Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОВОСОЛОВЕЦКАЯ ВСЕЛУЦКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
51, С. 699-701 опубликовано: 9 марта 2023г.


НОВОСОЛОВЕЦКАЯ ВСЕЛУЦКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковь во имя Св. Троицы. 1728–1753 гг. Фотография. Нач. XX в.
Церковь во имя Св. Троицы. 1728–1753 гг. Фотография. Нач. XX в.

Церковь во имя Св. Троицы. 1728–1753 гг. Фотография. Нач. XX в.

находилась на о-ве Вселуцком (ныне Зосима и Савватия (др. названия - Малосоловецкий, Божье Дело)) на оз. Вселуг, в окрестностях Осташковских слобод (с 1770 Осташков, ныне Тверской обл.), в 35 км от истока Волги. Основана в 1701 г.

Кон. XVII - нач. XX в.

Основатель пустыни - мон. Иоиль (в миру Иоанн, в схиме Иона) (1660-1740) - род. в дер. Жилино Новоторжского у. С ранних лет стремился к служению Богу и в 1689 г. принял постриг в Могилёвской Успенской пуст. Новоторжского у. Однако, «ища больших подвигов и безмолвного служения Богу», он удалился из Успенской пуст. «сперва в леса, окружавшие эту обитель, потом, для большего удобства к уединенному подвижничеству,- на необитаемый и удаленный от жилищ человеческих» о-в Вселуцкий. Земли острова принадлежали кн. И. П. Шаховскому, который сначала приказал своим крестьянам изгнать Иоиля, но после личного общения с ним разрешил ему «жить на острове сколько... разсудится», а позднее передал ему остров «в совершенное владение» (при этом в 1767 отмечалось, что Н. В. п. находится на крепостной земле умершего ген.-майора кн. Н. А. Шаховского - внука кн. И. П. Шаховского) (Успенский. 1865. С. 2-3, 25).

Церковь во имя Св. Троицы. 1997 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь во имя Св. Троицы. 1997 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь во имя Св. Троицы. 1997 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В связи с тем, что к мон. Иоилю «приходили многие, искавшие общения с ним в молитвах и подвигах», он обратился в 1701 г. в Патриарший казенный приказ за разрешением построить на острове деревянную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и основать монашескую пустынь с общежительным уставом. Разрешение было получено, а мон. Иоиль назначен строителем новой обители. Прихожане и паломники называли пустынь «Божье Дело».

Н. В. п. постоянно испытывала недостаток средств, поэтому уже с 20-х гг. XVIII в. предпринимались попытки ее упразднить или приписать к др. мон-рям. Указом Московской духовной дикастерии от 22 янв. 1725 г. повелевалось объединить пустынь и Селижаровский во имя Святой Троицы мужской монастырь. Неизвестно, было ли это решение реализовано. Высочайшим указом от 6 февр. 1727 г. предписывалось малобратственные обители не уничтожать, и Н. В. п. продолжила самостоятельное существование. В 50-х гг. XVIII в. пустынь из-за недостатка средств и частой смены настоятелей пришла в упадок, иногда оставалась вовсе без настоятеля, периодически (в случаях отъезда с острова строителя и отсутствия др. иеромонахов) богослужения не совершались. В нач. 20-х гг. XX в. Н. В. п. была закрыта.

После 1764 г. Н. В. п. планировалось упразднить и обратить в приходскую церковь. Однако это оказалось невыполнимой задачей в связи с отсутствием на острове и ближайших прибрежных территориях соответствующего количества жителей для создания прихода. Кроме того, местные землевладельцы соглашались отписать земельные владения, на к-рых находилась обитель и ее поселье Перегородня, церкви только при условии сохранения мон-ря (Там же. С. 6). В 1765 г. Н. В. п. была приписана к Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни и оставалась приписной вплоть до своего закрытия. В 1765-1772 гг. в Н. В. п. периодически посылали иеромонахов из Ниловой пуст., с 1772 г. для «лучшего присмотра» был назначен постоянно живший в пустыни иеромонах. В 1780-1781 гг. дворяне Осташковского у. и нек-рые жители Осташкова предпринимали безуспешные попытки вернуть Н. В. п. статус самостоятельной обители. Не позднее кон. XIX в. сложилась традиция проведения крестного хода вокруг острова 8 авг.- в день перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В нач. 20-х гг. ХХ в. Н. В. п. была закрыта.

Настоятели и братия

Преемником мон. Иоиля в качестве строителя Н. В. п. стал иером. Герасим (1740-1751), после к-рого за 7 лет сменилось не менее 5 строителей. В 1758-1760 гг. строителем Н. В. п. был бывш. строитель Житина осташковского в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» монастыря Иларион. Последним строителем самостоятельной пустыни стал иером. Ниловой пуст. Вассиан (1761-1765). В 1772 г. недолгое время управляющим Н. В. п. был иеромон. Ниловой пуст. Елпидифор (Чередеев), впосл. игумен старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и Селижаровского Троицкого монастыря. Важную роль в развитии обители сыграл управлявший ею в 1809-1825 гг. иеродиак. Пармен, при к-ром были расширены земельные владения Н. В. п., перестроен придел преподобных Зосимы и Савватия монастырской церкви.

