Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОДОН
52, С. 455-462 опубликовано: 17 мая 2023г.


ОДОН

[лат. Odo; франц. Odon] (ок. 880 - 19.11.942, Тур, Франция), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы.

Источники

Самое раннее Житие было составлено вскоре после кончины О. его учеником Иоанном Салернским, опиравшимся на рассказы святого и, вероятно, его сподвижников, посещавших Италию (BHL, N 6292-6296; изд.: Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis // PL. 133. Col. 43-86). Житие состоит из пролога, адресованного салернским монахам, и 3 книг; текст, неоднократно подвергавшийся переработке, сохранился в нескольких редакциях (см.: Fini. 1974/1975; Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 39-40; Rosé. 2008. P. 27-32). Упоминания о святом содержатся в ряде локальных хроник и в документальных источниках (сохр. 107 клюнийских грамот эпохи О.; изд.: Recueil. 1876. Vol. 1).

Одон, аббат мон-ря Клюни, перед Богоматерью с Младенцем. Лист из рукописи XII в. (Paris. Lat. 17716. Fol. 23).
Одон, аббат мон-ря Клюни, перед Богоматерью с Младенцем. Лист из рукописи XII в. (Paris. Lat. 17716. Fol. 23).

Одон, аббат мон-ря Клюни, перед Богоматерью с Младенцем. Лист из рукописи XII в. (Paris. Lat. 17716. Fol. 23).
До сер. XI в. монахи Клюни почти не проявляли интереса к фигуре О.: аббат Одилон в Житии св. Майоля упомянул об О. как о турском канонике и почитателе св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур), ставшем клюнийским аббатом и прославившемся аскетическими добродетелями (PL. 142. Col. 916). В «Хронологии клюнийских аббатов» приведены краткие сведения о жизни и деятельности О. (Bibliotheca. 1915. Col. 1617-1618). Увековечению памяти О. уделял особое внимание аббат Гуго I Великий (1049-1109) (см.: Iogna-Prat. La geste. 2002. P. 185-193; Rosé. 2008. P. 25-27). По его указанию было составлено не менее 2 кратких Житий О., основанных на сочинении Иоанна Салернского. Автором одного из них (BHL, N 6298) был клюнийский монах, именовавший себя Humillimus (Смиреннейший). В свой текст он добавил сведения об аббате Берноне, предшественнике О., и об основании монастыря Клюни, а также описание кончины святого, использовав ныне утраченную поэму Хильдебольда, еп. Шалона (ныне Шалон-сюр-Сон) (сер. X в.) (Fini. 1968/1970; Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 40-42). В 20-х гг. XII в. по распоряжению клюнийского аббата Петра Достопочтенного мон. Нальгод составил еще одно Житие О. (BHL, N 6299; см.: Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 42-43). Сохранилась также проповедь на день памяти святого (PL. 133. Col. 837-840).

В 1614 г. сочинения О. были опубликованы мон. Ж. Марье и королевским историографом А. Дюшеном (Bibliotheca. 1915). Реконструкцию биографии О. впервые предпринял маврист Ж. Мабильон (ActaSS. Bened. 5. P. 124-150; Mabillon J. Annales Ordinis S. Benedicti. P., 1706. T. 3).

Жизнь

По свидетельству Иоанна Салернского, отец О., Аббон, был приближенным Гийома I Благочестивого († 918), герц. Аквитании. Святой рассказывал, что Аббон был образованным человеком, знатоком рим. права. О матери О. сведений нет. Ко времени рождения О. его родители были уже немолоды и не рассчитывали иметь детей (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 3-5). Родившегося сына Аббон поручил молитвенной защите св. Мартина (Ibid. I 6). Когда мальчик подрос, отец отдал его на обучение «некоему своему пресвитеру». Потом О. воспитывался при дворе Фулька I Рыжего († 942), в то время вице-графа Анже, затем - в окружении герц. Гийома I Благочестивого. С 16-летнего возраста О. страдал от приступов головной боли, из-за к-рых ему пришлось покинуть герцогский двор и вернуться к родителям. Болезнь, продолжавшаяся 3 года, повлияла на решение юноши стать клириком в базилике св. Мартина, к-рому некогда его посвятил отец. Предположительно в 897 или 898 г. О. был торжественно принят в число каноников. Продолжив образование, он изучил лат. грамматику Присциана и приступил к чтению классической поэзии, но из-за страшного сна отказался от этого намерения (Ibid. I 12) и стал читать церковную лит-ру, в т. ч. комментарии на Свящ. Писание и Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский). Возможно, О. ознакомился с основами рим. права (Rosé. 2008. P. 72-74). В Париже под рук. Ремигия Осерского он изучал «диалектику» и «свободные искусства» в изложении Марциана Капеллы (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 3, 19). Анализ сочинений О. показывает, что он получил фундаментальное образование, был знаком не только с творениями отцов Церкви, но и с классической лат. лит-рой, разбирался в богословской проблематике (Rosé. 2008. P. 87-107). Согласно поздним источникам, в турском капитуле О. якобы занимал должности руководителя хора (прецентора) и преподавателя (схоластика) (Ibid. P. 74-76). В годы жизни при базилике О. стал почитать св. Мартина как своего покровителя (см.: Rosenwein. 1978; Rosé. 2008. P. 80-86).

На 30-м году жизни О. покинул турский капитул, чтобы стать монахом. Обстоятельства, при к-рых это произошло, достоверно неизвестны. Но даже будучи каноником, О. пытался жить как монах: раздал имущество бедным, усмирял плоть строгими постами, призывал других к аскетическому образу жизни. Под влиянием его проповедей воин Адегрин, приближенный гр. Фулька, отказался от имущества и стал подвизаться вместе со святым. Во время паломничества в Рим Адегрин остановился в мон-ре Бом (ныне Бом-ле-Месьё, деп. Юра), насельники к-рого соблюдали строгую уставную дисциплину в соответствии с наставлениями «подвижника Евтиха», т. е. св. Бенедикта Анианского. Адегрин решил остаться в обители и известил об этом О. (впосл. он стал отшельником и жил в пещерке в окрестностях Клюни - Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 25-28). Узнав о мон-ре, в к-ром строго соблюдался бенедиктинский устав, О. прибыл в Бом, привезя с собой 100 рукописей, и был назначен заведующим монастырской школой (Ibid. 23, 33). Высказывалось мнение о том, что О. отправился в Бом по совету герц. Гийома Благочестивого, который был знаком с аббатом Берноном (Rosé. 2008. P. 119-121).

