Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЬЯНМА
Т. 48, С. 148-160 опубликовано: 27 апреля 2022г. 


МЬЯНМА

[Республика Союз Мьянма; бирманское Пьидаунзу Тханманда (Тамэда) Мьянма Найннгандо; до 1989 - Бирма], гос-во в Юго-Вост. Азии на северо-западе Индокитая. На западе и северо-западе граничит с Бангладеш и Индией, на севере и северо-востоке - с Китаем, на востоке и юго-востоке - с Лаосом и Таиландом. На юге и юго-западе омывается водами Бенгальского зал. и Андаманского м. Индийского океана. Территория - 676,6 тыс. кв. км. Столица - Нейпьидо (333,5 тыс. чел., с пригородами - 1 160,2; перепись 2014 г.). Крупнейшие города (перепись 2014 г.) - Янгон (4,729 тыс. чел.), Мандалай (1 225,5 тыс. чел.), Таунджи (264,8 тыс. чел.), Пегу (Баго; 254,4 тыс. чел.), Моламьяйн (Моулмейн; 253,7 тыс. чел.), Мьичина (243 тыс. чел.) Моунъюа (207,5 тыс. чел.). Офиц. язык - бирманский. Административно-территориальное деление - 7 адм. областей, 7 национальных областей и столичная союзная территория Нейпьидо. М.- член ООН (1948), МВФ (1952), МБРР (1952), ВТО (1995), АСЕАН (1997), Восточноазиатского саммита (2005).

География

М. занимает северо-зап. часть п-ова Индокитай, а также архипелаг Мьей (Мергуи), о-ва Москос, о-в Янбье, о-в Манаун (Чедуба) и др. Береговая линия сильно изрезана. М.- преимущественно горная страна. На западе находится хребет Ракхайн (высота до 3053 м, гора Виктория). На севере Ракхайн продолжают горы Чин (высотой до 2773 м) и хребет Лета (до 2704 м). По сев.-зап. границе М. тянутся горы Пакайн (высотой до 3826 м), по северо-восточной - хребет Гаолигуншань (до 4075 м), образующий водораздел рек Иравади и Салуин. В сев. части М. расположены горы Кумун (высотой до 3411 м) и хребет Те-Трайангл (до 3617 м), разделенные продольными долинами и постепенно понижающиеся к югу. На крайнем севере страны - высокогорная область (до 5881 м, гора Кхакаборази - высшая точка М.) с сильно расчлененными складчатыми и складчато-глыбовыми хребтами, платообразными массивами. Восточная часть М. занимает Шанское нагорье (высотой до 2675 м). К югу от нагорья тянутся низкие и средневысотные хребты Дона (высота до 2080 м) и Танинтайи (высота до 2072 м). Отроги Танинтайи, близко подходящие к побережью Андаманского м., образуют мн. острова архипелага Мьей (Мергуи). Центральная часть М. занята обширной Иравадийской долиной. Ее сев. часть характеризуется пересеченным рельефом, центральная - холмистыми равнинами (высотой до 385 м), южная - плоской заболоченной дельтовой низменностью, образовавшейся в результате слияния дельты Иравади и низовий Ситауна. На равнине возвышаются низкогорные хребты Пегу (с потухшими вулканами высотой до 1518 м, вулкан Поупа), Зибью (до 727 м) и др. Приморская низменность Бенгальского зал. пересечена мелкими реками, местами заболочена. Климат М. тропический муссонный, на юге - субэкваториальный. Выделяются 3 сезона: относительно прохладный и сухой (нояб.- февр.); жаркий, сухой (март - май); жаркий, влажный (июнь - окт.). Зимой температура сохраняется от 25°C в дельте Иравади до 13°C на севере Иравадийской равнины. В горных районах и на Шанском нагорье случаются заморозки. Наиболее жаркий месяц на побережье и в южных районах М.- апр., в центральных районах - май, среднемесячные температуры составляют 30-32°C (максимально 41-43°C). С приходом летнего экваториального муссона температуры понижаются до 27-29°C. На севере в горах летние температуры не превышают 17-18°C. 90% годовых осадков приносит юго-зап. муссон. Крупнейшие реки - Иравади, Салуин, Ситаун. Ок. 80% годового стока рек приходится на сезон летних дождей. Ежегодно на реках случаются наводнения.

Население

Население М. составляет 51 486 253 чел. (перепись 2014 г.; переписаны 50 279 900 чел., остальные - предположительное население на территории, не контролируемой центральным правительством). Ок. 2 млн трудовых мигрантов и вынужденных переселенцев из М. проживают в соседних странах (гл. обр. в Таиланде - 70% и в Малайзии - 15%; перепись 2014 г.). По офиц. данным, в М. насчитывается ок. 135 народностей. Большую часть населения М. составляют тибето-бирманские народы (79,7%; бирманцы, араканцы, карены, качины, лису, лаху, чины, нага), тайские народы (9,8%; шаны, лы, кхун) и мон-кхмерские народы (4,4%; моны и кхмеры горные, в основном палаунг и ва). Бирманцы (68%) населяют центральные и южные районы в среднем и нижнем течении р. Иравади. На юго-западе М. проживают араканцы (3,5%); на западе, в горах Лета, Чин и Ракхайн,- чины (1%); на севере, в верховьях Чиндуина и Иравади, и на востоке, в районе Шанского нагорья,- шаны (9%), качины (1,5%), палаунг (1,4%), ва (0,9%), лы (0,6%), нага (0,5%), лису (0,3%), лаху (0,3%), кхун (0,2%); на юго-востоке, по р. Салуин, и на юге, в дельте Иравади,- карены (8%, из них кая - 0,75%) и моны (2%). В крупных городах, в районах дельты Иравади и на морском побережье проживают китайцы (2,5%), выходцы из Индии, Бангладеш и Непала (3,5%, из них рохинджа - 1,8%) и др.

По переписи 2014 г., естественный прирост составил 0,89% в год, рождаемость - 18,9 чел. на 1 тыс. жителей, смертность 10 чел. на 1 тыс. жителей. Показатель фертильности - 2,29 ребенка на 1 женщину. Преобладает молодое население (средний возраст 27,1). В возрастной структуре населения доля детей (до 14 лет) - 28,6%, людей трудоспособного возраста (15-64 года) - 65,6, лиц 65 лет и старше - 5,8%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 66,8 года (мужчины - 63,9, женщины - 69,9 года). Средняя плотность населения - 76,1 чел. на кв. км. Доля городского населения - 30%. Уровень грамотности - 89,5%.

Государственное устройство

Католич. собор Девы Марии (Непорочного Зачатия) в Янгоне. 1899 г. Архит. Дж. Кейперс
Католич. собор Девы Марии (Непорочного Зачатия) в Янгоне. 1899 г. Архит. Дж. Кейперс

Католич. собор Девы Марии (Непорочного Зачатия) в Янгоне. 1899 г. Архит. Дж. Кейперс
М.- федеративная республика. Действует Конституция 2008 г. Глава государства и правительства - президент, избираемый на 5 лет верхней и нижней палатами парламента. Президент и вице-президент должны быть гражданами М., родившимися от родителей - граждан М., не моложе 45 лет и проживать в М. последние 20 лет. Высший законодательный орган - 2-палатный парламент (Ассамблея союза). Нижняя палата - Собрание народных представителей - состоит из 440 депутатов; из них 330 избираются тайным голосованием, 110 назначаются Верховным главнокомандующим Вооруженными силами (ВС). Верхняя палата - Собрание национальностей - состоит из 224 депутатов; из них 168 избираются, 56 назначаются Верховным главнокомандующим. Срок полномочий парламента - 5 лет.

Особый орган власти - Совет национальной обороны и безопасности. Он состоит из Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, его заместителя, министров обороны, внутренних дел, по делам границ, президента, 2 вице-президентов, министра иностранных дел и председателей 2 палат парламента. Совет предлагает президенту на утверждение кандидатуру Верховного главнокомандующего, который назначает своего заместителя и министров обороны, внутренних дел, по делам границ. Один из вице-президентов выдвигается военной (назначаемой) фракцией парламента. ВС пользуются широкой автономией в рамках гос. системы и обладают политическим влиянием.

Высший орган исполнительной власти - Всесоюзное правительство. В административных и национальных областях действуют местные органы гос. власти. Судебная система включает Верховный суд, Конституционный суд, Военный трибунал, суды административных и национальных областей. В М. существует многопартийная система. Крупнейшие политические партии - Национальная лига за демократию, Партия союзной солидарности и развития. Действуют партии, представляющие интересы национальных меньшинств (напр., Араканская национальная партия).

Религия

Интерьер армянской ц. Иоанна Крестителя в Янгоне. 1862 г.
Интерьер армянской ц. Иоанна Крестителя в Янгоне. 1862 г.

Интерьер армянской ц. Иоанна Крестителя в Янгоне. 1862 г.
Большинство верующих - буддисты (ок. 87,9% населения). Христиане составляют ок. 6,2% (гл. обр. баптисты, католики, англикане), мусульмане - ок. 4,3 (большинство - сунниты), приверженцы племенных верований - ок. 0,8%, индуисты - ок. 0,5, представители др. религий - 0,2, не исповедующие ни одной религии или атеисты - 0,1% (перепись 2014 г.). Христианство исповедуют гл. обр. народы, живущие на окраинах страны,- чины, качины и карены. Число христиан по переписи 2014 г.- 3172,5 тыс. чел.