Численность братии Н. В. п. в разные годы колебалась: 14 насельников (1730), 8 (1744), 5 монахов и 3 трудника (1762), после приписки к Ниловой пустыни - 8-10 насельников, в сер. XIX в.- 26 иноков.

Материальное обеспечение

Н. В. п. со времени возникновения было в целом недостаточным и поддерживалось гл. обр. вкладами и пожертвованиями частных лиц. На о-ве Вселуцком мон-рь имел 2 огорода и сенокос. В 1734 г. Н. В. п. получила от С. И. Квашниной (2 доли) и майора В. Я. Безобразова (1 доля) пустошь Перегородню, где было основано монастырское поселье. До 1763 г. обитель владела также дворовой землей в Осташковских слободах близ ц. Воскресения Христова, пожалованной осташковским приставом Т. М. Нагибиным (в 1763 продана строителем Вассианом его потомку - И. И. Нагибину). В 1804 г. И. С. и А. А. Жеребцовы пожертвовали мон-рю пожню Б. Халуи, в 1812 г. С. Г. и И. Г. Квашнины передали также пожню М. Халуи. В 1807 г. Е. Н. Тулубьева пожаловала монастырю пустошь Попенково близ оз. Пено, в 1811 г. И. Я. Бауэр - пустоши Б. и М. Кречетово; в 1814 г. П. Я. Корбутовский - пустошь Изсады при р. Жукопе у сельца Гришина, где позднее основано монастырское поселье Иссадиха, в 1818 г. А. А. Ельчанинова - пустошь Максимовскую близ р. Волги, где позднее основано монастырское поселье Максимово. В 1819 г. П. В. Крюкова передала Н. В. п. пустошь М. Кочу при дер. Орлинке, где было устроено поселье и заведено хлебопашество. Все указанные земли (свыше 1119 га) были закреплены за Н. В. п. имп. Александром I Павловичем, к-рому 12 июля 1820 г., во время его визита в Осташков, иеродиак. Пармен представил на утверждение документы на владение ими. Позднее владения Н. В. п. расширились и к нач. XX в. составляли свыше 1846 га земли. Кроме того, Н. В. п. принадлежали рыбные ловли в оз. Вселуг, реках Волге и Жукопе (в районах земельных владений обители). монахи также получали доход с вкладных билетов на поминовение: П. И. Челищева в 1250 р. ассигнациями (1812), А. С. Мавриной в 200 р. ассигнациями (1830), С. В. Понафидина в 500 р. ассигнациями (1846). С 1834 г. ежегодно братии поступало 200 р. ассигнациями от Осташковского общественного банка Савина по воле его учредителя - осташковского купца 1-й гильдии, коммерции советника К. А. Савина.

В Н. В. п. хранились мн. святыни, переданные в обитель частными лицами, в т. ч. икона преподобных Зосимы и Савватия в серебряном вызолоченном чеканном окладе с частицами мощей (вклад П. А. Ельчаниновой 1783 г.), Донская икона Божией Матери в серебряном вызолоченном чеканном окладе (вклад И. М. Голенищевой-Кутузовой 1818 г.), икона Воскресения Христова в серебряном чеканном окладе с частицами ризы Пресв. Богородицы, мощей св. Иоанна Предтечи, вмц. Варвары, мч. Иоанна Воина и прав. Артемия Веркольского (вклад В. С. Понафидина 1838 г. по своей дочери схимон. Марии), икона Покрова Пресв. Богородицы в серебряном чеканном окладе (вклад А. В. Подчертковой 1843 г.). В обители также хранились серебряный вызолоченный потир (вклад кнг. И. С. Щербатовой), напрестольное печатное Евангелие (1841) в полном серебряном вызолоченном чеканном окладе с клеймовыми изображениями из финифти (вклад московского купца, потомственного почетного гражданина, коммерции советника Н. П. Синебрюхова 1846 г.). Как святыня в Н. В. п. почитался поясной портрет основателя обители мон. Иоиля, поскольку на протяжении XVIII-XIX вв. сложилось его почитание как местного святого.

Архитектура

Первая деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя святых Зосимы и Савватия была построена, вероятно, во 2-й пол. XVII в., перевезена на остров из неизвестного населенного пункта, но вскоре обветшала. В 1728 г. мон. Иоиль подал прошение о разрешении построить вместо ветхой деревянной каменную ц. во имя Св. Живоначальной Троицы с 2 приделами (Там же. С. 9). Разрешение было утверждено указом Синодального казенного приказа от 23 марта 1728 г. За неимением достаточных средств строительство храма растянулось более чем на 20 лет: правый придел Покрова Пресв. Богородицы освящен 2 дек. 1738 г., левый, во имя преподобных Зосимы и Савватия,- в 1748 г. игуменом Ниловой пуст. Михаилом, а главный престол - 6 февр. 1753 г. Над зап. входом в церковь была устроена каменная колокольня (к сер. XIX в. на ней имелось 10 колоколов, самый большой весил свыше 704,3 кг). Под алтарем находилось захоронение основателя обители. В 1774 г. проведен ремонт храма, при котором был полностью перестроен и расширен Покровский придел, новое освящение главного престола и придела совершил 1 окт. того же года игумен Ниловой пустыни Феодосий (Буйков). В 1776 г. благодаря финансовой помощи осташковского купца Т. Пимешкова был возобновлен и вновь освящен игум. Феодосием придел во имя преподобных Зосимы и Савватия (в 1819 вновь перестроен и расширен).

