Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ АНАСТАСОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
60, С. 50-53 опубликовано: 9 апреля 2025г. 


РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ АНАСТАСОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Анастасове. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Анастасове. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Анастасове. Фотография. 10-е гг. XXI в.
(Белёвской и Алексинской епархии Тульской митрополии), находится в с. Анастасове Одоевского р-на Тульской обл. Основан, вероятно, между 1525 и 1534 гг. на возвышенности правого берега р. Упа, в 2 км от г. Одоев (ныне поселок Тульской обл.). Был построен по обету одним из совладельцев Одоевского удела, кн. Иваном Михайловичем Воротынским († 1535), на своей вотчинной земле, после того как закончилась его ссылка в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. О кн. Воротынском как об инициаторе строительства Р. А. м. говорится в его вкладной и кормовой книге, а также в сотной грамоте 1565 г. 1 нояб. 1558 г., делая пожалование в пользу обители при игум. Германе, этот факт подчеркивали дети Воротынского - царские бояре и воеводы князья Михаил и Александр, которые рассматривали Р. А. м. как место родового богомолья. Они установили, чтобы в определенные дни в мон-ре по их предкам и родителям «пети и правити собором понахиды, пети и обедни служити». Помимо князей Воротынских богатые вклады в обитель делали их ближайшие родственники - князья Одоевские (РГБ. Ф. 178. № 8299; Шумов. 1864. С. 58-59, 62).

По данным монастырского синодика, 1-м строителем Р. А. м. был Анастасий; от его имени мон-рь получил название «Анастасов». В сотной грамоте с одоевских писцовых книг письма и меры 1565 г. отмечалось, что в Одоеве монахи Р. А. м. для проживания во время приезда в город и «осадного сидения» получили участок земли. Он находился «под соборною церковию, под Воскресением Христовым, под церковья четвертои»; мон-рю его мог пожаловать кн. И. М. Воротынский или его старший сын Владимир. Кроме того, в Одоеве насельники имели еще одно «место в городе на осаду» и «на приезд на посаде место дворовое безпашенное», к-рое ранее являлось огородом кн. А. И. Воротынского. В частности, здесь для монашеской трапезы росло 12 вишен (Беликов, Колычева. 1992. С. 103-104; Шеков. 2018. С. 284).

От кн. И. М. Воротынского Р. А. м. получил деревни «Рымшино, и Мартиновская, и Подроманово тоже». После 2-й опалы князя, в 1534 г., главой семьи был его старший сын Владимир, ставший боярином царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича Грозного. До 1565 г. Воротынский пожаловал обители находившуюся к северо-востоку от Одоева на месте впадения р. Шибенки в р. Упа дер. Филимоново и дер. Голенево на р. Шибенке (Беликов, Колычева. 1992. С. 101; Дубенский. 1846. С. 32; Троицкий. 2002. С. 279, 286; Шеков. 2018. С. 287). Его младший брат кн. Михаил расширил владения мон-ря, отдав ему в Павловом стане Одоевского у. деревни Красенки на р. Упе, Матюшевская Татева и Изосимовская, располагавшиеся на Шибенском отвершке, дер. Сенки Нестерова, а также починки Лепешкин и Лепешкин Жекулякин. Они находились по соседству с монастырским с. Мартыновским. На юго-восток от Одоева, в верховьях р. Маловель (правый приток р. Мизгея, левый приток р. Упы), в Богоявленском стане, кн. М. И. Воротынский передал обители дер. Рымшинскую Купреяновскую, находившуюся в 8 км от города. Кроме прилегавших к этим деревням земель и угодий в Диком поле им принадлежали пожни «на Лосинском да на селищех на Дряпловых» (Беликов, Колычева. 1992. С. 100-103). По данным 1-й четв. XVIII в., это были уже села Дряплы и Ласинское, а также дер. Гостыж. Они «располагались в 14-22 км к юго-востоку от Одоева вдоль левого берега р. Холохольня, левого притока р. Плава». При этом дер. Куприяновская, находившаяся «южнее основных монастырских владений, имела пожни в диком поле по обе стороны от р. Холохольня» (Шеков. 2018. С. 287-288).