Статистические данные о количестве приверженцев той или иной религии и конфессии существенно расходятся в различных источниках. Это связано с тем, что М. с момента получения независимости сталкивается с серьезными затруднениями в сфере национального строительства. В этих условиях представители меньшинств и этнорелиг. большинства склонны завышать собственную численность и занижать численность оппонентов.

Православие

Исповедует незначительное число мигрантов, работников международных предприятий и дипломатических миссий. С 1996 г. территория М. относится к юрисдикции митрополии Гонконга и Юго-Вост. Азии Константинопольской Православной Церкви.

Восточные нехалкидонские Церкви

Восточные нехалкидонские Церкви в М. представлены Армянской Апостольской Церковью (ААЦ). Действует ц. св. Иоанна Крестителя в Янгоне (построена в 1862). 1-5 окт. 2014 г. М. посетил Католикос всех армян Гарегин II. Армяне бежали в М. от преследований Османской империи в нач. XVII в. По переписи населения Британской Индии 1881 г., в М. было 466 армян. В наст. время в Янгоне проживает не более 10-20 арм. семей.

Римско-католическая Церковь

Действуют 3 архиеп-ства и 13 епископств-суффраганов: Янгон (Бассейн, Моламьяйн, Пхаан, Пьи), Мандалай (Банмо, Калемьо, Лашо, Мьичина, Хакха), Таунджи (Лойко, Пекон, Тауннгу, Чёнгтун). Католиков в М. ок. 450 тыс. чел. Ок. 90% из них - карены, качины, чины, шаны. Действуют апостолическая делегатура (с 1990) и Конференция католич. епископов М.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканская Церковь представлена независимой Церковью провинции Мьянма (основана в 1970), являющейся частью Англиканского Содружества. Церковь включает 6 диоцезов: Мандалай, Мьичина, Пхаан, Ситуэ (Акьяб), Тауннгу, Янгон (Рангун); насчитывает более 70 тыс. приверженцев. Кроме того, в М. действуют отколовшиеся от Англиканской Церкви церковные структуры: Независимая англиканская церковь (Independent Anglican Church; отделившиеся в 1958 от Миссионерского об-ва библейских священнослужителей общины качинов, расположенные гл. обр. в В. Бирме; в нач. XXI в. насчитывали ок. 2,8 тыс. чел.), Конгрегационный союз Св. Гавриила (St. Gabriel's Congregational Union Church; в 1925 община тамилов в Янгоне отделилась от основной Церкви, в нач. XXI в. она насчитывала в М. ок. 300 чел.).

Лютеранство представлено в М. 3 орг-циями, входящими во Всемирную лютеранскую федерацию: Евангелическо-лютеранская церковь в М. (Лютеранская вифлеемская церковь; ок. 3 тыс. чел.), Лютеранская церковь М. (2 тыс. чел.), Мьянманская лютеранская церковь (3,1 тыс. чел.).

Англиканский собор Св. Троицы в Янгоне. 1894 г.
Англиканский собор Св. Троицы в Янгоне. 1894 г.

Англиканский собор Св. Троицы в Янгоне. 1894 г.
Кальвинизм в М. представлен неск. орг-циями, входящими во Всемирное содружество реформатских церквей. Пресвитерианская церковь М., основанная иммигрантами народа мизо (выходцами из Сев.-Вост. Индии), насчитывает ок. 30 тыс. членов в 256 приходах. Сосредоточена в долине рек Калай (Кэлей) и Кабо, притоков р. Чиндуин. Первая пресвитерианская церковь была основана в 1956 г. в деревне Лосо. В 1962 г. Церковь была официально зарегистрирована с 5 тыс. последователей.

Евангелическая церковь народа мара в М. (87 общин, ок. 21,5 тыс. чел.) - независимая орг-ция конгрегационалистов, по этнической принадлежности являющихся представителями народа мара (проживают в Сев.-Вост. Индии (шт. Мизорам) и в Сев.-Зап. М. (Чинская и Ракхайнская (Араканская) национальные области); 87% мара считают себя верующими Евангелической церкви народа мара, существующей в Индии и М. как 2 отдельные самостоятельные орг-ции; остальные причисляют себя к баптистам и др. протестант. деноминациям). В 1905 г. независимый британский миссионер Р. А. Лоррейн основал в Лондоне Первую миссию народа лакхер (мара) (Lakher (Mara) pioneer mission) и через 2 года прибыл в Мараленд для распространения Евангелия среди местных жителей, исповедовавших анимизм. В сел. Серкор (Сайкао; шт. Мизорам, Индия) он основал 1-ю церковь («миссионерский бунгало»). Христианизация региона проходила успешно, к 1960 г. большинство мара были крещены. В связи с обретением независимости Индии (1947) и Бирмы (1948) основанная Лоррейном Церковь была разделена на 2 самостоятельные орг-ции в соответствующих странах. В 1984 г. Евангелическая церковь народа мара была официально зарегистрирована в М.

Христианская реформатская церковь в М., созданная в 1985 г. пастором Чан Тхленом, рукоположенным ранее в Пресвитерианской церкви М., в наст. время входит во Всемирное сообщество кальвинистских церквей и насчитывает 5,5 тыс. членов в 64 конгрегациях. Ее последователи составляют ок. 6 тыс. чел. Проводятся генеральные ассамблеи. В 1997 г. для обучения пасторов в Янгоне была основана Кальвинистская теологическая семинария. В Матупи Церковь содержит созданную в 1999 г. больницу.

Кроме того, действуют Евангелическая свободная церковь М. (независимые конгрегационалисты; 518 общин, ок. 37,2 тыс. чел.; с 1955), Евангелическая пресвитерианская церковь М. (независимые пресвитериане; 78 общин, 2,2 тыс. чел.; с 1983), Реформатская пресвитерианская церковь М. (36 общин, 2 тыс. чел.).

Баптистская ц. Эммануила в Янгоне. 1885 г., 1952 г.
Баптистская ц. Эммануила в Янгоне. 1885 г., 1952 г.

Баптистская ц. Эммануила в Янгоне. 1885 г., 1952 г.
Баптисты являются самой многочисленной христ. деноминацией в стране. Баптистская конвенция М., основанная в 1865 г., в наст. время объединяет подавляющее большинство баптистов в М. (ок. 4,3 тыс. общин, ок. 837,6 тыс. крещеных членов). В нее входят 18 локальных конвенций и 2 аффилированные церковные структуры. Под ее управлением находится Мьянманский теологический институт в Инсейне (Янгонская адм. обл.; основан в 1927). Каренская, Качинская и Чинская баптистские конвенции включают бóльшую часть крещеных членов Баптистской конвенции М. Кроме того, действуют независимые баптистские орг-ции: Самостоятельное каренское об-во баптистской миссии (Self-Supporting Kayin Baptist Mission Society; 69 общин, ок. 11,5 тыс. чел. (2011); в 1912 откололась от Баптистской конвенции Бирмы), Евангелическая баптистская церковь (ок. 12 тыс. чел.; основана в 1975 фундаменталистами из США), Евангельские баптистские церкви М. (ок. 10 тыс. чел.; основана в 1983) и др.

Плимутские братья (открытого направления) насчитывают в М. ок. 10 тыс. чел. в 40 общинах. В сер. 60-х гг. XX в. часть верующих вышла из состава Баптистской конвенции Бирмы и, установив отношения с орг-циями открытых братьев за рубежом, образовала общины христ. братьев в М.

Методистская английская церковь в Янгоне. 2-я пол. XIX в.
Методистская английская церковь в Янгоне. 2-я пол. XIX в.

Методистская английская церковь в Янгоне. 2-я пол. XIX в.
Методисты представлены 2 основными организациями - Методистской церковью Союза Мьянма (25 общин, 5,3 тыс. чел.), основанной амер. методистами, прибывшими в Н. Бирму из Индии в 1870 г., и Методистской церковью (В. Мьянмы) (184 общины, 27,5 тыс. чел.), основанной британскими методистами в В. Бирме в 1887 г. Кроме того, в М. действует раскольническая Независимая методистская церковь (ок. 1 тыс. чел.), отделившаяся от методистской орг-ции в Н. Бирме в 1967 г.

Пятидесятники представлены несколькими орг-циями. Наиболее многочисленная из них - Ассамблеи Бога М. (основана в 1924) - в нач. XXI в. насчитывала ок. 80 тыс. чел. Действуют также Объединенная пятидесятническая церковь М. (унитарии; более 30 тыс. чел.; с 1966), миссия пятидесятников из Индии (220 общин, 35 тыс. чел.), Церковь Бога (Кливленд, США) (ок. 5,5 тыс. чел.; с 1980), Международная церковь четырехугольного Евангелия (ок. 6 тыс. чел.; с 1988).

Адвентисты седьмого дня (АСД), основавшие свою 1-ю в М. орг-цию в 1919 г. в Рангуне, в 2015 г. насчитывали 30,4 тыс. чел. в 232 общинах. Мьянманская союзная миссия включает 5 локальных объединений и входит в состав Южноазиатско-Тихоокеанского отделения Генеральной конференции АСД. Миссии принадлежат издательство, одна высшая и неск. десятков начальных школ.