Ко времени прибытия О. Бернон возглавлял не только аббатство Бом, но и более крупный мон-рь Жиньи (возможно, первоначально О. и Адегрин жили именно в Жиньи; см.: Ibid. P. 121-122). Вскоре после того как О. стал монахом, герц. Гийом Благочестивый назначил Бернона настоятелем мон-ря Клюни. Вероятно, О. (Oddo leuita) составил акт об основании Клюни (11 сент. 910), в к-ром были перечислены привилегии аббатства, т. н. монастырские свободы (libertas monastica): обитель была освобождена от подчинения к.-л. светскому или церковному сеньору и находилась под защитой папы Римского; монахи имели право свободно распоряжаться монастырским имуществом и избирать аббата (изд.: Recueil. 1876. Vol. 1. N 112; Les plus anciens documents. 1997. P. 33-39). По просьбе аббата Бернона Турпион, еп. Лиможский († 944), рукоположил О. во пресвитера. Приблизив к себе О., Бернон, вероятно, в 923 или 924 г. назначил его преемником (в грамоте, датированной апр. 926, О. назван аббатом Клюни - Les plus anciens documents. 1997. P. 40-42). Это вызвало недовольство «молодых монахов» во главе с Гвидоном, родственником Бернона, к-рые заставили О. и его сторонников переселиться в Клюни (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 34; II 1). В 926 или 927 г. Бернон составил завещание, в котором разделил свои мон-ри между 2 аббатами: Гвидон должен был возглавить старейшие обители Жиньи, Бом и Мутье-ан-Брес, а «дорогой Оддон» должен был стать настоятелем Клюни, Деоля и Масе. Поскольку мон-рь Клюни оставался небогатым, некоторые владения Жиньи были переданы в пользование клюнийцам при условии уплаты 12 денариев ежегодно (Bibliotheca. 1915. Col. 9-12). После кончины Бернона (13 янв. 927) между Гвидоном и О. началась тяжба из-за монастырских владений. О. обратился за помощью к папе Римскому Иоанну X (914-928), к-рый решил спор в его пользу (Jaffé. RPR. N 3578). Тогда же кор. Родульф (923-936) подтвердил статус Клюни как «свободного» мон-ря в соответствии с актом об основании обители (Recueil. 1876. Vol. 1. N 285; подробнее см.: Rosé. 2008. P. 161-182).

Заручившись поддержкой высшей церковной и светской власти, О. использовал папские и королевские привилегии для сохранения и укрепления особого положения монастыря. Так, в марте 931 г. папа Римский Иоанн XI (931-936) подтвердил «свободу» (libertas) и «иммунитет» (immunitas) аббатства Клюни, подчинявшегося непосредственно Папскому престолу. Понтифик разрешил О. принимать руководство другими мон-рями для восстановления в них дисциплины (ad meliorandum) и позволил монахам из др. обителей переходить в Клюни «ради улучшения своего образа жизни» (meliorandae uitae studio) (Jaffé. RPR. N 3584; см.: Rosé. 2008. P. 182-193). Папа Лев VII (936-939) подтвердил права аббатства на владения, подаренные королями Италии и Франции и графом Неверским (Jaffé. RPR. N 3598-3600). В янв. 938 г. по просьбе О. он издал общее подтверждение прав и привилегий Клюни (Ibid. N 3605) и даровал привилегию мон-рю Деоль (Ibid. N 3603). В 939 г. «свободу» и имущественные права Клюни подтвердил кор. Людовик IV Заморский (Recueil des actes de Louis IV, roi de France (936-954) / Éd. M. Prou, Ph. Lauer. P., 1914. N 10).

Став аббатом, О. установил в Клюни жесткую внутреннюю дисциплину: монахам запрещались владение к.-л. личным имуществом, праздные разговоры (т. н. обет молчания - ср.: Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. III 8). Сам О. подавал пример благочестия и скромного образа жизни, будто бы он, по словам Иоанна Салернского, «уже в этом мире забыл о земном» (Ibid. III 12). Личный авторитет О., а также введенный им особо интенсивный чин богослужения побуждали светских сеньоров делать аббатству Клюни щедрые пожертвования «на помин души». При О. клюнийцы получили не менее 82 земельных дарений (Rosenwein B. H. To Be the Neighbor of St. Peter: The Social Meaning of Cluny's Property, 909-1049. Ithaca; L., 1989. P. 216). Кроме того, владельцы многих частных монастырей передавали аббатству Клюни свои обители или приглашали О. для восстановления в них дисциплины. Обители, в которых проводились преобразования, формально не подчинялись Клюни, хотя О. получал в них должность аббата. Он возглавил мон-рь Орийак в Юж. Оверни (Rosé. 2008. P. 213-218; Fray. 2010), затем Тюль, куда его пригласили еп. Турпион и его брат аббат Аймон (Rosé. 2008. P. 218-222). В 936 г. по инициативе Тулузского гр. Раймунда III Понса, ставшего герцогом Аквитании, О. участвовал в основании мон-ря Шантёж (совр. деп. В. Луара). Вскоре Раймунд III попросил О. направить монахов из Орийака в построенную им обитель Сен-Пон-де-Томьер (совр. деп. Эро). Возможно, О. возглавил и др. мон-ри в Аквитании (см.: Ibid. P. 297-303). Во 2-й пол. 30-х гг. X в. О. получил предложение восстановить монашескую дисциплину в аббатстве Флёри. Согласно Житию, его пригласил светский аббат мон-ря, гр. Элизиард (Элизиерн) (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. III 8), но в папском послании 938 г. инициатива приписывается герц. Гуго Великому. Поскольку насельники Флёри сохранили право избирать следующего аббата из своей среды, О., по-видимому, так и не удалось установить контроль над монашеской общиной. По его просьбе в янв. 938 г. папа Лев VII подтвердил привилегии Флёри и права О. как аббата мон-ря (Jaffé. RPR. N 3606) (Rosé. 2008. P. 304-324; см. также: Eadem. Odon de Cluny, précurseur d'Abbon?: La réforme de Fleury et l'ecclésiologie monastique d'Odon de Cluny († 942) // Abbon, un abbé de l'an mil / Éd. A. Dufour, G. Labory. Turnhout, 2008. P. 241-266). Считается, что О. возглавил также древнее аббатство Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, но сведения об этом содержатся лишь в более позднем источнике (монастырская хроника нач. XII в.). Возможно, на самом деле О. направил в эту обитель своих учеников во главе с Аригаудом, насельником Флёри (Eadem. 2008. P. 324-326).

