Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
54, С. 179-181 опубликовано: 20 октября 2023г.


ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Московской епархии), находится в г. Павловский Посад Московской обл. Традиц. название - Покрово-Васильевский мон-рь.

История

Основан в 1894 г. как жен. община. Ее устроение связано с именами фабриканта и мецената, старосты Воскресенского собора Я. И. Лабзина и его шурина, прав. Василия Грязнова, который пользовался расположением митрополита Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова). Святитель намеревался создать близ Павловского Посада «в противоборство расколу» мужскую и женскую обители и опирался в этом на помощь прав. Василия, к-рый предоставил ему списки лиц, пожелавших вступить в число насельников буд. мон-рей. В 60-х гг. XIX в. при фабрике Лабзина было основано муж. общежитие, прав. Василий (по др. версии, сам свт. Филарет) составил устав для него. Во владениях Лабзина был выстроен 2-этажный дом, в котором проживали 11 чел. братии. В окт. 1868 г. Лабзин и прав. Василий подали прошение в Московскую духовную консисторию о дозволении устроить на свои средства муж. мон-рь на 15 чел. с каменной 3-престольной церковью (РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Л. 13). 8 нояб. последовал отказ из-за недостатка выделяемых средств и неудачного расположения - среди фабричных зданий. В янв. 1869 г. хлопоты возобновили, но 17 февр. 1869 г., на следующий день после кончины прав. Василия, был получен очередной отказ.

В то же время Лабзин решил воздвигнуть храм над могилами своей жены, Акилины, и ее брата, прав. Василия. 2 июля 1860 г. он получил разрешение построить на новом городском кладбище 2-этажный каменный храм с 4 престолами (3 вверху и 1 внизу). В 1874 г. строительство Покровско-Васильевской ц. было закончено, 16 июля епископ Можайский Игнатий (Рождественский) освятил нижний престол во имя прп. Василия Исповедника, Лабзин был назначен попечителем и старостой храма. По штату церковь считалась приписной к Воскресенскому собору г. Павловского Посада (1703) (Указ Московской духовной консистории // РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 16; Клировая ведомость Воскресенского собора за 1887 г. // РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 947).

Не оставляя намерения основать мон-рь, Лабзин 21 мая 1871 г. направил на имя имп. Александра II Николаевича прошение о выделении земли под постройку богадельни при храме. 29 июля городское управление Павловского Посада при согласии местных жителей выделило ему участок, 7 авг. Лабзин принял его. Но лишь 14 апр. 1880 г. между управой и Лабзиным был составлен договор о передаче земли (по прошению от 28 июня 1886 размер земли был увеличен). Лабзин выстроил при церкви два 2-этажных деревянных дома с пристройками, выкопал 2 пруда, огородил кладбище. В богадельне он наладил рукодельный промысел, установил ежедневное совершение богослужений и молитвенного правила (Прошения Лабзина, приговор жителей, расписки Лабзина, договоры управы и др.- РГИА. Ф. 1630. Оп. 1. Д. 156). Еп. Можайский Александр (Светлаков) освятил корпуса 19 сент. 1885 г., отслужив в Покровско-Васильевской ц. литургию. 18-19 июля 1886 г. город посетил митрополит Московский Иоанникий (Руднев). Он совершил литургию в Воскресенском соборе, осмотрел Покровско-Васильевский храм и посетил общину. 19-20 мая 1888 г. город, общину и приют посетил и совершил богослужения митрополит Сербский Михаил (Йованович). После смерти Лабзина (2 дек. 1891) заботы о церкви и об общине взяли на себя его дочери - Анна Елагина и Ольга и Наталия Лабзины (Клировая ведомость Покровско-Васильевской ц. за 1895 г. // РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 967а).

