Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАРФЕНИЙ
54, С. 633-636 опубликовано: 21 декабря 2023г.


Содержание

ПАРФЕНИЙ

(Краснопевцев Петр Иоаннович; 24.08.1792, с. Симоново Алексинского у. Тульской губ.- 25.03.1855, Киево-Печерская лавра), прп. Киевский, Алексинский (пам. 17 марта и 15 июля - в Соборе Киевских святых). Род. в благочестивой семье причетника ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Симонове Иоанна Федоровича Краснопевцева и его супруги Анны. Старший брат П., Василий, был пострижен в монашество с именем Венедикт в белёвской Введенской Жабынской пуст. (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь), с 1821 г.- ее игумен и настоятель.

5 февр. 1805 г., по окончании Тульского ДУ, П. И. Краснопевцев переведен в Тульскую ДС учеником высшего грамматического класса 1-го отд-ния. Он с юности имел склонность к монашеской жизни, летом 1814 г. отправился пешком на богомолье в Киево-Печерскую лавру, где его приютил иером. Антоний (Смирницкий; впосл. архиепископ Воронежский и Задонский). Краснопевцев получил благословение остаться на послушание в лавре у схим. Михаила († 22 апр. 1815), известного прозорливостью, и пробыл в лавре с авг. 1814 по 22 марта 1815 г. За это время иером. Антоний был назначен начальником Ближних пещер (20 сент. 1814), а затем наместником лавры (2 янв. 1815). Невзирая на желание остаться в лавре, Краснопевцев был вынужден вернуться и продолжить обучение в семинарии, но после многочисленных попыток его просьба об увольнении была удовлетворена, т. о. он не окончил полный курс образования.

Прп. Парфений (Краснопевцев). Литография. Сер. XIX в. Мастерская Ж. Р. Ламерсье (ЦАК МДА)
Прп. Парфений (Краснопевцев). Литография. Сер. XIX в. Мастерская Ж. Р. Ламерсье (ЦАК МДА)

Прп. Парфений (Краснопевцев). Литография. Сер. XIX в. Мастерская Ж. Р. Ламерсье (ЦАК МДА)

П. И. Краснопевцев стремился вернуться в Киево-Печерскую лавру, но родители, желавшие видеть его рядом, уговорили его поступить причетником к ц. Рождества Пресв. Богородицы и жениться на дочери священника. Не дождавшись дня венчания, Краснопевцев ушел в Киев, но вернулся после двухмесячного странствия, т. к. не получил увольнения из епархиального ведомства. Родители подыскали ему др. невесту, дочь священника из Калужской епархии. Отец невесты вскоре умер, и Краснопевцев отправился к еп. Калужскому и Боровскому Антонию (Соколову; впосл. архиепископ Подольский и Брацлавский) с прошением предоставить ему место покойного, но получил отказ. Перед тем как вступить в брак Краснопевцев побывал в Туле и снова обратился с просьбой об увольнении к недавно вступившему на Тульскую и Белёвскую кафедру еп. Аврааму (Шумилину), к-рый поддержал его и на следующий день выдал билет с полным увольнением из епархии (Хрулёва. 2008. С. 36). Родители Краснопевцева увидели в этом событии проявление Божией воли и благословили сына стать монахом.

В июне 1819 г. П. И. Краснопевцев прибыл в Киево-Печерскую лавру. Архим. Антоний (Смирницкий) получил благословение на его определение в лавру у Серапиона (Александровского), митр. Киевского и Галицкого, и поместил Краснопевцева на послушание в просфорню. В этом же году за прилежание и старание Краснопевцев был назначен начальником просфорни, в к-рой трудился на протяжении 12 лет. Однажды ночью во время молитвенного бдения на рабочем месте он сподобился видения прп. Никодима просфорника, почивающего в Ближних пещерах (см. ст. Спиридон и Никодим), и с тех пор относился к этому святому с особым благоговением, подражая ему, выучил наизусть Псалтирь.