Начиная с 938 г. О. часто посещал Тур, где архиепископскую кафедру в 931-945 гг. занимал знакомый ему Теотолон, к-рый ранее был деканом капитула св. Мартина. По просьбе Теотолона О. принял участие в восстановлении мон-ря св. Иулиана в Туре и поддержал архиепископа в конфликте с канониками базилики св. Мартина, к-рых обвиняли в пренебрежении нормами церковной дисциплины (см.: Oury. 1964. P. 75-77, 118-121; Noizet H. La fabrique de la ville: Espaces et sociétés à Tours (IXe-XIIIe siècles). P., 2007. P. 121-124; Rosé. 2008. P. 326-350).

В 936, 938-939 и 941-942 гг. О. посещал Италию. Событиям, которые произошли во время этих путешествий, уделено особое внимание в Житии. О. отправился в Италию по просьбе папы Римского Льва VII, чтобы выступить посредником в переговорах между рим. правителем Альбериком и итал. кор. Гуго Арльским, к-рые в 936 г. завершились заключением мирного договора (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. II 7, 9). После этого по предложению Альберика и папы Римского Льва VII О. приступил к восстановлению уставной дисциплины в мон-ре при рим. базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) и в мон-ре св. Илии близ Непи (Ibid. III 7). Вероятно, святой реформировал также мон-рь Пресв. Девы Марии на Авентине и мон-рь при базилике св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). По свидетельству Иоанна Салернского, О. совершил паломничество в святилище арх. Михаила на горе Гаргано (Ibid. II 15). С деятельностью О. связывают реформу монашеской общины Монте-Кассино, находившейся в то время в Капуе. Скорее всего преобразованиями в обители занимался не сам святой, а его ученик аббат Балдуин и др. насельники рим. мон-ря св. Павла (Rosé. 2008. P. 272-275). В более поздних источниках сообщается также о реформе аббатства Фарфа, где О. и его сторонники, столкнувшись с сопротивлением монахов, потерпели неудачу (Destructio monasterii Farfensis // Il Chronicon Farfense di Gregorio di Catino / Ed. U. Balzani. R., 1903. Vol. 1. P. 39-40). Высказывались сомнения в достоверности этих сведений (Rosé. 2008. P. 261-263) (о деятельности О. в Риме подробнее см.: Antonelli. 1950; Hamilton. 1962; Barone. 2004; Rosé. 2008. P. 257-269).

Во время посещений Италии О. установил дружественные отношения с папой Римским и с итал. правителями, что способствовало укреплению авторитета Клюни. Благодаря папским привилегиям аббат Клюни получил возможность возглавлять др. мон-ри. Однако большинство обителей, в к-рых О. занимал должность аббата, не были подчинены Клюни и впосл. не вошли в Клюнийскую конгрегацию. Деятельность О., к-рый стремился восстановить бенедиктинскую уставную дисциплину, оказала большое влияние на развитие западного общежительного монашества (подробнее см. в ст. Клюнийская реформа).

По крайней мере с 936 г. О. стал совершать длительные путешествия и подолгу отсутствовал в Клюни. Вместо него монашеской общиной управлял приор. Вероятно, О., как и Бернон, назначил преемника: в грамоте 941 г. настоятелем мон-ря впервые назван аббат Аймард (Recueil. 1876. Vol. 1. N 524), к-рый возглавил аббатство после кончины святого. Во время последнего посещения Рима О. тяжело заболел и почувствовал приближение кончины. Когда его состояние улучшилось, он отправился в Тур, чтобы умереть рядом с гробницей св. Мартина. Вскоре после дня памяти святого (11 нояб.) О. вновь стало хуже, в октаву праздника он скончался (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. III 12).

А. А. Королёв

Сочинения

Богословские и нравственно-аскетические

Главный труд О., своего рода квинтэссенция нравственных идеалов клюнийской реформы, направленной на обновление зап. монашества и католич. Церкви,- соч. «Собеседования» (Collationes; изд.: PL. 133. Col. 517-638), составленное О. после его рукоположения во пресвитера (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 37) по настоянию Турпиона, еп. Лиможского (ему этот труд и посвящен - Epistola nuncupatoria // PL. 133. Col. 517-520), и клюнийского аббата Бернона. Сочинение написано, вероятно, в 917 или 923 г. Оригинальное название не сохранилось, а принятое в большинстве рукописей либо отсылает к одноименному сочинению прп. Иоанна Кассиана Римлянина, либо подразумевает беседу между О. и еп. Турпионом. По сути «Собеседования» являются патристическим флорилегием (см.: Basset V. Introduction à une étude critique des «Collationes» d'Odon de Cluny: Mémoire de DEA. [Aix-en-Provence], 1999). Сочинение делится на 3 части, в к-рых соответственно раскрываются темы грехопадения и передачи первородного греха, влияния грешников на др. людей, утешения страждущих, особенно когда они видят, что грешники благоденствуют. Большое внимание автор уделяет размышлениям о недостойных священниках и отвечает на вопрос о том, как должны реагировать Церковь и ее предстоятели в тех случаях, если грешниками, нападающими на праведников, оказываются члены церковной иерархии.

Метрическая поэма «Occupatio» (ее заглавие можно толковать как «occupatio mentis» - занятие для ума), написанная дактилическим гекзаметром, вероятно, была создана О. во Флёри. Ввиду большого объема и сложности для восприятия она не получила широкого распространения. Полный текст сохранился в единственной рукописи, разделенной на 2 кодекса: первые 4 книги и 200 последних стихов 7-й книги - в рукописи Paris. Bibl. d'Arsenal. 903. Fol. 1-52, а книги 5-я, 6-я и начало 7-й - в рукописи Paris. Bibl. St.-Geneviève. 2410. Fol. 174-229 (обе рукописи датируются X или XI в.; изд.: Odo. Occup.). Большинство исследователей относят создание сочинения к 917-927 гг. Более позднюю датировку предложил А. Бауманс, к-рый считал его «духовным завещанием» О. (Baumans A. Original Sin, the History of Salvation and the Monastic Ideal of St. Odo of Cluny in his Occupatio // Serta devota in memoriam G. Lourdaux: Pars posterior: Cultura mediaevalis / Ed. W. Verbeke et al. Louvain, 1995. P. 335-357).