В XVI-XVIII вв. помимо князей Воротынских и Одоевских, их однородцев князей Барятинских значительное число мелких и средних вкладчиков составляли служившие им люди, дети боярские, имевшие вотчины и поместья в Одоевском и соседнем с ним уездах, посадские жители Одоева и городов, связанных с ним экономически, таких, напр., как Москва, Белёв, Серпухов, Перемышль на Оке и др.

В лихвинской писцовой книге 1626-1627 гг. сообщается о том, что «на монастыре церковь, и в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 1044. Л. 401 об.). Часть рукописных книг являлись вкладами ктиторов обители для поминания своих родственников. Так, напр., в 1557/58 г. в Москве по приказу братьев князей М. И. и А. И. Воротынских был переписан комплект служебных Миней, а «положены сеа» рукописи, как свидетельствует выходная запись, сохранившаяся в сентябрьской Минее, «в Настасове в Одоеве» (ГИМ. Увар. № 464. Л. 314; Усачев. 2018. Т. 1. С. 381-382; Т. 2. № 450. С. 255-256). Из комплекта этих рукописей также сохранилась служебная Минея на окт.-нояб. (РГБ. Рум. № 276). Др. часть рукописей была переписана в самой обители. Помимо вкладной и кормовой книги данные о вкладчиках Р. А. м. по их просьбе записывали для поминания «в повседневной и в вечной» синодики «без выкладки, доколе монастырь стоит» (Дубенский. 1846. С. 31). Один из них сохранился в списке XVII в. Он был переписан по заказу вкладчика обители сына боярского О. В. Недоброго (РГБ. Ф. 178. № 8299). Третьей частью собрания монастырской б-ки являлись печатные богослужебные книги, к-рые поступили в обитель преимущественно от вкладчиков в XVII-XVIII вв. (Евангелия напрестольные и учительные, Октоих, Синаксарь, Апостол, Минеи служебные, Пролог и др.).

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1673 г. Фотография. Нач. XX в.
Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1673 г. Фотография. Нач. XX в.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1673 г. Фотография. Нач. XX в.

В 1673 г. на месте деревянной монастырской церкви «тщанием» митр. Сарского и Подонского Павла был воздвигнут каменный храм в честь Рождества Богородицы. Здание, поставленное на цокольном этаже, сложенном из плитняка, состоит из бесстолпного 5-главого четверика самого храма с 3-частным алтарем и примыкающей с запада одностолпной трапезной. С юга к храму примыкает 2-ярусная арочная галерея, с севера - одноглавые четверики небольших приделов во имя вмц. Екатерины (освящен 3 нояб. 1673) и во имя прп. Варлаама Хутынского (освящен 18 мая 1675). В толще сев. наружной стены была устроена узкая лестница из трапезной на цокольный этаж, где размещалась монастырская кухня, хлебная и др. службы. 7 сент. 1676 г. всю Богородице-Рождественскую ц. освятил настоятель Доброго Покровского мон-ря близ г. Лихвина (ныне Чекалин) архим. Варсонофий в сослужении настоятеля Р. А. м. игум. Ионы († 1699). Впосл. игум. Иона был погребен под этим храмом.

Севернее храма возведена 3-ярусная шатровая колокольня (1674), связанная с ним крытым переходом. Во 2-м ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся «казенка». Декоративное убранство колокольни ограничивается наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса звона. В 1658 г. голова московских стрельцов Михаил Петрович Колупаев (из рода нижегородских дворян Приклонских) пожертвовал обители колокол (перелит в 1859); др. колокол (более 35 пудов) подарил 12 февр. 1739 г. генерал сенатор А. И. Тараканов, внук Колупаева. В 1746 г. на колокольне были установлены часы; «при» колокольне имелась каменная часовня, вероятно на месте престола первоначальной, деревянной церкви (Троицкий. 1910. С. 10).

В 1665 г. Р. А. м. был приписан к Сарскому и Подонскому (Крутицкому) архиерейскому дому, в обители находилось Духовное управление (с игуменской канцелярией) по Лихвенскому, Одоевскому, Чернскому и Новосильскому уездам. В 1719 г. митр. Сарский и Подонский Игнатий (Смола) обязал игумена и его сотрудников «судом ведать людей церковного чина; смотреть прилежно за сбором пошлин, чтобы никакой утайки не было... чтобы никто не служил при церкви без грамот и памятей архиерейских», чтобы они «принимали челобитные, записывая их в книги» (Шумов. 1864. С. 65-66).