20 сент. 1824 г. в больничной церкви лавры архим. Антоний постриг П. И. Краснопевцева в монашество с именем Пафнутий в честь прп. Пафнутия затворника, почивающего в Дальних пещерах; в том же году митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) рукоположил мон. Пафнутия во иеродиакона. Пафнутий проводил ночи в молитве и чтении, переписывал отеческие книги, в т. ч. Скитский патерик, «Сказание о святой чудотворной Великой церкви Печерской» и «Сказание о чуде в пещере, бывшем во время Пасхи», «Слова подвижнические» прп. Исаака Сирина. Его духовным отцом был архим. Антоний вплоть до принятия сана епископа 31 янв. 1826 г. и отъезда из лавры. 26 дек. 1830 г. Пафнутий был рукоположен во иеромонаха, затем митр. Евгений назначил его духовником лавры, помимо братии он ежедневно исповедовал множество мирян, относясь ко всем с любовью и участием. Автор «Сказания о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения» ректор КДА Антоний (Амфитеатров; впосл. архиепископ Казанский и Свияжский) отмечал: «Во дни поста, после исповеди многочисленных поклонников, притекавших к нему, можно было видеть его в скорби и сокрушении духа невыразимых. Его младенческая душа, пораженная мрачной картиной многоразличных страстей человеческих, болела и нескоро находила успокоение» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 30-31; об авторстве «Сказания» см.: Хрулёва. 2008. С. 5-10; Миловский. 1905. С. 458-459).

В 1838 г. иером. Пафнутий подал прошение в Духовный собор лавры, желая принять схиму. В истории лавры не было примеров пострига в схиму не в преклонном возрасте (иеромонаху шел 46-й год), кроме того, после смерти иеросхим. Вассиана (Балашевича; † 25 апр. 1827) в обители не осталось насельников-схимников, поэтому Пафнутий не был уверен в согласии начальства лавры, но сомнения оставили его после чудесного явления Парфения, еп. Лампсакийского. 1 июня 1838 г. в Ближних пещерах Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий, постриг иером. Пафнутия в схиму с именем Парфений, затем избрал его духовным отцом.

После принятия схимы П. неск. лет провел в тесной келье, единственное окно к-рой закрывала икона Пресв. Богородицы; к Божией Матери он относился с особой любовью и благоговением, говорил: «На что мне свет чувственный, Она, Пречистая - свет очей и души моей» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 43). Он неоднократно удостаивался Ее явлений, его любимым праздником было Благовещение. Самой большой радостью для П. было совершение литургии: он служил ее ежедневно до конца жизни, даже когда плохо себя чувствовал. П. просил митр. Филарета благословить служение литургии Преждеосвященных Даров по уставу Великой церкви каждый день Четыредесятницы, а не только в среду и пятницу, и получил разрешение. Весну и лето он проводил с митр. Филаретом в Голосеевской пуст. (см. Голосеевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь), где в дальнем углу заросшего сада была устроена его келья, в которую он ежедневно удалялся после литургии. Он часто гулял по лесу, вычитывая по дороге Псалтирь, но в последние годы жизни, чувствуя упадок сил, постепенно сокращал эти прогулки, а затем отменил.

П. неоднократно намеревался уйти в затвор и отказаться от приема посетителей. Однажды он заперся в келье, не принимал и своих прежних духовных чад и выходил только в церковь на богослужение, но затем, после увиденного во сне страшного зверя, к-рого отогнали палками его духовные дети, изменил свое решение, убедившись, т. о., в том, что его содействие спасению других угодно Господу (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 56). Он был крайне скромен в быту, подарки, которые принимал от посетителей, чтобы их не обидеть, при первой возможности собирал в мешок и оставлял на дороге или раздавал нищим. Гр. А. А. Орлова-Чесменская, бывшая духовным чадом П., завещала ему 15 тыс. р., к-рые П. сразу передал в Духовный собор лавры на питание странников в гостинице.

