Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОВНЕНСКАЯ И ОСТРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ
60, С. 24-35 опубликовано: 11 апреля 2025г. 


РОВНЕНСКАЯ И ОСТРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

Ровненская и Осирожская епархия
Ровненская и Осирожская епархия

Ровненская и Осирожская епархия

УПЦ, образована как Ровенская и Острожская 10 апр. 1990 г. в границах Ровенской (ныне Ровненская) обл. Украины, отделена от Волынско-Ровенской епархии (см. в ст. Луцкая (Волынская) епархия), с 11 июня 1991 г. имеет совр. название. Центр - г. Ровно (Украина). Кафедральные соборы - в честь Воскресения Христова в Ровно, в честь Богоявления в Остроге. Территория Р. и О. е. включает центральные и юж. районы Ровненской обл.: Гощанский, Дубенский, Здолбуновский, Корецкий, Млиновский, Острожский, Радивиловский и Ровненский. Правящий архиерей - митр. Варфоломей (Ващук; с 27 июля 1995 в сане епископа, с 23 нояб. того же года в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита). Епархия разделена на 12 благочиннических округов: Гощанский, Дубенские Восточный (при Вознесенском храме в Подборцах в черте Дубно) и Южный (при Георгиевском храме в Сурмичах в черте Дубно), Здолбуновский, Корецкие 1-й (при Николаевском храме в г. Корец) и 2-й (в с. Корысть Корецкого р-на), Млиновский, Острожский, Радивиловский, Ровненские Центральный, Южный и Северный. В епархии действуют 280 приходов, 14 мон-рей, скитов и подворий (2 мужских, 12 женских). На территории епархии находится ставропигиальный по отношению к Патриарху Московскому и всея Руси корецкий во имя Святой Троицы (Воскресения Христова) женский монастырь (в наст. время фактически подчинен епархии). В клире состоят 359 священников и 34 диакона. При епархиальном управлении работают 3 отдела: по духовно-просветительской работе с молодежью; религ. просвещения, катехизации, миссионерства и социального служения; по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

Православная Церковь на территории современной Ровненской обл.

С кон. X в. регион был частью древнерус. Владимиро-Волынского княжества, в XIV в. присоединен к Литовскому великому княжеству, после Люблинской унии 1569 г. отошел Короне Польской в составе Речи Посполитой, после 3-го раздела Речи Посполитой (1795) регион стал частью Российской империи в составе Волынской губ. В 1921-1939 гг. территория Ровненской обл. принадлежала Польше. После присоединения Зап. Украины к УССР 2 нояб. 1939 г. была создана Ровенская обл. С 1991 г. область называется «Ровненская», входит в состав Украины. (О Православии на Волыни, в т. ч. на территории Ровненской обл., см. в статьях Владимиро-Волынская епархия, Луцкая (Волынская) епархия, Кременецкая епархия и др.)

Собор в честь Воскресения Христова в Ровно. 1890–1895 гг. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в.
Собор в честь Воскресения Христова в Ровно. 1890–1895 гг. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в.

Собор в честь Воскресения Христова в Ровно. 1890–1895 гг. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в.

Древнейшими правосл. центрами в регионе являются города Дубно и Острог - владения правосл. князей Острожских (см. в статьях Константин Иванович Острожский, Константин Константинович Острожский), где действовали основанные последними мон-ри и храмы. Значительную роль в церковной жизни края играли крупнейшие мон-ри, отказавшиеся в 1596 г. от принятия Брестской унии: Дерманский (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань), Дорогобужский Успенский, Пересопницкий Рождество-Богородичный и Степанский Михайловский, их игумены участвовали в правосл. Брестском Соборе в 1596 г. Важным центром правосл. учености была Острожская академия. В 1702-1795 гг. все правосл. приходы и мон-ри на территории Луцко-Острожской епархии присоединились к унии (Луцкий еп. Дионисий (Жабокрицкий) объявил о принятии унии в 1702). В сев. части совр. Ровненской обл., относившейся к Пинско-Туровскому еп-ству (см. Пинская и Лунинецкая епархия), отдельные приходы сохраняли верность Православию, центром православного благочиннического округа являлось мест. Нобель (ныне село Заречненского р-на), где храм никогда не был униатским.

Успенский храм в Ровно. 1756 г. Фотография. 30-е гг. XX в.
Успенский храм в Ровно. 1756 г. Фотография. 30-е гг. XX в.

Успенский храм в Ровно. 1756 г. Фотография. 30-е гг. XX в.

Из сохранившихся в Ровно храмов древнейшим является Успенский в Омелянском предместье (ныне в черте города), построенный в 1756 г. (старейший в регионе памятник деревянной архитектуры). В 1890-1895 гг. в Ровно на месте существовавшего в 1731-1881 гг. деревянного соборного храма, уничтоженного пожаром, был построен каменный Воскресенский собор. В 1840-1940 гг. (с перерывами) существовало Острожское викариатство Волынской епархии, викарии были настоятелями Дерманского мон-ря, в нек-рые периоды управляли приходами и обителями в отдельных уездах Волынской губ. На территории совр. Ровненской обл. действовали духовные уч-ща: Острожское (1817-1838), Клеванское (1877-1921), гимназия при Дерманском Свято-Троицком муж. мон-ре (1921-1927). В Волынско-Житомирской епархии существовала епархиальная чеш. правосл. миссия, объединявшая неск. чеш. правосл. приходов в разных уездах Волынской губ. Миссию в 1909-1920 гг. возглавлял настоятель основанного в 1888 г. чеш. Кирилло-Мефодиевского прихода в с. Гульча Острожского у. (ныне Гильча Вторая Здолбуновского р-на) прот. Алексий Ванек, под давлением поляков уехавший в Чехословакию зимой 1921 г., после присоединения региона к Польше. Во время первой мировой войны монашеская жизнь сохранялась в Дерманском муж. монастыре, дубенская Крестовоздвиженская пуст. с ее подворьями, скиты Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры были разорены, возобновились в 1919-1920 гг.

В нач. 20-х гг. XX в., после присоединения региона к Польше, на Волыни в ответ на первые попытки оторвать правосл. Церковь в Польше от Русской Церкви усилилось движение местного духовенства против польск. автокефалии. На 1-м епархиальном съезде духовенства и мирян Волынского воеводства, состоявшемся 3-10 окт. 1921 г. в Почаевской лавре, прот. Александр Огибовский из Луцка и делегаты от Острога и Здолбунова - иером. Тихон (Шарапов), делегированный Здолбуновским Почаево-Богородичным братством, прот. Венедикт Туркевич от Острожского Кирилло-Мефодиевского братства, директор Острожской церковной гимназии А. С. Ленчевский, директор Дерманской Феодоровской церковно-учительской школы М. П. Кедров - выступили против форсированной украинизации богослужений, заявленной уже в 1-й день работы съезда его председателем Кременецким еп. Дионисием (Валединским). По их инициативе 8 окт. 1921 г. была принята отдельная резолюция с протестом против украинизации, к-рую подписали 26 несогласных с линией еп. Дионисия делегатов (из 120 участников съезда): 16 священников, 3 диакона, 4 архимандрита (включая наместника Почаевской лавры архим. Паисия (Патокина)) и 3 мирянина. На Волыни сформировалась довольно большая группа сторонников единства с Московской Патриархией, сохранения церковнослав. языка в богослужении. Центрами рус. церковного движения стали Луцк, Здолбунов, Острог и Дубно, где проживало много рус. эмигрантов, действовали рус. гимназии и рус. благотворительные об-ва.

Викарий Волынско-Житомирской епархии Острожский еп. Аверкий (Кедров) окончательно утратил власть над приходами Острожского и Дубенского уездов 11 окт. 1921 г., когда приходы Польши были выделены патриархом Московским и всея России св. Тихоном (Беллавиным) в Польский Экзархат под рук. архиеп. Георгия (Ярошевского), получившего 30 янв. 1922 г. титул «митрополит Варшавский и всея Польши» и статус главы автономной Польской Православной Церкви. Полномочия по управлению Зап. Волынью присвоил себе сторонник автокефалистской политики митр. Георгия Кременецкий еп. Дионисий (Валединский). Он начал преследование духовенства и церковных учреждений края, не поддерживавших политику Варшавской митрополии. Из-за препятствий со стороны митрополии завершилась неудачей попытка архим. Савватия (Врабеца) вернуть на Волынь находившееся в 1917-1919 гг. в эвакуации в Житомире главное духовно-учебное заведение для Ровенского, Острожского и Дубенского уездов - Клеванское ДУ. По указу Волынско-Житомирского архиеп. Евлогия (Георгиевского) от 1 сент. 1918 г. архим. Савватий, как смотритель уч-ща, и его заместитель иером. Василий (Зуммер) (оба - из волынских чехов) должны были возобновить деятельность уч-ща при Дерманской Феодоровской церковно-учительской школе в Дерманском мон-ре. Из Житомира в Дермань было перевезено имущество учебного заведения. Однако возобновлению Клеванского ДУ в Дерманском мон-ре, несмотря на активную поддержку со стороны наместника мон-ря архим. Иова (Зуммера), воспрепятствовал Кременецкий еп. Дионисий (Валединский). Архим. Савватий был переведен на должность наместника Волынско-Кременецкого ЕУ в Ковельском повяте, иером. Василий (Зуммер) в 1919 г. назначен наместником в Рождество-Богородичный муж. мон-рь в с. Нов. Загоров (ныне Локачинского р-на Волынской обл.); в февр. 1920 г. еп. Дионисий распорядился распустить штат Клеванского ДУ. В 1921 г. указом еп. Дионисия была закрыта единственная в епархии Дерманская Феодоровская церковно-учительская школа, к-рую возглавлял противник польской автокефалии М. П. Кедров, брат Острожского еп. Аверкия (Кедрова); в здания последней в с. Дермань из Кременца в 1921 г. были перемещены православные Кременецкое ДУ и Волынское Виталиевское епархиальное жен. уч-ще, в 1925 г. эти учреждения были закрыты.

В 1921-1922 гг. прорусски настроенные клирики края добивались создания Дубенского вик-ства Волынской епархии. Основными претендентами на замещение кафедры, учреждения к-рой требовала рус. община Дубно, были архимандриты Смарагд (Латышенко), ректор Холмской ДС, находившейся в эвакуации в Кременце, и Харитон (Дроботов), до 1918 г. являвшийся ректором Волынской ДС. Дубенское Никольское братство (основано в 1871) выступило за хиротонию во епископа Дубенского архим. Смарагда. Архим. Смарагду удалось добиться компромисса с проукр. орг-циями, в частности с кременецким об-вом «Просвита», глава к-рого С. В. Бачинский поддержал его кандидатуру, инициировав соответствующую резолюцию об-ва от 7 июня 1921 г. (Архiмандрита Смарагда i Кремiнецька «Просвiта» // Украïнська трибуна. Варшава, 1921. № 28, 8 июня). После этого еп. Кременецкий Дионисий и глава Мин-ва вероисповеданий Украинской Народной Республики в изгнании И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко)) начали давление на кременецкую «Просвиту» с требованием отказаться от поддержки архим. Смарагда. Против кандидатуры Смарагда выступили глава дубенского об-ва «Просвита» М. К. Черкавский, секретарь кременецкой «Просвиты» П. Юденко и глава Кременецкого Богоявленского братства В. Покровский; двое последних являлись также сотрудниками самочинно созданного Волынско-Кременецкого ЕУ под рук. еп. Дионисия (Валединского). В итоге выдвижение Смарагда (Латышенко) на Дубенскую кафедру не состоялось. В сент. 1922 г. патриарх Тихон и Синод выдвинули кандидатуру архим. Смарагда на Слуцкое вик-ство Минской епархии, чтобы он в качестве титулярного архиерея являлся представителем Московской Патриархии в Польше, но и это назначение не прошло из-за препятствий польск. властей, а также вслед. наложения прещений на Смарагда митр. Георгием (Ярошевским). В 1921-1922 гг. власти не позволили архим. Смарагду перевести Холмскую ДС, временно находившуюся в Кременце, в Дубно. Напротив, в июне 1921 г. митр. Георгий и Мин-во вероисповеданий и просвещения Польши постановили упразднить семинарию и перевести преподавательскую корпорацию в новообразованную Кременецкую ДС, ректором к-рой являлся прот. Александр (см. Алексий (Громадский)). Однако слияние 2 семинарий стало возможно только после февр. 1923 г., когда архим. Смарагд был арестован за убийство митр. Георгия. В 1923 г. был выдворен из Волынского воеводства архим. Харитон (Дроботов). Он поддерживал контакты с еп. Дионисием (Валединским), но при этом считал главой Волынской епархии архиеп. Евлогия (Георгиевского) и по благословению последнего в 1919-1922 гг. пытался восстановить древний Рождество-Богородичный муж. мон-рь в с. Страклов Дубенского у.

15 окт. 1924 г. был арестован в Дермани и вскоре выслан в Германию глава Здолбуновского Почаево-Богородичного братства, ставропигиального по отношению к Патриарху Московскому и всея России (существовало с 1919), архим. Тихон (Шарапов), после чего деятельность волынского духовенства и мирян, несогласных с автокефалистскими действиями Варшавской митрополии, была прекращена. Попытка членов Здолбуновского братства в окт.-нояб. 1924 г. вернуть на должность старосты Почаево-Богородичного скита строителя Почаево-Богородичного храма Г. Пираторова (заместителя председателя братства архим. Тихона) закончилась неудачей из-за негативной резолюции наместника Почаевской лавры архим. Дамаскина (Малюты), к-рый 20 окт. 1924 г. объявил переизбранного на должность старосты Пираторова и его сторонников «раскольниками» из-за их связей с высланным архим. Тихоном. С того времени ставропигиальное Почаево-Богородичное братство фактически свернуло свою деятельность.

В 1928 г. упразднен польск. властями как оплот рус. церковного движения Николаевский скит в мест. Клевань Ровенского повята, основанный в 1920 г. как подворье Загоровского Рождество-Богородичного муж. мон-ря настоятелем Загоровского мон-ря архим. Фомой (Вербюком) (с 1922 Николаевский скит имел статус скита кременецкого Богоявленского муж. мон-ря (см. Кременецкий в честь Богоявления женский монастырь)). Вместо Николаевского скита в 1928 г. в окрестностях Клевани был основан жен. скит в честь Обновления иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на Белёвских Хуторах Ровенского повята. В янв. 1919 г. была сделана попытка открыть при св. источнике в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.) Успенский скит как филиал Пляшевского мон-ря; скит был создан в 1921 г. благодаря усилиям иером. Иакова (Наумчука) на земельном участке, принадлежавшем его родителям.

В 20-х гг. XX в. были возобновлены пострадавшая во время первой мировой войны дубенская Крестовоздвиженская пуст. (в 1922 под давлением властей переведена из Дубно на новое место) с приписными к ней Рождество-Богородичным скитом (в с. Кораблище, ныне Млиновского р-на) и Покровским скитом (между совр. селами Кривуха и М. Сады Дубенского р-на), связанный с Почаевской Успенской лаврой Пляшевский Георгиевский мон-рь на Казацких Могилах (в с. Пляшева) с приписным к нему Параскевинским храмом-подворьем в с. Солонев, Иовский скит в с. Рудня-Почаевская (ныне Рудня Радивиловского р-на) с приписным Александро-Невским храмом-подворьем в с. Яновка (ныне Ивановка Радивиловского р-на), Гаврииловский скит в с. Крыжи (ныне Кременецкого р-на) с приписным Александро-Невским храмом-подворьем в с. Копани (ныне Радивиловского р-на).

После вхождения края в Украинскую ССР и образования в составе УССР 27 нояб. 1939 г. Ровенской обл. в обл. центре была учреждена епископская кафедра. С 28 марта по 18 авг. 1941 г. управляющим новообразованной Ровенской и Кременецкой епархией являлся архиеп. Алексий (Громадский). Он жил в своей резиденции при кременецком Богоявленском муж. мон-ре, в Ровно не приезжал. После оккупации края немцами архиеп. Алексий 8 дек. 1941 г. получил титул «митрополит Волынский и Житомирский, управляющий Волынско-Кременецкой епархией», остался жить в Кременце. В 1942-1944 гг. Автономная УПЦ занимала в Ровно нижний Михаило-Архангельский храм Воскресенского собора, являвшийся кафедральным для Ровенского и Острожского еп. Феодора (Рафальского) (до войны являлся благочинным Острожского окр., хиротонисан 25 июля 1942 в Почаевской лавре во епископа Таганрогского с назначением помощником митр. Алексия (Громадского) по управлению Почаевской лаврой, в дек. 1942 упом. как епископ Ровенский). Сначала еп. Феодор возглавлял полусамостоятельное Ровенско-Острожское вик-ство Волынско-Кременецкой епархии, с мая 1943 г., после распада епархии в результате убийства митр. Алексия (Громадского), до отъезда с немцами в янв. 1944 г. еп. Феодор управлял самостоятельной Р. и О. е. Он жил, очевидно, в Остроге и в Дерманском мон-ре, где имел резиденцию предыдущий викарий Волынско-Кременецкой епархии Острожский еп. Симон (Ивановский). В годы оккупации существовало Сарненское вик-ство Волынско-Кременецкой епархии, до свого переезда весной 1942 г. в Чернигов его возглавлял еп. Симон (Ивановский). 26 мая 1942 г. рейхскомиссар Украины Э. Кох утвердил предложенного епископатом УПЦ МП нового кандидата на Сарненское вик-ство - прот. Николая Дробницкого, упоминаемого в одном из писем митр. Алексия (Громадского); хиротония не состоялась (Листи громадських дiячiв, представникiв укр. науки, культури i Церкви до Iвана Огiєнка (митр. Iларiона), 1910-1969 / Упор.: I. Преловська та iн. К., 2011. С. 282-283). 27 мая 1943 г. митр. Алексий представил др. кандидата из ровенских клириков во епископа - наместника скита в с. Белёвские Хутора архим. Мелитона (Ярмуся), о чем свидетельствует письмо митрополита Холмскому и Подляшскому архиеп. Илариону (Огиенко) (Там же. С. 278). Однако архим. Мелитон к тому времени скончался (в авг. 1942 или в 1943).