К 1-й четв. XVIII в. мон-рь владел Подмонастырской слободкой (ныне с. Анастасово) с архиерейским скотным двором в Лихвинском у., с. Дряпловом (Дряплы) в Одоевском у., с. Подъяковом в Новосильском у., а также деревнями Красенки, Филимоново, Матюшевская (Татьево), Голенево, Подроманово. В 1716 г. за Р. А. м. числилось 244 двора, большинство монастырских крестьян «ходили по миру», «жили в скудости». Так, крестьяне дер. Голенево после пожара 1713 г. «разбежались неведомо куда» (Там же. С. 67).

В 1724 г. указом Сарского и Подонского архиеп. Леонида (Петровского; † 1743) к Р. А. м. был приписан упраздненный перемышльский Никольский мон-рь Калужской губ., причем насельники последнего переведены в Р. А. м., а утварь передана в Лютикову Свято-Троицкую обитель Перемышльского у. В 1727 г. перемышльский Никольский монастырь был восстановлен как приписной к Крутицкому архиерейскому дому (ОДДС. Т. 4. № 479; Т. 7. № 91).

В Р. А. м. настоятельствовали игумены или строители, в XVII - сер. XVIII в. проживали ок. 20 насельников. В 1722 г. в мон-ре, кроме игум. Илариона, не было иеромонахов и часто богослужения не совершались. 13 июля 1742 г. игум. Иларион был уволен в белёвский в честь Преображения Господня монастырь, 7 янв. 1743 г. указом еп. Крутицкого Платона (Малиновского) строителем назначен мон. Адриан, 5 окт. 1746 г.- иером. Тарасий (Там же. Т. 18. Прил. 2. С. 885-886).

В 1764 г. Р. А. м. был упразднен, но лишь в 1784 г. насельники переведены в белёвскую Преображенскую обитель, а Богородице-Рождественская ц. обращена в приходскую с. Анастасово-Монастырь Одоевского у. и деревень Татьево, Филимоново и Красенки Лихвинского у. В 1870 г. к Анастасовскому храму был приписан и приход с. Красного с кирпичной ц. во имя арх. Михаила (1823; закрыта в 30-х гг. XX в.).

В нач. 1802 г. еп. Тульский и Белёвский Мефодий (Смирнов) распорядился доставить из Богородице-Рождественской ц. в пострадавший от пожара (3 мая 1801) белёвский Преображенский мон-рь 2 колокола (в т. ч. и колокол 1658 г.), но эта инициатива вызвала возмущение анастасовских прихожан. 12 февр. того же года в село прибыл присутствующий Одоевского духовного правления свящ. М. И. Щепетев в сопровождении служителей белёвской обители, чиновников и рабочих, которые приступили к «сниманию» колоколов, но прихожане избили и прогнали их кольями. Причем при расследовании этого инцидента Тульское губернское правление «явно держало сторону анастасовских прихожан». Однако настоятель Богородице-Рождественской ц. свящ. Гавриил Авксентьев «за подстрекательство прихожан» был запрещен на год в служении и сослан в Коломну (см. подробнее: Шумов. 1866. С. 280-281).

К кон. XIX в. причт Богородице-Рождественской ц. состоял из священника и псаломщика; здесь служили священники Иоанн Ключарёв († 1898), Димитрий Покровский, Павел Знаменский († после 1904), в 1901-1905 гг.- Сергий Позднышев (1880-1977), в 1904-1907 гг.- Алексий Богоявленский (1870-1909), в 1909-1916 гг.- Илия Кудряшёв (род. в 1886). В 1877 г. в приходе числилось 627 чел., в кон. XIX в.- 738 мужчин и 807 женщин. К кон. XIX в. при церкви имелось 31 дес. 856 кв. саж. земли, к 1910 г.- более 34 дес. В янв. 1891 г. в селе открыли церковноприходское попечительство под председательством одоевского купца П. М. Зеленова, в 1892 г. «в подвальном помещении» Богородице-Рождественского храма начала работать школа грамоты (законоучитель заштатный свящ. Николай Маккавеев (1869 - до 1915)), в 1897 г. преобразованная в церковноприходскую школу (Тульские ЕВ. 1891. № 1. С. 8-9; 1897. № 6/7. С. 97). С 1913 г. при церкви действовало отд-ние Тульского об-ва трезвости.

