Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИЗКИНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 49, С. 369-372 опубликовано: 29 июля 2022г. 


НИЗКИНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Владимиро-Волынской и Ковельской епархии УПЦ), находится в с. Низкиничи Иваничевского р-на Волынской обл. (Украина).

Сер. XVII - 1-я пол. XIX в.

Основан как православный 16 сент. 1643 г. А. Г. Киселем, согласно его фундушевой записи, в родовом имении и замке - с. Низкиничи - как мон-рь в честь Покрова Пресв. Девы Марии. Кисель передал новой обители 3 крестьянских двора, озеро с плотиной и мельницей, др. угодья, в монастырское хозяйство входил фольварк и кирпичные заводы. Монастырю ежегодно поступали 7% от суммы 5 тыс. талеров и 1/10 урожая (ЦГИАК. Ф. 2079. Оп. 1. Д. 19. Л. 7). В 1646 г. фундуш подкреплен 5 тыс. злотых и 100 га пахотной земли, в 1648 г. Кисель отписал монастырю 1,5 тыс. злотых из доходов с. Седлище и пожертвовал колокол со своим гербом. В 1649 г. брат фундатора - Н. Г. Кисель вложил в обитель 1 тыс. злотых по себе и своим потомкам. А. Г. Кисель отказался от права «патроната» над мон-рем, подчинив его архимандриту Киево-Печерского монастыря.

Согласно уставу, в Н. м. должны были проживать 12 насельников, в т. ч. 7 иеромонахов, один из которых исполнял послушание игумена, а другой - проповедника-гомилета. Игумен избирался прямым голосованием из числа братии 1 раз в 3 года. Кандидат должен соответствовать единственному условию: «...быть мужем ученым и в аскетических подвигах совершенным» (ГА Волынской обл. Ф. 359. Оп. 1. Д. 183. Л. 37).

Первым игуменом в 1643 г. стал иером. Иоиль (Малковский), прибывший вместе с братией из мон-ря во имя арх. Михаила в мест. Гоща (см. Гощанский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь), где Кисели являлись фундаторами. Известны настоятели Н. м. в 40-х гг. XVII в.- Лаврентий (Петркович) (упом. в 1647 и в 1653), Петр (Ласко Чернчицкий) (упом. в 1647). Три первых игумена, к-рые упоминаются в списках братии мон-ря арх. Михаила в Гоще, помогали А. Г. Киселю в его политической деятельности. Тесная связь обителей в Низкиничах и Гоще прослеживается вплоть до смерти А. Г. Киселя.

Для ежедневного совершения 2 литургий - ранней «в старом храме» (где находилась усыпальница предков А. Г. Киселя с XIV в.) или в часовнях вмч. Георгия Победоносца или свт. Николая и поздней в соборе обители - четверо монахов несли послушание певцов, а пятеро - уставщиков.

Согласно завещанию, А. Г. Кисель был похоронен в монастырском Покровском храме, в подземном склепе в приделе вмч. Георгия. С 1653 г. фундаторами мон-ря были его вдова Анастасия († 1659), а затем племянница Елена Николаевна (в замужестве Стемпковская), которая управляла значительной частью наследства своего дяди. Т. к. земельные владения Н. м. были незначительными, то его благополучие зависело в основном от ежегодных денежных сумм, поступавших от владельцев или арендаторов имений. Уже с 50-х гг. XVII в. у Н. м. начались материальные проблемы, т. к. наследники Киселя не слишком интересовались состоянием обители. В этой связи за монахов вступился даже митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Дионисий (Балабан-Тукальский) (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 97. Л. 1888-1891а).

Среди настоятелей в 50-60-х гг. XVII в. известны Феодосий (Волынец; 1653-1658), Сильвестр (Бузский; 18 мая 1658 - 12 янв. 1661), Тарасий (Бузский; с 1 окт. 1661). В числе насельников Н. м. было немало представителей известных фамилий православного дворянства Речи Посполитой, в т. ч. родственник А. Г. Киселя мон. Иоанн (в миру Ян Кисель; упом. в 1653 и в 1655), бывш. настоятель Зимненского монастыря иером. Иоаким (Малковский), иером. Паисий (Серковский; упом. в 1658) и др.

В 1662 г. с. Низкиничи перешло в аренду к Кадевичам-Копчиньским, а в 1680 г. на длительное время - к представителям рода Догель-Цырина. 18 мая 1686 г. Юрий Догель-Цырина пожаловал обители 4,3 тыс. злотых. Однако вскоре, с переходом Догель-Цырины в униатство в 1690 г., у мон-ря начался длительный конфликт с ними. В том же году в связи с частыми нападениями крымских татар правосл. еп. Луцкий Афанасий (Шумлянский) отдал распоряжение насельникам забрать все вещи и документы и на нек-рое время переехать в Луцк. Однако неподалеку от обители братья Догель-Цырина напали на монахов, ограбили их и забрали монастырские документы и драгоценности (Петров. 1867. С. 142).

Н. м. обращен в униатский ок. 1698 г., когда он был захвачен вооруженным отрядом польск. войск по приказу униат. митр. Киевского и Галицкого Льва Любича-Заленского. Согласно преданию, по приказу митр. Льва «монахов насильственно обрили на римский лад». По др. версии, Н. м. принял под свою протекцию униат. еп. Холмский Александр-Августин Лодзято в ходе судебного разбирательства в Коронном трибунале в Люблине, где Догель-Цырины выдали себя за владельцев духовных имений мон-ря.

Церковь Успения Пресв. Богородицы (1653). На заднем плане — братский корпус с церковью вмч. Георгия (2003). Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь Успения Пресв. Богородицы (1653). На заднем плане — братский корпус с церковью вмч. Георгия (2003). Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь Успения Пресв. Богородицы (1653). На заднем плане — братский корпус с церковью вмч. Георгия (2003). Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1703 г. Юрий Догель-Цырина присвоил предназначавшиеся монастырю часть с. Низкиничи и денежные выплаты. Опасаясь судебных претензий со стороны монахов, он незаконно хранил у себя ряд документов, фиксировавших монастырские владения. В 1722 г. в ходе конфликта с Н. м. нового владельца с. Низкиничи Франциска Догель-Цырины по его приказу был избит и вскоре умер от полученных травм настоятель мон-ря Иоанн Визанский. Возвратить исторические документы удалось в 1735 г., когда под угрозой нападения крымских татар помещик спрятал свое имущество и фамильный архив в подземельях монастырской церкви и поручил их сохранение слуге М. Калинскому, который обнаружил документы Н. м. и передал их викарию обители Николаю Олесницкому, однако оба они были вскоре убиты.

В 1741 г. Н. м. возглавил Иероним Оземкевич, к-рый обнаружил архив и составил его инвентарь. 9 февр. 1744 г. папа Римский Бенедикт XIV издал буллу, в к-рой признал права мон-ря на фундуши, переданные ему в XVII в. (ГА Волынской обл. Ф. 382. Оп. 1. Д. 13. Л. 3). После этого братия в рамках неск. судебных процессов смогла добиться выплат причитавшихся денежных средств от представителей рода Догель-Цырина, фактически доведя их до полного разорения. Напр., на основании декрета Люблинского коронного трибунала от 24 дек. 1763 г. монахи в 1766 г. предъявили иск к Казимиру Цырине об уплате 1000 злотых с вложений Н. Г. Киселя и др. задолженностей (ЦГИАК. Ф. 2079. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-1а). В 1766 г. владельцем с. Низкиничи стал староста Звягеля (ныне Новоград-Волынский) Ф. Чацкий, к-рый выплатил Н. м. не только причитавшиеся денежные средства, но и остававшийся долг предыдущих владельцев в размере 20 тыс. злотых, прибавив собственный вклад в 5 тыс. злотых (ГА Волынской обл. Ф. 382. Оп. 1. Д. 13. Л. 4).

