Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОНИКА
Т. 46, С. 664-667 опубликовано: 9 декабря 2021г.


Содержание

МОНИКА

Св. Моника. Фрагмент полиптиха Сан-Агостино. 1454–1469 гг. Худож. Пьеро делла Франческа (частная коллекция Фрика, Нью-Йорк)
Св. Моника. Фрагмент полиптиха Сан-Агостино. 1454–1469 гг. Худож. Пьеро делла Франческа (частная коллекция Фрика, Нью-Йорк)

Св. Моника. Фрагмент полиптиха Сан-Агостино. 1454–1469 гг. Худож. Пьеро делла Франческа (частная коллекция Фрика, Нью-Йорк)
[Лат. Monica] (331/2, Тагаста - 387, Остия), св. (пам. греч., пам. зап. 4 мая), мать блж. Августина Аврелия, еп. Гиппонского, виднейшего лат. богослова, философа, одного из великих зап. учителей Церкви. Источниками сведений о жизни М. служат произведения ее сына: «Исповедь» (Aug. Confess.; гл. IX посвящена биографии М.), письма (idem. Ep. 36, 14, 32), «О даре пребывания» (idem. De dono persev. XX 53), где блж. Августин вновь обращается к сведениям, изложенным в «Исповеди», и соч. «О блаженной жизни» (idem. De beat. vit. III), в котором М. выступает как действующее лицо произведения, составленного в форме диалога, и ей приписаны богословские рассуждения. М. также кратко упомянута в др. произведениях богослова. Во всех этих источниках видны глубокая любовь блж. Августина к матери и его признание ее мощного духовного влияния. Поздние лат. Жития М. составлены также на основе материалов «Исповеди».

М. род. в г. Тагасте (Нумидия, Сев. Африка) в христианской семье, видимо, берберского происхождения, однако принадлежавшей к римской культуре, имела неск. сестер. В юности ее воспитывала служанка, вырастившая еще отца М. Женщина пользовалась в семье большим доверием и авторитетом, т. к. ей была предоставлена забота о детях. Она отличалась очень строгим нравом, напр., невзирая на жажду, к-рую испытывали дети в жарком климате, разрешала им пить воду в ограниченных количествах только во время общего обеда. Служанка считала, что т. о. воспитывает в девочках - буд. хозяйках, в чье распоряжение попадут винные погреба, воздержанность к винопитию, поскольку у них не будет привычки вдоволь пить воду, а значит - и любую др. жидкость. Однако в случае с М. произошло так, что она не могла удержаться от желания пригубить вино, когда ее, как самую воздержанную из дочерей, посылали за ним в погреб. Сначала она пила неразбавленное вино по неск. капель, но через нек-рое время могла пить его кубками. Однажды это увидела др. служанка и назвала девушку пьяницей, желая не удержать от порока, а унизить, но чистая душа М. при этих словах очнулась от плена страсти: девушка раскаялась и навсегда оставила эту привычку (idem. Confess. IX 10).

Свадьба св. Моники. 1441 г. Мастер Антонио Виварини (Галерея Академии, Венеция)
Свадьба св. Моники. 1441 г. Мастер Антонио Виварини (Галерея Академии, Венеция)

Свадьба св. Моники. 1441 г. Мастер Антонио Виварини (Галерея Академии, Венеция)
Когда М. достигла брачного возраста, ее выдали замуж за язычника Патриция, представителя сословия куриалов, бывшего чиновником в Тагасте. Благочестивая женщина смиренно переносила невзгоды брака с человеком др. моральных устоев. Она терпела его измены и исключительную гневливость. Ее кротости удивлялись и сам Патриций, и знакомые женщины, к-рые иногда терпели побои от мужей, но никогда не видели избитой М., хотя всем было известно, насколько страшен в гневе ее супруг. На вопросы женщин, как ей удается не попадать мужу под руку, М. отвечала, что всегда обуздывает свой язык в его присутствии. В самом начале совместной жизни супругов служанки Патриция оговорили М. перед свекровью, и та была враждебно настроена к невестке, но мудрость и терпение М. заставили ее переменить отношение, и мать Патриция попросила его наказывать каждую служанку, к-рая еще раз соберется клеветать на М. и смущать покой в доме (Ibid. IX 11).

