Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
50, С. 80-87 опубликовано: 7 октября 2022г.


НИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Адмиралтейский (Морской) собор во имя свт. Григория в Николаеве. 1789–1794 гг. Литография. 2-я пол. XIX в.
Адмиралтейский (Морской) собор во имя свт. Григория в Николаеве. 1789–1794 гг. Литография. 2-я пол. XIX в.

Адмиралтейский (Морской) собор во имя свт. Григория в Николаеве. 1789–1794 гг. Литография. 2-я пол. XIX в.

Херсонской епархии, существовало в 1913-1937 гг. Инициатором создания викариатства был Херсонский и Одесский архиеп. Назарий (Кириллов), направивший соответствующее ходатайство в Синод. Учреждение Н. в. стало необходимым вслед. длительного отсутствия в Одессе (с 1837 Херсонский епископ постоянно находился в Одессе, ныне Украина) 2-го викария епархии - Елисаветградского еп. Анатолия (Каменского), к-рый был избран депутатом Государственной думы 4-го созыва от Херсонской губ., а также по причине усиления в епархии «сектантства, лжеверия и неверия» (Новый викарий Херсонской епархии, новонарекаемый Алексий, еп. Николаевский // Херсонские ЕВ. 1913. № 23. Отд. неофиц. С. 607). Указом Синода от 16 нояб. 1913 г. было образовано Н. в.- 3-е викариатство Херсонской и Одесской епархии с местом пребывания викарного архиерея при одесском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре. На кафедру был определен ректор Черниговской ДС архим. Алексий (Баженов), хиротония к-рого состоялась 8 дек. 1913 г. в С.-Петербурге. 23 янв. 1914 г. Николаевский епископ стал 2-м викарием, 30 июля того же года - 1-м викарием Херсонско-Одесской епархии.

Согласно новой редакции устава Херсонско-Одесской епархии от 30 авг. 1917 г., вступившей в силу 1 янв. 1918 г. (Херсонские ЕВ. 1917. № 23. С. 264), в Н. в. входили приходы Херсонского у., разделенного на 11 благочиннических округов: Херсонский (храмы Херсона и окрестных хуторов); Николаевский (храмы Николаева и хуторов Водопойная и Мешково); Бериславский (храмы Берислава и сел Меловое, Качкаровка, Дудчино (ныне Дудчаны), Ново-Каменка, Тягинка, Бизюков Пропасной во имя свт. Григория, просветителя Армении, монастырь, церковь при Ивановской экономии Фальц-Фейна); Богоявленский (храмы поселков Богоявленск и Воскресенск, сел Ново-Александровка, Балабановка, Заселье, Калиновка, Константиновка, Покровск, Вавиловка, Баловное, Матвеевка, Терновка, Николаевка); Станиславский (храмы мест. Станислав и сел Александровка (Штыхово), Белозерка, Киселёвы Хутора, Кисляковка, Никольское, Садовая (Фалеевка), Ново-Ивановка (Касперовка), Царев Дар, Широкая Балка, Фёдоровка (Кеппена)); Ново-Воронцовский (храмы мест. Ново-Воронцовки и сел Грушевка, Золотая Балка, Ивановка (Воронова), Костромка (2 церкви), Марьинское (2 церкви), Ново-Архангельское, Каменка, Оскоровка, Фирсовка); Широковский (храмы мест. Широкое и мест. Кривой Рог, сел Авдотьевка, Александродар, Долгинцево, Михайловка, Михайло-Заводск, Николаевка 1-я, Ново-Николаевка, Ново-Покровское, Нов. Кривой Рог, Андреевка, Ново-Курское); Велико-Александровский (храмы сел Б. Александровка, Архангельское, Блакитная, Давидов Брод, Заградовка, Ивановка, М. Александровка (2 церкви), Ново-Дмитровка, Староселье, Шестерня (2 церкви), Сергеевка, Трифоновка); Висунский (храмы поселков Висунск и Березнеговатое, мест. Владимировка, сел Ивано-Петровское, Ново-Севастополь, Калужское, Любомирка, Мураховка, Ново-Владимировка, Ново-Петровка, Васильевка (Отбедово), Снегирёвка, Явкино (2 церкви), Галагановка, Ново-Павловка, Малеевка); Новобугский (храмы мест. Нов. Буг и пос. Ново-Владимировка, сел Анновка 1-я, Горожина (ныне Горожено), Балацкое, Николаевка 2-я, Юрьевка, Пески, Полтавка (2 церкви), Привольное, Троицкое (Софоново), Ульяновка, Дрентелево, Ингулка); Новоодесский (храмы мест. Нов. Одесса и сел Воронцовка, Гурьевка, Дымовка, Кандыбино, Касперовка, Касперо-Николаевка, Ново-Петровское, Остаповка, Пересадовка, Себино, Сухой Еланец).

26 янв. (8 февр.) 1918 г. Николаевским епископом стал сщмч. Прокопий (Титов). После его перевода в 1921 г. на Херсонско-Одесскую кафедру Н. в. не замещалось до 1933 г. (В 20-х гг. XX в., когда в регионе господствовало обновленчество, из последователей сщмч. Прокопия сформировалось течение внутри истинно православных христиан - «прокопиевцы», действовавшее в регионе до нач. 50-х гг. XX в. В 1953 г., по сообщению уполномоченного Совета по делам РПЦ, к этому течению принадлежали во Владимировском и др. районах неск. десятков семейств под рук. некоего Татаренко. Они утверждали, что Прокопий был последним епископом, после него благодати на духовенстве нет, в церковь ходить не нужно.)

