Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОЛИБА
52, С. 591-592 опубликовано: 2 июня 2023г.


ОЛИБА

Аббатство Сан-Марти-дел-Каниго (Вост. Пиринеи)
Аббатство Сан-Марти-дел-Каниго (Вост. Пиринеи)

Аббатство Сан-Марти-дел-Каниго (Вост. Пиринеи)

[Олива; лат. Oliba] (ок. 971 - 30.10.1046, мон-рь Сан-Микел-де-Куша (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция)), аббат мон-рей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии. Третий сын Олибы Кабреты († 990), гр. Безалу, Берги, Валлеспира, Капсира, Риполя и Серданьи (Каталония), и Эрменгарды († 1001), дочери Гаусберта, гр. Ампурьяса. Будучи праправнуком гр. Вифреда I Волосатого († 897), 1-го независимого от Каролингов правителя земель, входивших в Испанскую марку, О. состоял в родстве со всеми графами Каталонии и правителями многих княжеств Юж. Франции. После того как в 988 г. его отец удалился в мон-рь Монте-Кассино, О. до 993 г. находился под опекой матери, затем стал самостоятельно править графствами Берга и Риполь. В 1002 г., передав свои владения братьям, он принял постриг в мон-ре Санта-Мария-де-Риполь. В 1008 г. его избрали аббатом этой обители, а чуть позже, в том же году, он стал настоятелем мон-ря Сан-Микел-де-Куша. О. способствовал распространению в этих монастырях клюнийских «обычаев» (consuetudines) (подробнее см. в ст. Клюнийская конгрегация). В 1011 г. О. отправился в паломничество в Рим, где получил от папы Сергия IV (1009-1012) буллы с подтверждением имущественных прав возглавляемых им мон-рей.

В 1009 г. О. принял деятельное участие в обустройстве мон-ря Сан-Марти-дел-Каниго (Сен-Мартен-дю-Канигу), основанного его братом гр. Вифредом и расположенного неподалеку от Сан-Микел-де-Куша. Фактически он был 1-м настоятелем Сан-Марти-дел-Каниго вплоть до 1014 г., когда монашеская община стала достаточно многочисленной, чтобы избрать аббата. Впосл. О. реформировал аббатство Сан-Микел-де-Флувиа (Эмпорда), вошедшее в конгрегацию мон-рей во главе с Сан-Микел-де-Куша, а в 1022 или 1023 г. основал обитель Санта-Мария-де-Монсеррат и подчинил ее аббатству Санта-Мария-де-Риполь. Реконструировал главный храм монастыря Санта-Мария-де-Риполь (1032) и кафедральный собор г. Вик, освященный во имя св. апостолов Петра и Павла (1038), участвовал в восстановлении разрушенных арабами храмов в Кардоне (1019) и Манресе (1020). О. поощрял изучение и переписывание книг; возможно, по его поручению делались переводы с араб. языка. Скрипторий аббатства Санта-Мария-де-Риполь, ставший известным уже в X в., при нем получил дальнейшее развитие, существенно пополнилась также монастырская б-ка, одна из самых богатых в Зап. Европе того времени.

Монастырь Санта-Мария-де-Монсеррат (Каталония, Испания)
Монастырь Санта-Мария-де-Монсеррат (Каталония, Испания)

Монастырь Санта-Мария-де-Монсеррат (Каталония, Испания)

О. был близок к семье графов Барселоны (особенно гр. Эрмесинды, вдовы Рамона Борреля и матери Беренгера Рамона I, управлявшей графством в его малолетство, затем при его сыне Рамоне Беренгере I (1017-1021, 1035-1039)), был их советником и получал от них поддержку. К нему обращались за помощью и др. правители христианской Испании и Лангедока, в т. ч. кор. Санчо III Наваррский (в 1023). О. не раз приходилось улаживать территориальные конфликты каталон. сеньоров, в т. ч. ближайших родственников, и он сам неоднократно выступал в судах истцом, защищая интересы вверенных ему церковных институций. Совр. исследователи ставят под сомнение его объективность: по крайней мере в начале своего церковного служения он был очевидно пристрастен в принимаемых решениях, т. к. в них чаще, чем этого можно было ожидать от арбитра, учитывались интересы отдельных мон-рей и частных лиц (прежде всего членов семьи О. и связанных с ней сеньоров). В 1010 г. О. имел отношение к организации успешного похода каталонских графов на Кордову, закончившегося разгромом Кордовского халифата, но степень участия О. в этом событии и его влияния на происшедшее, по-видимому, преувеличивалась позднейшей традицией.

Известность О. принесло его участие в движении «Божий мир». В 1022 г. он выступил на диоцезальном совете в г. Эльн (совр. деп. Вост. Пиренеи) с предложением запретить военные действия в воскресные и праздничные дни и во время Великого поста и гарантировать неприкосновенность храмов и др. освященных территорий, в т. ч. безопасность всем пытавшимся найти в них прибежище. Усилиями О. в 1027 г. в Тулуже в Руссильоне было объявлено «Божие перемирие» (treuga Dei). По-видимому, первоначально это установление касалось только еп-ства Эльн. В 1033 г. О. ввел его в еп-стве Вик, и вскоре «Божие перемирие» было принято по всей Каталонии. Это был 1-й успешный случай ограничения феодальных междоусобиц и частных войн в Зап. Европе.

Когда О. умер, монахи аббатства Сан-Микел-де-Куша разослали по др. мон-рям и крупным городам сообщения о его смерти, полные почтения и скорби, призвав молиться за усопшего. Впосл. место захоронения О. в Сан-Микел-де-Куша было утрачено. К 900-летию кончины О. (1946) в зале капитула аббатства Монсеррат был установлен его кенотаф.

О. обычно рассматривается как один из «духовных отцов» Каталонии. Обладая исключительным влиянием на церковно-политическую ситуацию в Каталонии, он укреплял позиции церковной иерархии и прежде всего бенедиктинского монашества. Широкая строительная деятельность, к-рую вел О., способствовала распространению романского стиля; основанный им мон-рь Монсеррат впосл. стал важнейшей каталон. святыней. Заметное влияние на развитие каталонской средневек. культуры оказали скриптории мон-рей, к-рые основал или реформировал О.; в них не только работали с рукописями, но и создавали лит. сочинения, напр. Рипольские хроники. Сохранились 3 лат. поэмы О., в т. ч. надгробный панегирик гр. Рамону Боррелю и эпитафии графам, похороненным в мон-ре Санта-Мария-де-Риполь. Несмотря на историческое значение деятельности О., католич. духовенство Каталонии не предпринимало мер для развития его почитания и не добивалось его канонизации.

Ист.: Junyent i Subirà E. Le rouleau funéraire d'Oliba // Annales du Midi. Toulouse, 1951. Vol. 63. P. 249-263; idem. Diplomatari i escrits litteraris de l'abat i bisbe Oliba / Ed. A. M. Mundó. Barcelona, 1992; Les constitucions de Pau i Treva de Catalunya (segles XI-XIII) / Ed. G. Gonzalvo i Bou. Barcelona, 1994; Ordeig i Mata R. Diplomatari de la catedral de Vic: Segle XI. Vic, 2000-2010. 6 vol.
Лит.: Albareda A. M. L'abat Oliba, fundador de Montserrat (971-1046). Barcelona, 1931; Abadal i de Vinyals R., d'. L'Abat Oliba, bisbe de Vic, i la seva època. Barcelona, 19623; Mundó A. M. Monastic Movements in the East Pyrenees // Cluniac Monasticism in the Central Middle Ages / Ed. by N. Hunt. L., 1971. P. 98-122; Bowman J. A. Councils, Memory and Mills: The Early Development of the Peace of God in Catalonia // Early Medieval Europe. Oxf., 1999. Vol. 8. P. 99-109; Kosto A. J. Oliba, Peacemaker // Actes del Congrés Intern. «Gerbert d'Orlhac i el seu temps: Catalunya i Europa a la fi del 1r mil-lenni», Vic-Ripoll 10-13 de nov. de 1999 / Ed. I. Ollich Castanyer. Vic, 1999. P. 135-148; To Figueras L. Un obispo del año mil: Oliba de Vic // Codex Aquilarensis: Revista de Arte Medieval. Aguilar de Campoo, 2000. N 16. P. 65-88; Ruiz Domènec J. E. L'Abat Oliba: Un home de pau en temps de guerra // Butlletí de la Reial Acadèmia de Bones Lletres de Barcelona. 2005/2006. Vol. 50. P. 59-75; Boto Varela G. Monasterios catalanes en el siglo XI: Los espacios eclesiásticos de Oliba // Monasteria et territoria: Elites, edilicia y territorio en el Mediterráneo medieval (siglos V-XI) / Ed. J. Lopez Quiroga et al. Oxf., 2007. P. 281-320; Cingolani S. M. Estratègies de legitimació del poder comtal: L'abat Oliba, Ramon Berenguer I, la Seu de Barcelona i les «Gesta comitum Barchinonensium» // Acta historica et archaeologica mediaevalia. Barcelona, 2008. Vol. 29. P. 135-175; idem. Abat Oliba, el poder i la paraula // Ibid. 2011/2013. T. 31. P. 115-162; Junyent E. Esbós biogràfic del comte, abat i bisbe Oliba / Ed. R. Ordeig i Mata. Barcelona, 2008; Филиппов И. С. Местночтимые франц. святые XI в. и проблема канонизации в европ. контексте // СВ. 2017. Вып. 78(1/2). С. 67-92.
И. С. Филиппов
Ключевые слова:
Аббаты (см. также - Настоятели Монастырей Римско-Католической Церкви) Епископы Римско-католической Церкви Клюнийская реформа, движение обновления западноевропеймкого монашества в X-XII вв., связанное с монастырем Клюни Олиба [Олива] (ок. 971 - 1046), аббат монастырей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии
См.также:
ВИЛЬГЕЛЬМ (962-1031), аббат мон-ря Сен-Бенинь (Дижон, Франция), св. (пам. зап. 1 янв.)
ГЕРАЛЬД († 732), аббат и еп. Мейо, прп. (пам. зап. 12 марта, или 13 марта)
ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов
ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
АВГУСТИН [Август], еп. Никомидийский, сщмч. (пам. зап. 7 мая)