«Occupatio» представляет собой размышление (ruminatio) над традиционными для лат. богословской поэзии темами (догмат о Троице, христология, учение о первородном грехе, предопределении, Искуплении, близость Страшного суда и необходимость исправления нравов). Текст соткан из множества библейских цитат (как и в «Собеседованиях», особенно часто цитируются Иова книга, Иеремии пророка книга и Иеремии плач) и демонстрирует хорошее знакомство автора с патристической и каролингской экзегезой, а также с античной поэзией. Исследователи видят в этом произведении влияние школы Ремигия Осерского. Автор несомненно был знаком с сочинениями Иоанна Скотта Эриугены и (через него или непосредственно) с «Ареопагитиками» («О небесной иерархии» и «О божественных именах») (см.: Odo. Occup. I 21-32, 67-68, 75-78, 82-85, 93, 141, 167; II 25, 235; III 1138-1194; IV 90, 325; V 111-112, 378-388).

Поэма выстроена в соответствии с основными этапами Свящ. истории от Сотворения мира до Страшного суда: 1-я книга посвящена теме отпадения диавола и аггелов, 2-я - грехопадению Адама, 3-я и 4-я книги описывают историю человечества до Боговоплощения, в 5-й книге речь идет о Воплощении Логоса, в 6-й - о Страстях Христовых, в 7-й - о рождении Церкви, Страшном суде и торжестве праведников. Согласно О., основной целью христ. жизни является борьба с грехом, а грех происходит от гордыни, к-рая появилась раньше, чем был сотворен человек. Отвержение божественной любви - худшее деяние, которое может совершить тварное существо. О. отвергает идею предопределения ко греху и настаивает на свободной воле человека и произвольном его уклонении ко злу. Гордыня порождает зависть и все др. грехи. Бог не покарал Адама, но из-за гордыни Адама покинул его, так что тот стал подвержен искушениям и одержим желаниями плоти, к-рые олицетворяет Ева. Однако, согласно О., грехопадение не полностью исказило человеческую природу, но лишь сделало ее неуправляемой. Дурные привычки оказываются сильнее врожденных добрых качеств, и, наоборот, следование правильным привычкам способно удерживать человека от падения. Благодаря очищающей силе ветхозаветных наказаний можно было оградить людей от самых сильных искушений, но невозможно было вернуть человеку благодать, поэтому до Воплощения борьба с грехом была безнадежной. Только с приходом в мир Сына Божия появилась сила, способная противостоять греху. Особое внимание О. уделяет противопоставлению «сильных» и «смиренных». «Сильные мира сего» отождествляются с гордецами, потомками Каина, а «смиренные» - с потомками Авеля. Смирение порождает целомудрие и проч. добродетели. Т. о., автор подводит читателя к мысли о том, что монашеский идеал смирения должен стать общечеловеческим, а монашеская община является наилучшим образом устроения общества до того момента, как праведники войдут в небесный Иерусалим.

Согласно Житию, турские каноники попросили О. сделать сокращение (эпитому) «Моралий на Книгу Иова» свт. Григория I Великого (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 20). Если исходить из внутренней хронологии Жития, то О. взялся за этот труд уже после обучения в Париже. Сочинение, подписанное именем О. и озаглавленное «Exceptio in Moralibus Iob», впервые было издано по 3 рукописям в 1617 г. (перепечатано: PL. 133. Col. 105-512). Однако Ф. Редле, опираясь на наблюдения Б. Бишоффа, доказал, что эта эпитома была составлена еще в 1-й пол. IX в. (Rädle F. Studien zu Smaragd von St. Mihiel. Münch., 1974. S. 45-49). Г. Брага отметила, что ошибочная атрибуция О. может восходить к клюнийскому аббату св. Гуго I, к-рый стремился выстроить раннюю историю Клюни (Braga G. Problemi di autenticità per Oddone di Cluny: L'Epitome dei Moralia di Gregorio Magno // Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 1977. Vol. 18. N 2. P. 45-145). Исследовательница предположила, что подлинный труд О. сохранился в рукописи Paris. lat. 2455. Fol. 1-187 (XII-XIII вв.; в колофоне указаны 1210 г. и принадлежность Бернарду Итье (1163-1225), монаху аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе). Судя по методу работы с текстом свт. Григория Великого, О. обращал внимание не столько на толкование конкретной ветхозаветной книги, сколько на рассуждения святителя об общих вопросах нравственности и богословия. Особенно О. интересовали такие темы, как борьба с бесами, типология грехов и страстей, причины отпадения диавола, его постоянные попытки искушать человека, пришествие антихриста и преследование святых в конце времен, а также Бог как Судия и помощь Его ангелов человеку.

Агиографические.

О.- автор Жития св. Геральда Аврилакского (Орийакского) (помимо рукописной традиции об этом свидетельствуют упоминания Адемара Шабанского - Ademari Cabannensis Chronicon. III 25 // Idem. Opera omnia. Turnhout, 1999. Pars 1 / Ed. P. Bourgain. P. 147. (CCCM; 129). Известно не менее 3 редакций Жития Геральда (2 пространные и краткая). С именем О. большинство исследователей связывают 1-е пространное Житие в 4 книгах (BHL, N 3411; изд.: PL. 133. Col. 639-704; новое изд.: Odo. Vita S. Geraldi). После исследования А. Понселе (Poncelet A. La plus ancienne Vie de S. Géraud d'Aurillac († 909) // AnBoll. 1895. T. 14. P. 89-107) именно эта редакция признается оригинальным сочинением, от к-рого зависят все остальные (Bultot-Verleysen A.-M. Le dossier de S. Géraud d'Aurillac // Francia. Sigmaringen, 1995. Bd. 22. N 1. P. 173-206; Eadem. Des miracula inédits de S. Géraud d'Aurillac († 909) // AnBoll. 2000. T. 118. P. 47-141). Тем не менее текст 1-го пространного Жития явно представляет собой развитие первоначального сочинения, т. к. пролог 4-й книги в действительности является заключительной главой 3-й книги (Transitus), в которой повествуется о смерти Геральда. Четвертая книга (Miracula post transitum) посвящена посмертным чудесам св. Геральда.

Пространному Житию предпосланы письмо с посвящением Аймону, аббату мон-ря Сен-Мартен в Тюле (впосл. аббат мон-ря Сен-Марсьяль в Лиможе), и общее предисловие, в к-ром О. объясняет, что составил Житие по просьбам Аймона и его брата Турпиона, еп. Лиможского. Считается, что О. работал над Житием в 927-930 гг. Первое пространное Житие - самый ранний пример почитания нового типа святости, в к-ром монашеская аскеза сочетается с жизнью в миру и обладанием светской властью (впрочем, степень новаторства автора Жития св. Геральда ставится под сомнение ввиду укорененности сочинения в свойственных предшествующей агиографической традиции житийных топосах, подробнее см.: Арнаутова Ю. Е. Caritas св. Геральда: К проблеме авторских интенций в Vita S. Geraldi Одо Клюнийского // Долгое Средневековье: Cб. в честь проф. А. А. Сванидзе. М., 2011. С. 225-256).