Армия спасения, представители которой впервые были направлены в Бирму из Индии в 1915 г., в наст. время имеет в М. более 50 корпусов (церквей). Регион М. разделен на 4 округа и входит в состав Территории Сингапура, Малайзии и Мьянмы. В Янгоне действует школа по подготовке офицеров Армии спасения.

Иеговы свидетели, впервые начавшие проповедь в М. в 1910 г., в нач. XXI в. насчитывали ок. 4,2 тыс. чел. в 76 конгрегациях.

К внеденоминационным орг-циям относятся Церкви Христа (ок. 1 тыс. общин, ок. 100 тыс. чел., гл. обр. выходцы из Китая, представители Зарубежного миссионерского братства; с 1933), Христианская церковь народа лису (этнического меньшинства в Юж. Китае, Таиланде и Индии; 230 общин, 35 тыс. чел.), Церковь Иисуса Христа (55 общин, 15 тыс. чел., с 1970) и др.

Ислам

Ислам в М. исповедует ок. 4,3% населения (офиц. данные; по мнению Ассоциации мусульман М., их втрое больше - до 12%). Большинство мусульман сунниты. Шииты (ок. 20 тыс. чел.) проживают гл. обр. в Янгоне. В М. свыше 2,5 тыс. мечетей. Проникновение ислама на территорию М. началось, вероятно, в IX в. с поселением мусульм. купцов в приморских городах. В наст. время потомки инд. мусульман обитают гл. обр. в Янгонской адм. области. На западе Ракхайнской национальной области проживают исповедующие ислам рохинджа (ок. 1 млн чел.). Они говорят на языке рохинджа, относящемся к бенгало-ассамской группе индоарийской ветви индоевропейской семьи, что отличает его от господствующих в М. тибето-бирманских языков. Отдельную группу мусульман в М. составляют этнические китайцы (бирм. пантей, кит. хуэй). В Кодауне есть мусульмане малайского происхождения (потомки малайцев, принадлежащие к разным религ. направлениям в исламе, называются «пашу»). Исповедующие ислам потомки от смешанных браков между иностранцами-мусульманами из Юж. Азии и Ближ. Востока и бирманками именуются «зербади». В Ракхайнской национальной обл. есть также немногочисленная группа мусульман-камейнов (каманов), потомков солдат-лучников, бежавших в Аракан в 1660 г. под предводительством Шаха Шуджи (1616-1661), 2-го сына императора из династии Великих Моголов Шаха-Джахана.

Иудаизм

Иудаизма придерживаются ок. 20 чел. в Янгоне, где расположена единственная в М. синагога.

Индуизм

Индуизм исповедуют 0,5% населения (252,7 тыс. чел.). В основном индуисты проживают в Янгоне и Мандалае.

Буддизм

Буддизм школы тхеравада исповедует подавляющее большинство жителей М. Буддизм махаяны исповедует менее 1% населения, он распространен среди лиц кит. происхождения. В стране находится большое число почитаемых буддийских храмовых комплексов и монастырей: Шведагон (Шуэдагоун; в Янгоне), Швезигон (Шуэзигоун; близ Пагана), храм статуи Мэхамуни (в Мандалае) и др.; проживает ок. 500 тыс. буддийских монахов и монахинь, к-рые имеют большое влияние на социально-политическую жизнь страны. Буддизм в М. вобрал в себя традиц. верования, в первую очередь почитание духов-натов и культ предков. Особенно почитаются 37 натов во главе с Тэчжа-мином (Индра). К натам относятся Махагири (Владыка Горы) и его сестра Швемьехна (Златоликая).

Даосизм, конфуцианство и китайские народные верования

Распространены среди части кит. общины. В нач. XXI в. в М. насчитывалось ок. 600 тыс. сторонников конфуцианства и ок. 120 тыс. приверженцев кит. народных верований.

Традиционные верования

По-прежнему характерны для горных народов; они сохраняют культ предков и веру в одушевленные природные явления. Их верования оказывают большое влияние на буддизм, христианство и др. религии в М. Среди бирманцев распространено домашнее почитание деревянных статуэток, в к-рых, как считается, обитают духи-наты. Традиц. верования сохраняют значение среди каренов, 80% которых не являются христианами, остальные 20% - христиане, в значительной степени склонные к религиозному синкретизму. Многие из них приняли христианство гл. обр. потому, что, согласно древнему каренскому преданию, «Золотая Книга» верховного бога каренов Ивы (Ювы) должна быть возвращена им «Белым человеком».

Новые религиозные течения

Представлены Бахаи религией, сторонники к-рой в М. в нач. XXI в. насчитывали ок. 55 тыс. чел.

Межденоминационные организации

В 1914 г. в составе Национального Христианского Совета Индии был учрежден Региональный Совет Бирмы, к-рый в 1949 г. стал самостоятельным Христианским Советом Бирмы. В 1972 г. переименован в Бирманский Совет Церквей, в 1989 г.- в Мьянманский Совет Церквей. Является членом Всемирного Совета Церквей, объединяет более 30 региональных советов Церквей в М.

Религиозное законодательство

Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом
Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом

Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом
Согласно Конституции 2008 г., любые формы дискриминации по религ. принадлежности запрещены (ст. 348). Союз М. сохраняет право на введение законов «в целях процветания и реформ», несмотря на гарантированную «свободу религиозных практик» (ст. 360). Союз М. признает особое положение буддизма как религии большей части граждан страны (ст. 361), а также христианство, ислам, индуизм, анимизм в качестве религий, существующих в Союзе М. на момент вступления в силу действующей Конституции (ст. 362). Союз М. может содействовать к.-л. религиям и защищать их по своему усмотрению (ст. 363). Ст. 364 гласит: «Использование религии в политических целях запрещено. Любое действие, способствующее чувствам ненависти, враждебности или разногласия между расовыми или религиозными общинами или сектами, противоречит данной Конституции. Может быть принят закон, наказывающий такую деятельность». Союз М. обязуется оказывать поддержку высокообразованным гражданам независимо от расы, религии и пола, сообразно их квалификации (ст. 368).

Католический собор св. Иосифа в Таунджи. 1873 г., 1951 г.
Католический собор св. Иосифа в Таунджи. 1873 г., 1951 г.

Католический собор св. Иосифа в Таунджи. 1873 г., 1951 г.
Обеспечение права на свободу исповедания осуществляет созданное в 1972 г. Мин-во по делам религии, в его компетенцию входят решение религ. конфликтов и поддержка деятельности различных религиозных орг-ций. В стране разрешено публичное празднование религ. праздников основных вероисповеданий, осуществляется их трансляция по радио и телевидению. Руководство мин-ва регулярно посещает религ. праздничные мероприятия. Рождество Христово массово отмечается среди городского населения и молодежи без религ. содержания.

Тем не менее, несмотря на декларируемую свободу вероисповедания, этнорелиг. меньшинства нередко подвергаются притеснениям со стороны буддийского большинства. Проповедь христианства и ислама в ряде областей запрещена или ограничивается на практике. По данным СМИ и правозащитных организаций, в условиях тлеющей гражданской войны за последние несколько лет было уничтожено более 60 христ. храмов, местные жители, проживающие в зоне конфликта и исповедующие христианство, неоднократно терпели насилие со стороны правительственных отрядов. В янв. 2015 г. власти распорядились убрать христ. крест с вершины холма рядом с г. Хакха, столицей Чинской национальной обл. Серьезные конфликты между буддистами и мусульманами-рохинджа возникают в Ракхайнской национальной обл.

В последнее время в М. наблюдается подъем буддийского национализма. В стране действуют националистическая организация «Движение 969» и Ассоциация защиты национальной идентичности, языка и религии (бирм. аббревиатура Ma Ba Tha). Радикальные требования включают различные меры от законодательного ограничения прав религ. меньшинств до полной депортации всех мусульман с территории Аракана.

В 2015 г. были приняты 4 закона о защите национальной идентичности и религии, регулирующие моногамию, порядок обращения в др. религию, межрелигиозные браки. Принятые законы запретили полигамию. Индивиды, желающие принять др. религию, должны уведомить об этом соответствующий комитет местных властей, предъявить доказательства того, что они глубоко изучали избранную ими религию не менее 90 дней, и получить офиц. разрешение комитета. Если заключается брак между мужчиной, не исповедующим буддизм, и буддисткой-бирманкой, то в течение 14 дней после подачи заявления любое лицо имеет право уведомить местные власти о том, что кандидаты на вступление в брак не отвечают установленным в законе критериям для заключения межконфессионального брака.

История

М. с древнейших времен до кон. XIX в.