Во 2-й пол. XVIII в., в период управления Н. м. иером. Марцеллия Билинского, начался упадок обители: росли долги, уменьшилась численность братии, расходившейся в др. мон-ри. После 3-го раздела Речи Посполитой (1795) и вхождения Зап. Волыни в состав Российской империи Покровский храм мон-ря в 1796 г. перешел в ведение РПЦ. При этом монахи-униаты забрали из него антиминс и часть утвари и совершали богослужения в расположенной рядом часовне (Там же. Ф. 359. Оп. 1. Д. 183. Л. 71). Подольский военный губернатор гр. И. В. Гудович в письме униат. еп. Луцкому Стефану Левинскому от 13 апр. 1800 г. подчеркивал плачевное состояние мон-ря: «Среди множества других малочисленных униатских монастырей здесь проживает всего два монаха, которые не занимаются никакими общественно-полезными делами, ни просвещением юношества, ни содержанием больных и калек, и даже не могут надлежащим образом содержать себя сами» (Там же. Ф. 382. Оп. 2. Д. 27. Л. 91). По мнению гр. Гудовича, этих монахов было бы целесообразнее переселить в др. мон-ри. Вскоре после 1802 г. насельники обители были приписаны к братии Владимиро-Волынского униат. мон-ря, туда же для устройства городского уездного уч-ща был передан фундуш А. Г. Киселя, при этом хозяйственная деятельность на земельных владениях мон-ря не прекратилась. В 1812 г. протоконсультор Русской базилианской пров. иером. Адриан Ставиньский указывал на то, что обитель является адм. единицей Владимиро-Волынского супериора: «…С обращением большого числа народа к греко-русскому исповеданию церкви низкиничского и зимненского монастырей во Владимирском уезде отошли в ведение Грекорусской епархии, а базилианское начальство присоединило фундуш оных двух монастырей к Владимирскому...» (Там же. Д. 115. Л. 45).

Н. м. продолжал существовать до 1837 г. Разрешением Литовской греко-католической духовной консистории от 22 июня 1837 г. предписывалось мон-рь закрыть, а деревянные кельи разобрать. Это было претворено в жизнь последним администратором мон-ря Иоанникием Козачевским, постоянно проживавшим во Владимире-Волынском (Там же. Ф. 359. Оп. 2. Д. 70. Л. 21).

Бывший монастырский собор в кон. XVIII-XX в.

Перешедший в юрисдикцию РПЦ Покровский собор находился в обветшавшем состоянии и требовал ремонта, поэтому сразу оказался приписным. В 1803 г. он переосвящен в честь Успения Пресв. Богородицы (предположительно для того, чтобы не отмечать престольный праздник вместе с униат. монахами, находившимися в одной монастырской ограде). К 1827 г. в храме не было икон, отсутствовало неск. луковиц на куполах.

Интерьер ц. Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Интерьер ц. Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Интерьер ц. Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1827 г. настоятелем Рождественско-Богородицкой церкви с. Калусов (ныне с. Гряды Иваничевского р-на), к к-рой был приписан Успенский храм, стал свящ. Иоанн Ящевский. В 1832 г. он добился создания в Низкиничах самостоятельного прихода с припиской к нему церкви в с. Калусов, стал инициатором 2 судебных процессов, направленных на возвращение хотя бы части монастырского фундуша (перешедшего в 1830-1832 в гос. казну) для ремонта церкви и обеспечения причта (Там же. Ф. 35. Оп. 5. Д. 25. Л. 57а; Д. 38. Л. 306). Тяжба о. Иоанна Ящевского с владельцем с. Низкиничи И. Модзалевским привела к тому, что в 1855-1856 гг. Сенат обязал помещика выделить причту земельные владения (Там же. Ф. 359. Оп. 1. Д. 183. Л. 3а).