17-27 янв. 1894 г. Синод удовлетворил ходатайства Лабзина, его дочерей и благочинного церквей 1-го округа Богородского благочиния (куда входили церкви Павловского Посада и его окрестностей) и постановил «благотворительное женское общежитие переименовать в Покровско-Васильевскую жен. общину, с таким числом сестер, которое дозволят средства общины, и с приютом на 12 человек бедных детей», указ на имя митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) был подписан имп. Александром III Александровичем 29 янв. (РГИА. Ф. 65. Оп. 6. Д. 36). Начальницей была назначена М. И. Овчинникова (1834-1938; в 1900 приняла постриг с именем Алевтина); дочери Лабзина получили офиц. статус попечительниц мон-ря. В общине (ок. 120 сестер) был устроен бесплатный Иаковлевский приют для девочек (Грачёв. 1894). 2-3 июля 1894 г. состоялось торжественное открытие общины, совершенное епископом Можайским сщмч. Тихоном (Никаноровым). 20 авг. 1895 г. митрополит Московский Сергий совершил великое освящение Покровского придела храма, 21 и 22 авг. наместник московского Чудова мон-ря архим. Товия (Цимбал) освятил приделы во имя Всех святых и мц. Акилины. Клир церкви составили священник и псаломщик, в 1895 г. была добавлена должность диакона (Клировая ведомость Покровско-Васильевской ц. за 1895 г. // РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 967а; То же за 1904 г. // РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 989; То же за 1917 г. // РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 154). 17 сент. 1901 г. литургию в Покровско-Васильевском храме отслужил епископ Можайский Парфений (Левицкий).

Лабзин и его дочери стали собирать сведения о прав. Василии и его прижизненных и посмертных чудесах, чтобы подготовить документы к его канонизации. В 1874 г. мощи прав. Василия перенесли в склеп Васильевского (нижнего) придела храма. Были отделены 2 перста и помещены в серебряный ковчежец. В 1896 г. О. Я. Лабзина направила митрополиту Московскому Сергию жизнеописание прав. Василия и заявку на канонизацию.

В архиве П. В. П. м. сохранился «Устав Иаковлевского бесплатного Лабзинского приюта при Покровско-Васильевской общине для бедных бесприютных детей женского пола», из к-рого известно, что девочек принимали в приют с 7 лет, обучали молитвам, Закону Божию, церковнославянскому и русскому языкам, арифметике, церковному пению, рукоделию, огородничеству. В возрасте 16 лет девочек выпускали из приюта; они получали 25 р. серебром.

Покровско-Васильевская церковь. 1870–1874 гг. Фотография. Нач. ХХ в.
Покровско-Васильевская церковь. 1870–1874 гг. Фотография. Нач. ХХ в.

Покровско-Васильевская церковь. 1870–1874 гг. Фотография. Нач. ХХ в.
4 янв. 1903 г. община получила статус мон-ря. Настоятельницей была назначена мон. Алевтина (возведена в сан игумении). 21-22 июня состоялись торжества: всенощное бдение и литургию отслужили митрополит Московский сщмч. Владимир (Богоявленский), неск. настоятелей московских мон-рей, посадское духовенство, в торжествах принимали участие товарищ обер-прокурора Синода В. К. Саблер и представители местного дворянства и купечества. В 1907-1910 гг. по проекту архит. В. П. Десятова церковь была расширена за счет трапезной, к храму была пристроена колокольня. 23 янв. 1911 г. епископ Можайский Василий (Преображенский) совершил освящение обновленного и расширенного верхнего, Покровского, придела храма. 8 авг. 1913 г. в обители отслужил всенощное бдение митрополит Московский свт. Макарий (Невский). Согласно страховой ведомости П. В. П. м. от 10 авг. 1911 г., мон-рь владел имуществом, в к-рое входили: храм, два 3-этажных келейных корпуса, игуменский дом, деревянные здания: больница, 10 домов-келий, приютский дом, дом для скотниц и др. (всего 41 постройка). Кроме того, П. В. П. м. имел недвижимость в городе: жилые дома, погреба, сараи, баню и др. (всего 15 объектов), а также лесную сторожку в Ямском лесу (Буньковская вол. Богородского у. Московской губ.) (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 876).

Покровско-Васильевская церковь, трапезная и колокольня. 1907–1910 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Ю. А. Демидова
Покровско-Васильевская церковь, трапезная и колокольня. 1907–1910 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Ю. А. Демидова

Покровско-Васильевская церковь, трапезная и колокольня. 1907–1910 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Ю. А. Демидова
Сохранились воспоминания последней монахини мон-ря Ксении (Кокурниковой; 1895-1993), принявшей малый постриг в 1915 г.: в П. В. П. м. в то время подвизались 150 монахинь, служили каждый день, в хоре на праздники было 40 певчих, в будни - 20, мн. монахини играли на скрипке. Жили в кельях по 4 чел., во время первой мировой войны шили солдатское белье и гимнастерки. В П. В. П. м. в то время в отдельных кельях жили известные в регионе старицы - схимон. Серафима (Ɨ 19 июня 1919) и схимон. Агния (Пэнэжко. 2011. С. 174-176). Сестры обители организовывали миссионерские беседы для старообрядцев, на к-рые приглашали известных проповедников прот. И. Г. Виноградова, А. Е. Шашина и др.