Тябловый иконостас главного престола и иконы местного ряда были современны постройке храма. Иконостас придела преподобных Зосимы и Савватия устроен в 1819 г., придела Покрова Пресв. Богородицы - ок. 1826 г. Оба они были вызолочены червонным золотом: 1-й только по резьбе, 2-й сплошь.

В 40-50-х гг. XVIII в. на зап. стороне левого придела храма построена каменная хлебня, просуществовавшая до 1819 г., когда она была переведена в отдельный каменный флигель на сев. стороне обители. В 1799 г. вокруг Н. В. п. возведена каменная ограда с 4 башнями по углам и круглой башней, имевшей вид часовни, над св. воротами. К сер. XIX в. в Н. В. п. существовали также 2 каменных одноэтажных корпуса (настоятельские и братские кельи) и деревянный одноэтажный братский корпус, а за оградой имелся деревянный дом для паломников.

20-е гг. XX в.- 2018 г.

После закрытия Н. В. п. братия создала иноческую трудовую коммуну «Божье Дело», в к-рую вступили мн. насельники Ниловой Столобенской пуст., в т. ч. схиигум. Михаил. Викарий Тверской епархии еп. Осташковский Гавриил (Абалымов) жил здесь после освобождения из тверской тюрьмы с кон. 1927 г. В 1929 г. коммуна была расформирована. В 30-40-х гг. XX в. все здания и др. сооружения Н. В. п. разрушены, в 1947 г. взорвана Троицкая ц., кирпич вывозили на баржах для использования в строительстве в соседних деревнях.

Возобновление церковной жизни на о-ве преподобных Зосимы и Савватия произошло в 1996 г. Указом архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника; впосл. митрополит) от 18 июня 1996 г. настоятелем Троицкого храма «острова Божье Дело о. Вселуг» был определен свящ. Валентин Цвелёв. Тем же указом ему по совместительству поручена служба в ц. свт. Николая Чудотворца в дер. Волговерховье Осташковского р-на Тверской обл. (28 дек. 1999 там открыт Волговерховский во имя равноапостольной княгини Ольги женский монастырь). Первоначально на острове был установлен деревянный крест, у которого совершались молебны, в 1996-1997 гг. существовала палаточная церковь, в которой проходили богослужения. В 1997 г. плотниками Вятской кустарной мастерской (рук. и архит. С. А. Селюнин) построена деревянная ц. Живоначальной Троицы - точная копия храма во имя ап. Андрея Первозванного на Б. Заяцком о-ве Соловецких о-вов. Т. о. была отмечена духовная связь между Н. В. п. и Соловецким в честь Преображения Господня мужским монастырем. В 1997 г. восстановлена традиция крестного хода вокруг острова 21 авг., в день перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В 1999 г. по инициативе прихода и движения «Славянские ключи» был организован крестный ход по 3 слав. рекам - Волге, Днепру и Зап. Двине, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. С 2000 г. ежегодно совершается крестный ход по Волге, от истока до границы Тверской обл. На острове построены дом для паломников и летняя трапезная.

Арх.: ГАТвО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 308 (1846), 1759 (1915); РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2056 (1910-1915).
Лит.: Озерецковский Н. Я. Путешествие на оз. Селигер. СПб., 1817; Успенский В. П. Описание Новосоловецкой Вселуцкой пуст., иначе называемой Божье Дело // Памятная книжка Тверской губ. на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 3. С. 1-27; Барсегян Т. В. Земля Истока: Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001. С. 140-143; она же. Нилова пуст.: Монастырь и мир. М., 2005. С. 205-207; она же (Барсегян-Куксинская) Нилова пуст.: Монастырь и мир. М., 2017. С. 286-293, 353-356; Божье Дело. [г. Видное, Моск. обл.], 2002. № 1. С. 1-3; Божье Дело: Буклет. Б. м., б. г.; Берг Е. А. Божье Дело // Моск. ж. 2009. № 7. С. 50-53.
А. П. П., Н. П. Цвелёва
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Новосоловецкая Вселуцкая мужская пустынь, находилась на о-ве Вселуцком (ныне Зосима и Савватия (др. названия - Малосоловецкий, Божье Дело)) на оз. Вселуг, в окрестностях Осташковских слобод (с 1770 Осташков, ныне Тверской обл.), в 35 км от истока Волги
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле