Карл Иванович (Карло ди Джованни) (18.12.1775, Неаполь (?) - 6.04.1849, С.-Петербург), архит., градостроитель. Сын балерины, его отчим, танцор Ш. ле Пик, в авг. 1785 г. был приглашен в С.-Петербург. Р. учился в Петришуле (с 1788), архитектуру изучал у В. Бренны. С 28 июня 1795 г.- чертежник-гезель в Адмиралтейской коллегии, в 1796 г. зачислен в Кабинет Его Имп. Величества в качестве помощника Бренны при постройке Михайловского замка. С 1 авг. 1802 г. до июля 1804 г. находился в учебной командировке во Франции и Италии (посещал занятия во Флорентийской академии, впосл. там же удостоен звания профессора). По возвращении назначен художником на петербургские стеклянный и фарфоровый заводы (работал там в 1814-1819). 6 марта 1806 г. получил звание архитектора Кабинета. С янв. 1809 г. служил в Москве в Экспедиции Кремлевского строения (постройки не сохр.). Наиболее значительный проект - неоготическая однокупольная Екатерининская ц. Вознесенского монастыря в Кремле (1807-1817), к-рый отразил поиск зодчим национального стиля в эпоху романтизма.
11 апр. 1809 г. Р. было поручено перестроить резиденцию вел. кнг. Екатерины Павловны и ее буд. супруга ген.-губернатора принца Петра Фридриха Георга Ольденбургского и имп. Путевой дворец в Твери с домовой ц. вмц. Екатерины (установлен новый иконостас, в 1816 перенесенный в Штутгарт). Р. стал членом Комитета по благоустройству Твери, с 1811 г. состоял в штате губернатора. Помимо ряда гражданских общественных и жилых зданий в Твери, Старице, Бежецке, Кашине, Рыбинске он, предположительно, составил проекты семинарии и придела Воскресенской ц. в Твери (1815-1822). Приписываемые Р. центрические ампирные храмы близки по архитектуре: кубический основной объем завершен пятиглавием со шлемовидными куполами, фасады оформлены 4-колонными портиками дорического ордера под треугольными фронтонами (собор Христорождественского мон-ря в Твери (1810, 1813-1820) и Спасо-Преображенский собор в Торжке (1812-1822, РГВИА. Ф. 418. Оп. 1. Д. 498. Л. 17. «Фасад каменной соборной церкви в Торжке»; строительство велось под руководством ученика архит. И. Мокшева)). Этот тип соборов повлиял на дальнейшее храмостроительство Тверской земли (Введенская ц. с. Козлова, 1828-1835). В неоготических формах с элементами классицизма Р. спроектировал многоглавый шатровый собор и колокольню для Ниловой пуст. (1815-1816, не реализованы).
Во время нашествия Наполеона Р. перебрался в Ярославль, в 1815 г. окончательно поселился в С.-Петербурге. С 3 мая 1816 г. (до 1831) Р.- архитектор Комитета для строений и гидравлических работ, который возглавил инженер А. А. Бетанкур. В 1816-1828 гг. Р. был причислен к Аничкову дворцу (спроектировал его интерьеры, включая восстановление ц. блгв. вел. кн. Александра Невского в 1817; сад, Сервизный корпус, ограду с 2 павильонами и статуями воинов как 1-й архитектурный памятник войны 1812, скульптор С. С. Пименов).
Для вдовствующей имп. Марии Феодоровны в качестве придворного архитектора Р. работал в Павловске (интерьеры и предметы убранства дворца, библиотечного корпуса, парковые сооружения, образцовые фасады жилых домов, 1815-1822). Девять резных деревянных домов в дер. Глазово под Павловском (1815, 1827) стали одним из первых образцов рус. стиля. Крупная работа Р.- дворцово-парковый ансамбль на Елагином о-ве, в новой городской резиденции имп. Марии Феодоровны (1818-1824). Р. полностью реконструировал старый усадебный дом, перестроив его в загородный дворец ионического ордера с ц. свт. Николая в ротонде над овальным залом с дорическими полуколоннами (1822); построил кухонный и конюшенный корпуса дорического ордера, оранжерею, павильоны. Формы павильонов архитектор использовал в постройках Летнего и Михайловского садов и Манежной площади.
Р. возвел дворец вел. кн. Михаила Павловича (1819-1825), оформленный коринфскими колоннадами и 44 барельефами (садовый фасад выполнен по образцу пл. Согласия в Париже, архит. Ж. А. Габриэль), с парадным двором, садом, павильоном, пристанью, служебными корпусами. Он создал репрезентативные ансамбли Михайловской пл. и Михайловской ул., соединяющей ее с Невским проспектом, Марсова поля и Суворовской пл., Михайловского сада. В Михайловском дворце по проекту Р. устроили ц. во имя арх. Михаила (1825).
