Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
53, С. 55-61 опубликовано: 7 июля 2023г.


ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Орловской Болховской епархии Орловской митрополии), расположен в г. Болхове Орловской обл.

Св. врата, ограда (реконструкция 10-х гг. XXI в.) и башни мон-ря. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Комова
Св. врата, ограда (реконструкция 10-х гг. XXI в.) и башни мон-ря. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Комова

Св. врата, ограда (реконструкция 10-х гг. XXI в.) и башни мон-ря. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Комова

История возникновения обители

Достоверных сведений о времени основания обители не сохранилось. В поздних документах и исследованиях оно относится к периоду от нач. XV до 2-й пол. XVI в. Согласно местной легенде, О. Б. м. основал в XV в. раскаявшийся разбойник Опта (наряду с Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью близ Козельска), позднее принявший монашество (Конокотин. 1859. № 40. С. 294; Пясецкий. 1871. С. 768; Он же. 1875. № 14. С. 879, 882-883; Рустик. 1896. С. 30). Однако об Опте практически ничего не известно, а «по… смутному преданию нет… никакой возможности определить время «согрешений и покаяния» разбойника-отшельника» (Рустик. 1896. С. 30). В ряде трудов XIX - нач. XX в. выдвигалась гипотеза об основании обители представителями рода Милославских в XV в. (Православные русские обители. С. 374). По всей видимости, эта гипотеза основывалась на тексте рукописи кон. XVIII в.: «Означенный монастырь построен из давних лет до Литовского разорения Высочайшим повелением Великих Государей Царей и Великих князей Российских, предков Ее Императорского Высочества для богомоления» (Леонид (Кавелин). 1868. С. 15).

Г. М. Пясецкий высказал предположение об основании О. Б. м. на рубеже XV и XVI вв. (Пясецкий. 1875. № 14. С. 886) и о важной роли в этом князей Хотетовских, центром родовых владений к-рых было Хотетово (ныне село близ Болхова). Имена князей Хотетовских известны среди ктиторов обители. По мнению некоторых исследователей, основание мон-ря не позднее нач. XVI в. подтверждало его название «оптин» (церковнослав. «обжие»), к-рое ученые выводят из слова «общий», связывая с традицией общежительного проживания мужской и женской иноческих общин в одном мон-ре (Православные русские обители. С. 374). Соборное определение 1503 г. запретило совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням. Т. о., мон-ри с наименованием «оптин» (и Болховский, и Козельский) могли быть основаны до 1503 г. и сохранили в своем названии напоминание об изначальной форме проживания «оптом» (Рустик. 1896. С. 31; Россиев. 1901. С. 372; оба автора датировали Собор 1504 г.).

По мнению В. М. Неделина, О. Б. м. был основан во 2-й пол. XVI в. близ крепости Болхова (Неделин, Ромашов. 2009. Кн. 2. С. 72).

XVII в.- 1923 г.

Муж. обитель в честь Рождества Пресв. Богородицы несомненно существовала в нач. XVII в. Вероятно, в период основания и в 1775-1788 гг. обитель относилась к Крутицкой кафедре, в 1764-1775 гг.- к Московской, с 1788 г.- к Орловской епархии. Согласно данным дозорной книги г. Болхова 1619/20 г., О. Б. м. был сожжен польско-литов. отрядами в 1613/14 г. (по мнению Пясецкого, в июне 1614; см.: Пясецкий. 1875. № 14. С. 890-891). После этого игумен и братия обители были вынуждены жить «в городе» (Конокотин. 1859. № 40. С. 294; Пясецкий. 1875. № 15. С. 946). К дек. 1627 г. мон-рь был восстановлен (Конокотин. 1859. № 40. С. 295; Пясецкий. 1875. № 15. С. 947-948), однако на протяжении 1-й пол. XVII в. оставался небольшим и небогатым.

Панорама Оптина Болховского мон-ря. Фотография. XIX в.
Панорама Оптина Болховского мон-ря. Фотография. XIX в.

Панорама Оптина Болховского мон-ря. Фотография. XIX в.

Ситуация принципиально изменилась в связи с устройством в О. Б. м. усыпальницы тестя царя Алексея Михайловича землевладельца Болховского у. боярина И. Д. Милославского († 1668). В мон-ре развернулось активное каменное строительство. По заложенному в 1668 г. каменному Троицкому собору мон-рь также стал именоваться Троицким.

В 1705 г., когда Болхов посетили царь Петр I и царевич Алексей Петрович, Петр повелел для «многонародного жительства города... для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестныя хождения в мужской и девичь монастыри четверократно, вместо игуменства, в том... монастыре... быть архимандрии» (Пясецкий. 1875. № 16. С. 1006-1007).

С 1-й трети XVIII в. настоятели О. Б. м. нередко возглавляли Болховское духовное правление, к-рое до 1748 г. и с 1775 г. размещалось в обители (Он же. 1899. С. 373, 381-382).

В рамках введения монастырских штатов О. Б. м. планировалось упразднить, однако ходатайство архим. Никодима (Мерцалова) сохранило обитель от закрытия. О. Б. м. был причислен к заштатным мон-рям. Вторая половина XVIII в. стала временем упадка обители, что выразилось в т. ч. и в упразднении там в 1779 г. архимандритии.