В ходе революционных событий 1917-1918 гг. духовенство и верующие Н. в. оказались оторванными от Одессы - епархиального центра, церковные учреждения лишились материальной поддержки. В 1918-1919 гг. по региону прокатилась волна грабежей и убийств духовенства. 19 июля 1919 г. был замучен священник с. Мешково-Погорелово Карп Малицкий. В 1920-1922 гг. закрылись домовые церкви в Николаеве - Скорбященская Николаевского благотворительного об-ва, Алексиевская при исправительно-арестном отделении, Покровская при муж. гимназии, Александро-Невская при реальном уч-ще, Николаевская при техническом уч-ще, Александро-Невская при каторжной тюрьме, Александровская при приюте Об-ва трудовой помощи. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей были арестованы и после пыток в 1922 г. убиты священник с. Васильевка сщмч. Сергий Штенько, староста Прохор Бунчук, приходской попечитель Кирилл Приймак. В Николаеве подверглись аресту благочинный Николаевского округа, борец с «липковщиной» (см. ст. Липковский В. К.), протоиерей Скорбященской ц. Павел Салогор, священник Касперовской ц. Манжелей, староста Васильев. Они были обвинены в сокрытии золотых и серебряных вещей.

После ареста 5 мая 1922 г. патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) общины Николаевского округа в большинстве своем присоединились к обновленчеству. Все крупные храмы в Николаеве перешли к раскольникам, на 1 сент. 1924 г. у православных в городе насчитывалось 3 общины, включавшие 3232 чел.

В февр. 1923 г. в Одессе прошел обновленческий епархиальный съезд, на к-ром помимо прочего было принято решение о замещении 4 викарных кафедр. Кандидатом на управление обновленческим Николаевским викариатством был избран священник, бывш. преподаватель Одесской ДС Константин Спасский. После пострига в монашество с именем Константин он был «хиротонисан» во епископа в апр. 1923 г. в Одессе. «Епископ» Константин, прибыв с дочерью в Николаев, поселился при Новокупеческой Скорбященской ц., к-рая весной 1923 г. стала кафедральным собором раскольников, новоназначенный викарий являлся его настоятелем. Константин сформировал викариальное управление в составе епископа-председателя, его заместителя, секретаря и неск. членов.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Новокупеческая) в Николаеве. 1838–1843 гг. Литография. 2-я пол. XIX в.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Новокупеческая) в Николаеве. 1838–1843 гг. Литография. 2-я пол. XIX в.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Новокупеческая) в Николаеве. 1838–1843 гг. Литография. 2-я пол. XIX в.

В общине Скорбященской ц. в 1924 г. не утихали конфликты, связанные со злоупотреблениями настоятеля - «епископа» Константина, «расхитившего лесной материал, приобретенный на церковные суммы на предмет ремонта храма... и взявшего без ведома правления к себе на квартиру часть церковного государственного имущества из алтарной ризницы». Константину также вменялось в вину рукоположение двоеженцев, «грубое поведение, монархические замашки и репрессивные меры к прихожанам, пятидесятке и духовенству» (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 2. Д. 241. Л. 22-24 об.). Константин организовал перевыборы «пятидесятки». 30 авг. 1924 г. старый состав «пятидесятки» был распущен, договор на пользование храмом расторгнут, ключи от церкви было предписано передать новому председателю. Прихожане не выполнили распоряжение властей. Дело дошло до драки, в результате чего милиция арестовала свящ. Николая Левандовского и еще 10 чел. Большинство членов общины отказались подчиняться «епископу» Константину и потребовали от духовенства прекратить его поминовение. 2 сент. Скорбященская ц. была опечатана. Представители бывш. правления обратились к властям, к-рые предложили не поминать патриарха Тихона, но, поминая др. правосл. патриархов, примкнуть к «нейтральным» общинам. Приход согласился, но это не удовлетворило власти. 6 сент. общине было отказано в праве пользования храмом. 18-19 сент. сторонники Константина вновь попытались захватить церковь. Конфликт в Скорбященском соборе был улажен в пользу обновленцев. 24 дек. 1924 г. и 19 авг. 1925 г. НКВД отказал «тихоновской» общине в ее притязаниях на Скорбященскую ц. Однако, понимая, что Константин является не подходящей фигурой для внедрения раскола, губернские власти потребовали его замены. В дек. 1924 г. Константин был переведен на Курскую кафедру. 17 февр. следующего года на обновленческую Николаевскую викарную кафедру был назначен Рафаил (Прозоровский).

В кон. 1924 - нач. 1925 г. городские и сельские общины начали уходить из обновленчества. К кон. 1924 г. в Николаевском округе насчитывался 91 обновленческий приход, служили 69 священников, 18 диаконов, 2 псаломщика, 2 церковника. Не присоединились к расколу 57 общин с 45 священниками. Громкий резонанс вызвал поступок обновленческого диакона Старокупеческой ц. Обонзинского, в февр. 1924 г. публично снявшего с себя сан.

Для предотвращения оттока верующих из обновленческого движения власти решили провести перерегистрацию общин и заключить новые договоры на пользование храмовыми помещениями. Для этого спешно формировались часто фиктивные обновленческие «пятидесятки», к-рым передавали церковные здания. Если в селах процессы перерегистрации проходили относительно мирно, то в городах возникали столкновения. Опираясь на помощь властей, обновленческое викариальное управление прибегало к силовому захвату городских церквей: Старокупеческой в янв. 1925 г., Симеоно-Агриппиновской в февр. 1925 г., Касперовской в мае 1925 г., а также к смене руководства общин, что вызывало конфликты. Церковная ситуация в Николаеве описана в жалобе рабочего-металлиста С. И. Шемета на имя председателя ЦИК М. И. Калинина от 1 июня 1925 г.: «...Новейшее явление в церковной жизни, под влияние которого попал было и народ, но разобравшись в гнусном обмане, часть священников возвратилась к православной Церкви по своей воле, другие же по воле народа, также попавшего в обман и пожелавшего молиться так, как подсказывает его свободная совесть». Шемет описал захват обновленцами Касперовской и Симеоновской церквей в Николаеве: «[В Касперовскую церковь] под охраной милиции против воли народа [получают назначение] темные личности, недостойные по своему прошлому звания священников. Подобный священник Емельян Яцкевич (так в документе, правильно: Яскевич.- Т. К.)... несмотря на вооруженную охрану, был выгнан 9 мая из Касперовской церкви... А на другой день, несмотря на протесты собравшегося народа, опять пытался войти в храм… 24 мая часть православного народа, до 200 человек, узнала, что живистам разрешено в Семеновской церкви общее собрание. Явившись в церковь, народ убедился, что живист священник Сергей Машкевич... на собрании служил при наличии не более 20 душ приверженцев, сидевших в церкви на скамьях. Собравшиеся женщины были возмущены этим, заставили живистов встать и спросили у них, зачем они собрались, на что было отвечено - «выбирать пятидесятку»... Вызванный Машкевичем милиционер попросил православных, не желающих вышеназванного священника, отделиться. Увидя, что православные по количеству превосходят живистов не менее, чем в 10 раз, он пошел сообщить об этом… своему начальству. Явившись снова, этот милиционер сказал народу: «Выгоните этого священника из церкви, заприте ее на ключи, держите у себя». Обрадованный народ запер еще и на другой замок, но к ужасу нашему в понедельник 26-го мая усиленная милиция, явившись к храму, отбила молотком замок, ввела под охраной Машкевича и стояла, пока он не кончил службы со своими единомышленниками» (Там же. Л. 7 об.- 8).

