Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
51, С. 701-704 опубликовано: 9 марта 2023г.


НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Марчуковская), находилась в с. Фаустове Бронницкого у. Московской губ., на левом берегу р. Москвы. Основана в 1654 г. по указу царя Алексея Михайловича. Первоначально располагалась в с. Марчуки (Марчуги) дворцовой Гвоздинской волости Московского у. на берегу р. Москвы. Впервые с. Марчуки (в то время Марчюково) упоминается в духовной грамоте 1451 г. кнг. Софии Витовтовны, вдовы вел. кн. Василия I Димитриевича (ДДГ. № 57. С. 175-178). После ее кончины село стало собственностью кн. Юрия (Георгия) Васильевича Меньшого. Князь, будучи бездетным, перед смертью († 1472) завещал свои владения Архангельскому собору Московского Кремля. Позже село перешло в разряд дворцовых и во 2-й пол. XVI в. было пожаловано кн. Михаилу Федоровичу, отцу кн. Дмитрия Михайловича Пожарского. В писцовой книге Коломенского у., датированной 20-ми гг. XVII в., упоминается деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Марчуки (Грушевский. 1916. С. 30).

Считалось, что Н. М. п. была создана в память об избавлении жителей столицы и царской семьи от «морового поветрия» по инициативе протопопа Благовещенского собора Московского Кремля Стефана Вонифатьева (Досифей (Немчинов). 1836. С. 397-398). Духовник царя Алексея Михайловича прот. Стефан в 1655 г. принял монашеский постриг с именем в честь прп. Савватия Соловецкого (Письма рус. государей и др. особ царского семейства. М., 1848. Т. 1. С. 305. № 388).

Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Царь Алексей Михайлович грамотой от 25 нояб. 1654 г. пожаловал строителю Иоилю земли «на одну версту... близ оной пустыни». Но из-за регулярных половодий деревянную церковь и кельи Н. М. п. подтапливало, и прот. Стефан решил перевести монастырь на высокий берег р. Москвы в запустевшую после «морового поветрия» дер. Фавстово (впосл. с. Фаустово) Гвоздинской вол. на Красном холме. По отказной книге ключника И. Титова в этой деревне имелись 3 «живущих» крестьянских двора, «пустой» двор, 8 четвертей «паханной» земли и 10 четвертей земли «в поле» (Савич. 1927. С. 82). По царской жалованной грамоте от 20 февр. 1655 г., выданной строителю Кириллу (1656-1660), и по царскому указу 1657 г. монастырю, переведенному в Фаустово, передавалась «оная деревня с бобылями, с пашенною землею и со всеми угодьями... в вечное владение сей пустыне» (Досифей (Немчинов). 1836. С. 398, 410; Иванчин-Писарев. 1843. С. 22). Деревянная монастырская марчуковская церковь была разобрана, и на ее месте построена большая часовня, в к-рой к сер. XIX в. хранились «древние» иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а также Нерукотворный образ Спасителя с надписью: «7103» (1684) (Иванчин-Писарев. 1843. С. 19).

А. М. Ратшин, вероятно ошибочно, утверждал, что до 70-х гг. XVII в. Н. М. п. была приписной к Андреевскому монастырю в Пленницах (Ратшин. Монастыри. С. 279). При царе Феодоре Алексеевиче пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца (Иванчин-Писарев. 1843. С. 18). К нач. 80-х гг. XVII в. обитель пришла в упадок, братии «питаться стало нечем и они в конец оскудали». 30 июня 1683 г. цари Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич выдали строителю Моисею жалованную грамоту на рыбные ловли в речках Мерской, Гуслице и Волне с угодьями (Досифей (Немчинов). 1836. С. 398, 410; Савич. 1927. С. 82). В 1684 г. «ниже Соловецкие пустыни верст с 8» по пути из Москвы в Н. Новгород останавливался архим. Нил, настоятель нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (ДАИ. Т. 11. № 33).