Новый подъем обители связан с правлением имп. Павла I Петровича. Указом имп. Александра I от 8 марта 1819 г. в О. Б. м. была восстановлена архимандрития. Мнение ряда исследователей о причислении обители к 3-му классу (Он же. 1875. № 17. С. 1100; Ратшин. Монастыри. С. 427) не подтверждается данными справочников по Орловской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в., а также трудом В. В. Зверинского (Зверинский. Т. 2. № 1026. С. 254), в к-рых О. Б. м. на протяжении XIX - нач. XX в. именуется по-прежнему заштатным.

Во 2-й пол. XIX в. в обители велись крупные строительные работы. В 1866 г. введен общежительный устав (Пясецкий. 1875. № 17. С. 1110) по типу Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря. В 1893 г. при О. Б. м. на монастырские средства было построено здание для церковноприходской школы, где в 1895 г. обучались 40 мальчиков, а учитель получал жалованье от обители (Путевые заметки. 1895. С. 1092). В кон. XIX в. О. Б. м. считался «одним из известнейших среднерусских монастырей» (Город Болхов. 1893).

После революционных событий 1917 г. часть монастырских ценностей с согласия настоятеля свт. Даниила (Троицкого; с 1918 архимандрит, впосл. архиепископ) была спрятана ризничим иером. Ксенофонтом, который в 1920 г. скрылся с ценностями из обители. По рапорту архим. Даниила от 26 июня 1920 г. Орловским епархиальным советом в О. Б. м. была направлена духовная следственная комиссия, признавшая единственным виновным в пропаже скрывшегося иером. Ксенофонта. Одновременно Болховский уголовный розыск вел следствие по делу «о сокрытии от представителей Советской власти драгоценностей монастыря и их хищении», у настоятеля обители был проведен обыск и взята подписка о невыезде.

По всей видимости, в нач. 1923 г. О. Б. м. еще действовал, т. к. 21 апр. 1923 г. Отдел музеев Наркомпроса направил в Орловский губисполком документ, в к-ром фиксировалось, что О. Б. м. состоит «на учете и под охраной Отдела Музеев» и «в случае ликвидации богослужения в... храмах они могут получить другое назначение только при условии сохранения в неприкосновенности их внутреннего и внешнего облика» (ГА Орловской обл. Ф. 27. Оп. 1. Д. 50). Однако до кон. 1923 г. обитель была закрыта.

Настоятели и братия

Со времени не позднее нач. XVII в. О. Б. м. возглавляли игумены, в 1705-1779 гг. и с 1819 г.- архимандриты, в 1779-1819 гг.- строители. Первым известным игуменом О. Б. м. являлся Серапион, упомянутый в писцовой книге 1627 г. Первым архимандритом обители стал Сергий (1705-1719), его преемниками были Лаврентий (1719 - не ранее 1729) и Кирилл (не ранее 1729-1732). Одним из наиболее известных настоятелей О. Б. м. был архим. Никодим (Мерцалов, 1732-1779) - уроженец Болхова, с 8 лет живший в О. Б. м.; в 1748-1764 гг. он одновременно состоял наместником Крутицкого архиерейского дома. 19 сент. 1743 г. еп. Сарский и Подонский Платон пожаловал архим. Никодиму и его преемникам право служения в митре с палицей и набедренником на ковре (Пясецкий. 1875. № 16. С. 1010-1012). Духовная дружба связывала архим. Никодима с известным подвижником - старцем (позднее настоятелем) Площанской в честь Казанской иконы Божией Матери пустыни иером. Серапионом. Почитаем жителями Болхова был настоятель О. Б. м. в 1799-1832 гг. архим. (с 1819) Ириней. Его преемниками стали архим. Филарет (Ефесский; 1832-1834), переведенный из строителей Одрина Николаевского мон-ря, архим. (впосл. епископ) Христофор (Эмаусский; 1834-1836; управлял мон-рем до 1837), архим. Венедикт (Курковский; 1839-1842), известный деятель духовного образования, ректор Тобольской (1842-1851) и Харьковской (1851-1855) ДС, и архим. прп. Макарий (Глухарёв; 1844-1846). Во время настоятельства архим. Иеремии (1847-1869) в мон-ре развернулись масштабные строительные работы, продолженные его преемником, архим. Димитрием (1869 - не ранее 1875). Долгое время О. Б. м. возглавлял архим. Патермуфий (не позднее 1880-1910), преемниками к-рого последовательно стали иером. Аркадий (1910-1912), иером. Мефодий (1912-1913) и иером. Ипполит (1913 - не ранее 1916). В 1917-1921 гг. настоятелем О. Б. м. был архим. (с 1918) Даниил (Троицкий).

Братия обители в разное время насчитывала: 4 чел. (1627; см.: Конокотин. 1859. № 40. С. 295), 9 чел. (40-е гг. XVIII в.), 28 чел. (1755; из них 14 послушников; Там же. № 42. С. 313), 7 чел. (1765; Пясецкий. 1875. № 17. С. 1098), 44 чел. (1875; из них 11 послушников; см.: Там же. С. 1112), 22 чел. (1895; из них 5 послушников; см.: Путевые заметки. 1895. С. 1094).

Материальное обеспечение

К нач. XVII в. О. Б. м. владел 60 дес. (свыше 65,5 га) земли, 5 крестьянскими дворами, а также р. Нугрь на участке от Болхова до устья и землями по ее берегам, пожалованными обители Есипом Рудаковым, благодаря чему иноки могли «ловить... рыбу в монастырь на братию, а по дрова и по хоромной лес и по всякое угодье ездить из монастыря за сухую и по мокрую погоду» (Пясецкий. 1875. № 14. С. 889). Кроме того, по всей видимости, в нач. XVII в. О. Б. м. получал ругу.