После частичной перестройки и обновления во 2-й пол. XIX в. Богородице-Рождественского храма (на средства купца Зеленова в память его матери) в помещении бывш. трапезной был освящен придел во имя равноап. кнг. Ольги (1875); в 1879 г. отремонтирован иконостас главного алтаря, построена новая кирпичная ограда с узорчатой решеткой и др. Осенью (в нояб.?) 1898 г. храм был освящен благочинным 1-го Одоевского округа свящ. Василием Смирновым.

Ко 2-й пол. XIX в. бывш. монастырская дер. Филимоново стала крупным центром промысла глиняной, т. н. филимоновской, игрушки. Хозяева 75 из 100 домов в деревне жили гончарным промыслом.

К нач. XX в. среди реликвий в Богородице-Рождественской ц. хранились серебряный вызолоченный напрестольный крест с изображением свт. Николая Чудотворца (вклад 1660 г. Колупаева «по своих родителех и по брате»); др. серебряный вызолоченный напрестольный крест - с 40 частицами мощей святых, в т. ч. прор. Иоанна Предтечи, прор. Даниила, ап. Андрея Первозванного, евангелистов апостолов Mapкa и Матфея, первомц. равноап. Феклы, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Евстафия Плакиды, Иакова Персянина, Прокопия Кесарийского, Артемия Антиохийского, св. князей благоверных Александра Невского, Романа Угличского, преподобных Антония Великого, Пимена Великого, Евфимия Великого, Ефрема Сирина, Антония Римлянина, Александра Свирского, Евфимия Суздальского, Михаила Малеина, Саввы Сторожевского. Здесь же хранились напрестольные Евангелия (М., 1668, 1681, 1794), Октоих (М., 1666), Пролог (М., 1677), Синаксарь (М., 1677), а также различные серебряные предметы, напр. 2 вызолоченных ковчега (один из них подарен митр. Сарским и Подонским Иларионом (Властелинским; † 1720)), 2 вызолоченных потира (1657 и 1697), кадило «в виде церкви с шатровым пирамидальным верхом» (1672).

К югу от храма располагалось монастырское кладбище, где погребены представители родов Воротынских и Одоевских (Леонид (Кавелин). 1863. С. 170), а также стольник кн. Г. И. Соковнин († 1699) и его супруга А. И. Соковнина (урожд. Вадбольская). На этом кладбище похоронен также Н. Л. Колупаев, к-рый в 1612 г. был сброшен с сев. башни Одоевской крепости за то, что отказался присягать самозванцу - «с изменники креста не целовал». Потомки Колупаева являлись благотворителями обители (Троицкий. 1910. С. 15-16).

К нач. XX в. историки и тульские краеведы обследовали предметы старины, связанные с обителью и Богородице-Рождественским храмом. В окт. 1897 г. рукопись монастырского синодика XVII в., хранившаяся в Тульском епархиальном древлехранилище, «удостоилась пристального внимания» обер-прокурора Синода В. К. Саблера. Одоевский историк М. А. Поликарпов (1858-1910) совместно с настоятелем свящ. А. Богоявленским организовывал и проводил экскурсии по территории бывш. мон-ря. В 1909-1910 гг. сотрудники Тульского древлехранилища занимались «осмотром и изучением памятников старины» бывш. монастыря, эти работы вели в т. ч. на пожертвования действительного статского советника Д. А. Хомякова (1841-1919), сына А. С. Хомякова. В том же году основатель древлехранилища Н. И. Троицкий (1851-1920) опубликовал исторический труд, посвященный обители. В 1911 г. Тульское отд-ние Об-ва защиты и сохранения памятников старины и искусства (1909-1917) включило упраздненный мон-рь в список 11 объектов епархии, «заслуживающих внимания с точки зрения искусства». Летом 1914 г. об-во пожертвовало для «сохранения древних церковных предметов» в Богородице-Рождественскую ц. «шкаф очень хорошей работы из дубового дерева» (Тульские ЕВ. 1897. № 22. С. 772-773; 1911. № 35/36. С. 548; № 47/48. С. 547; 1914. № 30. С. 335).

Одним из последних перед закрытием Богородице-Рождественского храма настоятелей был свящ. Иоанн Сахаров (1872-1934), уроженец с. Дубки Одоевского у., служивший здесь в 1920-1925 гг. В 1931 г. церковь была закрыта. По рассказам старожилов, ее хотели взорвать, но, по одной из версий, не хватило взрывчатки для толстых стен, по другой - председатель близлежащего колхоза «Рассвет» заявил, что ему негде хранить зерно, и здание церкви стали использовать как зернохранилище, а затем и как овощехранилище и склад. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. храм является архитектурным памятником гос. значения. После реставрационных работ в нем предполагалось разместить музей филимоновской игрушки. Однако из-за недостаточного финансирования это намерение осталось неосуществленным, и в 70-х гг. XX в. церковное здание пребывало в ведении колхоза «Рассвет».

Решением Синода от 12 марта 2002 г. Р. А. м. был возобновлен. 21 сент. того же года в Екатерининском приделе Богородице-Рождественской ц. состоялась 1-я служба. Храм ремонтируется, построены и восстановлены келейные корпуса с трапезной и гостиницей, хозяйственные службы, ограда. В обители проживал, скончался и похоронен схиархим. Аверкий (Швецов-Загарский; 1915-2018), один из старейших клириков РПЦ, бывш. келейник архиеп. Буэнос-Айресского и Аргентинского РПЦЗ Иоасафа (Скородумова) и первоиерарха РПЦЗ митр. Восточноамериканского Анастасия (Грибановского). К окт. 2020 г. в Р. А. м. проживали 22 насельника, настоятель игум. Парфений (Сачков).

Ист.: Сахаров И. П. История обществ. образования Тульской губ. М., 1832. Ч. 1. С. 205-211; Дубенский Д. О заглавном листе в Синодике Анастасова мон-ря // ЧОИДР. 1846. Кн. 4. Отд. 4. С. 27-35; Веселовский С. Б. Последние уделы в Сев.-Вост. Руси // ИЗ. 1947. Т. 22. Прил. С. 129-130; Беликов В. Ю., Колычева Е. И. Док-ты о землевладении князей Воротынских во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. // Архив РИ. 1992. Вып. 2. С. 93-121.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 136; Леонид (Кавелин), архим. Церк.-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии // ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-170; Шумов В. И. Упраздненные мон-ри: Анастасов Богородице-Рождественский мон-рь // Тульские ЕВ. Приб. 1864. № 2. С. 58-69; он же. Белёвский Спасопреображенский мон-рь // Там же. 1866. № 20. С. 275-284; Мартынов П. М. Богородице-Рождественский Анастасовский муж. мон-рь близ Одоева, теперь приходская церковь // Тульские ГВ. 1870. № 62. С. 813-816; Росписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Тульской епархии. Б. м., 1877. С. 45; Приходы и церкви Тульской епархии: Извлеч. из церк.-приходских летописей. Тула, 1895. С. 582-587; Троицкий Н. И. Одоевский Анастасов Богородице-Рождественский мон-рь: Летописный очерк. Тула, 1910; он же. Тульские древности. Тула, 2002. С. 261-287; Поликарпов М. А. Ист. очерк бывш. Анастасова мон-ря. Белёв, 1912; Усачев А. С. О книгах князей Воротынских в XVI в. // Вестн. архивиста. 2012. № 3. С. 17-28; он же. Еще раз о книгах князей Воротынских в XVI в. // «По любви, въ правду, безо всякие хитрости»: Друзья и коллеги к 80-летию В. А. Кучкина: Сб. ст. М., 2014. С. 331-340; он же. Книгописание в России XVI в.: По мат-лам датированных выходных записей. М.; СПб., 2018. Т. 1. С. 63, 70, 87, 381-383, 407, 409, 452-453; Т. 2. № 450-451. С. 255-256; Антонов А. В. Ист.-археогр. исслед.: Россия XV - нач. XVII в. М., 2013. С. 139, 149, 150; Шеков А. В. Полит. история и география Верховских княжеств: Сер. XIII - сер. XVI в. М., 2018. С. 27, 35, 237-238, 274, 284-288, 347.
А. В. Кузьмин, Д. Б. Кочетов