Не только члены семьи, но и знакомые вскоре заметили удивительное качество характера М.- умение гасить ссоры и мирно разрешать житейские конфликты. К ней обращались с просьбой разобраться в сложной ситуации, и она всегда находила возможность примирения, устраивающую обе стороны.

В браке с Патрицием у М. родилось 3 детей: Августин, Навигий и Перпетуя. Жизнь молодого Августина, далекая от христианского идеала, и особенно его нежелание креститься были причинами долгих духовных страданий М. Она вместе с мужем заботилась о том, чтобы Августин получил хорошее образование, надеясь, что именно знание рано или поздно приведет сына ко Христу. Она хлопотала о не состоявшейся в итоге женитьбе сына, в первую очередь надеясь, что он остепенится и примет крещение. М. тяжело воспринимала его приверженность манихейству и почти 10 лет, что сын пребывал в ереси, непрестанно молилась за него. Ей было послано видение о судьбе сына, смысл к-рого был в проявлении терпения (Ibid. III 11). Ни на день не оставляя мыслей об обращении сына, проливая обильные слезы, однажды М. обратилась к некоему епископу, бывш. манихею, с просьбой переубедить Августина, но тот, считая, что его вмешательство вызовет лишь упрямство юноши, отказал женщине со словами: «Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет» (Ibid. III 12).

В конце жизни Патриций стараниями и молитвами М. стал христианином, избавился от мн. страстных черт характера и принял крещение за неск. дней до смерти (371). Овдовев, М. решила больше не выходить замуж.

Не переставая переживать за духовное состояние Августина, М. в 383 г. отправилась за ним в Рим, в 385 г.- в Медиолан, где Августин услышал проповеди свт. Амвросия, еп. Медиоланского, и через год обратился к вере, а еще через год крестился вместе с сыном (от брака с конкубиной) Адеодатом и другом Алипием. После крещения М. вместе с Августином и др. членами семьи приняла решение вернуться в Африку.

По пути на родину они нек-рое время жили в Остии (город в устье Тибра, близ Рима), где М. скончалась. Накануне смерти М. беседовала с блж. Августином о том, что плотские удовольствия, к к-рым человек стремится на земле,- ничто по сравнению с наградой, ожидающей святых на небесах. В той же беседе М. сказала, что больше не видит радости в пребывании на земле, т. к. все ее надежды, главная из к-рых - увидеть христианином Августина, исполнились. Через нек-рое время она слегла от смертельной болезни. Сыновей она просила не заботиться чрезмерно о погребении ее тела, но постоянно поминать ее в молитвах. Августина удивило такое отношение матери к собственному погребению, т. к. на родине она проявляла об этом исключительную заботу, приготовив для себя могилу рядом с мужем. Он приписывал эту перемену предсмертному возвышению ее души. Видимо предчувствуя скорую кончину, М. говорила о смерти не только с сыном, но и с его друзьями. И когда они, удивленные мужеством, с к-рым пожилая женщина рассуждает о близкой смерти, спросили, не страшно ли ей будет умереть так далеко от родных краев, она ответила: «Ничто не далеко от Бога, и нечего бояться, что при конце мира Он не вспомнит, где меня воскресить» (Ibid. IX 12). М. скончалась на 9-й день болезни в возрасте 55 лет. Блж. Августин подробно описывает свою борьбу с тяжелой скорбью, к-рую он ощутил после смерти матери, и свои горячие молитвы о прощении ее грехов (Ibid. IX 12-13).