Согласно сведениям Пясецкого, в 1620 и 1628 гг. царь Михаил Феодорович пожаловал О. Б. м. грамоты, подтверждавшие права обители на владения, имевшиеся у нее до разорения (Там же. № 15. Примеч. 1). После восстановления мон-ря близ него сформировалась подмонастырская слободка, к-рой принадлежало 132 четв. (свыше 72 га) земли. В дозорной книге 1619/20 г. и писцовой книге 1627 г. отмечалось, что «для построения и содержания оного монастыря... вместо руги пожалована… рыбная ловля из реки Нугря от города Болхова до Оки реки безоброчно» (т. е. пожалование Е. Рудакова было обращено в безоброчное; см.: РГАДА. Ф. 248. Оп. 100. Кн. 7990. Л. 226), к 1764 г. обитель ежегодно платила с этой ловли по 3 р. Кроме того, О. Б. м. была отдана дер. Кокорева, при к-рой было отведено 73 четв. «с осминою» (ок. 40 га), к 1764 г. в деревне располагался монастырский двор «для приезда» (Пясецкий. 1871. С. 770). В 200 м от обители монахи выкопали небольшое озеро для разведения рыбы, просуществовавшее до XIX в. (Он же. 1875. № 14. С. 887), а затем еще одно (Леонид (Кавелин). 1868. С. 19). На монастырских землях вдоль р. Нугрь находилось 4 мельницы, из которых одна была непосредственно монастырская, две на монастырской земле по согласованию с властями обители построили Ал. Г. и Ак. Г. Спешневы (1689) и П. В. Хитрово (1691) (Пясецкий. 1871. С. 771-772).

В 40-х гг. XVIII в. за О. Б. м. числилось 6 крестьянских дворов и 102 души муж. пола (Ведомости о монастырях. 1913), в 1755 г.- 108 душ муж. пола (Пясецкий. 1875. № 16. С. 1014).

В результате секуляризации церковных имуществ О. Б. м. в 1762 г. утратил свою собственность. После причисления обители к заштатным монастырям часть земельных владений ему была возвращена. В 1792 г. при мон-ре учреждена ежегодная Тихвинская ярмарка, проводившаяся в июне; доходы от найма лавок на ней шли мон-рю. Имп. Павел I возвратил О. Б. м. принадлежавшую ему ранее мельницу на р. Нугрь, а также установил ежегодное жалованье обители в размере 300 р. (Там же. № 17. С. 1099-1100). Имп. Николай I в 1850 г. пожаловал О. Б. м. 30 дес. 980 кв. саж. (свыше 33 га) лесной дачи при дер. Тросне (Еленке) Жиздринского у. Калужской губ. (Там же. С. 1111), которые, по всей видимости, к 1895 г. были обменены на участок близ дер. Синец Болховского у. размером 34 дес. 1750 кв. саж. (ок. 38 га) (Путевые заметки. 1895. С. 1092). Владения обители вновь расширились при архим. Димитрии: в 1873 г. мон-рю было отведено 115 дес. 2144 кв. саж. (свыше 126 га) земли из казенных дач при дер. Синец Болховского у. (Пясецкий. 1875. № 17. С. 1111-1112).

В 1-й пол.- сер. XVII в. значительные вклады в О. Б. м. делали представители рода Милославских, в частности боярин И. Д. Милославский, чьи родовые владения располагались в с. Ильинском близ Болхова. В нач. 60-х гг. XVII в. его дочь, боярыня А. И. Морозова, сделала вклад в 600 р., тогда же Милославский распорядился «на каждый год из Болховских его боярских житниц в оной монастырь выдавать хлеба ржи по 50 четвертей, ярового по тому же, да на подгородней его боярской мельнице указал молоть монастырского хлеба беспомолно и бесплатно по 70 четвертей» (Ведомости о монастырях. 1913). Эта выдача хлеба О. Б. м. осуществлялась в дальнейшем рус. царями. Крупный денежный вклад в обитель на помин души Милославского сделали царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична (дочь Милославского). Вклады в О. Б. м. делали и их преемники: цари Феодор Алексеевич, Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич, царевна София Алексеевна. В XVIII в. среди вкладчиков О. Б. м. были гр. Я. В. Брюс, «именитые люди» (с 1722 бароны) Строгановы, постриженик О. Б. м. архиеп. Великоустюжский и Тотемский Гавриил (Русской) и др. В 1706-1742 гг. общая сумма денежных вкладов составила 1386 р., помимо них поступали вклады хлебом и лошадьми. В XIX в. жертвователями О. Б. м. были князья Горчаковы, дворяне Юрасовские, Шеншины и др.

Денежные средства обители к 1875 г. составляли: ежегодный отпуск из гос. казначейства (85 р. 71 к. серебром); плата за наем лавок на монастырской земле во время ежегодной Тихвинской ярмарки; проценты с капитала в 5 тыс. р., завещанного гр. А. А. Орловой-Чесменской, а также другие вклады - всего на 20 932 р. (Пясецкий. 1875. № 17. С. 1112). К 1895 г. неприкосновенный капитал мон-ря составлял 35 595 р. (Путевые заметки. 1895. С. 1093).

Архив

Архив мон-ря складывался с момента его основания, однако в 1613/14 г. погиб. Незначительная часть документов мон-ря хранится в ГА Орловской обл. в составе Коллекции документов благочинного монастырей Орловской и Севской епархии и мон-рей Орловской и Севской, Тульской епархий (Ф. 304).

