[евр.
,
греч. Σεδεκίας], последний царь Иудейского царства, сын царя Иосии. Согласно 4 Цар 24. 17-18 (ср.: 2 Пар 36. 10-11), С. был поставлен царем в Иудее Навуходоносором II, вавилонским царем, вместо его племянника, царя Иехонии, в возрасте 21 года и царствовал 11 лет. Имя его матери - Хамуталь. Предполагаемые годы царствования С.: 597-586 гг. до Р. Х. (Tadmor. 1956. P. 230), 598-587 (Albright. 1945. P. 22), 597-587 (Kolberg. 2010. P. 297-298), 596-586 (Galil. 1991. P. 377-378). Различия в датировках объясняются разными взглядами исследователей относительно того, когда в этот исторический период начинался гражданский год в Иудейском царстве: осенью (1 тишри) или, как в Нововавилонском царстве, весной (1 нисана).
Воцарению С. предшествовала осада Иерусалима войсками Навуходоносора II, в результате к-рой Иехония, его мать и приближенные сдались на милость вошедшего в город вавилонского царя. Иехония был низвергнут с трона и отправлен вместе с семьей и приближенными в Вавилон (см.: 4 Цар 24. 10-16; 2 Пар 36. 10), а вместо него Навуходоносором II был поставлен на царство Матфания, получивший тронное имя Седекия. Благодаря Вавилонской хронике известно, что конец правления Иехонии (и начало воцарения С.) приходится на 2-й день месяца адара 7-го года правления Навуходоносора II, что соответствует 15/16 марта 597 г. (см.: Wiseman. 1956. P. 48-49). Согласно клинописной табличке (BM 21946. 12; Lond. Brit. Mus.), Навуходоносор II «стал станом против «города Иуды» [
т. е. Иерусалима], захватил город и царя,.. поставил царя по собственному выбору [букв.- «сердцу»]», т. е. С. (Wiseman. 1956. P. 72).
Несмотря на воцарение С., Иехония продолжал считаться нек-рыми кругами легитимным царем Иудеи - это политическое противостояние в обществе нашло отражение в пророческих книгах. Согласно Иер 28. 1-4, в 4-й год правления С. (ок. 593) лжепрор. Анания предсказывал возвращение всех священных сосудов Иерусалимского храма, а также освобождение Иехонии и иудейских пленников через 2 года. Вероятно, те же ожидания были распространены среди иудейских изгнанников в Вавилонии (ср.: Иер 29). Однако вопреки этим ожиданиям прор. Иеремия объявлял, что Иехония никогда не вернется в Иудею (см.: Иер 22. 25-27). В пользу особого положения Иехонии после переселения в Вавилон свидетельствуют обнаруженные вавилонские клинописные таблички, датируемые временем правления Навуходоносора, где он именуется как «царь [или сын царя] Иудеи» (
,
- ANET. P. 308). По мнению некоторых исследователей, обнаруженные в различных частях Иудеи буллы с надписью: «Принадлежит Элйакиму, управляющему Йаукина (
)», т. е., вероятно, Иехонии, могут интерпретироваться в том смысле, что угодья, принадлежавшие царю, не были до времени конфискованы (Blakely, Hardin. 2002. P. 14-24). Если предположить, что использованное в МТ Иез 1. 2 имя
для определения начала пророческого служения указывает на время пленения царя Иехонии, то такое свидетельство говорит о признании этого царя в качестве легитимного правителя Иудеи, а С.- в качестве его регента. Возможно, военно-политические действия Навуходоносора по сохранению 2 линий престолонаследия предусматривали возможность восстановления Иехонии на иудейском троне в случае возникновения необходимости замены С. (Pakkala. 2006. P. 449-451). Однако позднее Иехония был заключен в темницу и освобожден только при сыне Навуходоносора II Амель-Мардуке (Евилмеродахе) (4 Цар 25. 27-30; Иер 52. 31-34; см. также: Тантлевский. 2007. C. 326-337), предположительно в связи с объявлением Амель-Мардуком при его воцарении процедуры «восстановления» или прощения долгов, применявшейся в Нововавилонском царстве (см.: Galil. 1991. P. 377-378).
Как указывает Иосиф Флавий, С. в первые 8 лет царствования (т. е. примерно до 589) оставался лояльным к Навуходоносору II (Ios. Flav. Antiq. X 7. 3 (108); ср.: Иер 29. 3-7). Согласно Иер 27. 1-11; 51. 59, в 4-й год своего правления (ок. 593) С. собрал в Иерусалиме представителей финикийских и заиорданских правителей для обсуждения возможности противостояния вавилонскому владычеству, после чего был вынужден посетить Вавилон для объяснений, но смог сохранить свою власть в Иудее. Однако затем, несмотря на предупреждения прор. Иеремии, С. восстал против Навуходоносора II, очевидно находясь под давлением настроенных против Вавилона начальников, священников и придворных пророков (4 Цар 24. 20; 25. 18, 20; ср.: Иер 52. 24, 26). По всей видимости, выбирая противостояние Вавилону, С. рассчитывал на помощь фараона Псамметиха II, к-рый в 592 г. провел успешную военную кампанию на сиро-палестинских территориях (см.: Иез 17. 17-20). Реакция Навуходоносора на отказ С. от лояльности была решительной: вавилонские войска стали методично уничтожать города Юж. Иудеи. Результаты раскопок в районе крепости Арад на севере пустыни Негев могут свидетельствовать о привлечении вавилонянами правителей сопредельных территорий для реализации своих военно-политических замыслов (см.: Aharoni. 1981. P. 46-49, 149-150). На одном из найденных на месте древнего г. Лахиша (в синодальном переводе - Лахис) остраконов (т. н. лахишском письме), датируемом временем вавилонского наступления, говорится о падении укрепленного г. Азеки (ср.: Begin. 2002. P. 172-174). Согласно Иер 34. 7, Лахиш и Азека оставались последними укрепленными иудейскими городами во время похода Навуходоносора II на Иерусалим.
Как сообщается в 4 Цар 25. 1-3; 39. 1-2; 52. 6, осада Иерусалима длилась с янв. 588 по июль 586 г. (при начале года в Иудее 1 тишри), когда вавилонянам удалось прорваться через городские стены в столицу Иудеи. 30-месячная осада прерывалась лишь однажды, когда егип. армии фараона Априя (Вафрий - 589-570 гг.), с к-рым С. вступил в союз, удалось на время вынудить вавилонян снять осаду с Иерусалима, что, однако, не смогло спасти ситуацию (Иер 34. 21; 37. 5, 11). Ворвавшись в Иерусалим, вавилоняне ок. месяца разграбляли и разрушали его (см., напр.: Lipschits. 2005. P. 68-96), а пожар, уничтоживший Иерусалим и храм, вероятно, длился с 15 по 18 авг. 586 г. (ср.: 4 Цар 25. 8-9; Иер 52. 12-13). Из Иерусалима было депортировано 832 чел. (Иер 52. 29), в Вавилонию увезены храмовые и царские сокровища (4 Цар 25. 13-17; 2 Пар 36. 18-21). В ставке Навуходоносора II в Ривле (Сев. Сирия) были казнены сыновья C., первосвященник Сераия, его заместитель Цефания, мн. высокопоставленные иудеи, а пойманный на Иерихонской равнине и ослепленный С. был уведен в оковах в Вавилон, где и умер (4 Цар 25. 4-7, 18-21; Иер 52. 8-11). Согласно Иосифу Флавию, т. о. исполнились пророчества Иеремии и Иезекииля о том, что С. будет пленен и предстанет перед Навуходоносором, будет отведен в Вавилон, но не увидит землю халдейскую и умрет там ( Antiq. X 8. 3 (141); ср.: Иер 32. 4; Иез 12. 13). Лишь нек-рые из «беднейших в стране людей» были оставлены в живых «виноградарями и землепашцами» (4 Цар 25. 12; Иер 52. 16). Как показывают археологические раскопки, в отличие от разрушенных дотла городов Юж. Иудеи города и селения Сев. Иудеи, в т. ч. Бейт-Эль (Вефиль), Гаваон, Мицпа (Массифа), продолжали существовать и после 586 г. Возможно, эта часть страны покорилась вавилонянам в начале их агрессии и благодаря этому избегла существенных разрушений. Раскопки в районе Кетеф-Хинном в юго-зап. части долины Бен-Хинном (Енномова долина, расположенная к югу от Иерусалима) свидетельствуют о постоянном местопребывании здесь иудеев в период вавилонского плена (см., напр.: Lipschits. 2005. P. 97-125, 149-154).
Образ С. по-разному представлен в библейских источниках. Если, согласно Иер 38. 17-18, именно ошибочные действия С. привели к гибели Иерусалима, то в 4 Цар 24-25 царь изображен слабым правителем, вина к-рого в случившейся катастрофе не столь очевидна. В 2 Пар 36 хотя царствование С. осуждается как неправедное (ср.: 4 Цар 24. 19), но рассказ о нем носит фрагментарный характер (подробнее см.: Ben Zvi. 2014).