Вероятно, до 972 г. (год освящения ц. во имя Геральда в Орийаке) и, возможно при участии самого О., в Клюни была составлена новая редакция пространного Жития в 3 книгах: значительно ослаблены выпады против нерадивых монахов, отсутствует противопоставление плохих клириков хорошим мирянам, подчеркивается мирской характер святости Геральда.

Наибольшую трудность для интерпретации представляет краткое Житие. По мнению большинства исследователей, оно составлено на основе 2 пространных редакций, возможно, до 972 г. в Лиможе (Facciotto P. La «Vita Geraldi» di Oddone di Cluny, un problema aperto // Studi Medievali. Ser. 3. 1992. Vol. 33. P. 243-263). Полного критического издания этой редакции нет. Основная часть (BHL, N 3412) издана по 1 рукописи (с учетом еще 2) (Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saeculo XVI qui asservantur in bibliotheca nationali parisiensi. Brux., 1890. Vol. 2. P. 392-401). Часть «Transitus» (BHL, N 3412a) издана по 1 рукописи, но в сопоставлении с 3-й книгой пространного Жития (Fumagalli V. Note sulla «Vita Geraldi» di Oddone di Cluny // Bull. dell'Istituto Storico italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano. R., 1964. Vol. 76. P. 217-240). Часть «Miracula post transitum» (BHL, N 3413-3414) опубликована с учетом 3 рукописей, но без применения научной критики (Vita S. Geraldi brevior // Bouange G. Histoire de l'abbaye d'Aurillac (894-1789). P., 1899. Vol. 1. P. 361-389).

Амер. исследователь М. Кюфлер, согласившись с тем, что краткое Житие св. Геральда было составлено О., высказал сомнения в его авторстве пространного Жития. Отмечая многочисленные ошибки и анахронизмы, к-рые, по мнению историка, вряд ли мог допустить автор, работавший спустя всего лишь 2 десятилетия после кончины св. Геральда, Кюфлер предположил, что пространное Житие было написано в нач. XI в. в Лиможе, вероятно, Адемаром Шабанским (Kuefler M. S. Dating and Authorship of the Writings about St. Gerald of Aurillac // Viator. Turnhout, 2013. Vol. 44. N 2. P. 49-98). Против этой гипотезы выступил С. Фре (его критика относилась к ранней, франц. версии работы Кюфлера). Он отметил, что лит. связи между пространным Житием и «Собеседованиями», а также схожая экклезиология в пространном Житии и аутентичных сочинениях О. являются достаточными аргументами против пересмотра общепринятой т. зр. на то, что автором пространного Жития был О. (Fray S. L'aristocratie laïque au miroir des récits hagiographiques des pays d'Olt et de Dordogne (Xe-XIe siècles): Diss. P., 2011).

«Житие Григория Турского» (Vita sancti Gregorii Turonensis - BHL, N 3682; изд.: PL. 71. Col. 115-128), несмотря на высказывавшиеся сомнения в правильности атрибуции (Voormann C. Studien zu Odo von Cluny: Diss. Bonn, 1951), в наст. время большинством исследователей признается сочинением О. (Rosé I. La «Vita Gregorii Turonensis» d'Odon de Cluny († 942): Un texte «clunisien»? // Memini: Travaux et documents. Montréal, 2005/2006. Vol. 9/10. P. 191-277). Оно написано или в период, когда он был каноником в Туре, или, что более вероятно, в конце жизни, когда О. возглавил мон-рь св. Иулиана. За основу О. взял автобиографические заметки в сочинениях свт. Григория Турского и поэму Венанция Фортуната. Житие состоит из 26 глав, в к-рых описываются происхождение, жизнь до епископского рукоположения, само рукоположение, служение, чудеса и смерть свт. Григория Турского. Продолжая мысль Венанция Фортуната (Venant. Fort. Carm. 5. 3 // MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 106-107), О. отмечает, что, подобно тому как Бог отправил в разные концы земли апостолов, позднее Он также разделил землю между 3 святыми Григориями: на Востоке был свт. Григорий Назианзин, в Италии - свт. Григорий Великий, а в Галлии - свт. Григорий Турский. На протяжении всего повествования присутствует образ св. Мартина, учеником которого представлен свт. Григорий Турский. В финале помещена похвала св. Мартину.

Гомилетические

Корпус сочинений О. включает 7 проповедей, но в отношении подлинности некоторых высказывались сомнения (Facciotto P. I Sermoni agiografici attribuiti a Oddone di Cluny: Diss. Firenze, 1997). Вероятно, в период между 909 и 942 гг. в день памяти св. Геральда (13 окт.) в Орийаке была произнесена проповедь «Sermo de festivitate sancti Geraldi» (1-е изд.: Bouange G.-M.-F. Histoire de l'abbaye d'Aurillac. P., 1899. Vol. 1. P. 520-528; совр. изд.: Facciotto P. Il «Sermo de festivitate S. Geraldi» di Oddone di Cluny // Hagiographica. Turnhout, 1996. Vol. 3. P. 113-136). В нек-рых рукописях текст проповеди разделен на 9 чтений (lectiones). Ж. Буанж и М. А. Бюльто-Ферлейзен считали, что эта проповедь - самый ранний памятник в составе агиографической традиции св. Геральда. П. Фаччотто, наоборот, полагал, что проповедь является сокращенным изложением пространного Жития Геральда.