Библиотека

Тихвинская икона Божией Матери. 1-я пол. (?) XVII в. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Комова
Тихвинская икона Божией Матери. 1-я пол. (?) XVII в. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Комова

Тихвинская икона Божией Матери. 1-я пол. (?) XVII в. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Комова

Библиотека обители полностью утрачена. Из богослужебных книг значительную ценность представлял Служебник, переданный в Орловскую ученую архивную комиссию архим. Патермуфием и датированный Пясецким не позднее XVII в. (Пясецкий. 1889).

Святыни и достопримечательности

Главная святыня О. Б. м.- Тихвинская икона Божией Матери, находившаяся в местном ряду иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат. Пясецкий отмечал, что явление иконы произошло 11 мая, в день памяти сщмч. Мокия, «но в каком году, при каких обстоятельствах», неизвестно (Он же. 1875. № 16. С. 1009-1010). По церковному преданию, братия обрела икону у монастырского колодца (устойчивый мотив мн. сказаний, в т. ч. о Тихвинской иконе, обретенной в 1383; см.: Комова. 2011. С. 1). Согласно семейной легенде дворян Юрасовских, икона принадлежала вдове М. Юрасовского (урожд. Ржевской), к-рая после гибели мужа возвратилась из Великого княжества Литовского в имение под Болховом. Легенда опиралась на некий список подарков, поднесенных вдовой царю Михаилу Феодоровичу, среди к-рых был и «большой образ Богородицы Тихвинской в золотом (?) окладе, украшенном жемчугом и каменьями: в венцах 16 алмазов, 8 изумрудов»; царь повелел передать икону в О. Б. м. (Венедиктов. 2016. С. 21). Согласно описной книге О. Б. м. 1701 г., икона размещалась «за столпом» в резном киоте, вокруг к-рого, видимо на створках, были изображены «чюдеса Пресвятые Богородицы»; ее украшение составляли серебряный позолоченный оклад, венцы, корона, при иконе имелся богатый приклад (поднизь, ожерелья, иконы меньшего размера, подвески, серьги, кресты, перстни) (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 21. Л. 84).

Троицкий собор. 1668 — после 1688 г. Фотография. 2016 г. Фото: М. В. Чупринин
Троицкий собор. 1668 — после 1688 г. Фотография. 2016 г. Фото: М. В. Чупринин

Троицкий собор. 1668 — после 1688 г. Фотография. 2016 г. Фото: М. В. Чупринин

Обследование иконы в 2011 г. позволило доказать, что именно она была описана в 1701 и 1706 гг., и соответственно датировать ее XVII в. (Комова. 2011). Наиболее логично связывать появление иконы в О. Б. м. со временем восстановления обители в правление царя Михаила Феодоровича. В наст. время запись 2-й пол. XX в. полностью скрывает первоначальную живопись; просматривается первоначальный рисунок графьи - иконное письмо на празелени, вероятно, было исполнено московскими царскими мастерами. Икона повторяет композицию древней чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, но немного превышает ее размеры (99,5´ 75,7 см), т. о., не может считаться списком «в меру». Широкие поля, возможно, предназначались для размещения текста тропаря или предания об иконе, часто встречающихся на списках Тихвинской иконы.

В 1706 г. усердием служителя «именитого человека» Г. Д. Строганова Г. Коровина икона была украшена серебряной ризой. В 1830 г. на нее надели золотую ризу (11 фунтов 16 золотников), при этом корона и убрус были «особенно украшены» жемчугом и бриллиантами (Пясецкий. 1875. № 16. С. 1010). Во 2-й пол. 50-х гг. XIX в. икона была перенесена во вновь построенный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Икона была одной из самых почитаемых святынь в В. Поочье. По свидетельству архим. Никодима (Мерцалова; ок. 1765), всякое знаменательное событие начиналось в обители с поклонения Тихвинской иконе Божией Матери «и сопровождалось... то особою литургиею, то молебным пением, то другими священнодействиями» (Там же. № 17. С. 1098).

В О. Б. м. находились также небольшие списки Тихвинской иконы Божией Матери, к-рые позднее могли использоваться в качестве икон-заместительниц в крестных ходах.

Описная книга 1701 г. зафиксировала «местами золоченный» резной иконостас Троицкого собора; иконы в соборе «писаны на красках, и… по белому железу», украшены «венцами серебряными, золочеными, гладкими, в привесе крест серебряной вызолочен». Помимо Тихвинской иконы Божией Матери, в описании отмечались Страстная икона Божией Матери, «у правого столпа Образ Пресвятые Богородицы Печерския», а также 2 Казанские иконы Божией Матери в богатых серебряных окладах (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 21. Л. 85).

В 1706 г. постриженик О. Б. м. Гавриил (Русской), тогда служивший ризничим при митр. Казанском и Свияжском Тихоне (Воинове), преподнес в дар обители еще одну Казанскую икону Божией Матери - в серебряном окладе, в к-рый были вложены «риза Господня и часть камня гроба Господня; мощи Евангелистов Матфея и Луки, святителей Василия Великого и Григория Богослова, Иоанна Златоуста, московских чудотворцев: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, св. Гурия, Варсонофия, Германа, Алексея, человека Божия, Иоанна Милостивого, Иоанна Коливита, Никиты Новгородского» (Пясецкий. 1875. № 16. С. 1007-1008).