Во II в. до Р. Х. на юж. побережье Андаманского м. под инд. влиянием сложились первые на территории совр. М. политические образования - города-государства монов. В I тыс. по Р. Х. на севере и в центральной части М. образовались гос-ва народа пью Шрикшетра и Аракан. Их жители занимались ирригационным земледелием, исповедовали буддизм и брахманизм, сочетавшиеся с анимистическими верованиями. Проникновение инд. верований отмечено в М. с нач. I тыс. по Р. Х. Сохранились надписи V в., содержащие отрывки из палийских Абхидхамма-питаки и Виная-питаки, свидетельствующие о проникновении на территорию М. буддийской школы тхеравада (палийская разновидность хинаяны). Есть свидетельства о хинаянской же школе сарвастивада и о почитании бодхисатв махаяны, в частности Авалокитешвары. В 832 г. войска гос-ва Наньчжао (на территории совр. пров. Юньнань, КНР) разгромили Шрикшетру. В то же время началась миграция предков совр. бирманцев с территорий Зап. Китая в долину р. Иравади. Вытеснив монов и пью, к IX в. они осели в районе Чаусхе (Центральная М.) и в 849 г. (по др. данным - в 850) основали г. Паган, а в 1044 г.- царство Паган. Первый правитель Пагана Аноратха покорил Аракан, в 1057 г. завоевал царство монов Татон (на юге совр. М.). Аноратха сделал гос. религией буддизм хинаяны, строил храмы, укреплял торговые и культурные связи М. с Бенгалией, Шри-Ланкой. В стране распространилась письменность на языках пали, монском и пью, а затем на бирманском, достигли расцвета искусство и архитектура. В нач. XIII в. начался постепенный распад Пагана. В 1283 г. в битве под Каунгсином монг. войска разбили последнего правителя Пагана Наратихапатея.

Португ. авантюрист Ф. де Бриту-и-Никоте. Неизв. художник. Ок. 1900 г. (Музей португальского декоративного искусства, Лиссабон)
Португ. авантюрист Ф. де Бриту-и-Никоте. Неизв. художник. Ок. 1900 г. (Музей португальского декоративного искусства, Лиссабон)

Португ. авантюрист Ф. де Бриту-и-Никоте. Неизв. художник. Ок. 1900 г. (Музей португальского декоративного искусства, Лиссабон)

После распада Паганской державы Аракан вновь стал самостоятельным, в центральных и северных районах М. был основан ряд независимых княжеств (Мьинсайн, Пинья, Сагайн, Ава). В 1287 г. на юге М. обрело независимость монское княжество Пегу (Хантавади), находившееся прежде под управлением Пагана. С XIV в. началось возвышение княжества Ава, вступившего с Пегу в борьбу за гегемонию в М. и контроль над водными коммуникациями и торговлей по р. Иравади. Княжество Тауннгу в 1539 г. захватило Пегу. Правители Тауннгу приняли титул правителей Пегу. В 1555 г. Пегу захватило Аву и др. княжества шанов, а затем тайские гос-ва Аюттхая и Чиангмай. В кон. XVI в. началось ослабление Пегу. В 1599 г. войска Аракана захватили г. Пегу.

В XVI в. в М. появились первые европейские поселенцы и торговцы, попытавшиеся утвердиться на побережье. В нач. XVII в. португ. авантюрист Филипе де Бриту-и-Никоти основал гос-во в Н. Бирме (1603-1613), но был побежден правителем Авы Анаупхелуном (1606-1628) и казнен. В 1-й четв. XVII в. Анаупхелун вновь объединил М., но в 1-й пол. XVIII в. страна распалась. В кон. XVII-XVIII вв. европ. купцы стремились закрепиться в Бирме: Британская Ост-Индская компания (ОИК) основала в Н. Бирме факторию и верфь в 1695 г., Французская ОИК создала верфь в 1729 г.

Улица Могул в Рангуне. Фотография. 1910 г.
Улица Могул в Рангуне. Фотография. 1910 г.

Улица Могул в Рангуне. Фотография. 1910 г.
К сер. XVIII в. британское и французское присутствие в М. укрепилось. В стране вновь разгорелась борьба за власть между различными лидерами. В 1754 г. Алаунпхая, правитель Моксобо, подчинил Аву и шанов, в 1757 г. завоевал Пегу. Представителям основанной им династии Конбаун удалось захватить столицу Сиама Аюттхаю, присоединить Аракан и распространить власть на Ассам. В результате Бирма стала непосредственно граничить с Британской Индией. При Конбаунской династии сложился централизованный правительственный аппарат во главе с монархом (минтэйачжи). Объединение страны способствовало экономическому развитию Бирмы.

В 1824 г. началась 1-я англо-бирманская война. Яндабоский мирный договор 1826 г. предусматривал передачу Аракана и Тенассерима Британской ОИК. На Бирму налагалась контрибуция. В ходе 2-й англо-бирманской войны 1852-1853 гг. Британская ОИК захватила территории Пегу. В 1862 г. Аракан, Тенассерим и Пегу были объединены в брит. колонию Н. Бирма. Династия Конбаун сохранила контроль только над В. Бирмой. Правитель Миндон (1853-1878) провел налоговую и адм. реформы и начал создание мануфактур. Великобритания вынудила Миндона заключить неравноправные торговые договоры в 1862 и 1867 гг. Тибо (1878-1885) под давлением Франции заключил неравноправный франко-бирманский договор 1885 г. В том же году Великобритания начала 3-ю англо-бирманскую войну и 1 янв. 1886 г. присоединила В. Бирму. С февр. 1886 г. Бирма стала провинцией Британской Индии. С 1897 г. пров. Бирма управлял генерал-губернатор. С кон. 80-х гг. XIX в. в Бирме стали возникать буддийские об-ва мирян, задачей к-рых были гл. обр. охрана буддийских памятников и монахов и организация массовых религ. мероприятий, т. к. с упразднением бирм. монархии регулярные пожертвования элит на религ. цели прекратились.

М. в 1-й пол. XX в.

Хозяйство колониальной Бирмы основывалось на рисоводстве. В годы первой мировой войны страна стала одним из крупнейших производителей вольфрамовой руды, также добывали олово, свинец и нефть, древесину тикового дерева. Модернизация Бирмы выразилась в развитии городов, коммуникаций, портов, экспортно-ориентированной экономики, в притоке мигрантов, в изменении социальной структуры населения, в широком распространении совр. учебных заведений (в т. ч. создании ун-та), в появлении выборных органов власти и политических партий. В 20-х гг. XX в. в Бирме возникло антиколониальное движение.

Вследствие мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. в стране в 1930 г. вспыхнуло крестьянское восстание под рук. Сая Сана (1876-1931). Восставшие требовали предоставления независимости Бирмы. Брит. власти подавили восстание, Сая Сан был казнен. В 1930 г. возникла патриотическая орг-ция «Добама Асиайон» (Ассоциация «Наша Бирма»; ДА). В 1935 г. парламент Великобритании принял закон об управлении Бирмой. С 1937 г. она становилась отдельной колонией (выводилась из состава Британской Индии). Был создан 2-палатный законодательный орган из выборной палаты представителей и сената, половину членов к-рого назначал генерал-губернатор, 2-ю половину - избирала нижняя палата. Правительство формировал генерал-губернатор. Оно было подотчетно палате представителей. Генерал-губернатор сохранил контроль над обороной страны, охраной порядка, внешними сношениями и финансами. ДА требовала полной независимости Бирмы. В 1939 г. в Рангуне представители ДА, движения танкинов («господ»), рабочих и студентов создали Коммунистическую партию Бирмы (КПБ).

Во второй мировой войне Бирма участвовала на стороне Великобритании. По брит. Закону об обороне Бирмы 1940 г. начались преследования оппозиции. В дек. 1941 г. Япония вторглась в Бирму, а к маю 1942 г. оккупировала страну. Созданный япон. властями в мае 1943 г. Комитет по подготовке независимости Бирмы принял 1 авг. 1943 г. текст основного закона. Формально Бирма провозглашалась независимой и получала собственные ВС - Национальную армию Бирмы (НАБ), но реальной властью обладало командование япон. оккупационных войск. В 1944 г. была создана Антифашистская лига народной свободы (АЛНС) во главе с Аун Саном, занимавшим пост министра обороны в оккупационном правительстве. Целью АЛНС была ликвидация любого иностранного господства над Бирмой (как британского, так и японского). Англо-амер. войска вступили в Бирму в янв. 1945 г., в марте взяли Мандалай. 27 марта 1945 г. части НАБ восстали против Японии. В мае бирм. части во главе с ген. Не Вином освободили Рангун. Последние япон. соединения покинули Бирму в авг. 1945 г. В февр. 1946 г. от КПБ откололась Компартия «Красный флаг», сама КПБ стала называться «Белый флаг».

После войны АЛНС начала борьбу за полную независимость Бирмы от Великобритании. На выборах в Учредительное собрание в апр. 1947 г. победу одержала АЛНС. Временное правительство возглавил Аун Сан. Брит. власти согласились на создание независимого Бирманского Союза (БС). 19 июля 1947 г. правые экстремисты убили Аун Сана и 6 членов правительства. АЛНС возглавил У Ну. 24 сент. 1947 г. была принята Конституция БС. 17 окт. 1947 г. по англо-бирм. договору Великобритания признала независимость БС. 4 янв. 1948 г. состоялось офиц. провозглашение независимости Бирмы. БС был федерацией, возглавляемой президентом, к-рого избирал 2-палатный парламент. Исполнительная власть принадлежала правительству во главе с премьер-министром, которого по предоставлению палаты депутатов назначал президент. Премьер-министром в 1948 г. был назначен У Ну. В том же году были установлены дипломатические отношения БС с СССР.

М. в годы независимости (с 1948)

Монумент независимости в Янгоне. 1948 г. Архит. У Тин
Монумент независимости в Янгоне. 1948 г. Архит. У Тин

Монумент независимости в Янгоне. 1948 г. Архит. У Тин
В 1948 г. межнациональные противоречия и борьба за власть привели к гражданской войне. В янв. 1949 г. начался вооруженный конфликт с Каренским национальным союзом (основан в 1947), выступавшим за создание независимого каренского гос-ва. В ходе войны КПБ «Белый флаг» в нач. 1949 г. установила кратковременный контроль над значительной частью Центр. Бирмы, а вооруженные части каренов осадили Рангун, но с апр. 1949 г. правительство У Ну перешло в наступление. 19 марта 1950 г. пала столица каренского повстанческого т. н. гос-ва Котулей - г. Тауннгу. К сер. 1951 г. очаги сопротивления сохранялись только в отдельных сельских районах.

В 1948 г. правительство У Ну приступило к созданию гос. сектора экономики и национализировала брит. транспортные компании и предприятия лесоразработки, ряд горнорудных и нефтяных компаний стали смешанными, бирм. правительству в них принадлежала либо половина, либо треть акций. В 1948 г. был принят закон о национализации земли. По нему было национализировано 3,3 млн акров сельскохозяйственных земель, из к-рых 1,4 млн акров было распределено между 190 тыс. безземельных и малоземельных крестьян. В 1952 г. была принята 8-летняя программа развития страны «Пьидота» («Счастливая страна»), предусматривавшая восстановление хозяйства, разрушенного гражданской войной.

В политической сфере власть сохраняла АЛНС, победившая на выборах 1951-1952 гг. и 1956 г. Высказанная У Ну в 1958 г. идея национального примирения в условиях формально не завершенной гражданской войны и многочисленных внутренних противоречий способствовала расколу АЛНС на «Чистую лигу» и «Стабильную лигу». 28 окт. 1958 г. У Ну передал власть Не Вину и военным, к-рые сформировали новое правительство. В 1960 г. партия У Ну «Чистая лига» одержала победу на выборах в парламент. У Ну вновь стал премьер-министром. По его инициативе буддизм получил статус гос. религии. Политика У Ну вызывала недовольство армии, что привело к гос. перевороту 2 марта 1962 г., в результате к-рого власть перешла к Революционному совету (РС) - орг-ции высших офицеров под рук. У Не Вина. Действие конституции было приостановлено, парламент распущен, лидеры оппозиции арестованы.

30 апр. 1962 г. РС опубликовал программу «Бирманский путь к социализму», провозгласившую необходимость строительства социалистического демократического гос-ва и социалистической экономики. Новое правительство образовало Партию бирманской социалистической программы (ПБСП) и запретило др. партии. В 1962-м - нач. 70-х гг. XX в. правительство Не Вина национализировало нефтяную промышленность, большую часть обрабатывающей и горнорудной промышленности, иностранные и национальные частные банки, внешнюю торговлю, энергетику, прессу и связь. В сер. 60-х гг. XX в. почти все иностранные миссионеры были высланы из страны (1966), а основанные ими частные школы и больницы национализированы.

Визит Президента Мьянмы Тхин Чжо в Россию. Фотография. 2016 г.
Визит Президента Мьянмы Тхин Чжо в Россию. Фотография. 2016 г.

Визит Президента Мьянмы Тхин Чжо в Россию. Фотография. 2016 г.
Социалистическая программа правительства Не Вина способствовала ухудшению жизни населения Бирмы. Оппозиция подавлялась при помощи армии. По новой Конституции 1974 г. Бирма стала именоваться Социалистическая Республика Бирманский Союз (СРБС). ПБСП провозглашалась руководящей силой Бирмы. В 20-летнем плане развития народного хозяйства предусматривался приоритет сельского хозяйства. С 1976 г. Бирма получала финансовую помощь от международного консорциума. В дек. 1987 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН Бирма получила статус наименее развитой страны. В 80-х гг. XX в. политический режим смягчился, Не Вин провел амнистию политических заключенных и в авг. 1987 г. признал возможность изменения конституции. Демонетизация бирм. валюты джа в 1987 г. привела к потере сбережений значительной частью населения. Студенческие и крестьянские волнения 1988 г. переросли во всеобщую забастовку 8 авг. В 1-й пол. сент. Национальное собрание отменило однопартийную систему. 18 сент. военные под рук. Со Маунга, сподвижника У Не Вина, захватили власть и сформировали Гос. совет по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП). Военная хунта переименовала Бирму в Союз Мьянма, а Рангун - в Янгон. Парламентские выборы 1990 г. принесли победу оппозиционной партии Национальная лига за демократию (НЛД) во главе с Аун Сан Су Чжи, дочерью Аун Сана. Военные и У Не Вин не признали победу НЛД и сформировали правительство во главе с Со Маунгом. В 1992 г. премьер-министром стал генерал Тан Шве, возглавлявший также ГСВЗП и Мин-во обороны. В 1993 г. Тан Шве для подготовки новой конституции созвал Национальное собрание, распущенное в 1995 г. в связи с тем, что НЛД бойкотировала его работу. В М. продолжались преследования национальных меньшинств, в частности шанов и каренов, а также мусульман-рохинджа. В 1997 г. Тан Шве преобразовал ГСВЗП в Гос. совет мира и развития (ГСМР). 23 июля 1997 М. вошла в АСЕАН. В 1999 г. между РФ и М. подписано соглашение о культурном сотрудничестве, в 2000 г.- Совместная декларация об основах дружественных отношений, в 2001 г.- соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

В авг.-окт. 2007 г. в М. прошла волна неповиновения властям («Шафрановая революция»), вызванная отменой субсидий нефте- и газоперерабатывающим компаниям, вслед. чего цены на топливо меньше чем за неделю выросли в 5 раз. К движению присоединились представители буддийского монашества. Среди требований демонстрантов было проведение в стране демократических преобразований. Подавление движения и аресты активистов вызвали новые международные санкции. В нач. мая 2008 г. на адм. область Иравади обрушился циклон Наргис, унесший жизни более 130 тыс. чел. и причинивший ущерб в размере 10 млрд долл. США. В 2008 г. после общенационального референдума ГСМР объявил о принятии новой конституции, введении системы «дисциплинированной демократии», при которой четверть мест в обеих палатах парламента резервировалась за военными. Тогда же правительство объявило о том, что парламентские выборы пройдут в 2010 г. В окт. 2010 г. Союз Мьянма был переименован в Республику Союз Мьянма, в нояб. состоялись выборы в Палату депутатов и Народную ассамблею 2-палатного парламента, после к-рых члены ГСМР подали в отставку, однако Тан Шве сохранил за собой пост главы гос-ва.

13 нояб. 2010 г. была освобождена Аун Сан Су Чжи, к-рая по разным обвинениям с 1988 г. провела под домашним арестом в общей сложности 15 лет. 31 янв. 2011 г. начала работу Ассамблея Союза (парламент М.). 30 марта 2011 г. был распущен ГСМР, в отставку ушел Тан Шве. В 2011-2012 гг. были проведены реформы, направленные на либерализацию режима. Ок. 300 политических заключенных были освобождены, учреждена Национальная комиссия по правам человека, были разрешены профсоюзы и забастовки, смягчена цензура. В дек. 2011 г. М. посетила госсекретарь США Х. Клинтон, а в нояб. 2012 г.- Президент США Б. Обама. В янв. 2012 г. Правительство М. и Каренский национальный союз заключили перемирие, формально приостановившее продолжавшееся с 1948 г. противостояние. На дополнительных выборах в парламент 1 апр. 2012 г. победу одержала НЛД, получив 41 из 44 мест. В 2014 г. М. председательствовала в АСЕАН. В нояб. того же года в Янгоне прошел IX Восточноазиатский саммит, в работе к-рого приняли участие Президент США Обама и Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев.

На выборах 2015 г. победу одержала оппозиционная НЛД во главе с Аун Сан Су Чжи. Новый парламент открылся 1 февр. 2016 г. 15 марта был избран 1-й невоенный Президент независимой М.- Тхин Чжо. 6 апр. 2016 г. Аун Сан Су Чжи заняла специально созданный для нее пост гос. советника. 19 мая 2016 г. в рамках саммита Россия-АСЕАН в Сочи состоялась встреча Тхин Чжо с Президентом РФ В. В. Путиным.

История христианства в М.

Католицизм

Католическая церковь св. Иосифа в Мандалае. 1894 г.
Католическая церковь св. Иосифа в Мандалае. 1894 г.

Католическая церковь св. Иосифа в Мандалае. 1894 г.