К 1700 г. пустынь была выведена из приказа Большого дворца и приписана к Соловецкому в честь Преображения Господня монастырю «с находящимися при ней пашенными и непашенными землями, угодьями и людьми» (Милютин В. О недвижимых имуществах духовенства в России // ЧОИДР. 1859. Кн. 4. Отд. 1. С. 54). Согласно жалованной грамоте от 30 дек. 1700 г., еще 3 июля 1696 г. царь Петр I издал именной указ о передаче Н. М. п. Соловецкому мон-рю: «...и в прошлом 204 году июля в 3 день, по нашему именному указу велено тое Соловецкую пустынь, что в Марчугах, приписать к Большому Соловецкому монастырю, а надзирать Московские их службы строителю, и чтоб в той пустыне инокам пред прежним прибывало, а не малилось» (Скворцов. 1911. С. 196). Приписка пустыни к Соловецкому мон-рю произошла после посещения царем Петром I Соловков в 1694 г. Приблизительно в то же время к Соловецкой обители отошла и Чухломская Авраамиева Ризоположенская пуст. с землями (История. 1899. С. 115-116).

До 1696 г. настоятелями Н. М. п. были строители, направлявшиеся в обитель Московским Соловецким подворьем. Известны строители Геннадий (1674), Прохор (1677), Иринарх (Тарбеев; 1678-1680), Игнатий (Римский-Корсаков; 1680-1683), совмещавший настоятельское служение с лит. деятельностью, Моисей (после 1683), входивший вместе с бывш. игуменом путивльского Молченского мон-ря Сергием и вдовым свящ. Никифором Семёновым в Комиссию по справе богослужебных книг. После 1696 г. пустынью управляли строители, избиравшиеся из числа братии Соловецкого мон-ря (Досифей (Немчинов). 1836. С. 402). К 1700 г. в Н. М. п. проживали от 3 до 8 монашествующих и до 15 служителей. 30 нояб. 1712 г. в обители принял монашеский постриг Ефрем (Коротков), впосл. строитель Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни. В XVIII в. в Н. М. п. ссылали на покаяние за различные проступки священнослужителей. Так, в 1724-1726 гг. в обители «по обещанию» находился инквизитор, насельник московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иером. Иов (Попов), обвиненный в самоуправстве, мздоимстве и пьянстве (ОДДС. Т. 9. С. 448). На рубеже 1763 и 1764 гг. в пустыни проживал лишь монах-строитель (Богданова. Секуляризация. 2015. С. 62).

Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких над юж. воротами пустыни. Ок. 1699 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких над юж. воротами пустыни. Ок. 1699 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких над юж. воротами пустыни. Ок. 1699 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

По переписным книгам 1678 г., Н. М. п. владела 5 бобыльскими дворами, в 1741 г.- 105 крестьянами; монастырские владения включали 160 дес. пашенной земли, 2500 копен сенокосной земли, а также 3 рыболовных озера. Согласно ревизии 1744 г., к обители были приписаны 112, а в 1763 г.- 95 крестьян (Досифей (Немчинов). 1836. С. 399; Богданова. Крестьяне. 2015. С. 39).

В 1685-1687 гг. Н. М. п. выкупила находившиеся у Москворецких ворот Китай-города «квасные места», принадлежавшие Д. и Ф. Якимовым. Здесь обитель устроила подворье с деревянной часовней (1685-1689), в к-рой хранились чудотворный образ Всемилостивого Спаса (XVII в.) и икона вмц. Варвары с частицей мощей. 3 июля 1700 г. по указу царя Петра I часовня была приписана к Соловецкому мон-рю. В 1709 г. ее отстроили в камне внутри стены Китай-города. В часовне собиралось «в пользу пустыни за молебны и свечнаго дохода ежегодно от 127 до 130 рублей» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. № 59. С. 62). По указу имп. Петра I она в числе др. московских часовен была закрыта, здание использовалось для торговых целей. При осмотре 1723 г. оказалось, что в часовне «торгует города Глухова черкашенин Григорий Константинов бузою». В 1727 г. часовня была восстановлена, по указу митр. Московского и Калужского Тимофея (Щербацкого) от 21 (17?) марта 1765 г. передана Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни (Александровский. Указ. моск. церквей. С. 76; Указ. церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 27). 30 дек. 1767 г. соловецкий настоятель (1761-1777) архим. Досифей I подал в Синод прошение о возвращении часовни Соловецкой обители, но оно было отклонено (Скворцов. 1911. С. 196-198). В 30-40-х гг. XIX в. и в 1912 г. часовня была перестроена, в 20-х гг. XX в. закрыта и в 1966 г., перед началом строительства гостиницы «Россия», снесена.

В царской жалованной грамоте на владение Н. М. п. соловецкому настоятелю (1689-1718) архим. Фирсу (Шарапову) от 30 дек. 1700 г. со ссылкой на описные книги приказа Большого дворца имеется наиболее раннее упоминание монастырских построек. В обители были «верхняя церковь Троицы, под нею церковь Благовещения с трапезною, к церкви приделана колокольня, на колокольне часы... да к трапезе приделана келарская... все каменное. Около монастыря городьба деревянная, передние ворота... да две кельи каменные, три кельи деревянные... за монастырем двор конюшенный и двор скотный» (Досифей (Немчинов). 1836. С. 403-409). По описи 1741 г., в Н. М. п. находились каменные собор во имя Св. Троицы с ризницей и колокольней (7 колоколов), надвратная ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, кельи настоятеля с кладовой палатой, неск. братских и 2 больничные кельи, келарская с сенями, поварня, хлебная, деревянные ледник, колодец, 2 житницы, ограда с башнями. На территории мон-ря имелись 2 фруктовых сада, за оградой - деревянные службы, в т. ч. конюшня с избой и 2 сараями, сушило, 2 скотских двора, гумно, 2 овина, а также мукомольная мельница на р. Угоще. В полуверсте от Н. М. п. стояла деревянная часовня во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

В XIX в. в ризнице Троицкого храма хранились Евангелие учительное (1607), сребропозлащенный чеканный напрестольный крест с частицами мощей 12 святых, в т. ч. вмч. Пантелеимона и сщмч. Артемона (пожалован в марте 1678 царем Феодором Алексеевичем), большое чеканное блюдо (для выноса креста) с изображением пеликана и орла и серебряное кадило (пожаловано царем Феодором Алексеевичем в 1679), «древнейшее» серебряное кадило с надписью «большею вязью, весьма изглаженною», потир и дискос (изготовлены в 1598 «повелением благовернаго государя царевича князя Феодора Борисовича» для храма Св. Троицы в с. Хорошёве), 3 напрестольных серебряных креста. Также в Троицком соборе находились чтимая Казанская икона Божией Матери, украшенная крупным жемчугом, деревянный запрестольный крест, согласно надписи изготовленный в 1707 г. для Н. М. п. «тщанием и иждивением» монаха московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря Алексия (Иванчин-Писарев. 1843. С. 18-21; Досифей (Немчинов). 1836. С. 400-401). В иконостасе Зосимо-Савватиевской ц. имелась храмовая икона преподобных Зосимы и Савватия (1699) с «напоминанием о славе шестнадцатихрамной Беломорской Соловецкой обители».

В 1764 г. Н. М. п. была выведена из подчинения Соловецкому монастырю и упразднена «за малобратственностью», каменные храмы обращены в приходские церкви с. Фаустова и приписаны к Московской епархии. В них служили священники: Георгий Фёдоров, в 1804-1829 гг.- Сергий Коржавин (4-я четв. XVIII в.- после 1845), в 1830-1870 гг.- Григорий Зверев, в 1870-1908 гг.- его сын Александр Зверев (погребен вместе с братом доктором В. Г. Зверевым у алтаря Троицкой ц.; сохр. каменное надгробие пастыря в виде аналоя с раскрытой книгой), в 1908-1937 гг.- сщмч. Сергий Кедров (1880-1937), устроивший в церковноприходской школе при храме особый певческий класс, в 1918-1919 гг.- свящ. (впосл. протоиерей) Иоанн Берёзкин (1882-1942?), арестованный в 1937 г. в г. Руза Московской обл. и впосл. погибший в лагере под Куйбышевом.

8 авг. 1881 г., в день перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в с. Фаустове родился прот. сщмч. Александр Зверев, внук свящ. Григория Зверева. Он был крещен в Свято-Троицкой ц. свящ. Феодором Бажановым. В 1918 г. свящ. А. Зверев был назначен помощником начальника, а с осени стал исполняющим обязанности начальника Пастырско-богословских курсов Московской епархии прот. сщмч. Иоанна Восторгова, весной 1922 г. арестован, затем освобожден, в 1933 г. вновь арестован, в февр. 1936 г. освобожден. С мая 1936 г. служил в храме Рождества Пресв. Богородицы на Возмище (ныне в черте г. Волоколамска), 22 сент. 1937 г. арестован и заключен в тюрьму в г. Волоколамске. 14 нояб. 1937 г. тройкой НКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. 16 нояб. 1937 г. расстрелян на полигоне Бутово; прославлен в лике новомучеников Российских постановлением Синода от 6 окт. 2001 г.

С 16 апр. 1906 г. в с. Фаустове служил диак. Иоанн Модестов († 1931). Также известны служившие здесь псаломщики Николай Соловьёв († до 1901), Петр Смирнов (с 1906), Александр Косинский (в 1926) (Волобуева Т. И. и др. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии 1-й трети XX ст. Тверь, 2013. С. 125, 134, 184).

В 1937 г. Свято-Троицкая и Зосимо-Савватиевская церкви были сняты с регистрации и закрыты, в 1993 г. возвращены РПЦ. 14 мая 1996 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храмах с. Фаустова было учреждено подворье Соловецкого монастыря, настоятелем назначен свящ. Роман Сыркин. С сент. 2004 г. настоятелем является иером. Василий (Чавчанидзе). Божественная литургия служится 3-4 раза в неделю. В среду читается акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким.

Сохранились Соловецкий патерик 1671 г., согласно записи созданный в «Соловецкой пустыни, что на Морючках, на Москве-реке, на Красном острову, со книги, писанные в большом Соловецком монастыре, что на великом море окияне» (ИРЛИ (ПД). Оп. 23. № 128; Минеева. 2001. С. 78), а также Соловецкий патерик 1694 г. (ГИМ. Щук. № 511-1), поступивший в Н. М. п. по завещанию патриарха Московского и всея Руси Адриана (см.: Панченко. 2009. С. 475). Среди сохранившихся книг из библиотеки обители известны Евангелие учительное (Крилос, 1606; вклад стольника В. П. Кикина «по душам умерших родителей»; ГИМ. Собр. книг старой печати «Меньшее». № 1578), Евангелие учительное (М., 1662; вклад от 13 янв. 1677 торгового человека М. П. Пряслова; там же. № 1582), сборник творений свт. Григория Богослова и других св. отцов (М., 1665; вклад от 9 окт. 1666 «печатнаго дела бораньщика» И. Иванова; там же. № 1584), книга бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1666; вклад от 1 янв. 1666 «печатнаго дела бораньщика» И. Иванова; там же. № 1581), а также Устав церковный (М., 1633; ГИМ. Цар. А № 97) и Евангелие с толкованием блж. Феофилакта Болгарского (М., 1697; ОРКиР НБ МГУ. К. I, 27). Некоторые монастырские документы в 1927 г. поступили в ГИМ (Епарх. № 728-734).

Архитектурный комплекс

Архитектурный комплекс Н. М. п.- яркий образец архитектуры кон. XVII в. Согласно общепринятому мнению историков архитектуры и реставраторов, кирпичный Троицкий собор был возведен в 1696-1698 гг. В Книге антиминсов имеется запись за 7207 (1698) г. о выдаче антиминса на его освящение: «Сентября в 2 день по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новопостроеныя церкви Живоначальные Троицы Московского уезда в Соловецкую пустынь что в Марчугах на Красном Холме а взял антиминс Козлова Города Троицкого монастыря черный поп Никита и расписался» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 138. Л. 155).

Архитектурный облик собора Н. М. п. создается с помощью композиционных приемов сер. XVII в., включая убранство в стиле московского барокко (Альтшуллер. 1975. Т. 1. С. 57-58). Доминирующий в монастырском ансамбле Троицкий собор представляет собой поднятый на подклет, окруженный галереями-гульбищами, вытянутый по вертикали кубический объем. В его декоративном убранстве использованы белый камень, поливные изразцы и живопись, имитирующая белокаменную резьбу. В подклети располагалась трапезная теплая ц. Благовещения Пресв. Богородицы, вверху - летний храм Св. Троицы. У сев.-зап. угла собора находится 3-ярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 г. в псевдорус. стиле. По мнению реставратора С. П. Демидова и архит. А. С. Фуфаева, в 70-х гг. XX в. проводивших реставрационные и консервационные работы Троицкого собора, Благовещенская ц. была освящена еще в кон. 70-х гг. XVII в. (Демидов. 1982. С. 238).

Верхний Троицкий храм - вытянутый с запада на восток 2-светный четверик, увенчанный пятиглавием, в к-ром лишь центральная глава - световая. Каждый фасад завершается 3 крупными кокошниками, имитирующими закомары. Трехчастно расчлененные фасады сочетаются с 3 окнами верхнего света. Внешний облик собора не связан с его внутренней конструкцией и напоминает 4-столпные храмы кон. XVII в. Только смещение порталов к востоку на боковых фасадах выдает 2-столпную конструкцию храма. Наиболее близки по виду к Троицкому храму собор (1688-1692) Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, Успенский собор в Астрахани (1698-1710) и собор (1708-1712) Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. От столбов на стены Троицкого собора перекинуты арки. Граненый барабан световой главы расположен строго между столбами. Переход к нему осуществляется через плоские паруса без дополнительных арок. Центральный неф и угловые компартименты перекрыты полулотковыми сводами, лотки расположены при переходе восточной и западной стен в своды. В верхней части стен и столбов в 3-4 ряда размещены голосники. Трехчастный алтарь перекрыт коробовыми сводами, в их основании помещен фриз из кирпичных ширинок. В этих ширинках ранее располагались иконки. До 1937 г. в Троицком соборе пустыни сохранялся резной 5-ярусный иконостас кон. XVII в., бо́льшую часть икон к-рого написал Симон Ушаков. Считается, что аналогом «иконостаса Ново-Соловецкой пустыни мог быть иконостас московского храма Св. Троицы в Никитниках» (ИИАК. 1916. Вып. 61. С. 96-99). В 1910 г. храм был расписан.

Вероятно, в 1699 г. над южными св. воротами Н. М. п. была построена ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Здание сооружено из кирпича с использованием в декоративном убранстве белого камня и изразцов. Памятник представляет собой вытянутый по оси «запад-восток» 2-этажный объем. Нижний ярус, больший по площади, чем верхний, прорезан св. воротами и вост. калиткой, по сторонам к-рой расположены кладовые палаты. Во 2-м ярусе располагается одноглавый храм с примыкающими к нему с востока и запада равновеликими объемами 3-частной апсиды и притвора. Храм окружен открытой галереей-гульбищем, огражденной кирпичным парапетом. На галерею ведет кирпичная лестница у сев.-зап. угла здания. Двусветный бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом, а остальные помещения - полулотковыми пологими сводами. Притвор сообщается с основным пространством храма через центральный проход и 2 окна. В архитектурной композиции памятника подчеркнута симметрия. Двухпролетные ворота в нижнем ярусе здания образуют на фасаде 3-частную композицию благодаря арочной нише, имитирующей зап. калитку, повторяющую восточную. Объем ворот расчленен пилястрами большого ордера на постаментах. Парапет гульбища украшен муравлеными изразцами. Общая пирамидальность композиции подчеркнута размещением порталов и окон на боковых фасадах. На уровне 1-го света помещено по 2 окна, расположенных по сторонам портала, к-рым соответствуют лишь 2 окна 2-го света.

В верхней части четверика, имеющего 4-скатное покрытие, проходит пояс декоративных кокошников, расположенных по 3 на фасадах. Окна декорированы в нарышкинском стиле. Они фланкированы полуколонками и увенчаны разорванными наличниками. Углы четверика закреплены полуколоннами, расположенными по одной на плоскости фасада. Согласно описи 1741 г., глава Зосимо-Савватиевского храма была декорирована зеленой черепицей (Досифей (Немчинов). 1836. С. 400). В процессе реставрационных работ 1976-1977 гг. утраченное черепичное покрытие главы было восстановлено.

Арх.: РНБ. Солов. № 1055/1164.
Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 424; Ч. 6. С. 178; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря и др. подведомых сей обители мон-рей, скитов, приходских церквей и подворьев... М., 1836; Иванчин-Писарев Н. Д. Прогулка по древнему Коломенскому у. М., 1843; Ратшин. Монастыри; Мелетий (Шергин), архим. Ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1881. С. 292-293; Зверинский. Т. 2. № 1150. С. 310-311; История 1-кл. ставропигиального Соловецкого мон-ря. СПб., 1899; Скворцов Н. А. Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1911. Вып. 1; Александровский. Указ. моск. церквей; Виноградов Н. П., диак. Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Моск. губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 90-97; Грушевский С. Г. Приложения к соч. «Коломенский уезд по писцовым книгам XVI в.». К., 1916; Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII в.: (Опыт изуч. хозяйства и соц. отношений на крайнем рус. севере в Др. Руси). Пермь, 1927; Альтшуллер Б. Л. и др. Памятники архитектуры Московской обл. М., 1975. Т. 1. С. 57; Демидов С. В. Новые данные о памятниках с. Фаустово // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 238; Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат. М., 1998. Вып. 1. С. 114-116; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1; Подобедова О. И. Восп. об о. Александре Звереве. М., 2001; Дамаскин. Т. 7. С. 158-175; Мерзлютина Н. А. Архит. памятники с. Фаустово // Христ. зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 301-316; Соловьёв К. А. Забытая святыня Московской земли // Подмосковный летописец. 2007. №4(14). С. 30-33; он же. Св.-Троицкая Зосимо-Савватиевская Ново-Соловецкая пуст.- уникальный архит. памятник Московского Царства // Рос. гуманит. ж. СПб., 2018. Т. 7. № 1. С. 53-71; Панченко О. В. «Акафист Ангелу Хранителю» и его создатель соловецкий священноинок Иосиф Мясной // ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 473-508; Суслов А. А. Очерки истории Воскресенского края. М., 2012. С. 268-281; Богданова А. В. Крестьяне Соловецкого мон-ря накануне секуляризации 1764 г. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. М., 2015. Вып. 1(62). С 35-51; она же. Секуляризация церк. имуществ 1764 г. и Соловецкий мон-рь: (Посл. треть XVIII в.). М., 2015; Поздеева И. В. Человек. Книга. История: Московская печать XVII в. М., 2016.
Д. Б. К.
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Новосоловецкая Марчуговская во имя Зосимы и Савватия Соловецких мужская пустынь (Марчуковская), находилась в с. Фаустове Бронницкого у. Московской губ., на левом берегу р. Москвы
См.также:
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тульской епархии (с 1525 г.)
БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, осн. в нач. XIV в.