В марте-мае 1944 г. утвержденный в качестве уполномоченного при Украинском Экзархате Курский еп. Питирим (Свиридов) пытался возобновить самостоятельную епархию с центром в Ровно. В документе от 4 мая 1944 г. еп. Питирим упоминается как «епископ Ровенский, уполномоченный митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины по Волынской и Ровенской областям». В тот день еп. Питирим утвердил протопр. Иоанна Морчаковского настоятелем Воскресенского кафедрального собора в Ровно и благочинным Ровенского окр., его заместителем стал прот. Владимир Пыжицкий. 13 мая 1944 г. была замещена Луцкая кафедра, 1 июля 1944 г. переименованная в Волынско-Ровенскую, с центром в Луцке (в 1940-1941 Волынская и Луцкая епархия, кафедра экзарха Зап. Украины и Зап. Белоруссии митр. Николая (Ярушевича), уехавшего перед началом Великой Отечественной войны в Киев; в 1942-1943 Луцко-Ковельская викарная кафедра под упр. еп. Иова (Кресовича), викария Волынско-Кременецкой епархии). Ровенская епархия перестала существовать. Воскресенский кафедральный собор в Ровно стал 2-й кафедрой для Волынско-Ровенской епархии - преемницы довоенных Волынско-Кременецкой и Луцко-Волынской епархий. Для Ровенской обл. в 1944-1990 гг. назначался отдельный обл. секретарь или обл. межрайонный благочинный, имевший полномочия от епархиального управления Волынско-Ровенской епархии по управлению приходами области. Как правило, это был настоятель собора или др. крупного прихода в Ровно.

К нач. 1945 г. в области были зарегистрированы 423 прихода, 63 священника, 45 диаконов и 203 псаломщика. После войны продолжали действовать Корецкий Свято-Троицкий жен. мон-рь (135 монахинь), Белёвский муж. скит (3 насельника, в 1948 преобразован в женский), Дерманский Троицкий муж. мон-рь (5 монахов, в 1947 преобразован в женский), дубенская Крестовоздвиженская муж. пуст. (13 монахов), Липский Успенский муж. скит (3 монаха), Пляшевский Георгиевский муж. скит (12 монахов), Здолбуновское Успенское подворье-скит Почаевской лавры (2 монаха). В 1948-1952 гг. число приходов в области уменьшилось с 443 до 414. В 1948 г. закрыт привлекавший много паломников Александро-Невский храм на горе Испряча близ с. Тростянец Дубенского р-на, в 1950 г. упразднен скит в с. Липки, в 1950 г.- подворье Почаевской лавры в с. Рудня-Почаевская. У дубенского Крестовоздвиженского мон-ря в 1948 г. отняли принадлежавшее ему здание бывш. мон-ря кармелитов; обитель переместилась в урочище «Остров Пустынь» возле с. Панталия Дубенского р-на, где рядом с полуразрушенной Крестовоздвиженской ц. был сооружен деревянный храм прп. Иова Почаевского. В 1955 г. временный келейный корпус с домовым храмом в с. Панталия закрыли, в 1959 г. закрыли и деревянный храм прп. Иова. 16 сент. 1950 г. Совет по делам РПЦ упразднил обитель, игум. Анастасий (Безлесюк) с монахами оставался в с. Панталия до 1954 г. 4 июня 1953 г. Синод РПЦ принял решение о передаче подворий Почаевской лавры в Дубно, Пляшевой и Здолбуново из ведения лавры в ведение Волынско-Ровенского епископа «на правах приходских единиц» (ГА Ровненской обл. Ф. Р-204. Оп. 11. Д. 45). Волынско-Ровенскому архиеп. Палладию (Каминскому) удалось на 2 года затянуть закрытие этих мон-рей.

В ходе антирелиг. кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) количество зарегистрированных приходов в Ровенской обл. уменьшилось с 402 до 296, число зарегистрированных священников - с 496 до 254 чел., число диаконов - с 33 до 24 чел. По обвинениям в связях с церковным подпольем власти закрыли в 1959 г. Дерманский Троицкий жен. мон-рь. Делалась попытка закрыть Корецкий Троицкий жен. мон-рь, один из 2 келейных корпусов был изъят под общежитие профтехучилища, монашескую общину, состоявшую из 210 насельниц, пытались сократить вдвое, устранив наиболее активную часть монахинь во главе с игум. Людмилой (Вельсовской). Однако за последнюю вступился в 1962 г. патриарх Алексий I (Симанский), уволивший с Волынско-Ровенской кафедры архиеп. Панкратия (Кашперука), осуществлявшего распоряжения властей по уничтожению обители. Корецкий мон-рь удалось сохранить.

В 1962-1963 гг. закрылись соборные храмы в Остроге и Ровно. Постановлением Совета по делам РПЦ от 3 июля 1962 г. здание Богоявленского собора в Остроге было передано краеведческому музею (формально - из-за малочисленности прихода и необходимости его объединения с общиной Воскресенского храма), что было согласовано властями с Волынско-Ровенским ЕУ. С тех пор статус соборного имел Воскресенский храм в предместье Острога - Новом городе (ныне в черте города). Замковый Богоявленский храм в 1962-1989 гг. использовался Острожским историко-культурным заповедником, в 1989 г. возвращен Церкви, с 10 апр. 1990 г. является 2-м кафедральным храмом Р. и О. е. Постановлением Совета по делам РПЦ от 6 февр. 1963 г. закрыт Воскресенский кафедральный собор в Ровно. Настоятелем собора являлся прот. Григорий Коршун, секретарь и надрайонный благочинный Волынско-Ровенского ЕУ по Ровенской обл. Его вместе с соборным клиром перевели в недействовавший Успенский Омелянский храм на зап. окраине Ровно, храм получил статус нового «областного собора». В 1989 г. Воскресенский собор возвращен правосл. общине, в 1992 г. был захвачен сторонниками Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

В период хрущёвской антирелиг. кампании прекратилось богослужение в десятках приходских церквей. В 1961 г. в Ровно упразднены Николаевский кладбищенский храм на Дубенской ул. и Покровский храм на Золотиевской ул. В Корце в 1960 г. закрыт храм св. Параскевы, в 1961 г.- Николаевский храм. В 1960 г. закрыт Успенский храм в Здолбунове, действовавший при упраздненном в 1953 г. Здолбуновском подворье Почаевской лавры; в 1963 г. церковь снесли вместе со зданием подворья. В соответствии с директивой уполномоченного Совета по делам РПЦ П. Дубовика в 1959-1960 гг. закрыты часовни на местах паломничества в селах Вилия (здание разрушено), Онишковцы и Гульча Вторая. Настоятель прихода в с. Турия Дубенского р-на архим. Венедикт (Томашевский), активно сопротивлявшийся уничтожению источника св. Анны близ с. Онишковцы, в 1959 г. был снят с регистрации. В 1984 г. Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. Денисенко М. А.) выступил за сокращение числа насельниц Корецкого мон-ря, обвинив игум. Наталию (Ильчук) в том, что последняя «обманным путем» прописала в обители 17 монахинь. Митрополит добивался увольнения игум. Наталии за то, что последняя предъявляла требование о возвращении келейного корпуса, отнятого в 1961 г. Патриарх Пимен (Извеков) встал на сторону игумении и 12 мая 1984 г. подписал указ, к-рым Корецкому мон-рю предоставлялась «ставропигия с непосредственным подчинением патриарху Московскому и всея Руси, с освобождением от руководства архиеп. Волынского и Ровенского и от наблюдения экзарха Украины» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 446. Л. 49).

К 1988 г. в Ровенской обл. насчитывалось 279 общин, 270 священников. В 1988 г. в области было создано 11 правосл. общин. В 1989 г. открыто 57 храмов, зарегистрировано 79 общин, часть общин не сразу получила храмы, боролась за возвращение церковных зданий.

Леонтьевцы

На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. на территории Ровенской обл. сформировалось движение монашествующих и мирян во главе с бывшим послушником Липского Почаево-Богородичного скита (см. Липский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь) Л. Г. Грицаном (старцем Леонтием). Леонтьевцы совершали массовые пешие паломничества из сёл Ровенщины в Почаевскую лавру, в шествиях принимали участие 200-300 чел. За организацию таких шествий Грицан был арестован 21 февр. 1945 г. в с. Мнишин Гощанского р-на, в 1949 г. в с. Липки того же района арестовали его сторонника, бывш. послушника Почаевской лавры М. Заику. В 1951 г. были арестованы ближайший помощник Грицана, послушник Липского скита М. С. Гнесюк, глава общины леонтьевцев в Рафаловском р-не Е. Богомаз и бывш. монахиня Белёвского скита В. Рассказова; их обвинили в религ. пропаганде и бродяжничестве. Центрами движения леонтьевцев стали муж. скиты в селах Липки и Пляшева (ныне Радивиловского р-на), Белёвский жен. скит в с. Белёвские Хутора. В поддержке леонтьевцев власти подозревали настоятеля Липского скита иером. Иакова (Наумчука; † 1956), псаломщицу Г. Ильину († 1948), настоятеля дубенского Крестовоздвиженского мон-ря игум. Анастасия (Безлесюка). В 1954 г. власти констатировали, что лидером «церковного подполья» в регионе являлся арестованный вторично в том же году житель с. М. Мощаница Здолбуновского р-на Грицан.

Во время антирелиг. кампании 1958-1964 гг. к леонтьевцам примкнули мн. снятые с регистрации священнослужители, росло число нелегально действующих общин. Ликвидация подпольных общин леонтьевцев стала одной из основных задач в деятельности местного КГБ и обл. уполномоченного по делам культов. Власти были обеспокоены тем, что в селах, где закрывались храмы, силами леонтьевцев создавались нелегальные общины, собиравшиеся в воскресные и праздничные дни для молитвы и для совместного изучения Свящ. Писания. Леонтьевцы по-прежнему организовывали нелегальные паломничества в Почаевскую и Киево-Печерскую лавры. В 1958 г. Грицан был вновь арестован, с тех пор почти постоянно находился в лагерях до 1968 г., скончался в 1973 г.

В 1959 г. 5 леонтьевцев из с. Курганы Острожского р-на отказались от участия в переписи населения по религ. мотивам. Это событие заставило власти причислить леонтьевцев к сторонникам Истинно православной церкви (ИПЦ), не участвовавшим в переписях населения и выборах (см. в ст. Истинно православные христиане). Тогда же впервые был проведен подсчет числа последователей Грицана, выявлено 6 групп из 90 участников только в Ровенской обл. Помимо Острожского, Гощанского и Корецкого районов Ровенской обл. много леонтьевцев на рубеже 50-х и 60-х гг. XX в. было в Кременецком р-не Тернопольской обл. Отдельные общины фиксировались в Житомирской и во Львовской областях. Репрессии против леонтьевцев усилились, в связях с ними власти обвиняли некоторых влиятельных представителей белого духовенства Ровенщины, отдельных монахов Почаевской лавры. В частности, за контакты с леонтьевцами были сняты с регистрации и судимы прот. Петр Поздняковский из с. Голубного Березновского р-на (1959), свящ. Иоанн Кардаш из Ровно (1960).

В 1959 г. был арестован преемник Грицана, лидер движения К. Козярчук: его обвинили в антисоветской пропаганде, в призывах не ходить на выборы, в организации катакомбных общин; Козярчук погиб в лагере. Новый лидер движения Н. Радчук в нояб. 1959 г., вскоре после ареста, отрекся от религии через прессу. Следующий глава леонтьевцев, П. Жуковский, был арестован в 1960 г., приговорен к длительному сроку заключения. Духовная наставница леонтьевцев схим. Херувима (Наумова) скончалась в 1968 г. Следующий лидер леонтьевцев, Я. Сачук, был арестован в 1973 г., в 1976 г. умер проповедник леонтьевцев Н. Фурманюк. После этого власти заявили о прекращении движения, в качестве доказательства указывалось на то, что большинство леонтьевцев отошли от «страннического» образа жизни. Один из последователей леонтьевского движения, Г. Сирман, к 1977 г. служил диаконом при храме в с. Рачин Дубенского р-на, этот факт уполномоченный по делам религий по Ровенской обл. Е. К. Сулима считал свидетельством признания леонтьевцами правосл. Церкви. В отчете Сулимы от 9 авг. 1977 г. о леонтьевцах говорится следующее: «Относительно термина «ИПЦ» (ИПХ). То, как мы сейчас полагаем, и об этом свидетельствуют факты поведения «леонтьевцев» в разное время, он, этот термин, к «леонтьевцам» применялся несколько ошибочно. В Ровенской обл. как такового течения «ИПЦ» фактически не существовало, а причисление к нему «леонтьевцев» по отдельным признакам их поведения было недостаточно обоснованным. Само название «ИПЦ» они к себе никогда не относили и называли себя «божьими странниками», не стояли на позициях непризнания Московской патриархии. Большинство «леонтьевцев» оставались ревностными православными церковниками» (ГА Ровненской обл. Ф. Р-204. Оп. 12. Д. 261. Л. 5). В кон. 70-х гг. XX в. леонтьевцы привлекали внимание властей только тем, что ежегодно большими группами вместе ездили из Ровенской обл. на пасхальные богослужения в Почаевскую лавру.

Почитание старца Леонтия после его кончины сохранялось среди верующих, особенно на территории Ровненской обл., одним из центров был Корецкий мон-рь. В нач. 90-х гг. XX в. мн. последователи и ученики Леонтия основали мужские и женские мон-ри в Ровненской обл., ключевую роль в возрождении монашества в крае сыграл мирянин Гнесюк († 2009), бывш. помощник Леонтия, неоднократно репрессированный за религ. деятельность. Гнесюк в 2000 г. был хиротонисан во диакона, вскоре стал архидиаконом Р. и О. е. Богословская комиссия УПЦ, заседавшая в расширенном составе 18 мая 2001 г. в Городокском во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Илии женском монастыре (Ровенская епархия), осудила крайние формы почитания старца Леонтия среди части его последователей. 24 дек. 2006 г. постановлением Синода УПЦ по предложению Днепропетровского митр. Иринея (Середнего) при синодальной комиссии под рук. митр. Онуфрия (Березовского) была создана рабочая группа для более тщательного изучения движения леонтьевцев и деятельности старца Леонтия. По итогам работы группы, использовавшей следственные дела Грицана и Гнесюка, др. архивные материалы, в 2014-2015 гг. по благословению Ровненского и Острожского митр. Варфоломея был издан сб. «Исповедники православной веры на Ровенщине» (в 2 т.).

Р. и О. е. (1990-2020)

В 1990 г. в Ровенской обл. существовало 369 приходов, были зарегистрированы 274 священника, 17 диаконов, 70 псаломщиков. 10 апр. 1990 г. в границах Ровенской обл. была образована Р. и О. е. В нач. 1991 г. в епархии имели регистрацию 432 общины, 441 священнослужитель, в нач. 1992 г. имелось 499 общин и 386 храмов.

После создания в 1992 г. УПЦ КП Ровно стал одним из центров раскола. В 1992 г. был захвачен Ильинский собор в Дубно, сорван визит на Ровенщину Киевского митр. Владимира (Сабодана), начавшийся с посещения Воскресенского собора в Ровно 6 авг., в центре Ровно разогнали сторонников митр. Владимира. 18 авг. было захвачено здание ЕУ (1-й захват был 15 июля), в ночь на 16 сент. 1992 г. с 3-й попытки при поддержке властей раскольники захватили кафедральный Воскресенский собор. В ведении канонической Церкви в обл. центре остались Успенский Омелянский храм, при котором разместились ЕУ и резиденция архиерея, и Николаевский храм на кладбище в Дубенском предместье. 29 дек. 1992 г. после настойчивых протестов верующих нижний Михаило-Архангельский храм Воскресенского собора вернули канонической Церкви (за это решение УПЦ КП «отлучила от церкви» главу местного отдела религий Ю. Д. Скупского), верхний храм остался в ведении УПЦ КП. В 1999 г. власти выделили Р. и О. е. под ЕУ недостроенное здание в центральной части Ровно, в течение года здание было завершено. После волны захватов правосл. храмов раскольниками в 1-й пол. 90-х гг. XX в. ситуация в дальнейшем стабилизировалась, число приходов начало расти. В 1993 г. при Николаевском жен. мон-ре в с. Городок Ровненского р-на открылось регентское уч-ще, с 1995 г. действует регентско-катехизаторское уч-ще в Корце. В 1994-2000 гг. работало ДУ при Межиричском во имя Святой Троицы мужском монастыре. В 1995 г. зарегистрировано Ровненское братство прп. Феодора Острожского.

30 марта 1999 г. от Р. и О. е. была отделена Сарненская и Полесская епархия (с 2018 Полесская и Сарненская епархия), ее территория включила сев. районы Ровненской обл. В нач. 1999 г. в Р. и О. е. насчитывалось 497 приходов, после разделения в составе Ровненской епархии осталось 250 приходов и 7 мон-рей. В 2004 г. в Р. и О. е. насчитывалось 269 приходов, в 2008 г.- 285 приходов.

Устроение епархиальной жизни связано с деятельностью на Ровненской кафедре митр. Варфоломея (Ващука). По его благословению в 2001 г. при военном городке в Ровно открылось Георгиевское подворье Городокского Николаевского жен. мон-ря, в 2003 г. в Северном массиве Ровно был освящен 1-й в регионе храм во имя Всех святых земли Волынской, на его месте в 2008-2019 гг. возвели собор Всех Волынских святых с нижним храмом блж. Ксении Петербургской. В 1997-2007 гг. построен Петропавловский храм в районе Ровно Басов Кут, в 2008 г. освящен Борисоглебский храм.

В 2005 г. новый губернатор Ровненской обл. В. М. Червоний попытался дестабилизировать межконфессиональные отношения в регионе. По его инициативе в 2005-2006 гг. получили регистрацию более 10 общин УПЦ КП, претендовавших на действующие храмы УПЦ; главой обл. отдела религий в 2005-2007 гг. являлся «священник» УПЦ КП Степан Маринич. В 2005 г. священник УПЦ Ярослав Хаврук перешел в УПЦ КП, стал «архиепископом» Онуфрием и попытался захватить Воскресенский храм в Остроге. Власти опечатали здание, попытались навязать канонической общине поочередные богослужения с раскольниками, но православным удалось отстоять свою святыню, на ее защиту люди собрались из разных районов области. В раскол в этот период перешел один храм - в с. Милостов Ровненского р-на (2006).

Новая волна захватов храмов в области началась летом 2014 г. Тогда в числе первых при поддержке Пляшевского скита в юрисдикции УПЦ КП были захвачены храмы в селах Остров и Солонев Радивиловского р-на (против клириков УПЦ выдвигались политические обвинения - в том, что УПЦ не участвовала в Евромайдане, и т. п.). Особенно острым был конфликт вокруг храма в с. Птичья Дубенского р-на, к-рый в 2014-2017 гг. оставался опечатанным, неск. раз происходили столкновения между прихожанами, в итоге храм был занят УПЦ КП. Новый этап нападений на храмы УПЦ начался в 2019 г., когда было объявлено о создании благодаря усилиям Президента Украины П. А. Порошенко не признанной большинством Поместных Церквей Православной церкви Украины (ПЦУ). В 2018-2019 гг. вслед. захвата храмов перестали существовать 6 приходов, еще 4 прихода были сняты с регистрации. Однако большинство общин, потерявших храмы, начали совершать литургии в частных домах или др. помещениях, приспособленных для богослужений. К кон. 2020 г. Р. и О. е. имела 280 приходов, 250 приходских церквей, 29 приспособленных под храмы помещений, 5 больничных храмов, 6 тюремных храмов, храм при военной части, храм при доме престарелых. При монашеских общинах епархии действует 31 храм.

14 марта 2018 г. Синод УПЦ учредил Дубенское вик-ство Р. и О. е., епископом Дубенским был избран Пимен (Воят), хиротония состоялась 25 марта того же года.

Древнейшими и наиболее почитаемыми в регионе святынями являются чудотворные иконы Божией Матери: Дубенская Острожская (из дубенской Крестовоздвиженской пуст.), Дерманская Казанская, Корецкая, Межиричская икона Божией Матери «Жизнеподательница». Из более поздних известны Белёвская икона Божией Матери «Взыскание погибших» и Городокская икона Божией Матери «Милосердная». Статус местночтимых имеют иконы Божией Матери Вилийская, Городищенская, Гощанская, Дорогобужская, а также чудотворная икона свт. Николая в с. Гильча Вторая, чудотворные иконы св. Онуфрия в селах Городище и Мильча Дубенского р-на, прославившийся в XVIII в. чудотворениями образ Спасителя в Троицком храме в с. Боремель Демидовского р-на. С 90-х гг. XX в. пользуются особым почитанием Острожская икона Божией Матери в Воскресенском храме в Остроге, гробница-плащаница прп. Феодора Острожского в Богоявленском кафедральном соборе в Остроге, кровоточивая Иверская икона Божией Матери в Здолбунове и чудотворная икона прав. Анны в жен. скиту в с. Онишковцы Дубенского р-на. Паломников привлекают чудотворные источники в с. Липки (на территории Липского мон-ря), близ с. Онишковцы, близ с. Гильча Вторая, при них построены часовни в юрисдикции УПЦ. Источники в с. Привольном Дубенского р-на и в урочище Гурбы Здолбуновского р-на находятся в ведении УПЦ КП.

Архиереи

Архиеп. Ириней (Середний; 10 апр. 1990 - 19 окт. 1993), еп. Анатолий (Гладкий; 28 окт. 1993 - 27 июля 1995), митр. Варфоломей (Ващук; с 27 июля 1995 в сане епископа, с 23 нояб. того же года в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита).

Действующие монастыри

Дерманский Свято-Троицкий (женский, в с. Дермань Здолбуновского р-на, основан в 1492 как мужской, в 1944-1959 женский, в 1959 закрыт, в 1991 возрожден), Городокский Николаевский (женский, в с. Городок Ровненского р-на, основан в 1-й пол. XVI в. как мужской, в XVI-XVII вв. скит - подворье Киево-Печерского мон-ря, закрыт в 1929, возрожден в 1993 как женский), корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный (женский, в Корце, основан не позднее кон. 70-х гг. XVI в., в 1752-1795 в унии, в 1880 возобновлен), Гощанский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (женский, в пос. Гоща, основан в 1638 как мужской, в унии с 70-х гг. XVII в. до 1833, упразднен, возрожден 29 дек. 1993 как женский), Липский Успенский (мужской, в с. Липки Гощанского р-на, основан в 1921 как скит Почаевской лавры, закрыт в 1939, восстановлен во время войны, вновь закрыт в 1950, возобновлен в 1991), Рождества Пресвятой Богородицы (женский, в с. Белёвские Хутора Ровненского р-на, существовал в 1928-1948 как муж. скит, в 1948-1950 жен. скит, в 1950 упразднен, возрожден в 1992), Межиричский во имя Святой Троицы (мужской, в с. Межирич Острожского р-на, основан в авг. 1991), Аннинский скит Городокского мон-ря (женский, в с. Онишковцы Дубенского р-на, основан в 2000), Млиновский Вознесенский скит Городокского мон-ря (женский, в пос. Млинов, основан в 2003), Старокорецкий Варваринский скит Успенского Липского мон-ря (мужской, в с. Ст. Корец Корецкого р-на, основан в 2003), Рогачевский в честь Собора двенадцати апостолов скит Рождество-Богородичного Белёвского мон-ря (женский, в с. Рогачев Ровненского р-на, основан в 2004), Иверской иконы Божией Матери (женский, в с. Голуби Дубенского р-на, основан в 2010), Андрусиевский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (женский, в с. Андрусиев Гощанского р-на, основан в 2016), скит во имя св. Жен-мироносиц (женский, в с. Симонов Гощанского р-на, основан в 2017).

Упраздненные монастыри в пределах Ровненской области

Клеванский Николаевский (мужской, в совр. пос. Клевань Ровненского р-на, известен в 1490-1630), Пересопницкий Рождество-Богородичный (мужской, в совр. с. Пересопница Ровненского р-на, известен в 1490-1630, позднее в унии), Дорогобужский Успенский (мужской, в совр. с. Дорогобуж Гощанского р-на, известен в 1514-1618, позднее в унии), Преображенский (мужской, в бывш. мест. Нобель Пинского староства (ныне село Заречненского р-на), основан в 1519, упразднен не позднее 1555), дубенский Крестовоздвиженский (мужской, в Дубно, известен с сер. XVI в., в 1743-1812 в унии, в 1812 упразднен, в 1860 восстановлен как пустынь, приписная к Почаевской лавре, в 1904-1921 самостоятельный мон-рь, закрыт в 1949), Городищенский Михайловский (мужской, в с. Городище (ныне Корецкого р-на), известен в 1538-1630, позднее в унии), Острожский Пятницкий (мужской, близ Острога, известен в 1542-1571), Розважский Крестовоздвиженский (женский, в бывш. с. Монастырёк (ныне в черте с. Розваж Острожского р-на), известен в 1542-1621, позднее в унии), Чекновский Крестовоздвиженский (мужской, ныне с. Чекно Млиновского р-на, упом. в 1554-1612), Степанский Михайловский (мужской, в совр. пос. Степань Сарненского р-на, известен в 1572-1629, позднее в унии), корецкий Успенский (женский, в Корце, известен в 1573-1654, позднее в унии), Преображенский (мужской, в совр. с. Маринин Березновского р-на, упом. в 1579-1629), Свято-Троицкий (мужской, в Остроге, существовал в 1579-1644), дубенский Преображенский (мужской, в Дубно, известен в 1585-1626, позднее в унии), дубенский Подборецкий Вознесенский (женский, в Дубно, известен в 1592-1626, позднее в унии), Обговский Крестовоздвиженский скит (женский, в с. Обгов Дубенского у. (ныне Сосновка Дубенского р-на), известен в 1592-1626, позднее в унии), Колодийский (Полонский) Иоанно-Богословский (мужской, существовал между селами Колодии (ныне Волынской обл.) и Полонное (ныне г. Вараш Ровненской обл.), упом. в 1601-1618, позднее в унии), Мульчицкий Онуфриевский (мужской, в совр. с. Мульчицы Владимирецкого р-на, упом. в 1604-1618, позднее в унии), Дубровицкий Селецкий Николаевский (мужской, в совр. с. Селец Дубровицкого р-на, известен в 1619-1646, позднее в унии), Стракловский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Страклов, ныне в черте Дубно, упом. в 1629-1648, позднее в унии), Чорненский Преображенский (мужской, в урочище Чорна близ совр. пос. Клевань, упом. в 1630-1637), Миньковецкий Рождество-Богородичный (мужской, в совр. с. Миньковцы Дубенского р-на, упом. в 1633-1645), Гощанский Михайловский (мужской, ныне пос. Гоща, упом. в 1639-1659, позднее в унии), Курозванский Покровский скит Гощанского мон-ря (мужской, в совр. с. Курозваны Гощанского р-на, известен в 1639-1653, позднее в унии), Перекальский Покровский (мужской, в совр. с. Перекалье Заречненского р-на, упом. в 1645-1647 как православный, позднее в унии, упразднен в 1743), Острожский Преображенский (мужской, в Остроге, существовал в 1796-1817), Дубенская во имя прп. Иова Почаевского пуст. (мужская, существовала в 1892-1918).

