Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ
52, С. 462-464 опубликовано: 28 мая 2023г.


ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ

Саркофаг блж. Одорика в ц. Беата-Верджине-дель-Кармине в Удине, Италия. 1771 г.
Саркофаг блж. Одорика в ц. Беата-Верджине-дель-Кармине в Удине, Италия. 1771 г.

Саркофаг блж. Одорика в ц. Беата-Верджине-дель-Кармине в Удине, Италия. 1771 г.

[Одорико да Порденоне; лат. Odoricus de Portu Naonis; итал. Odorico da Pordenone] († 14.01.1331, Удине, Италия), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке.

Источники

Основной источник сведений о жизни О. из П.- его соч. «Донесение о чудесах у восточных татар» (Relatio de mirabilibus orientalium Tartarorum; также известно как «Описание путешествия» (Itinerarium)), к-рое он, будучи уже тяжелобольным, в мае 1330 г. продиктовал на латыни мон. Гульельмо из Соланьи в конвенте св. Антония в Падуе (Relatio. 2016. Р. 4-5, 104; также см.: Reichert. 1992. S. 165-166). Считается, что мон. Гульельмо почти не редактировал записанный под диктовку рассказ О. из П. (sicut ipse ore proprio exprimebat, sic ergo scribebam; см.: Andreose. 2007. P. 469-487): в нем нередко нарушена хронологическая последовательность событий, имена и названия вост. местностей часто искажены до неузнаваемости, встречаются и др. признаки записи устной речи (Reichert. 1992. S. 148-149). «Донесение...» не всегда достоверно: О. из П. часто верил своим информантам «на слово», есть сведения легендарного и фантастического характера (Свет. 1968. С. 113). Тем не менее францисканец обладал и незаурядной наблюдательностью. Так, он довольно точно описал особенности родового строя племен батаку и минангкабау на Суматре, привел ценные сведения о народах Юж. и Вост. Азии (Там же. С. 114-115).

В 1331 г. в Авиньоне чеш. францисканец Генрих Глацкий сделал 1-ю копию с рукописи «Донесения...» и к 1340 г. закончил одну из самых ранних редакций этого сочинения (Relatio. 2016. Р. 5; также см.: Di Palma. 2005). Самые ранние сохранившиеся рукописи «Донесения...» датируются 40-70-ми гг. XIV в. (Relatio. 2016. Р. 5). Во 2-й пол. XIV-XV в. сочинение О. из П. получило широкую известность, во многом из-за внимания рассказчика к деталям в описании дальних земель и их жителей. И если сначала «Донесение...» распространялось в основном среди францисканцев, то к XV в. оно приобрело популярность и как развлекательное чтение у знати и горожан (Свет. 1968. С. 115-116). Известно о 15 основных редакциях лат. версии сочинения О. из П., помимо них имело хождение и множество рукописных копий с менее значительными изменениями. В сер.- 2-й пол. XIV в. «Донесение...» перевели на итал., франц. и нем. языки, причем переводчики часто дополняли и изменяли текст в соответствии с региональными пристрастиями и со вкусами читателей. Тем же временем датируются первые версии сочинения О. из П. на вольгаре (Monaco. 1979. P. 179-219). В 30-50-х гг. XIV в. появились переводы на франц. язык Жана де Винье (изд.: Jean de Vignay. 1990) и бенедиктинца Жана Ле Лонга (изд.: Le voyage en Asie... trad. par Jean Le Long. 2010), а нем. перевод Конрада Штекеля из Тегернзе, законченный 26 июня 1359 г. (изд.: Konrad Steckels deutsche Übertragung. 1968), получил распространение в Юж. Германии и Австрии (см.: Marchisio. 2011; еще один перевод на нем. яз. известен лишь по одному фрагменту: Gröchenig. 1988). Позднее появились переложения сочинения О. из П. на кастильский (изд.: Los viajes. 2007) и гэльский (изд.: Ffordd y Brawd Odrig. 1929) языки. Первое печатное издание «Донесения...» вышло в свет в 1513 г. (репринт с комментарием и итал. пер.- De rebus incognitis. 1986).

В XVI-XX вв. текст О. из П. неоднократно (в разных версиях) издавался по 24 рукописям, мн. манускрипты на народных языках еще не опубликованы (список см.: De rebus incognitis. 1986. Р. 18-19; также см.: Reichert. 1992. S. 171-173; O'Doherty. 2013. P. 99-199).