В 1818-1827 гг. Р. проектировал интерьеры Зимнего дворца, в частности апартаменты имп. Марии Феодоровны. Сохранилась оформленная коринфскими колоннами «Военная галерея 1812 года» (1826). Перед Зимним дворцом спроектировал здания Главного штаба и мин-в финансов и иностранных дел (общая длина фасадов 500 м), их соединила двойная триумфальная арка, увенчанная колесницей Победы над Б. Морской ул., направление к-рой Р. изменил. Был образован ансамбль Дворцовой пл., ставшей центральной в С.-Петербурге (1819-1829). В здании Главного штаба Р. спроектировал ц. вмч. Георгия (1822), в здании МИД - освещенную через люкарну в куполе и алтарные окна ц. блгв. кн. Александра Невского с пилястрами коринфского ордера (1827-1828). Р. оформил вид Манежной пл. (1823-1824), в парковом пространстве Михайловского (1825) и Летнего (1826) садов построил павильоны.
В 1827-1832 гг. Р. руководил строительством ансамбля Александринского театра (коринфская колоннада фасада была увенчана квадригой Аполлона) и связанных с ансамблем площадей. Их соединяет улица из 2 длинных зданий Мин-ва народного просвещения и дирекции имп. театров с дорическими колоннами, получившая затем имя Зодчего Росси. Не был построен замыкающий ее центрический однокупольный храм на совр. пл. Ломоносова. Ансамбль включил также павильоны Аничкова дворца и протяженный фасад нового корпуса Имп. Публичной б-ки ионического ордера на совр. пл. Островского. Р. выиграл конкурс на перестройку здания Сената и спланировал ансамбль из зданий Сената и Синода, соединенных аркой над Галерной ул., Сенатской пл. (1829-1834, строитель А. Е. Штауберт), и Конногвардейского бульвара (1845). В оформлении монументальных зданий использован коринфский ордер, а также скульптура.
В 1838-1841 гг. по проекту Р. архит. А. Камуцци соорудил 52-метровую 3-ярусную колокольню новгородского Юрьева мон-ря в рус. «тоновском» стиле - доминирующее в панораме истока р. Волхов сооружение с венчающей луковичной главой и килевидными кокошниками в отделке. Известны 2 его проекта дарохранительниц (РГИА. Ф. 468. Оп. 12. Д. 1038. Л. 654-656; Д. 1029. Л. 238-240. 1824. Для церкви Михайловского дворца), проекты тарелей и литургического набора, а также траурного убранства Казанского и Петропавловского соборов.
Чин коллежского советника был присвоен Р. в 1815 г., с 16 сент. 1822 г.- почетный вольный общник АХ, 25 окт. 1832 г. получил офиц. отставку. За время активной деятельности (1809-1832) под рук. Р. работали более 40 архитекторов. С кон. 1833 г. Р. навещал семью в Ревеле. С 1837 г. входил в состав строительных комиссий при Кабинете. 27 янв. 1847 г. получил российское подданство. Р. умер от холеры, похоронен на Волковом лютеранском кладбище, в 1939-1940 гг. прах перенесен на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры. Один из 10 детей Р., Александр (1816-1846), был архитектором.
Главное направление деятельности Р.- строительство и реконструкция монументальных парадных ансамблей центральных площадей С.-Петербурга вокруг имп. резиденций, Невского проспекта, а также создание дворцово-парковых ансамблей пригородов в стиле рус. ампира. Его здания и постройки отличаются ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений. Их триумфальный характер связан с победой России в наполеоновских войнах. Искусство Р. в оформлении «ядра» имп. С.-Петербурга - «Нового Рима» - сплошными единообразными фасадами с эффектными видовыми перспективами является вершиной градостроительства позднего классицизма. Р. в проектах, как правило, использовал колоннады, аллегорические скульптуры (их авторами были скульпторы Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. Трискорни и др.), лепной декор, аттики-постаменты для крупных скульптурных групп, к-рые зрительно «растягивали» линию фасада, новаторские металлические перекрытия (архив Главного штаба, Александринский театр - вместе с инженером М. Е. Кларком). Стремление Р. к синтезу искусств проявилось и в проектировании для сооруженных им комплексов декора, мебели и предметов декоративно-прикладного искусства в стиле ампира.