К 1 апр. 1925 г. в Николаеве имелось 5 правосл. общин, насчитывавших 3750 чел. В 1925 г. представители правосл. общины пытались получить не действовавшую с 1915 г. часовню в Николаевском торговом морском порту, но власти ее закрыли. К кон. 1925 г. в Николаевском округе насчитывалось 38 правосл. общин, к-рым принадлежало более 30 храмов. В Николаеве «тихоновскому» течению принадлежали церкви: кладбищенская Всехсвятская (391 чел.), Александро-Невская полковая (982 чел.), греч. Николаевская (572 чел.), Леонидо-Феодосиевская (165 чел., в 1926 перешла к обновленцам). В Новоодесском р-не действовала Архангело-Михайловская ц. в с. Себине (877 чел.). В Варваровском р-не «тихоновское» течение имело Екатерининскую ц. в с. Трихаты (1839 чел.), Преображенскую ц. в с. Нечаянном (645 чел.), Петропавловскую ц. в с. Петровском (610 чел.). Во Владимировском р-не имелись 4 правосл. церкви: Архангело-Михайловская в с. Дрентелево, Покровская в с. Ново-Владимировка, Троицкая в с. Софонове (Троицком), Николаевская в с. Владимировка. Самой многолюдной была община в Софонове - 1340 чел. Правосл. общины в Николаевском р-не действовали при церквах: Богоявленской и Духовской в пос. Богоявленск, Покровской в пос. Воскресенск, Духовской в с. Водопой (ныне в черте Николаева), Рождество-Богородичной и Успенской в с. Калиновка, Петропавловской в с. Матвеевка, Архангело-Михайловской в с. Пересадовка, Георгиевской в с. Широкая Балка, Рождество-Богородичной в с. Валовском, Петропавловской в с. Балабановка. Самыми многочисленными были общины сел Пересадовка и Валовское - 1500 и 1457 чел. соответственно. В Очаковском р-не правосл. общины действовали в Николаевской ц. в с. Куцуруб (1433 чел.), Николаевской ц. в с. Аджисполь (1870 чел.) и в ц. св. Евфросинии Суздальской в с. Парутине (815 чел.). В Вознесенском р-не имелась 1 «тихоновская» община - при Покровской ц. в с. Белоусовка. В Привольнянском р-не также действовала одна Покровская ц. в с. Привольном. В Новобугском р-не православные объединились вокруг 3 церквей: Успенской и Покровской в с. Явкине и Димитриевской в дер. Новодмитровка. Самым многолюдным был Успенский приход в Явкине - 1128 чел.

В 1925 г. в Николаевском округе служили 45 священников, 1 псаломщик и 1 церковник, в 1927 г.- 48 священников, 1 иеромонах, 6 диаконов, 2 псаломщика.

Несмотря на незначительное количество правосл. храмов в Николаеве, раскольники считали, что обновленцы не составляют в городе большинство. Раскольнический Старокупеческий собор по числу прихожан примерно соответствовал правосл. кладбищенской Всехсвятской ц., обновленческая Скорбященская ц.- правосл. Александро-Невскому храму, Семёновская ц.- греч. Николаевской ц., Касперовская ц.- полковой Александр-Невской ц., Морской собор - старообрядческой церкви, церковь Морского госпиталя - молитвенному дому на 6-й Слободской ул., Марие-Магдалининская ц.- церкви в с. Водопой. 12 окт. 1931 г. Николаевский горсовет постановил закрыть Александро-Невскую ц., находившуюся на территории 15-го артиллерийского полка, постановление сразу же было утверждено секретариатом Всеукраинского центрального исполнительного комитета (ВУЦИК).

Церковная жизнь в Николаеве ненадолго активизировалась после назначения 14 окт. 1933 г. на Н. в. еп. Феодосия (Кирики). Большим авторитетом в городе пользовались протоиерей греч. Николаевской ц. Николай Романовский (арестован в 1930) и священник кладбищенской Всехсвятской ц. Диомид Маевский, который был репрессирован вместе со свящ. Николаем Левандовским, диаконами Николаем Иваницким и Михаилом Прокофьевым, псаломщиком Григорием Гордиенко и др. В 1941 г. закрыли греч. Николаевскую ц. Единственной действующей правосл. церковью в Николаеве оставалась кладбищенская Всехсвятская. В районах округа действовали неск. храмов, в т. ч. Свято-Духовский в с. Водопой.

Автокефалисты

30 янв. 1921 г. небольшой группе сторонников В. К. Липковского (см. также: Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)) в Николаеве был передан Адмиралтейский Григорьевский собор. В том же году во «епископа Николаевского и Херсонского» был рукоположен лектор киевских высших учебных заведений Филипп Степанович Бучило, к-рый совместно с «епископом Одесским и Балтским» Антоном (Гриневичем) возглавил административно-территориальную единицу УАПЦ под названием «Степь». В 1922 г. «епископ» Филипп переехал в Николаев, совмещал религ. деятельность с работой в местном научном об-ве при Всеукраинской академии наук. В кон. 1923 г. к УАПЦ присоединилась часть прихожан Георгиевского прихода в Нов. Одессе, они зарегистрировали свой устав (16 янв. 1924) и общину (29 окт. 1924) из 1124 чел. 722 жителя с. Нов. Петровка Новоодесского р-на в арендованном жилом здании организовали молитвенный дом УАПЦ, зарегистрированный 26 апр. 1924 г.

Весной-летом 1923 г. в общине Адмиралтейского собора приобрели большинство сторонники недавно созданной «Деятельно Христовой церкви» (ДХЦ) (близка по идеологии к обновленчеству, с окт. 1921 в составе УАПЦ). Конфликт внутри общины закончился переходом храма к последователям ДХЦ во главе с прот. Николаем Гиричем. Автокефалистские общины в Николаевском округе - в Нов. Одессе и в селах Ново-Петровское и Сухой Еланец - также испытали сильное влияние ДХЦ. К 1928 г. противоречия в общинах округа были преодолены.

После отъезда из Николаева во 2-й пол. 1923 г. «епископа» Филиппа мн. члены причта Адмиралтейского собора перешли на гражданскую работу. В мае 1924 г. диак. Чапковский отказался от сана и стал работать в газ. «Красный Николаев», в июне того же года его примеру последовал диак. Сергий Хлебтовский. 20 нояб. 1924 г. священник собора Василий Пономаренко снял сан и заявил, что никогда не имел ничего общего с религией. 5 дек. 1924 г. руководитель местной ячейки ДХЦ Николай Гирич через прессу объявил, что религия есть дурман для всего человечества, и устроился на работу в окружком. В сер. 1924 г. оставил служение священник Георгиевской общины в Нов. Одессе Павел Евдокимов. Обновленческий ж. «Украïнський православний благовiсник» так характеризовал местных автокефалистов: «Липковщина... мало имеет почвы и по этно-географическим и по другим условиям… Этому движению в Николаевской епархии вредит также неудачный подбор так называемых украинских священников, из которых одни совершенно безграмотны, а другие не только бросили служение религиозному культу, но здесь же, в Николаеве, перешли в лагерь активных безбожников» (1926. № 15. С. 14).

26 сент. 1924 г. Адмиралтейский собор был передан обновленцам. Собор находился в плачевном состоянии: «После ухода из нашего храма в сентябре месяце 1924 года тех же украинцев мы приняли храм в самом печальном и разоренном виде: не было даже священных сосудов и других необходимых предметов - венцов, крестов и проч., облачения раздавались направо и налево. Нам пришлось все это собирать и из м. Новой Одессы и села Ново-Петровского» (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 2. Д. 1040. Л. 13).

Потеря собора в Николаеве была отчасти компенсирована приобретением для УАПЦ в кон. 1924 г. 2 незначительных по числу прихожан церквей: Николаевской в с. Минникове Николаевского р-на (50 чел.) и Григорьевской в с. Новогригоровка Вознесенского р-на (165 чел.). К 1 апр. 1925 г. в Николаевском округе имелись 3 общины УАПЦ общей численностью 5489 чел., к 1 июля того же года действовали 4 общины, число прихожан осталось прежним. К 1 сент. 1925 г. в Николаевском округе служили 5 священников-автокефалистов и 2 диакона.

В 1927 г. сторонники УАПЦ сформировали новую «пятидесятку» в Николаеве. Инициатором выступил член малого президиума автокефалистской Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР), уполномоченный по Николаевскому и Одесскому округам, делегат от Одесской епархии на 2-м Всеукраинском соборе А. Н. Гук, во главе группы автокефалистов неоднократно обращавшийся к властям с просьбой о передаче им Касперовского или Симеоно-Агриппиновского храмов. Благодаря содействию Одесской епархиальной рады и ВПЦР 11 февр. 1927 г. автокефалисты вновь получили Адмиралтейский собор. Дважды в Николаев приезжал автокефалистский «Одесский епископ» Юрий Жевченко, 14 февр. 1928 г. он служил в Адмиралтейском соборе. 30 апр. 1928 г. собор перешел в полное ведение общины УАПЦ. Однако и эта попытка возродить автокефалистский приход в городе оказалась неудачной. В общине существовали острые конфликты, на богослужении присутствовали 12-15 чел., средств на содержание храма не хватало, священники часто менялись (Там же. Л. 4). В 1929 г. здание и имущество храма были переданы Николаевскому историко-археологическому музею, в следующем году колокольню собора разобрали. К началу Великой Отечественной войны здесь размещался Музей революции, в годы войны собор был разрушен.

К 1928 г. в Николаевском округе существовали 2 автокефалистские общины численностью 1999 чел. К нач. 1941 г. деятельность «липковцев» в регионе прекратилась.

В 1926 г. в Николаеве прошел 1-й объединительный съезд др. направления в автокефалистском движении - Иоанникиевского раскола (Братское объединение парафий Украинской православной автокефальной церкви - БОПУПАЦ) (см. в ст. Булдовский Ф. И.). Съезд обратился в ВУЦИК с декларацией, в к-рой говорилось: «Съезд приветствует рабоче-крестьянское правительство Украины - защитника трудящихся масс и действительного раскрепостителя и освободителя национальных меньшинств. Делегаты съезда - духовенство и миряне - клеймят позором политиканствующего митрополита Петра Полянского (наместника патриарха Тихона) и его приспешников» (Украïнський православний благовiсник. 1926. № 5. С. 10). Участники съезда отмежевались также от сторонников Липковского, благожелательно высказались об обновленчестве.

Николаевская обновленческая епархия

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Николаеве. 1799–1800 гг. Фотография. 1914 г.
Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Николаеве. 1799–1800 гг. Фотография. 1914 г.

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Николаеве. 1799–1800 гг. Фотография. 1914 г.