Проповедь «Sermo de sancto Benedicto abbate» (изд.: PL. 133. Col. 721-729) относится к числу наиболее известных сочинений О. Проповедь связана с праздником перенесения мощей св. Бенедикта (11 июля) или с октавой этого праздника (18 июля). Об авторстве О. говорится у Аймоина из Флёри (Miracula S. Benedicti. II 4 // Miracles de S. Benoît / Éd. E. de Certain. P., 1858. P. 101) и у Гуго из Флёри (Liber modernorum regum Francorum // MGH. SS. T. 9. P. 382). Эта проповедь была очень популярна и вошла в состав не только клюнийского гомилиария, но и гомилиариев Флёри, Сито и др. конгрегаций, а также агиографических сборников, связанных со св. Бенедиктом и с клюнийскими святыми (Майолем и О.). Проповедь основана на сведениях из «Диалогов» свт. Григория Великого. Вклад О. сводится к сопоставлению св. Бенедикта с Моисеем, а его Устава - с дарованным свыше божественным Законом (Longère J. La prédication sur St. Benoît du Xe au XIIIe siècle // Sous la règle de St. Benoît: Structures monastiques et sociétés en France du Moyen Âge à l'époque moderne. Gen.; P., 1982. P. 433-460). Кроме того, в этой проповеди О. говорит о монахах как о земной армии «небесного императора» св. Бенедикта.

Проповедь «Sermo in cathedra sancti Petri» (изд.: PL. 133. Col. 709-713) посвящена празднику кафедры св. ап. Петра (22 февр.) и представляет собой компиляцию проповедей свт. Льва Великого (прежде всего Tract. 4: Sermo anniversario suae assumptionis). О. подчеркивает «власть ключей», данную Христом ап. Петру, и называет его clavicularius regni. Вероятно, проповедь была составлена для нужд мон-ря Флёри (обычно переписывалась в составе лекционариев и легендариев, связанных с этой обителью), но получила и более широкое распространение в рамках клюнийской конгрегации.

Проповедь «Sermo in translatione sancti Albini» (изд.: Facciotto P. J. Sermoni agiografici. Firenze, 1997. Annexe 2. P. 220-233) написана в аббатстве св. Иулиана в Туре, вероятно, между 937 и 942 гг. в связи со 2-м перенесением мощей св. Альбина, еп. Анже, к-рое праздновалось 25 окт. В основе проповеди - Житие Альбина, написанное Венанцием Фортунатом (BHL, N 234). Проповедь состоит из 3 частей, в к-рых говорится о детстве святого, его монашеской жизни и предстоятельстве. Большое внимание уделяется темам девства, отречения от мира, поста и молитвы. Служение Альбина О. считает ежедневным добровольным мученичеством.

Вопросы об авторстве проповеди «Sermo de combustione basilicae beati Martini» (изд.: PL. 133. Col. 729-749) и о поводе для ее создания остаются дискуссионными. Одни исследователи считают, что речь в ней идет о пожаре в 940 г. в базилике св. Маврикия в Агоне. Другие полагают, что автор вспоминает о пожаре в 903 г. в базилике св. Мартина в Туре. Возможно, поводами для проповеди были получение канониками базилики св. Мартина и послание папы Римского Льва VII в янв. 938 г., связанное с этим событием (Papsturkunden / Hrsg. H. Zimmermann. W., 1984. Bd. 1: 896-996. S. 135-136). На авторство О. указывает близость проповеди с «Собеседованиями»: в обоих сочинениях большое внимание уделяется теме существования зла в мире.

О. приписывается авторство краткой проповеди на праздник в честь св. Мартина - «Sermo in festo Sancti Martini» (изд.: PL. 133. Col. 749-752), однако о ее происхождении сложно сказать что-то определенное. Принято считать, что она была составлена О. в конце жизни.

Проповедь «Sermo in veneratione sanctae Mariae Magdalenae» (изд.: PL. 133. Col. 713-721) часто включалась в легендарии как «Житие Марии Магдалины» (BHL, N 5439-5441). Отрывки из этого сочинения читались в день памяти Марии Магдалины, 22 июля (особенно в северофранц. традиции). Однако, по мнению Д. Йоньи-Пра, авторство этой проповеди не принадлежит О., текст составлен анонимным автором из Везле (Iogna-Prat D. La Madeleine du «Sermo in veneratione sanctæ Mariæ Magdalenæ» attribué à Odon de Cluny // MEFR.MA. 1991/1992. Vol. 104. P. 37-70).

Литургическая поэзия

О. известен как автор антифонов и гимнов (Pothier J. Douze antiennes de St. Odon de Cluny en l'honneur de St. Martin de Tours // Revue du chant grégorien. Grenoble, 1906/1907. Vol. 15. P. 65-73). 12 антифонов (De beato Martino antiphonae XII // PL. 133. Col. 513-514) были составлены по настойчивой просьбе турских каноников (Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 10). Вероятно, О. осуществил этот труд в 937 или 938 г. Антифоны посвящены последним событиям в жизни св. Мартина и его кончине. За основу взяты послания Сульпиция Севера своей матери Бассуле и диак. Аврелию. По словам Иоанна Салернского, эти антифоны исполнялись в Беневенто, однако в беневентских памятниках их следов не обнаружено. Зато они присутствуют в клюнийских бревиариях (Paris. lat. 12601. Fol. 153) и антифонариях (Paris. lat. 12044. Fol. 203v; Roma. Casanat. 54. Fol. 74v-75). Иногда О. ошибочно приписывается авторство антифона «O beatum pontificem» (Corpus Antiphonalium Officii / Ed. R.-J. Hesbert. R., 1968. Vol. 3. N 4002), но он несомненно относится к древнему григорианскому репертуару.

Согласно Житию (PL. 133. Col. 48), О. написал еще 3 гимна св. Мартину (AHMA. T. 50. P. 264-270). Агиограф Иоанн Салернский приводит инципит одного из них, который совпадает с одним из сохранившихся гимнов («Rex Christe, Martini decus» - PL. 133. Col. 515-516). 2 др. гимна («Martine par apostolis» и «Martine iam consul poli» - Ibid. Col. 513-515) отличаются и по форме, и по стилю от 3-го и сохранились в составе лекционариев и бревиариев из базилики Сен-Мартен в Туре (Tours. Bibl. Municip. 1021, XII в.; Ibid. 148, XIV в.). Ж. Мабильон обнаружил еще один гимн, посвященный св. Мартину, возможно составленный О. перед смертью (in extremis compositus) (инципит «Martini renitet en speciosa dies» - PL. 133. Col. 516).