В О. Б. м. хранились вложенные царицей Марией Ильиничной крест и сосуд серебряные с надписью: «176 [1668] года августа 20 день сей крест Государыня Царица Марья Ильинична построила по отце своем по боярине Илии Даниловиче во Оптине монастыре в вечный поминок»; печатное напрестольное Евангелие 1698 г., вложенное в обитель в 1706 г. Коровиным (Конокотин. 1859. № 42. С. 314). Среди достопримечательностей также был деревянный крест, помещавшийся в Троицком соборе, изготовленный «в меру» истинного Животворящего Креста (Рустик. 1896. С. 34). В 1744 г. архиеп. Гавриил (Русской) изготовил на свои средства и подарил настоятелю О. Б. м. митру, к-рая после многочисленных ремонтов была переделана в архимандричью шапку (Путевые заметки. 1895. С. 1093).

С О. Б. м. были связаны мн. крестные ходы. Два из них совершались в обитель из Болхова: 26 июня, в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери, и 20 июля, в день прор. Божия Илии (Конокотин. 1859. № 42. С. 313). По нек-рым данным, в XVII в. крестный ход 20 июля совершался в вотчину Милославских с. Ильинское Болховского у., а позднее стал оканчиваться в О. Б. м., где был погребен Милославский. 31 авг. совершался крестный ход из О. Б. м. в Болхов. Он установлен с разрешения Синода в память чудесного избавления Болхова от пожара 1 сент. 1863 г.: ежегодно в городской Преображенский собор на сент. приносили образ Тихвинской иконы Божией Матери. Соответственно 1 окт., также крестным ходом, Тихвинская икона Божией Матери возвращалась в О. Б. м. Вокруг монастырской ограды проходил ежегодный крестный ход на праздник Сретения Господня. Ежегодно 11 мая, на память принесения Тихвинской иконы Божией Матери, проводился крестный ход в часовню, располагавшуюся за стенами О. Б. м. (Там же; Путевые заметки. 1895. С. 1092).

Архитектурный ансамбль

К нач. XVII в. комплекс зданий мон-ря был деревянным. Первые каменные здания в О. Б. м. были построены во 2-й пол. XVII в. В 1758-1759 гг. в обители на средства, отпущенные Сенатом (2 тыс. р.), осуществлен ремонт храмов и всех хозяйственных построек под надзором В. Алисова, ученика школы архит. кн. Д. В. Ухтомского (РГАДА. Ф. 248. Кн. 7990. Л. 201 об., 204 об., 227, 234, 307). Законченный облик комплекс обители приобрел во 2-й пол. XIX в.

I. Древнейший соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы существовал не позднее нач. XVII в. В 1613/14 г. он был сожжен, к 1627 г. восстановлен. Во 2-й пол. XVII в. после постройки Троицкого собора утратил статус соборного. До 1701 г. храм перестроен в камне (Неделин. 2010. С. 125), в нем находился придел во имя прор. Божия Илии. В 1741 г. в храме устроен новый иконостас, поновлены иконы. В 1852 г. церковь разобрали, а ее престолы перенесли в Тихвинский собор и ц. в честь Собора Иоанна Предтечи.

II. Еще одна существовавшая к нач. XVII в. деревянная церковь пророка Божия Илии, также сгоревшая в 1613/14 г. и восстановленная к 1627 г., была разобрана в XVII в., а ее престол перенесен в придел каменного храма Рождества Пресв. Богородицы.

III. Первым каменным зданием О. Б. м. стал сохранившийся Троицкий собор, строившийся на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Пятиглавый 4-столпный храм с 3 полуциркульными апсидами построен из кирпича на белокаменном подклете и перекрыт кирпичными крестовыми сводами. Строительство собора началось в 1668 г. В 1688 г. по указу царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича из болховских таможенных сборов было отпущено 300 р. на завершение строительства собора (Пясецкий. 1875. № 15. С. 950). Окончательная отделка собора, вероятно, продолжалась и позднее.

По типу собор восходил к традициям XVI в., но наличие колокольни и 2-этажной паперти, соединенных асимметричной композицией, свидетельствует о влиянии московской архитектуры сер. XVII в. Строгая расчлененность фасадов собора лопатками, отвечающими расположению столбов в интерьере храма, симметричное размещение окон, наличие поребрика, имитации аркатурно-колончатого пояса в оформлении барабанов глав, шлемовидная форма глав напоминали приемы архитектуры XVI в. В то же время декоративная обработка фасадов, в к-рой акцентом являлись нарядные наличники окон, обрамления порталов, ложные закомары, а также утопленные в поле лопаток 2-го яруса полуколонны и обработанные пучками полуколонок его углы стали результатом использования приемов архитектуры XVII в. (Недович, Голюков, Щетинин. 1979. С. 44-45). Алтарная часть собора - с 3 полукружиями, разделенными между собой пилястрами.

Внутренняя структура храма определялась традиционной для XVI в. крестово-купольной системой. Четыре столба (западные - круглые, восточные - 4-гранные с зубчатыми карнизами) создавали в интерьере 3-нефное пространство. Рукава креста перекрыты крестовыми сводами, а средокрестье - куполом на 6-оконном барабане, опирающемся на подпружные арки, между к-рыми переброшены тромпы. В угловых ячейках круглые барабаны глав опирались на сферические паруса. На стенах вверху - зубчатые карнизы. В стенах - круглые голосники. Все 5 глав световые, что указывает на конструктивные принципы XVI в. Алтарная 3-апсидная часть храма разделена продольными стенами (в них размещено большое количество ниш-печур, сделанных во время перестройки собора в кон. XVIII - нач. XIX в.). Высота храма - ок. 50 м, длина - ок. 17 м без алтарных выступов, ширина - ок. 20 м (Там же. С. 25-26). В 1758 г. кресты на главах впервые вызолотили, а стены выбелили известью снаружи и изнутри. До кон. XVIII в. собор был однопрестольным. В 90-х гг. XVIII в. в соборе устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери (позднее перенесен в одноименную монастырскую церковь, заложенную в 1801, а затем в Тихвинский собор).

С юж. стороны к основному объему Троицкого собора примыкала паперть, вероятно 2-этажная. Первый этаж соединялся с колокольней через открытый проход, потолок 1-го этажа был сводчатым. Второй этаж, возможно, имел характер крытой галереи с плоским потолком и деревянным тесовым настилом (Там же. С. 30-31).

IV. С зап. стороны к собору примыкала 3-ярусная колокольня. Первый ярус был открытым, со сводами, опиравшимися на стены собора, паперти и пристройки, 2-й - почти глухой четверик с 2 окнами - с юга и севера, 3-й - восьмерик звона, прорезанный 8 проемами. Колокольня завершалась куполом, главкой и шпилем, проемы были ограждены токарным балясником. По типу колокольня являлась надвратной, с той особенностью, что вместо монастырских стен или комплекса построек к ней примыкала храмовая паперть. В 1781 г. на колокольне было 11 колоколов: большой, средний, 9 меньших и зазвонных (согласно данным писцовой книги 1627 г., в О. Б. м. было 2 колокола весом в 1,5 пуда (ок. 24,5 кг)). Тогда же на колокольню были помещены часы с боем. В 1803 г. колокольню разобрали.

Ок. 1803 г. вместо разобранных паперти и колокольни был возведен квадратный в плане притвор, окруженный с 3 сторон 4-колонными портиками. В 1851 г. притвор был разобран, при этом каменщиком Терентием Петровым возведена новая большая трапезная (Неделин. 2010. С. 132) с куполом и главой, в к-рой устроены приделы в честь Воскресения Христова и Воскрешения прав. Лазаря. В 70-90-х гг. XIX в. собор был расписан (Недович, Голюков, Щетинин. 1979. С. 32; Путевые заметки. 1895. С. 1088-1091).

V. Третий каменный 2-этажный храм мон-ря - церковь в честь Собора Иоанна Предтечи - был заложен в 1801 г. как 4-престольный с приделами во имя блгв. кн. Александра Невского, прор. Божия Илии, сщмч. Дионисия Ареопагита, преподобных Антония и Феодосия Печерских. Однако в 1851 г. его освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а единственный придел - в честь Покрова Пресв. Богородицы (РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 410. Л. 26; Ратшин. Монастыри. С. 427). В 1861-1864 гг. храм перестроил каменщик Терентий Петров с сохранением классицистических форм, в особенности у 3-ярусной колокольни (Неделин. 2010. С. 132), и был освящен в честь Собора Иоанна Предтечи. На нижнем этаже храма, помимо главного престола, размещались приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя прп. Алексия, человека Божия, на верхнем этаже - во имя прор. Божия Илии, свт. Николая Чудотворца и преподобных Антония и Феодосия Печерских.

VI. В 1852-1856 гг. на месте разобранной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы построен Тихвинский собор (автор проекта архит. Н. Е. Ефимов, строитель-подрядчик Терентий Петров) в русско-визант. стиле с приделами Рождества Пресв. Богородицы и свт. Тихона Задонского (Там же. С. 131).

В 1-й пол. XVIII в. в О. Б. м. возвели ряд каменных жилых и служебных строений. На плане 1758 г. показаны 3 корпуса монашеских келий, 2-этажный настоятельский корпус, ледник, хлебопекарня и амбары. За стенами мон-ря находились гостиный и скотный дворы (Леонид (Кавелин). 1868. С. 19). К 1895 г. в обители было 5 каменных корпусов: настоятельский, трапезный (где размещались также кухня и кладовая) и 3 братских корпуса, каменные конюшня, сенной и 2 экипажных сарая, помещение для мастеров и деревянная житница (Путевые заметки. 1895. С. 1092).

VII. В 1688-1706 гг. возведена каменная монастырская ограда с 4 башнями-бойницами и со св. воротами (Неделин. 2010. С. 125). На ее строительство было отпущено 100 р. из болховских таможенных сборов в 1688 г. (Пясецкий. 1875. № 15. С. 950). После обрушения в 1848 г. части стены (Там же. № 17. С. 1109) был проведен их ремонт, построены новые 8-гранные башни со св. воротами.

Близ мон-ря находилась часовня у колодца, где, по преданию, была обретена Тихвинская икона Божией Матери; в 1860 г. взамен обветшавшей часовни сооружена новая.

Некрополь О. Б. м. формировался с XVII в., обитель была почетным местом захоронения дворян, прежде всего из Болховского у. В 60-х гг. XVII в. в созданной в мон-ре фамильной усыпальнице были захоронены боярыня А. И. Морозова (урожд. Милославская; † 1667) и ее отец, боярин И. Д. Милославский († 1668). Под придельной ц. Воскресения Христова в Троицком соборе погребены архимандриты Никодим (Мерцалов; † 1779) и прп. Макарий (Глухарёв; † 1847). Под алтарем Тихвинского собора похоронен архим. Иеремия († 1871). В годы советской власти некрополь О. Б. м. серьезно пострадал. В 2000-х гг. обнаружены сильно поврежденные надгробия представителей дворянских родов: князей Горчаковых и Трубецких, дворян Шеншиных и Юрасовских. В частности, уцелело надгробие кн. Н. И. Горчакова (1725-1811), прадеда писателя гр. Л. Н. Толстого и двоюродного деда канцлера кн. А. М. Горчакова.