1 июня 1925 г. Рафаил (Прозоровский) стал главой самостоятельной обновленческой Николаевской епархии, преобразованной из вик-ства, и председателем местного ЕУ. Он также временно управлял обновленческим Херсонским церковным округом (31 авг. 1925 - 28 янв. 1926, сент. 1928 - 13 июня 1930). Приезд Рафаила в Николаев укрепил обновленчество в регионе. В кон. 1925 г. Николаевское ЕУ включало «епископа» Рафаила, прот. Емельяна Яскевича, диакона-псаломщика Матфея Щеглова, Д. А. Самойленко, М. Д. Васильеву.

К кон. 1925 г. в Николаевском округе насчитывалось 60 обновленческих общин (в кон. 1924 - 91 община). Обновленцы составляли в округе большинство. В Николаеве им принадлежали общины церквей: Марие-Магдалининской (52 чел.), Касперовской (31 чел.), Александро-Невской (200 чел.), Скорбященской (250 чел.), Симеоно-Агриппиновской (300 чел.) - и 2 соборов - Рождество-Богородичного (1013 чел.) и Морского во имя свт. Григория (200 чел.). В Новоодесском р-не обновленческими являлись: Георгиевская ц. в Нов. Одессе, Димитриевская ц. в Касперовке (ныне в черте Нов. Одессы), Николаевская ц. в с. Новопетровка, Александро-Невская ц. в с. Кандыбине, Рождество-Богородичная в с. Богодаровка, Александро-Невская ц. в с. Дымовка. В Варваровском р-не обновленческими были церкви: Михайловская в с. Ковалёвка, Николаевская в дер. Ст. Богдановка, Николаевская в дер. Б. Корениха. Во Владимирском р-не имелась обновленческая община при Свято-Духовской ц. в с. Малиевка (ныне Березнеговатского р-на). В Николаевском р-не обновленческими были общины при церквах: Иоанно-Богословской в с. Александровка, Ильинской в с. Ингулка, Покровской в с. Пески, Петропавловской в с. Балацком, Успенской в с. Терновка, Преображенской в с. Кисляковка. В Очаковском р-не почти все церкви (кроме 3) принадлежали обновленцам: Покровская в с. Анчекрак (ныне Каменка), Николаевская в с. Наборга, Покровская в с. Бейкуш, в Очакове - Троицкая церковь и Николаевский собор. Практически полностью обновленческим был и Вознесенский р-н, где действовали раскольнические церкви: Архангело-Михайловская в с. Б. Сербуловка (ныне Великосербуловка), Свято-Духовская в с. Троицком, Николаевская и Рождество-Богородичная в с. Еланец, Успенская в с. Лагери 2/3, Покровская в с. Ракове, Николаевская в с. Б. Солоное (ныне Вел. Солёная), Казанская в с. Болгарка, Гаврииловская в с. Щербани, Архангело-Михайловская в с. Дмитровка, Успенская в с. Веселинове, Димитриевская в с. Арнаутовском, Михайловская в с. Михайловка, Покровская в с. Покровском, Петропавловская в с. Натягайловка (ныне в черте Вознесенска), собор в Вознесенке. Единственная церковь в Ландауском р-не - Покровская в колонии Ландау - принадлежала обновленцам. В Привольнянском р-не обновленческими были церкви: Успенская в с. Привольном, Михайловская в с. Пелагеевка, Вознесенская в с. Приют, Троицкая в с. Ольгополь, Петровская в с. Воссиятском, Николаевская в с. Остаповка, Магдалининская в с. Сухой Еланец, Рождество-Богородичная в с. Воронцовка, Николаевская в с. Касперо-Николаевка. В Новобугском р-не обновленческие общины преобладали: здесь действовали Петропавловская, Рождество-Богородичная, Александро-Невская церкви в мест. Нов. Буг, Георгиевская ц. в с. Новоюрьевка, Успенская ц. в с. Ульяновка (ныне Михайловка), Николаевская и Успенская церкви в с. Полтавка (ныне г. Баштанка), Александро-Невская ц. в с. Анновка 1-я, Андреевская ц. в с. Горожено, Рождество-Богородичная ц. в с. Новопавловка. Самыми многолюдными были общины в селах: Нов. Петровка (Новоодесский р-н) - 2986 чел., Терновка (Николаевский р-н) - 2570 чел., Арнаутовское (Вознесенский р-н) - 2234 чел., Воссиятское (Привольнянский р-н) - 2476 чел., Полтавка (Новобугский р-н) - 5971 чел. в 2 приходах.

К 1 сент. 1925 г. в Николаевском округе служили 72 обновленческих священника, 9 диаконов, 8 псаломщиков и иеромонах. В 1925 г. насчитывалось 3 благочиннических округа. Благочинными были: настоятель Касперовской ц. в Николаеве прот. Емельян Яскевич (21 янв. 1925 - сер. 1927) (центр благочиния - Николаев), настоятель церкви в Ново-Петровском Евгений Цивелин (с 23 марта 1925) (центр благочиния - Ново-Петровское), настоятель собора в Очакове Тихон Козловский (с 30 апр. 1925) (центр благочиния - Очаков). В дальнейшем количество благочиннических округов увеличилось - появились Арнаутовский (благочинный - прот. Феодосий Лисицкий), Новобугский (благочинный - прот. В. Шингарёв) и др. округа.

В сер. 1925 г. «епископ» Рафаил сделал в епархии 4 публичных доклада об обновленческом Всеукраинском соборе. Летом 1925 г. был возрожден обычай принесения в Николаев из Одессы Касперовской иконы Божией Матери. Обновленческий «Украïнський православний благовiсник» так описывал это событие: «10 июля 1925 г. Вчера Николаев проводил для обратного следования в Одессу чудотворный Касперовский образ Божией Матери. Двухнедельное пребывание в городе чтимой на Херсонщине иконы, которую раньше, до войны, граждане принимали ежегодно и которой не видели у себя более 10 лет, было сплошным праздником: святая икона по очереди обошла все синодальные церкви, привлекая в них множество богомольцев... Во все эти дни совершались в храме соборные архиерейские богослужения с акафистными молениями, с неустанной проповедью за всеми церковными службами… Перелом в настроении тихоновской массы особенно сказался вчера, при проводах св. иконы, когда разрешенный нам властью крестный ход собрал массу людей, запрудившую улицу нескончаемым людским потоком, всенародным пением молитв сопровождавшую образ до пароходной пристани и оставшуюся на набережной в течение часа, до отхода парохода» (1925. № 16. С. 17). Принесение иконы было организовано также в 1927 г., на протяжении 35 дней образ побывал в Нов. Буге, Вознесенске, Очакове, более чем в 20 селах.