После 1917 г. монастырь лишился большей части своих доходов. Было заведено Дело об инсценировке культа павловопосадского фабриканта В. И. Грязнова. В окт.-нояб. 1919 г. сотрудники губ. ЧК произвели обыск в монастыре, на фабрике и в доме Н. Я. Лабзиной; были изъяты все предметы, свидетельствовавшие о почитании прав. Василия, в т. ч. ковчежец с частицами его мощей. 13 янв. 1920 г. на кафедре анатомии МГУ проведена судебно-медицинская экспертиза частиц мощей (ГАРФ. Ф. 145. Оп. 6. Д. 195). 16 окт. в здании бывш. реального уч-ща в Павловском Посаде состоялся показательный суд над О. Я. Лабзиной, племянником прав. Василия В. Н. Грязновым (скрылись) и игум. Алевтиной (по причине старости не присутствовала). В целях пресечения почитания прав. Василия суд посмертно был произведен и над ним (ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392). 17 окт. решением суда прав. Василий был признан «хитрым плутом и прожженным пройдохой», О. Я. Лабзина и В. Н. Грязнов объявлены врагами народа (приговор - 10 лет с применением тяжелых работ), игум. Алевтину ввиду старости суд счел нецелесообразным подвергать физическому наказанию (ГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Д. 42). Вещественные доказательства были сданы в музей, мон-рь закрыт. 3 янв. 1922 г. дело за отсутствием обвиняемых сдано в архив (ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392). Об этих событиях следователь И. Шпицберг написал в 1921-1922 гг. одиозную книгу, был снят фильм. Т. о. искаженные сведения о прав. Василии получили широкое распространение.

16 янв. 1923 г. в церковный совет Покровско-Васильевского храма от Павловопосадского горисполкома поступило предложение закрыть мон-рь, 21 янв. совет постановил сохранить храм как кладбищенский. Несмотря на представление Богородского уисполкома, указывавшего на «вредность существования» храма и недавний процесс над его клириками, 5-й отдел Наркомюста в апр. постановил сохранить церковь. Однако в авг. того же года процесс был возбужден, т. к. среди документов храма не было «Договора с группой верующих о пользовании кладбищенским храмом Павлово-Посада», к-рый должен был быть заключен согласно циркуляру Наркомюста от 24 июля 1918 г. Несмотря на сопротивление богородских властей, договор заключили (ГАРФ. Ф. 353. Оп. 7. Д. 7).

В 1930-1931 гг. в газ. «Ударник» опубликовали серию антирелиг. статей, призывавших закрыть храм. 2 окт. 1931 г. по ходатайству Павловопосадского райисполкома Мособлисполком постановил закрыть церковь и передать ее помещение и монастырские здания индустриально-педагогическому техникуму (ГАМО. Ф. 2157. Оп. 6. Д. 4). С колокольни были сброшены колокола (для этого пришлось проломить стену в одном из ярусов), в келейных корпусах разместили общежитие. Последние священники церкви разделили судьбу новомучеников Российских: прот. Владимир Лейциус был арестован в 20-х гг. XX в., отправлен в ссылку и пропал, свящ. Владимир Морозов арестован 10 сент. 1937 г. и расстрелян на Бутовском полигоне 19 нояб. того же года.

В монастырских строениях была расположена машинно-тракторная мастерская, с 60-х гг. XX в.- база и гараж автоколонны № 72 (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 346).

В 1989 г. храм был передан общине верующих, 21 окт. освящен, 6 янв. 1990 г. состоялась 1-я литургия. Храму выделили часть бывш. монастырской земли. В 1992 г. она была обнесена оградой с воротами. 6 июля 1995 г. решением Синода учрежден мужской П. В. П. м., 23 июля состоялось открытие обители; литургию совершили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) и архиепископ Можайский Григорий (Чирков). Настоятель храма иером. Андрей (Тонков) был назначен настоятелем обители и возведен в сан игумена. Спустя неск. дней постриг приняли несколько послушников, составивших братию. П. В. П. м. имеет большое подсобное хозяйство. В 1994 г. построена малая привратная ц. во имя прп. Андрея Рублёва.

