(«Иовиниан»), условное название сир. текста, повествующего о рим. имп. Юлиане Отступнике (361-363), его борьбе против христиан и победе над ним имп. Иовиниана (прототип - имп. Иовиан).
В наиболее полном виде сир. текст «Р. о Ю.» сохр. в рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 14641 (VI в.) из мон-ря Дейр-эс-Суриан (Вади-эн-Натрун, Египет); начало восстанавливается по рукописи Paris. syr. 378 (Brock, Muraviev. 2001). Первый исследователь произведения Т. Нёльдеке, давший ему закрепившееся впосл. наименование, обнаружил его связь с текстом из рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 7192, к-рый он назвал 2-м «Р. о Ю.» (нем. пер.: Nöldeke T. Ein zweiter syrischer Julianusroman // ZDMG. 1874. Bd. 28. N 4. S. 660-674; вопреки мнению Нёльдеке, ранее оба «романа» могли составлять единое целое). Оба текста издал ученик Нёльдеке Й. Г. Э. Хоффманн (перепечатка с англ. пер.: The Julian Romance. 2016). Араб. перевод «Р. о Ю.» с сир. языка в рукописи Sinait. arab. 516 (X в.; лист этой же рукописи с колофоном - Mingana. Chr. Arab. Add. 143) ввел в научный оборот У. Бен-Хорин. М. ван Эсбрук, отметив ряд важных несоответствий между сир. и араб. версиями, предположил существование греч. прототипа, с к-рого мог быть сделан утерянный ныне сир. текст - оригинал араб. перевода. В ходе подготовки к изданию араб. версии Эсбруком и А. В. Муравьёвым (для сер. «Corpus scriptorum christianorum orientalium») это предположение не нашло подтверждения, рабочей стала гипотеза об араб. переработке-сокращении сир. оригинала.
Большинство исследователей считали местом создания текста Эдессу (ныне Шанлыурфа, Турция), временем - IV, V или VI в. (см.: Butts. 2011. P. 237). Высказывалась гипотеза о егип. происхождении памятника и его датировке между 532 и 540 гг., а также о том, что в его основе лежит греч. хроника персид. кампании 363 г., составленная персид. мобедом Хоробутом (Хваррабохтом; в крещении Елеазар - см. подробнее: Муравьёв. 2020).
«Р. о Ю.» состоит из 3 частей: 1-я часть начинается со смерти имп. равноап. Константина I Великого и излагает историю отступничества имп. Юлиана (в сокращенном пересказе эта часть вошла в восточносир. т. н. Хронику Сеерта); 2-ю составляет рассказ о противостоянии имп. Юлиана и еп. Евсевия в Риме; 3-я часть повествует о походе имп. Юлиана на Персию. Участвовавший в походе генерал Иовиниан, тайный христианин, в пути неск. раз хитростью предотвращал массовые убийства христиан, а в Персии встретил неожиданного соратника в лице Арьямихра, советника шаханшаха Шапура II и главного мобеда Сасанидского царства. Они объединились против царя-гонителя, к-рый хотел уничтожить христиан и дойти до границ мира (аллюзия на Александра Великого). Однако царя настиг Божий гнев в виде стрелы, посланной мч. Мар Куриосом (в визант. традиции был идентифицирован как вмч. Меркурий). Войско ромеев избрало Иовиниана императором, в присутствии шаханшаха Шапура царский венец был возложен на стоявший в поле крест, откуда тот чудесным образом опустился на голову Иовиниана - так было показано, что царь, достигший мира с персами, и есть богоизбранный император.
Влияние «Р. о Ю.» на последующую историографию было небольшим (см.: Braun R., Richer J. L'Empereur Julien: De l'histoire à la légende, 331-1715. Dijon, 1978). Тем не менее восходящая к нему сир. форма имени имп. Юлиана (Лулиан) присутствует в Иерусалимском Талмуде, повествование о его отступничестве вошло в арабо-христ. историографию, а рассказ о персид. походе нашел отражение в трудах арабо-мусульм. историков (ат-Табари, аль-Якуби, Ибн аль-Асир). Акад. К. С. Кекелидзе идентифицировал «Р. о Ю.» как один из источников груз. соч. «Жизнь Вахтанга Горгасала» в составе сб. «Картлис Цховреба». Н. Байнс и Муравьёв предположили влияние «Р. о Ю.» на агиографическое «досье» свт. Василия Великого (чудо о Юлиане; BHG, N 250а).
По мнению Нёльдеке, текст представляет собой «роман», т. е. полностью вымышленное произведение. Др. исследователи видели в нем памятник политической пропаганды (Drijvers. 1994), эпической агиографии (Esbroeck. 1987), полемической лит-ры (Butts. 2011), в т. ч. с сильной антииудейской направленностью (Drijvers. 1999). Его можно наряду с «Романом о Кире», «Романом о Камбизе» и «Романом об Александре» считать частью «позднеантичного агиоэпического цикла», подобного циклам в копт. лит-ре (см. в ст. Коптская Церковь). Г. Рейнинк указал на эсхатологический смысл «Р. о Ю.» и выявил в нем использование тем из тезауруса, который Г. Подскальски именовал «имперской эсхатологией» (Reinink. 1992). После того как было доказано сир. происхождение Мефодия Патарского Откровения, стало ясно, что сирийцы в VI в. пытались создать большой эпос о судьбе Римской империи. «Р. о Ю.», как и «Роман об Александре», изображает мир, стремящийся к своему концу, в котором последний император Рима преодолевает сатанинские козни (см.: Alexander P. J. The Medieval Legend of the Last Roman Emperor and Its Messianic Origin // J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1978. Vol. 41. P. 1-15). Наряду с этим текст может отражать попытку автора антихалкидонитской ориентации (см. Монофизитство), вероятно близкого к Севиру, патриарху Антиохийскому (512-518), изобразить драматическую ситуацию своего времени через призму событий IV в. Интегрировав повествование в структуру агиографического цикла, он актуализировал тему гонения и последних времен: подобно еп. Евсевию, противостоящему имп. Юлиану, патриарх Севир и др. антихалкидониты противостояли имп. Юстину I, мечтая о его благочестивом преемнике. При таком прочтении в образе имп. Иовиниана угадывается фигура имп. Юстиниана I, стремившегося к примирению с антихалкидонитами и заключившего в 532 г. «вечный мир» с шаханшахом Хосровом I (истинная хронология нашла отражение в груз. соч. «Жизнь Вахтанга Горгасала»: царь Вахтанг Горгасали, чье происхождение возводится к ромейскому «роду Иовиана», упоминает о мире между Иовианом и Хосровом I).