18-20 мая 1926 г. прошел 1-й съезд обновленческой Николаевской епархии, на него прибыли 86 делегатов. В программе съезда были вопросы: о состоянии Украинской и Всероссийской обновленческой церкви, о Вселенском соборе и его задачах, о состоянии Николаевской епархии, о совр. положении миссии и о духовном просвещении, об организации приходской пастырской деятельности, о мерах по улучшению постановки богослужения, о поднятии церковной дисциплины, церковного благочиния (Там же. 1926. № 15. С. 13-14). Съезд учредил должность епархиального благовестника, к-рым стал приглашенный «епископом» Рафаилом в Николаев прот. Иоанн Смирнов. Были высказаны пожелания об организации богословских курсов, б-к духовной лит-ры и др. Съезд отрицательно отнесся к любому изменению богослужебного языка и быта, к нарушению церковного правопорядка. В качестве епархиального благовестника прот. И. Смирнов провел ряд лекций, бесед и диспутов в Николаеве, совершил поездки для диспутов в Вознесенский р-н, Нов. Одессу, Нов. Буг, Ольгополь. Он посетил Терновку и Варваровку (ныне в черте Николаева) с Касперовским образом Божией Матери. Священник Симеоно-Агриппиновской ц. Сергий Машкевич организовал богослужение на рус. языке, что вызвало конфликты в общине. Предполагалось начать богослужение на укр. языке в одной из церквей в Николаеве (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 2. Д. 1040. Л. 9 об.- 10).

В 1927 г. обновленческой Николаевской епархии принадлежали 63 прихода. На 2-м епархиальном съезде духовенства и мирян, прошедшем 22-23 июля 1927 г. в кафедральном Новокупеческом соборе, речь шла о проблемах, стоявших перед епархией. На съезде присутствовали 105 делегатов (58 - от клира, 47 - от мирян). В докладе о положении дел в епархии прот. Успенский сообщил о «тяжелом материальном положении духовенства, в силу коего замечается отсутствие притока новых сил» (Там же. Оп. 3. Д. 262. Л. 42). Епархиальный благовестник прот. Смирнов говорил о недостатках епархиального управления: «Николаевское еп. управление стало на путь поднятия церковной дисциплины исключительно путем административно-карательного характера. Воскресла старая консистория с ее мучительно долго тянувшимися следствиями, с запрещением в священнослужении предварительно следствий, с жестоким приспособлением этих запрещений к пребыванию в г. Николаеве Касперовского чудотворного образа, с допросами священника при понятых, с допросами, продолжающимися иногда целую ночь, с отлучением мирян от причащения, наконец, с закрытием к великому смущению церковной общественности синодальных храмов. Не допуская союзы городских приходских общин к осуществлению выборного начала, не считаясь по временам с отзывами и представлениями благочиннических советов в епархии, не отзываясь на решения пастырских собраний в защиту виновных, не призывая к участию в церковной работе в городском масштабе пастырско-мирянские объединения - одним словом, сознательно отвергая церковно-общественную поддержку, епархиальное управление столкнулось лицом к лицу с анархическим выступлением как отдельных клириков и мирян, так и целых правлений приходских общин... Анархические элементы раздробленной церковной общественности... отвечали... епархиальному управлению резкими выпадами, неплатежами взносов на епархиальное управление, жалобами в Свящ. синод или уклоном в тихоновщину» (Там же. Л. 40 об.). Один из выступавших обвинил ЕУ в пассивности в деле украинизации богослужения, вслед. чего самосвятство укрепляло позиции. На съезде было принято решение совершать богослужение на укр. языке в Новокупеческом соборе. В постановлениях съезда говорилось о поддержке «русской православной общины» свящ. Сергия Машкевича. Ставилась задача передать в распоряжение общины Адмиралтейский собор, на к-рый претендовали «липковцы» (с 11 февр. 1927 обновленцы делили собор с «липковцами», 30 апр. следующего года собор перешел в собственность «липковской» общины). Несмотря на заявленное на съезде «искривление принципа соборноправности» в управлении Николаевской епархией, в резолюции съезда говорилось о необходимости «всемерно поднять пастырско-иерархическое начало и воспитать в церковно-общинных кругах, и прежде всего в рядах самого же пастырства и клира, должное уважение к епископскому сану и послушание его авторитету» (Там же. Л. 48-51).

На 1 янв. 1928 г. в округе насчитывались 54 обновленческие (синодальные) общины с 55 907 членами. 13 июня 1930 г. обновленческим «епископом» Николаевским и временно управляющим Херсонской епархией стал Амвросий (Нагорский), к-рый был до этого «епископом Мариупольским», на Мариупольскую кафедру был перемещен Рафаил (Прозоровский) в сане «архиепископа». Со временем Амвросий был возведен в сан «архиепископа».

В кон. 20-х гг. XX в. обновленцы испытали на себе репрессии, финансовое и адм. давление со стороны властей. 12 мая 1931 г. на заседании президиума Николаевского горсовета было принято решение о закрытии принадлежавшей обновленцам Леонидо-Феодосиевской ц., нек-рое время храм числился действующим.

