Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОДЕССКАЯ МИНЕЯ
52, С. 405-406 опубликовано: 26 мая 2023г.


ОДЕССКАЯ МИНЕЯ

(2-я Минея В. И. Григоровича, в болг. лит-ре -Добрианова 2-я Минея), среднеболг. пергаменная рукопись (ОГНБ. № 1/5) кон. XIII или нач. XIV в. (276 листов форматом 20,3×13). Содержит неполную Минею Праздничную особого состава на янв.-март (начинается с конца текста службы мц. Ксении 24 янв.), 30 апр. и май-авг. со стихирарем на апр. Л. 44-46, 49-51 являются палимпсестом по смытому греческому унциальному письму Евангелия-апракос X в. Число писцов, работавших над созданием О. М., по предположениям исследователей, колеблется от 2 до 4 чел. Первый из них, вероятно (сопоставление почерков не проводилось), является Добрианом (см.: Добриан Многогрешный). Заголовки выполнены киноварной вязью сложного рисунка, близкой к вязи в болг. «Златоусте» XIV в., обнаруженном В. Ягичем. Встречаются надстрочные знаки муз. нотации (фита). Орфография кодекса восточноболгарская, но написан он был, по всей видимости, на Афоне.

О. м. была найдена Григоровичем в кон. 1844 г. в больнице афонского мон-ря Зограф и в 1864 г. передана в б-ку Новороссийского ун-та. Исследователь полагал, что О. М. составляет комплект с Добриановой Минеей. Эта т. зр. получила распространение в болг. лит-ре, но не была признана в советской и современной российской по той причине, что в палеографических альбомах (Лавров. 1916; Десподова, Славева. 1988) публиковались образцы лишь 2-го почерка, не похожего на почерк Добриана. О. М. является не продолжением Добриановой Минеи, а дополнением к ней, приближающим ее по составу к Минее Служебной. Кодексы между собой связывают и приписки, выполненные одним почерком (возможно, писца «Златоуста» Ягича), и близкий формат. Несомненно, О. М. моложе Добриановой Минеи.

Минея содержит ряд редких текстов, делающих ее важным источником по истории слав. гимнографии. К ним относятся древнейшие службы и их части, созданные учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия, напр.: стихиры Мефодию равноап. Климента Охридского (Григорович. 1865), также включенные в службу ему в серб. Минее Служебной рубежа XIII и XIV вв. (ГИМ. Хлуд. 156); службы на перенесение мощей первомч. Стефана и папе Стефану I того же автора (Йовчева. 2001); служба мч. Александру Римскому, не имеющая акростиха, по всей видимости не являющаяся переводом с греч. языка. Из служб святым, мощи к-рых были перенесены в Тырново в эпоху 2-го Болгарского царства, в О. М. помещены последования прп. Филофее Тырновской, а также на успение прп. Иоанна Рильского (переводное, сочинение Георгия Скилицы). Также О. М. включает службы и песнопения (в частности, на 2 и 3 авг.) в переводах, отличных как от древнейших, так и от представленных в рукописях XIV в., составленных согласно Иерусалимскому уставу. Тексты кодекса содержат большое число непереведенных грецизмов, в т. ч. в заголовках: напр., песнь устойчиво именуется «одос». В научной лит-ре (прежде всего болгарской) заметна тенденция датировать эти переводы ранним периодом расцвета 2-го Болгарского царства (1-й пол.- сер. XIII в.), однако их можно отнести и к более позднему времени, вплоть до рубежа XIII и XIV вв.

Лит.: Григорович В. И. Древнеславянский памятник, дополняющий житие славянских апостолов свв. Кирилла и Мефодия // Кирилло-Мефодиевский сборник в память о совершившемся тысящелетии слав. письменности и христианства в России. М., 1865. С. 264, 267-268; Мочульский В. Н. Описание рукописей В. И. Григоровича // ЛетИФО. 1890. Т. 1. С. 60-61; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1914. С. 172. (ЭСФ; Вып. 4.1); он же. Альбом снимков с юго-слав. рукописей болг. и серб. письма. Пг., 1916. Ил. 25. (Прил. к ЭСФ; Вып. 4.1); Василев Љ. Одески палимпсест: Одломци грчког Jеванђеља и слов. Минеjа из XIII в. // АрхПр. 1982. Бр. 4. С. 7-18; СКСРК, XI-XIII. C. 204. № 360; Куев К. Съдбата на старобълг. ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 65, 69-70, 219-220; Десподова В., Славева Л. Македонски средновек. ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.]. 1. С. 201; Йовчева М. Старобългарската служба за първомученик Стефан и Стефан I папа Римски // Старобългарската лит-ра. София, 2001. Кн. 32. С. 21-44; она же. Новооткрито химнографско произведение на Климент Охридски и проблемът за зап. памети в старобълг. календар // Средновековна християнска Европа: Изток и Запад. София, 2002. С. 382-384, 390-393; она же. Българска редакция на служебния Миней през XIII в. // Старобългарската лит-ра. 2007. Кн. 37/38. С. 6-14; она же. Календарът на Миней Григ. 1/5 от ОГНБ (втори Добриянов миней) // Християнска агиология и народни вярвания: Сб. в чест на Е. Коцева. София, 2008. С. 83-104; она же. Химнографията през XIII в. // История на бълг. средновек. лит-ра. София, 2008. С. 445-447, 451; Mатейко Л.         // Cyrillomethodiana in honorem A. Blahova et V. Konzal. Praha, 2001. S. 383-403; Попов Г. Служба за слав. първоучител Методий в Хлудовия миней 156 // Старобългарската лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 19. Примеч. 45; Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 63-65, 70-74, 97-104, 326; Кривко Р. Н. Среднеболгарский фрагмент НБКМ 113 в истории переводов слав. служебных миней // Scripta & e-scripta. Sofia, 2006. Vol. 3/4. Р. 61-62, 64-65.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Рукописи болгарские Одесская Минея, среднеболгарская пергаменная рукопись
См.также:
БИТОЛЬСКАЯ ТРИОДЬ болгарская рукопись XIII в.
ВАТОПЕДСКАЯ ГРАМОТА (апр. 1230), древнейший из сохранившихся болг. хрисовулов
ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей
«ДАМАСКИН» рукописные сборники житийного и поучительного характера