1923-2001 гг.

После закрытия в 1923 г. комплекс О. Б. м. первоначально подчинялся Отделу музеев Наркомпроса (Неделин, Ромашов. 2009. Кн. 2. С. 73). Все ценности монастыря были реквизированы из обители, Тихвинская икона Божией Матери передана в Орловский краеведческий музей, Казанская икона Божией Матери, пожалованная в обитель архиеп. Гавриилом (Русским), утрачена. В дек. 1929 г. взорван Тихвинский собор (Неделин. 2010. С. 133). После 1929 г. в зданиях бывш. мон-ря располагались колхозный скотный двор и конюшни (Лысенко. 2009. С. 75). В 1942 г., во время герм. оккупации, по просьбе жителей Тихвинская икона Божией Матери возвращена в Болхов и до 2004 г. находилась в ц. Рождества Христова (Там же. С. 76; Венедиктов. 2016. С. 263). В 1953 г. снесена ц. в честь Собора Иоанна Предтечи (Ромашов, Неделин. 2009. Кн. 2. Прил. С. 14). Во 2-й пол. XX в. территория и здания комплекса использовались местным колхозом для хозяйственных нужд. В 80-х гг. XX в. начата реставрация Троицкого собора. К 90-м гг. XX в. из построек мон-ря сохранились Троицкий собор, келейный корпус и фрагменты ограды с башней. В 1993 г. проведен 1-й в новейшей истории крестный ход от ц. Рождества Христова до О. Б. м. (Мостепанова. 2002. С. 108).

2001-2018 гг.

По благословению архиеп. Орловского и Ливенского Паисия (Самчука) в авг. 2001 г. началось возрождение О. Б. м. (Там же. С. 109). 17 июля 2002 г. Синод РПЦ рассмотрел прошение архиеп. Орловского и Ливенского Паисия (Самчука) и благословил открытие О. Б. м. как жен. монастыря. Настоятельницей возрождаемой обители 30 июля 2003 г. была утверждена мон. Евфалия (Мастепанова) (Журнал заседаний Свящ. Синода № 46 от 30 июля 2003). 17 марта 2004 г., в день памяти св. кн. Даниила Московского, состоялась 1-я служба в домовом храме во имя Царственныx мучеников в келейном корпусе О. Б. м., 20 марта в Троицком соборе на антиминсе была отслужена 1-я после возрождения обители Божественная литургия. 6 апр. на центральную главу собора установлен 4-метровый ажурный просечный крест с царской короной. В авг. 2006 г. была вскрыта крипта под разрушенной трапезной Троицкого собора, обнаруженные останки переданы на экспертизу (в 2018 исследование продолжается), предположительно атрибутированные мощи прп. Макария (Глухарёва) помещены в домовом храме келейного корпуса. В 2000-х гг. возобновлена традиция проведения крестного хода в обитель в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери, расчищен Тихвинский колодец (Лысенко. 2009. С. 76). 9 июля 2009 г. по благословению архиеп. Орловского и Ливенского Пантелеимона (Кутового) в О. Б. м. торжественным крестным ходом возвращена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери (в 2008 худож.-иконописцем И. А. Белоцерковским проведено поновление утрат доски и красочного слоя с последующим покрытием лаком; затем в мастерской московского Новоспасского мон-ря - тонировка живописного слоя; см.: Комова. 2011. С. 2). Тогда же на месте ее явления, у колодца, и на месте 2 уничтоженных храмов обители воздвигнуты поклонные кресты.

23 мая 2011 г. при О. Б. м. открыта Макариевская школа - духовно-просветительный центр, освященный во имя прп. Макария (Глухарёва). В школе проводятся воскресные занятия для детей и годичные богословские курсы для взрослых. В апр. 2013 г. в школе начал работу духовно-просветительный центр «Русь моя». В 2014 г. заново спроектирован и воссоздан по чертежу 1803 г. утраченный притвор Троицкого собора с устройством там приделов в честь Воскресения Христова и Воскрешения прав. Лазаря. В 2017 г. иконописцем А. М. Полевым на доске XIX в. по имеющемуся описанию создана Казанская икона Божией Матери, на ее полях помещены образы святых, перечисленные в описании 1706 г. Икона в киоте помещена на юж. стене Троицкого собора. Проведена реставрация большей части ограды мон-ря.

С 2014 г. при участии Евфалии (Мастепановой) в Болхове действует правосл. гимназия-пансион во имя прп. Сергия Радонежского.

Ведется устройство скита О. Б. м. во имя вмч. Георгия Победоносца на месте бывш. с. Березуй, близ с. Кривцова Болховского р-на.

Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 21. Л. 84-89; Ф. 248. Оп. 40. Кн. 3122; Оп. 100. Кн. 7990. Л. 188-313; Оп. 160. Д. 575; Ф. 271. Оп. 1. Ч. 2. Д. 1159. № 21; Ф. 1355. Д. 947, 949; РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 410. Л. 1-35; Ф. 797. Оп. 28. Отд. 2. Стол. 2. Д. 64. Л. 1-11; Ф. 834. Оп. 3. Д. 2865. Л. 2-31; Ф. 835. Оп. 1. Д. 567. Л. 1-2; ГА Орловской обл. Ф. 22. Оп. 1. Д. 129. Л. 1-4; Д. 166; Ф. 304. Оп. 1. Д. 1. Л. 12-13 об.; Д. 2, 7; Вкладная книга мон-ря 1706 г. // Болховский краевед. музей; Недович Н., Голюков П., Щетинин Б. Болховский Троицкий Оптин мон-рь в г. Болхове Орловской обл. Памятник архитектуры XVII-XIX вв.: Проект реставрации: Ист. справка. М., 1979. Т. 1. Маш. // Упр. культуры и арх. дела Орловской обл.
Ист.: Леонид (Кавелин), архим. Опись города Болхова Троицкого Оптина мон-ря // ЧОИДР. 1868. Кн. 4. Отд. 5. С. 15-19; Город Болхов и уезд за 1678 г. // Замысловский Е. Е. Извлечения из переписных книг. СПб., 1888. Вып. 1. С. 107-118; Блохин С. Опись делам Орловской духовной консистории по приказному столу. 4: Наряд с приложением ведомостей... сколько в городах церквей каменных и деревянных, в котором году и кем именно построены (1789 г.) // Тр. Орловской УАК. 1890. Вып. 2. С. 14-22; ПСРЛ. Т. 14. Ч. 1. С. 137; Путевые заметки при обозрении Орловской епархии преосв. Мисаилом [Крыловым], еп. Орловским и Севским, в 1894 г. // Орловские ЕВ. 1895. № 37. Отд. неофиц. С. 1087-1094; Ведомости о мон-рях и монашествующих, собр. для сочинения монастырского штата. 1741-1745 гг.: [Опись ветхостям Троицкого Оптина мон-ря, сост. В. Алисовым] // ОДДС. 1913. Т. 21. Прил. 4. Стб. 927.
Лит.: Конокотин Н. [И.] Болховский Троицкий Оптин мон-рь // Орловские ГВ. 1859. Ч. неофиц. № 40. С. 293-296; № 41. С. 299-303; № 42. С. 313-317; Милютин В. А. О недвижимых имуществах духовенства в России // ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 119-272; [И. Л.] Церковно-ист. исследование о древней области вятичей...: 12. Заштатный Болховский Троицкой Оптин мон-рь // Там же. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 83-85; Пясецкий Г. М. О Болховском Оптине Троицком мужеском мон-ре // Орловские ЕВ. 1871. № 11. Отд. неофиц. С. 768-774; он же. Ист. очерки г. Болхова и его святыни: 7. Болховский Троицкий Оптин муж. мон-рь // Там же. 1875. № 14. С. 877-891; № 15. С. 946-956; № 16. С. 1006-1018; № 17. С. 1097-1113; он же. В Орловскую УАК // Тр. Орловской УАК. 1889. Вып. 5. C. 9; он же. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орёл, 1899. С. 354-366, 373-382; Строев. Списки иерархов. Стб. 915-916; [Патермуфий, архим.]. В Орловскую УАК // Тр. Орловской УАК. 1889. Вып. 5. C. 7-8; Город Болхов и одна из его святынь // Всемирная иллюстрация. СПб., 1893. Т. 50. № 1282. С. 130; Рустик [Мартемьянов Т. А.]. Город Болхов Орловской губ.: (Ист.-бытовые очерки). Орёл, 1896; Усов П. С., Ольхин П. М. Южный район Центр. области // Живописная Россия. СПб.; М., 1900. Т. 7. Ч. 1. С. 190-268; Россиев П. А. Город Болхов // Живописная Россия: Журн. СПб., 1901. Т. 1. С. 370-374; Ливанский И. В., свящ. Просветитель Алтая и учитель Болхова архим.-миссионер Макарий Глухарев: К 75-летию основания Алтайской миссии в 1830 г. // Сб. Орловского церк.-археол. комитета. 1905. Т. 1. С. 390-427; Денисов. С. 630; Неделин В. М., Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. Орёл, 1998. Кн. 1. С. 60-61; 2009. Кн. 2. С. 72-73; Прил. [к кн. 2] С. 14-15, 64; Мостепанова Е. Г. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь г. Болхова // Духовные традиции рус. народа - основа нравственного и патриотического воспитания совр. молодежи: Мат-лы Глинской науч.-практ. конф. Орёл, 2002. С. 106-110; Болхов - город церквей: Очерки истории и святыни / Авт.-сост.: диак. А. Берташ. СПб., 2005. С. 227-237; Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери - покровительница г. Болхова: История иконы, акафист. СПб., 2005; Лысенко А. И. Болхов. Колокольное имя твоё... Орёл, 2009; Неделин В. М. Болхов во 2-й пол. XVI - нач. XX в.: Архитектура и градостроительство // Архит. наследство. М., 2010. Вып. 53. С. 107-135; Комова М. А. Экспертное исслед. иконы Богоматери Тихвинской / Болховский Троице-Оптин мон-рь. Орёл, 2011; она же. Иконное наследие Орловского края, XVIII-XIX вв. М., 2012; Венедиктов А. Е. России сердце не забудет. Орёл, 20164. С. 20-22, 263-264.
М. А. Комова
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Библиотеки монастырские Святыни русских монастырей Некрополи Оптин Болховский во имя Святой Троицы и с честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь (Орловской Болховской епархии Орловской митрополии), расположен в г. Болхове Орловской области
См.также:
НОВОДЕВИЧИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл.
ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
КИРЖАЧСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Киржаче Владимирской обл.
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Московском Кремле
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской митрополии)