Драматично складывалась судьба обновленческих храмов в районах Николаевского окр. Одновременно с активно проводившейся коллективизацией шло массовое закрытие и разорение церквей. Храмы закрывались по резолюциям колхозных собраний без утверждения районными и центральными властями. Целые районы в 1929-1931 гг. остались без функционирующих молитвенных помещений. 28 нояб. 1929 г. одной из первых была закрыта церковь в с. Новоюрьевка Новобугского р-на. В 1930 г. почти все церкви Новоодесского р-на оказались захваченными сельскими активистами-безбожниками: в Нов. Одессе, селах Касперовка, Михайловка, Ново-Петровское (19 янв. 1930), Гурьевка, Кандыбино (28 янв. 1930), Дымовка. Были опечатаны храмы в селах Сухой Еланец Еланецкого р-на, Пески, Касперо-Николаевка, Баштанка Баштанского р-на, Троицкое Вознесенского р-на, Ст. Богдановка Варваровского р-на. В 1931 г. были закрыты обновленческие церкви в селах Бармашово, Ингулка, Остаповка Баштанского р-на, Ландау Карл-Либкнехтовского р-на, Нечаянное Николаевского р-на, Привольное одноименного района. В 1932 г. закрылись церкви в селах Александровка и Щербани Вознесенского р-на, Петрово-Солониха Варваровского р-на, Куйбышево Еланецкого р-на, Петропавловская, Александро-Невская и Рождество-Богородичная церкви в Нов. Буге (2 последних храма были разрушены).

В обращении в НКВД от 20 февр. 1930 г. обновленческий Украинский синод описывал ситуацию в районах округа: «28 ноября 1929 г. в с. Ново-Юрьевке Ново-Бугского района Николаевского округа местной организацией безбожников при содействии представителей с[ель]/с[овета] насильственно захвачена была и разгромлена церковь. Трактором купол стянут на землю, все внутреннее убранство было разбито. Так как захват не повлек для его виновников никаких последствий и с ноября месяца до сего времени незаконно захваченная церковь остается закрытой, то это обстоятельство, можно думать, осталось не без влияния на массовый захват церквей в пределах Николаевского округа, начавшийся 19 января с. г. и, по-видимому, не закончившийся и поныне. 19 января при деятельном участии с[ель]/с[овета] захвачена была церковь в с. Ново-Петровском, причем захват сопровождался полным разгромом всех богослужебных принадлежностей. Разбит был иконостас, престол, все иконы, все это вынесено было в ограду церковную, облито керосином и сожжено. Затем приглашена была музыка, и в церкви открылось гуляние. Вслед за тем в Ново-Одесском районе насильственно захвачены все, кроме одной, церкви синодальной ориентации… В селах, где закрыты церкви, местные власти воспрещают соседним священникам удовлетворять религиозные нужды по просьбам верующих. К характеристике того тяжелого и бесправного положения, в каком находятся религиозные общины и служители культа, можно указать на факты вторжения во время богослужения представителей местных организаций с требованием публичного отречения от сана служителей культа (с. Касперовка Ново-Одесского района). Закрытие церквей производится если не путем прямого захвата, то самым упрощенным способом, или собираются в экстренном порядке члены пятидесятки, сколько бы их ни собралось, и под давлением здесь же присутствующих безбожников принимается заранее составленная резолюция о закрытии церкви (иногда 10 голосами) - с. Ингулка. Затем церковь закрывается, а иногда тут же обращается в клуб. Есть еще более упрощенный способ. Требуют от председателя общины выдачи церковных ключей и вместе подписи под заранее заготовленным заявлением об отказе от церкви. В с[овхоз]ах и колхозах, как правило, требуют уничтожения в домах икон, запрещают исполнять религиозные требы и ходить в церковь» (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 1948. Л. 57-57 об.).

Подвергались травле священники, их вынуждали уехать (священники с. Баштанка Моисей Глобачёв и Малый, священник с. Ново-Павловка Грижицкий и диакон того же села Маницкий), или отдать ключи от храма, или принять постановление о закрытии церкви. Если эти меры не приносили успеха, следовал арест. В Николаевском округе в 1929-1930 гг. были арестованы обновленческие священники Павел Кульчицкий, Доримедонт Матаков, Вячеслав Иванов, Михаил Ждановский, Фаддей Ждановский, Михаил Сорокалетов, Алексий Христаков, Евгений Назаревский, Феодор Олешицкий, Феодосий Лисицкий. Применялись разнообразные адм. взыскания, ограничения деятельности и вызовы в сельсовет. На такие факты указывал обновленческий синод в обращении в президиум ВУЦИК: «Со стороны органов власти не допускаются хождения священников с молитвой по домам прихожан пред праздниками Р[ождества] Х[ристова] и Св. Пасхи и со св. водой в праздник Крещения. Так, священнику церкви с. Баштанки Баштанского района Димитрию Балденко Баштанскою райадминсекциею было запрещено ходить с молитвой пред минувшим праздником Р. Х. Священник же Успенской церкви с. Привольного сельсоветом был оштрафован в 350 рублей, а его псаломщик - в 250 рублей. Протоиерею церкви с. Ново-Павловки Баштанского района Георгию Слотвинскому 31 декабря 1930 г., ходившему с молитвой в деревне своего прихода Ново-Сергеевке, в местном сельсовете также было запрещено посещение домов верующих на том основании, что священник должен иметь особое разрешение на это от сельсовета» (Там же. Ф. 1. Оп. 7. Д. 184. Л. 106-106 об.).

Верующие пытались отстоять храмы. В обращениях в ВУЦИК они апеллировали к закону, описывая в подробностях произвол местной власти. Члены «пятидесятки» с. Баштанка в июне 1930 г. писали: «Ввиду неоднократного незаконного нападения нашей местной власти на религиозную общину верующих об отобрании и закрытии нашего Свято-Николаевского храма села Баштанки Николаевского округа местная власть кроме годичной страховки, которую мы платили по 8 руб. в год, а местная власть наложила еще незаконный налог на Свято-Николаевскую церковь в сумме 164 руб. в год и 17 коп. с целью, чтобы религиозная община не могла заплатить и отказаться от церкви. Но и это все-таки им не удалось, то они стали делать перепись неверующих безбожников, которую перепись община верующих считает неправильной и незаконной, потому что они, войдя в дом, начинали первым долгом угрожать и брать на испуг, говоря, что если кто не запишется в неверующие и об отобрании церкви, то будет считаться как контрреволюционер и противник Советской власти… И под таким незаконным давлением и угрозой человек верующий волей-неволей вынужден был записаться в число неверующих… По окончании переписи они пришли и заявили священнику, чтобы он очистил помещение, церковную сторожку, где он квартировал, и под их давлением и угрозой он вынужден был оставить помещение и уехать из села, а через неделю времени, 8 января, они пришли к церковному управлению и с угрозой стали требовать церковные ключи на закрытие церкви… Незаконным давлением и угрозой вынуждены были отдать ключи от Свято-Никольской церкви, и они воспользовались таким незаконным поступком и написали акт, как бы добровольно отдали церковь» (Там же. Ф. 5. Оп. 3. Д. 1948. Л. 74-74 об.). Церковный актив с. Баштанка заявлял о желании выделить часть церковной территории под постройку профшколы, если храм сохранится в ведении общины (Там же. Оп. 7. Д. 220. Л. 10-10 об.). Несмотря на все усилия, 26 янв. 1930 г. местные власти вынудили общину отказаться от церкви. 25 нояб. того же года они приняли решение о закрытии 2 церквей в селе. Верующим удалось организовать новую «пятидесятку» при Николаевской ц. и продлить существование общины до нач. 1932 г.

В с. Михайловка Новоодесского р-на жители стали свидетелями того, как «кучка неверующих и с ними несколько крестьян стали пугать народ тем, что если они не закроют церкви или окажутся отдельные граждане против закрытия, то они будут высланы в Соловки как противники Советской власти и контрреволюционеры. Крестьяне, молча, скрепя сердце, против своей воли давали подписи… Крест сняли и бросили прямо сверху вниз, разбив его, иконостас весь расколотили, не стесняясь слез, просьб и упреков народа» (Там же. Оп. 3. Д. 1948. Л. 2-2 об.). В с. Ингулка местные власти прибегли к шантажу и фальсификации документов о сборе подписей за закрытие храма (Там же. Ф. 1. Оп. 7. Д. 184. Л. 98-98 об.). В с. Пески Баштанского р-на голосование по вопросу о закрытии церкви переросло в конфликт между верующими и безбожниками. Впосл. весь церковный актив села был арестован, некоторые были приговорены к высшей мере наказания.

Пик закрытия обновленческих храмов в Николаевском округе пришелся на сер.- 2-ю пол. 30-х г. XX в. В 1934 г. у верующих была отобрана Николаевская ц. в Очакове (перестроена под Дворец пионеров). Постановлениями ВУЦИК от 8 июля 1934 г. и Николаевского горсовета от 5 авг. того же года был закрыт Скорбященский собор, до этого трижды подвергшийся ограблению, имущество было передано в Михайловскую ц. в с. Варваровка и в Старокупеческую ц. Последний настоятель собора Леонид Коцюбинский, 2 апр. 1934 г. переведенный в Николаев из Днепропетровска, и прихожане (337 чел.) перешли в Агриппино-Феодосиевскую ц., ставшую собором. Скорбященский собор в 1934 г. был передан Судоремонтному ин-ту под Дом культуры, в 1935 г.- Николаевскому инструментальному заводу для устройства клуба. В 1934 г. была закрыта ц. в честь Касперовской иконы Божией Матери (переоборудована под клуб завода им. 61 коммунара), в 1936 г. закрыли Рождество-Богородичный собор (в нем разместился гарнизонный Дом офицеров). 2 февр. 1938 г. было принято решение о закрытии Симеоно-Агриппиновского обновленческого собора, последнего из действовавших до войны храмов в Николаеве.

В 1937 г. были арестованы обновленческие священники: Иаков Михайлович Бурминченко (из с. Сухой Еланец), Владимир Иванович Вильковский (из с. Касперовка) и др. 24 авг. 1937 г. арестован живший на покое обновленческий «архиепископ» Николаевский Амвросий (Нагорский). 28 сент. он был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, этапирован в Локчимлаг (Коми), скончался 24 февр. 1942 г. в заключении.

К нач. 1941 г. в Николаеве и селах округа обновленческих церквей не было. В 1945 г. числилась одна обновленческая община. Отдельные обновленцы, приняв перерукоположение, впосл. продолжали служить в созданной в 1942 г. (или в кон. 1941) правосл. Николаевской епархии (см. Николаевская и Очаковская епархия). Нек-рые клирики после отказа перерукоположиться были запрещены в священнослужении (напр., прот. Вячеслав Иванов, запрещенный в служении Херсонским и Одесским еп. Сергием (Лариным), под управлением к-рого Николаевская епархия состояла в 1947).

Епископы

Алексий (Баженов; 8 дек. 1913 - 8 февр. 1918), сщмч. Прокопий (Титов; 8 февр. 1918-1921), Феодосий (Кирика; 1933-1937).

Обновленческие «епископы»

Константин (Спасский; апр. 1923 -нояб. 1924), Рафаил (Прозоровский; 17 февр. 1925 - 13 июня 1930), Амвросий (Нагорский; 13 июня 1930 - 24 авг. 1937).

Лит.: Дем'яненко Ю. Вилучення церковних цiнностей на Миколаïвщинi в 1922 р. // Iсторiя. Етнографiя. Культура: Новi дослiдження: 4-я Миколаïвська обл. краєзн. конф. Миколаïв, 2002. С. 138-140; Тригуб А. П. Обновленческие епископы 20-30-х гг. ХХ в. на Николаевщине // Там же: 5-я Миколаïвська обл. краєзн. конф., 2004. С. 261-263; он же. Протистояння вiруючих антицерковнiй кампанiï 1929-1930 рр.: На мат-лах пiвдня Украïни // Гуманiтарно-економiчнi дослiдження: Зб. наук. праць. Миколаïв; Од., 2005. Т. 3. С. 65-70; Балягузова О. Ю. Розкол в укр. православ'ï у 1921-1930 рр.: (На мат-лах пiвдня Украïни): АКД. Запорiжжя, 2006; Котляр Ю. В., Тригуб О. П. Реквiзiцiï церк. цiнностей i закриття храмiв на Миколаïвщинi в 20-30-х рр. ХХ ст. // Реабiлiтованi iсторiєю: Миколаïвська обл. К., 2008. Кн. 4. С. 79-89; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
Т. В. Кальченко