Одним из самых близких и любимых учеников П. был архим. Лаврентий (Макаров), наместник Киево-Печерской лавры (1844-1852), впосл. настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря. Также духовными чадами П. были Антоний (Амфитеатров), юродивый прп. Паисий (Яроцкий), прп. Алексий (Шепелев), свт. Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий, игум. Парфения (Адабаш), кнг. В. С. Голицына и ее дочь В. П. Шереметева, В. И. Молчанова, тайная монахиня Е. Н. Бердяева, Н. Шупинская. С П. тесно общались дочери сенатора А. И. Муханова, Татьяна, Екатерина, Елизавета (фрейлины Высочайшего двора) и Прасковья, сохранившие сведения и свидетельства о смерти П., а также его письма (Миловский. 1905. С. 446-460). О встречах с П. упоминал свт. Феофан Затворник (Говоров). С особым почтением к П. и его духовному правилу, составленным им молитвам относились сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский и Свияжский, священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский, схиархим. прп. Варсонофий (Плиханков).

Последние годы жизни П. провел в келье, устроенной в доме за Крестовоздвиженским храмом, при входе в Ближние пещеры, ежедневно служил литургию в пещерном храме прп. Антония. Когда его самочувствие ухудшилось и он не мог выходить из келий, митр. Филарет благословил устроить церковь в зале при кельях, что было исполнено за неск. дней при помощи духовных чад П., особенно Бердяевой. Храм освятили в честь Сретения Господня. П. считал устройство храма высшим благодеянием митрополита по отношению к себе.

За год до смерти, весной 1854 г., П. уже не мог совершать литургию, но всегда присутствовал во время службы в алтаре и ежедневно причащался. Он предвидел день своей смерти, о чем упоминал в письме к сестрам Мухановым (Хрулёва. 2008. С. 153). 25 февр. 1855 г. по его желанию над ним было совершено таинство Елеосвящения. На Страстной седмице, в Великую среду, его посетил митр. Филарет, в Великий четверг П. простился с самыми близкими духовными чадами, дал им наставления, а также нек-рые духовные распоряжения. В Великую пятницу, совпавшую в тот год с праздником Благовещения, в 5 ч. утра пономарь, готовивший к литургии Сретенскую ц., услышал, как П. вышел из кельи, и, закончив уборку, подошел к старцу за благословением. Он нашел П. уже мертвым, сидящим на стуле у церковных дверей. В Великую субботу тело П. было перенесено митр. Филаретом и архимандритами лавры из келейной церкви, не вмещавшей всех желающих проститься с ним, в Крестовоздвиженскую ц. 28 марта, в Светлый понедельник, митр. Филарет совершил отпевание усопшего, затем духовные сыновья старца перенесли гроб в Голосеевскую пуст. Несмотря на сильный дождь, шествие сопровождала многочисленная толпа. В 6-м часу вечера тело П., не тронутое тлением, было похоронено в деревянной ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Живоносный Источник». В кельях П. у Ближних пещер устроена часовня (в наст. время там находится резиденция наместника Киево-Печерской лавры).

Местное почитание П. было установлено 27 июля 1993 г. Свящ. Синодом Украинской Православной Церкви. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ принял решение об общецерковном прославлении местночтимых святых, в их числе - П. Мощи преподобного почивают под спудом в Голосеевском муж. мон-ре, в новом храме в честь иконы Пресв. Богородицы «Живоносный Источник», построенном на месте старого храма, к-рый был взорван в 30-х гг. XX в.

Лит.: Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхим. Парфения. К., 1856; Миловский Н. М., свящ. Киевопечерский подвижник иеросхим. Парфений, по бумагам П. А. Мухановой: К 50-летию его кончины († 25 марта 1855) // ВиЦ. 1905. Т. 1. Кн. 3. С. 446-460; Поселянин Е. Русские подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 452-463; Хрулёва И. М. Благословенная душа. М., 2008.
О. В. Хабарова

Иконография

Современники П. оставили воспоминания о его внешности: «Изможденная и истонченная плоть его была, так сказать, прозрачною оболочкою его чистой, светлой как день души. Высокое иссохшее чело, впалые щеки и виски составляли какую-то дивную противоположность с его большими, блестящими как молния глазами, которые проникали, казалось, в душу до самой глубины ея…» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 63-64).

Сохранилось неск. изображений П., разнообразных по иконографии и технике исполнения. Поясной портрет сер. XIX в. (НКПИКЗ) был написан его духовной дочерью Е. Н. Бердяевой (урожд. Бахметьева, бабушка философа Н. А. Бердяева, тайная монахиня). Преподобный изображен почти фронтально, с небольшим поворотом головы влево, с прикрытыми глазами, в схиме и приспущенном на лоб куколе (с небольшим Голгофским крестом). У П. аскетическое худощавое лицо с большими, глубоко посаженными глазами, острым выступающим носом, впалыми щеками, обрамленное черной бородой средней величины. На фоне портрета размещены картуши с цитатами из псалмов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» (Пс 1. 1) и «Хвалите Бога во святых его…» (Пс 150. 1). Известно, что прижизненный портрет П. письма Бердяевой после его кончины находился в келье старца в Голосеевской пуст. (Татиана (Алатарцева). 2008. С. 232).

Из Голосеевской пуст. происходит также поясной портрет, написанный на иконной доске в сер. XIX в. (НКПИКЗ). П. в куколе, мантии и схиме запечатлен стоящим, опираясь руками (с четками) на посох, у него изможденное лицо желтоватого цвета с лучистыми черными глазами. К этому типу изображения относится неск. гравированных портретов П. (Благословенная душа. 2008. С. 301, 303. Ил. VIII, IX).

Образцом для большинства гравированных и литографированных портретов, возможно, послужила акварель И. И. Полонского 1860 г. (подносной экземпляр свт. Филарету (Дроздову) с рукописным текстом ежедневной молитвы П. из б-ки МДА; см.: Там же. С. 305-306. Ил. X. Вкл.) или, скорее, ее прототип. П. представлен поколенно, вполоборота вправо, в рясе, мантии и куколе (кресты на очелье и на воскрилиях), правой рукой опирается на посох, левой, с четками, держит его. Особенность изображения - более идеализированные черты внешности старца и светлые, до пояса, волосы и борода. К этому типу принадлежит также портрет на металле, выполненный в 1880 г. для кельи П. при Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; П.- темноволосый, рисунок четок другой). В надписи на обороте воспроизведены строки с эстампов: «Буди благословен, преблагословен и треблагословен день Благовещения Богородицы…» и указано, что портрет создан тщанием духовного сына старца игум. Антипы.

Композиция на картоне с надписью «Кончина и отходная иеросхимонаха Парфения 1855 года марта 25» и размещенным внизу текстом предсмертной молитвы монаха к Богородице подписана лаврским иконописцем иером. Альвианом (Скотенко) (согласно надписи на обороте: «пис. Альвiан, начальник Лаврскоï живопис[ной]», картина передана автором в ЦАМ КДА, в наст. время в НКПИКЗ; см.: Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 106. Ил. 77). Сцена кончины старца представлена в соответствии с его жизнеописанием: П. в белой рубахе изображен сидящим у дверей домовой церкви в своей келье, непокрытая голова с длинными русыми волосами опущена вниз, глаза закрыты, руки скрещены на коленях, ноги босы.