Христианство появилось в М. в нач. XVI в., когда на бирм. побережье высадились 1-е португ. купцы и мореплаватели, исповедовавшие католицизм (офиц. датой начала распространения католицизма в М. считается 1511). В 1548 г. Франциск Ксаверий хотел отправить для проповеди в княжество Пегу некоего свящ. Родригеса, но об этой миссии ничего не известно. В 1554-1557 гг. на территории Бирмы проповедовали франц. францисканцы. Бриту-и-Никоти, создавший в 1603-1613 гг. эфемерное королевство в Танхльине (Сириаме), обращал в католичество бирманцев, желавших жить на подконтрольной ему территории. После казни Бриту-и-Никоти его подданные-христиане были переселены Анаупхелуном в В. Бирму. В 1666 г. в Бирме служил 1 католич. священник, резиденция к-рого находилась в г. Ава. Он окормлял ок. 70 верующих и дважды в год посещал еще ок. 970 католиков, проживавших в 11 поселениях. В 1680 г. викарий Сиама Л. Лано направил в Пегу 2 священников из Парижского об-ва заграничных миссий, в 1693 г. по обвинению в шпионаже они были казнены. В 1721 г. папский легат К. А. Меццабарба направил в Аву и Пегу 2 итал. миссионеров - Сиджизмондо Кальки из ордена варнавитов и Джузеппе Виттони. В 1722 г. первый из них возглавил новообразованный викариат Пегу и Авы, попечение над к-рым было поручено итал. варнавитам. Их миссия имела определенный успех в городах Ава, Пегу, Сириам и Тауннгу. В 1728 г. Кальки умер и его место занял Пио Галлициа. Вместе с Джорджо Розетти Галлициа построил церковь и школу в Сириаме. В 1741 г. Галлициа был рукоположен в титулярного епископа папой Климентом XII. Но в 1744 г. он погиб в сражении армии правителя Пегу Смимтхо Буддакети (1740-1747) с отрядом Фламандской ОИК. В 1749 г. варнавиты Паоло Нерини и Анжело Капелло вернулись в Сириам. Новый правитель Пегу Бинья Дала (1747-1753) позволил вновь отстроить церковь, школу и больницу. В школе изучали латынь, арифметику, географию и мореплавание. Число учеников достигало 40 чел. Нерини получил сан апостолического викария Авы и Пегу от папы Бенедикта XIV. Но в 1756 г. Алаунхая захватил Сириам и казнил Нерини. В 1760-1761 гг. в М. из Италии прибыли 4 миссионера, викарием стал Джованни Перкото (1765-1776). В 1767 г. он открыл школу в Монхла, в к-рой обучались 150 чел. По поручению Перкото Мельхиорре Карпани в 1776 г. опубликовал 1-ю грамматику бирм. языка, ставшую 1-й печатной книгой, изданной в М. В 1777 г. право свободной проповеди варнавитов было подтверждено правителем из Конбаунской династии Сингу (1776-1782). В XVIII в. католики В. Мьянмы поддерживали связи с португальцами в Бенгалии.

Католич. св. миссионер свящ. К. Висмара. Фотография. 2-я пол. XX в.
Католич. св. миссионер свящ. К. Висмара. Фотография. 2-я пол. XX в.

Католич. св. миссионер свящ. К. Висмара. Фотография. 2-я пол. XX в.
К нач. XIX в. в Бирме насчитывалось ок. 5 тыс. христиан. В 1783-1806 гг. в М. работал Винченцо Санджермано (1758-1819), основавший школу в Рангуне,- автор «Описания Бирманской империи» (опубл. в 1833). В 1829 г. варнавитская миссия в М. была распущена из-за недостатка кадров и материальных средств. В 1842 г. папа Григорий XVI передал попечение над Бирмой Конгрегации облатов-миссионеров Непорочной Девы Марии, представители к-рой действовали в стране с 1842 г. Апостолическим викарием Авы и Пегу был назначен Дж. Ф. Черетти (1842-1846). Облаты открывали школы, в т. ч. для христиан-индийцев, приезжавших в М. на заработки, и для девочек; привлекли в страну сестер ордена Явления Св. Иосифа (1846) и начали проповедовать католичество среди национальных меньшинств М. Особого успеха облаты достигли у каренов. Прибывший в М. в 1840 г. облат П. М. Аббона (1806-1874) активно строил церкви, школы и больницы, а также участвовал в дипломатической борьбе за господство в Бирме между Великобританией, Францией, Римской курией и Сардинским королевством (с 1861 Италией).

В 1856 г. папа Пий IX передал духовное попечение над Бирмой Парижскому об-ву заграничных миссий. Викарием де-факто стал франц. еп. Поль Биганде (до 1894). Он составил молитвенник и жизнеописание Христа на бирм. языке, пригласил в М. членов ордена «Братья христианских школ». Миссионерские школы были открыты в Рангуне, Моламьяйне и Бассейне. Там обучались в т. ч. дети малообеспеченных семей, к-рым предоставляли приюты. Франц. миссионеры, подобно облатам, сосредоточились на проповеди католичества среди каренов, т. к. среди собственно бирманцев христ. учение не имело большого успеха. К 1866 г. в М. насчитывалось уже 7,2 тыс. христиан (в 1856 - не более 4 тыс.). В 1870 г. Пий IX разделил Бирму на 3 апостолических викариата: Юж. (Британскую) Бирму, Сев. Бирму и Вост. Бирму. Биганде остался в Юж. Бирме. В Сев. Бирму был направлен еп. Ш. А. Бурдон (1872-1887). Вост. Бирма была передана Об-ву заграничных миссий Милана. Число католич. миссионеров в 1906 г. составило 96 чел. В 1912 г. в Юж. Бирме было 58,5 тыс. католиков, в Восточной - 14,3, в Северной - 9,8 тыс. В окт. 1924 г. в миссионерский стан в Мёнглине (еп-ство Чёнгтун) прибыл итал. миссионер Клементе Висмара (1897-1988), к-рый провел в Б. в общей сложности ок. 65 лет, проповедуя и помогая жителям горных районов в вост. части страны. Особое внимание Висмара уделял помощи детям и вдовам. Согласно переписи 1931 г., христианами считали себя 331 тыс. жителей Бирмы, из них 89,6 тыс. были католиками. В 1939 г. в Мандалай прибыли представители салезианцев, которые работали в сиротском приюте св. Иосифа.

Католич. собор Святейшего Сердца Иисуса Христа в Мандалае. 1890 г.
Католич. собор Святейшего Сердца Иисуса Христа в Мандалае. 1890 г.

Католич. собор Святейшего Сердца Иисуса Христа в Мандалае. 1890 г.
Вторая мировая война привела к разрушению мн. католич. церквей и изгнанию священников. После ее завершения католики восстановили свои церкви, школы и больницы. Однако политическая нестабильность после обретения Бирмой независимости и начавшаяся гражданская война осложнили миссионерскую работу. В 1950-1955 гг. неск. католич. священников были убиты религ. фанатиками. В 1954 г. Джозеф У Вин первым из бирманцев-священников был возведен в сан ауксилиария Мандалая. В 1955 г. в Бирме была установлена католич. церковная иерархия путем создания 2 архиепископств-митрополий с центрами в Мандалае и Рангуне. К этому времени в стране насчитывалось 252 священника, 39 семинарий, 100 монахов, 688 монахинь, ок. 75 тыс. учеников в 367 католич. школах.

Встреча Аун Сан Су Джи с папой Франциском в Риме. 2013 г.
Встреча Аун Сан Су Джи с папой Франциском в Риме. 2013 г.

Встреча Аун Сан Су Джи с папой Франциском в Риме. 2013 г.
К сер. 50-х гг. XX в. благодаря усилиям Висмары небольшая и бедная миссия в Мёнглине превратилась в крупное поселение, в к-ром проживали ок. 4 тыс. христиан. В 1955 г. Висмара был направлен в Мёнгпин, где он основал приют (1960), школу (1961), церковь (1962) и дома для миссионеров и монахинь (1963). 4 февр. 1956 г. на 1-м общегос. евхаристическом конгрессе в Рангуне, в столетнюю годовщину прибытия еп. Биганде, кард. Валериан Грасиас, архиепископ Бомбея и Индии и папский легат в присутствии епископов, священников и прихожан Бирмы заложили камень в основание католич. большой семинарии. Ее вели иезуиты из США, в ней обучалось 8 чел. из разных еп-ств Бирмы.

В 60-80-х гг. XX в. католич. миссия в М. испытывала трудности ввиду установления социалистического гос-ва. В 1966 г. все иностранные миссионеры, прибывшие в Бирму до провозглашения независимости 4 янв. 1948 г. и не работавшие в школах, получили разрешение остаться, в то время как остальные должны были покинуть страну. С того момента католич. Церковь в Бирме находилась в руках местных уроженцев. В то время в Бирме насчитывалось ок. 120 священников и 350 тыс. католиков. По переписи 1983 г., в Бирме было 1729 тыс. христиан, из к-рых католиков было ок. 353 тыс.

С кон. 80-х гг. XX в. католич. церковная иерархия в М. успешно развивалась: в разных областях страны создавались новые еп-ства, во главе к-рых поставлялись местные священники. В 1998 г. было основано 3-е в М. архиеп-ство Таунджи, его предстоятелем стал Маттиас У Шве.

В 1996 г. в связи с обострением этнорелиг. конфликтов в ряде районов М. папа Иоанн Павел II призвал епископов М. объединить усилия с буддийскими лидерами и руководителями др. христ. конфессий в М. для противодействия подобным случаям. В окт. 2013 г. в Риме состоялась встреча папы Франциска и Аун Сан Су Чжи, в ходе к-рой обсуждались проблемы межрелиг. отношений в М.

В 2011-2014 гг. католики М. торжественно отметили 500-летие католич. Церкви в стране. 26 июня 2011 г. был беатифицирован Висмара, 24 мая 2014 г.- священник Папского ин-та заграничных миссий итальянец Марио Вергара (1910-1950) и катехизатор-бирманец Исидоро Нгеи Ко Лат (1918-1950), убитые 24 мая 1950 г. повстанцами в Вост. Бирме. 4 янв. 2015 г. папа Франциск возвел архиепископа Янгона Чарлза Маунга Бо в сан кардинала.

Англиканская церковь

Англикан. колледж Св. Иоанна в Рангуне
Англикан. колледж Св. Иоанна в Рангуне

Англикан. колледж Св. Иоанна в Рангуне
В 1825 г. в М. прибыли 1-е англикан. священники-капелланы. В 1854 г. Об-во распространения Евангелия (ОРЕ) начало проповедь в Бирме. Первым проповедником стал Т. А. Коки, прибывший в Моламьяйн и подготовивший к изданию (1862) Катехизис утренних и вечерних молитв на бирм. языке. В 1859 г. в миссионерскую школу в Моламьяйне ОРЕ отправило О. Ширса и его жену, а год спустя - Дж. Э. Маркса. В 1863 г. Маркс открыл школу в Рангуне (ныне колледж Св. Иоанна). В то же время в Рангуне была открыта школа Св. Марии для девочек. В 1868 г. по приглашению Миндона Маркс основал школу в Мандалае и начал там проповедь. В 1870 г. он открыл школы в Залуне, Хинтаде (Хензаде) и Тэйэ-Мьо. В 1872 г. началась проповедь среди тамилов (выходцев из Индии) в Моламьяйне. В 1873 г. открылась миссия в Тауннгу. В 1874 г. Дж. А. Колбек начал проповедь среди бирманцев в Кеммендине (Чимьинтайне). В 1875 г. мн. баптисты-карены из г. Тауннгу перешли в англиканство. 24 февр. 1877 г. было создано еп-ство Рангун в составе еп-ства Калькутта. Первым епископом Рангуна стал Джонатан Титком (1819-1887), рукоположенный 21 дек. 1877 г. и занимавший кафедру до 1882 г. В 1878 г. 4 карена были рукоположены во диаконы. Первым тамильским диаконом стал Сэмюэль Абише Ганатхан. В то же время началась проповедь среди китайцев Рангуна. В 1883 г. Дж. Ферклаф открыл школу катехизиса в Кеммендине. В 1886-1894 гг. в Рангуне был построен англикан. собор Св. Троицы. В 1888 г. началась проповедь англиканства в Шуэбо. В 1893 г. была открыта библейская школа св. Петра в Тауннгу. В 1894-1900 гг. началась проповедь англиканства среди чинов в Аракане и Пегу.

А. Джадсон. Худож. Дж. П. А. Хили. 1846 г. (частное собрание)
А. Джадсон. Худож. Дж. П. А. Хили. 1846 г. (частное собрание)

А. Джадсон. Худож. Дж. П. А. Хили. 1846 г. (частное собрание)
В нач. XX в. англиканство распространялось среди каренов дельты Иравади. В 1914 г. состоялся 1-й собор еп-ства Рангун. В том же году У. Ч. Б. Персер открыл в Кеммендине школу для слепых. В 1924 г. англиканин Т. Хотон начал проповедовать среди качинов. В том же году в М. прибыли представители англикан. проповеднической организации - Миссионерского об-ва библейских священнослужителей. Они сосредоточили внимание на работе в В. Мьянме и среди народа хуми в Зап. Мьянме. В 1925 г. был опубликован перевод Библии на бирм. язык, выполненный Ч. Э. Гаррадом. В 1930 г. была создана независимая Англиканская церковь Индии, Бирмы и Цейлона. В 1932 г. в Рангуне состоялась конференция англикан. духовенства. В 1935 г. в результате объединения 2 школ был создан колледж Св. Креста в Рангуне. В 1938 г. был открыт миссионерский госпиталь в Шанской национальной обл. Из-за начала второй мировой войны уже в 1940 г. часть миссионеров покинула страну. В 1941 г. оставшиеся миссионеры перебрались в В. Бирму, епископ Рангуна Дж. Уэст уехал в Индию. В 1942 г. он назначил Дж. Эпплтона архидиаконом с обязанностью окормлять верующих в М. из Индии. В июле 1945 г. Уэст вернулся в Рангун. В 1946 г. он создал 3 архидиаконства: в Дельте, Мандалае и Тауннгу. На посты архидиаконов были назначены представители местного духовенства Люк По Кун, Джон Аун Хла, Френсис А Мья. Гаррад возродил колледж Св. Креста.

В 1947 г. в рамках Англиканского Содружества была создана новая церковная провинция - Англиканская Церковь Индии, Пакистана, Бирмы и Цейлона. Библейская школа Св. Петра была перенесена из Тауннгу в Пхаан. В 1949 г. А Мья и Аун Хла были рукоположены как помощники епископа. В 1950-1955 гг. был временно закрыт колледж Св. Креста. В 1957 г. открыто архидиаконство в Моламьяйне во главе с А Мья. В 1959 г. студенты колледжа Св. Креста были отправлены на учебу за границу. 23 окт. 1960 г. лидеры англикан. молодежи были приглашены на Конференцию молодежи в Рангуне, на к-рой была образована Ассоциация англикан. молодежи.

В 1966 г. все иностранные миссионеры были вынуждены покинуть Бирму. 28 авг. 1966 г. А Мья стал 1-м епископом Рангуна из числа местных жителей. В 1970 г. была основана независимая англикан. Церковь пров. Бирма (с 1989 Церковь пров. Мьянма) во главе с архиеп. А Мья (1970-1973). В 1986 г. архидиаконство Мьичина было преобразовано в еп-ство. В 1992 г. из еп-ства Пхаан было выделено миссионерское еп-ство Тауннгу, в 1994 г. преобразованное в еп-ство. В 1994 г. в соборе Св. Троицы был открыт колледж Св. Иоанна. В 1999 г. в ц. арх. Михаила и всех ангелов в Кеммендине открыта библейская школа. В 2008 г. все епископы М. участвовали в англикан. Ламбетской конференции.

Баптисты

Первые баптисты появились в Бирме в 1807 г. В 1813 г. в Рангун прибыл Адонайрам Джадсон (1788-1850), проповедовавший баптизм в Бирме на протяжении мн. лет. Он завершил перевод Библии на бирм. язык в 1834 г. и составил бирманско-англ. и англо-бирман. словари. Огромную помощь Джадсону оказала его 1-я жена Энн Джадсон (1789-1826), сохранившая единственную рукопись перевода НЗ на бирм. язык во время первой англо-бирм. войны, когда ее муж находился в бирм. тюрьме (освобожден в 1825). Среди каренов проповедь баптизма с 1828 г. вел Джордж Дана Бордман (1801-1831), вдова к-рого Сара стала 2-й женой Джадсона. Один из первых учеников Джадсона, бывш. преступник из народа каренов Ко Тха Бью, в 30-40-х гг. XIX в. сумел обратить в баптизм множество каренов (его называют «апостолом каренов»). С 1834 г. в Бирме, сначала в Моламьяйне, а затем в Рангуне, среди каренов работали амер. миссионеры супруги Джастус (1806-1858) и Калиста Винтон (1807-1864). В 1845 г. в Рангуне была открыта Каренская баптист. теологическая семинария. К 1850 г. в Бирме насчитывалось более 10 тыс. баптистов. В 1854 г. супруги Винтон основали в Рангуне 1-е в Бирме Об-во каренской протестант. миссии.

В 1865 г. баптистские общины Бирмы объединились в Баптистскую конвенцию Бирмы со штаб-квартирой в Рангуне. Американский миссионер Ола Хансон (1864-1927) проповедовал баптизм среди качинов в 1890-1917 гг. Ему принадлежат разработка качинского латинизированного алфавита, грамматика качинского языка (джингпо), первые качинско-англ. словарь и переводы Библии на качинский язык. В 1891 г. баптисты-миссионеры открыли первый в Бирме лепрозорий в Моламьяйне.

Согласно переписи 1931 г., к баптистам причисляли себя 212 990 чел. После второй мировой войны баптист. руководство Каренского национального союза выступало за отделение от Бирмы под протекторатом Великобритании. По переписи 1983 г., баптистов насчитывалось 1 129,8 тыс. чел. В наст. время в рамках проекта «Баптистская миссия Золотой Мьянмы» планируется за 10 лет (2014-2024) открыть в стране 1200 церквей.

Методизм

Баптистская церковь в Моулмейне среди деревьев, посаженных А. Джадсоном. Кон. XIX в.
Баптистская церковь в Моулмейне среди деревьев, посаженных А. Джадсоном. Кон. XIX в.

Баптистская церковь в Моулмейне среди деревьев, посаженных А. Джадсоном. Кон. XIX в.
В 1870 г. амер. методисты во главе с Дж. М. Тоберном, прибывшие в Н. Бирму из Индии, основали в Рангуне 1-ю церковь, объединившую 29 чел. В 1881 г. сюда прибыли представители Женского об-ва зарубежных миссий, которые в следующем году основали школу для девочек. В 1884 г. Методистская церковь в Бирме стала отд-нием в составе Конференции Юж. Индии. В 1892 г. Бирмское отд-ние стало Бенгало-бирманской конференцией, а в 1902 г.- Конференцией бирмской миссии во главе с еп. Ф. У. Уорном. В 1950 г. Бирмская ежегодная конференция была включена в состав новообразованной Центральной конференции Юго-Вост. Азии. В 1964 г. решением Генеральной конференции была создана автономная Методистская церковь Союза Мьянма, к-рую в 1965 г. возглавил местный уроженец Лим Си Син. В 1987 г. был основан Методистский теологический ин-т. В 1994 г. Конференция раскололась на 2 группы, каждую из к-рых возглавил свой епископ, но в 2000 г. они вновь объединились.