Расколы на территории Ровненской обл.

Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)

В ведении главы УАПЦ Поликарпа (см. Сикорский П. Д.) была образована Заславская и Ровенская епархия, к-рую возглавил «рукоположенный» 2 авг. 1942 г. «епископ» Платон Артемюк. Нем. оккупационная администрация не пустила Артемюка в Заслав (ныне Изяслав Хмельницкой обл., Украина), 25 авг. 1942 г. последний был назначен главой Ровенско-Кременецкой епархии УАПЦ. 13 сент. 1942 г. был «рукоположен» с титулом «епископ Дубенский, викарий митрополита-администратора УАПЦ» принявший монашество с именем Вячеслав овдовевший прот. Гервасий Лисицкий, до 1939 г. глава правосл. Чешской миссии при Волынско-Кременецкой епархии, настоятель чеш. правосл. прихода в пос. Квасилов. К нему присоединились чеш. правосл. приход в с. Гильча Чешская, настоятелем к-рого являлся клирик чеш. происхождения Антоний Зайц, и приход со смешанным украинско-чеш. населением в с. Тайкуры (ныне Ровненского р-на), настоятелем к-рого был также протоиерей чеш. происхождения Александр Вагнер. Дубенское вик-ство не входило в Ровенскую епархию УАПЦ, его 3 прихода подчинялись Поликарпу Сикорскому. В период оккупации УАПЦ имела наиболее сильные позиции в Ровно и Дубно, в Здолбунове и Остроге сохраняла влияние Автономная УПЦ. Накануне вступления на Ровенщину Советской армии оба архиерея УАПЦ уехали на Запад. Попытки создать по указанию Поликарпа Сикорского в янв.-февр. 1944 г. «катакомбное благочиние» УАПЦ в Ровенской обл. не увенчались успехом. Полевым духовником Украинской повстанческой армии (УПА), а также катакомбным благочинным УАПЦ в подразделениях группы УПА-Север по Ровенской обл. в 1943-1944 гг. тайно служил прот. Алексий Гуменюк, состоявший ранее в юрисдикции Платона Артемюка. Клирик одновременно являлся священнослужителем РПЦ и настоятелем прихода в с. Берег Дубенского р-на, тщательно конспирируя свою деятельность в бандеровском подполье. В марте 1944 г. он был арестован при захвате одной из баз УПА подразделениями НКВД, умер в заключении.

В июне 1990 г. в УАПЦ из клира Ставропольско-Бакинской епархии РПЦ перешел архим. Антоний (Масендич). Он был назначен временным администратором Ровенско-Волынской епархии УАПЦ, в сент. 1990 г. «хиротонисан» во епископа Ровенского и Житомирского, в янв. 1992 г. стал «архиепископом Переяславским и Сичеславским» УАПЦ. Устав Ровненско-Житомирской епархии, поданный в Госкомитет религий Украины Масендичем, был зарегистрирован 25 июля 1991 г., с того времени епархию возглавлял с титулом «епископ Овручский» Поликарп Пахолюк (в янв. 1992 переведен в Чернигов), хотя юридически этой структурой продолжал до 1992 г. руководить Масендич. В авг. 1991 г. под рук. Масендича был захвачен Троицкий храм в районе Ровно Басов Кут. Масендич добивался передачи УАПЦ зданий Дерманского Троицкого мон-ря, Совет по делам религий Украины 21 мая 1991 г. потребовал от Ровненского облисполкома выполнить эту просьбу (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 624. Л. 8). Однако позже Дерманский мон-рь был передан УПЦ. К нач. 1992 г. УАПЦ имела в области 25 зарегистрированных общин (в Ровно - при Стефановском храме на кладбище Грабник), 7 общин находилось в стадии регистрации.

В июле 1992 г. Ровненско-Житомирская епархия УАПЦ была преобразована в Ровненско-Острожскую епархию УПЦ КП (решение было принято 25-26 июня 1992 на «объединительном соборе»). Настоятель Стефановского храма в Ровно прот. Даниил Брынчак остался в УАПЦ, при его храме продолжал действовать центр Ровненско-Острожской епархии УАПЦ, к-рой в 1995-1996 гг. управлял перешедший в УАПЦ в кон. 1995 г. «архиепископ Ровненский» УПЦ КП Роман Балащук. Важную роль в сохранении в регионе приходов УАПЦ сыграл тот факт, что от поддержки УПЦ КП отказались члены созданного в 1991 г. Ровненского Андреевского обл. братства УАПЦ, объединявшего ряд влиятельных общественных деятелей.

В июле 1996 г. Ровненско-Острожскую епархию УАПЦ возглавил «епископ» Иоанн Бойчук, с нояб. 1996 г.- «епископ Ровненско-Житомирский». При этом благочинным УАПЦ по Ровненской обл. в 1996-1997 гг. являлся «иеромонах» Викентий Коновалюк, а благочинным УАПЦ по Житомирской обл. был «протоиерей» Владимир Радзюк, оба позже стали претендовать на то, чтобы самим стать епископами, что послужило причиной их выхода из УАПЦ в иные юрисдикции. В нач. 1997 г. Бойчук перешел в УПЦ КП, однако кафедральные храмы в Ровно и Житомире остались в УАПЦ. В связи с переходом в УПЦ КП в 1993 г. «митрополита Тернопольско-Волынского» Василия Боднарчука, окормлявшего Луцко-Волынскую епархию, его викарий - «Луцкий епископ» Иоанн Белей не получил признания своего епископства со стороны главы УАПЦ Димитрия Яремы, как и др. проживавший в Луцке и претендовавший на руководство Волынской епархией деятель раскола - бывш. «епископ» УПЦ КП Стефан Ладчук. В итоге Луцко-Волынская епархия УАПЦ в июне 1997 г. была присоединена к Ровненско-Житомирской кафедре, переименованной в Ровненско-Волынскую. В 1999 г. Ровненско-Волынская епархия УАПЦ насчитывала 27 зарегистрированных общин, из них в Волынской обл.- 13, в Ровненской обл.- 14, позднее их число увеличилось за счет оттока духовенства и прихожан из УПЦ КП. К 2004 г. число общин УАПЦ в Ровненской обл. возросло до 21, к 2009 г.- до 25. В 2019 г. Ровненско-Волынская епархия УАПЦ перерегистрировалась как Ровненско-Волынская епархия ПЦУ.

УПЦ КП

В 1992 г. сторонники УПЦ КП захватили церкви в районах и предместьях Ровно: Воскресенский собор в Ровно, Воскресенский храм в Нов. Дворе, Троицкий в Басовом Куте, Рождество-Богородичный в Тынном, Покровский в Золотиеве. В юж. районах области (Демидовском, Радивиловском и Дубенском) УПЦ КП в 1992-1995 гг. завладела большинством храмов, т. к. эти районы составляли избирательный округ, к-рый представлял в парламенте Украины депутат Червоний. Созданная последним в Ровно праворадикальная орг-ция «Волынская Сечь», а также близкое к ней местное подразделение УНА-УНСО до сер. 90-х гг. XX в. осуществляли в области захваты храмов как УПЦ, так и УАПЦ. В сев. районах области до кон. 90-х гг. общины УПЦ КП фактически отсутствовали. В 1992-2001 гг. община УПЦ КП построила в Ровно Покровский кафедральный собор, рядом с к-рым была возведена мемориальная часовня в честь похороненного в Ровно деятеля ОУН Клима Савура (Д. С. Клячковского). В 1999 г. начало работу Ровненское ДУ, преобразованное в 2000 г. в семинарию. В 2002 г. УПЦ КП открыла Николаевский жен. мон-рь в Дубно и Георгиевский скит в зданиях Пляшевского Георгиевского муж. мон-ря на Казацких Могилах, отнятого в 1992 г. у канонической Церкви. В Дубно были созданы Крестовоздвиженский мужской (2004) и Варваринский женский (2005) мон-ри. В 2005 г. основан Покровский муж. мон-рь в урочище Гурбы близ с. Мосты Здолбуновского р-на. В 2014 г. открыт Пересопницкий Рождество-Богородичный муж. мон-рь в с. Пересопница Ровненского р-на. В 2003 г. УПЦ КП в Ровненской обл. насчитывала 275 зарегистрированных общин, часть к-рых являлись фиктивными, к 2009 г. их число возросло до 327. К нач. 2019 г. действовали 364 общины, в т. ч. 6 мон-рей (23 монашествующих).