В нач. 80-х гг. XIX- нач. XX в. был проведен частичный ремонт храма, заново перекрыты купола. Активно способствовало этому местное дворянство во главе с надворным советником Е. Н. Дверницким. Посещали храм В. Б. Антонович и А. В. Прахов, сделавший фотографии церкви, ценной утвари, икон и др., графиня П. С. Уварова, также активно поддержавшая реставрацию собора. В 1909 г. приход посетил сщмч. Фаддей (Успенский), еп. Владимиро-Волынский. Более 10 лет в Синоде обсуждался вопрос о выделении средств на реставрацию храма; в 1913 г. было принято решение выделить 10 тыс. р. из средств 1915 г. (Там же. Ф. 35. Оп. 5. Д. 52. Л. 261), однако реализации этого помешала начавшаяся первая мировая война. В 1915 - 20-х гг. XX в. Успенский храм неск. раз подвергался разграблению: в частности, был осквернен саркофаг Киселя, откуда были похищены золотой пернач и клейноды. С бывш. монастырской звонницы при временной оккупации региона австро-венгерскими войсками был снят и отправлен на переплавку серебряный колокол - вклад А. Г. Киселя.

Согласно подписанному в 1921 г. Рижскому мирному договору между РСФСР, УССР и Польшей, с. Низкиничи оказалось на территории, отошедшей Польше. Началась многолетняя борьба за Успенский храм, к-рый стоял одним из первых в списках ревиндикации (возвращения имущества Римско-католической Церкви) во Владимир-Волынском у. Этот процесс прекратился только в 1935 г., после посещения церкви Президентом Польши И. Мосцицким. Он предписал не только оставить храм православным, «поскольку православным был его основатель», но и начать его реставрацию, к-рая прервалась с началом второй мировой войны. В 1944 г., во время наступления Красной Армии, близ с. Низкиничи проходила линия фронта, в ходе боев было разрушено завершение центрального купола Успенского храма, в неск. местах пробита крыша (Там же. Ф. Р-393. Оп. 3. Д. 9а. Л. 339). Восстановлением церкви занимался ее настоятель свящ. Трофим Мороз. 8 авг. 1946 г. Успенский храм, надгробие Киселя и звонница были признаны памятниками республиканского значения УССР (Там же. Оп. 1. Д. 9. Л. 11). В 1961 г. храм был закрыт, но не снят с регистрации, что впосл. дало возможность возобновить там богослужения. 14 марта 1962 г. богоборцы ворвались в храм, разорили иконостас и алтарь, разбросали иконы, богослужебные книги и иконы, изуродовали саркофаг и надгробный бюст Киселя, раскидали останки основателя мон-ря.

8 июня 1969 г. храм вновь открылся для богослужений, была проведена реставрация. Настоятелями прихода были священники Владимир Понагайбо (1969-1987) и Анатолий Сидько (1994-1997), в 1987-1994 гг. его возглавлял архим. Павел (Лебедь; с 2011 митрополит Вышгородский и Чернобыльский), способствовавший восстановлению мон-ря.

Архитектура, росписи, реликвии

Успенская церковь (освящена в 1653) - яркий памятник т. н. укр. барокко. Оригинальный пример 5-камерного, крестообразного в плане храма (такие храмы редко встречаются на Волыни). Кирпичная, 5-главая, с 2 полукруглыми и квадратным западным приделами. Фасады расчленены лопатками с 3 резными белокаменными порталами. Боковые приделы перекрыты опирающимися на стены полусферическими куполами, центральный купол на сравнительно высоком барабане опирается на широкие арки, связывающие боковые помещения с центральным. Первоначальное гонтовое с заломами покрытие куполов в кон. XIX в. заменено металлическим. Частично сохранилась фресковая живопись XVII в. В парусах храма помещены лепные изображения родовых гербов Киселей. Двухъярусный барочный иконостас XVIII в. утрачен на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. Деревянная 2-ярусная проездная звонница XVII в. размещается у юго-западного угла кирпичной ограды (XVII в.). Нижний ярус рубленый, с проездом посередине, верхний - каркасный, вертикально обшитый досками, в его южной и северной гранях устроены по 3 отверстия с лучковыми перемычками, в западной и восточной - по одному.

Согласно свидетельству Н. И. Петрова, в нач. XIX в. в обители сохранялись чудотворные местночтимые иконы Богородицы и вмч. Георгия Победоносца, а также портреты родителей А. Г. Киселя - Григория и Феодоры (мон. Евфросинии) (Петров. 1867. С. 140).

1997-2018 гг.

Решением Синода УПЦ от 28 окт. 1997 г. Н. м. возрожден. Исполняющим обязанности наместника был назначен игум. Афанасий (Ковальчук). С 26 марта 2000 г. наместником является архим. Викентий (Мазур). В 2017 г. в Н. м. проживало 8 насельников.

В 90-х гг. XX в.- нач. 2003 г. в Н. м. возведен братский корпус с ц. вмч. Георгия Победоносца (2003). В 2011 г. в специально построенном деревянном доме открыт Музей старины и народного быта на основе коллекции крестьянской утвари, вышивок и посуды, собранной архим. Викентием (Мазуром). При Н. м. действует правосл. специализированная школа им. прп. Сергия Радонежского.

К кон. 2017 г. в Н. м. хранились список чудотворной Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы (дар Киево-Печерской лавры, принесен 21 окт. 2001); ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских; икона с частицей мощей свт. Николая Чудотворца; икона с частицей мощей прав. Иоанна Русского; копия Холмской иконы Божией Матери (2003; изготовлена специально для обители). В нише юго-западного пилона центрального объема Успенского храма находится надгробие Киселю с поколенным надгробным бюстом. Фундатор монастыря изображен в рыцарских латах, держащим в левой руке булаву (ныне утрачена). Ниша имеет пышное обрамление, над ней помещен герб рода Кисель в картуше, под ней - 2 плиты с эпитафиями. В крипте сохранился оловянный саркофаг Киселя.

Арх.: ЦГИАК. Ф. 25 (Луцкий гродский суд). Оп. 1; Ф. 2079 (Низкиничский мон-рь); ГА Волынской обл. Ф. 35 (Волынская духовная консистория православная); Ф. 59 (Владимир-Волынский уездный суд); Ф. 389 (Архив «новой» Луцкой греко-униатской консистории, 1798-1828); Ф. Р-393 (фонд Уполномоченного по делам религий при Совете Министров СССР по Волынской обл.).
Лит.: Петров Н. И. Краткие сведения о правосл. мон-рях Волынской епархии, в наст. время не существующих: Низкиничский мон-рь // Волынские ЕВ. 1867. Ч. неофиц. № 8. С. 139-145; Фаддей (Успенский), еп. Древние приходские храмы близ г. Владимир-Волынского // Там же. 1910. Ч. неофиц. № 4. С. 72-74; Богуславский Г. К. Киевский воевода А. Кисель и выстроенная им в с. Низкеничах, Владимиро-Волынского у., церковь // Сб. ст. в честь гр. П. С. Уваровой, 1885-1915. М., 1916. С. 232-248; Sysyn F. Between Poland and the Ukraine: The dilemma of A. Kysil, 1600-1653. Camb. (Mass.), 1985; Свистун В. О. Свято-Успенський Низкиницький чоловiчий мон-р: Iсторiя та сьогодення. Нововолинськ, 2003; Годованюк О. М. Мон-рi та храми Волинського краю. К., 2004; Горiн С. М. Мон-рi Захiдноï Волинi (друга половина XV - перша половина XVII ст.). Львiв, 2007; Михнюк Л. Святиня на пагорбi. Нововолинськ, 2009; А. Г. Кисель: Сб. мат-лов / Сост.: В. Н. Киселев, В. О. Свистун. Минск, 2012.
Диак. В. Свистун