Многочисленные гравюры и литографии с изображением П., изготовленные по заказам его почитателей, восходят к живописным портретам. Они относятся в основном к тому же изводу, что и акварель Полонского. Один из первых эстампов предназначался для кн. «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерския лавры иеросхимонаха Парфения» (1856). В первоначальных вариантах П. был изображен вполоборота вправо, потом появились «зеркальные» отображения; у подвижника длинные, ниже груди, волнистые темные волосы и борода средней величины с небольшой проседью. В коллекции офортов Л. М. Жемчужникова хранится гравированный портрет П. 1860 г. (пробный отпечаток - НБУВ, аналогичный офорт в ГИМ, см.: Госкаталог РФ. № 8316336). Экземпляр законченной гравюры Жемчужникова с рукописным разрешением от 30 окт. 1861 г. и пометой «На цензуру» (ЧерМО; см.: Госкаталог РФ. № 9002764) представляет старца вполоборота влево, с четками на правой руке (оттиск в ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. № 5550389).

К этой группе относятся также литографии кон. 50-х - 60-х гг. XIX в. мастерской В. Дарленга в С.-Петербурге (редакция Российской военной хроники), сер. XIX в. мастерской Ж. Лемерсье в Париже с факсимиле подписи П. («Буди Благословѣнъ, Преблагословенъ, и Треблагословенъ день Благовѣщенiя Богородицы, Несомнѣнной Моей Надежды, Отъ нынѣ, 1845 рока, и До вѣка: Аллилiа, Неключимый рабъ, Схимо-Парѳенiй», фигура в «зеркальном» повороте, ЦАК МДА; экземпляр с кратким автографом - ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. № 5550312), аналогичная литография 3-й четв. XIX в. (ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. № 5550390) и др. В кон. XIX - нач. XX в. появились перегравировки А. С. Янова, В. Чеховского и др. в книгах с жизнеописанием П. и текстом его ежедневной молитвы (напр., издания А. А. Холмушина, А. Д. Ступина). Один из портретов П. находился в приемной комнате прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

Одно из ранних изображений П. в иконописи помещено в композиции «Собор Тульских святых» (иконография создана в 1987 мастером из Палеха В. Ф. Блиновым) - в левой группе в 6-м ряду снизу, 1-й от центра, в островерхом куколе. Икона находилась в верхнем Преображенском храме кафедрального собора Всех святых в Туле. В связи с прославлением в 1993 г. в лике местночтимых святых подвижников Китаевской и Голосеевской пустыней Киева (преподобные П., Досифей, Алексий (Шепелев), юродивый Феофил (Горенковский) и прп. Паисий (Яроцкий)) появились иконы «Собор новопрославленных Печерских святых» (Голосеевская пуст.). Пятеро подвижников показаны в рост на фоне Успенского собора Киево-Печерской лавры, П.- крайний слева, в полной схиме, голова покрыта куколем, в руках - Евангелие. У старца правильные черты лица, темные глаза, окладистая черная борода. Существуют единоличные поясные и ростовые иконы П., писанные на основе портретов (Китаевская пуст.).

Лит.: Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерския лавры иеросхим. Парфения. К., 1856; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 3. Стб. 1488; Щербакiвський Д., Ернст Ф. Украïнський портрет XVII-XX ст.: Кат. вист. К., 1925. С. 47. Кат. 82; Духовные светочи России. С. 137. Кат. 125; Каталог збережених пам'яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр. / НКПIКЗ. К., 2002. C. 60. № 193; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского / Сост.: И. Ю. Хрулева. М., 2008. С. 281-306. Ил. I-X; Татиана (Алатарцева), игум. Голосеевский Богородичный мон-рь: Рус. Афон. К., 2008; Лопухiна О. В. Образи лаврських ченцiв у портретах ХIХ - поч. ХХ ст. з кол. НКПIКЗ // Лаврський альманах. К., 2009. Вип. 24. С. 75-77. Ил. 1, 2.
Я. Э. З., Е. В. Л.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Киевских святых (28 июля) Парфeний (Краснопевцев Петр Иоаннович; 1792 - 1855), преподобный Киевский, Алексинский (пам. 17 марта и 15 июля - в Соборе Киевских святых)
См.также:
АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих)