Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОРОЗОВА
47, С. 40-43 опубликовано: 13 января 2022г.


МОРОЗОВА

Феодосия Прокопьевна (в иночестве Феодора) (21.05.1632, Москва - 2.11.1675, Пафнутиев Боровский мон-рь), боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества. Основным источником сведений о ее жизни является «Житие боярыни Морозовой», написанное ее старшим братом Федором Соковниным (авторство доказано Н. В. Понырко). Род. в семье московского дворянина Прокопия Федоровича Соковнина и его жены Анисьи Никитичны (урожд. Наумовой). П. Ф. Соковнин († 1662) первоначально служил воеводой в отдаленных городах: на Мезени и в Кевроле (1624-1626), в Енисейске (1634-1636), в 1631-1634 гг. был посланником в Крыму. После 1648 г. как родственник первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской занял видное положение при царском дворе; на царской свадьбе в янв. 1648 г. шел за санями невесты, в 1650 г. получил чин окольничего, в 1650-1652 гг. сопровождал царя в загородных поездках, в 1654-1656 гг. оставался в Москве «оберегать царицу». Старший сын П. Ф. Соковнина добился еще больших успехов: стольник (1648-1669), дворецкий царицы (1669), думный дворянин (1670), окольничий (1676-1682), боярин (с 1682) (Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. М., 1887. Т. 2. С. 403-404). Положение Соковниных при царском дворе укрепил брак (в 1649) старшей дочери П. Ф. Соковнина Феодосии с боярином Г. И. Морозовым, братом крупнейшего землевладельца своего времени Б. И. Морозова (ок. 1590 (ок. 1600?) - 1661), к-рый был воспитателем царя Алексея Михайловича и его свояком (2-м браком был женат на сестре царицы, Анне Ильиничне Милославской). В дальнейшем принадлежность ближайших родственников М. к высшим придворным кругам и ее самой к придворной элите не смогла поколебать твердости М. в исповедании дореформенного благочестия, но во многом повлияла на отношение царя к ее оппозиционным настроениям.

В 1650 г. М. родила сына Ивана, он унаследовал громадное состояние не только своего отца, но и дяди, Б. И. Морозова, к-рый умер бездетным. После смерти Г. И. Морозова в 1662 г. дом М. в Георгиевском приходе к северу от Кремля стал прибежищем сторонников «старой веры». С весны до 22 авг. 1664 г. здесь жил вернувшийся из сибир. ссылки протопоп Аввакум Петров. Нек-рое время проживали юродивый Киприан и духовный сын протопопа Аввакума юродивый Феодор, с к-рым у М. вышел конфликт. В 1664 г. здесь жил юродивый Афанасий (в иночестве Авраамий), старообрядческий писатель, автор историко-полемического соч. «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения». Вместе с сестрой кнг. Е. П. Урусовой М. стала духовной дочерью протопопа Аввакума. Приверженность М. «старой вере» основывалась не только на круге ее общения, но и на ее грамотности и начитанности. По свидетельству Жития, Б. И. Морозов любил беседовать со своей снохой: «И седящи на мног час, беседоваху духовная словеса. И провождающи ю, глаголаше: «Днесь насладихся паче меда и сота словес твоих душеполезных»» (Понырко. 2010. С. 141).

По сообщению Ф. П. Соковнина, М., овдовев, предалась подвигам благочестия, носила власяницу (Там же). Однако письма протопопа Аввакума к М. свидетельствуют о том, что после смерти мужа М. жила как придворная боярыня, активно занималась управлением имениями, имела любовную связь (ПЛДР. 1988. С. 582, 586). М. отличалась широкой благотворительностью: жертвовала бедным, выкупала должников, разносила милостыню по тюрьмам, делала большие вклады в монастыри и церкви, содержала богадельню на своем дворе («прокаженных в дому своем упокоеваше» - Понырко. 2010. С. 141).