Рецепции произведения О. из П. способствовал позднесредневековый англ. писатель Джон Мандевиль († 1372), который никогда не был в Азии, но заимствовал у О. из П. мн. пассажи и эпизоды (без к.-л. ссылок на него), изложив их в своей книге как собственный опыт (см.: Die Reise. 1987. S. 15-16; O'Doherty. 2013. P. 212-214). Сочинение О. из П. использовалось, вероятно, при составлении мн. позднесредневек. карт, в частности Каталонского атласа (1375) и карты венецианца Фра Мауро (Свет. 1968. С. 117).

Др. источник сведений о жизни О. из П.- его Житие, написанное в 1369-1373 гг. францисканцем Арнальдо из Серрано в составе орденской хроники (Vita. 1897; об авторе см.: Dolso. 2003. P. 28, 31-32). Значимость Жития для изучения биографии О. из П. невелика, однако в этом сочинении имеются важные сведения о его почитании.

Жизнь

Род., вероятно, в г. Вилланова (близ г. Порденоне), в обл. Фриули. Дата рождения неизвестна. Согласно Житию, О. из П. еще юношей вступил во францисканский конвент в Удине. Он практиковал строгую аскезу, неск. лет прожил в уединении в лесу, а перед путешествием в Китай совершил паломничество на Св. землю (Vita. 1897. Р. 499-500). О. из П. знал неск. вост. языков (некоторыми из них он овладел, по-видимому, в ходе путешествия): известно, что он знал арм. язык, в его «Донесении...» встречаются также тур., монг. и персид. слова, но он вряд ли был знаком с монг. или кит. языками на уровне, достаточном для общения без переводчика (Reichert. 1992. S. 120-121). В кон. XX в. в результате архивных изысканий была уточнена дата начала путешествия О. из П.: миссионер отправился на Восток не между 1314 и 1316 гг., как считалось ранее, а неск. годами позднее: в одном из нотариальных актов из архива г. Удине от 24 марта 1317 г. упоминается «frater Odoricus de Portunaone» (De rebus incognitis. 1986. Р. 133; Tilatti. 2004. P. 17-19), а 11 июля 1318 г. нотарий Гульельмо да Чивидале засвидетельствовал присутствие «frater Odoric de Portunahonis» в Портогруаро (Gianni. 2001. P. 268; Tilatti. 2004. P. 21-22). Исходя из этого, исследователи считают, что О. из П. отправился в путь скорее всего во 2-й пол. 1318 или даже в нач. 1319 г. Его сопровождал собрат по францисканскому ордену Иоанн из Ирландии и, может быть, еще один спутник, имя к-рого осталось неизвестно (Vita. 1897. P. 503; Golubovich. 1919. P. 393-394; Свет. 1968. С. 112; Tilatti. 2004. P. 41, 44-45, 80).

