(† после 343), св. (пам. зап. 1 февр.), 12-й епископ г. Равенна (Италия). Первостепенное значение как источник сведений о С. имеет его жизнеописание в «Книге Равеннских понтификов» аббата Агнелла Равеннского (BHL, N 7679; главы о епископах раннего времени написаны между 831 и 836), однако информация, сообщаемая в нем, является скудной и исторически сомнительной (что признавал и сам автор). В то же время С.- первый епископ Равенны, относительно которого существуют свидетельства во внешних источниках: согласно документам Сардикийского Собора (343), С. был его участником (Mansi. T. 3. Col. 39, 42, 49).
Агнелл сообщает, что С. был женат и имел дочь Иннокентию, а на жизнь зарабатывал как прядильщик. После смерти Равеннского еп. Марцеллина мн. жители пришли понаблюдать за выборами нового епископа. С. также собрался пойти, но его жена Викентия, насмехаясь над ним, сказала, что простому прядильщику нет никакого смысла присутствовать при избрании епископа, поскольку он не может быть избран. Тем не менее С. все-таки отправился к храму, где собрались христиане Равенны. Ему не нашлось места внутри, и потому во время совершения молитвы в храме С. стоял за дверями. По окончании богослужения Дух Святой в виде голубя сошел на главу С.; тот трижды пытался отогнать Его, но голубь трижды возвращался обратно. Увидев это знамение, жители Равенны единогласно избрали прядильщика своим новым епископом. Агнелл утверждает, что выбор Господа пал на С. благодаря его исключительному смирению (Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 18). История о чудесном избрании епископа с явлением Духа Святого в виде голубя впервые письменно фиксируется в жизнеописании С., но постепенно переносится в сказания о всех 12 первых епископах Равенны.
Святой был отмечен даром чудотворений, отличался твердостью в вере и заботился о своей пастве. Агнелл сообщает, что он был учителем некоего «блаженного Гераклиана, еп. Пенсаврийского» (вероятно, епископа г. Пизавр (ныне Пезаро, Италия)).
Спустя какое-то время супруга С. скончалась и была погребена; почила и дочь святого, к-рая была, судя по упоминанию о «маленьком теле» (corpusculum), еще ребенком. Агнелл рассказывает, что, когда останки юной Иннокентии принесли в гробницу, где лежала ее мать, обнаружилось, что места для 2 тел там недостаточно. Тогда С. обратился к Викентии с просьбой освободить место для дочери, и умершая повернулась на бок, тем самым позволив положить девочку в гроб. В жизнеописании С. сообщается, что он заранее знал о дне своей кончины. 1 февр., совершив богослужение и причастившись, он сам вошел в гробницу, где лежали тела его жены и дочери, лег между ними в гроб и с молитвой почил. Место его упокоения было прославлено множеством чудотворений.
Точная продолжительность служения С. неизвестна (позднейшими агиографами озвучивались разные варианты); вероятно, он занял Равеннскую кафедру не позднее 343 г., когда о нем упоминают документы Сардикийского Собора. В «Книге Равеннских понтификов» описывается, как однажды во время богослужения С. чудесным образом присутствовал в 2 местах одновременно: телесно пребывал в Равенне, а духом перенесся в г. Мутина (ныне Модена, Италия) и совершил заупокойное богослужение по еп. св. Геминиану. Если этот рассказ считать достоверным, то следует признать, что С. скончался не ранее 396 г., когда умер св. Геминиан, однако это сообщение очевидно является легендарным (MGH. Scr. Lang. T. 1. P. 284. Not. 2).
На повествовании Агнелла в той или иной степени основаны все позднейшие жизнеописания С. (BHL, N 7681-7684); оно практически без изменений включалось в нек-рые агиографические сборники (напр., BHL, N 7680; см.: Agnellus of Ravenna. The Book of Pontiffs of the Church of Ravenna / Transl. D. M. Deliyannis. Wash., 2004. P. 111). Ф. Ланцони предполагал, что аббат взял за основу некое более раннее Житие (Lanzoni. 1911. P. 394-396), однако, по словам Агнелла, на момент создания «Книги Равеннских понтификов» такового не существовало (Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 15) и опирался он только на устную традицию; с его утверждениями согласны совр. исследователи (см., напр.: Agnellus of Ravenna. The Book of Pontiffs of the Church of Ravenna. Wash., 2004. P. 111 N 4). Тем не менее все чудеса, встречающиеся в жизнеописании С., имеют параллели в др. агиографических текстах: так, напр., чудо с останками жены С. сходно с аналогичным чудом, совершившимся над телом монаха в «Диалогах» свт. Григория I Великого (Greg. Magn. Dial. III 23). Не исключено, что Агнелл сам заимствовал подобные сюжеты из иных источников при составлении сказания о С., чтобы восполнить нехватку подлинных сведений.
В Иеронимовом Мартирологе под 27 нояб. (MartHieron. P. 623) присутствует указание на перенесение мощей некоего «святого Севера» (в составе сонма святых) в Медиолан (ныне Милан). И. Делеэ вслед за Л. Дюшеном предполагает, что речь идет о С. (MartHieron. Comment. P. 624). Впосл. его мощи, очевидно, были перенесены в Аквилею, где в результате археологических раскопок был обнаружен мощевик V в. с надписью «святой Север» («scs Severus»; см.: Lucchesi. 1968. Col. 998). Но возможно и то, что в Аквилее оказалась только часть мощей, а другая часть осталась в Равенне. На это указывает тот факт, что в Классе, портовом пригороде Равенны, 17 мая 582 г. был освящен храм во имя С., и в нем, по сообщению Агнелла, были положены мощи святого. В базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе сохранилась созданная ок. 549 г. мозаика с изображением С.; там же находится надпись «святой Север», что указывает на наличие офиц. почитания С. уже в 1-й пол. VI в.
О судьбе мощей С. говорится также в позднейшем сказании, составленном в IX в. пресв. Луитольфом. В житийной части повторяется рассказ Агнелла, отличающийся лишь в деталях и дополняющий его легендарными подробностями (ActaSS. Febr. 1. P. 88-89). Но интерес представляет сообщение Луитольфа о том, что останки С., его супруги и дочери были похищены неким мон. Феликсом и увезены в Майнц, где он продал их еп. Отгарию (Ibid. P. 90-91). Впосл. оттуда они были перенесены в Эрфурт; с распространением почитания С. и его семейства на герм. землях их мощи были разделены. Однако в достоверности этого рассказа существуют сомнения: возможно, останки, проданные Феликсом епископу, в действительности были поддельными (см.: Agnellus of Ravenna. The Book of Pontiffs of the Church of Ravenna. Wash., 2004. P. 112 N 5; Geary P. J. Furta Sacra. Princeton, 1990. P. 48). Нек-рые хронисты относят это происшествие к 824/5 г. (см.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 80), однако Агнелл, окончивший составление сказаний о ранних епископах Равенны в 836 г., о нем не упоминает. Если кража мощей имела место, она произошла позднее.
Существует 2 Похвальных слова С., составленных кард. Петром Дамиани (PL. 144. Col. 522-534); они не содержат принципиально новой информации.
Супруга и дочь С. тоже почитались как святые. Память С. включена в Иеронимов Мартиролог дважды: под 1 февр. (MartHieron. P. 71) и, вслед. ошибки, под 1 янв. (Ibid. P. 19; MartHieron. Comment. P. 21). В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония (80-е гг. XVI в.) она также стоит под 1 февр. (MartRom. P. 44). Ту же дату содержит совр. редакция Римского Мартиролога (MartRom (Vat). P. 146).