Ровненско-Острожскую епархию УПЦ КП возглавляли: Роман Балащук (1992-1995), Серафим Верзун (1995-2000), Даниил Чокалюк (2000-2005), Евсевий Политыло (2005-2012), Иларион Процик (с 2012). Викариями кафедры были «епископ Дерманский» Онуфрий Хаврук (2005-2006), «епископ Дубенский» Михаил Бондарчук (2011-2012).

Епархию УПЦ КП сотрясают расколы. Не менее 10 общин в нач. 2000-х гг. образовали независимые приходы. Отдельные клирики во главе с бывш. настоятелем Воскресенского собора Юрием Велигурским, в 2008-2009 гг. выступавшие против симонии, содомии и др. негативных явлений в Ровненско-Острожской епархии УПЦ КП, в окт. 2009 г. синодом УПЦ КП были исключены из клира.

Другие общины

В 2001 г. бывш. «иеромонах» сначала УАПЦ, затем УПЦ КП Викентий Коновалюк, повторно приняв монашество от греч. старостильников с именем Иов, основал приход Истинно православной церкви, получивший регистрацию как независимая правосл. община в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». В 2012 г. Иов Коновалюк стал «епископом Луцко-Ровненским» для укр. приходов одного из ответвлений «Российской православной автономной церкви» - во главе с Григорием Лурье. В 2019 г. объявил о строительстве на окраине Ровно правосл. скита. В 2010 г. в Ровно была зарегистрирована независимая правосл. община прп. Иова Почаевского. Учредителями стали бывш. священники УПЦ КП Юрий Велигурский и Степан Маринич, а также ряд мирян. В 2010 г. общину принял под свое окормление «епископ» одного из ответвлений РПЦЗ (Агафангела) Ириней (Клипенштейн). В 2010 г. прихожане автокефалистского Николаевского храма в Ровно из-за конфликта с руководством УАПЦ создали сообщество под названием «Независимая православная религиозная община Юрия Победоносца», к-рое возглавил бывш. священник УАПЦ Иоанн Поляница, продолжающий считать себя клириком УАПЦ и настоятелем Николаевского храма. В 2020 г. Поляница, несмотря на решение суда, отказался освобождать здание, принадлежавшее бывшей епархии УАПЦ, перерегистрированной в составе ПЦУ.

Иные конфессии на территории Ровненской области

Римско-католическая Церковь

Приходский костел существовал в Остроге с 1542 г., в 1608-1616 гг. построен новый Успенский костел. Ок. 1608 г. владелец Острога католик кн. Януш Острожский создал при костеле школу, призванную стать альтернативой Острожской академии. Не позднее 1590 г. римско-католич. приходы появились в Ровно и Дубно, в 1598 г. построен костел в Клевани, с 1604 г. известны костелы в Корце, в мест. Бережница (ныне село Дубровицкого р-на), с. Губков (ныне Березновского р-на), г. Домбровица (ныне Дубровица) и мест. Степань (ныне поселок). В Остроге существовала резиденция иезуитов, к-рую основала в 1624 г. Анна Алоиза Ходкевич, в 1627 г. резиденция получила статус коллегиума. В 1774 г. иезуиты были изгнаны из Польши, после чего в здании коллегиума разместился филиал Гощанского «училищного» мон-ря базилиан и Гощанской униат. коллегии. В 1795 г. обитель была упразднена, в ней расположились Волынская ДС и правосл. Преображенский мон-рь, упраздненный в 1821 г.

Из-за участия католич. монашества во 2-м Польском восстании в крае было закрыто в 1831-1832 гг. большинство римско-католич. монастырей: 2 мон-ря бернардинцев (в мест. Варковичи (ныне село Дубенского р-на) и в с. Кустин (ныне Ровненского р-на)), 5 мон-рей доминиканцев (в Дубно, в Дубенском у.: в с. Яловичи (ныне Млиновского р-на), в местечках Торговица (ныне село того же района) и Козин (ныне село Радивиловского р-на), в с. Невирков Ровенского у. (ныне Корецкого р-на)), по одному мон-рю кармелитов (в с. М. Дорогостаи Дубенского у. (ныне Млиновского р-на)), капуцинов (в Остроге), францисканцев (в Корце) и пиаристов (в Домбровице). Сохранились мон-ри бернардинцев и францисканцев в Дубно, мон-рь пиаристов в мест. Межирич Ровенского у. (ныне с. Вел. Межиричи Корецкого р-на), мон-рь францисканцев в мест. Межирич Острожского у. (ныне село Острожского р-на), они были закрыты в 50-60-х гг. XIX в. Последним был упразднен в 1890 г. жен. мон-рь кармелиток в Дубно. В 1899 г. в Ровно построили 1-й каменный костел - во имя св. Антония Падуанского и Рождества Богородицы (в 1947 закрыт).

После перехода края под власть Польши в рамках проводившейся в 20-х гг. XX в. кампании ревиндикации храмов были изъяты исторические здания у дубенского Крестовоздвиженского муж. мон-ря, дубенского Николаевского жен. мон-ря (переведен в 1923 в с. Обыч Кременецкого повята (ныне Тернопольской обл., Украина)), там снова разместились католич. мон-ри. В 1932 г. Ровно, как центр пограничного повята Волынского воеводства, стал центром католич. прозелитизма, здесь в 1934-1938 гг. был построен Петропавловский костел (закрыт в 1939). В рамках кампании «ревиндикации душ» в 1938-1939 гг. строились новые римско-католич. храмы почти во всех крупных населенных пунктах в пограничных с СССР районах, в т. ч. в тех, где католиков почти не было.

После закрытия в кон. 40-х гг. XX в. почти всех римско-католических приходов в Волынской и Ровенской областях Антониевский костел в Ровно оставался единственным действующим храмом бывш. католич. Луцкого диоцеза (наряду с костелом в Кременце), в 1958 г. костел закрыли (в наст. время в нем размещается органный зал). В 1991 г. католич. Церкви был возвращен бывш. военный Петропавловский костел в Ровно. В 1994-1995 гг. открыты католич. приходы там, где ранее никогда не было костелов: в Кузнецовске (ныне Вараш), в селах Купель и Будки-Каменские Рокитновского р-на. В сев. части Ровно в 2015-2018 гг. построен костел во имя св. Иоанна Павла II. Вторым римско-католич. центром региона является Острог, где действуют возобновивший работу в 1989 г. римско-католич. Успенский костел и изд-во Луцкого диоцеза, восстановленного в сер. 90-х гг. XX в. (территория диоцеза включает Ровненскую и Волынскую области).

В 2009 г. в Ровненской обл. состояли на регистрации 17 католич. общин, к 2019 г. их число возросло до 18. Действуют община монахинь ордена Божия Провидения при Петропавловском костеле в Ровно, 2 монастыря паллотинов: в пос. Рокитное (с 1996) и в Сарнах (с 2001). Среди местных католиков особо почитаются чудотворные иконы Божией Матери: Казимирецкая из с. Казимирка Ровенского у. (ныне Кузьмовка Сарненского р-на), Клеванская из мест. Клевань (ныне Ровненского р-на).

Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ)

Униатство широко распространилось в регионе в 20-30-х гг. XVII в. В 1628 г. в унию перешел архимандрит Дубенского монастыря Кассиан Сакович, в 1629 г. к унии открыто присоединился архимандрит Дерманского мон-ря Полоцкий архиеп. Мелетий (Смотрицкий), являвшийся в течение 2 лет тайным униатом. В 1636 г. все правосл. храмы Острога приняли унию, чему способствовала деятельность Анны Алоизы Ходкевич. Замковый Богоявленский храм в Остроге стал 2-й кафедрой Луцко-Острожских униат. епископов.

Попытка создать в Остроге отдельную греко-католич. епархию была предпринята в начале первой мировой войны униат. митр. Андреем Шептицким. 10 сент. 1914 г. Шептицкий в гостинице в Киеве тайно хиротонисал вице-ректора Львовской ДС Димитрия Яремко во епископа Острожского, считая, что это новое епископство, отдельное от Луцкой кафедры, может быть легализовано российской властью. Однако Яремко позже был выслан в Новгород, скончался 3 окт. 1916 г. в Вологде.