Морским путем через К-поль О. из П. прибыл в Трапезунд. Затем его путь лежал по суше в Вел. Армению и горный Эрзурум. В «Донесении...» О. из П. отмечал, что проходил мимо горы, на к-рой некогда стоял Ноев ковчег; подняться на гору ему не удалось из-за нежелания его спутников ждать его (Relatio. 2016. P. 119-122). Следующим пунктом его путешествия стал Тебриз - один из богатейших вост. городов на Великом шелковом пути. Богатство этого города О. из П. связывал помимо прочего с близлежащими соляными копями. В Султании францисканец отметил холодный климат и хорошую воду. Дальнейшее путешествие О. из П. проходило по торговым путям через Персию: сначала он побывал в Кашане, откуда, по преданию, в Иерусалим прибыли волхвы (Brincken. 1973. S. 416), а затем прошел через Йезд, Лурестан, Багдад (недалеко, по его словам, от Вавилонской башни) до Ормуза на берегу Персидского зал. (Relatio. 2016. P. 123-128). Издатели «Донесения...» и исследователи полагают, что в Месопотамии О. из П. задержался с миссионерскими целями, хотя сам он об этом не упоминает (Wyngaert. 1929. P. 382; Memoriale Toscano. 1990. P. 38-39). Выйдя из Ормуза, О. из П. переправился по морю в Индию и за 28 дней достиг Тханы близ Бомбея (Relatio. 2016. P. 128-129; эта часть пути датируется 1321-1322, см.: Свет. 1968. С. 111). На о-ве Солсетт им были найдены останки принявших мученическую смерть францисканцев Фомы Толентинского, Иакова Падуанского, Деметрия Тифлисского и Петра Сиенского (после религ. диспута католич. миссионеры по приказанию местного мусульм. кади были подвергнуты пыткам и обезглавлены (9 и 11 апр. 1321)). В поисках останков христ. мучеников О. из П. помогал переводчик Деметрий (грузин или армянин), ранее сопровождавший 4 францисканцев в их миссии (Brincken. 1973. S. 120). Собрав мощи мучеников и завернув их в красивую ткань, О. из П. взял их с собой, чтобы похоронить ближе к одной из францисканских миссий. Подробный рассказ о мучениках-францисканцах занимает значительную часть «Донесения...» (Relatio. 2016. P. 130-152; см.: Münkler. 2000. S. 98-100). После этого миссионер направился на вост. побережье Индии, в города Малабар, Коллам, Майлапур, затем достиг островов Суматра и Ява в Индонезии. В путешествии О. из П. основное внимание уделял христ. топографии: так, напр., в Малабаре он посетил принадлежавший несторианам храм, в к-ром покоились останки ап. Фомы (Relatio. 2016. P. 156). В то же время при описании своих странствий по Индостану католический миссионер неоднократно негативно отзывался о христианах-несторианах, называя их еретиками (см.: Brincken. 1973. S. 318, 342). О. из П. подробно описывал вост. пряности - перец, мускатные орехи, кардамон и др., рассказывал об обычаях местных жителей, их внешнем виде и занятиях. Из Индонезии он направился в королевство Чампа (Тьямпа) в Дайвьете (Relatio. 2016. P. 152-170) и далее в Китай. Первым кит. городом, к-рый он посетил и описал, был Кантон (Гуанчжоу) (Ibid. P. 180-181); далее миссионер поехал на север страны, в Фучжоу, Ханчжоу и Цюаньчжоу; в Цюаньчжоу он захоронил мощи мучеников из Тханы (Ibid. P. 182-191). Оказавшись в Нанкине, О. из П. направился в Янчжоу и между 1324 и 1325 гг. достиг Ханбалыка - столицы вел. хана Есуна-Тэмура. При ханском дворе он встретил др. францисканцев, в т. ч. архиеп. Иоанна из Монтекорвино. О. из П. пробыл в Ханбалыке 3 года. Описанию Китая посвящены главы 16-22 его сочинения (Ibid. P. 196-214). Предположительно в 1329 или 1330 г. О. из П. отправился в обратный путь. Хотя в «Донесении...» он привел нек-рые сведения о Тибете, очень вероятно, что там он никогда не был и лишь изложил информацию, полученную от других (Relatio. 2016. P. 214; см.: Laufer. 1914. P. 405-418; Reichert. 1989. S. 183-193). Через Тянь-Шань и Сев. Персию миссионер попал в Хорасан, и уже в мае 1330 г. он находился в конвенте св. Антония в Падуе.

В «Донесении...» О. из П. не рассказывал о своей миссионерской деятельности и не указывал, сколько человек были обращены им за время путешествия в христианство; приведенное в Житии число 20 тыс. чел. (Vita. 1897. P. 500), по-видимому, сильно преувеличено. Спустя неск. месяцев после возвращения францисканец отправился в Авиньон, чтобы испросить у папы Иоанна XXII (1316-1334) новое разрешение на создание большой францисканской миссии на Востоке. Доехав до Пизы, он тяжело заболел и вынужден был вернуться в Падую. О. из П. скончался в г. Удине. Как показало совр. освидетельствование мощей, причина смерти - сердечно-легочная недостаточность (Tilatti. 2004. P. 29).

В мае 1332 г. останки О. из П. были перезахоронены в церкви францисканцев в Удине; на средства городской общины венецианец Филиппо ди Санкти выполнил скульптурный саркофаг. В 1771 г. саркофаг установили в боковой капелле ц. Пресв. Девы Марии (Беата-Верджине-дель-Кармине) в Удине, где он находится и в наст. время (Reichert. 1992. S. 213).