В 1998 г. доктор исторических наук И. И. Ковалёва нашла в московских архивах ряд документов о прав. Василии; после проведения архивных изысканий был собран материал для канонизации, ходатайство о нем в янв. 1999 г. игум. Андрей направил в Синодальную комиссию по канонизации святых, где 29-30 марта слушали дело. 19 апр. последовал положительный рескрипт патриарха Алексия II. Мощи, выявленные в 1991 г. при расчистке подвала нижнего храма, были положены в серебряную раку и упокоены в нижнем приделе храма. Торжества по канонизации прав. Василия в лике местночтимых святых прошли 7 авг. 1999 г. Мон-рь обнесен сплошной каменной стеной, построены надвратная ц. св. Иоанна Предтечи и ц. арх. Михаила (к югу от собора), восстановлен деревянный 2-этажный келейный корпус.

Среди святынь обители - более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых (привезены в 2002); частицы мощей Московских, Владимирских, Нижегородских, Воронежских святых; частица мощей епископа Пензенского и Саратовского свт. Иннокентия (Смирнова), родившегося в Павловском Посаде; икона Покрова Пресв. Богородицы, написанная на Афоне (по утрам перед ней совершается братский молебен), образы Божией Матери «Скоропослушница» афонского письма, вмч. Пантелеимона (единственная икона, сохранившаяся от старого убранства храма), мч. Уара.

Архитектура

Покровско-Васильевская ц.- центр архитектурного ансамбля П. В. П. м., представляет собой 6-столпное 2-этажное монументальное кирпичное строение с 3 вост. апсидами и декоративным широко расставленным 5-главием. Храм перекрыт системой парусных сводов, к-рые в совокупности со столбами и арками образуют различные по площади пространственные ячейки равной высоты. Просторное, свободное от опор помещение трапезной (300 кв. м) организовано бетонным коробовым сводом поперечной ориентации. На стенах и своде в нач. 90-х гг. XX в. еще сохранялись следы живописи (ныне полностью заменена). Пол был настлан по монолитному бетону метлахской плиткой. Для церкви характерно сочетание эклектики и псевдорус. стиля. Обработка фасадов имеет сдержанный характер, более развиты архитектурно-декоративные формы зап. части здания. Эффектно решение главного фасада с 4-ярусной шатровой колокольней и боковыми шатровыми крыльцами. Богатое наружное убранство из белого камня исполнено по мотивам XVII в. Церковь имеет статус памятника архитектуры регионального значения.

Арх.: Ковалёва И. И. Покровско-Васильевский мон-рь: История мон-ря в рассказах и док-тах // Архив павловопосадского Покровско-Васильевского мон-ря.
Лит.: Грачёв Ф. М. Несколько слов по случаю учреждения и открытия Покровско-Васильевской общины в Павловском Посаде Моск. губ. Богородского у. М., 1894; Токмаков Н. Ф. Ист.-стат. описание г. Богородска (Московской губ.) с уездом и святынями. М., 1899. Ч. 1; Троицкий Т. Ист.-археол. описание Павловского Посада Московской губ. Павловский Посад, 1900. Вып. 1; Шпицберг И. А. Святой Василий Грязнов: Защита подмосковных акул текстильной промышленности. М., 1925; Покровско-Васильевский мон-рь: Альб. / Сост.: Е. В. Жукова. 1996; Пэнэжко О., прот. Павловский Посад и храмы Павловопосадского р-на. Владимир, 2003. С. 17-21; он же. Покровско-Васильевский мон-рь, город Павловский Посад и храмы Павловопосадского района. Владимир, 2011. С. 154-186; Ушакова И. К. Организация Покровско-Васильевской жен. общины в Павловском Посаде в док-тах музея // Гуслицкая округа: Ист.-краевед. альм. Куровское, 2009. Вып. 6. С. 60-70; Жукова Е. В. Покровско-Васильевский монастырь. М., 20143.
Н. Н. Крашенинникова