В В. Бирме с 1887 г. проповедь вели представители Британского методистского миссионерского об-ва. Центром их деятельности стал Мандалай, откуда методизм распространился на равнинные и горные районы В. Бирмы. Миссия учредила библейскую школу (с 1937 - Теологический ин-т, с 1987 - Мьянманский теологический колледж). В 1964 г. Методистская церковь В. Бирмы стала автономной. В наст. время Церковь поддерживает Теологический ин-т в Тахане (Калеве), относящийся к Мьянманскому теологическому колледжу, и 2 больницы.

Пятидесятники и харизматы

Первые пятидесятники из Ассамблей Бога в Юго-Зап. Китае проникли в Бирму в 20-х гг. XX в. В 1931 г. в пятидесятничество обратились племена лизу и раванг (Качинская национальная обл.). Большую роль в распространении пятидесятничества сыграли супруги Леонард и Олив Болтон и Клиффорд и Лавада Моррисон. Несмотря на почти полное уничтожение пятидесятничества в годы япон. оккупации Бирмы, Ассамблеям Бога удалось сохраниться. В 70-х гг. XX в. среди представителей народа чин-зоми, исповедовавших баптизм, началось движение за обновление, лидером которого стал пастор Хау Лиан Кхам (1944-1995), основавший и возглавивший орг-цию Ассамблей Бога в М. В 1979 г. он открыл в Рангуне Главный евангелистский колледж, где преподавал до своей смерти. В 1987 г. в Рангуне от орг-ции Ассамблей Бога откололась харизматическая Церковь полного Евангелия во главе с представителем народа чин пастором Дам Суан Муном (род. в 1955). В 1996 г. при его содействии в Янгоне был открыт Центр по изучению Библии, к-рый к 2012 г. подготовил 2 тыс. выпускников. В этой Церкви службы проводят с использованием совр. музыки на бирм., англ. языках и языке чин-зоми, признается жен. священство. Воскресные службы в Янгоне посещают ок. 3 тыс. чел.

Лит.: Knowles J. D. Memoir of Mrs. Ann H. Judson, Wife of the Rev. Adoniram Judson, Missionary to Burmah. L., 1829; Purser W. C. B. Christian Missions in Burma. L., 19132; McLeish A. Christian Progress in Burma. L., 1929; Anderson C. To the Golden Shore: The Life of Adoniram Judson. Boston, 1956; Холл Д. Д. Е. История Юго-Восточной Азии. М., 1958; Васильев В. Ф. Очерки истории Бирмы, 1885-1947. М., 1962; он же. Бирма на новых рубежах. М., 1965; он же. История Мьянмы/Бирмы, XX век. М., 2010; Козлова М. Г. Бирма накануне английского завоевания. М., 1962; она же. Английское завоевание Бирмы. М., 1972; Wa M. S. Burma Baptist Chronicle. Rangoon, 1963; Берзин Э. О. Католическая церковь в Юго-Вост. Азии. М., 1966; Trager H. G. Burma through Alien Eyes: Missionary Views of the Burmese in the XIXth Cent. N. Y., 1966; Htin Maung Aung. A History of Burma. N. Y.; L., 1967; idem. Burmese History before 1287: A Defense of the Chronicles. Oxf.; L., 1970; Maung Maung. Burma and General Ne Win. Rangoon, 1969; idem. Burmese Nationalist Movements, 1940-1948. Edinb., 1989; idem. The 1988 Uprising in Burma. New Haven, 1999; Гаврилов Ю. Н. Борьба за независимость и прогрессивные преобразования в Бирме. М., 1970; Yegar M. The Muslims of Burma: A Study of a Minority Group. Wiesbaden, 1972; Tegenfeldt H. G. A Century of Growth: The Kachin Baptist Church of Burma. South Pasadena (Calif.), 1974; Такин Чит Маун. Заметки о полит. жизни Бирмы, 1962-1971. М., 1976; Всеволодов И. В. Бирма: Религия и политика: (Буддийская сангха и гос-во). М., 1978; Бирма: Справ. М., 1982; Spiro M. E. Buddhism and Society: A Great Tradition and Its Burmese Vicissitudes. Berkeley; L., 19822; Aung-Thwin Michael. Pagan: The Origins of Modern Burma. Honolulu, 1985; idem. Myth and History in the Historiography of Early Burma: Paradigms, Primary Sources, and Prejudices. Athens, 1998; idem. The Mists of Ramanna: The Legend that was Lower Burma. Honolulu, 2005; Taylor R. H. The State in Burma. L., 1987; Cernea R. F. The Last Burmese Jews // B'nai B'rith Intern. Jewish Monthly. Wash., 1988. N 102 (10). P. 26-30; Johnson R. G. History of the American Baptist Chin Mission: A History of the Introd. of Christianity into the Chin Hills of Burma by Missionaries of the American Baptist Foreign Mission Society during the Years 1899 to 1966. Vallay Forge, 1988. 2 vol.; Than Tun. Essays on the History and Buddhism of Burma. Whiting Bay, 1988; Naw H. Biblical Basis of Church Growth and its Application to the Kachin Baptist Church of Burma: Diss. Bannockburn, 1990; Дарченков Д. В. У Ну и государственное развитие Бирмы. М., 1997; Листопадов Н. А. Особенности внешней политики Мьянмы (Бирмы). М., 1998; он же. По стопам Будды. М., 2005; он же. На землях Будды. М., 2006; Gheddo P. Prima del sole: L'avventura missionaria di padre Clemente Vismara. Bologna, 19983; Tuan Khaw Kham Ngaihte L. Christianity in Myanmar and its Progress. Yangon, 1998; Кириченко А. Е. Ранняя история Мьянмы (до XI в.) в бирманских хрониках: Легенды и реальность // Восток: история, филология, экономика. М., 1999. Вып. 1. С. 23-48 ; он же. Основные формы организации буддийской сангхи Мьянмы в ист. перспективе (XI-XX вв.) // ВМУ: Вост. 2004. № 4. С. 165-184; он же. Бирманские государевы хроники (йазэвин): Современный этап изучения // Там же. 2006. № 1. С. 27-43; он же. Организация патронажа и придворное монашество как особая категория в буддийской сангхе Мьянмы в XVII-XVIII вв. // Там же. 2008. № 4. С. 3-24; он же. Историографические и социальные особенности монашеского историописания Мьянмы XVII-XIX вв. // Там же. 2011. № 4. С. 3-23; он же. Буддийское реформаторство и роль монашества в развитии буддийской общественной мысли в Мьянме в XIX - нач. XX в. // Там же. 2015. № 1. С. 47-64; idem (Kirichenko A.). Dynamics of Monastic Mobility and Networking in the XVIIth-and XVIIIth-Cent. Upper Burma // Buddhist Dynamics in Premodern and Early Modern Southeast Asia / Ed. D. C. Lammerts. Singapore, 2015. P. 333-372; Consolini F. Positio super vita, virtutibus et fama sanctitatis Clementis. R., 2001; Steinberg D. I. The State of Myanmar. Wash., 2001; Chin Khua Khai. Pentecostalism in Myanmar: An Overview // Asian J. of Pentecostal Studies. 2002. Vol. 5. N 1. P. 51-71; Sakhong L. H. In Search of Chin Identity: A Study in Religion, Politics and Ethnic Identity in Burma. Cph., 2003; Ngun Ling S. Ecumenical Resources for Dialogue between Christians and Neighbors of other Faiths in Myanmar. Yangon, 2004; Vismara C. Il Santo dei bambini. Bologna, 2004; Цеханова Л. Политика ГСМР в религиозном вопросе // Юго-Вост. Азия: Актуальные проблемы развития. М., 2006. Вып. 9. С. 359-369; Naidu S. K. Buddhism in Myanmar. Delhi, 2008; Aung-Thwin Michael A., Aung-Thwin Maitrii. A History of Myanmar since Ancient Times: Traditions and Transformations. L., 2012; Симония А. А. Буддистский радикализм в Мьянме // Азия и Африка сегодня. М., 2014. № 5. С. 27-32; она же. Христианские общины в Бирме/Мьянме: История и современность (XVI-XXI вв.) // Христианство в Южной и Вост. Азии: История и современность. М., 2016. С. 195-212; Theology under the Bo Tree: Contextual Theologies in Myanmar / Ed. S. Ngun Ling, D. K. Zau Nan. Yangon, 2014; Ciin Sian Khai. Buddhist-Christian Dialogue: A Way Toward Peaceful Co-Existence in Myanmar. Hamburg, 2015; Zam Khat Kham. Burmese Nationalism and Christianity in Myanmar: Christian Identity and Witness in Myanmar Today: Diss. St. Louis, 2016.
А. О. Захаров