Почитание

Почитание О. из П. началось сразу после его смерти. С 14 янв. по 6 февр. 1331 г. нотарий г. Удине засвидетельствовал 37 случаев чудесного исцеления (избавления от слепоты, онемения членов и др.) у тела почившего католич. миссионера (Tilatti. 2004. Р. 30-31, 55-56). В описании чудес и оформлении почитания О. из П. активное участие принимал патриарх Аквилейский Пагано делла Торре. 29 мая 1331 г. он поручил нотарию и 2 уважаемым горожанам из Удине собрать свидетельства чудес О. из П. и тем самым начать подготовку к его канонизации (Reichert. 1992. S. 212-213, Anm. 92; Tilatti. 2004. P. 31-51). По итогам проведенных расследований (инквизиторы совершили неск. поездок по Сев.-Вост. Италии и Истрии) было описано 27 случаев исцеления у могилы О. из П. (Liber miraculorum; изд.: Tilatti. 2004. P. 91-158). Собранные документы составили досье для канонизации. Однако папа Иоанн XXII отклонил прошение о причислении О. из П. к лику святых: его почитание в ордене францисканцев, в родных местах, а позднее и во мн. регионах Зап. Европы оставалось официально не признанным. Тем не менее уже в кон. 1335 г. имя О. из П. было включено в один из «Перечней святых» (Catalogus sanctorum), причем там упоминались как сотворенные им при жизни, так и посмертные чудеса (In Utino frater Odoricus, qui inter infideles vivens multa miracula fecit et modo post mortem miraculis coruscat - Tilatti. 2004. P. 10-11. N 5).

Самым ранним лит. свидетельством почитания О. из П. как миссионера служит историческое сочинение аббата Иоанна († 1345 или 1347) из цистерцианского мон-ря св. Викторина в Клагенфурте (Reichert. 1992. S. 214). Впосл. биографические и агиографические сообщения об О. из П. встречаются у др. хронистов и историков (список см.: Tilatti. 2004. P. 13). В Житии О. из П. описаны совершённые им при жизни исцеления больных и др. чудеса, а также его видения (Vita. 1897. P. 499-504). В кон. XV в. Джакомо Одди из Перуджи перевел Житие на итальянский язык (Reichert. 1992. S. 216).

В позднее средневековье О. из П. почитался как святой, паломники приходили к его саркофагу не только из соседних областей, но и из более отдаленных регионов Европы (Ibid. S. 213). 7 сент. 1448 г. францисканец Альберто из Удине завершил сочинение о смерти и погребении О. из П. (De transitu felicis recordationis benedicti et sanscti fratris Odorici; изд.: Tilatti. 2004. P. 159-161), где нашло отражение распространение почитания миссионера на южнослав. и герм. землях (tota Sclavonia et etiam Teutonia incipiebant venire). В 1520 г. в приходской ц. св. Ульдерико в Вилланове была установлена статуя О. из П. работы Дж. А. Пилакорте (Reichert. 1987. S. 8).

В 1755 г. папа Римский Бенедикт XIV причислил О. из П. к лику блаженных Римско-католической Церкви, в 2002 г. был начат процесс его канонизации (Le voyage en Asie. 2010. P. XVI).

Соч.: Ffordd y Brawd Odrig: O Lawysgrif Llanstephan 2 / Ed. S. J. Williams. Caerdydd, 1929; Вост. земель описание, исполненное братом Одорико / Пер.: Я. М. Свет // Свет Я. М. После Марко Поло: Путешествия зап. чужеземцев в страны трех Индий. М., 1968. С. 170-195; Konrad Steckels deutsche Übertragung der Reise nach China des Odorico de Pordenone / Hrsg. G. Strasmann. B., 1968; De rebus incognitis: Odorico da Pordenone nella prima edizione a stampa del 1513 / A cura L. Monaco, G. C. Testa. Pordenone, 1986; Die Reise des seligen Odorich von Pordenone nach Indien und China / Hrsg. F. Reichert. Hdlb., 1987; Jean de Vignay. Les merveilles de la Terre d'Outremer / Ed. D. Trotter. Exeter, 1990; Memoriale Toscano: Viaggio in India e Cina (1318-1330) / Ed. L. Monaco. Alessandria, 1990. (Oltramare; 5); Libro delle nuove e strane e meravigliose cose / Ed. A. Andreose. Padova, 2000; Los viajes a Oriente / Ed. E. Popeanga. Bucur., 2007; Le voyage en Asie... trad. par J. Le Long, OSB: Itineraire de la peregrinacion et du voyaige (1351) / Éd. crit. A. Andreose, Ph. Ménard. Gen., 2010 (Библиогр.: Р. CLXXXI-ССV); Relatio de mirabilibus orientalium Tatarorum / Ed. crit. a cura di A. Marchisio. Firenze, 2016.
Ист.: Vita fratris Odorici de Udino // Analecta Franciscana sive chronica aliaque varia documenta ad historiam fratrum minorum spectantia. Quaracchi, 1897. T. 3: Chronica XXIV generalium ordinis minorum. P. 499-504; Wyngaert A., van den. Sinica franciscana. Quaracchi; Firenze, 1929. Vol. 1: Itinera et relationes fratrum minorum saeculi XIII et XIV. P. 379-495.
Лит.: Laufer B. Was Odoric of Pordenone ever in Tibet? // T'oung Pao. Leiden, 1914. Vol. 15. P. 405-418; Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra santa e dell'Oriente francescano. Quaracchi, 1919. T. 3. P. 374-393; Свет Я. М. Путешествие на Дальний Восток Одорико де Порденоне // Он же. После Марко Поло: Путешествия зап. чужеземцев в страны трех Индий. М., 1968. С. 109-117; Brincken A.-D., von den. Die «Nationes Christianorum Orientalium» im Verständnis der Lateinischen Historiographie: Von der Mitte des 12. bis in die zweite Hälfte des 14. Jh. Köln, 1973. (Kölner hist. Abhandl.; 22); idem. Odorich // LTK. 19983. Bd. 7. Sp. 980; Monaco L. I volgarizzamenti italiani della relazione di Odorico da Pordenone // Studi mediolatini e volgari. Pisa, 1979. T. 26. Р. 179-226; Odorico da Pordenone e la Cina: Atti del conv. storico intern. (Pordenone, 28-29 maggio 1982) / A cura di G. Melis. Pordenone, 1983; Reichert F. Eine unbekannte Version der Asienreise Odorichs von Pordenone // DA. 1987. Bd. 43. S. 531-573; idem. Odorico da Pordenone über Tibet // AFH. 1989. Vol. 82. S. 183-193; idem. Begegnungen mit China: Die Entdeckung Ostasiens im Mittelalter. Sigmaringen, 1992. (BGQMA; 15); Gröchenig H. Ein Fragment einer deutschen Übersetzung des Chinareiseberichtes von Oderico de Pordenone // FS f. I. Reiffenstein / Hrsg. K. Stein u. a. Göppingen, 1988. S. 565-572; Jandesek R. Odoricus von Pordenone // LexMA. Bd. 6. Sp. 1362-1363; Münkler M. Erfahrung des Fremden: Die Beschreibung Ostasiens in den Augenzeugenberichten des 13. und 14. Jh. B., 2000; Gianni L. Le note di Guglielmo da Cividale, 1314-1323. Udine, 2001; Dolso M. T. La Chronica XIV generalium // Il difficile percorso dell'unità nella storia franciscana. Padova, 2003; Beltrami С. А. Beato Odorico da Pordenone // Atti della ricognizione scientifica del corpo del Beato Odorico da Pordenone. Padova, 2004. P. 523-527; Tilatti A. Odorico da Pordenone: Vita e miracula. Padova, 2004 (Idem // Atti della ricognizione scientifica del corpo del Beato Odorico da Pordenone. Padova, 2004. P. 313-474); Di Palma E. La redazione di Enrico di Glatz e la Recensio Germanica della Relatio di Odorico da Pordenone: Diss. Udine, 2005; Andreose A. Oralità e scrittura nella genesi della Relatio di Odorico da Pordenone: Ipotesi sulla composizione e sulla prima circolazione del capitolo «De reverentia Magni Chanis» // «L'ornato parlare»: Studi di filologia e letterature romanze per F. Brugnolo / Ed. G. Peron. Padova, 2007. P. 469-487; Marchisio A. Il volgarizzamento tedesco della Relatio di Odorico da Pordenone e il suo modello latino // Filologia mediolatina. Spoleto, 2011. Vol. 18. P. 305-358; O'Doherty M. The Indies and the Medieval West: Thought, Report, Imagination. Turnhout, 2013.
Г. И. Борисов
Ключевые слова:
Блаженные Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Миссионеры Римско-католической Церкви Францисканцы Одорик из Порденоне [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блаженный Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католический миссионер на Востоке
См.также:
АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО (ок. 1248-1309), визионерка, блж. католич. Церкви (пам. зап. 4 янв.)
ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.)
ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли] (ок. 1208 - 1289), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг.
КОЛЬБЕ Максимилиан Мария (мирское имя - Раймунд) (8.01.1894 - 14.08.1941), святой Римско-католической Церкви (пам. 14 авг.), францисканец-конвентуал, католический миссионер
АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер
АНДРЕЙ ИЗ ЛОНЖЮМО (Ɨ после 1270), франц. монах-францисканец
АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)
АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня)
БАТО (IX в.), исп. монах тирольского мон-ря Иннихен (пам. зап. 31 июля)
БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ (1380 - 1444), католич. св. (пам. 20 мая)