М. почитается как идеал христ. матери, как покровительница одиноких матерей и родителей, чьи дети встали на путь заблуждений. В визант. Синаксари, а также в календарь РПЦ память М. не включена.

Ист.: BHL, N 5999-6004; ActaSS. Mai. T. 1. Col. 473-492.
Лит.: Trapé A. Monica // BiblSS. T. 9. Col. 548-558; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 67-68.
О. Н. Афиногенова

Почитание

Похороны св. Моники. Блж. Августин отплывает из Африки. 1430 г. Мастер Оссерванца (Музей Фицуильяма, Кембридж)
Похороны св. Моники. Блж. Августин отплывает из Африки. 1430 г. Мастер Оссерванца (Музей Фицуильяма, Кембридж)

Похороны св. Моники. Блж. Августин отплывает из Африки. 1430 г. Мастер Оссерванца (Музей Фицуильяма, Кембридж)
О почитании М. до XII в. сведений нет. В средневековых сборниках стихотворений, самый ранний из к-рых относится к эпохе Каролингов (Paris. lat. 8093. Fol. 32v), сохранился текст эпитафии М., составленной бывшим консулом в 408 г. Аницием Авхением Бассом. О святой говорится как о матери блж. Августина, наставнице христиан и «матери добродетелей» (uirtutum mater). Эпитафия находилась на могиле М.: фрагмент мраморной плиты с ее текстом был обнаружен в 1945 г. близ ц. Сант-Ауреа в Остии, к-рая находится на месте позднеантичной базилики, стоявшей на пригородном кладбище и известной по упоминаниям в источниках VII-IX вв. (см.: Mastrorilli. 2007. P. 338-340, 367-371). Большинство историков вслед за Дж. Б. Де Росси полагают, что автором стихотворения был Басс (PLRE. Vol. 2. P. 219-220). Однако палеографические особенности эпитафии указывают на то, что она была выполнена скорее всего на рубеже VI и VII вв. (Boin. 2010) (об эпитафии см.: Germoni P. Epitaphe de sainte Monique // Ostia: Port et porte de la Rome antique / Éd. J.-P. Descœudres. Gen., 2001. P. 437; Mastrorilli D. La tomba di S. Monica ad Ostia: Fonti ed evidenze archeologiche // Santa Monica. 2011. P. 113-128).

Распространение почитания М. было связано с возникновением монашеских орденов, принявших Устав блж. Августина (регулярные каноники, августинцы-эремиты; см. в ст. Августинцы). Вероятно, к теме почитания святой впервые обратился каноник-августинец Готье († 1193), впосл. ставший аббатом мон-ря Арруэз, к-рый составил Житие М., основанное на «Исповеди» блж. Августина (BHL, N 6000). В 1159 г. Готье посетил Остию и узнал от каноников ц. Сант-Ауреа о гробнице М., которую незадолго до того обнаружили среди руин древнего города и перенесли в храм. Похитив часть мощей, в 1162 г. он доставил их в аббатство Арруэз, где от святыни совершались чудеса. Память перенесения мощей М. отмечалась 20 апр. (BHL, N 6001; см.: Gosse. 1786. P. 93-108).

Гробница св. Моники в ц. Сан-Агостино в Риме
Гробница св. Моники в ц. Сан-Агостино в Риме

Гробница св. Моники в ц. Сан-Агостино в Риме
После XII в. почитание М. нашло отражение в агиографической литературе и в искусстве. Сохранилось подложное послание блж. Августина о добродетелях М. (BHL, N 5999). О святой говорилось в сказании о блж. Августине в «Золотой легенде» Иакова из Варацце. Особое усердие в распространении почитания М. проявили итал. августинцы-эремиты. В 1356 г. было основано сестричество в честь М. при августинском мон-ре в Монте-Сан-Савино (пров. Ареццо). На генеральном капитуле в Имоле (1387) поминовение святой было внесено в орденский календарь. В 1399 г. был основан августинский Третий орден, посвященный М.; в 1439 г. августинцы получили право создавать братства и сестричества в честь Пресв. Девы Марии, блж. Августина и М. С XIV в. все чаще появлялись изображения святой, напр., среди рельефов на монументальной гробнице блж. Августина в Павии, сооруженной августинцами-эремитами (см.: Holgate. 2003). Почитание М. имело особое значение для женщин-христианок: образцовая жена и мать, она явила пример добродетельной жизни в миру (Gill. 1999).

Повторное обретение мощей М. в Остии было связано с попытками августинцнв-эремитов обосновать преимущественное право на духовное наследие блж. Августина в споре с регулярными канониками. По инициативе некой Джованны, жившей в Остии, эремиты испросили у папы Мартина V разрешение на поиски мощей. Гробницы М. и др. святых были обнаружены при раскопках в алтарной части ц. Сант-Ауреа; 9 апр. 1430 г. мощи святой были перенесены в Рим, в ц. Сан-Трифоне-ин-Постерула, принадлежавшую эремитам (см.: Mastrorilli. 2007. P. 362-364). Самое подробное описание обретения и перенесения мощей М. содержится в проповеди августинца Андреа Бильи († 1435), впосл. авторство было приписано папе Римскому Мартину V (BHL, N 6002-6003; см.: Casamassa. 1949). Об этих событиях говорится также в папском послании «Pia caritas» от 27 апр. 1430 г. (ActaSS. Mai. T. 1. P. 489).

На средства гуманиста Маффео Веджо (1407-1458) была построена капелла во имя М. и изготовлен серебряный реликварий для черепа святой. Веджо составил Житие М., стихотворное Похвальное слово в ее честь, 2 оффиция и сказание о перенесении мощей (BHL, N 6003b, 6003d, 6004c; см.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 491-492; Closa Farrés. 1989; Frazier. 2005. P. 488-489). Августинец Паоло Ольми († 1484) составил сводное сочинение о М., в к-рое вошли Житие святой, сказания о перенесении ее мощей и о чудесах (BHL, N 6004-6004a; см.: Frazier. 2005. P. 243). Ок. 1500 г. регулярный каноник Агостино Нови из Павии написал пространное Житие святых Августина и М. (Ibid. P. 345-346).

В XVIII в. противоречивые сведения о мощах М. вызвали полемику между франц. и итал. авторами. Болландист Д. ван Папебрук и арруэзианский историк А. А. Ж. Госс скептически относились к сведениям о перенесении мощей в 1430 г. (ActaSS. Mai. T. 1. P. 489; Gosse. 1786. P. 108-113), тогда как итал. авторы, начиная с августинца Дж. Л. Берти, отрицали достоверность сведений о перенесении мощей в Арруэз (см.: Mastrorilli. 2007. P. 337). В XX в. дискуссию продолжили августинец еп. Альфонсо Камилло де Романис и кард. Ильдефонсо Шустер, который высказался в пользу франц. версии (см.: Ronzani, Scriberras. 2014. P. 21).

В 1455 г. мощи М. были перенесены в построенную рим. августинцами-эремитами ц. блж. Августина (Сант-Агостино-ин-Кампо-Марцио). Первоначально они хранились в саркофаге со скульптурной фигурой М. на крышке, к-рую в сер. XV в. изваял Исаия да Пиза. Во время перестройки церкви мощи были освидетельствованы (1760; см.: Ronzani, Scriberras. 2014. P. 33-41). В наст. время они находятся в алтаре капеллы во имя М.

Поминовение М. обычно совершалось 4 мая. Выбор даты был связан с праздником обращения блж. Августина, к-рый августинцы-эремиты отмечали 5 мая (ActaSS. Mai. T. 1. P. 473). Меньшее распространение получила память перенесения мощей святой (9 апр.). С 1969 г. поминовение М. совершается 27 авг. (накануне дня памяти блж. Августина - см.: Calendarium Romanum. Vat., 1969. P. 29, 43, 102, 122). Эта же дата поминовения М. принята в англикан. Церкви и в Евангелической Церкви Германии.

В Римско-католической Церкви М. почитается как покровительница матерей и детей. Так, католич. св. Франциск Сальский в «Руководстве к благочестивой жизни» и в письмах к Жанне де Шанталь указывал на святую как на образцовую христианку, подавшую пример семейной жизни и самоотверженной материнской заботы (см.: Bougaud. 1872. P. 543-551). М. была провозглашена покровительницей Общества христ. матерей, основанного в 1850 г. в Лилле (Франция).

Ист.: BHL, N 5999-6004g; ActaSS. Mai. T. 1. P. 473-492; Anthologia Latina. Fasc. 2. Pars 1. Lipsiae, 1870. P. 127-128. N 670 [эпитафия М.].
Лит.: Berti J. L. De rebus gestis S. Augustini, Latinorum Patrum nobilissimi. Venetiis, 1756. P. 233-264; Gosse A.-A.-J. Histoire de l'abbaye et de l'ancienne congrégation des chanoines réguliers d'Arrouaise. Lille, 1786. P. 93-113, 550-573; Petit P.-A. Histoire de st. Monique, mère de st. Augustin. Lille, 18472; Bougaud L.-É. Histoire de st. Monique. P., 18725; MartRom. Comment. P. 131-132, 170-171, 174; Casamassa A. L'autore di un preteso discorso di Martino V // Miscellanea Pio Paschini: Studi di storia ecclesiastica. R., 1949. Vol. 2. P. 109-125; Cristiani L. Sainte Monique (331-387). P., 1959; Trapé A., Raggi A. M. Monica // BiblSS. Vol. 9. Col. 548-561; Closa Farrés J. Tradición clásica y cristiana en la «Translatio S. Monicae» de Mafeo Veggio // Helmantica. 1989. T. 40. P. 223-228; Gill M. J. «Remember me at the Altar of the Lord»: St. Monica's Gift to Rome // Augustine in Iconography: History and Legend / Ed. J. C. Schnaubelt, F. Van Fleteren. N. Y., 1999. P. 549-576; Holgate I. The Cult of St. Monica in Quattrocento Italy: Her Place in Augustinian Iconography, Devotion and Legend // Papers of the British School at Rome. 2003. Vol. 71. P. 181-206; Frazier A. K. Possible Lives: Authors and Saints in Renaissance Italy. N. Y.; Chichester, 2005; Mastrorilli D. Considerazioni sul cimitero paleocristiano di S. Aurea ad Ostia // RACr. 2007. Vol. 83. P. 317-376; Boin D. R. Late Antique Ostia and a Campaign for Pious Tourism: Epitaphs for Bishop Cyriacus and Monica, Mother of Augustine // JRS. 2010. Vol. 100. P. 195-209; Santa Monica nell'Urbe dalla tarda Antichità al Rinascimento: Storia, agiografia, arte / Ed. M. Chiabò, M. Gargano. R. Ronzani. R., 2011; Ronzani R., Scriberras J. La ricognizione delle reliquie di santa Monica in occasione del rifacimento dell'altare in S. Agostino in Campo Marzio (1758-1760) // Analecta Augustiniana. 2014. Vol. 77. P. 15-41; Clark G. Monica: An Ordinary Saint. Oxf.; N. Y., 2015.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Почитание святых в Римско-католической Церкви Моника (331/2 - 387), святая (пам. греч., пам. зап. 4 мая), мать блаженного Августина Аврелия, епископа Гиппонского
См.также:
ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
ЕКАТЕРИНА († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИУЛИЙ И ИУЛИАН (IV-V вв.?), преподобные (пам. 21 июня; пам. греч. 19 мая, пам. зап. 7, 9 и 31 янв.)
МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИПАТР еп. Бостры Аравийск., свт. (пам. греч. и пам. зап.13 июня)