировано «Послание митрополита всея Руси о утешении жене о мужи умершем» (РФА. Ч. 2. № 69. С. 234-236). Издатели «Актов исторических» безосновательно приписали Г. 2 митрополичьих послания на Вятку о подчинении великокняжеской власти (АИ. Т. 1. № 97, 98), к-рые являются вариантами грамот свт. Ионы (известны в списке ГИМ. Увар. № 512).
Свидетельства летописей о дне кончины Г. противоречивы. Наиболее надежными следует признать сообщения офиц. великокняжеской Воскресенской летописи (нач. 40-х гг. XVI в.) о том, что митрополит преставился 28 мая (Т. 8. С. 218), и Софийской II, Львовской и Никоновской летописей, отражающих митрополичьи своды 1518 г. и кон. 20-х гг. XVI в., к-рые пишут о кончине Г. в «канун Вознесеньева дни» (Т. 6. Вып. 2. Стб. 325; Т. 12. С. 231). По Ермолинской летописи, Г. «преставися месяца априля, погребен бысть Възнесеньев день» (ПСРЛ. Т. 23. С. 162), в агиографических источниках днем кончины Г. названо 5 мая. Г. погребен в московском Успенском соборе у сев. стены рядом с гробницей свт. Ионы.
Г. назван святым в 1-й редакции Вологодско-Пермской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 26. С. 263, под 1479/80). Сохранилось краткое Житие святителя: «Месяца маия 5 день. Сказание о святем и блаженнем Геронтии, митрополите Московском» (РГБ. Ф. 256. № 364. Л. 317 об.- 318 об., XVII в.). В Житии особо отмечено поставление Г. «своими епископи на митрополию», перенесение в новопостроенный Успенский собор при Г. мощей митрополитов святителей Петра, Феогноста, Киприана, Фотия, нетленных мощей святителей Ионы и Филиппа I. Житие сообщает о написании образа Г. после совершившихся у его гробницы чудотворений («по преставлении же его и по чюдотворению»). Нек-рые известия Жития недостоверны: о венчании Г. в 1482/83 г. кн. Иоанна Иоанновича Молодого с Еленой Волошанкой (в Вологодско-Пермской летописи говорится, что брак венчал спасский архим. Елисей - ПСРЛ. Т. 26. С. 275), об освящении Г. в том же году Благовещенского собора в Московском Кремле (собор был освящен 9 авг. 1489 - после смерти Г.); днем кончины святителя Житие называет 5 мая 1489 г.
Имя Г. упоминается под 5 мая в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) (сер. 50-х гг. XVII в.): «Преставление преподобнаго отца нашего Геронтия, митрополита Московскаго, чюдотворца в лето 6997» (РГБ. МДА. № 201. Л. 316-316 об.). Там же под 14 авг. отмечено «освящение соборныя церкви святыя Богородицы, иж на Москве, Геронтием митрополитом в лето 6987» (Л. 327 об.). Под 5 мая Г. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского, где именуется чудотворцем (ЯМЗ. № 15544. Л. 346, 1807-1811 гг.). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому установлено в 2001 г. Имеются тропарь и кондак святителю (Минея (МП). Май. С. 253).
Ранним памятником является складень Боголюбская «икона Божией Матери с избранными святыми», написанный на доске от гроба свт. Петра, митр. Московского, в кон. XVI - нач. XVII в. строгановским мастером Истомой Савиным (ГТГ); в нач. XX в. находился в храме-усыпальнице вел. кн. Сергея Александровича в Чудовом мон-ре. Г. представлен здесь среди Московских чудотворцев на правой створке, припадающим в молении к Богородице с Младенцем вместе со св. Василием Блаженным, святителями Московскими Ионой и Феогностом (во время создания образа не был канонизирован). Г. облачен в саккос, украшенный орнаментами, омофор и белый клобук, имеет окладистую бороду средней величины с проседью, нимб и надпись с обозначением святости.
На единоличной иконе Г. кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР), поступившей из Оружейной палаты Московского Кремля (на обороте надпись: «Мироварная палата № 12 (1923 г.)»), использован распространенный иконографический извод: фронтальное изображение святителя с разведенными в стороны руками, десницей двуперстно благословляет, в левой руке держит Евангелие с Распятием на крышке, облачен в белый клобук, омофор и саккос с 4-конечными и Голгофскими крестами, на кайме рукавов - Деисус (данный саккос известен как саккос митр. Симона, кон. XV - нач. XVI в., хранящийся в Оружейной палате (инв. № 12006) - указание А. С. Преображенского); надпись: «ога [огi?] Геронтей митрополит» (Russische Ikonen und Kultgerät aus St. Petersburg / Hrsg. S. Kucinskij, M. Basova. Köln, 1991. S. 112. Kat. 28).
Оплечный образ Г. с нимбом помещен в правой группе на переводе ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с московскими святыми», исполненной не ранее 1-й пол. XVII в., из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища (в композицию включены еще не канонизированные в нач. XX в. прп. Андрей Рублёв, блгв. вел. кн. Димитрий Донской, свт. Макарий, митр. Московский, сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси): «Пр[еподобный] Геронтий митрополит - в белом клобуке, борода космочками, книзу раздвоилась, правая рука с перстосложением» (Успенский. С. 465). В составе композиции «Собор русских святых» Г. представлен (оплечно, в митре) в группе святителей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР).
В иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, в списке, где перечислены имена святых, к-рые не упоминаются в Четьих-Минеях, под 6 мая о внешнем облике Г. сказано: «Преставление иже во святых отца нашего Геронтия митрополита Московскаго чудотворца; подобием сед, брада шире Власиевы, на конец тупая, и повилася; ризы святительския, саккос лазоревой, и в клобуке, омофор и Евангелие, исподняя риза баканная» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54, 21). Подобные описания имеются в подлиннике XVIII в. С. Т. Большакова (Большаков. Подлинник иконописный. С. 95), в рукописи 30-х гг. XIX в.: «Сед, брада шире Власьевой, на конец повилась, в саку и клобуке» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 155 об.), в другой добавлено: «…сакос лазорь, риза испод бакан, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 150 об.; 20-е гг. XIX в.).
В миниатюрах Голицынского и преимущественно Шумиловского томов Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ) имеется ряд сюжетов, связанных с Г.: в бытность епископом Коломенским он присутствовал на поставлении на Московскую митрополию Суздальского еп. Филиппа; участвовал в хиротонии архим. Феодосия во епископа Рязанского, свт. Феофила во архиепископа Новгородского (РНБ. F. IV. 225. Л. 898-898 об., 1130 об., 1031). Как и др. иерархи, Г. представлен в архиерейской мантии и черном клобуке или в богослужебном облачении - в фелони, омофоре и митре, без особых индивидуальных отличий.
Первый подробный цикл миниатюр Шумиловского тома с участием Г. посвящен решению вопроса о мощах свт. Петра, митр. Московского, их перенесении, чудесах и т. д. (РНБ. F.IV.232. Л. 41-45 об.). Др. группа включает неск. изображений, повествующих о поставлении Г. на Московскую кафедру: после смерти митр. Филиппа по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича церковные иерархи, в клобуках и мантиях, верхом на лошадях съезжаются в Москву; во главе др. архиереев Г. беседует с вел. князем; освященный Собор поставляет Г. на митрополию «во вторник на Петров день» - в парадном облачении (саккос, омофор и митра), с раскрытой книгой в руке он стоит среди иерархов пред вел. князем (Л. 90, 91, 91 об.).
На мн. миниатюрах Г. представлен возглавляющим хиротонии: Никиты (Семешкова) во епископа Коломенского (композиция подобна клеймам житийных икон), игум. Иоасафа (Оболенского) во архиепископа Ростовского, игум. Герасима (Смердкова) во епископа Коломенского, Симеона во епископа Рязанского, архим. Нифонта во епископа Суздальского (изображена встреча архиереев, в свите Суздальского епископа в т. ч. певцы в островерхих шапках), архим. Геннадия (Гонзова) во архиепископа Новгородского, архим. Тихона (Малышкина) во архиепископа Ростовского (Л. 92, 358 об., 359, 359 об., 385, 385 об., 415) и др. На неск. иллюстрациях свода изображены крестные ходы, к-рые возглавляет Г.: в честь установления Богородичного праздника (священники несут Владимирскую икону Божией Матери); во время встречи митрополитом и духовенством вел. князя с сыном, вернувшихся из Боровска (от остальных иерархов Г. отличает парадное богослужебное облачение); по случаю возвращения вел. князя из Твери - Г. со священнослужителями встречает его в воротах (Л. 356, 355, 400) и др.
На миниатюрах показана и строительная деятельность Г.: реконструкция митрополичьего двора (построение кирпичных ворот) - первосвятитель в мантии и белом клобуке изображен беседующим со строителями; разрушение Успенского собора Московского Кремля - падение сев. стены на гробницы святителей Ионы и Филиппа I, на к-рое взирают вел. князь и Г.; закладка первосвятителем в Кремле «у своего двора» ц. Положения Ризы Пресв. Богородицы (внутри фундамента помещена фигура строителя с молотком в руках, слева - митрополит в саккосе и омофоре в сопровождении духовенства и бояр); освящение Ризоположенской ц., где на фоне одноглавого храма Г. в крещатом саккосе, с кадилом и полураскрытой книгой совершает чин в окружении духовенства (Л. 92 об., 99, 384, 401 об.). Важным деянием является участие Г. в строительстве Успенского собора Кремля и последующих торжествах - именно он возглавляет чин освящения «соборной церкви Пресв. Богородицы» (действие происходит на фоне 5-главого храма) в сопровождении высшего духовенства («и архимандриты, и протопопы, и игумены»), напротив - вел. князь и бояре (Л. 290 об.- 292 об.).
Большое внимание в Летописном своде уделено перенесению мощей свт. Петра, митр. Московского, и др. митрополитов в новопостроенный Успенский собор и оборудованию их гробниц, в к-рых принимал участие и Г. (Л. 293-313 об.). События проиллюстрированы очень подробно, в т. ч. обсуждение сроков перенесения мощей свт. Петра и переложения мощей из каменного гроба в деревянную раку, беседа на эту тему с вел. князем, перенесение мощей, вел. князь и духовенство во главе с Г. в ц. прп. Иоанна Лествичника «под колоколы», вел. князь и первосвятитель у мощей свт. Петра, Г. «начаша вечерю» и панихиду, митрополит с духовенством на обеде у вел. князя и др.
Важнейшим событием во время служения Г. явилось освобождение Руси от монголо-татар. ига, что закономерно нашло отражение в текстах и миниатюрах свода, в т. ч. с изображением Г.: перед Успенским собором он благословляет вел. князя крестом идти против татар; молится у Владимирской иконы Божией Матери о помощи рус. войску (Л. 336, 336 об., 341 об.) и т. п.
2 миниатюры посвящены участию Г. в разрешении конфликта между Москвой и Новгородом: вел. князь возвещает митрополиту о «новгородском преступлении» и тот благословляет его на борьбу с отступниками-новгородцами (Л. 176, 177). В неск. иллюстрациях раскрывается тема «брани» между Г. и Ростовским архиеп. Вассианом (Рыло) из-за Кириллова Белозерского мон-ря: митрополит дает грамоту кн. Михаилу Андреевичу; архиеп. Вассиан «бьет челом» Г.; он же обращается за поддержкой к вел. князю; конфликт вел. князя и митрополита (бурная дискуссия обозначена воздетыми руками с вытянутым указательным пальцем и активной жестикуляцией) и т. п. (Л. 278 об.- 282 об.).
Заканчивается группа миниатюр, на к-рых изображен Г., его преставлением - композиция, подобная мн. клеймам житийных икон, где святитель изображен лежащим на ложе в саккосе, омофоре и белом клобуке, сложив крестообразно руки на груди (Л. 418 об.).