Псевдоэпиграфы

Мн. сочинения, ошибочно приписываемые О., связаны с музыкой (Thomas. 1950. P. 171-180). Ок. 1100 г. Сигиберт из Жамблу, отмечая гимнографический талант О., называл его Odo musicus и утверждал, что он был архикантором в Туре (Sigebertus Gemblacensis. De scriptoribus ecclesiasticis. 124 // PL. 160. Col. 573). Возможно, ошибочная атрибуция связана с тем, что в Клюни был диак. Одон, занимавший должность «magister scholae cantorum» (в 992 - Recueil. 1884. Vol. 3. P. 145), либо О. путали с аббатом Одоном из Ареццо, также жившим в кон. X в. Приписываемый О. «Диалог о музыке» в 18 главах (Gerbert. Scriptores. Vol. 1. P. 252-264), вероятно, был написан в Сев. Италии (скорее всего в окрестностях Милана) (Huglo M. L'auteur du «Dialogue sur la musique» attribué à Odon // Revue de musicologie. P., 1969. T. 55. N 2. P. 119-171; Idem. Un nouveau temoin du «Dialogue sur la musique» du Pseudo-Odon (Troyes. Bibl. municip. 2142) // RHT. 1979. T. 9. P. 299-314). Предпосланный этому трактату пролог (Gerbert. Scriptores. Vol. 1. P. 251-252) имеет иное происхождение и изначально был составлен как пролог к антифонарию (Huglo M. Der Prolog des Odo zugeschrieben «Dialogus de Musica» // Archiv f. Musikwissenschaft. Stuttg., 1971. Bd. 28. S. 134-146). Кроме того, М. Герберт опубликовал целый ряд сочинений по теории музыки (а также об абаке), подписанных именем О., но, по-видимому, созданных не им (Gerbert. Scriptores. Vol. 1. P. 265-303).

А. А. Ткаченко

Почитание

По свидетельству агиографа Нальгода, О. был похоронен в монастырской ц. св. Иулиана (Сен-Жюльен) в Туре (PL. 133. Col. 104). Согласно Мабильону, собравшему немногочисленные сведения о почитании мощей О., его гробница находилась в крипте храма, близ гробницы архиеп. Теотолона. В 1407 г. мощи святого поместили в новую раку. По-видимому, реликвии были утрачены в 1562 г., когда гугеноты захватили Тур и разграбили городские храмы. В XVII в. в аббатстве Сен-Жюльен хранилась лишь кость ноги святого. По мнению Мабильона, в эпоху религ. войн мощи О. были перенесены в Л'Иль-Журден (совр. деп. Жер), где впосл. их поместили в коллегиальную ц. св. Мартина (PL. 133. Col. 33-37; Bourg. 1905. P. 205-209). Частицы мощей святого хранятся в ц. св. Геральда в Орийаке (происходят из аббатства Клюни) и в аббатстве Солем.

В аббатстве Клюни распространению почитания О. долгое время не придавали значения. В описании монастырского богослужения в «Liber tramitis» (1-я пол. XI в.) память О., перенесенная на 19 нояб. из-за совпадения с октавой праздника св. Мартина, отмечена общей службой исповеднику с 12 чтениями (Consuetudines monasticae / Ed. B. Albers. Stuttg., 1900. Vol. 1: Consuetudines Farfenses. P. 129; см.: Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 58-59). Больше внимания образу О. стали уделять во 2-й пол. XI в. В сборнике клюнийских «обычаев» мон. Ульриха упоминаются дни памяти св. аббатов О., Майоля и Одилона, хотя поминовение О. совершалось менее торжественно, чем поминовение его преемников (PL. 149. Col. 650, 655). В грамоте папы Римского Урбана II (1095) вместе с ранее существовавшими капеллами во имя святых Майоля и Одилона в Клюни впервые упоминается капелла во имя О. (Jaffé. RPR. N 5583; PL. 151. Col. 410). В связи с возросшим интересом к ранней истории Клюни по указанию аббата Гуго I были составлены новые редакции Жития О. (Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 60-61). Впосл. О. стали рассматривать как основоположника Клюнийской конгрегации, «первого отца клюнийского чина» (Petr. Venerab. Ep. Vol. 1. P. 390-391; ср.: PL. 133. Col. 85). Основанию Клюни и деятельности первых аббатов уделено особое внимание в кратком Житии О., составленном Нальгодом по указанию аббата Петра Достопочтенного (1122-1156) (см.: Iogna-Prat. La geste des origines. 2002. P. 194-200). В 1117 г. клюнийский аббат Понтий (Понс из Мельгея) во время паломничества в Тур побывал у гробницы О. и совершил торжественное богослужение в монастырской церкви. С XII в. клюнийцы почитали О. среди 4 св. аббатов - «начальников и наставников их чина» (вместе с Майолем, Одилоном и Гуго) (Bernard. Clar. Apol. IX 23). Тем не менее поминовение О. указано не во всех клюнийских богослужебных книгах (см.: Étaix R. Le lectionnaire de l'office à Cluny // RechAug. 1976. T. 11. N 190. P. 129). В Миссале Клюнийской конгрегации память святого со статусом «festivitas major» (в Клюни - «solennitas major») значится под 18 нояб. (Missale monasticum ad usum sacri ordinis Cluniacensis. P., 1733. P. 456). Под этим же числом поминовение О. внесено в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 530-532; MartRom. (Vat.). P. 596).

А. А. Королёв
Соч.: PL. 133. Col. 105-816; Bibliotheca Cluniacensis / Ed. M. Marrier, A. Quercetanus. Matiscone, 1915r. Col. 63-264; Occupatio / Ed. A. Swoboda. Lpz., 1900; Vita S. Geraldi Auriliacensis / Éd. A.-M. Bultot-Verleysen. Brux., 2009. (SH; 89).
Ист.: BHL, N 6292-6299; ActaSS. Bened. 5. P. 150-199; Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis // PL. 133. Col. 43-86; PL. 133. Col. 9-104, 837-858; Recueil des chartes de l'abbaye de Cluny / Éd. A. Bernard, A. Bruel. P., 1876. Vol. 1: 802-954; 1884. Vol. 3: 987-1027; Bibliotheca Cluniacensis. Matiscone, 1915r. Col. 13-62; St. Odo of Cluny: Being the Life of St. Odo of Cluny by John of Salerno and the Life of St. Gerald of Aurillac by St. Odo / Transl. G. Sitwell. L., 1958; Fini M. L. L'editio minor della «Vita» di Oddone di Cluny e gli apporti dell'Humillimus: Testo critico e nuovi orientamenti // L'Archiginnasio. Bologna, 1968/1970. Vol. 63/65. P. 132-259; eadem. Studio sulla «Vita Odonis reformata» di Nalgodo: Il «fragmentum mutilum» del codice latino N. A. 1496 della Biblioth. nationale di Parigi // Rendiconto dell'Accademia di scienze dell'Istituto di Bologna. Cl. di scienze morali. Bologna, 1974/1975. Vol. 63. N 2. P. 33-147; Les plus anciens documents originaux de l'abbaye de Cluny / Éd. H. Atsma et al. Turnhout, 1997. Vol. 1.
Лит.: Sackur E. Zur Vita Odonis abbatis Cluniacensis auctore Ioanne // NA. 1890. Bd. 15. S. 105-116; idem. Die Cluniazenser in ihrer kirchlichen und allgemeingeschichtlichen Wirksamkeit. Halle, 1892-1894. 2 Bde; Bourg A., du. St. Odon (879-942). P., 1905; Hessel A. Odo von Cluny und das französische Kulturproblem // Hist. Zschr. 1923. Bd. 128. S. 1-25; Chaume M. En marge de l'histoire de Cluny // Revue Mabillon. P., 1939. T. 29. P. 41-61; 1940. T. 30. P. 33-62; Antonelli G. L'opera di Odone di Cluny in Italia // Benedictina. R., 1950. Vol. 4. P. 19-40; À Cluny: Congrès scientifique, fêtes et cérémonies liturgiques en l'honneur des saints abbés Odon et Odilon (Cluny, 9-11 juillet 1949). Dijon, 1950; Chagny A. Jean l'Italien, biographe de St. Odon // Ibid. P. 121-129; Laporte J. St. Odon, disciple de St. Grégoire le Grand // Ibid. P. 138-143; Leclercq J. L'idéal monastique de St. Odon d'après ses œuvres // Ibid. P. 227-232; Thomas P. St. Odon de Cluny et son œuvre musicale // Ibid. P. 171-180; Wollasch J. Mönchtum, Königtum, Adel und Klöster im Berry während des 10. Jh. // Neue Forsch. über Cluny und die Cluniacenser / Hrsg. G. Tellenbach. Freiburg i. Br., 1959. S. 17-165; Arnaldi G. La «Vita Odonis» di Giovanni Romano e la spiritualità cluniacense // Spiritualità cluniacense. Todi, 1960. P. 245-249; Hamilton B. F. The Monastic Revival in 10th-Cent. Rome // StMon. 1962. Vol. 4. P. 35-68; Oury G. M. Le reconstruction monastique dans l'Ouest: L'abbé Gauzbert de St.-Julien de Tours (v. 990-1007) // Revue Mabillon. 1964. T. 54. P. 69-124; Hourlier J. Oddone, abate di Cluny // BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1101-1104; Rosenwein B. H. St. Odo's St. Martin // JMedH. 1978. Vol. 4. P. 317-331; eadem. Rhinoceros Bound: Cluny in the 10th Century. Phil., 1982; Ziolkowski J. The Occupatio by Odo of Cluny: A Poetic Manifesto of Monasticism in the 10th Century // Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1989/1990. Bd. 24/25. S. 559-567; Lauranson-Rosaz C. Les origines d'Odon de Cluny // Cah. Civ. Med. 1994. Vol. 37. P. 255-270; Atsma H., Vezin J. Cluny et Tours au Xe siècle: Aspects diplomatiques, paléographiques et hagiographiques // Die Cluniazenser in ihrem politisch-sozialen Umfeld / Hrsg. G. Constable et al. Münster, 1998. S. 121-132; Poeck D. Cluniacensis Ecclesia: Die cluniacensische Klosterverband (10.-12. Jh.). Münch., 1998; Cochelin I. Quête de liberté et récriture des origines: Odon et les portraits corrigés de Baume, Géraud et Guillaume // Guerriers et moines: Conversion et sainteté aristocratiques dans l'Occident médiéval (IXe-XIIe siècle) / Éd. M. Lauwers. Antibes, 2002. P. 183-215; Iogna-Prat D. La geste des origines dans l'historiographie clunisienne des XIe et XIIe siècles // Idem. Études clunisiennes. P., 2002. P. 161-200; idem. Panorama de l'hagiographie abbatiale clunisienne // Ibid. P. 35-73; Barone G. Gorze e Cluny a Roma // Retour aux sources: Textes, études et documents d'histoire médiévale offerts à M. Parisse / Éd. S. Gouguenheim. P., 2004. P. 583-590; Jones C. A. Monastic Identity and Sodomitic Danger in the «Occupatio» by Odo of Cluny // Speculum. Camb. (Mass.), 2007. Vol. 82. P. 1-53; Rosé I. Construire une société seigneuriale: Itinéraire et ecclésiologie de l'abbé Odon de Cluny (fin du IXe - milieu du Xe siècle). Turnhout, 2008; Constable G. Cluny in the Monastic World of the 10th Cent. // Idem. The Abbey of Cluny: A Collection of Essays to Mark the Eleven-Hundredth Anniversary of Its Foundation. Münster, 2010. P. 43-80; Fray S. Le véritable fondateur de St.-Géraud d'Aurillac: Odon ou Géraud? // Revue de la Haute-Auvergne. Aurillac, 2010. Vol. 72. P. 23-45.
А. А. Королёв, А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Аббаты (см. также - Настоятели Монастырей Римско-Католической Церкви) Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Церковные писатели (X -XV вв.) Клюнийская реформа, движение обновления западноевропеймкого монашества в X-XII вв., связанное с монастырем Клюни Одон (ок. 880 - 942), святой (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат монастыря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы
См.также:
ВИЛЬГЕЛЬМ (962-1031), аббат мон-ря Сен-Бенинь (Дижон, Франция), св. (пам. зап. 1 янв.)
ПЕТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (1092/94-1156), блж. Римско-католической Церкви (пам. 5 нояб.), 9-й аббат Клюни (с 1122), влиятельный церковный и политический деятель, богослов, церковный писатель
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВИТ (сер. V в. – 530), аббат Миси, прп. (пам. зап. 17 июня)
АДАМНАН (ок. 624 - 704), 9-й аббат мон-ря св. Ионы, прп. (пам. зап. 23 сент.)
АДЕЛЬГЕЙДА (ок. 931-999), св. (пам. зап. 16 дек.)
АДЕЛЬФ († ок. 670), аббат Ремиремонта, св. (пам. зап. 11 сент.)
АЙМАРД († 963 или 965), настоятель мон-ря Клюни, прп. (пам. зап. 5 окт.)
АЛЬТО († 760), уроженец Ирландии, настоятель мон-ря, прп. (пам. зап. 9 февр.)
АМВРОСИЙ АУТПЕРТ († 784) , аббат и писатель, богослов, св. (пам. зап. 19 июля)
АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)
АРЕДИЙ († 591), аббат Аттанский, прп. (пам. зап. 25 авг.)