В 1928 г. в Дермани была предпринята попытка создать приход в юрисдикции неоунии: в неоунию перешли монахи Дерманского Троицкого муж. мон-ря Нифонт (Медведь) и Серафим (Яросевич). Идеи неоунии распространял мон-рь капуцинов в Остроге. Первая крупная неоуниат. община в регионе существовала в 1929-1939 гг. в Дубно при новообразованной миссии иезуитов вост. обряда, под руководством к-рой там же в 1931-1939 гг. действовала Папская межъепархиальная семинария. В 1930 г. был основан неоуниат. приход в с. Тутовичи (ныне Сарненского р-на) при отнятом у православных храме. В 1931 г. учреждена монашеская община ордена редемптористов в мест. Антоновка (ныне Березновского р-на), где униат. агитаторы привлекли на свою сторону значительную часть прихожан храма в соседнем с. Яблонном. При поддержке местных властей в неоунию были переведены правосл. храмы Николаевский в с. Заставье (ныне Корецкого р-на) (1933), Николаевский в с. Гаи-Левятинские (ныне Радивиловского р-на) (1934). В 1936 г. власти предоставили неоуниатам римско-католич. часовню в Ровно, где был открыт «миссионерский» приход. В 1937 г. в неоунию перешел правосл. Параскевинский храм в с. Мятин (ныне Гощанского р-на). В 1946 г. все неоуниат. приходы Ровенщины были закрыты властями в рамках «мероприятий по ликвидации Украинской греко-католической церкви».

С 1996 г. существовал Ровненский деканат Киевско-Вышгородского Экзархата УГКЦ. 15 янв. 2008 г. создан Луцко-Волынский Экзархат УГКЦ, статус 2-го кафедрального храма («епископской прокафедры») для епископа-экзарха Луцко-Волынского имеет Николаевский собор в Ровно.

В 2009 г. в Ровненской обл. состояли на регистрации 8 общин УГКЦ, в 2019 г.- 12 общин; крупнейшими являются орг-ции в городах Ровно, Дубно, Здолбунов, Сарны. Униат. община в Ровно получила регистрацию в 1996 г., в 2002-2007 гг. был построен временный Николаевский храм, рядом с ним в 2008-2018 гг. шло сооружение прокафедрального Николаевского собора. В 2015 г. в сев. части города был построен Юрьевский храм. В Остроге с 2010 г. возводится храм святых Иоакима и Анны.

Протестантские деноминации, харизматы

Первое на землях Ровненской обл. протестант. сообщество - социниане (см. Социн Ф.) - появилось в мест. Гоща, где шляхтичи Гавриил и Роман Гойские в 1600 г. открыли социнианский коллегиум (в 1602-1603 здесь учился Лжедмитрий I), коллегиум был упразднен в 1637 г. В нач. XVII в. появились социнианские «сборы» (общины) в Остроге, М. Дорогостаях, Бабине и в др. местах. Дальнейшее развитие протестантизма в крае было связано с нем. колонизацией Ровенского у., начавшейся в 1-й пол. XIX в. В 1804 г. в крае существовали нем. колонии близ мест. Кунев Острожского у. (ныне Хмельницкой обл.), в 1811 г. имелась нем. колония Софиевка в Ровенском у. Большинство волынских немцев были лютеранами. В 1888 г. создана лютеран. община в мест. Тучин Ровенского у. (ныне село Гощанского р-на), в 1902 г.- в Ровно. В 1926 г. построена кирха в г. Костополе, в 1935 г.- кирха в Дубно. В 1927 г. в Ровно вместо старой построена новая каменная кирха. Почти все немцы края в 1939-1941 гг. были репатриированы в Германию, в этот период все кирхи были закрыты, большинство разрушено.

К 1875 г. чехи-гуситы (см. в ст. Гус Я.) основали приходы в селах Подгайцы Дубенского у. (ныне Млиновского р-на), Глинск Ровенского у. (ныне Здолбуновского р-на), в дер. Квасилов Ровенского у. (ныне поселок Ровненского р-на), в колонии Гильча Чешская. Все гуситские приходы были запрещены в 1888 г.

Широкое распространение на Ровенщине в 1-й пол.- сер. XX в. получил баптизм. Первая община баптистов появилась в 1912 г. в с. Железница Ровенского у. С 1916 г. существует большая группа баптистов в Ровно. В 60-х гг. XX в. Ровенская обл. стала районом наибольшего в СССР распространения движения инициативников. Всеукраинский совет церквей ЕХБ в 2019 г. насчитывал в Ровненской обл. 128 общин, др. направления баптизма имели 22 общины.

Особенностью существования протестант. конфессий на Ровенщине является преобладание среди них с межвоенного периода не баптистов, как в др. областях Украины, а пятидесятников. Пятидесятничество в 20-х гг. XX в. распространилось как на юге края (с. Пляшева), так и на севере, где крупнейшими центрами стали местечки Владимирец Луцкого у., Березна Ровенского у. (ныне г. Березно) и Кричильск Ровенского у. (ныне Сарненского р-на). В Кричильске в 1931 г. прошел II Всепольский съезд пятидесятников. В советский период в области существовало мощное пятидесятническое подполье, активно развивался самиздат. В 1951 г. в области насчитывалось 109 зарегистрированных общин пятидесятников, присоединенных к баптистам (7342 чел.), вне регистрации действовали 25 общин (1199 чел.). Реальное число «неприсоединенных» пятидесятников было гораздо больше. В 2019 г. Украинская церковь христиан веры евангельской - пятидесятников имела в Ровненской обл. 284 общины, др. направления пятидесятничества насчитывали 12 общин.

В области представлены адвентисты (24 общины), Иеговы свидетели (22 общины).

В 90-х гг. XX в. активно создавались орг-ции харизматов. К ним присоединилась значительная часть пятидесятников в пос. Квасилов Ровненского р-на, в с. Жовкини Владимирецкого р-на. Из неопятидесятнических орг-ций в области представлены «Новое поколение», «Посольство Божие», «Новая жизнь», «Царство Божие», «Церковь Живого Бога» и др. В 2010 г. в Ровно получила регистрацию тоталитарная «Вселенская христианская небесная апостольская церковь Солнца», причисляющая себя к неопятидесятникам (имела центр в Симферополе, Донецке (до 2014), ныне - во Львове). В ряде регионов Украины деятельность этой секты запрещена.

Лит.: Теодорович Н. И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1889. Т. 2: Уезды Ровенский, Острожский и Дубенский; Бухало Г. В. Православ'я на Рiвненщинi: Короткий хронол. довiдник. Рiвне, 1991; Ричков П. А. Католицькi храми та мон-рi Острога // Мат-ли I-III науково-краєзнав. конф. «Острiг на порозi 900-рiччя»: (1990-1992 рр.). Острiг, 1992. Ч. 2. С. 16-21; Popek L. Świętynie Wołynia. Lublin 1997; Костюк М. П. Нiмецькi колонiï на Волинi: (XIX - поч. XX ст.). Тернопiль, 2003; Ричков П. А., Дем'янов В. О. Протестантськi храми на Волинi // ЗНТШ. 2005. Т. 249. С. 162-176; Прищепа О. Вулицями Рiвного. Рiвне, 2006; Рожко В. Є. Рiвненська ДС. Луцьк, 2006; он же. Преосв. Платон Артем'юк, єп. Рiвненський i Крем'янецький. Луцьк, 2015; Кулик О., прот. Воскресiння духу: Правосл. громади, храми та настоятелi Рiвненського благочиння Рiвненськоï єпархiï УПЦ КП. Рiвне, 2013; Михайлишин О. Л. Архiтектура i мiстобудування Захiдноï Волинi 1921-1939 рр. Рiвне, 2013; Якунiна К. I. Християнськi конфесiï у Волинськiй та Рiвненськiй областях у 1944-1953 рр.: Канд. дис. Острiг, 2014; Зерна пам'ятi: Iсторiя церкви євангельських християн-баптистiв м. Рiвного: З нагоди 100-рiччя. Рiвне, 2016; Генiш О. В. Iсторiя протестантизму на Дубенщинi. Дубно, 2017; Михайлишин О. Л., Ричков П. А., Смолiнська Л. В. Дерев'янi церкви Рiвненськоï обл.: Архiт. спадщина: Iлюстр. кат. Рiвне, 2017; Коваль Д. Християни вiри євангельськоï Володимирецького р-ну Рiвненськоï обл.: Становлення та розвиток (1920-1988 рр.). Рiвне, 2018; Гребенюк В. С. Шляхом вiд Горинi: До 50-рiччя заснування Рiвненськоï незалежноï церкви євангельських християн-баптистiв (1965-2015 рр.). Рiвне; Корнин, 2019.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Епархии Украинской Православной Церкви Ровенская и Острожская епархия Украинской Православной Церкви
См.также:
БАЛТСКАЯ И АНАНЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской, Херсонской и Одесской епархий
БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БОРЗЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Черниговской епархии