После отправки Аввакума в ссылку на Мезень начались открытые выступления М. в защиту «старой веры». По поручению царя осенью 1664 г. М. уговаривали Иоаким (Савёлов), архим. Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря, и Петр, ключарь Чудова монастыря. Летом 1665 г. у М. была конфискована половина вотчин, по ходатайству царицы Марии Ильиничны указом от 1 окт. 1666 г. имения были возвращены. Дом М. накануне Большого Московского Собора 1666-1667 гг. был, по свидетельству Аввакума, одним из книжных центров, где создавались тексты в защиту старообрядческой доктрины: М. «прилежаше о благочестии... собираше бо други моя тайно в келью... и писавше выписки на ересь никониянскую, готовляше бо, ожидающе Собора праваго» (БЛДР. 2013. С. 223).

В своем московском доме М. устроила тайный жен. мон-рь: по рекомендации инока Симонова мон-ря Трифиллия она пригласила инокиню Меланию (в миру Александра Григорьевна) и «изволи ю в матерь себе избрати. И… отдадеся ей под начал и до конца отсече свою волю» (Понырко. 2010. С. 141). М. стала вести более замкнутую жизнь, проводя время в строгом посте и молитве, часто по утрам совершала поклонение московским святыням, находившимся в Успенском соборе и Чудовом мон-ре. В апр. 1670 г. оказавшийся в Москве Досифей, игум. Беседного во имя святителя Николая монастыря, тайно постриг М. в монашество с наречением имени Феодора.

22 янв. 1671 г. М. демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной, где ей предстояло «в первых стояти и титлу царскую говорити» (Там же. С. 146). Заключение 2-го брака царя стало катализатором активного соперничества дворцовых группировок в борьбе за власть и имущественные интересы; подверглись опале мн. родственники М., составлявшие один придворный клан с Милославскими, из рода к-рых происходила 1-я супруга царя. На этом фоне развивался и необратимый конфликт М. с царем, имевший, как показал П. В. Седов, не только религиозную, но и придворную, и имущественную стороны. М. дважды оказала неповиновение царю в связи с частичной конфискацией имений: в 1662 г., после смерти мужа, и в 1670 г., после смерти тестя - И. В. Морозова. Царь Алексей Михайлович считал себя одним из наследников Морозовых и часть их обширных вотчин отписал в казну.

В конце лета 1671 г. к М. был прислан с выговором от царя боярин Б. И. Троекуров, через месяц - кн. П. С. Урусов (М. приходилась ему свояченицей), «еже бы покорилася, приняла новоизданныя их законы», а если не послушает, «быти бедам великим» (Понырко. 2010. С. 146). Ее непреклонный отказ вызвал гнев царя. В ночь на 16 нояб. 1671 г. М. была взята под стражу вместе с кнг. Урусовой. 18 нояб. сестер допрашивали в Чудовом мон-ре Крутицкий митр. Павел и архим. Чудова мон-ря Иоаким. Сестры решительно отказались причащаться по Служебникам новой печати, назвав власти предержащие еретиками. Первоначально они сидели в оковах в подклете дома М., затем М. отправили в заключение на бывш. подворье Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря на Арбате, Урусову - в московский во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастырь на Чертолье. Эпизод, когда М. везли мимо Чудова монастыря на дровнях, а она, надеясь, что ее увидит царь, демонстративно подняла правую руку с двуперстием, послужил сюжетом для картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887).

В кон. 1671 - нач. 1672 г. умер сын М. стольник Иван Глебович, в янв. 1672 г. все имущество М. было распродано, вотчины розданы боярам, в т. ч. отцу царицы К. П. Нарышкину. Братья М. в 1672 г. были отправлены из Москвы: Федор - в г. Чугуев на воеводство, Алексей - в г. Острогожск (Рыбное). Единомышленницу М. Марию Герасимовну Данилову после 22 апр. 1672 г. заключили в подвале Стрелецкого приказа; поместья ее мужа А. И. Данилова также были конфискованы. М. неоднократно и безуспешно увещевал Рязанский митр. Иларион. В заключении М. удалось получить причастие от игум. Иова Льговского. Зимой 1672 г. (по предположению Седова) или 1673 г. (т. зр. А. И. Мазунина) М., Урусову и Данилову подвергли жестоким пыткам. Предполагалась казнь М.- сожжение в срубе на Болотной пл. в Москве. После смерти патриарха Питирима 19 апр. 1673 г. М. перевели в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь, чтобы исключить возможность ее посещения единомышленниками, в т. ч. из числа придворных, затем в Хамовную слободу, во двор старосты. После безуспешной попытки заступничества царевны Ирины Михайловны в кон. 1673 - нач. 1674 г. царь приказал отправить 3 узниц в Боровск в жестокое заточение. 10-12 янв. 1675 г. боровских заключенных тайно навестили близкие М. люди, среди к-рых были инокиня Мелания, старица Елена Хрущова и Ф. П. Соковнин, названный в Житии «большим братом». После 10 апр. 1675 г. расследование «о приходе и о приношении» производил подьячий Стрелецкого приказа П. Бессонов, отобравший у заключенных женщин книги, иконы, одежду и пищу. В кон. июня 1675 г. по распоряжению дьяка Стрелецкого приказа Ф. Кузмищева были сожжены 14 боровских тюремных «сидельцев», среди к-рых были Иван, слуга М., и ее соузница инокиня Иустина. В остроге «учинили» глубокую земляную тюрьму, куда перевели М., Урусову, а после смерти последней Данилову. Под страхом смертной казни охране запретили давать узницам пищу и питье. От голода М. умерла в ночь на 2 нояб. На могиле сестер после 1682 г. их братья Федор и Алексей Соковнины положили надгробную плиту (ныне утрачена).

На основании свидетельств современников можно судить о том, что М. была начитана в богословской лит-ре, находилась в гуще ожесточенных споров старообрядцев с приверженцами реформы. «Прилежаще бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских и апостольских... Многими деньми со мною беседующе и разсуждающе о душевном спасении»,- писал протопоп Аввакум (БЛДР. 2013. С. 222). Из послания инока Авраамия «к некоей дщери Христове» явствует, что М., «сама исполнена благоразумия полезных словес», вопрошала Авраамия «о всяких тайнах», связанных со взглядами приверженцев старины (МДИР. 1887. Т. 8. С. 365-370).

Старообрядческая часовня на предполагаемом месте захоронения Ф. П. Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой в Боровске. 2002–2005 гг. Архит. А. П. Долнаков. Фотография. 2016 г.
Старообрядческая часовня на предполагаемом месте захоронения Ф. П. Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой в Боровске. 2002–2005 гг. Архит. А. П. Долнаков. Фотография. 2016 г.

Старообрядческая часовня на предполагаемом месте захоронения Ф. П. Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой в Боровске. 2002–2005 гг. Архит. А. П. Долнаков. Фотография. 2016 г.
По упоминаниям современников можно предположить, что М. была адресатом посланий мн. деятелей раннего старообрядчества и, по-видимому, много писала сама. Из эпистолярного наследия М. сохранилась часть ее переписки с протопопом Аввакумом 1669-1670 гг., к-рая попала в руки властей и отложилась в фонде Тайного приказа (личной канцелярии царя Алексея Михайловича): 4 письма протопопа Аввакума из Пустозерска, 2 письма М. протопопу Аввакуму в Пустозерск и одно - его жене Анастасии Марковне на Мезень, датируемые 1669 г. (одно письмо протопопу Аввакуму написано собственноручно, 2 других - под диктовку, но в письме к Анастасии Марковне М. сделала приписку). В посланиях М. нет рассуждений по догматическим и вероисповедным вопросам. Это письма хозяйки, матери, сокрушающейся «в суетах мирских и душевных печалех». В письмах, написанных до ареста М., речь идет о ее ссоре с юродивым Федором («лукав есть и зело злокознен»), о посылке боярыней денег, содержится просьба о благословении на возможную женитьбу сына. Письма и М. и протопопа Аввакума 1669-1670 гг. являются образцами частной переписки. Иной характер имеют 2 письма протопопа Аввакума М. и ее соузницам кнг. Урусовой и Даниловой: одно письмо 1672 - нач. 1673 г. в Москву, другое - 2-й пол. 1673-1675 г. в Боровск. Автор укрепляет страдалиц в вере и в намерении пострадать за свои убеждения, уже в 1-м письме называя их «новыми исповедницами Христовыми» (БЛДР. 2013. С. 217). Эти послания, касающиеся вероисповедных вопросов, были сохранены старообрядцами и распространялись позже в списках. Такое же большое значение имело и др. сочинение Аввакума - «О трех исповедницах слово плачевное», панегирик, явившийся откликом автора на известие о смерти боровских узниц. Вместе с тем в тексте содержатся ценные свидетельства современника-очевидца о жизни и стоянии за веру московской боярыни.

Описание лицевое Жития Феодосии Прокопиевны Морозовой». Рисунок. Нач. XIX в. Мастерская М. Григорьева
Описание лицевое Жития Феодосии Прокопиевны Морозовой». Рисунок. Нач. XIX в. Мастерская М. Григорьева

Описание лицевое Жития Феодосии Прокопиевны Морозовой». Рисунок. Нач. XIX в. Мастерская М. Григорьева
Как установил Мазунин, Житие М. дошло в 3 редакциях - Пространной, Сокращенной и Краткой. Из них самой ранней и наиболее близкой к авторскому тексту, созданному вскоре после смерти боровских узниц (между 1675 и 2-й пол. 1677), является Пространная редакция. Скорее всего в нач. XVIII в. была составлена Сокращенная редакция: из нее устранены упоминания о ряде лиц и ситуаций, описанных в Пространной редакции. Не позднее нач. 30-х гг. XVIII в. в старообрядческом Выголексинском общежительстве была создана Краткая, риторически украшенная редакция Жития, затем несколько переработанная при составлении Семеном Денисовым (см. в ст. Денисовы) «Винограда Российского» (1730-1733).

Распространение в рукописных списках Жития М. свидетельствует о широте ее почитания старообрядцами. Мазунин выявил 14 списков Пространной редакции, 12 списков Сокращенной редакции и 12 списков Краткой редакции (не считая многочисленных списков «Винограда Российского»), относящихся к кон. XVII - нач. XX в. Помимо неск. лицевых списков Жития известна настенная рисованная картинка «Описание лицевое Жития Феодосии Прокопиевны Морозовой» (аналогичный лист посвящен Житию протопопа Аввакума), созданная в Москве в нач. XIX в. в старообрядческой мастерской М. В. Григорьева.

В нач. XX в. старообрядцы Белокриницкой иерархии подняли вопрос о прославлении старообрядческих мучеников, в т. ч. М. и ее соузниц. 30 авг. 1909 г. Освященный собор постановил собрать и изучить все сведения, относящиеся к «мученикам за древнее церковное благочестие». В Совете при Московской архиепископии это поручение исполняли Нижегородский еп. Иннокентий (Усов) и Ф. Е. Мельников. Соборы 1911 и 1912 гг. заслушали доклады о ходе работы. 31 мая 1917 г. Освященный собор епископов постановил «старообрядческих мучеников прославить и описать их жития». Вызвал обсуждение вопрос: совершать службы этим св. мученикам по Общей Минее или следует составить каждому из них особую службу. Вопрос был поставлен на голосование, большинство участников собора высказались за составление особых служб. Сохранившийся сборник «Службы и жития святых старообрядческих мученик, пострадавших в XVII столетии» (Машинопись с авторской правкой, 20-е гг. XX в. Частное собрание) включает написанные еп. Иннокентием (Усовым) «Службы святым мученикам и исповедникам, иже за древнее благочестие пострадавшим» (С. 1-152) и краткие «Жития святых мученик и исповедник, иже за древнее благочестие пострадавших» (С. 153-300). В качестве основы своего труда еп. Иннокентий избрал «Виноград Российский», причем житийные повествования и службы сборника по информативности не превосходят соответствующие главы выговского памятника. В этом сборнике еп. Иннокентия память боровских узниц приурочена к 11 сент. («Месяца септеврия в 11 день, святых великомучениц и исповедниц Феодосии, нареченныя во инокинех Феодоры, и Евдокии, сестры ея, и с ними инокини Иустины и Марии, иже в Боровске пострадавших»). Эта память повторяется в современных календарях Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) (Белокриницкой иерархии). В 1912 г. был создан Комитет по сооружению памятника на месте погребения М. и кнг. Урусовой, в который входили П. П. Рябушинский, М. И. Бриллиантов, А. И. Морозов и др., однако строительство не состоялось. Идея была возобновлена в 2000 г. решением 1(19) Учредительного Всероссийского съезда старообрядцев РПСЦ: в 2002-2005 гг. на месте захоронения М. и кнг. Урусовой была воздвигнута мемориальная часовня по проекту новосибирского архит. А. П. Долнакова.

Ист.: Барсков Я. Л. Памятники первых лет рус. старообрядчества. СПб., 1912. С. 35-42. (ЛЗАК; 24); Повесть о боярыне Морозовой / Подгот. текстов и исслед.: А. И. Мазунин. Л., 1979; ПЛДР. XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 455-484, 580-586; Повесть о боярыне Морозовой / Сост., подгот. текстов, пер. и примеч.: Н. С. Демкова. М., 1991; Житие протопопа Аввакума. Житие инока Епифания. Житие боярыни Морозовой / Изд. подгот. Н. В. Понырко. СПб., 1994. С. 108-150; Понырко Н. В. Три жития - три жизни: Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии. СПб., 2010; БЛДР. 2013. Т. 17. С. 212-227, 255-290.
Лит.: Мазунин А. И. Морозова Феодосия Прокофьевна // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 364-366; он же. Повесть о боярыне Морозовой // Там же. Ч. 3. С. 82-85; Иткина Е. И. Рисованные настенные картинки на тему Житий протопопа Аввакума и боярыни Морозовой // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999. Вып. 2. С. 419-427; Козлов В. Ф. Моск. старообрядчество в 1-й трети XX в. // Там же. С. 190-239; Лукаш И. С. Боярыня Морозова // Златоструй. Рига, 2000. Вып. 3. С. 10-23; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.); Осипов В. И. «…B Боровеск, на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. Калуга, 2007; Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола / Пер. с франц.: С. С. Толстой; науч. ред. пер.: E. М. Юхименко. М., 2010 (по указ.); Семененко-Басин И. В. Прославление святых в старообрядческой Церкви в 1-й четв. XX в. // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2010. Вып. 4. С. 159-182; Кожурин К. Я. Боярыня Морозова. М., 2012. (ЖЗЛ); Понырко Н. В. Древнерус. лит-ра после Древней Руси: Служба пустозерским мученикам // ТОДРЛ. 2014. Т. 63. С. 220-237.
Е. М. Юхименко
Ключевые слова:
Старообрядцы Старообрядчество. История Морозова Феодосия Прокопьевна (в иночестве Феодора) (1632 - 1675), боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества
См.также:
АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель
АНДРОНИК († 1684), инок, старообрядец, из крестьян Каргопольск. уезда
ГЕННАДИЙ (Качалов; † дек. 1696), деятель раннего периода старообрядчества
ДОБРЫНИН Никита Константинович († 1682), один из апологетов старообрядчества
ДОСИФЕЙ (нач. XVII в.- между 1688 и 1691), один из основателей старообрядчества
ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691)